Новости 2023 года. День Октябрьской революции празднуют в Гродно. Рыма-каталіцкі Касцёл на Гродзеншчыне. Навіны і падзеі з жыцця лакальнага касцёла, карысная інфармацыя, афіцыйныя дакументы. Заўсёды актуальныя навіны. 21.03.2024г. настоятель храма прихода иконы Божией Матери "Взыскание погибших" г. Гродно посетил среднюю школу №12, в которой провел беседу с детьми начальных классов.
В Гродно строят «вторую Коложу»
Напротив расположился ресторан с пивоварней. Прямо здесь варят пиво по уникальным рецептам. За процессом можно наблюдать через большое окно на первом этаже пивоварни. Сейчас здесь подают четыре вида напитка — от темного до светлого и нефильтрованного — но мощности пивоварни позволяют еще больше расширить ассортимент. В меню есть и горячие блюда, и пивные закуски, но в будущем в зависимости от запросов клиентов его планируют доработать.
Также на территории есть каскад прудов, в которых водятся карпы, амуры и другие виды рыб, аллеи с вековыми деревьями, так что вам точно будет где прогуляться. Отметим, что обновление комплекса продолжается. Некоторые объекты пока еще недоступны для посещения из-за того, что там идет ремонт. Однако это стоит рассматривать как повод вернуться сюда еще раз.
Когда работники МЧС прибыли по указанному адресу, дощатое строение было полностью охвачено огнем. Как позже рассказал хозяин, утром он снял с зарядки аккумулятор и уехал на работу, но не отключил зарядное устройство от сети. Через некоторое время соседи сообщили о том, что гараж охвачен пламенем. Около получаса потребовалось спасателям, чтобы ликвидировать пожар и не допустить его распространения на другие постройки. Огонь полностью уничтожил строение.
Все это позволяет с определённой уверенностью утверждать, что в 1650 году в Гродно ещё не было иезуитского костёла. Но уже в 1654 году один из иезуитов был упомянут под названием praefectus fabricae templi, что можно перевести как «глава храмовой фабрики», то есть начальник строительства. Вот к этому периоду и можно отнести начало строительства иезуитов в Гродно. Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола. Однако московские рати уже приближалась к городу. Вскоре они захватили Гродно, помешав планам отцов-иезуитов. Кровавая война Московского государства и Речи Посполитой повлияла на город самым негативным образом. Гродно был очень сильно разрушен. После окончания главной фазы боевых действий, в начале 60-х годов XVII века, иезуиты смогли вернуться к строительству в Гродно. В 1664 году, в храм была принесена чудотворная икона Божией Матери Снежной, которая и теперь украшает иезуитский костёл Франциска Ксаверия.
Значит, к этому году храм уже должен был быть построен. В 1666—1667 годах к костёлу пристроили каменный пресбитерий. В завещании Юрия Михаила Бяницкого, сделанном в 1663 году, есть просьба похоронить его в иезуитской церкви в Гродно. В документах епископа Гродненского Варфоломея Вышамерского указывается, что костёл действовал в 1663 году. Таким образом, можно утверждать, что храм иезуитов действительно был построен в период с 1663 если взять шире, то 1662 до 1667 года. Можно предположить, что в документах ошибочно указана не дата постройки — 1663 год, а только имя Франтишка Исаковского, который к тому времени уже умер. Само указание на возведение храма в 1663 году представляется достоверным, поскольку существование храма в 60-х годах XVII века подтверждается другими документами. Правдивой выглядит и информация, данная в визитации храма 1820 года, о строительстве в 1663 году именно каменного костёла. Существование деревянной иезуитской церкви в первой половине XVII века ставится под сомнение польским исследователем Пшемыславом Боровиком. В 1673 году сейм, собравшейся в Варшаве, утверждает решение о проведении сеймов в Гродно, таким образом превращая город во вторую политическую столицу страны.
Иезуиты, стремившиеся иметь наиболее превосходные храмы в главных городах Речи Посполитой, решают построить в Гродно более значительный храм. В 70-х годах XVII века 1678 году, согласно Ежи Пашенде началось строительство нового храма, неподалёку от уже построенного костёла. Новый храм иезуитов, это существующий сейчас костёл Св. Франциска Ксаверия, который был освящён в 1705 году. Итак, вот предполагаемая хронология строительства иезуитских храмов в Гродно: 1. Другая половина XVI века 1579—1586 Е. Квитницкая, 1584—1587 Е. Пашенда — строительство Стефаном Баторием иезуитского храма, позже известного как Фара Витовта. Иезуиты не приняли храм. Первая половина XVII века 1622 г.
