Визит в Тверь Чолхана. Скорее всего, антиордынское восстание в Твери обошлось без активного участия Александра Михайловича. Князь понимал, что изгнание, а тем паче убийство Щелкана не избавят Тверь от татарского владычества; более того, повлечёт новые разорения.
14 в. 1327 г.
Выступление тысяцкого во главе восстания 1327 г. Вспомним киевское восстание 1068 г. У тверских тысяцких Борисовичей ненависть к татарам подогревалась свежими воспоминаниями о предке их рода, черниговском боярине Феодоре, казнённом в 1246 г, в Орде вместе с князем Михаилом Всеволодовичем Черниговским. Любопытно, что именно около церкви-усыпальницы Борисовичей происходили торжественные встречи останков погибших в Орде тверских князей Михаила Ярославича и Александра Михайловича. Изложенное со всей определённостью свидетельствует о том, что "Песня о Щелкане" в варианте Кирши Данилова говорит о вполне реальных деятелях восстания 1327 г. Это вновь ставит вопрос о времени появления "Песни о Щелкане", которое, на наш взгляд, может быть значительно приближено к 1327 году. Первый и наиболее интересный вариант содержится в первой части Тверского летописного сборника6 ; второй, отличаясь от первого по содержанию и стилю изложения, приписывает руководство восстанием князю Александру7 , тогда как в первом выступают безыменные тверские горожане. К этой же группе принадлежит рассказ I Псковской летописи. Сохраняя руководящую роль Александра Тверского, этот рассказ пропитан похвалами ему и дополнен весьма сочувственным описанием его пребывания во Пскове8. Рассказ о шевкаловщине в Тверском сборнике носит характер вставного, записанного со слов повествования. Его начало вполне фольклорно: злые татары посоветовали хану погубить князя Александра и других русских князей, чтобы прочнее владеть Русью; - Шевкал берётся уничтожить христианство и князей и полонить их семьи.
Это вступление по смыслу сближается с началом "Песни о Щелкане". Далее следует изложение деятельности Шевкала в Твери. Придя сюда, Шевкал согнал князя Александра с отцовского двора и занял его. Начались надругательства над народом, на- 1 Писцовые книга Московского государства, Ч. Автор анонимной статьи "Загородский посад в 1626 г. Тверь в XVII веке. История Рязанского княжества, стр. В Тверской земле тысяцкие - "тысячники" - играли значительную роль ещё в середине XV в. Лихачёв Н. Инока Фомы слово похвальное...
Лаврентьевская летопись 1068 г. Тверская летопись, ст. Воскресенская летопись, ст. Никоновская летопись, ст. И этот случай представился: 15 августа, в Успеньев день, дьякон Дюдко вёл ранним утром к Волге на водопой "кобилицу младу и зело тучну"; татары позарились на лошадь и отняли её; на крик Дюдко сбежались тверичи, а татары взялись за сабли. Тверичи не отступили, но "удариша в колоколы и сташа вечием и поворотися весь град и весь народ там часе събрашася и бысть в них замятия т. Не оставиша и вестоноши, разве еже на поли пастуси коневии пасуще и похватиша лучший жеребци и скоре бежаша на Москву и оттоль в Орду и тамо възвестиша кончину Шевкалову". Здесь, как и в "Песне о Щелкане", князь Александр не играет никакой роли; на первом плане рассказа - "люди тверичи", подобно тому как в "Песне" - вожди народа "удалые братья Борисовичи". Соловьёв отдаёт предпочтение перед другими вариантами рассказу о 1327 г. Тверского сборника, так как здесь "Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминания о замысле Шевкала относительно веры"1.
