Сам факт того, что неизвестно, сколько южных азербайджанцев проживает в Иране, 18 или 30 миллионов, сам по себе свидетельствует о дискриминации. Азербайджанцы в Иране (Иранские азербайджанцы; азерб. Иранские азербайджанцы — Карта народов Ирана Иранские азербайджанцы (Азери) (перс. آذری) — южная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана (провинции Западный, Восточный Азербайджан. Кроме того, значительное количество азербайджанцев также живет в Тегеране, столице Ирана. Несмотря на большое количество азербайджанцев, в Иране существует проблема доступности бесплатного обучения на азербайджанском языке.
Комментарии
- Азербайджанцы в Иране: сколько азербайджанцев живет в ИРИ?
- У Ирана есть своя «Украина». Почему Тегеран поддерживает Армению и осуждает Азербайджан
- АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В МИРЕ
- Форма поиска
- Азербайджан-Иран
Сколько в ИРАНЕ азербайджанцев? Кто такие ИРАНСКИЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ?!
Иранские азербайджанцы — Карта народов Ирана Иранские азербайджанцы (Азери) (перс. آذری) — южная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана (провинции Западный, Восточный Азербайджан. А сколько граждан Ирана являются азербайджанцами? alt «В первую очередь иранские азербайджанцы — это иранцы, граждане Исламской республики Иран. Это видят и в Иране, где медленно, но верно переоценивают свои отношения как с Баку, так и с Ереваном, признавая за Азербайджаном статус более важного и честного партнера. Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны. Но, в зависимости от тех или иных оценок, в Иране живут 15-35 миллионов азербайджанцев и около 10-ти миллионов их в собственном национальном государстве.
От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие
Как вспоминает Набиев, существовала вероятность нападения армян в любой момент, люди пытались эвакуироваться. Он оставался в Кировакане до мая 1989 года. После землетрясения произошло отключение электроэнергии, и там проживало ограниченное число жителей. Отец говорил, что не мог покинуть родину своих предков, места, где похоронены его отец и мать.
Семейный уклад Главными в семьях и родовых поселениях были старики, которых называли аксакалами. Они принимали все общественные решения, к ним ходили за советом, их привлекали к разрешению споров, хозяйственных вопросов, просили помощи в сватовстве. В малых семьях ее глава имел решающее слово, ослушаться его не могли дети, жена, сестры и братья. Брачный возраст для девушек наступал в 15-17 лет, иногда замуж выдавали и раньше. После свадьбы невеста приходила в дом мужа. Традиционно к этому времени родители готовили для сына отдельное жилье, в ряде селений принято было жить с родителями.
Невестке запрещалось первой заговаривать со свекрами, а в случае диалога требовалось прикрывать рот уголком платка. Рождение ребенка, особенно сына, было настоящим праздником. По традиции сразу после обрезания пуповины его купали в соленой воде, чтобы был чистым и смелым. После этого передавали матери, с которой тот не расставался до 7-10 лет. Имя выбирали обычно созвучное именам других детей, часто давали имена дедушки или бабушки. Жилище В горных районах азербайджанцы селились скученными поселениями, расположенными террасами. Дома строили из необработанного камня или сырого кирпича, покрывали дерном или делали двускатные крыши. Часто они стояли так близко друг к другу, что разъехаться двум всадникам было проблематично. На равнинах практиковали хаотичное расположение домов, окруженных усадьбами или небольшими дворами.
Их строили из тех же материалов, делали многокомнатными и двухэтажными. На первом размещали скот и хозяйственные помещения, на втором жили, дополняя его открытыми террасами. Их использовали, как мастерские или сушили в них фрукты. Позже появились деревянные дома с двускатной крышей. Чердак использовали для хранения запасов или выращивания тутового шелкопряда. Спали на циновках прямо на полу: днем их сворачивали и убирали. Обогревали жилище очагом, типа камина, в холодное время года дополнительно затапливали печки. Жизнь Основные занятия азербайджанцев, живших на равнинных территориях, были связаны с сельским хозяйством. Выращивали пшеницу, овес, рожь, просто, кукурузу, ячмень, рис, занимались хлопководством, виноградарством, садоводством.
Как и в случае с другими народами Ирана, из-за постоянной мобильности населения тяжело определить точное количество представителей этноса. Основная территория проживания народа поделена между Ираном, Ираком и Турцией. Курдские поселения раскинуты и по другим провинциям.