Строительство в 60-х годах XVII века в период с 1662 до 1667 года каменного храма, так называемого костёла Петра и Павла. Предположительно, храм сохранился в качестве одного из корпусов коллегиума. Пашенды храма Франциска Ксаверия. Освящение храма Франциска Ксаверия в 1705 году. Подробный рассказ о, собственно, самом иезуитском храме Франциска Ксаверия, стоит начать с одной цитаты, описывающей костёл, авторства которой принадлежит популярному в ЖЖ белорусскому блогеру Anonimusi. Иезуитский костёл Франциска Ксаверия. Я много читала о нем, а летом 2014 года нам с мужем посчастливилось лично в нем побывать. Все слова, все ранее прочитанное не шло ни в какое сравнение с тем, что мы увидели. Скажу честно, от изумления не могли не только разговаривать, но и двигаться. Так и стояли у порога, широко открыв глаза и рты».
Можно себе представить какое впечатление производил этот выдающийся храм на прихожан прошлого. Освящение иезуитского костёла Франциска Ксаверия провёл бискуп Теадор Потоцкий. Как уже было сказано выше, церемония состоялась в 1705 году. По сообщению некоторых источников, царь неплохо провёл время в Гродно: молился на коленях в костёле, а потом смотрел представление иезуитского театра, и даже требовал выпустить на сцену чертей. В то время костёл имел вид отличный от известного горожанам XXI века. У храма изначально был более скромный фасад, в духе так называемого сарматского барокко, а башни имели на ярус меньше. Иезуиты занимались украшением своей святыни большую часть XVIII столетия: заказывали великолепные алтари, создавали пышные барочные купола на башнях храма, делали роспись интерьера. Так продолжалось, пока их орден не был упразднён. Есть основания предполагать, что монахи так и не успели завершить декорирование огромной гродненской святыни, поэтому, к примеру, купол, так и остался без росписи… Впрочем, католическая церковь продолжает украшать костёл и во втором тысячелетии. Теперь можно перейти к подробному анализу иезуитского костёла, как произведения искусства, обладающего исключительной, по меркам Беларуси, художественной выразительностью.
По мнению автора: храм является одним из величайших памятников церковного барокко в регионе, превосходящим, по совокупности своих художественных достоинств, любой другой барочный храм Речи Посполитой. Это одна из самых больших по площади барочных базилик в Восточной Европе. Длинна храма 60 метров, ширина в трансепте 33. Главный фасад костёла достаточно сдержанно, но в то же время не без искусности, украшен рядами пилястр с лепными капителями. Под центральным треугольным фронтоном расположена украшенная рокайльной лепниной ниша, со скульптурой святого покровителя костёла, Франциска Ксаверия. На фронтоне находятся две небольшие скульптуры святых. С двух сторон от главного входа, в нишах, расположены крупные деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла. Главный купол имеет диаметр 13 метров. Небольшими куполами накрыты две часовни у апсиды костёла. Интерьер храма иезуитов в начале XX века.
Как и положено великому храму гродненский иезуитский костёл имеет копию. Гродненский объект был взят за образец для постройки костёла доминиканцев в Ружаностоке. Интерьер костёла буквально переполнен произведениями искусства. Прежде всего стоит отметить главный алтарь — шедевр барокко. Это один из самых высоких деревянных барочных алтарей Европы, его высота 21 метр. Фундаторами такого выдающегося произведения сакрального искусства называют Самуэля и Констанцию Лозовых. Его автором является скульптор Ян Кристиан Шмидт. Этот мастер был представителем целой династии искусных резчиков по дереву. Сохранилось некоторое количество образцов его искусства, отличающихся вполне характерным почерком, но всё же главный алтарь гродненского иезуитского костёла стал наиболее сложным и выдающимся произведением скульптора, безусловной вершиной его творчества. Не раз и не два некоторые из тех, кто стоял перед алтарём иезуитской Фары, пытались пересчитать сколько скульптур украшают эту жемчужину барокко.