Обратим внимание на одну подробность рассказа, придающую ему особую живость и конкретность. Это - описание выхода ранним утром дьякона Дюдко с его столь любовно описанной "зело тучной младой кобылицей" и заключение рассказа, где вновь выступает осведомлённость о том, что происходит вне города, на поле, где паслись конские стада и откуда "коневии пастуси", взнуздав "лучший жеребци", помчались на Москву с тревожным известием об избиении татар. Эти подробности наводят на мысль, что этот рассказ сообщён кем-либо из этих пастухов если это не были татары , или, скорее, самим дьяконом Дюдко, любителем лошадей, имя которого вместе с именами князя и Шевкала названо в тексте2. Рассказ не носит черт книжной речи, что особенно ярко сказывается при сравнении с текстом летописных рассказов второго типа, изобилующих литературными штампами и поучительными ремарками летописца. Следует обратить внимание на место рассказа о Шевкале в Тверском сборнике. Сжатый и деловой текст летописи под 1327 г. Перед началом рассказа помещена краткая запись о получении князем Александром великого княжения, резко отличная по характеру от фольклорного начала рассказа о Шевкале: "Того же лета князю Александру Михайловичу дано княжение великое, и прииде из Орды, и седе на великое княжение". После заключения рассказа о восстании, в котором уже сообщено о гибели Шевкала, снова идут типичные летописные записи: "Той же зыми преставися Пётр Митрополит и убиень бысть Шевкаль", а дальше, под 1328 г. Дублирование сообщения о смерти Шевкала и отличие по языку рассказа о Тверском восстании от окружающего летописного текста свидетельствуют о его интерполяции и ином происхождении. На это же указывает его начальная словесная связка с предшествующим летописным текстом о получении князем великокняжеской власти: "потом, за мало дней за умножение грех ради наших".
Она напоминает те связки, когда летописец, внося в текст чей-либо рассказ, затрудняется привести его точное хронологическое определение и ограничивается общим указанием, вроде "в те же времена", "в лета те" и пр. Здесь подобная связка выглядит странно, так как в рассказе указан точно день восстания, и можно удивляться, что дата появлений Шевкала в Твери выпала. Текст Рогожского летописца, отражающий редакцию Тверского свода 1455 г.. После заключения рассказа 1327 г. Попытка упразднить повторение путём его некоторого изменения лишь ярче подчёркивает факт разрыва последовательного летописного текста вставным повествованием о Шевкале. Всё изложенное приводит к выводу, что интерполированный в Тверскую летопись рассказ о Шевкале представляет запись народного живого рассказа, сохранившего непосредственную свежесть пережитых событий. Для уточнения даты записи существенно то обстоятельство, что она не содержит описания последовавшего за восстанием 1 Соловьёв С. Летописные своды Тверского княжества. Ноябрь - декабрь 1926 г. Рогожский летописец, ст.
В этом можно видеть указание на то, что рассказ записан в том же, 1327 году, до прихода карательной экспедиции Калиты. Как увидим ниже, эта же особенность характерна и для "Песни о Щелкане", что отмечалось исследователями как историческая погрешность "Песни", образовавшаяся в результате позднейших её переработок. Рассказ о 1327 г. Политический смысл этого включения очевиден: согласно этому рассказу, Александр не повинен в восстании, это - стихийное возмущение народа, не внявшего призывам князя к терпению. Это было очень существенно для тверского князя, только что облечённого, волею хана, великокняжеским достоинством. Эта версия оправдывала его перед судом истории и ограждала от возможных преследований со стороны хана1. В этом смысле вторая версия рассказа о Шевкале отражает противоположную тенденцию. Не народ восстал, но князь призвал тверичей к оружию, он приказал зажечь двор отца своего, где скрывались татары, - за это и обрушивается на Тверь карательная экспедиция Калиты и затем начинается преследование Александра. Мы уже отмечали книжный характер данной обработки сюжета.
Конфликты и стычки тверитян с бесчинствующими ордынцами за короткое время приняли массовый характер. Недовольство подогревалось слухами о планируемом баскаком убийстве Александра и его родственников, взятии тверского престола самим Чолханом, принудительном введении магометанства. Называлась даже предполагаемая дата — 15 августа, христианский праздник Успения Богородицы. Историки полагают, что такое развитие событий в Твери было бы маловероятным, но подобные слухи характеризуют умонастроения накануне тревожных событий. Форма выполнения повинности барщина : что это такое Восстание «Взрыв» произошел спонтанно ранним утром 15 августа 1327 года по ничтожному поводу. Ханские подручные привычно попытались отнять кобылу у местного диакона Дудко. Дудко оказал сопротивление и позвал на помощь. Стремительно собралось народное вече, появились предводители и повели толпу на притеснителей. Уничтожали всех ордынцев подряд. Первой жертвой стал сам Чолхан, сгоревший вместе с теремом, где попытался укрыться и отбиваться. Среди части современных историков бытует мнение, что от слов к делу тверитяне перешли если не по прямому указанию, то с молчаливого согласия Александра Михайловича. Об этом косвенно свидетельствуют летописи не Тверские. Мятеж в Твери против Чолхана молниеносно набирал силу. Были перебиты не только знатные монголы из ближайшего окружения ордынского вельможи, но и рядовые участники посольства, а также все татары и купцы «бесермены», постоянно жившие в городе. Случайно уцелели только пастухи, которые вовремя вывели лошадей на водопой и сумели бежать. Подавление восстания Бежавшие монголы быстро добрались до Москвы. Князь Иван, признанный мастер политической интриги, верно оценил шаткое опасное положение тверского владетеля и его княжества и действовал энергично. Когда была Сталинградская решающая битва : кратко о сражении Поход объединенных сил В ставке Орды были всерьез озабочены и встревожены, монголы заподозрили в неповиновении и бунте и других русских князей. Простить убийство баскака Узбек не мог и готовил месть непокорным. Однако Русь не была еще готова скинуть иго, разобщенные князья боялись возмездия за «самоубийственное» возмущение тверян.
