Так начал свою военную карьеру последний основной боевой танк СССР Т-80, названный впоследствии «танк Ла-Манша». В Минобороны России рассказали о возможностях танка Т-80БВМ, который лучшим образом проявляет себя в зоне спецоперации. Т-80 — основной боевой танк, производившийся в СССР. Танк с единой газотурбинной силовой установкой.
Основной боевой танк Т-80
Настоящая танковая битва разыгралась в феврале 1993 в Абу-Даби. Сражение было мирным. Танкисты не стреляли друг в друга. Им предстояло показать динамические и маневренные характеристики машин. Российская восьмидесятка на большой скорости с лихими поворотами, словно раллийный болид, пронеслась по танкодрому. Гвоздем выступления стал прыжок Т-80У с трамплина. M1A2 попытался повторить этот трюк, но съехал на бок с трамплина и сошел с дистанции. Так был посрамлен хваленый Abrams, а Т-80У заслужил репутацию «летающего» танка. Турбина вместо дизеля На конец 1960-х годов пришелся пик научно-технической революции, когда во всех сферах жизни внедрялись инновационные решения. Советское руководство решило устроить революцию в танкостроении. В бензиновых и дизельных двигателях главным рабочим элементом служат поршни в цилиндрах.
В газотурбинах силовых установках эту функцию выполняет турбина.
Главным вооружением танка выступает пушка 2А46-1 калибра 125 мм. Т-80 серийно изготовлялся в 1976-1978 гг. Затем ему на смену пришли модернизированные модели — Т-80Б, Т-80У, обладающий усиленной броней, мотором более высокой мощности, а также системой активной защиты. В общей сложности на заводах в Ленинграде, Омске и Харькове было выпущено более 10 тысяч танков. Главным конкурентом Т-80 стал боевой танк Леопард 2, разработанный немецкой компанией Krauss-Maffei. В последние годы советской власти Т-80У заслуженно считались одними из самых совершенными советскими танками. Их принято было называть «танками прорыва», предназначенными для активных наступательных операций.
Экипажи техники сблизились с противником и открыли по нему шквальный огонь. Зимой воен ное ведомство России сооб щало об успешном манёвре нном бое, который провели в зоне СВО экипажи Т-80 Западного военного округа. Силами одной роты они поразили бронетехнику и пехоту противника, использовав при стрельбе укрытия и складки местности. По словам экспертов, по сравнению с другими танками Т-80 демонстрирует высокую эффективность в холодное время года и в период распутицы из-за высоких ходовых характеристик. Мощный двигатель позволяет быстрее передвигаться и маневрировать, в том числе в межсезонье, когда почти вся техника вязнет в грязи. Также от других российских танков он отличается возможностью старта практически без предварительного прогрева», — пояснил в комментарии RT полковник в отставке Анатолий Матвийчук. По его словам, такие возможности в значительной мере обеспечиваются уникальным многотопливным газотурбинным двигателем ГТД. В то же время у этого мотора гораздо более высокий расход топлива по сравнению с дизельными агрегатами, установленными на Т-72 и Т-90. Но, в отличие от дизельных машин, он потребляет разные виды топлива, в том числе авиационное. Он быстрее и манёвреннее Т-72 и Т-90. Т-80 менее шумный, а выпуск газов происходит бездымно, что неплохо его маскирует. Все эти качества Т-80 могут иметь решающее значение в определённых климатических и погодных условиях», — отметил Матвийчук. Аналогичную точку зрения в беседе с RT высказал кандидат военных наук Сергей Суворов. По его мнению, у Т-80 о чень высокий б оевой потенциал, но при этом машина требует «особого подхода» в обслуживании и в ремонте. Например, в полевых условиях не так просто отремонтировать вышедший из строя двигатель Т-80.
Применение в бою 4 октября 1993 года именно танки Т-80УД стреляли по зданию Верховного Совета Российской Федерации в ходе Расстрела Белого дома; В 1994-1996 году Т-80 принимали участие в Первой чеченской войне, например, во время штурма Грозного; В начале 2015 несколько Т-80БВ использовались правительственными войсками в вооруженном конфликте в Йемене. Один Т-80 был уничтожен, а еще один захватили повстанцы; В 2015 году на востоке Украины, в зоне вооруженного конфликта, было зарегистрировано множество Т-80 без опознавательных знаков на территории повстанцев.