Например, в Северном Хорасане, куда при шахе Аббасе I воинственные курды были отправлены для охраны территорий от туркменов. Можно предположить, что иранские курды говорят на общем для всех курдском языке. Однако не всё так просто.
Язык, в свою очередь, поделен на множество наречий и диалектов, которые порой сильно отличаются друг от друга. Многие курды исповедуют ислам суннитского толка. Хотя на юге Керманшаха можно найти и шиитов.
Северные народы Ирана. Вдоль берегов Каспийского моря проживают талыши, гилянцы и мазендеранцы. Талыши живут в Гиляне и Ардебиле.
Говорят на талышском языке, который принадлежит к северо-западной группе иранских языков и наиболее близок к говорам тати в Иранском Азербайджане. Талыши ассоциируют себя с древним прикаспийским племенем кадусии. Точных данных по количеству населения нет, но, по грубым подсчетам, в Иране проживает около 800 тысяч.
Гилянцы — основное население провинции Гилян, потомки того же племени кадусии. Насчитывается около 2-3 миллионов представителей этноса. Говорят на гилянском диалекте, который схож с мазендеранским и довольно сильно разнится с персидским языком.
Гилянцы играют большую роль в развитии экономики Ирана, так как снабжают всю страну сельскохозяйственными продуктами. Прямо на склонах гор они выращивают рис, пшеницу, чай, табак и цитрусовые фрукты. Среди прибрежного населения распространено рыболовство.
Мазендеранцы — народ, проживающий на территории провинции Мазендеран. В древности провинция носила другое название — «Табаристан» и представляла собой отдельное независимое владение местных правителей. Поэтому у населения есть еще одно название «табари».
В Иране проживает около 3-4 млн мазендеранцев. Предположительно, предки этого народа переселились с Кавказа. Занимаются земледелием, рыболовством и скотоводством.
В этот же период после падения империи Тимуридов к власти приходит Исмаила I, так возникает династия Сафевидов, которая образует империю с одноименным названием. Одной из особенностей Сафевидского государства так это то, что в нем было два ведущих и государствообразующих этноса: азербайджанцы и персы иранцы. Но на рубеже 18 и 19 веков Персидское государство ослабевает и проигрывает войны со своим северным соседом Россией. Так в ходе русско-персидской войны 1804-1813 гг Персия подписывает Гюлистанский договор в результате которого передаёт России свои северные территории Восточная Армения, Восточная Грузия, Дагестан и Северный Азербайджан. После русско-персидской войны 1828-1829 гг.
Согласно Туркманчайскому договору граница между двумя империями прошла по реке Аракс, в результате этого раздела Северный Азербайджан населенный преимущественно азербайджанцами , оказался в составе России, а южный Азербайджан остался за Персией. Так один народ азербайджанский народ оказался разделенным между двумя государствами. Но в 1829 году в результате бунта персидских фанатиков Грибоедов трагически умирает изображение из открытых источников кстати в разработке Туркманчайского договора принимал русский дипломат и писатель А. Но в 1829 году в результате бунта персидских фанатиков Грибоедов трагически умирает изображение из открытых источников В течение двухсот лет некогда единый народ оказался разделенным не только между двумя государствами, но и двумя цивилизациями. Так Северный или Кавказский Азербайджан испытывал на себе влияние русской христианской цивилизации.
В советский период Азербайджан и во все стал светской республикой, что отразилось на менталитете азербайджанского общества, который больше имел схожести с турецким, чем с иранским. После распада СССР теперь уже независимый Азербайджан пытался укрепить союз с соседним Ираном, однако эта политика не имела успеха по многим объективным и субъективным причинам. Проще говоря, в Иране стали притеснять азербайджанцев, стали запрещать им говорить на родном языке и пытались полностью иранизовать тюркский народ. Причиной этому был страх сепаратизма и поглощению иранского Южного Азербайджана с советским Азербайджаном.