Если о последних мы знаем в связи с упоминанием об их трагических убийствах и связанных с этим волнениях, то о судьбе тверских тысяцких таких сообщений нет4. Видимо, здесь между тысяцкими, боярством и княжеской властью не возникало тех острых политических противоречий, которые вели к гибели тысяцких и, наконец, к исчезновению этой должности. Выступление тысяцкого во главе восстания 1327 г. Вспомним киевское восстание 1068 г. У тверских тысяцких Борисовичей ненависть к татарам подогревалась свежими воспоминаниями о предке их рода, черниговском боярине Феодоре, казнённом в 1246 г, в Орде вместе с князем Михаилом Всеволодовичем Черниговским. Любопытно, что именно около церкви-усыпальницы Борисовичей происходили торжественные встречи останков погибших в Орде тверских князей Михаила Ярославича и Александра Михайловича. Изложенное со всей определённостью свидетельствует о том, что "Песня о Щелкане" в варианте Кирши Данилова говорит о вполне реальных деятелях восстания 1327 г. Это вновь ставит вопрос о времени появления "Песни о Щелкане", которое, на наш взгляд, может быть значительно приближено к 1327 году. Первый и наиболее интересный вариант содержится в первой части Тверского летописного сборника6 ; второй, отличаясь от первого по содержанию и стилю изложения, приписывает руководство восстанием князю Александру7 , тогда как в первом выступают безыменные тверские горожане. К этой же группе принадлежит рассказ I Псковской летописи. Сохраняя руководящую роль Александра Тверского, этот рассказ пропитан похвалами ему и дополнен весьма сочувственным описанием его пребывания во Пскове8. Рассказ о шевкаловщине в Тверском сборнике носит характер вставного, записанного со слов повествования. Его начало вполне фольклорно: злые татары посоветовали хану погубить князя Александра и других русских князей, чтобы прочнее владеть Русью; - Шевкал берётся уничтожить христианство и князей и полонить их семьи. Это вступление по смыслу сближается с началом "Песни о Щелкане". Далее следует изложение деятельности Шевкала в Твери. Придя сюда, Шевкал согнал князя Александра с отцовского двора и занял его. Начались надругательства над народом, на- 1 Писцовые книга Московского государства, Ч. Автор анонимной статьи "Загородский посад в 1626 г. Тверь в XVII веке. История Рязанского княжества, стр. В Тверской земле тысяцкие - "тысячники" - играли значительную роль ещё в середине XV в. Лихачёв Н. Инока Фомы слово похвальное... Лаврентьевская летопись 1068 г. Тверская летопись, ст. Воскресенская летопись, ст. Никоновская летопись, ст. И этот случай представился: 15 августа, в Успеньев день, дьякон Дюдко вёл ранним утром к Волге на водопой "кобилицу младу и зело тучну"; татары позарились на лошадь и отняли её; на крик Дюдко сбежались тверичи, а татары взялись за сабли. Тверичи не отступили, но "удариша в колоколы и сташа вечием и поворотися весь град и весь народ там часе събрашася и бысть в них замятия т. Не оставиша и вестоноши, разве еже на поли пастуси коневии пасуще и похватиша лучший жеребци и скоре бежаша на Москву и оттоль в Орду и тамо възвестиша кончину Шевкалову". Здесь, как и в "Песне о Щелкане", князь Александр не играет никакой роли; на первом плане рассказа - "люди тверичи", подобно тому как в "Песне" - вожди народа "удалые братья Борисовичи". Соловьёв отдаёт предпочтение перед другими вариантами рассказу о 1327 г. Тверского сборника, так как здесь "Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминания о замысле Шевкала относительно веры"1. Обратим внимание на одну подробность рассказа, придающую ему особую живость и конкретность. Это - описание