Основной боевой танк Т-80: достойный ответ газотурбинному «Абрамсу»
Три типа российских основных боевых танков дополняют друг друга и во многом превосходят западные аналоги", — подчеркнул некоторым данным, сегодня на базах хранения и войсках — порядка трех с половиной тысяч Т-80 в различном исполнении. Самая современная модификация советского танка Т-80 – сейчас одна из основных машин в зоне СВО. Советский основной боевой танк Т-80 имеет очень мало общего с лёгким танком под тем же индексом, разработанным в 1942 году в КБ Горьковского автозавода и выпущенном лишь в незначительном количестве.
Основной боевой танк Т-80 (Россия)
Опытный образец, оснащенный дизельным двигателем А-53-2 мощностью 1200 л. Объект 219Е. Опытный образец. Объект 644. Опытный образец, оснащенный дизельным двигателем В-46-6 Объект 478 1976 г. Опытный образец; шасси Т-80 с дизельным двигателем 6ТД и башней «объекта 476». Т-80БК объект 630. Командирский вариант Т-80Б с дополнительной установкой навигационной и радиоаппаратуры. Т-80БВ объект 219РВ 1985 г.
Серийный вариант Т-80Б с навесной динамической защитой «Контакт». Боевая масса 44,5 т. Опытный вариант Т-80Б с установленным комплексом активной защиты «Арена-Э». Объект 219А. Опытный вариант Т-80 с литой башней «объекта 476», имелся образец с навесной динамической защитой, стал прототипом Т-80У. Т-80У объект 219АС 1985 г. Боевая масса 46 т.
Всего изготовлен 31 танк этой модификации. Объект 219 сп 2 — предсерийный образец с новой ходовой частью для полной реализации возможностей газотурбинного двигателя. Изготавливался небольшой серией из 127 танков в период с 1971 по 1976 год. Объект 219 сп 2 — основной боевой танк Т-80. Первый принятый на вооружение серийный вариант с двигателем ГТД-1000Т 1000 л. Боевая масса 42 т. Серийно производился с 1976 по 1978 год. Объект 219А — опытный основной танк Т-80А. Разрабатывался с середины 1970-х параллельно с "Объектом 478". В 1982 году создан опытный образец. В 1984 году опытный образец был оборудован навесной динамической защитой. Объект 219АС — основной боевой танк Т-80У. Принят на вооружение в 1985 году. Боевая масса 46 т. Объект 630А — основной танк Т-80УК.
Особенно в условиях суровой зимы. Первые испытания Примерно с 1968 по 1974 год опытные танки Т-80 тогда ещё носившие скромные экспериментальные названия типа «Объект-219» проходили ряд испытаний. Некоторые показывали неудовлетворительные результаты в работе нового типа двигателя, какие-то вовсе выходили из строя. После ряда доработок снова проводились тестирования техники - то в условиях высокой запылённости, то при манёврах на заснеженной целине. Танки Т-80 с дизельным двигателем были отмечены высокими показателями манёвренности при взаимодействии с боевыми машинами пехоты. Танк Т-80. Характеристики и модернизация В 1976 году «Объект-219» был принят на вооружение под маркировкой Т-80. Так появились первые танки с газотурбинным двигателем. Для сравнения: американский танк «Абрамс» был поставлен на поток только в 1980 году. Танк Т-80 фото ниже имел корпус из сварных бронепластин, во многом схожих по конструкции с предшественниками — Т-72 и Т-64А. Башня полностью отлита из бронестали, имеет сложную конфигурацию и оснащена дальномером. Калибр пушки - 125 мм, орудие оснащено кожухом у основания ствола, зарядный механизм и система досыла снаряда во многом аналогичны Т-64А. Также на башне располагались зенитный пулемёт «Утёс» и пехотный ПКТ. Тип брони: стальная катаная и литая, а также комбинированная. Вес танка Т-80 равнялся 42 тоннам. Длина вместе с пушкой - примерно 9656 мм, корпуса — 6780 мм, ширина — 3525 мм, высота от самой нижней точки до верхушки башни — 3525 мм. Т-80БВ и другие модернизации Технический прогресс не стоял на месте. В 1978 году появилась усовершенствованная версия — Т-80Б.
