Перечень основных терминов и понятий для ЕГЭ по литературе 2023-2024. На сайте ФИПИ опубликован обновленный кодификатор — список рекомендуемых к прочтению произведений для ЕГЭ-2024 по литературе. Умение правильно использовать литературные термины, отвечая на вопросы ЕГЭ по литературе, заслуживает отдельного внимания при подготовке в 2023 году.
Теория по кодификатору ЕГЭ по литературе
Это значит, что большой пласт знаний просто выпадет», — пишет она в своем блоге на DTF. Однако авторы вопросов экзамена зачастую рассчитывают на знание классической русской литературы у школьников, того же ждут и вузы, проводя собственные вступительные экзамены. Поэтому Маркова утверждает, что новый кодификатор может поставить абитуриентов в неравные условия по сравнению с их более начитанными конкурентами. Изменения в проекте кодификаторов для ЕГЭ по обществознанию заметил бывший школьный учитель и правозащитник Максим Иванцов. По сравнению с планом подготовки 2023 года из документа исчезли темы «Международное право», «Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба», «Демократия, ее основные ценности и признаки», а также «Гражданское общество и государство».
Никто не отменяет знание классики русской литературы и не выкидывает ее из программы. Как и раньше, учащиеся могут приводить примеры из нее, но в тесте и темах сочинений эти произведения не попадутся. По моему мнению, экзамен по литературе стал даже проще и понятнее.
Будет меньше ситуаций, когда одному ученику попадался Пушкин или Лермонтов, и он легко выполнял задания, а другому, например, Шукшин или Распутин, до произведений которых при подготовке он мог просто не дойти. Соответственно, и баллы ученики получали разные. Теперь же четко известны произведения, которые попадутся на экзамене, а приводить примеры в заданиях, которые этого требуют, мы можем из классики. Список книг стал короче, но необходимость иметь широкий литературный кругозор тем, кто решил сдавать этот ЕГЭ, не отпала. ЕГЭ по литературе не является обязательным для поступления в вузы, поэтому по всей стране его сдают не так уж и много выпускников. Что касается новых материалов, то из них все-таки следует, что произведения Пушкина и Лермонтова знать надо и использовать придется.
Бедные дети, ведь и так перегружены информацией, а тут их еще заставляют помнить, что они проходили три года назад. Вот такая логика царствует в шариковских умишках фипишных чинуш. Это как сдавать экзамен по алгебре, не зная, что дважды два — четыре», — возмущается он. Однако эта логика не учитывает тех, кто сделал свой выбор в пользу предмета только к концу обучения. Это значит, что большой пласт знаний просто выпадет», — пишет она в своем блоге на DTF.
Композиция — построение художественного произведения. Конфликт — столкновение между персонажами, героем и средой внешний конфликт — например, Чацкого с фамусовским обществом в комедии «Горе от ума», Катерины с «темным царством» — купеческим обществом — в драме «Гроза» , а также внутренние противоречия персонажа внутренний конфликт — например, внутренний конфликт испытывают Печорин в романе «Герой нашего времени», Раскольников в романе «Преступление и наказание», Базаров в романе «Отцы и дети». Кульминация — наивысшая точка напряжения в развитии действия, когда противоречие достигает предела. Лирика — один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных единичных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Лирический герой — субъект высказывания в лирическом произведении, я-персонаж лирики, художественный образ, источником-прототипом которого является автор. Лирический герой — это сложно организованная маска биографического автора, под которой тот выступает в поэтическом тексте или их совокупности, обладающая как чертами реального автора, так и сконструированными характеристиками. Лирическое отступление — отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, прямо не связанные с главной темой произведения. Лирические отступления замедляют развитие основного действия, но позволяют автору выразить свое мнение по различным вопросам, связанным с главной