выхода ранним утром дьякона Дюдко с его столь любовно описанной "зело тучной младой кобылицей" и заключение рассказа, где вновь выступает осведомлённость о том, что происходит вне города, на поле, где паслись конские стада и откуда "коневии пастуси", взнуздав "лучший жеребци", помчались на Москву с тревожным известием об избиении татар. Эти подробности наводят на мысль, что этот рассказ сообщён кем-либо из этих пастухов если это не были татары , или, скорее, самим дьяконом Дюдко, любителем лошадей, имя которого вместе с именами князя и Шевкала названо в тексте2. Рассказ не носит черт книжной речи, что особенно ярко сказывается при сравнении с текстом летописных рассказов второго типа, изобилующих литературными штампами и поучительными ремарками летописца. Следует обратить внимание на место рассказа о Шевкале в Тверском сборнике. Сжатый и деловой текст летописи под 1327 г. Перед началом рассказа помещена краткая запись о получении князем Александром великого княжения, резко отличная по характеру от фольклорного начала рассказа о Шевкале: "Того же лета князю Александру Михайловичу дано княжение великое, и прииде из Орды, и седе на великое княжение". После заключения рассказа о восстании, в котором уже сообщено о гибели Шевкала, снова идут типичные летописные записи: "Той же зыми преставися Пётр Митрополит и убиень бысть Шевкаль", а дальше, под 1328 г. Дублирование сообщения о смерти Шевкала и отличие по языку рассказа о Тверском восстании от окружающего летописного текста свидетельствуют о его интерполяции и ином происхождении. На это же указывает его начальная словесная связка с предшествующим летописным текстом о получении князем великокняжеской власти: "потом, за мало дней за умножение грех ради наших". Она напоминает те связки, когда летописец, внося в текст чей-либо рассказ, затрудняется привести его точное хронологическое определение и ограничивается общим указанием, вроде "в те же времена", "в лета те" и пр. Здесь подобная связка выглядит странно, так как в рассказе указан точно день восстания, и можно удивляться, что дата появлений Шевкала в Твери выпала. Текст Рогожского летописца, отражающий редакцию Тверского свода 1455 г.. После заключения рассказа 1327 г. Попытка упразднить повторение путём его некоторого изменения лишь ярче подчёркивает факт разрыва последовательного летописного текста вставным повествованием о Шевкале. Всё изложенное приводит к выводу, что интерполированный в Тверскую летопись рассказ о Шевкале представляет запись народного живого рассказа, сохранившего непосредственную свежесть пережитых событий. Для уточнения даты записи существенно то обстоятельство, что она не содержит описания последовавшего за восстанием 1 Соловьёв С. Летописные своды Тверского княжества. Ноябрь - декабрь 1926 г. Рогожский летописец, ст. В этом можно видеть указание на то, что рассказ записан в том же, 1327 году, до прихода карательной экспедиции Калиты. Как увидим ниже, эта же особенность характерна и для "Песни о Щелкане", что отмечалось исследователями как историческая погрешность "Песни", образовавшаяся в результате позднейших её переработок. Рассказ о 1327 г. Политический смысл этого включения очевиден: согласно этому рассказу, Александр не повинен в восстании, это - стихийное возмущение народа, не внявшего призывам князя к терпению. Это было очень существенно для тверского князя, только что облечённого, волею хана, великокняжеским достоинством. Эта версия оправдывала его перед судом истории и ограждала от возможных преследований со стороны хана1. В этом смысле вторая версия рассказа о Шевкале отражает противоположную тенденцию.