Да, задача не так проста. Итак, сколько же на самом деле скульптурных изображений на этом алтаре? Попробуем посчитать. Это можно делать по-разному, так как некоторые изображения объединены в скульптурные группы и их можно считать либо как одну скульптуру, либо по отдельности. Кроме того, в данном случае будут учитываться только антропные, антропоморфные и анималистические, то есть подобные людям и животным, скульптуры. Сначала рассмотрим так называемую алтарную стенку или ретабло retabulum , которая и привлекает к себе особое внимание. На её первом ярусе находится 20 скульптурных изображений, считая двух львов на гербе Заремба и пять рельефов пьедестала, на котором стоит статуя Франциска Ксаверия. Во втором ярусе 15 скульптур, вместе с классическими атрибутами четырёх евангелистов. В третьем ярусе 14 скульптурных изображений, вместе с атрибутами женщин, аллегорически представляющих континенты. Эти великолепные скульптуры имеют свои собственные оригинальные «игрушки».
Две из четырёх «континентальных» дам обладают особенно интересными предметами: Африка — своеобразным слоновьим шлемом и львом, Америка — существом, напоминающим крокодила и отрезанной индейской головой. Кроме того, окошко апсиды, в котором находится витраж, обрамляют 14 ангельских ликов. Этот концепт соответствует оформлению главного алтаря Собора Святого Петра в Риме, а изображающий голубя Святой Дух витраж гродненского костёла, очень похож на аналогичный в главном католическом храме Рима и всего мира. Таким образом, алтарную стенку украшают 63 достаточно крупных антропных, антропоморфных и анималистических скульптурных изображения! И это без распятий, и без учёта скульптур, представляющих объекты не подобные людям и животным, к примеру, без учёта сложных барочных ваз, венчающих алтарь. Кроме алтарной стенки в структуре алтаря есть ещё и так называемый ящик для реликвий или табернакулум tabernakulum. В гродненском фарном костёле он имеет украшения в виде великолепной рокайльной резьбы и нескольких скульптур. Кроме этого, золочённой резьбой с изображениями ангелов украшен и собственно сам алтарь, то есть своеобразный ящик-стол для ритуалов. С учётом распятий, все элементы структуры главного алтаря гродненского иезуитского костёла, украшает более 70-ти антропных, антропоморфных и анималистических скульптурных изображений! Отцы иезуиты активно влияли на проект алтаря, в частности указывая какие именно скульптуры должны быть изготовлены.
С алтарём связана и небольшая геральдическая загадка. По краям этого грандиозного сооружения размещены фигуры, которые должны представлять меценатов, оплативших создание алтаря. С правой стороны находится фигура Св. Самуэля, которая обозначает вклад мстиславского каштеляна Самуэля Лозового, а с левой стороны статуя Св. Констанции, посвящённая Констации Лозовой. Правда, Юзеф Иодковский считал, что Констанцию Лозовую изображает аллегорическая статуя Европы, на верхнем ярусе алтаря. Случаи отражения внешности реальных людей, в созданных художниками образах святых действительно хорошо известны. Интересно, что традиция приписывает скульптуре Марии Магдалины, в виленском костёле Петра и Павла, внешность жены Пьетро Перти, которого считают автором этого великолепного изображения. Гродненская скульптура Св. Самуэля, которая будто бы заимствует внешность фундатора Лозового, держит в руке герб.
Логично предположить, что это герб именно мстиславского каштеляна. Однако Лозовым приписывают герб Любеч, имеющий в щите подкову, а на щите герба в руке алтарной скульптуры изображён лев. Уместно думать, что это вариация герба Заремба. В дополненном издании гербовника крупнейшего польского геральдиста Каспара Несецкого за мстиславским каштеляном числится некий собственный герб, видимо, речь как раз об изменённом гербе Заремба, который украшает гродненский алтарь. Главный алтарь иезуитского костёла. Остальные алтари этого храма также весьма интересны.
That way, as the pages that are referenced are changed or taken from the web, a link to the version that was live when the page was written will be preserved. The idea is to bring a reliability to Wikipedia outlinks so that if the pages referenced by Wikipedia articles are changed, or go away, a reader can permanently find what was originally referred to.