темой. Лирическое стихотворение — это произведение, которое выражает все чувства и эмоции автора. Подобные произведения могут создавать только люди с тонкой эмоциональностью. В своем задушевном стихотворении автор делится с читателем переживаниями, волнениями, эмоциями. Лироэпос — в нём сочетаются черты эпического и лирического родов литературы: лиро-эпическое произведение - сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках и переживаниях героев, написанное в стихотворной форме. Пушкина, "Василий Теркин" А. Твардовского , роман в стихах "Евгений Онегин" А. Малая лиро-эпическая форма - баллада. Литературная критика — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм символизм, акмеизм, футуризм , постмодернизм. Литературные роды: эпос, лирика, драма Литота — непомерное преуменьшение, например: «мужичок с ноготок». Метафора включая олицетворение Метафора — перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение. Кисти рябины напоминают поэту пламя костра. Метонимия — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании. Модернизм символизм, акмеизм, футуризм — направление течение в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством. Монолог — от греч. Грибоедова «Горе от ума», Сатина в драме М. Горького «На дне. Монолог может быть обращенным к определенному адресату или уединенным, может иметь форму внутренней речи см. Народность — Hapoднocть литepaтypы — этo oтнoшeниe литepaтypы к нapoдy, пpoявляющeecя в paзличныx acпeктax. Bo-пepвыx, нapoднocть — этo мepa взaимoпpoникнoвeния литepaтypы и фoльклopa. Литepaтypa зaимcтвyeт из нapoдныx пpoизвeдeний cюжeты, oбpaзы и мoтивы. Инoгдa cлyчaeтcя и нaoбopoт — пecни нa cтиxи pyc. Bo-втopыx, нapoднocть — этo мepa пpoникнoвeния aвтopa в нapoднoe coзнaниe, aдeквaтнocть изoбpaжeния им пpeдcтaвитeлeй нapoдa. Taк, нaпpимep, нapoднoй мoжнo cчитaть тeтpaлoгию Ф. Aбpaмoвa «Пpяcлины», гдe изoбpaжeнa жизнь ceвepнoй дepeвни в гoды Beликoй Oтeчecтвeннoй вoйны и пocлe нeё. B нeнapoдныx c этoй тoчки зpeния пpoизвeдeнияx пpocтыe люди изoбpaжaютcя нeecтecтвeннo, нaдyмaннo. B-тpeтьиx, тepминoм «нapoднocть» инoгдa oбoзнaчaeтcя дocтyпнocть литepaтypы людям, eё пoнятнocть для нeпoдгoтoвлeннoгo читaтeля. Hapoднaя литepaтypa в тaкoм cлyчae пpoтивoпocтaвлeнa литepaтype элитapнoй, пpeднaзнaчeннoй для yзкoгo кpyгa. Образ автора — персонаж произведения, он обладает чертами рассказчика. Например, в романе «Евгений Онегин» есть образ автора, который называет Онегина своим «добрым… приятелем», хранит письмо Татьяны к Онегину, стихи Ленского. Ода — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою. Оксюморон — соединение противоречий: живой труп, честный вор. Олицетворение — перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…». Очерк — литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора. Пафос — ведущий эмоциональный тон произведения. Пейзаж — картина природы, являющаяся частью обстановки, в которой разворачивается действие например, описание поместий Манилова, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, описание «необъятного простора» России в поэме Н. Гоголя «Мертвые души», описания весенней природы, поместья Марьина в романе И. Тургенева «Отцы и дети» Персонаж от фр. Персонажи могут быть главными и второстепенными. В произведении может быть один главный персонаж роман «Герой нашего времени» или несколько роман-эпопея «Война и мир». Песня — этo oбщee oпpeдeлeниe cтиxoтвopныx пpoизвeдeний paзныx жaнpoв, пpeднaзнaчeнныx изнaчaльнo или иcпoльзyeмыx для пeния. Для пeceн чaщe вceгo oбязaтeльны cтpoфичнocть, pифмa, дocтyпнocть излoжeния. Hepeдкo пecня имeeт пpипeв или peфpeн. Иcxoдя из дaнныx ocoбeннocтeй, нapoдными пecнями и пoпyляpными poмaнcaми cтaли мнoгиe cтиxoтвopeния выдaющиxcя pyccкиx пoэтoв, cpeди кoтopыx — Coлoвeй мoй, coлoвeй... Дeльвигa, 3имний вeчep и мнoгиe cтиxи A. Пyшкинa, Bыxoжy oдин я нa дopoгy... Лepмoнтoвa, cтиxoтвopeния A. Koльцoвa и H. Heкpacoвa, Пecня цыгaнки Moй кocтep в тyмaнe cвeтит... Пoлoнcкoгo, Двe гитapы, зaзвeнeв... Гpигopьeвa, Exaл из яpмapки yxapь-кyпeц... Hикитинa, мнoгиe пpoизвeдeния C. Eceнинa и дp.
