В ходе интенсива педагоги рассмотрели вопросы, связанные с развитием функциональной грамотности в процессе обучения географии и биологии.
Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию
В статье анализируется проблема развития функциональной грамотности обучающихся на уроках географии. В структуру функциональной грамотности по географии входит картографическая грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, но ввиду направленности предмета особую роль занимает естественнонаучная грамотность. Похожие статьи. Формирование функциональной грамотности на уроках географии как способ повышения качества образовательных услуг.
Функциональная грамотность на уроке географии
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии через интерактивные методы и приёмы обучения. Жанна Сергеевна Непомнящих, учитель географии СОШ № 23, представила формирование функциональной грамотности через изучение «Краеведения» в рамках курса географии. Формирование функциональной грамотности на уроках мысль,когда ни с кем не делится она?Что гордый ум,когда он сам в себе замкнётся?Что рукопись,когда она не прочтена?Душа,когда она к другой душе не рвётся? В географии функциональная грамотность формируется достижением.
Развития функциональной грамотности на уроках географии
В географии функциональная грамотность формируется достижением. Что такое функциональная грамотность, какие приёмы и методы использовать на уроках географии для её формирования. Раменское Формирование функционально грамотности на урока географии ТЕМА: Применение заданий естественнонаучного цикла для развития функциональной грамотности учащихся. Материал из раздела статьи от 06.02.2020 – Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта. Основными содержательными составляющими функциональной грамотности являются. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Презентация на тему Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Когда в один солнечный день наши друзья гуляли, вода потихоньку, по капельке начала медленно испаряться. В этот день много капелек испарилось, но Капа, Кипа и Купа спокойно жили. Вскоре люди нашли это озеро. И опасностей становилось больше: то собака или человек захотят попить из озера, то кто-нибудь кинет какой-то мусор. В один день капельки ничего, не примечая, плавали по водоёму, но откуда не возьмись, упала железная банка в воду. Из-за этого целый день капелькам всего озера было не спокойно. Через некоторое время люди поняли, что загрязнять такое прекрасное озеро — плохо. Даже некоторые люди ныряли в озеро, чтобы достать оттуда банки и железные предметы. После этого жизнь капелек наладилась и всё было хорошо. Какие географические процессы вы заметили и какие проблемы увидели? Сделайте книжку-малышку буклет про неё про него с краткой характеристикой, а также с топ-5 интересных фактов и или мест, которые можно и нужно там посетить.
Мама, изведав местность, оставила сыну подробный план, чтобы он не забыл, куда идти и что делать. В записке было написано следующее: «Сыночек, утром ты из дома пойдёшь по грунтовой дороге в школу. После школы сразу беги в детский сад через луга, чтобы забрать сестрёнку. Обязательно зайдите с ней в магазин, купите хлеб и себе что-нибудь сладкого. Аккуратнее, по дороге вам встретится маленькая речка, через неё мостик. Придя домой через кустарники и огороды, разбудите бабушку, пусть она вас накормит. Собирайтесь на речку купаться. По дороге зайдите в хвойный лес, подышите свежим воздухом, только воду из родника не пейте — она очень холодная. И болото обойдите — не испытывайте судьбу. На обратном пути не вздумайте заглядывать в фруктовый сад — местные уже ругаются, что вы яблоки и груши таскаете.
Вернувшись домой, обязательно развесьте сушиться всё мокрое, переоденьтесь. Целую, ваша мама».
К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.
Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности. К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие: - определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы - работа с климатограммами - выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы - работа со статистической матрицей данных в 10 — 11 классе углубленного уровня изучения географии. Что уже делается учителями географии и что еще можно сделать для повышения функциональной грамотности на этих уроках?
При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. Данный прием успешнее всего можно использовать при подготовке команды учебного заведения к участию в различных географических конкурсах.
Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующиеприемы работы: 1 «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например: - укажите материки западного и восточного полушарий; - расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.
Данные задания лучше всего проводить в 5 — 7 классах. Например: - Буэнос-Айрес — Бухара — оба начинаются на букву «Б» - Буэнос-Айрес — Будапешт — являются столицами государств - Буэнос-Айрес — Копенгаген — оба лежат на берегу моря - Буэнос-Айрес — Кейптаун — оба лежат в южном полушарии - Буэнос-Айрес — Вашингтон — оба лежат в западном полушарии. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее ответ.
