Новости юлия вадимовна синеокая

Российская Академия Наук приняла решение об отзыве юбилейной награды у признанной иноагентом Юлии Синеокой*. Юлия Синеокая "Профессор Нелли Васильевна Мотрошилова и ее философское поколение".

Пресс-конференция: Суверенитет российской философии

Пожарского, Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Пожарского», Народное ополчение имени К. Пожарского, «Народное ополчение имени К. Кушкуль г.

Эта книга так и не появилась на прилавках книжных магазинов. В интернете ее можно заказать, лишь пожертвовав деньги на фронт. Туда же, на фронт, по словам анонимного автора «экспресс-анализа наиболее значимых тезисов», уходит и весь тираж раритетного сборника, «пополняя походные библиотеки наших батальонов, выбивающих врага с великого Дикого поля, Гуляй поля русской истории, со святой земли Новороссии» авторская пунктуация сохранена.

Весной 2023 года при медиахолдинге «Царьград» был открыт Институт Царьграда. Отцы-основатели этой структуры Константин Малофеев учредитель , Александр Дугин директор и близкие к ним Сергей Глазьев экономист, советник президента РФ и Джамбулат Умаров заместитель председателя правительства Чеченской Республики , видят цель в разработке российской имперской идеологии и новой науки об имперском и монархическом началах православной государственности — «базилиологии». Мгновенная классика «базилиологии» — это трехтомник Малофеева «Империя» и монография Дугина «Бытие и Империя. Онтология и эсхатология Вселенского Царства». Близнец Института «Царьграда» — пространство «Солнце Севера». За сходную цену они готовы объяснить, что угодно: от квантовой механики до алхимии, от герметизма до русского космизма.

Преподаватели поскромнее ведут бесплатные онлайн-курсы. Среди героев их лекций, через запятую: Юнгер и Гомер, итальянский эзотерик Эвола и, естественно, Дугин, выступающий в спецпроекте сразу в двух ипостасях — и как субъект, и как объект. Отдельное направление работы «Солнца Севера» — организация ежегодных больших философских соборов. Вскоре на их основе должны выйти сборники материалов. Первый том посвящен памяти Дарьи Дугиной, второй — памяти Владлена Татарского. В 2024 можно ожидать появление третьей, уже академически аффилированной в РГГУ институции под руководством Дугина: «Высшей политической школы имени Ивана Ильина», любимого философа Путина.

Без особого успеха конкурирует с «Солнцем Севера» и «Царьградом» за место в идеологическом Z-бомонде Зиновьевский клуб. Задача минимум для зиновьевцев — внедрение обязательного изучения в школах и вузах трудов, собственно, Александра Зиновьева, которого участники Клуба называют «русским Конфуцием». Задача максимум — быть идеологическим, культурным и цивилизационным фронтом России против «возрождения нацизма на Украине и на Западе», защитником национальных интересов и «интеллектуального суверенитета России». Самой последней инициативой зиновьевцев стала проведенная 15 января 2024 в ТАСС пресс-конференция, посвященная «борьбе патриотического философского фронта против западопоклонства в философской сфере» в контексте очередного увольнения Черняева. Практическим итогом оказался «не взрыв, а всхлип»: предложено выпустить 50 томов русской философии как в 1990-е , подготовить антологии и хрестоматии по каждой из «традиционных» ценностей России и заменить курс истории мировой философии курсом русской философии, если на это дадут президентский грант, разумеется. Пророчество Стагирита сбылось раньше, чем кто-либо мог ожидать».

Канта справится с организацией международного конгресса. А наш Институт и Российская академия наук готовы включиться в работу. Кстати, в 2024 году отмечается не только 300-летний юбилей Канта, но и 300-летие Российской академии наук. Такая вот магия цифр… На этом магия цифр не заканчивается. Кенигсберг образовался в 1724 году путем слияния Альтштадта, Кнайпхофа и Лебенихта. В известном смысле он — ровесник Канта. Да, это чудесное совпадение... И, знаете, здесь, в Калининграде, очевидна магия места. Это и город Канта. Совсем неподалеку отсюда родные места Николая Коперника, Артура Шопенгауэра.