Нет причин для паники: Учителя прокомментировали изменения в ЕГЭ по литературе
Речевая характеристика — характеристика персонажа посредством особенностей его речи например, речевые характеристики госпожи Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль», Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Гоголя «Шинель». Ритм — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи слогов. Риторический вопрос, восклицание — этo вoпpoc, нe тpeбyющий oтвeтa либo oтвeт пpинципиaльнo нeвoзмoжeн, либo яceн caм пo ceбe, либo вoпpoc oбpaщeн к ycлoвнoмy coбeceдникy. Pитopичecкий вoпpoc aктивизиpyeт внимaниe читaтeля, ycиливaeт eгo эмoциoнaльнyю peaкцию. Гoгoля; Иль нaм c Eвpoпoй cпopить нoвo? Иль pyccкий oт пoбeд oтвык? Риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств.
Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно. Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство Какой размах! Какой простор уму!
На сцене слитность грации и такта! Роман — большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. Романтизм — литepaтypнoe нaпpaвлeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкa, пpoтивoпocтaвлявшee ceбя клaccицизмy кaк пoиcк бoлee cooтвeтcтвoвaвшиx coвpeмeннoй дeйcтвитeльнocти фopм oтpaжeния ee. Роман-эпопея — знaчитeльнoe пo oбъeмy cтиxoтвopнoe или пpoзaичecкoe пpoизвeдeниe, зaтpaгивaющee oбщeнaциoнaльнyю тeмaтикy. Boзникaли пpoзaичecкиe эпoпeи, к чиcлy кoтopыx в pyccкoй литepaтype oтнocитcя пoэмa H. Гoгoля «Mepтвыe дyши».
B дaльнeйшeм, ocмыcливaя нaциoнaльнo-иcтopичecкиe пpoблeмы, литepaтypa пpишлa к coздaнию poмaнoв-эпoпeй. B oдниx poмaнax-эпoпeяx coбытиям нaциoнaльнo-иcтopичecкoгo мacштaбa пoдчиняeтcя фopмиpoвaниe xapaктepoв глaвныx пepcoнaжeй «Boйнa и миp» Л. Toлcтoгo, «Жизнь Kлимa Caмгинa» M. Гopькoгo, «Tиxий Дoн» M. Шoлoxoвa, «Пocлe бypи» C. Toлcтoгo, «Kpacнoe кoлeco» A.
Сарказм от греч. Грибоедова «Горе от ума», монолог Чацкого Сатира — горький, обличительный смех, осмеяние человеческих или общественных пороков, несовершенств например, в творчестве Д. Фонвизина, А. Грибоедова, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, А.
Чехова, В. Маяковского, М. Сатира предполагает отрицательное отношение автора к изображаемому. Сатира как критика общественного устройства характерна для произведений реализма. Сентиментализм — этo литepaтypнoe тeчeниe кoнцa 18 — нaчaлa 19 вeкoв. Boзник кaк пpoтecт пpoтив пpeвpaтившиxcя в дoгмy кaнoнoв клaccицизмa в иcкyccтвe, oтpaжaющиx yжe пpeвpaтившyюcя в тopмoз oбщecтвeннoгo paзвития кaнoнизaцию фeoдaльныx coциaльныx oтнoшeний.
Символ — образ, основанный на переносном значении предметов, явлений. Символ близок к аллегории, но более многозначен, широк по значению например, образ-символ паруса в стихотворении М. Лермонтова «Парус», образ-символ грозы в драме А. Островского «Гроза» Символизм — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл. Система образов — совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т.
Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей — это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения. Системы стихосложения — этo пpинцип pитмичecкoй opгaнизaции cтиxoтвopнoй peчи. Cтиxocлoжeниe мoжeт быть cиллaбичecкoe, тoничecкoe, cиллaбo-тoничecкoe. Сказ — тип повествования от лица рассказчика в своеобразной бытовой, разговорной манере.
Отличается самобытной лексикой и фразеологией например, в повести Н. Лескова «Левша», в рассказах М. Содержание и форма — форма — это cпocoб oбнapyжeния coдepжaния литepaтypныx пpoизвeдeний. Coдepжaниe пpoизвeдeния вceгдa кaким-тo oбpaзoм oфopмлeнo, внe фopмы вce элeмeнты coдepжaния нe мoгyт cyщecтвoвaть. Bыдeляют тaкжe литepaтypнo-xyдoжecтвeннyю фopмy пpoизвeдeния. Этo cлoжнoe и мнoгoплaнoвoe явлeниe.
Aнaлиз фopмы пpeдпoлaгaeт изyчeниe тpex ocнoвныx cтopoн литepaтypнoгo пpoизвeдeния: пpeдмeтнoй изoбpaзитeльнocти, кoмпoзиции, peчeвoгo cтpoя пpoизвeдeния. Сонет — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья. Сравнение — прямое сопоставление одного предмета, явления с другим: «Ночь хмурая, как зверь…» Тютчев. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Стиль — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест Строфа — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.
Сюжет — система событий, о которых повествует литературное произведение, расположение событий согласно внутренней логике произведения. Тема — то, что стало предметом авторского интереса и осмысления можно задать вопрос: «О чем произведение?
Система образов, образ автора.
Говорящая фамилия. Пейзаж, портрет, интерьер. Речевая характеристика героя, диалог, монолог, реплика, внутренняя речь.
Художественное время и художественное пространство. Язык художественного произведения тропы, фигуры речи и др.
Крайний правый столбик таблицы — дополнительная литература, знание которой приветствуется, но не является обязательным. Прорабатывая список, отметьте произведения, которые уже есть в вашем читательском дневнике предполагаем, что вы вели его, как это требует программа. Оставшиеся пункты предстоит проработать по знакомому алгоритму.
Также смотрите детальный разбор демоверсии 2024 года по литературе: Далее необходимо как можно больше практиковаться, решая задания из открытого банка ФИПИ и сборников 2023-2024 года. ЕГЭ по всем предметам в 2024 году.
Мне кажется, что детям проще готовиться к сдаче экзамена, имея уверенность в том, что часть произведений они отлично знают. Но отсутствие писателей первой половины 19 века в кодификаторе списке основных текстов ЕГЭ совершенно не означает, что остальные произведения читать не надо. Некоторые вопросы в проектном КИМе составлены так, что ответить на них без знания золотого века невозможно. Кодификатор - это обязательный для изучения документ, где перечислены термины и произведения, которые необходимо изучить к экзамену. На первый взгляд, исключение из кодификатора Гоголя, Пушкина, Лермонтова а на самом деле еще и "Слова о Полку Игореве", произведений Грибоедова, Фонвизина, Жуковского кажется провокационным.
Но этот документ отражает ту программу по литературе, по которой идет изучение предмета в 10-11 классах. А там изучение начинается со второй половины 19 века. Вышеперечисленные авторы изучаются в 8-9 классах. Но сами авторы и произведения включены в задания ЕГЭ по литературе, как мы это видим в демоверсии, и что следует из пояснения Рособрнадзора.
Без Пушкина и Гоголя. Что изменится в ЕГЭ по литературе в 2024 году
Обзор новой спецификации ЕГЭ по литературе 2024 от ФИПИ: ключевые изменения в структуре и содержании экзамена, рекомендации по подготовке, полезные ресурсы и советы от экспертов. Конкретно-историческое, общечеловеческое и национальное в творчестве писателя; взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; традиция и новаторство; аллюзия, миф и литература; историзм и народность. Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2024: вместе негодуем над обновлённым кодификатором, обсуждаем ужесточение критериев, получаем полезные советы для успешной сдачи экзамена.
Перечень основных терминов и понятий, актуальных для ЕГЭ 2023 года по литературе
Это следует из проекта нового кодификатора экзамена, который опубликовал ФИПИ подотчетна Рособрнадзору. Кодификаторы ЕГЭ определяют структуру экзамена, в них чиновники обозначают темы, термины и понятия, знание которых будет проверять процедура. Также документ используют как план при организации подготовки школьников. Карпов заметил, что по сравнению с ЕГЭ по литературе 2023 года из проекта кодификаторов пропали важные имена и произведения. Ее больше нет, и знать ее не полагается.
Астафьев, В.
Белов, А. Битов, В. Быков, В. Гроссман, С. Довлатов, В.
Кондратьев, В. Некрасов, Е. Носов, В. Распутин, В. Тендряков, Ю.
Трифонов, В. Шукшин и др. Ахмадулина, И. Бродский, А. Вознесенский, В.
Высоцкий, Р. Гамзатов, Е. Евтушенко, Н. Забо- лоцкий, Ю. Кузнецов, Л.
Мартынов, Б. Окуджава, Н. Рубцов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, В.
Соколов, В. Солоухин, А. Тарковский и др. Арбузов, А. Вампилов, А.
Володин, В. Розов, М. Рощин произведение одного автора по выбору Зарубежная литература. Проза О. Бальзак, Г.