После этого нашествия Москва стала постепенно возвышаться над прочими русскими княжествами. Ярлык на великое княжение Владимирское был отдан Ивану Калите и с тех пор почти всегда, за небольшими перерывами, находился в руках московского княжьего дома. Бежавший князь Александр Михайлович был прощён и смог вернуться на тверской престол, но Тверь больше не могла быть соперником Москвы. Из сообщения, что татарское войско возглавлялось пятью темниками — начальниками над десятью тысячами воинов — должно следовать, что оно могло достигать 50 тысяч человек. Из летописей мы знаем имена только двух из этих пяти военачальников — Туралык и Федорчук. Тенденция к исламизации Руси Имя Федорчук однозначно указывает на происхождение от крещёных предков, а суффикс —чук — на славянское происхождение. Из этого следует, что он был русским, перешедшим в ислам. Здесь, вероятно, кроется указание на причину, почему миссия Чолхана в Твери вызвала такое противодействие местного населения. Вспомним главные события того времени в Золотой Орде. В 1313 году на ханский престол взошёл Узбек убив своих конкурентов, как это обычно делалось. Поддержку ему оказали мусульмане. Золотая Орда того времени была государством, где ещё боролись разные верования, и ни одно не было государственным. А некоторые члены ханских фамилий даже крестились.
685 лет назад в Твери произошло одно из самых крупных на Руси восстаний против татар
Тверское восстание 1327 года (русское: Тверское восстание) было первым крупным восстанием жителей Владимира против Золотой Орды. В 1327 году в Твери вспыхнуло яростное антимонгольское восстание. Почему Иван Калита участвовал в подавлении восстания в Твери, Последствия восстания в Твери в 1327 г. Бунт Твери против Орды. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Восстание в Твери Причиной восстания жителей Твери против монголо-татарских захватчиков явились жестокие притеснения, которым подвергал горожан присланный в Тверь из Орды баскак Чол-хан Шевкал, Щелкан.
«Щелканова рать»
Это антиордынское восстание в Твери повлияло на перестроение сил в пользу Москвы и подвело итог в соперничестве Москвы с Тверью за власть в Северо-Восточной Руси. Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды. Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы. Впрочем, об этом в третьем очерке, а пока перейдем к эпизоду номер три так никем и не отснятого исторического блокбастера «Москва против Твери»12.
Восстание в Твери
Московский князь Иван Калита не мог с этим смириться. Он ждал удобного случая, чтобы заслужить доверие хана и одновременно избавиться от сильного соперника в лице тверского правителя. Поводом к восстанию послужило недовольство тверичей ордынскими сборщиками податей. Местные жители не пожелали терпеть насилие и унижения со стороны монголов.
Весь город поднялся против захватчиков. Цели восстания В 1327 году в Тверь прибыл ханский посол Чолхан Щелкан. Он изгнал тверского князя Александра Михайловича из дворца и поселился на его месте.
После этого начались великие гонения на христиан. Целями Тверского антиордынского восстания были: Освобождение города от монголо-татарских захватчиков. Возвращение Тверского престола князю Александру.
Участники восстания В восстании против ханских баскаков приняла участие большая часть тверских жителей. Поводом послужила попытка татар отнять лошадь у дьякона. Он стал сопротивляться и созвал вече.
Народ собрался очень быстро. Вскоре у толпы появились предводители. Разъярённая толпа уничтожала всех ордынцев без разбору.
Существует две летописных традиции тверская и новгородская , по-разному интерпретирующие события в Твери того времени. Тверской летописец обозначает причиной восстания насилия, творимые Чолханом, а зачинщиками — тверичей, стихийно сплотившихся в отпоре людям ордынского посла. Новгородская версия указывает на первостепенную роль в начале восстания великого князя Александра Михайловича. Крупный конфликт развязался после того как дьякон по прозвищу Дюдко попросил окружающих помочь отстоять его лошадь, которую пытались отнять татары. На помощь начал сбегаться народ, зазвонили колокола, множество татар было убито.
Недовольство народа и позиция князя Александра Грабежи и насилие вызвали сильное недовольство среди населения. Люди обращались за защитой и помощью к князю, но он только советовал «терпеть». С другой стороны, князь и его приближённые способствовали распространению слухов о скором воцарении татаро-монгольского наместника.
Начало бунта 15 августа 1327 г Попытка татар отнять лошадь у дьяка вызвала сопротивление. Ударил набат, призывающий к борьбе. Массовое истребление захватчиков тверичами и гибель самого Чолхана. Обращение за помощью Оставшиеся в живых ордынские пастухи ускакали в Москву. Александр обратился за помощью к соседям, но никто не пожелал ему помочь. Разорение Твери Федорчукова рать Московский князь Иван Калита вместе с суздальским князем отправил карательную экспедицию в Тверь. Их поддержал войсками хан Узбек. Тверь была полностью разорена и сожжена.