Иранский Азербайджан и армянский след
Так, в июле 2001 года военные самолеты Ирана пролетели над проводившими геологоразведочные исследования в азербайджанском секторе Каспийского моря кораблями и угрожали применением силы в случае, если азербайджанцы не остановят работы. Там проживают азербайджанцы и это известно, еще в советское время в сборниках указывалась цифра в 3 тысячи азербайджанцев, проживающих в Ираке. Азербайджанцы в Иране проживают преимущественно в северо-западных провинциях Азербайджанской республики Иран, таких как Ардебиль, Захедан и Вест-Азербайджан. Сколько украинцев живет в Азербайджане? Азербайджанские украинцы в Азербайджане — 21 500 человек. в большинстве случаев — христиане: греко-католики православные. говорится в статье. Политическое измерение южно-азербайджанского движения также подвергается репрессиям со стороны государственного аппарата Ирана.
Сколько азербайджанцев живёт?
Сколько азербайджанцев живет в Иране и ответы на другие вопросы - YouTube | А сколько граждан Ирана являются азербайджанцами? |
Сколько азербайджанцев проживает в Иране? | Азербайджанцы в Иране в массе своей оказались адептами идеи сильного и централизованного иранского государства, невосприимчивыми к пропаганде этнического национализма и сепаратизма. |
Сколько миллионов азербайджанцев в мире? | По неофициальным данным, сегодня в Иране, Турции и России проживает наибольшее число азербайджанцев: в Иране – свыше 30 миллионов, в Турции более 3 миллионов, в России — 2 миллиона наших соотечественников. |
Иранский Азербайджан - история и политика | Иран: более 15 млн человек (согласно энциклопедии Британника), по другим данным около 20 млн, 30 млн по данным UNPO. |
Какие народы живут в Иране….
Россия в глобальной политике | Основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана и провинций Зенджан, Казвин, Меркези и Хамадан. |
Персидский национализм против азербайджанского - Ведомости | Вопрос: как они определяют псевдомногомилионную диаспору азербайджанцев в Иране, если там все себя называют по национальности иранцами и переписей по языку не делают? |
Иранские азербайджанцы | Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран. |
Азербайджанцы в Иране — Википедия Переиздание // WIKI 2 | Иранские азербайджанцы — Карта народов Ирана Иранские азербайджанцы (Азери) (перс. آذری) — южная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана (провинции Западный, Восточный Азербайджан. |
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В МИРЕ — AZRU | (В 2006-м посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани отмечал, что в настоящее время в Иране проживает более 35 миллионов азербайджанцев). |
Смогут ли азербайджанцы Кавказа и Ирана объединиться?
"Зеркало" пишет: "Манифестации азербайджанцев в Иране остаются вне поля зрения средств массовой информации многих стран. "Зеркало" пишет: "Манифестации азербайджанцев в Иране остаются вне поля зрения средств массовой информации многих стран. В азербайджанских провластных СМИ практически сразу стали обсуждать версию о причастности иранских спецслужб. А сколько граждан Ирана являются азербайджанцами? Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны. Там проживают азербайджанцы и это известно, еще в советское время в сборниках указывалась цифра в 3 тысячи азербайджанцев, проживающих в Ираке.
Госдеп США о положении азербайджанцев в Иране
Табаар восстанавливает историю отношений между Ираном и Азербайджаном за последние годы и отмечает, что напряженность между Баку и Тегераном стала нарастать после победы Азербайджана в 44-дневной Второй Карабахской войне. Где живут азербайджанцы. Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны. Этническая группа в Иране иранские азербайджанцы (азербайджанцы: ایران آذربایجانلیلاری,), также известный как иранские азербайджанц ы, иранские турки, персидские турки или персидский Азербайджан, иранцы. Азербайджанцы в Иране преимущественно проживают в северо-западных провинциях: Восточный и Западный Азербайджан, Ардебиль и частично Зенджан.
От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие
До Исламской революции 1979 иранские азербайджанцы сталкивались с ограничениями в правах. В частности, Пехлеви запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве. Однако, идеология Хомейни основывалась на единении мусульманских народов, и с тех пор азербайджанцы практически не испытывали притеснений по национальному признаку. Многие из них вошли в руководство Ирана. Так, Аятолла Али Хаменеи , в 1981 стал президентом , а в 1989 — Высшим руководителем. Среди прочих известных этнических азербайджанцев в руководстве страны — действующий вице-президент Парвиз Давуди и экс-президент Мохаммад Хатами.