А для меня Калининград еще и город детства близкого мне человека — кинодокументалиста и поэта Джеммы Сергеевны Фирсовой… Я приехала сюда первый раз и совсем ненадолго, но мне кажется, что многое здесь способствует творчеству, занятиям философией. Близость моря, узкие улочки в старых районах, смешение архитектурных стилей, ощущение, что ты оказался на перекрестке традиций, конфессий, эпох… Вкусная еда, в приготовлении которой переплелись русские, немецкие, польские, литовские рецепты, — все это задает особый, неспешный ритм жизни, в котором ощутимо многоголосье мира. Это разнообразие открывает новые ракурсы созерцания, дает возможность сосредотачиваться на деталях. Мы побывали в маленьком частном музее Altes Haus, который представляет собой старую квартиру начала ХХ столетия. Такие места очень важны, в них, оказавшись в чужом пространстве, ощущаешь, что люди во всех странах и во все времена хотят мира, спокойствия, уюта, тепла. И, конечно, для меня важно было войти в Кафедральный собор, посетить музей Канта, его могилу.

На нашем сайте представлены 2 книги автора Юлии Синеокой.

Самая популярная по мнению наших читателей "". Западная философия.

Юлия Синеокая

СИНЕОКАЯ ЮЛИЯ ВАДИМОВНА (р. 1.03.1969, Москва), философ. Окончила философский факультет МГУ (1992). Трёхкратный призёр Олимпийских игр по плаванию Юлия Ефимова не сможет стартовать на соревнованиях в Баня-Луке (Босния и Герцеговина) из-за высокой температуры. Российская Академия Наук приняла решение об отзыве юбилейной награды у признанной иноагентом Юлии Синеокой*. Ю́лия Вади́мовна Синео́кая — российский философ, специалист в области европейской и русской философии. Доктор философских наук (2009), профессор РАН (2015). В настоящее время Синеокая заместитель директора Института философии РАН по научной работе. Сообщаю вам что она посвящена 300 летию РАН(которое состоялось в 2024 году), а эта гражданка Синеокая с 2022 года не имеет ни какого отношения к РАН так как она свалила во Франции и там работает с 2022 года.

Пресс-конференция: Суверенитет российской философии

Синеокая Юлия Вадимовна, Институт философии РАН. Юлия Синеокая в честь 300-летия РАН, как и другие члены академии, была награждена памятной медалью. Двойной портрет: профессор Н. В. Мотрошилова в философии и в жизни. Ю. В. Синеокая.

Ницше сегодня

Со временем такие люди не найдя подходящую для себя среду, уходят в другие институции». Она добавила, что в институте работают люди разных взглядов: «Среди нас есть люди религиозные, есть агностики, есть атеисты. Но нет политиков. Мы - хранители философского наследия. Это не значит, что Институт подобен башне из слоновой кости, архиву или музею. Мысль нельзя остановить, законсервировать, сделать статичной, ее суть — движение.

Мысль и отражает жизнь, и формирует реальность. Философская среда невозможна без дружеского общения, без аргументированной критики и профессиональных споров, без выхода в публичное пространство». Также Синеокая рассказала и о проекте, упомянутом «Царьградом»: «В Институте есть ряд секторов ориентированных на исследование самосознания, культурной и национальной идентичности России, стран СНГ, Европы, Китая, Индии, стран арабо-мусульманского мира.

Язык: Русский Цель книги - показать актуальность наследия Фридриха Ницше для XXI столетия, обозначить проблемное поле современного ницшеведения, выявить основные направления работы отечественных исследователей, а также роль Ницше в формировании современного интеллектуального контекста российской жизни. Все тексты, вошедшие в это издание, представляют собой академические статьи, созданные на основе публичных лекций, прочитанных их авторами в рамках совместного проекта Института философии РАН и московской библиотеки им.

В работах Ю. Синеокой представлен всесторонний анализ взаимовлияния отечественной и немецкой философских традиций в 19 - 20 вв. Синеокая Ю.

