Синдром отличницы возникает у тех людей, которые недополучили любви в детстве. Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни. Синдром отличника — это следствие каких-либо определённых проблем или внутренних установок у человека. Людям с синдромом отличника бывает сложно делегировать задачи или давать себе поблажки в работе и учебе.
Негативные последствия от синдрома отличника
- синдром отличника | Консультация на тему: | Образовательная социальная сеть
- Что такое синдром отличника?
- Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм?
- Синдром отличника: от депрессии до тика - Мамочкам
Что такое синдром отличника
Как понять, что ребёнок страдает синдромом отличника? Говоря понятным языком, синдром отличника – это постоянная зависимость от одобрения окружающих. Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника.
Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку
Личко составление полноценного портрета подростка, указание его акцентуаций ; стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Собчик показывает тип личности, а также степень социально-психологической адаптированности личности, стиль общения и т. Пройти указанные тесты вы можете на данной платформе с модифицированными слегка упрощенными версиями опросников. Надеемся, что у вас нет проблем с синдромом отличника.
Если все же вы чувствуете за собой какие-то симптомы и по результатам теста это подтверждается, то рекомендуем переходить к следующему разделу. Как избавиться от синдрома отличника? Синдром отличника у взрослых — довольно частая проблема.
Конечно, корни кроются в детстве, когда родители с завышенными требованиями и нереализованными мечтами возлагали надежды на своих «лентяев» и «бездельников», которые «недостаточно хороши», но вместе со всем этим пакетом разочарования они не осознавали, как сильно это может на них повлиять. Жить чужими ожиданиями, оценками не так легко, гнаться за похвалой и результатами — далеко не путь полноценной счастливой жизни. Как выбраться из этого?
Осознайте На первых порах необходимо признаться себе, что проблема есть. Даже если вы взрослый и состоявшийся человек, допускается, что синдром отличника может быть вашим уязвимым местом. Решение любой проблемы начинается с ее осознания и принятия.
Если вы замечаете, что какие-то ваши чувства, мысли, реакции, действия продиктованы не самой ситуацией, а желанием удовлетворить ожидания других людей, то вы метите в категорию «отличников». Если вам невероятно приятно слушать похвалу, а критика приносит лишь только разрушительную силу, то есть поводы серьезно задуматься. Если вы болезненно реагируете на чей-то успех вместо своего, способны различить зависть в палитре своих эмоций, то можете не сомневаться — вы страдаете синдромом отличника».
Если вы пришли к осознанности, самое время приступать к действиям. Откройте глаза шире И попытайтесь разобраться, кто же вас окружает. Видите ли, оценка со стороны идет не от ветра или стен, оценивают вас живые люди, но давайте задумаемся: а кто они?
Почему их мнение настолько важно, что вы стараетесь всеми силами оправдать их ожидания? Да, действительно, в нашей жизни есть родители, сестры, братья, лучшие друзья, наставники и т. Но по-настоящему близкие люди будут принимать вас такими, какие вы есть, не оценивать и не ставить вам какие-то задачи, чтобы вы заработали их снисхождение и одобрение.
А это, как минимум, нечестно… Поэтому будьте внимательны, обращайте внимание на запросы, мысли, форму общения своего окружения и не позволяйте себе впадать в зависимость от чужого порой совершенно не авторитетного мнения. Исключайте тех, чья критика не несет конструктивного характера, и прислушивайтесь к себе. Разрешайте себе шалить Мы уже разобрались в том, что сидром отличника у взрослых — это отклик из детства.
Одна из причин его появления заключается в том, что родители не хотят тратить много усилий на познание своего ребенка, ведь гораздо проще воспитывать покладистого сына , не приносящего много забот, проблем, или дочь, учащуюся на «отлично» и не вступающую в споры с учителем. Но, к сожалению, они забывают одну важную вещь: ребенок — это многогранное развивающееся существо, копирующее различные модели поведения окружающих. Когда родители в приказном тоне что-то запрещают ему, он может замкнуться в себе, так как быть балованным, шалить — это проявлять себя, давать свободу своим действиям.