Ярославля, прошёл открытый урок географии, на котором была представлена работа с обучающимся по формированию функциональной грамотности. В ходе групповой деятельности на уроке ребята определяли страну-производителя продуктов потребительской корзины, факторы размещения производств, рассчитывали финансовую выгоду от приобретения однотипной продукции разных производителей и т.
Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик». Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.
Значит, у тебя день длится всего одну минуту! На ней жил старик, который писал толстенные книги». Перед вами отрывки из известного произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Определите, что из этого соответствует реальности, а что нет если есть ошибки, исправьте их и расскажите, о каких планетах идёт речь.
Однажды в далёком озере, о котором не знали люди, проживали три капельки: Капа, Кипа и Купа. В один день они договорились о встрече, чтобы поплавать вместе. Капельки умели быть в разных состояниях. Кроме того, капелька могла на время испариться, а потом вернуться на землю в море или в океан.
Когда Капа, Кипа и Купа встретились, они поплыли по всему озеру. Люди совершенно не знали об этом месте. Когда в один солнечный день наши друзья гуляли, вода потихоньку, по капельке начала медленно испаряться. В этот день много капелек испарилось, но Капа, Кипа и Купа спокойно жили.
Вскоре люди нашли это озеро. И опасностей становилось больше: то собака или человек захотят попить из озера, то кто-нибудь кинет какой-то мусор. В один день капельки ничего, не примечая, плавали по водоёму, но откуда не возьмись, упала железная банка в воду. Из-за этого целый день капелькам всего озера было не спокойно.
Через некоторое время люди поняли, что загрязнять такое прекрасное озеро — плохо. Даже некоторые люди ныряли в озеро, чтобы достать оттуда банки и железные предметы. После этого жизнь капелек наладилась и всё было хорошо. Какие географические процессы вы заметили и какие проблемы увидели?
Сделайте книжку-малышку буклет про неё про него с краткой характеристикой, а также с топ-5 интересных фактов и или мест, которые можно и нужно там посетить.
Формирование математической и финансовой грамотности на уроках географии
Ветеран Великой Отечественной войны, вспоминает: «На Курской дуге были и такие случаи: направление стрельбы определяли по звёздам, по Луне, по направлению железнодорожных рельсов». А почему нельзя было использовать показания приборов, например компаса? Задание 2. Первый лётчик получил задание лететь над Землёй всё время на восток, второй всё время на север. Кто из лётчиков не смог выполнить задание? Задание 3. Даже самые южные из Алеутских островов покрыты тундрой. Комсомольск-на-Амуре лежит в зоне тайги.
А самый южный? Задание 4. Гек Финн утверждал, что «карта врет», так как на той карте, которой они использовались во время полета, разные штаты окрашены в разные цвета, а на самом деле «их цвет один и тот же-зеленый. Какой картой пользовались путешественники? Какой правильнее было бы пользоваться? Задание 5. Слайд 11 При наступлении, какого природного явления актуальны такие рекомендации?
Задание 1. Переходить по льду необходимо по оборудованным переправам, но если их нет, то прежде, чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности.
К несплошным: графики, диаграммы, статистические таблицы, карты, картосхемы. Принято диагностировать три уровня читательской грамотности: - Умение найти и извлечь информацию из текста.
Первое читательское умение: найти и извлечь информацию из текста, предполагает концентрацию читателя на отдельных фрагментах информации текста. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста. Второе умение:интегрировать и интерпретировать прочитанное, предполагает, что читатель соединяет отдельные части текста, связывает их друг с другом и истолковывает. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую.
Третье читательское умение: осмысление и оценка текста с опорой на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Все три уровня читательских умений тесно взаимосвязаны, они востребованы при выполнении разных учебных заданий. Формированию читательской грамотности способствует применение учителем на уроке различных приёмов.
Восстановление текста приём работы со связным текстом, в котором пропущены слова Горы по высоте делятся на 3 группы — низкие 500-1000м ,………… 1000- 2000м , ……. На физической карте горы показаны …………. Равнины по высоте делят на низменности 0-200м , ……… 200-500м , ………. На физической карте равнины показаны……..
Слайд 11 Моделирования новых карт Слайд 12 Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося. Слайд 14 География, 9 класс: Вариант 1 Миграция населения В 1937-1944 годах на территорию Казахстана были принудительно переселены корейцы, поляки, немцы, чеченцы, ингуши, балкарцы и ряд других народов. Всего около 1 миллиона человек.