Для философа недопустимы какие бы то ни было оправдания обмана, поскольку «ложь представляет собой преступление против человечества, действия, основанные на лжи, не отвечают принципу всеобщности, и, идя на ложь, человек нарушает долг как перед тем, к кому ложь обращена, так и перед самим собой как разумным существом»5. Хрестоматийным текстом для такого подхода может служить басня Льва Толстого «Лгун»: «Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: "Помогите, волк! Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: "Сюда, сюда скорей, волк! Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо»6. Запрет на ложь при таком подходе рассматривается как залог и условие социализации ребенка, а задача родителей состоит в том, чтобы внушить детям, что обманывать плохо при любых обстоятельствах. Основная педагогическая доктрина была направлена на запоминание и воспроизведение материала. Творческие способности учеников не активизировались, любая самостоятельная активность не поощрялась. Вред от подобного подхода к образованию был очевиден еще Платону, предупреждавшему, что ученость чисто книжного происхождения - жалкая ученость, она не больше, чем украшение, но никак не фундамент. Уже в XVI в. Поощряя их ударами розог, им отдают на хранение торбу с разными знаниями, но для того, чтобы они были действительным благом, недостаточно их держать при себе, - нужно ими проникнуться»7. В главе «О воспитании детей», из знаменитых «Опытов», Монтень, наставляя свою добрую приятельницу графиню де Гюрсон в том, как ей следует воспитывать сына, первостепенное внимание уделял свободе самовыражения ребенка и развитию самостоятельности его мышления, а также способности учителя снизойти до увлечений воспитанника и руководить ими: «Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал также своего питомца. Сократ, а в последствии и Аркесилай заставляли сначала говорить учеников, а затем уже говорили сами. Obest plerumque iis qui discere volunt auctoritas eorum, qui docent - "Желающим научиться чему-либо чаще всего препятствует авторитет тех, кто учит"8. И дальше: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и саму суть его и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни... Кто рабски следует за другим, тот ничему не следует. Он ничего не находит; да ничего и не ищет. Non sumus sub rege; sibi quisque se vindicet - "Над нами нет царя; пусть же каждый сам располагает собой Сенека. Письма "»9. Цель образования, по мнению Монтеня в том, чтобы мудрые суждения перестали бы быть для ученика чем-то внешним и сделались бы его собственными мнениями. Наконец, уже к началу ХХ в. Классическая парадигма образования начала меняться, а с ней изменилась и интерпретация детской лжи. Наряду с суждениями Монтеня и Канта о недопустимости любого обмана как действия, не подлежащего оправданию и несовместимого с человеческим достоинством и гордостью, стали популярны менее категоричные суждения в духе размышлений о лжи Ницше: «Почему в большинстве случаев 6 Толстой Л. А потому, что, во-первых, так удобнее; ведь ложь требует изобретательности, притворства и памяти... Во-вторых, потому, что в простых обстоятельствах выгоднее прямо заявить: я хочу того-то, я сделал то-то, и тому подобное; иными словами, потому, что путь нажима и авторитета надежней, чем путь хитрости. Но и выросшему в любви и доверии ребенку непросто, даже и вовсе невозможно следовать исключительно путем правды, избегая лжи и противясь обману. Ведь в повседневной реальности мало кто из окружающих нас людей действительно готов к правде. В одном из писем своему учителю Ричлю, мягко раскритиковавшему диссертацию своего любимого ученика «Рождение трагедии из духа музыки» 1872 , молодой Ницше замечал, с благодарностью, что высказать правду намного труднее, чем ее выслушать. Говорить правду другим - большой и очень редкий талант. Тут нужна высочайшая степень деликатности, чтобы, с одной стороны, не оскорбить другого избытком комплиментов и восхищения, а с другой - не ранить, а то и уничтожить неприятием и отрицательной оценкой. Нередко бывает и так, что негативное мнение - ошибочно, но, высказав его, мы уже тем самым привели свой скороспелый приговор в исполнение. Очень часто окружающие отказываются верить в то, что им говорят именно тогда, когда в правде нет сомнений. Правда индивидуальна, принципиально не подгоняема под социальные и обывательские стереотипы большинства. Аристотель в «Никомаховой этике», говоря о достойной и величавой личности, подчеркивал, что неизменным атрибутом Достойного является свойство всегда говорить правду, за исключением притворства перед толпой. Выходит, что индивидуальность правды делает различение правды и лжи почти невозможным, значит, придется согласиться и с тем, что любое чужое мнение - ложь. А может быть, ложь и есть правда, а правда - всего лишь лицемерие? Разрешение этой, казалось бы неразрешимой, антиномии не составляло безнадежной проблемы для древних. Для Гераклита было очевидным, что обман и игра - удел мира нижнего, дольнего, здешнего мира вещей, истина же -достояние мира горнего, надприродного. Это точно соответствует гераклитовскому учению о том, что «этот логос» видимый мир , прочитанный правильно, есть одно, а прочитанный неправильно есть многое. Как и у Гераклита, феноменальный мир множества соотносится с поэтическим вымыслом ц"О0о1 кш уеи5п , а божественный мир - с философской истиной»11. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова с новым крит. Индивидуальность, а следовательно, множественность правды земного подлунного мира ставит различение правды и лжи в повседневности на грань возможного. Откровением о хрупкости, уязвимости и личностном опыте правды является знаменитое стихотворение Ф. Тютчева «Silentium» Молчание! Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, -Питайся ими - и молчи. Лишь жить в себе самом умей -Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, -Внимай их пенью - и молчи!.. Однако жизнь без самовыражения, вне диалога, откровения, жизнь лишенная «голоса друга» как окна в метафизический мир, - невозможна. В одном из писем к своему товарищу - историку культуры М. Гершензону поэт-символист В. Иванов признавался: «Я не принадлежу к тем запуганным, которые все изреченное мнят ложью. Я привык бродить в "лесу символов", и мне понятен символизм в слове не менее, чем в поцелуе любви. Есть внутреннему опыту словесное знаменование, и он ищет его, и без него тоскует, ибо от избытка сердца глаголят уста. Ничем лучшим не могут одарять друг друга люди, чем уверяющим ясноведанием своих хотя бы только предчувствий или начатков высшего, духовнейшего сознания. Одного надлежит остерегаться: как бы не придать этим сообщениям, этим признаниям характер принудительности, т. Этот классический пример с очевидностью демонстрирует принудительность рассудка, выставляющего, всей мощью формальной непротиворечивости, правду - ложью. Существует ли грань между мифом и реальностью? Даже если допустить, что Троянская война разыгралась лишь в воображении Гомера, а гений Шекспира - плод коллективного творчества, это ничего не может изменить в мире, где 12 Тютчев Ф. Переписка из двух углов. Избранное: в 4 т. Стоя и стоицизм. Нет ничего более разрушительного как для частной жизни, так и для человеческого сообщества в целом, чем слепое следование принципам par excellence. Правда и ложь становятся собой в зависимости от обстоятельств. В жизни нет ничего неизменного. Критериями истины в мире дольнем служат не ложь и правда, а наличие любви, достоинства и отсутствие мщения.