Мудрые родители, понимая это, позволяют своему ребенку быть собой и дают ему волю в пределах разумного. Если же вам запрещали многое, воспитывали вас примерным и послушным, побалуйтесь хотя бы во взрослом возрасте! Не бойтесь ошибаться, никто за это вас не покарает.
Конечно, ошибки в работе нежелательны, но вы имеете на них право, и не стоит относиться к ним со страхом — практически все поправимо, а многие огрехи учат нас полезному опыту. Поэтому дайте себе волю, ослабьте уздечку, натянутую еще в детстве. Вы неидеальны, и это здорово!
Долой сравнения Еще один ответ на вопрос «Как бороться с синдромом «отличника»? Вы — отдельная, полноценная индивидуальность со своим набором характеристик. Какие-то качества в вас заложены и развиты лучше, чем в других, но совершенно ничего страшного нет в том, что кто-то превосходит вас по каким-то другим характеристикам, это естественно.
Невозможно быть лучшим во всем: варить самый лучший кофе, писать самые лучшие статьи, быть лидером и побеждать во всех проектах, разбираться в электронике и быть отличным поваром.
В такие моменты в вас «оживает» критикующий родитель - тот самый, который был скопирован с ваших собственных мамы и папы. И вы начинаете кричать, обвинять сына или дочь в безалаберности и даже, порой, глупости. Но помните, что у внутреннего родителя есть и другая часть - заботливая. Которая вместо фразы «так и знала, что ты неуч», может поинтересоваться: «Сложный был диктант, наверное? Он знает, что оценка не всегда показывает реальные знания, и что не всем людям одни и те же навыки даются одинаково просто. Хорошая новость заключается в том, что заботливого родителя можно в себе взращивать. Когда вам в следующий раз захочется кого-то покритиковать, пристыдить или объяснить, что и как надо было сделать, остановитесь и представьте на секунду, а что бы сделал заботливый родитель, который всегда стремится помочь и поддержать? И попробуйте, хотя бы ради разнообразия, повести себя именно так.
Кстати, это работает точно также и для тех обладателей синдрома отличника, у которых пока нет детей. Начните с того, чтобы почаще «включать» заботливого родителя для себя самого. Спросите себя: «Как я себя чувствую? Чего мне сейчас хочется? Так ли важно устраивать генеральную уборку в три часа ночи, когда в шесть уже вставать на работу? Сделайте что-то не идеально, вот увидите - никто не станет из-за этого меньше вас любить. Как предотвратить появление синдрома отличника? Любите своего ребенка а также своих близких и себя самого не за что-то, а просто так. Чаще говорите «я так рад, что ты у меня есть», обнимайте и улыбайтесь.
Томас Эдисон, изобретатель лампы накаливания, имел лишь четыре класса образования, и на старости лет любил повторять: «Неужели вы считаете, что я бы сумел что-то изобрести, если бы ходил в школу?
Как же избавиться от синдрома отличницы? Советы от подростка Всем привет! Меня зовут Оля и я отличник до мозга костей. Тут вы должны были бы мне похлопать и выслушать долгий рассказ.
Именно так и было буквально полгода назад, пока мне не удалось избавиться от этой болезни. Да-да, именно так я называю этот синдром, который на протяжении нескольких лет мешал мне здорово существовать. Ребята, которые страдают этим, я с вами и очень хочу поддержать и помочь. Не бойтесь признаться, что вы перфекционист в плохом смысле этого слова, ведь вы не одни! Чтобы не быть пустословом, я собрала пару советов, которые направят и ответят на главный вопрос: как же избавиться от синдрома отличницы?
Время кардинальных перемен Отрежьте челку, не сделайте домашку или вообще устройте себе день отдыха в какой-нибудь рабочий четверг. Короче действуйте по непривычному сценарию. Это поможет расслабиться и ощутить, как можно жить.
Поэтому мы перешли в другую школу, где ценным было помогать отстающим, где детей никто не оценивал, а главным стимулом был интерес ребенка. Обучение опиралось на потребности ребенка в общении, в принятии и т. Но что мне больше всего, как родителю, нравилось - это обучение ребенка работать в команде, видеть соседа с его потребностями, считаться с ним. Старшие дети стали счастливыми приходить из школы, ушли психозы связанные с уроками - атмосфера дома наладилась. Наша руководитель школы объясняла родителям, что слабые дети в классе даже более нужны сильным, чем сильные дети слабым.
Поскольку в процессе обучения те дети, кто быстрее понимал, объясняли тем, кто еще не понял, и от этого сами еще лучше начинали понимать материал. Только тогда, когда ты объясняешь что-то другому, начинаешь глубже понимать материал. А еще кажется, что надо разбиваться в лепешку перед детьми, как те массовики-затейники, что проводят детские утренники. На самом деле это не так. Просто надо понимать потребности ребенка и их учитывать. Марина007, вы молодцы, что так помогаете дочери и поддерживаете ее. Про детский садик ужасно Нашим тоже давали конфетки, кто помог убираться или хорошо спал. Но черные жетончики Действительно, есть дети, которые вообще не умеют проигрывать.
Моя старшая в детсадовском возрасте всегда плакала, когда не получалось выиграть. И только в школе это постепенно прошло. А младшая сразу не плакала, она видит, как я болею за нее, когда мы вместе играем, и зеркалит, болея за меня. И абсолютно не переживает из-за проигрыша. Особенно, когда от игрока ничего не зависит ходилка или лото. Получается, предпосылки к комплексу отличника можно заметить еще до школы и начать сглаживать заранее. Что интересно, до этой темы я вообще не считала этот комплекс недостатком Сейчас пересмотрела и уже не буду требовать от младшей идеальных тетрадок и круглых пятерок. Хорошо, что мы еще не успели поучиться, а только собираемся в первый класс.
У моя дочь тоже остро переживает по поводу неудач... Школа еще впереди... Код: Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. Вышла на вашу тему через новости высвечивающиеся сверху -- там была статья о "Синдроме отличника", а через статью связь с вашей темой. Дочитала вашу тему до 6ой страницы. Решила высказаться. Знакома с этим синдромом. Одна из моих дочерей этим долго страдала.
Лишь недавно мы справились с этим синдромом до той степени, что окружающие перестали от него страдать, хотя налет остался. Начала я озабочиваться этим синдромом в первом классе, когда она играла до 9-10ти, затем в 10 вечера, наконец, организовывалась делать уроки и делала их допоздна, хотя уже не было сил. Плакала, в изнеможении выписывала буквочки и обводила их по несколько раз. Я ей говорила: "Ложись спать! Не нужны нам никакие пятерки ценой здоровья! На соревнованиях по бегу заняла первое место, а затем долго болела. Я ее ругала: зачем ты так напрягалась! Никому это не нужно!
Кроме всего прочего еще в садике она часто болела, и бронхиты были и аллергия на кошек, затем и на пыльцу одуванчиков.
Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника
Синдром отличницы плавно вытекает из синдрома самозванца, когда мы не способны приписывать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям (читайте также: Синдром самозванца: 5 способов заставить его работать на вас). Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику. Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни. Взрослым нужно понимать, что часто причины возникновения синдрома отличника у детей находятся в их зоне влияния.
Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ
Как помочь ребенку избавиться от синдрома отличника | Синдром отличника у ребенка чем Дефицит внимания взрослых вызывает негативное состояние ребенка. |
Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника | О причинах возникновения синдрома отличника, его симптомах, последствиях и методах борьбы с ним РЕН ТВ рассказал клинический психолог Евгений Стеганцов. |
Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма?
Опасность несет патологическое стремление всегда быть «на коне». Несложно догадаться, к чему может привести чрезмерный перфекционизм. Моральное истощение — одно из самых тяжелых последствий запущенного синдрома. Оно проявляется в постоянных душевных терзаниях, нервных срывах и апатии. Также «отличник» отличается тем, что: не умеет получать удовольствие от занятий он сконцентрирован на результате, а не процессе ; не пользуется творческим мышлением, а предпочитает решать задачи знакомыми способами; зацикливается на мелочах; стремится избавиться от соперников конкурентов ; не умеет заводить знакомства из-за сложного характера; проявляет эмоциональную нестабильность. Однозначно, синдром отличника — это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению.
Если очень постараться, можно побороть его самостоятельно. Как избавится от синдрома Сложность лечения патологии заключается в том, что во взрослом возрасте она превращается в черту характера. Переделывать себя — сложная задача, но попытаться можно и нужно! Для начала необходимо понять причину. Скорее всего, синдром отличника пришел к вам с детства.
Состояние развивается из-за недостатка внимания или любви со стороны родителей.
Если вы туда полезете и будете нагружать своими «хотелками» ребенка, то начнете тратить его энергетический запас. В результате пострадают эмоциональные процессы, потому что никто не отменял законы развития психики.
Если мы тратим энергию на освоение какой-то функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть изначально вложена. Все остальные «драмкружки» — по фото, рисованию, пению — вреда не причинят, и если вам так сильно хочется, то, конечно же, ведите своего малюсенького художника на курсы. Только не забывайте главное: нужно каждый день предоставлять ребенку свободное время для ничегонеделания с вашей точки зрения.
Это так же полезно, как и все другие виды игр. Дети ведут себя как дети Согласитесь, мы все об этом забываем. И воспринимаем незрелые поступки малышей и их не всегда ровный путь познания жизни как нечто вопиющее.
Ребенок познает мир, а мы вместо того, чтобы уважать его действия, реагируем грубостью, раздражением и нетерпимостью. Ждем от него логичных поступков и самоконтроля, а это очень большие требования для еще физически и психологически маленького человека. Так что запасаемся терпением и помогаем.
Даже если для этого нам потребуется успокоительное или бокал вина! Единственное, о чем и правда можно почитать, — это об этапах развития малыша Тут скорее важна техническая часть. Про скачки роста, на фоне которых бывают перемены настроений.
Про сепарацию, тревогу, возрастные кризисы только не воспринимайте все буквально. Про то, что любые перемены, будь то переход с трех снов на два или отмена ночных кормлений, в основном проходят через плач стресс , и чем быстрее успокоитесь вы сами, тем быстрее малыш привыкнет к новым правилам игры. Маленькие дети крайне консервативны.
Ты меня расстраиваешь. А вот Петя только пятерки получает. Ребенок наводил порядок у себя в комнате. Я тобой недовольна. Подросток вымыл посуду, но вот беда — на одной тарелке осталось пятно.
Вся посуда должна блестеть! Ты меня очень огорчил. А есть еще и другое. Изо дня в день взрослые внушают ребенку, что он постоянно должен быть для всех хорошим, всегда идти навстречу другим, чтобы получить хорошую оценку себя. Так родители и другие взрослые способствуют формированию синдрома комплекса отличника у детей.
Причем из самых благих намерений. Они ведь хотят, чтобы ребенок вырос успешным, хорошо справлялся со своими обязанностями, все делал хорошо и был не хуже, а то и лучше других. Исследования показывают, что предрасположенность к синдрому отличника может быть и врожденной, связанной с типом темперамента, индивидуальными психофизиологическими особенностями человека. Но возникает он в детстве в результате общения взрослых в первую очередь родителей с детьми. И если в детстве и подростковом возрасте синдром отличника часто не замечается и даже приветствуется окружающими ребенка взрослыми, то в дальнейшем он приносит существенную дисгармонию в жизнь человека.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА - повышенная чувствительность к критике, даже если она незначительная; - постоянные опасения неудачи, часто приводящие к отказу от какой-либо деятельности из-за страха не справиться; - склонность часто сравнивать себя с окружающими, ревниво относиться когда хвалят не его, а другого; - неустойчивая самооценка, сильно зависящая от мнения окружающих; - первая же неудача может послужить причиной депрессивного настроения и отказа от дальнейших попыток продолжать что-либо делать; - застревание на переживаниях своих неудач, даже незначительных; - постоянная потребность оправдывать ожидания окружающих. Разумеется, степень выраженности синдрома отличника бывает разной. В крайних патологических случаях он встречается не так уж и часто. Но даже выраженный умеренно все-равно осложняет жизнь, приводит к ограничению собственных возможностей и сложностям в отношениях. Часто повторяющаяся установка, что любовь необходимо заслужить хорошими поступками.
И чем «более ты правильный», тем сильнее тебя будут любить. Один или даже несколько близких взрослых патологических перфекционистов, стремящихся воспитать ребенка по своему образу и подобию. Частое и сильное порицание ребенка за ошибки и неудачи. Подталкивание его к чрезмерной самокритичности, к стилю мышления по принципу — «если бы поступил правильно, то все было бы хорошо», «если бы постарался, то все бы получилось», «если бы хорошенько подумал, то все сложилось бы по-другому». Слишком завышенные требования к ребенку.
Родители ожидают от него "совершенства". Формирование комплекса отличника происходит в детстве, а проявляться чаще всего начинает в раннем подростковом возрасте. Иногда синдром отличника путают с умеренным перфекционизмом — стремлением к идеальному результату. Действительно, крайне выраженный перфекционизм и синдром отличника сосуществуют вместе. Но перфекционизм, естественно, не выраженный в патологической форме, может быть вполне нормальным — человек старается все сделать хорошо, добиться наилучшего результата.
А «отличника» волнует не сам результат, а оценка, которую он получит, ему всегда по жизни необходима пятерка. И в результате происходит смещение цели с результата на оценку этого результата окружающими. Люди, страдающие комплексом отличника, часто превращаются в задерганного невротика, которому очень не комфортно жить. Он постоянно переживает по поводу неудач, как мнимых, так и реальных. Смысл его жизни - быть отличником, получать пятерки любой ценой, бороться за них.
А если есть риск получить другую оценку, то он может и не взяться за выполнение чего-либо, отказаться из-за страха неудачи от реализации своих планов, идей и даже карьерных стремлений. Да и окружающим с ним нелегко. Как жить и общаться с человеком, который болезненно реагирует на любую критику, вплоть до впадения в депрессию?
Как бороться с синдромом отличника Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей — это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью.
Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении. Не нужно убеждать ребенка в его уникальности. Не для всех детей эти слова являются поддержкой, это может причинить и вред. Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют оценки. Если ребенок полностью погружен в учебу, нужно научить его отдыхать и расслабляться.
Чаще отпускайте его гулять или приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите с ним, можете отправиться в лес, прогуляться в парке, посетить детский развлекательный центр.
Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться
Нередко синдром отличника у ребенка проходит незамеченным до тех пор, пока не начнут проявляться серьезные проблемы с нервами или социализацией. Дети с синдромом отличника считают, что все зависит только от них, поэтому они не могут не выполнить обещание, даже если это может причинить им вред. Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. «Синдромом отличника» называется неестественная зависимость от мнения окружающих, маниакальное стремление добиваться успеха и одобрения во всем, что делаешь.
Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?
В статье вы узнаете, как не перепутать синдром отличника с другими расстройствами и чем помочь ребёнку, когда он чересчур увлёкся перфекционизмом. Синдром отличницы возникает у тех людей, которые недополучили любви в детстве. Чтобы избавиться от синдрома отличника, важно осознать проблему, дать себе право ошибаться и повысить самооценку. Чаще всего синдром отличника у ребёнка возникает из-за психологических травм, которые порождает.
Газета.Ru: Методист объяснила, к каким последствиям может привести «синдром отличника» у ребенка
Перфекционисты все делают на «пять с плюсом» , потому что им самим это жизненно необходимо, ну, не могут иначе. Все — это даже то, что никто не увидит и не оценит. Порядок на рабочем столе, выход из дома ровно в 7:41, книга, прочитанная, проработанная и переписанная в тетрадку цитатами, балетные па, отработанные до блеска. А человек с синдромом отличника делает на пятерку именно то, что оценят другие люди, и именно затем, чтобы оценили. То есть порядок на столе — чтобы мама похвалила, в школу прийти первой — чтобы директор увидела, книжка переписана — чтобы учителю показать, а балет, балет — чтобы на концерт отчетный взяли и там-то все увидели, что я из группы лучшая, и об этом мне рассказали. А я стояла, смущалась и говорила: «Ой, ну что вы, это не я, это оно само, я и танцевать-то не умею». С одной стороны, чтобы такое мы увидели, ребенок изначально должен быть с набором неких черт: от рождения послушный, аккуратный, настойчивый.
Штанишки свои складывать, футболочки вешать, карандашики собирать. Вряд ли раздолбай, забывающий джинсы вывернуть и надевающий их швами наружу по невнимательности, когда-то выдаст вам синдром отличника, хоть вы его задолбите своими правилами и требованиями. Но с другой стороны, даже послушные, аккуратные и настойчивые не всегда будут рыдать над прописями. Мы, родители, тоже должны туда свою руку приложить: предъявлять те самые завышенные требования придется уж им соответствовать, я ж послушный , недостаточно уделять ему внимания придется заслужить это внимание своим хорошим поведением или наказывать за ошибки придется из страха все делать хорошо, лишь бы не пороли или не кричали. Ну, вот сошлось бинго: и природа нужными чертами характера наградила, и родители постарались. Однако до определенного возраста мы можем и не замечать сильно этого самого синдрома, а дебютирует он чаще всего именно с началом обучения в школе — там-то реально есть задания, оценки, те, с кем меня сравнить можно, еще один значимый взрослый — учитель его желательно тоже выбрать построже, чтоб уж наверняка.
Иногда родители и в шесть лет такое приносят, но начинаем разбираться, а там подготовка к школе уже полным ходом с домашками или, как вариант, какой-то кружок, секция спортивная с высокими требованиями, соревнованиями и экзаменами. С такой дошкольной жизнью и никакой школы не нужно. Устраиваем ребенку прогул Ну, ладно, ладно, заканчиваем с вредными советами Остера «как развить в своем ребенке синдром отличника» и начинаем из создавшейся ситуации выпутываться.
Компенсация собственных неудач — родители пытаются за счёт ребёнка исправить свои ошибки. В таком случае на школьника перекладываются мечты и стремления родителей, которые они не смогли воплотить сами. Например, мама всегда мечтала играть на фортепиано и поэтому отдаёт дочь в музыкальную школу, даже если та не хочет. Завышенные требования. Чаще всего с этим сталкиваются дети, которые воспитываются в достигаторстве установка: успех превыше всего.
Дефицит внимания. Ребёнок, который получает от родителей излишнюю похвалу и подарки вместо внимания и времени, начинает измерять их любовь своими победами и успехами. Любовь, которую нужно заслужить. Если ребёнок чувствует, что родители любят его только, когда он успешен — это может вытечь в вечное достигаторство и проблемы с восприятием критики в будущем Заниженная самооценка ребёнка. За хорошей успеваемостью в школе и успехами в увлечениях ребёнок может прятать свою низкую самооценку и стремиться к победам, чтобы получить признание окружающих. Строгое воспитание. Если родители наказывают, ругают или токсично игнорируют ребёнка за каждую провинность или плохую оценку, он будет делать всё, лишь бы снова не нарваться на эти сильные моральные лишения. Как понять, есть ли у ребёнка синдром отличника?
Большинство родителей не замечает синдром у своих детей — они учатся хорошо, прилежны, учителя и преподаватели отзываются о них только положительно и всегда хвалят. Однако за хорошей успеваемостью может стоять серьёзный комплекс. Проблему можно распознать по трём симптомам: 1. Зависимость от чужого мнения. Ребёнок начинает делать всё, лишь бы получить похвалу и одобрение окружающих. Положительные реакции поощряют его, а критика, наоборот, сильно сказывается на уверенности и самовосприятии. Получить пятёрку любой ценой. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок учился на отлично и был примером для всех в классе.
Возможно, его «естественного» уровня притязаний не хватит на дневник, полный пятерок, зато он вырастет в гармоничную, уверенную в себе и в своих силах личность. Именно такие обычно и добиваются успеха в жизни. Оглядитесь по сторонам - все ли среди тех, кто занимает важные посты, получает хорошую зарплату, добивается успеха в карьере и личной жизни - золотые медалисты и обладатели красных дипломов? Как показывает практика, в реальной жизни куда успешнее становятся как раз-таки троечники, которые не живут ради получения одобрения откуда-то извне, а прекрасно умеют поощрять и мотивировать себя сами. И, кстати, отсутствие контроля совершенно не означает обилие троек в дневнике. Что делать со своим синдромом отличника? Проблема заключается в том, что синдром отличника, если так можно сказать, - это наследственное «заболевание».
Бабушка требовала отличных оценок от вашего папы, он ставил вас в угол за любую «не-пятерку» и теперь вы приходите в ярость при виде двойки или, хуже, даже четверки в дневнике своего ребенка. И, сколько бы вы ни убеждали себя, что оценки - не главное в жизни, когда ваш пятиклассник снова приходит домой, потупив глаза, говорит, что получил четверку за диктант по русскому языку, вы просто не можете совладать со своими эмоциями. И побороть этот паттерн поведения без вмешательства извне порой бывает очень сложно. В такие моменты в вас «оживает» критикующий родитель - тот самый, который был скопирован с ваших собственных мамы и папы. И вы начинаете кричать, обвинять сына или дочь в безалаберности и даже, порой, глупости. Но помните, что у внутреннего родителя есть и другая часть - заботливая. Которая вместо фразы «так и знала, что ты неуч», может поинтересоваться: «Сложный был диктант, наверное?
Он знает, что оценка не всегда показывает реальные знания, и что не всем людям одни и те же навыки даются одинаково просто. Хорошая новость заключается в том, что заботливого родителя можно в себе взращивать. Когда вам в следующий раз захочется кого-то покритиковать, пристыдить или объяснить, что и как надо было сделать, остановитесь и представьте на секунду, а что бы сделал заботливый родитель, который всегда стремится помочь и поддержать? И попробуйте, хотя бы ради разнообразия, повести себя именно так.
Одноклассники воспринимают это с чувством удовлетворения. И если у ребенка какие-то комплексы, и он отличной учебой компенсировал их, пытался отличными оценками получить одобрение и любовь родителей, или, еще хуже, боялся наказания за плохие оценки, то в этом случае депрессия и нервное расстройство ему обеспечены. Синдром отличника у ребенка. Как избавиться? Родителям следует пересмотреть свое отношение к учебе ребенка и ослабить давление. В противном случае все силы школьника будут направлены на добывание отличных оценок любыми способами. Такие дети жертвуют отдыхом, развлечениями, дружбой ради отличных оценок. Часто в переходном возрасте у них начинаются проблемы со здоровьем и психикой. Если в начальных классах детям все удавалось легко, и родители, окрыленные возможностью вырастить интеллектуала, преждевременно старались развить логическое мышление в ущерб «глупых», на взгляд родителей ролевых игр, то в переходном возрасте у таких детей наступает перенапряжение структур головного мозга левого полушария, височных областей и лба. Ребенок, лишенный возможности проходить поочередно все этапы развития, становился ущербным. Ведь дети осваивают мир поэтапно. Сначала наглядно и через действие, к трем годам появляется образное мышление, лишь перед школой начинают появляться первые ростки логического мышления. Окончательно формирование логического типа мышления происходит в 12-13 лет.
Газета.Ru: Методист объяснила, к каким последствиям может привести «синдром отличника» у ребенка
Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику. Следуя этому тезису, дети с «синдромом отличника» склонны находить только одно решение задания, а дети без синдрома имеют более творческое. Как понять, что ребёнок страдает синдромом отличника? Чтобы избавиться от синдрома отличника, важно осознать проблему, дать себе право ошибаться и повысить самооценку.
Признаки синдрома отличника
- Опаснее, чем кажется: признаки и последствия синдрома отличника — 01.12.2023 — Статьи на РЕН ТВ
- Синдром отличника у взрослых или «Почему нельзя быть идеальным»
- Чем вреден этот синдром?
- Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм?
- Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться
- Как помочь ребенку избавиться от синдрома отличника —
Синдром отличника: 6 советов, как сосуществовать в гармонии с привычкой, разрушающей жизнь
Со слов специалиста, "синдром отличника" проявляется в человеке в последствии в постоянном стремлении достичь лучших результатов и высоких целей, зачастую в ущерб самому себе. Такой синдром не дает человеку, особенно ребенку, относиться адекватно к своим проигрышам или неудачам. Такой синдром, в первую очередь, приводит к неврозам, усугубляющимся в преддверии каждой новой контрольной или экзамена. А частые неврозы, в свою очередь, приводят подчас к серьезным психосоматическим сбоям. Кроме того, желание все сделать идеально становится навязчивым состоянием. Самооценка человека с подобным синдромом оказывается в крепкой зависимости от внешних факторов и должна получать подпитку в виде похвалы и признания, что в разы усложняет существование в социуме.
Закрепляется связка: старание — это хорошо, это то, что я должен делать. До определенного момента бонусы от хорошо сделанной работы перекрывают те минусы и ограничения, которые мы несем, подчиняясь стремлению сделать все на пятерку с плюсом. Минусы мы начинаем чувствовать не сразу. В школе мы можем столкнуться с выбором — подготовиться к завтрашней контрольной по математике или почитать свеженький комикс. Но по-настоящему серьезные дилеммы возникают в послеуниверситетской жизни. Попадая в неидеальный мир, мы понимаем, что иногда какие-то задачи можно делать на троечку и двигаться вперед, но привычка делать все идеально оказывается настолько сильна, что мы ощущаем, что единственно возможный для нас выбор — подчиниться ей. Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма. Гордон Флейт и Пол Хьюитт в исследовании 2002 года выделили три типа перфекционизма: ориентированный на себя; ориентированный на других; социально предписанный. Ориентированный на себя перфекционизм — это тенденция устанавливать для самого себя недостижимые планки. Например, всегда выполнять задачи максимально хорошо и не допускать ошибок. Перфекционизм, ориентированный на других, — это тенденция требовать от окружающих, чтобы они соблюдали определенные стандарты, соответствовали неким идеальным параметрам.
То есть мы тебя любим, но с определёнными условиями — если ты победитель, если ты станешь лучшим, если ты сделаешь всё превосходно. Представьте только, какое давление и стресс испытывает ребёнок? Если я не буду лучшим — я потеряю любовь родителей! Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики. Также ошибочно принято считать, что у детей-отличников большие стремления к знаниям, ведь они успешны по всем предметам, получают одни «пятерки». Но если копнуть глубже, то можно увидеть, что не знания их интересуют, не познание нового их мотивирует, а нужны им отличные оценки, именно высший результат. Ведь в наивысшей оценке они видят одобрение, принятие и любовь. Безусловно, дети-отличники — это предмет гордости для родителей, их отрада, а для одноклассников — пример для подражания, о котором никогда не забудут напомнить учителя, очередной раз выделяя их среди всего класса. Но хорошо, когда для ребёнка сплошные «пятёрки» не самоцель, и он не испытывает постоянного страха и тревожности на фоне возможного неуспеха, лёгкой неудачи или риска не оказаться первым и самым лучшим. Здесь для родителей стоит задача отследить, чтобы у ребёнка не было нервных расстройств из-за зацикленности на оценках.
Начать можно с прохождения опросника — например, оценить себя по шкале, разработанной Флеттом и Хьюиттом. Авторы выделяют три типа перфекционизма: Направленный на себя, при котором человек предъявляет неоправданно завышенные требования к себе. Направленный на других, при котором человек по высоким стандартам оценивает других. Социально предписанный, при котором человек убежден, что другие ожидают от него нереалистичных успехов и этим ожиданиям необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение. Тест из 45 вопросов на основе их шкалы позволит вам оценить степень выраженности этих установок. Высокие баллы — повод тщательнее проанализировать свое поведение. Для этого коуч Элизабет Скотт советует провести анализ выгод и издержек — разделить лист на две части и записать все плюсы и минусы присутствия синдрома отличника в вашей жизни. Цель упражнения в том, чтобы увидеть не только положительные моменты, связанные с одобрением на работе и аккуратным выполнением задач, но и вытекающие из этого проблемы — постоянный страх неудачи, невозможность делегирования, переработки. Это поможет перестать воспринимать перфекционизм как благо, что очень важно на старте. Проблем добавляет и склонность к выставлению себе ультиматумов: «я должен выложиться по полной, иначе все будут считать меня неудачником».