Подавление восстания Московский правитель Иван Калита видел в Твери сильного соперника и стремился любыми путями ослабить его. Тверское восстание было выгодно Москве. Подавление было осуществлено совместными усилиями нескольких правителей: Князя Ивана Калиты, быстро собравшего войско. Присоединившегося к нему суздальского князя Александра. Совместными усилиями Тверское восстание было подавлено.
Александр Михайлович во Пскове Если бы Александр Михайлович нашел другой способ решить проблему с Чолханом и не допустил восстания, то Тверь не пришла бы, в итоге, в упадок на много лет. Формально борьба с Москвой продолжалась еще лет 50, но, на деле, именно в 1327-м Твери было нанесено решающее поражение. На три десятка лет этот город перестал даже рассматриваться как конкурент Москвы, которая получила все.
Во-первых, безоговорочную поддержку орды с право регулировать споры между другими княжествами. Во-вторых, ярлык и возможность сбора дани, большая часть которой оседала в карманах сначала Ивана Калиты, затем — его сыновей. В-третьих, Москва вскоре получила еще и поддержку православной церкви: Владимирский митрополит перенес свою кафедру в Москву. Тверь же из одного из двух крупнейших городов Северо-Восточной Руси превратилась в своеобразное захолустье. Между тем, не случись восстания, которое могло удовлетворить потребность в мести, но глобально было обречено на провал, и Тверь сохранила бы свои достаточно крепкие позиции. Митрополит Феогност отлучил Александра Тверского от церкви Дело в том, что до 1327-го года ханы в делах Руси руководствовались принципом «разделяй и властвуй». Ярлык они часто передавали из рук в руки, следя за тем, чтобы никто не усилился чрезмерно. Таким образом, с одной стороны поддерживалась политическая конкуренция, с другой — плодилась раздробленности внутри Руси.
Так как один из конкурентов себя дискредитировал, то Орде ничего не оставалась, как отдать все на откуп Москве, проявившей преданность в сложной ситуации. Едва ли Александр мог предотвратить восстание. Его ошибка, как показало время, состояла в том, что он не сориентировался уже после него. Сил бороться с Ордой в тот момент не было ни у кого. А риск прихода карателей существовал. Тверской князь мог сам поехать к хану и представить ему свою точку зрения. Приехал бы до Калиты, смог бы убедить Узбека в том, что произошло недоразумение, и сохранил бы крепкий и мощный город, готовый к дальнейшему росту. И, возможно, поднакопив сил, Тверь все же сумела бы побороть Москву в борьбе за великокняжеский престол.
Но путь открытого выступления против Орды был самоубийством. Что изменилось бы? Он был бы веком суровый феодальных войн. Москва и Тверь рубились бы еще долго. Вот только монголы тоже слабели.
Антиордынское Тверское восстание. Кто подавил восстание в твери?
Тверской летописец обозначает причиной восстания насилия, творимые Чолханом, а зачинщиками — тверичей, стихийно сплотившихся в отпоре людям ордынского посла. Новгородская версия указывает на первостепенную роль в начале восстания великого князя Александра Михайловича. Крупный конфликт развязался после того как дьякон по прозвищу Дюдко попросил окружающих помочь отстоять его лошадь, которую пытались отнять татары. На помощь начал сбегаться народ, зазвонили колокола, множество татар было убито. Оставшиеся спасались бегством.