Наше выступление на Днях Молодёжи в Лиде(Гродно-Катедра)
Grodno Katedra 7 часов 40 минут 43 секунды. Гродно, отметивший в 2023 году 895 лет со дня основания, наряду с Брестом является одним из самых западных городов Белоруссии, на границе с Польшей. Щучинский район. г. Гродно. Текст информации новости с коротким описанием.
Katedra.Grodno.
25 апреля клирик прихода храма Рождества Христова города Гродно протоиерей Александр Казакевич и клирик прихода храма святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Grodno Visa Free. 80-й годовщине освобождения Республики Беларусь. Расследование уголовного дела о геноциде. 21.03.2024г. настоятель храма прихода иконы Божией Матери "Взыскание погибших" г. Гродно посетил среднюю школу №12, в которой провел беседу с детьми начальных классов. Бизнес-портал Гродно – Новости организаций.
Новости Гродно
Лидские пограничники изъяли второй за два дня беспилотник 1. В Гродно прошёл молодёжный фестиваль-конкурс «Медиасфера-2024» 1. Весенний сев необходимо провести в оптимальные сроки с соблюдением всех технологий 4. В Гродненской области стартовал открытый конкурс детского рисунка "Наследники Победы" 4. В Гродненском районе проходят рейды в рамках акции «За безопасность вместе» 5. В Гродно прошли областные соревнования работников сбытовых подразделений 3.
Житель Слонимского района незаконно выловил 38 кг рыбы 1. В Гродненской области прошёл конкурс видеороликов «Фликер — наш друг» 3. Гродно принимает участников республиканского краеведческого форума 2. Более 56 тысяч человек по всей стране присоединились к республиканской акции «Аднавiм лясы разам! Для проекта "Живая память благодарных поколений" стеклозавод "Неман" передал фонду Талая 200 колб 3.
Спасателям Принеманья пришлось дважды выезжать на вызовы, чтобы помочь гражданам 1. В Гродно продолжается реализация масштабного проекта по возведению новой городской больницы 1. Съёмочная группа ТРК «Гродно» познакомилась с ходом посевной кампании в области 6. В 2023 году снизилось количество преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних 2. В Сморгони мужчина выращивал коноплю и получил уголовную статью 1.
В Гродно в этом году планируют переложить 27,5 километров тепловых сетей 2. Незадекларированную парфюмерную воду и посуду пытался провезти через границу литовский перевозчик 1. На Гродненщине стартует профилактическая акция «За безопасность вместе! В Гродненском районе с 16 апреля возобновляются дачные перевозки пассажиров 2. Домашнее мини-производство самогона выявили правоохранители в Вороновском районе 0.
Республиканский субботник пройдёт в Беларуси 20 апреля 1. Опять похолодание! Что прогнозируют синоптики на неделю? Три гектара нового леса появилось в Новогрудском районе 2. Выставка для детей и взрослых «Легоу» открылась в Triniti 3.
Возле деревни Путришки прошёл областной этап Кубка Беларуси по ракетомодельному спорту 4. В Гродно прошёл астрофизический турнир «Ключ на старт» 3. В юбилейный для прокуратуры Гродненской области год в Гродно появилась аллея "Связь поколений" 2.
Именно Коложская церковь в Гродно стала одним из стилистических прототипов данного проекта, сообщают разработчики проекта мастерская «Прохрам». Коложская церковь Борисоглебская церковь — одна из древнейших сохранившихся церквей Древней Руси, уникальный памятник чёрнорусского зодчества.
Расположена в Гродно, на высоком берегу реки Неман. Является самым западным из сохранившихся древнерусских храмов. Точная дата возведения не установлена, предположительно, церковь была построена в 1180-х. Освящена в честь Бориса и Глеба. Кладка стен выполнена из валунов и плинфы обожженного глиняного кирпича , в них вмурованы глиняные кувшины-голосники, которые улучшают акустику.
В середине и конце XIX века часть западной и вся южная стены разрушились — съехали вместе с частично обрушившимся склоном горы.
Объекты католической церкви Костёл и шпиталь Святого Духа Костёл и шпиталь Святого Духа могут претендовать на звание старейшего частично сохранившегося католического комплекса Гродно. Они были основаны по желанию королевы Боны в 50-х годах XVI века. Костёл получал королевские привилеи от Жигимонта Августа и Стэфана Батория в 1553 и 1584 годах соответственно.
