Исключением из правил являются взаимоотношения между Мастером и Маргаритой.
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
Читать онлайн книгу «Философская проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»» полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. – Действительно, первый раз я прочитал «Мастера и Маргариту» еще в школе, потом перечитывал в институте, и не один раз, потому что роман мне понравился. В романе «Мастер и Маргарита» автор затрагивает широкий круг проблем, таких как: свобода художника, проблема выбора, понимание добра и зла и тема воздаяния за совершенные поступки. * * * Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философская проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Своеобразный сюжет
- Темы исследований
- В фильме запутанный метасюжет
- В чем смысл книги «Мастер и Маргарита» Булгакова? | Журнал Интроверта
- Содержание
Что на самом деле Булгаков зашифровал в «Мастере и Маргарите»
Это тоже параллель с жизнью Булгакова: в 1930 году писатель сжег первую редакцию рукописи. Она, кстати, сгорела не до конца Флегматичная игра Евгения Цыганова тоже оказывает фильму дурную услугу. Он воплощает образ высокомерного, чуть циничного и ленивого творческого повесы. В начале истории мастер — модный автор с цигаркой в зубах, который реагирует на любые реплики с усталым презрением. Таким персонаж и остается до самого конца — разве что приобретает эпитет «опальный». Вместо чувствительного художника-мастера перед нами человек, который в своем познании преисполнился так, будто проживает на этой планете уже сто миллиардов триллионов лет.
Но прокуратор не может смириться с этим, это явное противоречие его идеологии. Иешуа казнен. Казнен человек, который нес людям праведный свет истины, добро было его сущностью.
Этот человек был духовно независим, он отстаивал истину добра, внушал веру и любовь. Понтий Пилат понимает, что его величие оказалось мнимым, что он трус, его мучает совесть. Он наказан, его душа не может обрести покой, но Иешуа — воплощение нравственной силы добра в романе — прощает его, ибо вечное стремление к добру неодолимо. Конец ознакомительного фрагмента. Булгакова «Мастер и Маргарита» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
В Великий пяток, когда на кресте был распят Спаситель, по церковному уставу нет литургии в храме и весь день верующие соблюдают строжайший пост — воздерживаются от пищи. Что происходит в пятницу вечером в Москве? Начинается бал у сатаны! То есть когда Христа нет на земле, сатана правит бал, который обретает смысл черной мессы — антилитургии. Если мы заглянем через открытые царские врата в алтарь, то увидим посередине него престол с семисвечником, за престолом находится горнее место, где располагается кафедра архиерея, который в некоторые моменты церковной службы символически изображает Самого Господа. В скрытой от глаз северо-восточной части алтаря расположен жертвенник с чашей потиром , где приуготовляются дары к причастию. Сатанинская месса содержит в себе идею осквернения христианских святынь, ибо диавол с латинского значит «противник» Бога. Что же увидела Маргарита? Прежде всего «широкую дубовую кровать со смятыми и скомканными грязными простынями и подушкою» — то есть горнее место, на котором возлежал Воланд. В этих семи золотых лапах горели как и положено во время службы. Воланд «был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». Его одежда — пародия на архиерейское облачение с застегиваемым на левом плече омофором [4]. Совершенно очевидно, что приуготовляется осквернение Божественной литургии. Если во время литургии происходит бескровная жертва — пресуществление преобразование святых даров — хлеба и вина — в плоть и кровь Спасителя, то что происходит на балу у сатаны? Кровная жертва барона Майгеля! Кровь его превращается в вино, которое пьют из чаши-головы Берлиоза. Пьет в том числе и Маргарита, королева. Происходит еще одна профанация святыни. Иисус Христос — Царь Иудейский, противоположность Ему — королева Марго — осознанная жертва, готовая «пострадать за други своя», точнее за друга своего. Они ведь не только не венчаны, но и не женаты! К тому же, уйдя от законного мужа, она разрушила «малую Церковь» — семью. Поэтому она может пострадать только за возлюбленного своего. Все богослужение в храме происходит в настоящем времени. Тем самым мы становимся соучастниками всех событий и действий, которые когда-то происходили в Иерусалиме. Для этого во время литургии обязательно читается Евангелие! Значит, Воланду необходимо было антиевангелие, искажающее сущность Христа — Богочеловека. Так появляется роман об Иешуа Га-Ноцри, в котором искажается Истина! Человек сотворен по образу и подобию Божию и несет в себе образ Божий. С одной стороны, это самовластие — проявление свободы воли, с другой — умение творить. Сатана, или Люцифер, или падший ангел, не имеет телесной природы и не имеет возможности творить. Он — не творец! А вот человек — творец, и поэтому сатана завидует человеку и не может простить ему, что тот носит в себе образ Божий. Первое сотворчество человека Богу было в раю, когда Адам давал имена всему сотворенному Творцом: то, что Господь подумал и сотворил, Адам увидел и назвал. Это и есть со-творчество. И каждая литургия есть сопереживание Христу. Это тоже очень важный посыл для понимания романа. Поскольку же Воланд не способен творить, то он не может даже записать собственное «евангелие», он только рассказчик и поэтому нуждается в Мастере. Ему подходит Мастер, который отказался от Бога и от ангела-хранителя. Мастер, которого легко соблазнить Маргаритой. Мастер, который улавливает помыслы, исходящие от Воланда, то есть Мастер, который может стать апологетом Воланда, его отражением! Вот теперь следует обратить внимание на написание самого имени Воланда. В романе он назван одним из своих 96 цифра-перевертышь! Возглас Мефистофеля: «Voland kommt! Как видим, «Voland» пишется через «V». Но на визитной карточке мессира было отпечатано «W». Это не ошибка и не случайность. Для Булгакова важно было написать имя сатаны через «W». У отказавшегося от своего имени Мастера на черной! Получается, что Мастер — отражение Wоланда: «О, как я все угадал! Может, позднее он и хотел бы отказаться от «своего» сочинения «Как ненавистен мне стал этот роман! Оценка значимости сочинения Мастера происходит при воскрешении рукописи его романа, ведь «рукописи не горят». По приказу Воланда кот Бегемот достает роман из-под хвоста! Значит, написанное Мастером всего лишь — коту под хвост! Тем не менее, для Воланда оно значимо, иначе бы он не воскресил его. Вскоре и Мастер сделает свой окончательный выбор и на веки привяжет себя к Воланду. Когда Коровьев устраивает пожар в подвальчике, где прежде жили Мастер и Маргарита, Мастер машинально с полки берет большую книгу и бросает ее в огонь. Она медленно начинает гореть. Только одна книга не имеет названия, потому что она так и называется — Книга. Это — Библия. Роман Мастера остался потомкам взамен Библии! Чего хотел Мастер? Он не искал Истину — Бога, он сознательно ее искажал. Он превратил Христа в душевнобольного Иешуа Га-Ноцри. Он не искал света, то есть он не стремился к Богу. Мастер жаждал покоя и награждается покоем тем, кому он послужил. Но он не обрел вечный покой. Обрести временный покой помогает ему Маргарита, продав душу диаволу. Они оба делают осознанный выбор и улетают вместе со свитой — четырьмя апокалипсическими всадниками. Перед тем как исчезнуть из Москвы, Воланд с удовольствием оглядывает ее панораму с балюстрады самого высоко сооружения старой Москвы — дома Пашкова: новый Иерусалим без церквей! Уже взорван храм Христа Спасителя, и это отразилось в четвертой редакции романа, над которой Булгаков продолжал работать до последнего дня умер он 4 марта 1940 года , так и не завершив ее. Воланд остался доволен увиденным: новый Иерусалим стал атеистическим, и в нем исчезают православные храмы! Однако и гости не смеют дольше задерживаться, ибо в полночь с субботы на воскресенье Иисус Христос воскреснет и будет Его торжество на земле! Прежде чем Мастер навсегда покинет этот мир, и у него появилась возможность закончить роман о Понтии Пилате. У Мастера, но не у Булгакова!
Автор доказывает, что человек волен сам выбирать, быть ему добрым или злым. Иешуа Га-Ноцри в беседе с прокуратором говорит, что «злых людей нет на свете». Обозлились они потому, что другие люди сделали им больно. Иешуа прощает Иуду, который предал его за деньги. Он понимает и Понтия Пилата, который приговорил его к смертной казни. Вопрос Воланда в одной из глав романа становится риторическим: «…что было бы твоё добро, если бы не существовало зла? Перед ним встаёт выбор: правда или карьера. Прокуратор берёт власть и обрекает себя на вечное скитание. Он не может найти покой и после смерти. Пилат понимает жестокость наказания, но боится услышать голос сердца. Его трусость видит Иешуа и объясняет: «Правду говорить легко и приятно». Спустя тысячи лет Пилат получает прощение. И вместе со своей верной собакой прокуратор Иудеи уходит по лунной дорожке навстречу Иешуа. Им есть о чём поговорить. Выбор делает и Маргарита. Это ярко представлено автором в эпизоде бала Сатаны. Женщина просит не подавать Фриде платок, только это прекратит мучения несчастной. Маргарита выбирает не для себя. Этим она покоряет Воланда. Милосердия просят и зрители театра, когда умоляют вернуть голову Бенгальского. Сочинение по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгаков написал шедевр о любви, отношениях людей, о сложности и двойственности поступков. В романе есть всё. И благородство, и честь, и достоинство, и предательство, и наказание, и мистическое предсказание. Главными героями выступают Маргарита и безымянный Мастер. Их неожиданная любовь спасает Маргариту от одиночества и Мастера от творческой смерти.
Проблематика "Мастер и Маргарита"
В "Мастере и Маргарите" много личного — в романе нашла отражение реальная история писателя, влюбившегося в Елену Сергеевну, ставшую впоследствии его последней женой. «Мастер и Маргарита» — это было первое советское Евангелие. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — сложное, многоплановое произведение. Автор затрагивает в нем коренные проблемы человеческого бытия: добра и зла, жизни и смерти.
Анализ и проблематика романа «Мастер и Маргарита»
В чём смысл романа «Мастер и Маргарита» | Проблема любви также поднимается в "Мастере и Маргарите". |
ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» | Проблематика романа Роман «Мастер и Маргарита, по мнению многих литературоведов, вобрал в себя все помыслы писателя, звучавшие в более ранних произведениях. |
Вечные проблемы в романе “Мастер и Маргарита” | В романе «Мастер и Маргарита» автор затрагивает широкий круг проблем, таких как: свобода художника, проблема выбора, понимание добра и зла и тема воздаяния за совершенные поступки. |
Конец «Мастер и Маргариты» непонятен до сих пор: все из-за ошибки Булгакова
Второстепенный персонаж романа “Мастер и Маргарита” Стёпа Лиходеев в своем роде особенный, ведь он не совершает страшных грехов. В «Мастере и Маргарите» получили продолжение и завершились важнейшие для Булгакова мотивы и стилистические искания: ироническое остранение обыденного, сочетание фантастики и обыденности, сатирический гротеск, конфликт творца и эпохи. Именно такие вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита» поднимаются автором и на контрасте с эпохой приобретают острое и интересное значение. Проблемы, поднятые Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита».
Проблематика "Мастер и Маргарита"
Актуальность проблем, поднятых М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита » | Проблематика и сюжетно-тематические особенности романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Время, неподкупный судья, отводит каждому художественному произведению заслуженное им место. |
«Мастер и Маргарита»: какой получилась новая экранизация романа Булгакова | Проблемы, поднятые Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита». |
Что на самом деле Булгаков зашифровал в «Мастере и Маргарите» | Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» уникальность проблематики в том, что все проблемы завязаны на одной главной, обозначенной в эпиграфе, – проблеме добра и зла, если говорить шире – света и тьмы. |
21. Проблематика романа м. Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанровое своеобразие
Он выбирает последнее, за что и оказывается наказан на веки. В одной из бесед Воланд задает интересный вопрос: «…что было бы твое добро, если бы не существовало зла? В этом выражается мысль Булгакова о противоборстве этих двух сил. Они пишут на заказ, лишь о том, о чем нужно партии. Берлиоз как предводитель этой «шайки» оказывается под трамваем, расплатившись за всех своих подопечных и продажность своего творчества. Его уже не исправить, поэтому его жизнь прекращается под трамваем.
Второй стороной выступает Мастер. Это настоящий талант, который в своем произведении поднимает истинные и глубокие темы. Понимают и по достоинству оценивают его произведение лишь высшие силы и Маргарита, а современники слишком заняты обслуживанием времени, чтобы разглядеть талант. Но «рукописи не горят», и настоящее искусство имеет свое место в мире под защитой высших сил.
Среди тех, кто оказался втянутым в странные, необъяснимые события, происходящие в столице: Мастер — писатель, жизнь которого была безнадежно разрушена советскими репрессиями, беспощадной цензурой, его любимая Маргарита. Их приключения раскрывают историю, которая началась две тысячи лет назад в Древнем Иерусалиме — ее исход решит судьбу героев. История создания романа Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» появился в 1930-х годах, но был опубликован лишь после его смерти в 1960 году.
На момент написания книги люди часто «исчезали» по необъяснимым причинам, автор описывал это со злой иронией. Но в данном случае это не потому, что правительство забирает своих граждан, а потому, что Дьявол явился в Москву, чтобы судить души этого атеистического народа. Булгаков работал над романом с 1928 года до своей смерти в 1940 году, продолжая даже в своей последней болезни диктовать изменения своей жене. Он не дожил до подготовки окончательного варианта к публикации, поэтому роман таким образом до сих пор, в некотором смысле, находится в процессе работы. С некоторыми нитями, деталями, еще не полностью решенными, он стоит, как тематически, так и стилистически, как шедевр необыкновенного богатства, сложности. А все, что осталось загадкой, предложено разрешить самому читателю. Недовольство Булгакова правительством проистекало из морального несогласия со сталинским режимом, а именно творческой несвободой, критикой, цензурой.
Но когда его пьесы отменили, а книги отвергли, это стало вопросом выживания. Писательский труд был жизнью Булгакова, но также средством к существованию. В отчаянии умолял правительство отправить его с женой за границу, чтобы спокойно работать там. Но правительственные лица игнорировали его просьбы. Структура произведения Булгаков избирает своеобразную структуру для своего романа. Между главами современности находятся отрывки из романа Мастера о Понтии Пилате. Характеристика героя далека от его описания в Библии.
Дом на Андреевском спуске, атмосфера семейного тепла, интеллигентности и образованности навсегда остались в сознании писателя. Окончив Первую киевскую гимназию, Булгаков поступает на медицинский факультет университета. Подобно другим деятелям русской культуры, вышедшим из разночинной среды и получившим прекрасное образование, Михаил Булгаков обладал четкими представлениями о чести русского интеллигента, которой ни разу не изменил. Неудивительно, что роман этот полифоничен, богат сложными философскими и нравственными проблемами, захватывает широкий круг тем. Роман содержит несколько пластов смысла, он необычайно глубок и сложен. Интересно Попытаемся кратко охарактеризовать проблематику произведения и ее связи с основными героями романа. Глубочайшая философская проблема — проблема взаимоотношений власти и личности, власти и художника — находит отражение в нескольких сюжетных линиях.
В романе присутствует атмосфера страха,политических гонений 1930-х годов, с которой столкнулся сам автор. Более всего тема угнетения, преследования неординарной, талантливой личности государством присутствует в судьбе Мастера. Недаром образ этот во многом автобиографичен. Однако тема власти, ее глубинного воздействия на психологию и душу человека проявляется и в истории Иешуа и Пилата. Своеобразие композиции романа заключается в том, что в сюжетную ткань повествования о судьбах московских обитателей вплетается основанная на евангельском сюжете повесть — повесть об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате.
Обычно они показываются как две четко отделенные друг от друга силы, делающие все, чтобы заполучить человека. В своём произведении автор пытается донести до читателя тот факт, что добро и зло содержатся в равновесии, а решение о том, каким быть, принимает только человек. Зло в виде Воланда и его свиты не пытается завладеть людьми, а только дает им справедливое наказание за те проступки, которые они успели совершить за свою жизнь. Бог здесь Иешуа, описанный как человек со взглядом на жизнь, отличающимся от стандарта. Он старается понимать и принимать всех людей, отрицая наличие зла в их душах, говорит, что они просто чем-то обижены. Судья человеческий здесь Понтий Пилат. Он сам должен сделать сложный выбор: правда или карьера. В итоге он делает неверный выбор, за что получает наказание, и вынужден его неси на протяжении многих веков.
Проблемы в романе «Мастер и Маргарита»
Проблема влияния власти на человека тонкой нитью проходит через весь роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Если внимательно прочитать «Мастера и Маргариту», то можно увидеть, что в Воланде абсолютно отсутствует личность. Проблемы в романе мастер и маргарита булгакова сочинение Мастер и маргарита вечные проблемы вывод.