Синеокая Юлия Вадимовна Скачать mp3

Интервью с М. Гезалов, И. Issue 4. Ред Ю. Философия свободы Льва Шестова совм. Трагическая судьба человека. За и против... Незник, Б. Кошице, 2018. No 18.

Соавторы: Корсаков С. Существует ли методологический изоморфизм естественнонаучного и социально-гуманитарного знания? Соавторы: Степин В.

Пловец Иван Гирёв отказался от нейтрального статуса, который получил. Материалы по теме.

Алексей Макарьянц дит.

Седова Светлана Павловна. Седова Светлана Владимировна. Светлана Седова заместитель директора. Седова Светлана Павловна Ростелеком. Фотография директора. Банк солидарность Самара директор. Руководитель отделения банка.

Исмагилов Ринат Иршатович Металлоинвест. Ренев Егор Александрович. Воронов Алексей Металлоинвест. Ренев Егор Александрович Металлоинвест. Руководитель отдела. Заместитель руководителя отдела. Майоров Роман Евгеньевич.

Фото директора. Генеральный директор компании. Бородина Людмила Викторовна. Бородина вице мэр Воронеж. Бородина Воронеж администрация. Бородина Людмила Викторовна Воронеж. Сергей Викторович зучков.

Спиридонов Олег Васильевич Ростелеком. Заместитель директора. Екатерина Тиунчик. Мальцева Елена Александровна. Маганов Андрей Рустамович. Маганов Андрей Рустамович Лукойл Пермь. Маганов Данис Равилевич.

Александр Исаевич МСП. Исаевич Корпорация МСП. Иванов Петр Валерьевич. Петр Иванов РЖД. Нестеров Алексей Альбертович. Нестеров Алексей Ростелеком. Нестеров Роман Сергеевич.

Васильев Денис Александрович. Васильев Денис Александрович - заместитель руководителя. Васильев Денис Александрович Роструд. Денис Васильев Роструд. Павел Одеров. Одеров Павел Валерьевич Газпром. Одеров Павел Валерьевич Газпром нефть.

Павел Владимирович Газпром. Василий Большаков. Большаков Василий Анатольевич. Василий Большаков Эльдорадо. Смирнов Василий Сахалин. Рычкова Светлана Анатольевна. Ирина Фирсова ПЭК генеральный директор.