Костёл Св. Фото автора. Комплекс выполнял роль городского приюта и больницы для малоимущих. Название в честь Святого Духа было типичным для подобных больничных комплексов Европы.
В ревизии Гродно, 1680 года, монастырь упомянут как каменный. Духа смог побыть даже монастырским храмом, хотя официально оставался в собственности парафии фарного костёла. Это случилось благодаря тому, что в 1783 году при храме жили три монахини мариавитки. В этот же период боковые крылья монастыря были надстроены и получили второй этаж, который, однако, не был полностью закончен.
С упадком Речи Посполитой комплекс не перестал выполнять больничных функций. Но постепенно деятельность занимавшей здания костёла и шпиталя благотворительной организации несколько изменилась и стала более соответствовать духу времени. Костёл на рисунке первой половины XIX века. По примеру «Виленского человеколюбивого общества», в 1819 году, было создано «Гродненское благотворительное общество» Товарищество доброчинности , в качестве преемницы уже существовавшего ранее гродненского «Дома благотворительности».
Официальное разрешение на свою деятельность общество получило 8 августа 1821 года. Члены общества старались всячески поддерживать нуждающихся в помощи, в частности, бедняки получали финансовые пособия и бесплатную еду, а арестанты одежду. Разумеется, одним из основных профилей Товарищества было лечение больных. Деньги собирались благодаря членских взносам, подписным листам, а также благотворительным балам и спектаклям.
Приносила доход и продажа лотерейных билетов, кроме того, значительные взносы делали богатые меценаты, к примеру, губернатор Анджейкович. В 20-х годах XIX века здание костёла и шпиталя перестроили по проекту гродненского архитектора Кароля Багэмила. Комплекс получил черты развитого классицизма. Сам храм при этом был превращён в зал собраний.
После восстания 1863—1864 годов, «Товарищество благотворительности», состоявшее из неблагонадёжных представителей местной элиты, ликвидировали. Бывший католический комплекс был продан городскими властями еврейскому предпринимателю Абелю Тарловскому. Здание пострадало в пожаре 1885 года. Позднее и при другом владельце в здании был организован ресторан «Славянский».
Так католический комплекс перешёл в эпоху использования различными коммерческими заведениями и о его славном прошлом напоминало немногое. Бона Сфорца. Encyklopedia staropolska ilustrowana. На момент написания книги в здании размещена гродненская городская администрация и даже охранная табличка на стене этого бывшего католического комплекса молчит о солидном возрасте объекта, построенного по фундации самой королевы польской, великой княгини литовской и миланской принцессы Боны Сфорца.
Предметом дискуссии для исследователей остаётся следующий вопрос: был ли монастырь каменным уже в XVI веке. Построила ли королева сразу каменный монастырь и если да, то в каком стиле? На рисунках первой трети XIX века виден костёл с четырьмя колоннами на постаментах. Этот памятник напоминает аналогичные по масштабу строения итальянского ренессанса XVI века.
Если подобный вид здание имело уже при королеве Боне, это означает, что оно является старейшим образцом применения архитектурного ордера на землях будущей Беларуси, ведь храм старше даже новаторского для ВКЛ несвижского иезуитского костёла. Вероятно, впрочем, что декор создан уже в эпоху классицизма, при поддержке виленского епископа Игнация Мосальского и кем-то из опекаемых им крупных мастеров классической архитектуры, то есть кем-то из пары Гуцевич Кнакфус. Так или иначе «муры» этого комплекса в значительной степени сохранились и, несмотря на многочисленные позднейшие перестройки, несут в себе некоторые черты архитектуры ренессанса. Как и говорилось выше, храм имел четыре колонны, которые стояли на высоких постаментах.
Комплекс венчала высокая и ломанная барочная крыша. Декор фасада, форма и расположение оконных проёмов, а также крыша не раз менялись. В XX веке внешний вид здания не претерпел значительных изменений. Комплекс представляет собой вытянутое двухэтажное строение, декорированное тремя фронтонами с валютами.
Окна второго этажа — полуциркульные, первого — прямоугольные. Центральная часть декорирована четырьмя пилястрами ранее полуколоннами , сандриками над оконными проёмами второго этажа, балконом на кованных кронштейнах. Боковые крылья украшены по краям сдвоенными пилястрами с лучковыми фронтонами над ними. Фара Витовта Фара Витовта — храм который можно без преувеличения назвать легендарным.