Отличалась усовершенствованным двигателем, системой кондиционирования, новой пушкой и установленными комплексами и системами; Т-80Б, принятый на вооружение в 1978 году; Т-80УД, «Береза», с зенитной пулеметной установкой и дизельным двигателем; Также существовал целый ряд украинских модернизаций данного танка. Применение в бою 4 октября 1993 года именно танки Т-80УД стреляли по зданию Верховного Совета Российской Федерации в ходе Расстрела Белого дома; В 1994-1996 году Т-80 принимали участие в Первой чеченской войне, например, во время штурма Грозного; В начале 2015 несколько Т-80БВ использовались правительственными войсками в вооруженном конфликте в Йемене.
«Летающая» восьмидесятка: танк с душой самолета
Какие преимущества получает танк от установки ГТД? ГТД дают ряд серьезных преимуществ. Фото: mixyfotos. Основной боевой танк, оснащенный газотурбинной силовой установкой, получает ряд серьезных преимуществ над машинами с «классическими» поршневыми двигателями. В первую очередь ГТД намного мощнее классических агрегатов. Они обладают большим ресурсом при правильной эксплуатации , при этом достаточно компактны и, как правило, выполнены единым моноблоком, что заметно упрощает ремонт, обслуживание, а также монтаж или демонтаж силовой установки. Считается, что танки на ГТД обладают большей плавностью хода и лучшей динамикой.
Кроме того, такие боевые машины намного тише. Уровень шума производимый ГТД не сопоставим с шумом, который поражает работа поршневого двигателя. Звук «газотурбинника» тихий и ровный, чем-то напоминает работу реактивного двигателя самолета. Такие моторы почти не дают дыма. Наконец, серьезным достоинством ГТД является легкий старт в мороз. Так, например, Т-80 заводятся зимой без предварительного разогрева.
А что по поводу минусов?
Главным конкурентом Т-80 стал боевой танк Леопард 2, разработанный немецкой компанией Krauss-Maffei. В последние годы советской власти Т-80У заслуженно считались одними из самых совершенными советскими танками. Их принято было называть «танками прорыва», предназначенными для активных наступательных операций. Более двух десятилетий они оставались одними из основных танков российской армии. Затем численность Т-80 в составе вооруженных сил стала постепенно уменьшаться. В 2017 году в армии оставалось 450 танков Т-80БВ и Т-80У, еще три тысячи машин разных модификаций находилось на хранении. Т-80 стал последним танк, разработанным советскими конструкторами.
Это позволило повысить его износостойкость в 10 раз. Оперативная готовность 3 минуты, расход масла у двигателя минимален. Трансмиссия была сильно переработана по сравнению с Т-64. Возросшая масса и мощность заставила конструкторов заменить ведущие и направляющие колеса, поддерживающие и опорные катки. Новые гусеницы обзавелись прорезиненными дорожками. Некоторые специалисты считают телескопические амортизаторы бичом танка, но их замена не составляет труда даже в полевых условиях. Благодаря этим изменениям ходовая часть Т-80 считается лучшей в своем классе. Дальность выстрела прямой наводкой — 4000 метров, ракеты летят до 5000 метров.
Боекомплект вмещает в себя подкалиберные, осколочно-фугасные и конечно кумулятивные снаряды, с раздельно-гильзовым зарядом. Общее количество варьируется от модификаций танка 38-45 зарядов. Механизм заряжания конструкторы тоже перенесли из Т-64А. Карусель механизированной боевой укладки Т-80 вмещает 28 снарядов, средняя скорострельность 6-9 выстрелов. На серийных образцах пушка получила термокожух. Танк оснащен спаренным пулеметом Калашникова, калибр 7,62 мм. На башенке командира расположен зенитный 12,7 мм «Утес», дальность ведения огня 1500 метров по воздушным и 2000 метров по наземным целям.
В начале 80-х годов влияние сторонников газотурбинной силовой установки в высших рядах правительства, включая первых лиц государства. С целью унификации танкового парка было принято решение о производстве на заводе им. Малышева Харьков , Ленинградском кировском заводе и заводе омском заводе «Октябрьской революции» основного танка Т-80У. Решение принималось без достаточной научной и экономической базы и основывалось на мнениях ряда влиятельных государственных деятелей СССР, в первую очередь Д. Устинова и Н. Попова, при поддержке ряда влиятельных государственных деятелей. Время создания Т-80У - 1979... Основной проблемой Т-80 и его модификаций оставался высокий расход топлива, превышавший расход у дизелей равной мощности в 1,5…1,7 раза. В конце 70-х, начале 80-х годов ЛНПО им. Климова активно работало над созданием двигателя ВГТД-1000ФМ со сниженным расходом топлива, для производства этого двигателя велось строительство нового завода в Харькове. Но решаемые задачи были слишком сложными, двигатель не выдерживал испытаний. Негативные результаты испытаний явились основной причиной неоднократных переносов сроков официального предъявления двигателя на приемочные испытания.