Начало восстания К концу лета в народе все больше назревали бунтарские настроения. Со дня на день мог произойти мятеж. Точкой кипения было 15 августа. Татары из личной охраны Чол-хана решили присвоить лошадь местного священника. Народ вступился за него, и началась перепалка. Дьякон Дудко, судя по всему, также пользовался личным уважением горожан. А оскорбление церковного человека ещё сильнее разозлило русский народ. В итоге свита была перебита. Весь город узнал о беспорядках. Народный гнев выплеснулся на улицы. Тверичи кинулись громить татар и других ордынцев. Князь Александр теоретически мог подавить бунт своими силами, однако этого делать не стал и присоединился к народу. Гнев народа Татар били повсюду. Уничтожили в том числе и купцов. Это подтверждает именно национальный характер восстания, а не только религиозный или антиправительственный. Татары массово стали бежать в княжеский дворец, где спрятался и сам Чол-хан. К вечеру народ осадил дворец и поджёг его. Сам хан и вся его свита были сожжены заживо. К утру в Твери не осталось ни одного живого ордынца. Так происходило Тверское восстание 1327. Князь понимал, что мало просто уничтожить татар. Поэтому начал подготовку к отходу из Твери. Москва Через короткое время вся Русь узнала, что произошло Тверское восстание 1327. Московский князь Калита увидел в этом выгоду. Он давно вёл соперничество с Тверью за главенство. Поэтому решил нанести удар и изменить распределение влияния в свою пользу. За короткое время он собрал войско. Ему в помощь хан Узбек выделил пятьдесят тысяч человек и своих подданных. Начался поход на юг. Через короткое время объединённые московские и татарские войска вторглись в княжество. Карательный отряд действовал очень жестоко. Горели сёла, города, убивались крестьяне. Многих забрали в плен. Почти все поселения были разорены.
Александр Тверской Своего князя в Твери любили. Почитали и его отца. Поддержка горожан и радость в Твери были велики: многие годы город соперничал с нахально выскочкой - Москвой. Поэтому посольство во главе с Чол-ханом, князь принял ласково и с почетом: царевич потребовал освободить княжеский терем для себя и своей свиты. Это было целенаправленное унижение для Александра, но князь стерпел. Кобыла дьякона Дудко А гости наглели с каждым днем. Обосновавшись в тереме хозяев, Щелкан со свитой вели себя нагло, могли и девку обесчестить, и русских торговых гостей обидеть. Люди начали роптать. По Твери понеслись слухи, что ордынцы собираются перебить княжескую семью и сам Щелкан станет Тверским князем, обратив народ насильно в ислам. Этот ропот доходил и до Александра, который убеждал народ потерпеть и ничего не предпринимать. Но, когда готова бочка с порохом, достаточно одной искры. Такой искрой и стала несчастная кобыленка дьякона по имени Дудко, которую 15 августа 1327 года попытались отнять татары из свиты Щелкана.
Чаша народного терпения переполнилась, и тверичи восстали. Волнения в городе начались ранним утром по ничтожному, казалось бы, поводу. Татары отняли лошадь у одного дьякона. Дьякон собрал вече, призвавшее тверичан к восстанию.
Туралыкова рать: как Золотая Орда подавила восстание в Твери в 1327 году
Восстание в Твери против баскака Чолхана (Щелкана) – когда и как произошло кратко. О них может говорить, например, такой факт: в тверских селах Троице-Сергиева монастыря обрабатывалась лишь одна шестьдесят седьмая часть пашни, пахавшейся накануне Смуты. Поводом к бунту против ордынцев в Твери стала попытка людей из свиты Чолхана отнять кобылу у дьякона. Антиордынское восстание в Твери 1327 года. 15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло одно из крупнейших восстаний против золотоордынского ига. В 1327 году в Твери вспыхнуло яростное антимонгольское восстание. Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига.
Антиордынское восстание в твери
Почему Иван Калита подавил восстание в Твери - Парламентская газета | Восстанию в Твери против ханского баскака Чол-хана (Шевкала, Щелкана) посвящены «Повесть о Шевкале» и песня «О Щелкане Дудентьевиче». |
Восстание татар | 1327. Восстание в Твери против татаро-монгольских завоевателей. Жители Твери восстали против татаро-монгольских угнетателей в 1327 году. Накануне чингизиды зверствовали в городе и довели местное население до точки кипения. |
Туралыкова рать: как Золотая Орда подавила восстание в Твери в 1327 году | Восстание в Твери стало закономерностью негодования произволом поработителей правящих кругов и простых людей. |
Восстание в Твери 1327 года
Тверское восстание 1327 года: значение. Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды. Оно обнажило явные проблемы Руси и дало понимание о политической конъюнктуре. Восстание в Твери против баскака Чолхана или Щелкана в 1327 году стало первым крупным выступлением в русских княжествах против ордынцев за почти сто лет от Батыева нашествия и установления ордынского ига. Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год. Православное восстание в Твери. Результатом подавления восстания в Твери стало изменение расстановки сил в северо-восточных русских княжествах. Тверское восстание 1327 года: значение. Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды. Оно обнажило явные проблемы Руси и дало понимание о политической конъюнктуре.