Столетиями этот величественный собор возвышался в самом центре королевского Гродно, являясь одной из главных высотных доминант города. Апсида Фары Витовта со стороны улицы Советской. Идеализированная не строго научная реконструкция автора. Рассказ о храме стоит начать с интересного и не всем известного факта: Фару Витовта на самом деле построил король и великий князь Стефан Баторий.
Точнее, этот монарх возвёл большой каменный собор, известный позднее как Фара Витовта. Это название стали активно использовать только в период 30-х годов XX века. В определённом смысле, оно было унаследовано от предыдущего храма, фундатором которого действительно был великий князь Витовт. Получив Гродно в удельное владение от своего отца Кейстута, Витовт сделал его одной из главных своих резиденций.
Разумеется, такой важный политический центр нуждался в большом католическом храме, который и был построен, по распоряжению великого князя. Храм упоминается уже в 1389 году, а значит, может претендовать на звание одного из старейших католических соборов в этой части Европы. Впрочем, существует мнение, что данные сведенья недостоверны. Считается, что первая Фара была выстроена из дерева.
В конце XV века храм был реконструирован по распоряжению короля и великого князя Александра Ягеллончика. Королевич Казимир Ягеллончик, известный позднее как Святой Казимир — главный небесный заступник ВКЛ, согласно легенде, выходил босиком из гродненского замка и шёл в костёл, а если находил его закрытым, ложился на пороге и долго лежал распластавшись. Королевич умер в Гродно и затем был канонизирован католической церковью. Таким образом, можно говорить о тесной связи главного католического святого ВКЛ со всем Гродно и конкретно Фарой Витовта.
Древнейшее известное изображение Фары Витовта. Гравюра М. Цюндта, XVI век. Храм на гравюре Т.
Построенный для иезуитов костёл Батория, позднее известный как Фара Витовта. Прочитав этот текст не трудно убедится в том, что первая Фара была связанна с именами многих венценосных особ того времени. Однако знание исследователей о первом храме всё же весьма неполные. Некоторые специалисты даже предполагают, что каменный храм появился ещё до Батория.
Учёным известно лишь одно изображение этого первого костёла. Оно помещено на гравюре авторства Матвея Цюндта, датированной 1568 годом. Дискуссионным остаётся и вопрос расположения этого храма. Предполагается, что он стоял на месте ампирного здания дома профсоюзов, по улице Советской.
Но есть и другие предположения, к примеру, Мечислав Супрон высказал догадку о размещении старого храма на месте дома номер 3, по улице Замковой. Такая насыщенная королевскими именами летопись, могла бы прославить любой храм ВКЛ, но для Фары Витовта это был лишь первый этап её бурной истории. В восьмидесятых годах XVI века Стефан Баторий, питавший особую любовь к городу над Неманом, построил в Гродно новый каменный храм, который должен был стать его усыпальницей. Это был огромный, по меркам Речи Посполитой, готико-ренессансный костёл, сопоставимый по площади с Виленской катедрой.
Фара Витовта в конце XVI века. Научная реконструкция М. Строился храм совсем не как городской собор. Новый костёл должен был принадлежать ордену иезуитов, которых король планировал заманить в свой любимый Гродно, с целью организации достойного учебного заведения.
Иезуиты, однако, не спешили принять королевское предложение, хотя монарх и был чрезвычайно настойчив. В итоге храм так и не был принят орденом, а Баторий скончался в Гродно, в конце 1586 года. Как же выглядел иезуитский костёл, построенный Баторием? Некоторое представление о храме даёт известная гравюра Маковского, датированная 1600 годом.
Именно это здание Батория стало позднее широко известно под именем Фары Витовта и, пережив различные перестройки, просуществовало до 1961 года. Представление о размерах храма можно получить благодаря обмерным рисункам начала XIX века: судя по ним костёл имел около 58 метров длинны и примерно 24 метра ширины. Здание представляло собой базилику, центральный неф которой поднимался на высоту более 17 метров. Высокая башня в начале XIX века не имела купола, но даже без него её высота была более 40 метров.