Тема выступления: «Работа с картографическими источниками информации на уроках географии» Болотникова Наталия Викторовна — доцент кафедры, председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ по географии, автор учебно-методических пособий, которая познакомила волгоградских учителей географии с методическим инструментарием конструирования заданий по функциональной грамотности; поделилась с методикой решения практико-ориентированных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Представлен опыт работы по формированию функциональной грамотности не только на уроке, но и на занятиях по внеурочной деятельности по географии. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, формируемая и на уроках географии. Технологии формирования функциональной грамотности по географии На глобальном уровне признаётся, что значимость человека для общества во многом определяют навыки XXI века: умения решать проблемы, сотрудничать, мыслить критически и креативно.
География. Городское МО
Глобальные компетенции 6. Креативное мышление И все они должны формироваться на уроках в комплексе для достижения наилучшего результата. Конечно, на каждом уроке задействовать и формировать все 6 компонентов функциональной грамотности сложно. Но, регулярно, из урока в урок, комбинировать и формировать несколько из них возможно.
Читательская грамотность. Ее мы регулярно формируем на уроках. Это, в первую очередь, работа с текстом учебника.
Умение находить и анализировать информацию в тексте. Математическая грамотность — тесно связана с географией.
На семинаре выступили: Эртель Анна Борисовна — почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-экономической географии и природопользования Института наук о Земле Южного федерального университета, автор пособий издательства «Легион» по географии. Тема выступления: «Работа с картографическими источниками информации на уроках географии» Болотникова Наталия Викторовна — доцент кафедры, председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ по географии, автор учебно-методических пособий, которая познакомила волгоградских учителей географии с методическим инструментарием конструирования заданий по функциональной грамотности; поделилась с методикой решения практико-ориентированных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся.
На примере собственной практики, в старших классах, я предлагаю актуальные, реальные вопросы и возможность найти разумные варианты их решения. Спрашиваю: «Как исправить ситуацию? И пока не начнёшь задавать наводящие вопросы, ничего с места не сдвинется: «С чего вдруг государство должно вам давать деньги на это? Нет глубины мышления... Например, часто слышишь возмущения в магазине или на рынке: «Это стоит дорого». Но мало кто задумывается, что, прежде чем попасть на прилавок, товар проходит через огромное количество этапов, за которые, в конечном счете, платит потребитель. И начинается поиск «корней»: сначала добывают или выращивают сырье а это и время, и человеческие ресурсы, что подразумевает финансовые затраты , потом перерабатывают… и так выстраивается вся цепочка из пункта А в пункт Б. При этом обязательно нужно дополнять, что потребители переплачивают и за бренд. Не задумываются и о том, что в магазине, например, не «от балды» раскладывают продукты питания.
Задаю вопрос: «Какой продукт мы покупаем почти каждый день в магазине? Все как один отвечают: «Хлеб». Дальше: «Где обычно располагается прилавок с хлебом в супермаркете? Отвечают: «В самом конце». Пытаюсь выяснить: «Почему? Чистая психология и маркетинг. И так устроена почти вся экономика. На нотках психологии играют частенько и скидки в магазинах. Мол, устраивают акцию: пишут на ценнике стоимость повыше, зачеркивают её, а сверху пишут стоимость пониже.
Но человек, который редко бывает в данном магазине или не бывал ранее, не знает, что та стоимость, которая написана не зачеркнутой, и была до акции у данного товара. То есть маркетологи создают иллюзию скидок, а люди ведутся на это. Предлагаю посмотреть конкретные задания для формирования функциональной грамотности в разных классов. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик».
Посмотреть Друзья, подпишитесь на официальный Youtube-канал «Просвещение» об образовании для педагогов, школьников и их родителей.
Это просто! Перейдите по ссылке , нажмите «подписаться» и «колокольчик».
Презентация на тему Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Возможности современного урока географии в формировании функциональной грамотности обучающихся. Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности на уроках географии. Что уже делается учителями географии и что еще можно сделать для повышения функциональной грамотности на этих уроках? Раменское Формирование функционально грамотности на урока географии ТЕМА: Применение заданий естественнонаучного цикла для развития функциональной грамотности учащихся.