Как было заявлено ранее, общий объем иностранцев из 178 стран, побывавших в Азербайджане в 2022 году, суммировался до 1,6 млн 602,3 тысяч человек, что значительно превышает показатели 2021 года вдвое. Количество граждан Азербайджана, которые покинули страну, в 2022 году возросло на 1,5 раз — до отметки в 1 млн 489,5 тысяч человек.
На протяжении веков языком общения в Иране был не персидский, как заявляет нынешний режим в Тегеране , а азербайджано-тюркский. И сейчас в Тегеране, Мешхеде и других крупных городах представители разных национальностей говорят на азербайджанском языке», — утверждал глава НАНА. Габиббейли далее пустился в рассуждения о том, что персидский язык является средством общения «ограниченных официальных кругов», в то время как азербайджанский — «языком всех народов, проживающих в Иране». Права южных азербайджанцев должны быть восстановлены, им должны быть предоставлены все свободы, на которые они имеют право», — подытожил академик.
Кому генетически близки азербайджанцы? Какой расе относятся азербайджанцы? Антропологически большая часть азербайджанцев относится к каспийскому подтипу европеоидной расы. Сюда же включают кумыков, цахуров, татов-мусульман, талышей, а также часть курдов и туркмен. Каспийский тип обычно рассматривают как разновидность средиземноморской расы или индо-афганской расы.
Сколько азер
Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран. 90% азербайджанцев, проживающих на Кавказе, в Иране и Азербайджане, исповедуют ислам шиитского толка. Но как так получилось, что в соседнем Иране азербайджанцев проживает больше, чем в самом Азербайджане?
Какое количество азербайджанцев проживает в Турции?
- Как прошли переговоры в Баку
- Как изменится численность азербайджанцев в Иране к 2023 году?
- География распространения азербайджанской диаспоры - Азербайджан
- Как прошли переговоры в Баку
- Сколько миллионов азербайджанцев по всему миру?
Сколько азербайджанцев проживает в Иране?
Вопрос риторический, как мне кажется, учитывая конъектуру пантюркистов. Однакл фактов у нас есть это: профессор-этнограф Секандар Аманолахи насчитал 9 млн. Официальная перепись населения по останам 2006 г.
Если повезет, поедем в Европу, если нет, вернемся домой», — говорит он. Определить количество переселившихся из Ирана в Баку азербайджанцев сложно.
Это объясняется несколькими причинами — внешне они практически не отличаются от коренного населения; не в пример туркам, они держатся в стороне от общественной жизни страны; кроме того, их проживание в Азербайджане, как правило, является временным. Я обратился к пресс-секретарю иранского посольства в Азербайджане Меджиду Фейзуллаи, попросив его прокомментировать появившиеся в азербайджанской прессе сообщения о неожиданно большом наплыве в города Азербайджана иранских азербайджанцев. К примеру, по данным газеты «Экспресс», поток беженцев из Ирана в Баку усиливается, и именно с этим фактором связано подорожание в столице квартир и земельных участков. Раздраженно Меджид Фейзуллаи отвечал, что может лишь повторить слова иранского посла в Азербайджане Афшара Сулеймани, ранее заявившего: посольств не располагает на этот счет никакой информацией.
И все же в Азербайджане упорно ходят разговоры о резком увеличении числа случаев миграции из Ирана. Иммиграция из Ирана для Баку дело не новое, так как еще в советские времена в Азербайджан прибывали иранские азербайджанцы, бежавшие от репрессий шахского режима, сверженного в 1979 году. Но, по словам Новрузоглу, в качестве простых беженцев из Ирана в страну прибывают агенты иранских спецслужб, а это, говорит он, представляет прямую угрозу безопасности Азербайджана. Почему иранцы ищут безопасности именно в Азербайджане?
По некоторым сведениям, этнические азербайджанцы в Иране составляют примерно четверть от общего населения страны в 67,5 миллиона человек. Они знают язык, и у многих есть родственники в Азербайджане. Однако в Азербайджан приезжают и персы.
У Азербайджана совершенно иной статус. Наша страна давно уже имеет реноме экономического и военного лидера на Южном Кавказе.
Именно благодаря этому своему статусу официальный Баку успешно развивает отношения как с Россией, так и с Украиной, как с Ираном, так и с Израилем. При этом Азербайджан играет важнейшую роль в обеспечении энергетической безопасности Старого Света. Еще один штрих: 16 апреля президент Сербии Александр Вучич позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву и, проинформировав его о давлении, которому в последнее время подвергается Белград, попросил поддержки дружественного азербайджанского народа. Сам факт такого обращения свидетельствует о признании огромного авторитета нашей страны на мировой политической арене, способности Азербайджана формировать новые реалии как в регионе, так и за его пределами. Это видят и в Иране, где медленно, но верно переоценивают свои отношения как с Баку, так и с Ереваном, признавая за Азербайджаном статус более важного и честного партнера.
Акпер Гасанов.
Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер - великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари - выходец из азербайджанской среды. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, Шариатмадари считался главным религиозным авторитетом в Иране. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей. После победы исламской революции отношения между двумя великими аятоллами Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер. Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих, лёгшую в основу государственной власти ИРИ.
Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты, пытавшиеся установить в Иранском Азербайджане местную автономию. Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл. На массовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам. Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов. Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту. Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти. Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения.
Некоторые азербайджанцы прямо заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной. В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи нынешний верховный лидер и Мир-Хосейн Мусави соответственно. В Тебризе проходили митинги под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство». Не стоит забывать, что во время ирано-иракской войны 1980 — 1988 гг. В настоящее время азербайджанцы в Иране считаются этнической группой, составляющей неотъемлемую часть иранской нации. Как писал в 1987 году в своей статье «От шаха до Хомейни» посол СССР в Иране Виноградов, «благодаря своей многочисленности, экономической и культурной развитости, азербайджанцы с течением времени органически вросли в иранское общество и не стали там так называемым «национальным меньшинством». В Тегеране — центре политической, экономической и культурной активности — было около полутора миллионов азербайджанцев».
После провозглашения независимости бывшего Советского Азербайджана 1991 г. При этом традиционно-исторические этно-религиозные проблемы оставались и даже разрастались, наполняясь новым политическим содержанием. Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы, и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга. Расширились связи между азербайджанцами двух стран во всех аспектах. Первоначально иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего шиитского влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику. Однако вскоре они осознали, что АР не восприимчива к религиозной пропаганде[6], более того, влияние происходит в обратном направлении. И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения.
Так, например, в отличие от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и «своими» азербайджанцами. Несомненно, эти войны послужили источником вдохновения для массы иранских азербайджанцев, чтобы попытаться вернуть отношения со своими «северными братьями» на прежний уровень после десятилетий взаимной изоляции. Аналогичным образом, экономический и политический подъем Турции, её активность в поддержке Баку заставил многих иранских азербайджанцев заново открыть свои этно-лингвистические и культурные корни и пересмотреть отношение к своему тюркскому наследию, как к источнику гордости. В результате, примерно за последние 25 лет, гораздо больше иранских азербайджанцев стали больше уделять внимания и гордиться своим тюркским культурным наследием. Именно после провозглашения АР, после первой армяно-азербайджанской войны азербайджанскому вопросу в Тегеране стали уделять особо пристальное внимание. Тем более число оппозиционных азербайджанских группировок возрастало. По данным материалов, подготовленных по заказу Отдела международной защиты Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Австрийским центром исследований и документации в сфере информации о странах происхождения и по вопросам убежища АККОРД , которые приводятся в сборнике 2015 г.
Выступления иранских азербайджанцев с разной интенсивностью происходят практически ежегодно. В 2003 году по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 году разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в городах Ирана с преимущественно азербайджанским населением. Иранские службы безопасности жестко подавили демонстрации, убив, как минимум четырех человек, ранив сорок три человека и арестовав сотни азербайджанцев. В 2011 массовые общеиранские антиправительственные выступления мотивировали даже политически индифферентных иранских азербайджанцев к протестам. Они были обеспокоены тем, что государство допускает дискриминацию азербайджанцев, неуважительное отношение к их наследию, а также экологическим проблемам.
С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче. Представители азербайджанской оппозиции подвергаются тюремному заключению или даже казни. Однако, объективно говоря, хотя «азербайджанский вопрос» неоднозначная проблема для Тегерана, но всё же национальное движение азербайджанцев в ИРИ, несмотря на множество различных группировок и организаций, несмотря на иногда массовые выступления, громкие заявления своих лидеров, не столь значительно и влиятельно. Рассмотрим здесь численность иранских азербайджанцев, которая чрезвычайно приблизительна и вряд ли поддаётся точному подсчёту.