Изначальная высота башни может служить предметом дискуссии специалистов. Известно, что здание не раз разрушалось и башня костёла запечатлена разрушенной ещё на рисунке, который датируется XVIII веком. Судя по гравюре Маковского, башня была выше, чем на обмерном плане и завершалась округлым куполом. Стоит с осторожностью подходить к интерпретации данных гравюры, тем не менее она является важным источником данных об облике храма на начальных этапах его истории.
Вместе с высоким куполом и крестом высота башни видимо превышала 50 метров. А если предположить наличие дополнительных ярусов башни храма и взять за основу для расчётов пропорции костёла на гравюре Маковского, то можно предположить, что высота Фары достигала 70 метров! Размеры храма были значительно меньше крупнейших готических соборов Европы, но зато вполне сопоставимы с размерами виленского и вавельского соборов, или, к примеру, кафедрального собора Стокгольма. Зарисовки Фары Витовта.
Начало XIX века. Апсида костёла выходила в сторону нынешней улицы Советской и имела большие готические окна. Входы в храм выделялись ренессансными порталами с богатой резьбой по камню. Существует достаточно большое количество реконструкций облика храма.
Одна из самых старых и известных — реконструкция знаменитой исследовательницы архитектуры Беларуси Елены Квитницкой. Из более современных выделяется отличная работа Мечислава Супрона. Архитектором храма зачастую называют королевского зодчего Санти Гучи.
В течение всего движения исполнялись песнопения, читались молитвы, играл оркестр. После хода в Фарном костеле началось утреннее праздничное богослужение, вел его епископ Гродненской епархии Александр Кашкевич. Он поздравил прихожан с Пасхой.
Утренняя пасхальная служба собрала полный костел верующих. Людей было так много, что кто-то остался на ступеньках храма или у его входа на улице.
Гродно – столица, которая осталась
Все были единодушны в том, что участие в выборах важно для каждого жителя нашей страны. Начальник главного управления здравоохранения Людмила Кеда ответила на заданные участниками мероприятия вопросы, в том числе касающиеся развития системы здравоохранения Гродненщины. Она призвала членов коллектива главной клиники области проявить высокую гражданскую ответственность, принять участие в выборах и отдать свои голоса за самых достойных кандидатов в депутаты. Людмила Кеда, начальника главного управления здравоохранения облисполкома: - Проведение выборов — важнейшее событие как для нашей страны, так и для каждого из нас.
После ухода епископа Александра Кашкевича он должен возглавить самую большую епархию в Беларуси — и уже совсем скоро.
Решение Папы Римского Франциска о назначении Владимира Гуляя епископом-каодъютором Гродненской епархии опубликовали в Ватикане 5 апреля 2024 года, пишет Katolik. Редкая должность Должность, на которую Папа назначил Гуляя, редкая не только для Беларуси, но в мире. Епископ-коадъютор — это помощник главы епархии ординария , который обладает правом замещать его в случае отсутствия. После отставки или смерти ординария коадъютор автоматически становится новым главой епархии.
Ксендз Владимир Гуляй будет помогать теперешнему ординарию Александру Кашкевичу, а после его ухода в отставку возглавит епархию. Есть предписание Святого Престола, согласно которому епископы должны подавать прошение об отставке по достижении 75 лет.
Здесь он любил отдыхать, когда приезжал на охоту в Гродненскую пущу.
И, конечно, ходил в баню, которая занимала весь этаж башни. Мария Усманова, заведующая научно-просветительским отделом Гродненского государственного историко-археологического музея: «Отделана баня декоративными деревянными панелями. Такое было модно в средние века.
И это прекрасно перекликается с деревянным кессонным потолком. Отделка бани деревом — традиция давняя. Во-первых, это сохраняет тепло, также создает естественную вентиляцию.
И избавляет помещение от лишней влаги. Купались в больших ваннах — балеях. Позади меня две большие балеи, могли внутрь поставить скамейку, чтобы было удобнее, или застелить тканью».
Покои королевского секретаря выглядят куда скромнее. Но и здесь тканевые обои, заказывали в Италии. Ножки мебели в форме лап животных, кровать массивная, без балдахинов.