Основной танк Т-80У (Объект 219АС)
6 июля 1976 года, на вооружение Советской армии был принят основной боевой танк Т-80. Основной боевой танк Т-80 Машина принята на вооружение в 1976 году и стала первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя. Минобороны РФ опубликовало кадры боевой работы экипажей танка Т-80 по войскам противника в зоне спецоперации. Россия возобновляет выпуск основного боевого танка Т-80.
Танк Т-64, Т-72 или Т-80 .Что же лучше ?
Зато, в условиях бездорожья, ходовая позволила мчаться на максимальных по мировым меркам скоростях. Зимой наш массовый танк просто не с чем было сравнивать, минусовые температуры никак не отразились на работе мотора при запуске. Танковое подразделение, поднятое по боевой тревоге, отличалось повышенной эффективностью, опережая своего врага на 15-20 км. Ещё есть одно достоинство газотурбинной установки — всеядность топлива, дизеля, бензина, керосина. Газотурбинные танки с прорезиненной ходовой обладают высокой скрытностью передвижения, но ограничены запасом хода, меньшим, в отличие от дизельных аналогов. Глава оборонной промышленности лично курировал разработку и постановку на вооружение уникальной машины. Модернизация продолжалась непрерывно, в 1978-м над постановкой комплекса управляемого вооружения, что повысило боевые возможности уже Т-80Б, дальность стрельбы его новой пушкой 2А46М1 составила 5 км высокоточными ракетами 9М112 по движущимся и неподвижным наземным и низколетящим целям. Тогда Т-80 превзошёл по защищённости западные аналоги, которые традиционно укрепляли свои танки толщиной брони. Новый Т-80У — танк с усовершенствованным двигателем, получивший мощь вместо 1100 л. В 1993-м Т-80У покорил зрителей Абу-Даби своей маневренностью и скоростью, словно не ощущая многотонной тяжести, он летал по воздуху на расстояние до 10 м, откуда и появилось прозвище «летающий танк».
В нём созданы лучшие для современных танков характеристики габаритов и массы, достигнуты высокие показатели огневой мощи. В РФ на сегодня 3-5 тысяч Т-80 разных модификаций. Далее модернизация Т-80 получила 2 пути, один украинского производства, разрабатываемый для нужд Пакистана, другой российского, для собственных оборонных нужд.
Наибольшие прицельные дальности стрельбы для Т-80Б подкалиберным и кумулятивным снарядами - 4000 м, осколочно-фугасным - 5000 с помощью бокового уровня - 10000 м. С ночным прицелом ТПНЗ-49 в активном режиме они достигают 1300 и в пассивном - 850 м. Комплекс «Рефлекс» с наведением ракет по лазерному лучу позволяет запускать их на любых скоростях танка. Т-80 оснащен приборами ночного видения. Для ориентирования при плохой видимости и под водой имеется гироскопический курсоуказатель. Танк Т-80 защищен комбинированной многослойной броней, а также, как навесным Т-80БВ , так и встроенным Т-80У комплексом динамической защиты. Защищенности танка от кумулятивных снарядов способствуют экраны по бортам корпуса стальные листы на резиновом фартуке , башни и перед носовой частью.
Т-80 имеет систему коллективной защиты от оружия массового поражения и автоматическое противопожарное оборудование.
Для сравнения следует рассмотреть их тактико-технические характеристики. Т-80БВ обладал массой 43,7 тонны, в то время как Т-80У был тяжелее и весил целых 46. Длина первого вместе с пушкой составляла 9651 мм, когда усовершенствованная модель была короче — 9556 мм. Что касается самого корпуса, здесь наоборот. У Т-80Б длина - 6982 мм, ширина - 3582 мм, а Т-80У имел характеристики 7012 мм и 3603 мм соответственно.