Чурикова Оксана Геннадьевна Нефтеюганск. Гилева Ирина Сергеевна. Михайлова Елена Владимировна. Елена Владимировна Михайлова Газпром. Михайловна Елена Владимировна Газпром. Гальперин Ян Игоревич. Зам директора.

Директор компании. Кадрия Ильясова. Ильясова Кадрия Ильдаровна. Александрова Ирина Владимировна. Анна Ильясова. Духова Наталья Борисовна. Наталия Борисовна Духова директор.

Директор школы. Советник директора школы. Кристина Сомова заместителя главного. Говорова Елена Сергеевна гит Саратов. Карпов Максим Николаевич Самара. B72 Максим Михайлович.

Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Допустимые значения - положительное вещественное число. Поиск в интервале Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

Пресс-конференция: Суверенитет российской философии

Двойной портрет: профессор Н. В. Мотрошилова в философии и в жизни. Ю. В. Синеокая. Сообщаю вам что она посвящена 300 летию РАН(которое состоялось в 2024 году), а эта гражданка Синеокая с 2022 года не имеет ни какого отношения к РАН так как она свалила во Франции и там работает с 2022 года. 1. Сначала, пока Юлия Вадимовна Синеокая говорила свои банальности, Вадим Валерьевич Васильев отворачивался, думал о своём, крутил мысл ю под черепом.

Конференции

Русской антропологической школы Российского государственного гуманитарного университета, Государственного академического университета гуманитарных наук и Международного университета в Москве. В 1996 г. В 2009 г. Редактор-составитель антологии «Ницше: Pro et Contra» 2001.

Содержание 1. Творчество Ницше в историко-философском 3. Ницше и будущее 5.

Фридрих 6. Ницше: метафизика Мгновения Подходы и 7.

Достоевского «Анатомия философии: как работает текст», постоянно действующего семинара Института философии «История философии: наследие и проект». В 2000-2002 гг. Основные публикации Фридрих Ницше и философия в России. В соавт.

Кушкуль г. Оренбург, «Мусульманская религиозная группа п. У, международное движение «М. Культ Убийств, «Маньяки.

Заместитель директора

Иванова Пушкинский Дом, Санкт-Петербург «Зубовская обитель»: к описанию московских адресов Вячеслава Иванова Михаил Юрьевич Эдельштейн кандидат филологических наук, старший научный сотрудник факультета журналистики Московского государственного университета имени М. Горького К истории убийства: из комментариев на «Автобиографическое письмо» Елена Валерьевна Глухова кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН им. Горького Андрей Белый и Вяч. Иванов: к проблеме творческих и биографических пересечений Виктор Петрович Троицкий старший научный сотрудник Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А. Лосева» О ключевых символах-концептах в философии языка Вяч. Иванова: «древо словесное» и «ангел народа» Сергей Всеволодович Стахорский доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой теории и истории культуры, Гуманитарный институт телевидения и радиовещания Архаические паттерны театра в трудах Вяч. Иванова контекстуальное прочтение 13. Иванова и проблема генезиса русского неклассического стиха Олег Иванович Федотов доктор филологических наук, профессор, Московский институт открытого образования Семистишия в строфике Вяч. Иванова Юрий Борисович Орлицкий доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник учебно-научного центра мандельштамоведения института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета Метр, строфа и рифма в «Газэллах» Вяч. Чайковского Иван Ильин и Вячеслав Иванов: эстетика versus эстетика Олег Тимофеевич Ермишин доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Два образа личной веры Вячеслав Иванов и Лев Шестов Елена Аркадьевна Тахо-Годи доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета Московского государственного университета имени М.

Горького, заведующая научным отделом Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А. Лосева» «...

Например, среди книг, которые Яна Берковская читает в Интернете, вы не найдёте ничего, начинающегося со слова "бизнес". Поэтому регистрация в системе частного предпринимательства дочери и зарегистрированная ассоциация — площадка института в связке вполне могут создать и обосновать базу для любого иностранного и российского гранта. А на вопрос ведущего, почему власть так интересует Институт философии, отвечает исчерпывающе, приведя слова философа Александра Дугина о том, что "сегодня, когда идёт противостояние цивилизаций, позиция философов не менее важна, чем позиция генералов, и Институт философии РАН сравним с Генеральным штабом российских войск. Поэтому нам необходимо, чтобы люди были правильно ориентированы, могли бороться с Западом".