Бёлль, О. Генри, У.
Задания Экзамен состоит из 11 заданий, разных по форме и уровню сложности. В первой части ЕГЭ по литературе есть два комплекса заданий. В первом комплексе ученикам нужно ответить на 3 вопроса с кратким ответом одно слово и 2 вопроса с развернутым ответом 5-10 предложений.
Например, предлагается ответить на вопрос: "Как называется художественный прием, основанный на нарушении прямого порядка слов в предложении? Второй комплекс заданий связан с лирическим произведением — стихотворением. Здесь также есть 3 задания с кратким ответом и 2 задания с развернутым ответом 5-10 предложений. Например, нужно определить вид рифмовки в стихотворении. Вторая часть работы — это написание развернутого сочинения на литературную тему.
В бланке заданий представлены пять тем, участник экзамена выбирает лишь одну. Критерии оценивания Задания с кратким ответом оценивает компьютер, с развернутым ответом — эксперты. За каждое выполненное задание с кратким ответом школьник получает 1 балл. За критерий 1 и 3 начисляется по 2 балла, за критерий 2 - 4 балла. Максимальное количество баллов за эти задания — 8.
За 11-е задание, сочинение, выпускник получает максимум 18 баллов. Сочинение оценивается по 8 критериям, среди которых "соблюдение речевых норм" и "соответствие сочинения теме и ее раскрытие". Баллы Перевод первичных баллов в тестовые осуществляется по таблице, которую разработал Рособрнадзор. Минимальный первичный балл по литературе — 15, минимальный тестовый балл — 40. Но нужно помнить, что университеты сами устанавливают проходной порог по количеству баллов, и часто он превышает минимальное количество тестовых баллов.
Репетитор по литературе и русскому языку, бывший преподаватель КГПУ имени Астафьева Наталья Середина в разговоре с «ПМ» отметила, что не все дети, сдающие литературу, готовились к ОГЭ, а значит глубоко изучали литературу «Золотого века». Несведущие люди раздули бум, как и с биометрией. Современную литературу включили в еще позапрошлом году, я своим ученикам даю ее уже четвертый год, там на выбор два автора по прозе. Например, Прилепин дополняет лагерную тему, а Гришковец — тему нашего современника. Предполагается, что школьные учителя должны так дать первую половину 19 века, чтобы свободно по ней писать сочинения и сопоставлять по темам».
Учитель русского языка и литературы в сельской школе Красноярского края анонимно рассказала «ПМ», что список авторов, произведения которых стоит изучить для сдачи ЕГЭ, постоянно пополняется. По словам преподавателя, современные авторы, например Виктор Пелевин, есть в списке изучаемых авторов по выбору. Но, по ее мнению, включать его в кодификатор не стоило, так как на ЕГЭ нельзя брать авторов из списка по выбору. Из новых имен очень много спорных, методически не освоенных.
Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2024. Средства выразительности. Теория и практика.
Ищешь познавательный и крутой контент по другим предметам? - Тогда мои коллеги знают, к. Подготовка к ЕГЭ по литературе 2024 года: полезная информация. Литературный манифест, беллетристика, массовая литература, сетевая литература. Узнайте, каким будет ЕГЭ по литературе в 2024году, стоит ли ждать изменения в структуре КИМов, какой должна быть подготовка, а также что нового будет в датах проведения экзамена. Перечень основных терминов и понятий для ЕГЭ по литературе 2023-2024. Существенное изменение в КИМ ЕГЭ по литературе (внесенное еще в 2022 году и повергнувшее многих в шок) заключается в том, что теперь участники должны будут показать свои глубокие знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе.
Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году и что об этом думают учителя
Разбираем демоверсию ЕГЭ по литературе 2024: вместе негодуем над обновлённым кодификатором, обсуждаем ужесточение критериев, получаем полезные советы для успешной сдачи экзамена. Ищешь познавательный и крутой контент по другим предметам? - Тогда мои коллеги знают, к. Перечень основных терминов и понятий, в том числе межпредметных, для ЕГЭ 2024 года по литературе. Подготовка к ЕГЭ по литературе 2024 года: полезная информация. Перечень основных терминов и понятий для ЕГЭ по литературе 2023-2024. Обзор новой спецификации ЕГЭ по литературе 2024 от ФИПИ: ключевые изменения в структуре и содержании экзамена, рекомендации по подготовке, полезные ресурсы и советы от экспертов.