Разница в высоте практически незаметна невооружённым глазом. Цифры указывают на разницу лишь в документации — 2219 против 2215 мм. Прекращение производства Танк Т-80 фото ниже имел ряд модификаций, предназначенных для экспорта в разные страны мира. Таковых - бессчётное множество. Производство «восьмидесятки» было прекращено в 1998 году. Причины, к сожалению, неизвестны.
Тем не менее боевая машина до сих пор состоит на вооружении армии Российской Федерации. Разрабатывался в рамках проекта «Боевые системы будущего», а также для участия в «сетецентрической войне». Под этим термином подразумевается военная доктрина, провозглашённая странами НАТО, представляющая собой координирование действий наступательных или оборонительных сил, объединённых в единую информационную сеть. Т-14 стал первым в России стелс-танком. Корпус машины сконструирован из особого материала, который затрудняет распознавание техники основными известными радарными волнами и значительно сокращает расстояние, необходимое для захвата цели системами наведения ракет типа «Джавелин» или «Бримстоун». Особенность танка в том, что экипаж полностью располагается в корпусе.
Башня остаётся необитаемой, что способствует также защите членов расчёта в условиях боевых действий.
За годы серийного выпуска масса танка увеличилась с 42 до 46 тонн, и ещё немного подросла в ходе доработок. Сохранив мощность на прежнем уровне, улучшенные силовые агрегаты ГТД-1250 на Т-80БВМ демонстрируют меньший расход топлива, сравнимый с «дизельными аналогами». Словом, модернизация в вариант Т-80БВМ «Мотобол-2» значительно повысит боевые возможности строевых машин, доведя их до уровня современных требований. Т-90 Тогда как выпуск Т-72 и Т-80 давно прекращён, Т-90 продолжает строиться серийно. Сохранить производство «Уралвагонзаводу» УВЗ помогли многочисленные зарубежные заказы - как на поставку конечной продукции, так и технические комплекты для последующей сборки на мощностях иностранных фирм.
Намерение организовать у себя лицензионный выпуск выразили Египет и Алжир. Первоначальный Т-90 представлял дальнейшее развитие Т-72Б, главное отличие - автоматизированная система управления огнём, стрельба в движении управляемой ракетой 9К119 «Рефлекс». Зарубежные источники пишут, что в 1992-2011 гг. В частности, они получат дополнительные защитные экраны, а комплекты динамической защиты «Афганит» и «Малахит» сделают их более стойкими к средствам поражения противника. Словом, наша армия будет получать как Т-90М полностью новой постройки, так и полученные путём переделки из уже построенных машин ранних модификаций. Большое влияние на развитие «уральской линии» бронетехники оказали иностранные заказчики, прежде всего Индия.
Двадцать лет тому назад наш традиционный партнёр по военно-техническому сотрудничеству принял принципиальное решение поставить Т-90 на вооружение в качестве основного боевого танка. При этом заказчик попросил доработать исходный вариант под собственные специфические требования. Необходимо было удалить систему активной защиты «Штора-1», установить климат-контроль и ряд французских систем, включая тепловизор Thales Catherine-FC. Реагируя на запросы Дели, российские конструкторы предложили «изделие 188С» с мотором В-92С2. Этот дизельный двигатель создан на основе оригинального В-84МС путём добавления турбокомпрессора. В результате мощность увеличилась с 840 до 1.
В дальнейшем машина получила обозначение Т-90С и собственное индийское имя «Bheeshma». Рамочное соглашение по ней подписали в 2001 году, которое с тех пор последовательно претворяется в жизнь путём подписания дополнений. Сегодня число Т-90С в индийском арсенале приближается к двум тысячам. Когда в 2015 году встал вопрос об очередном улучшении серийного танка, УВЗ предложил Индии экспортный вариант новейшего Т-90М «Прорыв-3».
Т-80 основной боевой танк
В России планируется с нуля возобновить производство танков Т-80, сообщил телеканалу «Звезда» гендиректор Уралвагонзавода (входит в «Ростех») Александр Потапов. Основной боевой танк Т-80 выполнен по классической компоновочной схеме. Т-80 был самым боеспособным танком в Советской Армии, а самый совершенный вариант Т-80УК считался самым совершенным в мире с точки зрения общих характеристик. Основной танк Т-80 (объект 219сп2) представлял собой базовый серийный вариант. Минобороны РФ опубликовало кадры боевой работы экипажей танка Т-80 по войскам противника в зоне спецоперации.
«Летающая» восьмидесятка: танк с душой самолета
Обзор боевого танка Т-80 история создания, особенности конструкции, технические характеристики, двигатель и трансмиссия, вооружение, боевое применение. Т-80 — основной боевой танк (ОБТ), производившийся в СССР. Первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. Основной боевой танк Т-80УМ-1 "Барс" с комплексом активной защиты "Арена". это основной боевой танк (MBT) [11], который был разработан и произведен в бывшем Советском Союзе и произведен в России. Россия намерена возобновить массовое производство «реактивного танка» Т-80, названного так за высокоскоростные характеристики, потому что он отлично себя показал на поле боя, сообщил военный обозреватель Шао Юнлин в эфире Национального радио Китая 19.
Танки Т-80: характеристики, модификации, вооружение, фото
Налицо техническое превосходство первых над вторыми. Имеет значение и высокая степень унификации Т-80 с ОБТ противника, захвачено колоссальное количество танков-«доноров» и запасных частей, снятых с сожженных и разбитых машин ВСУ. Это позволяет после ремонта в полевых условиях быстро возвращать бронетехнику в строй. Плюс упрощение логистики и грандиозная экономия материальных средств. По мнению бойцов, «восьмидесятые» успешно противостоят не только танковым пушкам, но и ПТРК, в том числе поставленным натовцами. А мобильность и скорость существенно повышают боевой потенциал Т-80БВМ. И если для выполнения задач достаточно этих танков, зачем использовать дорогие суперсовременные? А резервный кулак из «Прорывов» и «Армат» нам еще пригодится. Здесь куется победа.
Т-80БВМ способен преодолевать рвы шириной до 2,6 м, вертикальные стенки 0,8 м, водные преграды вброд глубиной 1,2—1,8 м с использованием специального оборудования — до 5 м. Масса танка Т-80БВМ в боевом снаряжении 45,7 т. Экипаж 3 человека. Модификация Т-80БВМ с 2019 г. Последнее обновление 29 марта 2023 г.
Связаться с редакцией.
Впервые газотурбинные силовые установки ГТД были применены в бронетехнике в начале 1960-х годов. Первым в мире «танком» с ГТД стал шведский Strv 103. Правда, из-за нестандартной безбашенной компоновки многие эксперты относят 103-ий все-таки не к танкам, а к самоходным орудиям — охотникам на танки. В этом случае пальма первенства в области установки газотурбинного агрегата на основной боевой танк ОБТ переходит к Советскому Союзу и танк Т-80.
Но зачем он такой вообще понадобился? Какими преимуществами обладает ГТД в сравнении с «классическими» поршневыми бензиновыми и дизельными установками? Используются по сей день. Фото: foto-ram. Разработка танков Т-80 началась на Кировском заводе в середине 1960-х годов.
Первый прототип «восьмидесятки» появился в 1969 году и носил обозначения «Объект 219 сп 1». Внешне машина походила на Т-64Т, однако в качестве силовой установки в ней уже использовался единый газотурбинный двигатель ГТД-1000Т с отдачей 1 тысяча л. Разработчиком установки НПО им. Спустя некоторое время появился второй прототип будущего Т-80 - «Объект 219 сп 2». Данный образец отличался от Т-64 еще больше как по начинке, так и по внешнему виду.
Т-64АК 1973 год — командирский танк все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона, оснащенной съёмной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки аккумуляторных батарей. Т-64Б 1976 год — модернизированный вариант Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения, система управления огнем, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, усилено бронирование корпуса и башни, труба ствола пушки получила быстроразъёмное соединение с казёнником, увеличен динамический ход опорных катков. Т-64БК 1976 год — командирский танк Т-64Б.
Т-64Б1 1976 год — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения станция наведения, управляемые ракеты и др.
В Минобороны РФ рассказали о возможностях танка Т-80БВМ
Первый в мире основной танк со встроенной динамической защитой (с модификации Т-80У). Самая современная модификация советского танка Т-80 – сейчас одна из основных машин в зоне СВО. Подвижные, манёвренные танки Т-80 БВМ оснащены всепогодным тепловизионным прицелом и могут работать в различных условиях. Т-80 — боевая машина, основной танк, производившийся в СССР. Полковник в отставке, военный эксперт Анатолий Матвийчук назвал Т-80 основным боевым танком Российской армии. Т-80 стал первым в мире танком с газотурбинной силовой установкой.