Объяснять тут больше нечего. Ведущий научный сотрудник Института философии РАН 2016—2023 гг. Однако ни одного документа ни она, ни критики Черняева из РАН предъявить не смогли. Кроме того, непосредственный начальник Черняева, руководитель сектора истории русской философии Владимир Сидорин, проигнорировал вопросы и звонки корреспондента Life.

Научная и педагогическая деятельность. Разработала целостную концепцию взаимовлияния отечественной и немецкой философских традиций XIX—XX вв.

Создала новую методологию историко-философского анализа, в которой отправным пунктом исследования философских парадигм служат не идеи, а экзистенциалы. Ведёт ряд просветительных проектов в области академической философии, ориентированных на широкую аудиторию.

Эта мастерская, где фабрикуют идеалы, - мне кажется, она вся провоняла ложью! А что же сегодня? Кто и в каких цехах конструирует реальность и идеалы?

Производство ценностей остается одним из самых непрозрачных в мире. Все мы свидетели успешной деятельности отечественных медиа по проектированию общенародного одобрения политики российской власти. И маленькая ложь тут повсеместно используется во имя победы великой правды. Таким образом, сформулированная Иммануилом Кантом предельно ясно «священная, безусловно повелевающая и никакими внешними требованиями не ограничиваемая заповедь разума»: «во всех показаниях быть правдивым честным »3, -игнорируется открыто. Для форматирования консолидированного взгляда людей на реальность повседневности медиадемиурги извлекают на поверхность оперативного сознания и наполняют сфокусированным содержанием ценности, мировоззрен- Павловский Г.

Ницше Ф. Эбанои- дзе. Кант И. Грань между миром онлайн и оффлайн давно утрачена. Человек без доступа к телевизору, интернету, телефону, смартфону выброшен из реальности.

Однако вопросов становится все больше: «Как измерять создаваемый СМИ контент, как объективно его описывать, оценивать, проектировать? Что позволительно с моральной точки зрения здесь делать, а что нет? Какие тут имеются профессиональные табу, тематические или жанровые самозапреты? Наконец, насколько хорошо работает ложь как воспитательный инструмент, средство социализации и постановки максимальной цели личности? Может ли быть правда - изнанкой обмана?

Полуправда-полуложь не эффективный метод утверждения реальности и нравственных принципов. Это наиболее очевидно на примере родительской лжи. Традиционно одним из распространенных ходов воспитания подрастающего поколения в частности разоблачения детского обмана оказывается родительская ложь. При этом ее отрицательные последствия на поверхности: переживание страха, беспокойство, боль одиночества и чувство покинутости, растущие в душе ребенка под действием родительских угроз и удесятеренные детским воображением. Детская ложь и праведный гнев взрослых - классический стереотип традиционной парадигмы воспитательного процесса, вызвавший к жизни и продолжающий порождать огромное количество педагогических исследований, рекомендаций психологов и нравоучительных художественных текстов, призванных убедить в том, что отклонение ребенка от преданного служения «доброй, умной и вечной» правде - признак либо порочности, либо психического расстройства.

Для Канта, определившего классическую моральную парадигму, принцип «не лги» абсолютен и сакрален. Для философа недопустимы какие бы то ни было оправдания обмана, поскольку «ложь представляет собой преступление против человечества, действия, основанные на лжи, не отвечают принципу всеобщности, и, идя на ложь, человек нарушает долг как перед тем, к кому ложь обращена, так и перед самим собой как разумным существом»5. Хрестоматийным текстом для такого подхода может служить басня Льва Толстого «Лгун»: «Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: "Помогите, волк! Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать: "Сюда, сюда скорей, волк! Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо»6. Запрет на ложь при таком подходе рассматривается как залог и условие социализации ребенка, а задача родителей состоит в том, чтобы внушить детям, что обманывать плохо при любых обстоятельствах. Основная педагогическая доктрина была направлена на запоминание и воспроизведение материала. Творческие способности учеников не активизировались, любая самостоятельная активность не поощрялась.