Такой формат позволяет минимизировать риск заражения Covid-19 и в тоже время дает верующим возможность принять участие в молитве. Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
КАЛЕНДАРЬ КУЛЬТУРНЫХ СОБЫТИЙ
Гродненский диоцез Гродзенская дыяцэзія Dioecesis Grodnensis Собор Святого Франциска Ксаверия Латинский Главный город Гродно Страна Белоруссия Дата основания 1991 год Кафедральный собор Собор Святого Франциска Ксаверия Иерарх Александр Кашкевич (с 1991). Анлайн-трансляцыя кожнай Святой Імшы праходзіць на нашым YouTube канале. Далучайцеся! Главные события на сегодня в режиме онлайн. Новости Гродно, страны, мира. Криминальные новости, люди, рыбалка, такси, секонды, коронавирус. Хатняя старонка» Культура» В Гродно в 20-й раз начался фестиваль «Коложский благовест». Вечером 8 июня в Гродно пройдет традиционный крестный ход верующих католической конфессии. Главная» Новости» Православные новости гродно.
История костела в Гродно
- В Гродно строят «вторую Коложу»
- В Гродно католики отметили праздник Божьего тела — как это было
- 1я неделя адвента. Grodno Katedra 27.11.2022
- Католики Гродно готовятся к Пасхе — в храмах проходит освящение продуктов — Вечерний Гродно
- 1я неделя адвента. Grodno Katedra 27.11.2022
- Меню раздела
Клирики Гродненской епархии посетили Гимназию №9 города Гродно
Когда работники МЧС прибыли по указанному адресу, дощатое строение было полностью охвачено огнем. Как позже рассказал хозяин, утром он снял с зарядки аккумулятор и уехал на работу, но не отключил зарядное устройство от сети. Через некоторое время соседи сообщили о том, что гараж охвачен пламенем. Около получаса потребовалось спасателям, чтобы ликвидировать пожар и не допустить его распространения на другие постройки. Огонь полностью уничтожил строение.
Находится он в двух десятках километров от Гродно, по пути на Августовский канал, и считается одной из архитектурных жемчужин региона. Несколько лет назад здесь началась масштабная реконструкция, сейчас же гости вновь могут прикоснуться к истории. Правда, вход на территорию платный. Прогулка по каменным дорожкам, вековым аллеям и набережным прудов обойдется в 5 рублей с человека, пишет издание Newgrodno. Дворец возведен в 1779 году по проекту итальянского архитектора Джузеппе Сакко.
Во время реставрации зданию вернули первоначальный облик. Смотрится действительно впечатляюще. Впрочем, внутри работы еще продолжаются, поэтому любоваться можно снаружи. Фон для фотографий просто отличный.
Сейчас этот пост исправлен — Бондарева оставила тот же текст, но заменила фото с Grodno. Редакция Reform.
Пост о выставке до и после суда. Скриншот из телеграм-канала Ольги Бондаревой Издание Hrodna. Пропагандистка сетует, что портал опубликовал афишу студенческого мероприятия «в стиле лесбиянок» — с иллюстрацией, изображающей двух девушек в обнимку.
В этом году на фестивале выступят более 90 приходских коллективов. Как рассказала директор и художественный руководитель Международного фестиваля православных песнопений Наталья Гаплинчик, концерты, которые начались в Гродно 15 января, будут проходить в храмах и центрах культуры области до 12 февраля. Уверена, что везде концерты будут проходить с таким же большим наплывом слушателей, как это произошло во время открытия. Люди действительно ждали эти концерты духовной музыки, как, кстати, и сами исполнители, ведь каждому хору важно почувствовать результат своей работы, — отметила директор фестиваля. Одним из первых в концертной программе выступил детский хор при воскресной школе Гродненского храма Всех Белорусских Святых. Музыкальный руководитель Светлана Бенаш, как и все ее воспитанники, очень взволнована этим событием. Еще во время первых фестивалей ей приходилось быть ведущей, она помнит, как постепенно фестиваль завоевывал свои позиции.
Детские хары всегда встречали чрезвычайно тепло. Ее коллектив создан 15 лет назад. Дети с музыкальными способностями участвуют в богослужениях, оттачивают свое мастерство. На фестивале выступает старшая группа хора, которая может одолеть более сложные канонические тексты. Значительное влияние церковных песнопений на духовную жизнь человека отмечает председатель жюри фестиваля, член Белорусского союза композиторов, протоиерей Андрей Бондаренко.