Вред от подобного подхода к образованию был очевиден еще Платону, предупреждавшему, что ученость чисто книжного происхождения - жалкая ученость, она не больше, чем украшение, но никак не фундамент. Уже в XVI в. Поощряя их ударами розог, им отдают на хранение торбу с разными знаниями, но для того, чтобы они были действительным благом, недостаточно их держать при себе, - нужно ими проникнуться»7. В главе «О воспитании детей», из знаменитых «Опытов», Монтень, наставляя свою добрую приятельницу графиню де Гюрсон в том, как ей следует воспитывать сына, первостепенное внимание уделял свободе самовыражения ребенка и развитию самостоятельности его мышления, а также способности учителя снизойти до увлечений воспитанника и руководить ими: «Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал также своего питомца. Сократ, а в последствии и Аркесилай заставляли сначала говорить учеников, а затем уже говорили сами.

Obest plerumque iis qui discere volunt auctoritas eorum, qui docent - "Желающим научиться чему-либо чаще всего препятствует авторитет тех, кто учит"8. И дальше: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и саму суть его и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни... Кто рабски следует за другим, тот ничему не следует. Он ничего не находит; да ничего и не ищет. Non sumus sub rege; sibi quisque se vindicet - "Над нами нет царя; пусть же каждый сам располагает собой Сенека.

Письма "»9. Цель образования, по мнению Монтеня в том, чтобы мудрые суждения перестали бы быть для ученика чем-то внешним и сделались бы его собственными мнениями. Наконец, уже к началу ХХ в. Классическая парадигма образования начала меняться, а с ней изменилась и интерпретация детской лжи. Наряду с суждениями Монтеня и Канта о недопустимости любого обмана как действия, не подлежащего оправданию и несовместимого с человеческим достоинством и гордостью, стали популярны менее категоричные суждения в духе размышлений о лжи Ницше: «Почему в большинстве случаев 6 Толстой Л.

А потому, что, во-первых, так удобнее; ведь ложь требует изобретательности, притворства и памяти... Во-вторых, потому, что в простых обстоятельствах выгоднее прямо заявить: я хочу того-то, я сделал то-то, и тому подобное; иными словами, потому, что путь нажима и авторитета надежней, чем путь хитрости. Но и выросшему в любви и доверии ребенку непросто, даже и вовсе невозможно следовать исключительно путем правды, избегая лжи и противясь обману. Ведь в повседневной реальности мало кто из окружающих нас людей действительно готов к правде. В одном из писем своему учителю Ричлю, мягко раскритиковавшему диссертацию своего любимого ученика «Рождение трагедии из духа музыки» 1872 , молодой Ницше замечал, с благодарностью, что высказать правду намного труднее, чем ее выслушать.

Говорить правду другим - большой и очень редкий талант. Тут нужна высочайшая степень деликатности, чтобы, с одной стороны, не оскорбить другого избытком комплиментов и восхищения, а с другой - не ранить, а то и уничтожить неприятием и отрицательной оценкой. Нередко бывает и так, что негативное мнение - ошибочно, но, высказав его, мы уже тем самым привели свой скороспелый приговор в исполнение. Очень часто окружающие отказываются верить в то, что им говорят именно тогда, когда в правде нет сомнений. Правда индивидуальна, принципиально не подгоняема под социальные и обывательские стереотипы большинства.

Аристотель в «Никомаховой этике», говоря о достойной и величавой личности, подчеркивал, что неизменным атрибутом Достойного является свойство всегда говорить правду, за исключением притворства перед толпой. Выходит, что индивидуальность правды делает различение правды и лжи почти невозможным, значит, придется согласиться и с тем, что любое чужое мнение - ложь. А может быть, ложь и есть правда, а правда - всего лишь лицемерие? Разрешение этой, казалось бы неразрешимой, антиномии не составляло безнадежной проблемы для древних. Для Гераклита было очевидным, что обман и игра - удел мира нижнего, дольнего, здешнего мира вещей, истина же -достояние мира горнего, надприродного.

Это точно соответствует гераклитовскому учению о том, что «этот логос» видимый мир , прочитанный правильно, есть одно, а прочитанный неправильно есть многое. Как и у Гераклита, феноменальный мир множества соотносится с поэтическим вымыслом ц"О0о1 кш уеи5п , а божественный мир - с философской истиной»11. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова с новым крит. Индивидуальность, а следовательно, множественность правды земного подлунного мира ставит различение правды и лжи в повседневности на грань возможного.

Откровением о хрупкости, уязвимости и личностном опыте правды является знаменитое стихотворение Ф. Тютчева «Silentium» Молчание!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий