Новости лествица великого поста

Именно во время Великого поста, когда каждый из нас стремится стать хоть немного светлее, хоть на крошечный шажок приблизиться к Богу, “Лествица” может стать настольной книгой для каждого христианина. Четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя «Лествицы». В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое Торжеством Православия. Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, (так же как на второй и третьей неделе) установлены для поминовения усопших. Лествица великого поста. Великий пост – многодневный пост, предшествующий Празднику Пасхи, состоящий из поста св. Четыредесятницы и Страстной седмицы.

ЛЕСТВИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА.

В борьбе с греховными страстями для очищения от них важным, главнейшим духовным руководством служит «Лествица», сочинение преподобного Иоанна, игумена Синайского, — система духовного возрастания, которая указывает подвижнику путь к высшей ступени духовного роста — обожению. Греховные страсти и борьба с ними.

После смерти Мартирия Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место Фола, где провел 40 лет в полном безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей.

Однажды Иоанн велел Моисею принести в сад земли для грядок. Выполняя это послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Иоанн находился в это время в своей келье и отдыхал после продолжительной молитвы. Внезапно ему явился некий благообразный муж и, разбудив подвижника, сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?

Когда тот вернулся, Иоанн спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил, что его едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым он уснул. Но во сне ему представилось, будто Иоанн зовет его, и он вскочил и бросился бежать, а в это время на место, где он спал, упал камень. Иоанн обладал высоким проницательным умом, был умудренным глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их ко спасению.

Но в его окружении появились завистники, упрекающие его в многословии, которое они объясняли тщеславием. Иоанн принял на себя подвиг безмолвия, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его благочестивом житии распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, которые жаждали услышать слово назидания и спасения.

После сорокалетнего подвижничества в уединении Иоанн был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет он управлял монастырем Синая. Господь наделил Иоанна к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Иоанн преставился в 649 году в возрасте 80 лет.

Местонахождение мощей Иоанна неизвестно. Житие Иоанна было составлено спустя несколько лет после его смерти иноком Раифского монастыря Даниилом, его другом и современником. Отрывочные сведения о жизни Иоанна оставил его анонимный ученик, его рассказ дополняет повествование Даниила, в котором Иоанн называется «новым Моисеем». Произведение было написано по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря.

Зная о мудрости и духовных дарованиях Иоанна Лествичника, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…» Свое творение Иоанн назвал «Лествицей», объясняя название таким образом: Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения. Содержание одной из степеней «Лествицы» 22-ая раскрывает подвиг истребления тщеславия. Иоанн писал: Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием.

Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу — опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху.

Тщеславный… на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу… Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные… Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом неверен, тот и во многом будет неверен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни.

Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. Когда хвалители, или лучше — льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают. Рукописная книга «Лествица» Первый славянский перевод «Лествицы», вероятно, был сделан в Болгарии в X веке, выписки из этого перевода вместе с выписками из Скитского и Египетского патериков вошли в состав сборника, к которому восходит Изборник 1076 г. Из славянских переводов «Лествицы», имевших хождение на Руси, наиболее известен список, выполненный в 1387 г.

В целом они строятся по одному плану: после Жития Иоанна Лествичника, написанного Даниилом Раифским, и предварительных посланий предлагается предисловие, иногда дается рисунок красочной лествицы, основной текст, после которого помещалось «известие о святых отцах, именовавшихся Иоанном», и ряд дополнительных материалов. Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала. В 1647 г. Это издание было выполнено по рукописи соловецкого инока Сергия Шелонина , принимавшего участие в работе Печатного двора.

Книга «Лествица», рукопись с миниатюрами. Сочинение известно также под названием «Лествица рая». Написано в конце VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря: «Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян». Представляет собой руководство к совершенствованию.

Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы Быт. Сочинение относится к разряду аскетической литературы. Текст адресован игумену Иоанну Раифскому. Слово посвящено роли духовного отца в жизни монаха.

Игумен Раифского монастыря просит Иоанна Лествичника прислать «драгоценный выпуск» для назидания своих учеников; в ответ Иоанн Лествичник обещает прислать свой труд, опасаясь «смерти из-за непослушания».

В юности Иоанн получил хорошее образование. В 16 лет он пришел в Египет на Синайскую гору и избрал себе наставника — старца Мартирия. Спустя время был пострижен в иноки.

Один из присутствовавших при постриге, старец Стратигий, предсказал, что Иоанн станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19 лет инок Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти Мартирия Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место Фола, где провел 40 лет в полном безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей.

Однажды Иоанн велел Моисею принести в сад земли для грядок. Выполняя это послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Иоанн находился в это время в своей келье и отдыхал после продолжительной молитвы. Внезапно ему явился некий благообразный муж и, разбудив подвижника, сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?

Когда тот вернулся, Иоанн спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил, что его едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым он уснул.

Первые 23 «ступени» посвящены грехам, остальные 7 — добродетелям. Но начинается все с главы о бегстве из мира.

То есть сразу определяется: это чтение в первую очередь для монахов. А о морянах там же, на первой «ступени», лишь мельком говорится, что если они удерживают свой язык от лжи и злословия, руки от воровства, ум от превозношения, а сердце от ненависти, не отрываются от Церкви, сострадательны к нуждающимся, никого не соблазняют и к чужому не прикасаются, то они уже недалеки от Царствия Небесного. И все-таки прочесть ее — хотя бы раз в жизни — стоит. Она многое ставит на свои места и дает точную оценку тем блестящим фальшивкам, которые мы зачастую склонны считать добродетелями.

Хотя бы тому же усердному «подвижничеству» в миру, которое, по словам Иоанна Лествичника, чаще всего питается тщеславием. То есть дело даже не в том, что мы много грешим, а в том, что грехом отравлены даже лучшие наши порывы. А еще преподобный Иоанн показывает — что тоже небесполезно знать каждому — путь развития страсти в душе человека: от возникновения в уме какого-то образа до полного подчинения воли «прилог», «сочетание», «сосложение», «пленение», «борьба» и, наконец, «страсть».

Когда начинается пятая Седмица Великого поста

  • Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника
  • Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника
  • 26 марта – неделя преподобного Иоанна Лествичника - Екатеринбургская епархия
  • Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника
  • Объявления

Четвертая Неделя Великого Поста - Лествица духовного восхождения

В Богослужении четвертой недели Великого поста св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице пр. Иоанна Лествичника, написавшего сочинение, в котором он показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. Сейчас четвертое воскресенье Великого поста – пожалуй, самый известный и чтимый церковным народом день памяти преподобного Иоанна Лествичника. Вторая Неделя Великого поста – память святителя Григория Паламы, чье учение о Божественном Свете, преображающем души истинно кающихся, вспоминается как еще одно обетование стяжать подвизающимся о Господе Царствие Божие еще здесь, на земле.

Неделя 4-я Великого поста. «Лествица»

Есть несколько версий о причинах появления праздника. С одной стороны, благодаря заступничеству Богородицы, по преданию, удалось избавить Константинополь от нашествия арабов и персов в VII веке. Также празднование связано с Благовещением Пресвятой Богородицы до того, как датой празднования назначили 7 апреля, его совершали в пятую субботу Великого поста. Преподобной Марии Египетской VI век - 21 апреля. В конце Великого поста мы вспоминаем святую, которая прошла долгий путь покаяния. Преподобная Мария родилась в Александрии в середине V века. В двенадцать лет она ушла из дома, влекомая порочной жизнью. Долго Мария жила в грехе: «Семнадцать лет, и даже больше, я совершала блуд со всеми, не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого я не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть». Но внезапно Господь обратил ее к покаянию. Это случилось, когда Мария случайно попала в Иерусалим и оказалась у храма Воскресения Христова. Все люди свободно входили в храм, а Марию останавливала невидимая сила.

Так она поняла, что Господь не допускает ее войти в святое место. Марию охватили страх и раскаяние. После этого она зашла внутрь. Молитва у Гроба Господня изменила грешницу: Мария оставила свою прошлую жизнь и ушла в Иорданскую пустыню. Там она провела почти пятьдесят лет в одиночестве, молясь и постясь. В пустыне ее встретил старец Зосима из Иорданского монастыря. Он беседовал с преподобной и был поражен ее праведностью. Также он видел, как во время молитвы она приподнималась над землей и переходила Иордан по воде как по суше. Год спустя старец причастил святую, а еще через год - нашел в пустыне ее тело и похоронил. По преданию, могилу ему помог выкопать лев.

Святой Серафим Саровский говорил, что разница между погибающим грешником и грешником, который находит путь к спасению, - в решимости. Примером такой решимости служит Мария Египетская. Житие Марии Египетской читается за богослужением на пятой неделе Великого поста, в среду вечером, когда в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской Мариино стояние. В 2024 году - 17 апреля. Лазарева суббота - 27 апреля. В этот день мы вспоминаем невероятное чудо - воскрешение Христом праведного Лазаря, который четыре дня был мертв. Святой праведный Лазарь жил в Вифании и был братом Марфы и Марии. Христос часто посещал их. Незадолго до праздника Пасхи Лазарь заболел, и сестры сообщили об этом Христу. Но Иисус ответил: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией».

Когда Спаситель пришел в Вифанию. Марфа встретила Его словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю: чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе», на что Христос ответил: «Воскреснет брат твой». Вскоре пришла Мария и другие родственники. Видя, как они скорбят, Христос заплакал. Собравшиеся подошли к пещере, где был погребен Лазарь, и Христос велел отвалить закрывающий ее камень. Марфа напомнила, что Лазаря погребли уже четыре дня назад, и он смердит.

Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных.

Ибо кто в малом неверен, тот и во многом будет неверен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. Когда хвалители, или лучше — льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают. Рукописная книга «Лествица» Первый славянский перевод «Лествицы», вероятно, был сделан в Болгарии в X веке, выписки из этого перевода вместе с выписками из Скитского и Египетского патериков вошли в состав сборника, к которому восходит Изборник 1076 г. Из славянских переводов «Лествицы», имевших хождение на Руси, наиболее известен список, выполненный в 1387 г. В целом они строятся по одному плану: после Жития Иоанна Лествичника, написанного Даниилом Раифским, и предварительных посланий предлагается предисловие, иногда дается рисунок красочной лествицы, основной текст, после которого помещалось «известие о святых отцах, именовавшихся Иоанном», и ряд дополнительных материалов. Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала. В 1647 г.

Это издание было выполнено по рукописи соловецкого инока Сергия Шелонина , принимавшего участие в работе Печатного двора. Книга «Лествица», рукопись с миниатюрами. Сочинение известно также под названием «Лествица рая». Написано в конце VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря: «Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян». Представляет собой руководство к совершенствованию. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы Быт. Сочинение относится к разряду аскетической литературы. Текст адресован игумену Иоанну Раифскому. Слово посвящено роли духовного отца в жизни монаха.

Игумен Раифского монастыря просит Иоанна Лествичника прислать «драгоценный выпуск» для назидания своих учеников; в ответ Иоанн Лествичник обещает прислать свой труд, опасаясь «смерти из-за непослушания». Тропарь, кондак и канон преподобному Иоанну Лествичнику Тропарь, глас 8 Слезами твоих источник, пустыни безплодное напоил еси, и еже из глубины воздуханми, во сто труды уплодоносил еси. И бысть светильник вселенней, сияя чудесы Иоанне отче наш. Моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Яко Божественную лествицу обретше, Иоанне преподобне, твоя Божественная писания, ими же на Небо возводими бываем: и добродетелем бо был еси воображение. Моли Христа Бога да спасет душа наша. Кондак, глас 4 На высоте Господь воздержания, воистину тя постави, яко же звезду нелестную просвещающа концы, наставниче Иоанне отче наш. Иконы Иконописные изображения, связанные с преподобным Иоанном Лествичником, разделяют на две группы: единоличные образы святого и изображения на тему «Лествицы». Преподобный Иоанн изображается худощавым, у него аскетическое лицо, высокий лоб, иногда с обозначением глубоких складок-морщин и небольшими залысинами.

Преподобный Иоанн, великомученик Георгий и святитель Власий. Новгород, вторая пол. XIII века. Кипр, монастырь Неофита. Преподобный Иоанн Лествичник изображается в монашеском одеянии, которое состоит из хитона, мантии, схимы. В руках Иоанн Лествичник обычно держит крест, свиток или книгу, как автор «Лествицы». Преподобный Иоанн Лествичник. Монастырь св. Иконописный подлинник.

Подлинник иконописный. Иконография преподобного Иоанна сложилась достаточно рано, но по сохранившимся памятникам прослеживается не ранее X века. В мозаичных и фресковых декорациях храмов образ Иоанна Лествичника нередко помещался среди прославленных преподобных и аскетов. Икона таблетка. Конец XV в. На иконе «Святые Иоанн Лествичник и Савва Стратилат, предстоящие Спасу» из сольвычегодского Благовещенского собора Иоанн Лествичник изображен с короткими волосами, удлиненной, слегка раздвоенной бородой; с раскрытым свитком в руке текст на свитке: «Восходите, восходите, услышите, братия…» представляет собой фрагмент из Слова 30 «Лествицы». Иоанн Лествичник и Савва Стратилат, предстоящие Спасу. Из Сольвычегодского Благовещенского собора. Сольвычегодск, СИХМ.

Начало XVII в. Наиболее распространенным типом иллюстрации являлась композиция с ведущей к небу лествицей и восходящими по ней монахами, многие из которых низвергались, соблазняемые бесами; традиционно на этой миниатюре изображали Иоанна Лествичника — внизу у лествицы либо на одной из верхних ступеней. Икона Видение преподобного Иоанна Лествичника. XII в. На иконе представлена ведущая в небеса лестница из 30 ступеней, по которой устремляются ввысь монахи, но многие из них, улавливаемые бесами, не достигнув цели, падают вниз.

Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника Дата публикации 13 апр 2024 Нынешнее воскресение посвящается памяти святого Иоанна Лествичника. Он самой жизнью своей указывает нам духовную лествицу, по которой должно восходить. Послушничество — исполнение заповедей, которыми определяется образ жизни каждого из вас как сына Церкви, семьянина и гражданина. Безмолвие — это устранение всякого мысленного развлечения и собирание себя внутрь сердца, чтобы всегда пребывать перед лицом единого всевидящего Бога. Феофан Затворник Преподобный Иоанн Лествичник, игумен святой Синайской горы, родился около 570 года в Константинополе, в семье знатного вельможи. В шестнадцатилетнем возрасте он приехал в Египет, в монастырь на Синайской горе, и, никому не открывая своего происхождения, вверил себя искуснейшему учителю, старцу Мартирию. Однажды авва Мартирий, взяв с собою святого Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги авве Иоанну и облобызал его руку. Авве же Мартирию ног не умывал. Потом, когда его ученик Стефан спросил, почему он так поступил, авва Иоанн Савваит отвечал: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену».

К принятию Святых Христовых Таин благоговейно приступила большая часть молившихся в храме прихожан. По заамвонной молитве при пении воскресного и храмового тропарей Владыка вместе с духовенством вышел к чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, перед которой вознес молитву об умилостивлении. При выходе из храма Владыка поблагодарил духовенство, хор и прихожан за совместное участие в воскресной Евхаристии и преподал верующим архипастырское благословение.

О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста

«Божественную лествицу, обретохом»: Лавра молитвенно почтила память преподобного Иоанна Лествичника Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя “Лествицы”.
Неделя 4-я Великого поста 2024. Преподобного Иоанна Лествичника В ряде рукописей имеется разбивка на зачала, т.к. по уставу полагалось читать «Лествицу» за богослужением в период Великого поста.
Неделя 4-я Великого поста. «Лествица» Четвертая неделя великого поста посвящается памяти преподобного Иоанна Лествичника, составителя книги «Лествица».
Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника О чем мы молимся Великим постом словами преподобного Ефрема Сирина, о стяжании какого духа, каких добродетелей?

Лествица и книги о ней

  • Богослужение
  • Спасо-Преображенский монастырь - Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника
  • Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника
  • Духовный Эверест, или «Лествица» преподобного Иоанна
  • “ЛЕСТВИЦА”: КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?

26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (2023г)

Вот почему «Лествица» и воспоминается нам среди поста, чтоб, если кто, уразумев уроки ее, найдет, что он блуждает еще вне ее, имел время прийти в себя и покаяться. Четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя «Лествицы». Митрополит эстонии призвал к сугубой молитве и посту. Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста совершается поминовение всех от века усопших православных христиан. “Лествица” — учебник для монашествующих; почему же память св. Иоанна полагается в Великий пост для всех вообще христиан? Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем.

Лествица Великого Поста

Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя “Лествицы”. В первое воскресенье Великого поста называется Торжество Православия в честь события, которое произошло в 843 году в Константинополе. В воскресенье четвертой недели Великого поста пекут лесенки (лесеньки, лестницы, лествицы) – особое постное печенье.

Лествица Великого Поста

Неделя четвертая. Иоанн Лествичник 14 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, совершается память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского.
«Лествица» Иоанна Синайского. Духовное руководство на все времена Поэтому святая Церковь благословила читать поучения из «Лествицы» в дни Великого поста.
О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста. Сщмч. Серафим (Чичагов). Пятая седмица Великого поста характерна тем, что в четверг на утрене прочитывается весь Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также житие прп.
Пятая Седмица и четвертая неделя Великого поста 2024 Структура Великого поста построена так, что каждая неделя поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность.

Четвертая неделя Великого Поста. Память святого Иоанна Лествичника

И далее: «Любомудрствовать о Боге можно не всем: потому что способны к нему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили и, по крайней мере, очищают душу и тело. Для нечистого не может быть небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу» там же. Будем лучше избегать их наглости и не станем подражать их высокоумию, чтобы не иметь одного с ними конца» там же сл. Это относится и к нашему времени так как мы думаем, что можем высокоумствовать как Дафан и Авирон. Мы получаем от Господа радость молитвы. Все мы когда-нибудь молились, а, может, некоторые из нас и сейчас еще молятся в радости и слезах. Многие из нас знают и радость любви, радость несения креста, радость жизни в Боге. А дальше многие из нас пошли путем легким — путем разглагольствования о Боге, забыв, что страсти наши еще не умерщвлены, что та радость была дана Господом как милость, и решив, что все это принадлежит нам. А знает Бога только тот, кто очищает свою душу, ибо подобное познается подобным. Сегодня мы собрались творить память Иоанна Лествичника в связи с Великим постом, в связи с тем путем, которым идем уже несколько недель.

Церковь говорит, что есть только один путь, путь борьбы со страстьми и похотьми, и он идет не от любви. О любви Иоанн Лестничник говорит в тридцатой главе, а мы болтаем о любви — Любовь же есть Бог, а Бога мы не знаем. Возвратимся же к тому пути, к которому зовет нас Иоанн Лествичник , которым шли великие подвижники опытно и который оставили они нам в своих творениях. Отошли мы от них, мы, нынешние русские люди, заболтались о Боге. Может быть теперь, когда иные из нас чувствуют, что так дальше нельзя, может быть теперь, когда творим память Иоанна Лествичника , десятки лет очищавшего свою душу, оценим оставленный им его опыт. Не для разглагольствования дана нам «Лествица», но для того, чтобы идти, чтобы восходить по ней. Давайте же помнить, чем заканчивает преподобный Иоанн свою Лестницу: «Восходите, братие, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем и внимая пророку, который говорит: «Приидите, взыдем на гору Господню, и в дом Бога нашего» Ис. Совершающего «нозе наши, яко елени и на высоких поставляющего» Пс.

Я в принципе не вспомню экранизаций духовной литературы. Серии проекта будут выходить каждый будний день Великого поста. Ведущими стали Борис Корчевников и протоиерей Игорь Фомин. Преподобный Иоанн Лествичник до 579 - ок.

Есть мнение, что установление празднования памяти святого именно в воскресенье связано с тем, что его хотели почтить совершением полной Божественной литургии, что было бы невозможно, если бы день его памяти 30 марта выпадал на будний день Великого поста. Это значит, что из всех святых, память которых совершается в великопостный период, особо выделен был именно он. Он был не просто выдающийся аскет. Он был сдержан даже в своем аскетизме. Он не накладывал на себя никаких лишних постов, смиренно подчиняясь уставу — он вкушал все, что было разрешено, но умеренно. Он не отказывался от сна вовсе а такие примеры в истории Церкви есть — преподобный Силуан Афонский , например, никогда не ложился, лишь дремал сидя , но спал ровно столько, чтобы сохранять работоспособность и трезвость ума. Это то, к чему все мы призваны — к непрестанной молитве и безмерной любви к Богу. Для того нам и дан устав Великого поста: чтобы ради Него мы учились молиться, смиряли себя не столько даже ограничениями в пище нельзя сказать, что постная пища невкусна или малопитательна — было бы желание, любая хозяйка может приготовить замечательную постную трапезу , сколько подчинением себя данным Церковью правилам. Практическая польза от уставных богослужений и рациона питания — это тема для отдельного обсуждения, здесь не вполне уместного. Лестница приоритетов Вероятно, именно трезвомыслие и рассудительность помогли преподобному Иоанну написать «Лествицу» — один из величайших аскетических трудов в истории Церкви. Намеренно избегаю словосочетания «памятник святоотеческой письменности». И, между прочим, это единственный не библейский и не богослужебный текст, чтение которого предусмотрено в богослужении. То есть эта книга, как минимум, может быть полезна всем верующим, а не только монахам, для которых она и писалась. Не теряет она актуальности и сегодня, хотя последний перевод ее был осуществлен во второй половине XIX века. Современному читателю этот язык может показаться тяжеловесным, но обратиться к тексту стоит! Как известно, «Лествица» представляет собой последовательное изложение тридцати ступеней восхождения к Богу посредством устранения страстей и достижения добродетелей.

По величию переживаемых в эти дни событий каждый день Страстной седмицы именуется Великим. И день за днем мы следуем за Господом: в Гефсиманию, на Голгофу, в жизнь вечную. В первые дни Страстной седмицы все христиане стараются исповедать свои согрешения и подготовиться ко Святому Причастию в Великий Четверток. Великий Понедельник. В этот день мы вспоминаем, как Господь иссушил бесплодную смоковницу. Это чудо — символ уничтожения Спасителем первородного греха, носителями последствий которого после грехопадения прародителей Адама и Евы являются все люди. Великий Вторник. Евангельские чтения напоминают нам слова Спасителя, обличающего книжников и фарисеев, и приводят рассказанные Им притчи о талантах, о десяти девах, о Страшном Суде. Еще одна возможность задуматься и пересмотреть свою жизнь: как мы поступаем с врученными нам Господом талантами, полна ли наша душа елеем молитв и добродетелей, внимательны ли мы к своим ближним. Великая Среда. Этот день мы вспоминаем, постясь по средам, в течение всего года. Память великого падения, когда один из близких учеников Господа Иуда Искариот предает Спасителя, сам выбирая участь «сына погибели», «благодать отлагает и смрадом одевается». Но и память великой милости Божией, по которой блудница, омывшая ноги Иисуса Христа слезами покаяния, «целомудренна явися». После литургии прекращаются земные поклоны и любые коленопреклонения в храме кроме поклонов у Святой Плащаницы. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Все православные христиане в этот день стараются приобщиться Святых Христовых Таин. На вечернем богослужении единственный раз в году читаются двенадцать Страстных Евангелий о взятии Спасителя под стражу, неправедном суде над Ним, Его пути на Голгофу и Распятии. Во время чтения Евангелий все держат возженные свечи как знак духовного бодрствования, и после службы уносят горящие свечи домой. Великий Пяток. Литургии в этот скорбный день нет, утром совершается Последование часов Великого Пятка, затем во второй половине дня — вынос Святой Плащаницы, пение «Плача Пресвятой Богородицы». Снятие Господа со Креста и положение Его всесвятого Тела во гроб. Великая Суббота. Святая Церковь вспоминает погребение Спасителя и пребывание Его во гробе телом, сошествия во ад душою и сокрушения царства зла, освобождение душ праведных. Торжественная процессия верующих с зажженными свечами, медленно следуя за священниками, несущими Евангелие и Плащаницу, обходит вокруг храма: «Святый Боже…» Мир затаился в ожидании грядущего Воскресения. О нем читались в храме древние пророчества. Перед чтением Евангелия священнослужители переоблачались в светлые ризы.

“ЛЕСТВИЦА”: КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?

По заамвонной молитве при пении воскресного и храмового тропарей Владыка вместе с духовенством вышел к чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, перед которой вознес молитву об умилостивлении. При выходе из храма Владыка поблагодарил духовенство, хор и прихожан за совместное участие в воскресной Евхаристии и преподал верующим архипастырское благословение.

У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего жара прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн находился в это время в келии и отдыхал. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Меня едва не раздавил большой обломок камня, под которым я в полдень уснул. Примечателен следующий пример смирения преподобного. В возрасте семидесяти пяти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители.

И она ответила Богу взаимной любовью. Так, как до нее никто на земле не смог этого сделать! И что самое главное, даже для такого глобального события, как Спасение человеческого рода, которое навсегда изменило ход истории, необходимо согласие человека! Сегодня торжественно вспоминая это евангельское событие - Благовещение Пресвятой Деве Марии - не будем сторонними наблюдателями великого Чуда Божия, а хотя бы попробуем ответить Богу на Его Любовь взаимностью и принять Его Святую Волю о нашем спасении! Церковь в это время вспоминает последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. И самым ярким воспоминанием является церковная традиция чтения двенадцати отрывков Священного Писания Нового Завета, так называемых «Страстных Евангелий». Читая о событиях последних дней земной жизни Спасителя, мы подходим к незримой разделительной черте, где с одной стороны мы, а за чертой Господь, и Он совсем один! Его одиночество и в Гефсиманском саду во время молитвы, и в предательстве учеником, и в неправедном суде, и в страданиях на кресте! Его одиночество сейчас нам кажется настолько очевидным и ужасающим, что каждый из нас готов поддержать Спасителя!

Но разве не то же самое обещал ему Петр, когда клялся быть с Ним, даже под страхом смерти? И где он сейчас? Отказался… А мы не бежим? Не отказываемся своими грехами от Божественной Любви? Разве наши поступки не являются причиной этого ужасающего одиночества Спасителя? Но Петр победил страх любовью, и из испуганного ученика стал великим первоверховным апостолом церкви Христовой! Нам необходимо решить для себя оставаться рабами страха и греха или стать детьми Божией Любви!

В свое время Моисей, заручившись благословением старцев, упросил Иоанна взять его к себе в послушание и в ученики. Однажды, занимаясь по поручению учителя удобрением почвы для огорода, Моисей, обессилев от жаркого зноя, крепко заснул. В это время дремал и Иоанн.

В тонком сне он увидел Благолепного Мужа, Который упрекнул его, что пока он дремлет, Моисей, находится в беде. Иоанн тотчас вскочил и начал молиться. Вечером, возвратившись с работы, Моисей рассказал ему, что когда он заснул, его едва не раздавил огромный камень, но он Моисей успел отскочить в тот момент, когда ему, вдруг, представилось, что Иоанн его зовет. Некоторые недоброжелатели, подстрекаемые завистью, называли святого Иоанна излишне говорливым. Тогда он уклонился в совершенное безмолвие. Порицатели же его, увидев, что заградили источник приснотекущей пользы, превратились в просителей и умоляли его оставить безмолвие. Чуждый прекословия, преподобный Иоанн опять начал наставлять братию правилам иноческой жизни. В неослабных подвигах поста и молитвы, в богомыслии и созерцании провел в пустыне преподобный Иоанн сорок лет.

Неделя четвертая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.

В четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова празднует память преподобного Иоанна Лествичника, автора известной во всем христианском мире книги «Лествица». Великий пост дан нам для того, чтобы успеть хоть немного продвинуться по ступеням в Царство Небесное. Вторая Неделя Великого поста – память святителя Григория Паламы, чье учение о Божественном Свете, преображающем души истинно кающихся, вспоминается как еще одно обетование стяжать подвизающимся о Господе Царствие Божие еще здесь, на земле.

Первая седмица Великого поста

  • 26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (2023г)
  • О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста. Сщмч. Серафим (Чичагов).
  • Правила комментирования
  • Новости по теме

«Божественную лествицу, обретохом»: Лавра молитвенно почтила память преподобного Иоанна Лествичника

Авва Стратегий предсказал, что Иоанн будет некогда великим духовным светочем. Слова великих старцев сбылись. В 35 лет преподобный Иоанн удалился отшельником в пустыню у подножия горы Синай. Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. В семидесятипятилетнем возрасте он был избран игуменом Синайской обители.

А конец ее утвержден во Святая Святых. Ступени же этой духовной лестницы, возводящей на небо, сооружены по-разному, соответственно своему происхождению. И, постоянно ступая по этой духовной лестнице, пусть каждый из нас надежно следит за своей ногой, на какой из ступеней стоит, — и не поскальзывается, восходя по ней. И поднимается по этой лестнице и делом, и мыслью.

А, достигнув вершины ее, станет на ней каждый, кто любит Бога. Толкование Жить по заповедям и совершать добрые дела — все равно что подниматься по лестнице. Поэтому и называются духовной лестницей, возводящей на небо, заповеди Господни и отеческие добродетели. И мы, словно поднимающиеся по лестнице, ступенька за ступенькой восходим вверх. А если кто через две или через три начнет переступать, то поскользнется, упадет на землю и разобьется. То же относится и к заповедям и к добродетелям. Тому, кто начнет первые заповеди и добродетели обходить, последние не покорятся, но станут сопротивляться. Поэтому следует одну за другой усваивать, словно восходя по ступеням лестницы.

Действительность Еще назову эту лестницу путем спасительным, истинным и надежным, по которому многие идут. А следуют этим путем все, потому что приглашены в большой город. Но немногие достигают его, только избранные. Остальные же задерживаются, кто где. Те — едва начав этот путь, эти — дойдя до полпути и сбившись на другие тропинки. Одних, уже дошедших до великого города этим путем, застигает ночь у ворот, и они не успевают войти внутрь. Другие же, усердно идущие этим путем, распалив ноги сердца своего, тотчас, словно стремительный олень, и великого города засветло достигают, и внутрь радостно входят. А некоторые совсем, ни много ни мало, не хотят идти этой лестницей и трудным этим путем.

Толкование А сколько же званных и сколько избранных, идущих этим спасительным путем? Действительно, призывает Господь Бог во Святом Евангелии и в других святых книгах к спасению весь мир. Но мало находится избранных, услышавших призыв Его. Поэтому и называет их Сам Господь малым стадом. Словно утешая избранную паству Свою и рукою Своею, и словом Своим, избавляя от всякой нужды и оберегая. И говорит: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» Лк. Начало спасительного пути — твердая решимость и мужество жить по вере и заповедям Божиим в неослабном терпении всех находящих здесь скорбей.

Так, чтобы решиться безбоязненно следовать за Христом и не оборачиваться вспять, к прежним своим страстям и греховным навыкам и не уподобляться жене Лотовой, которая спаслась из горящего города, но погибла при этом на самой дороге, сделавшись соляным столпом. Ибо «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» Лк. Каждый прожитый день, в который преодолели мы в чем-то свою волю и сластолюбие ради того, чтобы сохранить и исполнить святую заповедь, — словно новая ступенька для подъема вверх. Как небо далеко отстоит от земли, так и душа человеческая в начале своего подвига далека еще от совершенства. Но постепенно трудолюбивый подвижник со многим тщанием и усердием, при постоянном самоотречении поднимается к нетленному миру, преодолевая такие скорби и препятствия, о которых может знать только тот, кто сам прошел этот путь. В «Лествице» преподобного Иоанна Синайского есть удивительный рассказ о подвиге одного отшельника, аввы Исидора, на примере которого точно можно видеть, как постепенно преобразуется внутренний мир человека, желающего отстать от греховного навыка и жить по Господнему Евангельскому слову. Об Исидоре Некоторый муж по имени Исидор, из князей города Александрии, удалился в сию обитель. Всепреподобный пастырь оный, приняв его, заметил, что он весьма коварен, суров, зол и горд.

Посему премудрейший сей отец покушается человеческим вымыслом преодолеть бесовское коварство и говорит Исидору: Если ты истинно решился взять на себя иго Христово, то хочу, чтобы ты прежде всего обучился послушанию. Исидор отвечал ему: Как железо кузнецу, передаю себя тебе, святейший отче, в повиновение. Тогда великий отец немедленно назначает обучительный подвиг сему железному Исидору и говорит: Хочу, чтобы ты, истинный брат, стоял у ворот обители и всякому входящему и исходящему человеку кланялся до земли, говоря: «помолись обо мне, отче, ибо я одержим злым духом». Исидор так послушался своего отца, как Ангел Господа. Когда же провел семь лет в этом подвиге и пришел в глубочайшее смирение и умиление, тогда приснопамятный отец, после семилетнего законного искуса и беспримерного Исидорова терпения, пожелал его, как достойнейшего, причислить к братии и сподобить рукоположения. Но он много умолял пастыря, чтобы ему позволили там же и тем же образом оканчивать подвиг, неясно намекая сими словами на то, что кончина его приближается и что Господь призывает его к себе, что и сбылось… Спросил я сего великого Исидора, когда он еще был в живых: какое во время пребывания его у ворот ум его имел делание? Достопамятный сей, желая оказать мне пользу, не скрыл от меня этого. Вначале, — говорил он, — я помышлял, что продал себя в рабство за грехи мои, и потому со всякой горестью, самонасилием и кровавым понуждением делал поклоны.

По прошествии же года сердце мое уже не ощущало скорби, ожидая от Самого Господа награды за терпение. Когда минул еще один год, я уже в чувстве сердца стал считать себя недостойным и пребывания в обители, и видения отцов, и зрения на лица их, и причащения Святых Таин, и, поникши очами долу, а мыслью еще ниже, уже искренне просил входящих и исходящих помолиться обо мне «Лествица», слово 4, 23—24. Смирение и безропотное терпение находящих скорбей — словно два поручня, крепко поддерживающие нас на пути восхождения к добродетелям. Как куколка незаметно для посторонних глаз превращается из неприглядной гусеницы в прекрасную бабочку, так и душа подвижника украшается и освещается в тайном делании аскетического самосовершенствования. Из житейских примеров мы видим, как потихоньку, год за годом, бывший первоклассник последовательно подходит к урокам высшей математики, которую никак не смог бы усвоить в начале обучения, даже если бы и имел для того неординарные способности. Духовную школу по справедливости называют «наукой наук», потому что она открывает человеку неведомый, лучший мир, и посредством молитвы делает его собеседником с Богом и святыми Божиими угодниками. Но тем более наука эта требует сугубого к себе внимания и долговременного обучения, поэтапно возводя человека к своему чудесному и сокровенному познанию.

И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, 50. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане.

И ныне прости вины рабов Бога отца твоего.

Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу — опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный… на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу… Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные… Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе?

Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом неверен, тот и во многом будет неверен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. Когда хвалители, или лучше — льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают. Рукописная книга «Лествица» Первый славянский перевод «Лествицы», вероятно, был сделан в Болгарии в X веке, выписки из этого перевода вместе с выписками из Скитского и Египетского патериков вошли в состав сборника, к которому восходит Изборник 1076 г. Из славянских переводов «Лествицы», имевших хождение на Руси, наиболее известен список, выполненный в 1387 г.

В целом они строятся по одному плану: после Жития Иоанна Лествичника, написанного Даниилом Раифским, и предварительных посланий предлагается предисловие, иногда дается рисунок красочной лествицы, основной текст, после которого помещалось «известие о святых отцах, именовавшихся Иоанном», и ряд дополнительных материалов. Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала. В 1647 г. Это издание было выполнено по рукописи соловецкого инока Сергия Шелонина , принимавшего участие в работе Печатного двора. Книга «Лествица», рукопись с миниатюрами. Сочинение известно также под названием «Лествица рая». Написано в конце VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря: «Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян».

Представляет собой руководство к совершенствованию. Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы Быт. Сочинение относится к разряду аскетической литературы. Текст адресован игумену Иоанну Раифскому. Слово посвящено роли духовного отца в жизни монаха. Игумен Раифского монастыря просит Иоанна Лествичника прислать «драгоценный выпуск» для назидания своих учеников; в ответ Иоанн Лествичник обещает прислать свой труд, опасаясь «смерти из-за непослушания». Тропарь, кондак и канон преподобному Иоанну Лествичнику Тропарь, глас 8 Слезами твоих источник, пустыни безплодное напоил еси, и еже из глубины воздуханми, во сто труды уплодоносил еси.

И бысть светильник вселенней, сияя чудесы Иоанне отче наш. Моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Яко Божественную лествицу обретше, Иоанне преподобне, твоя Божественная писания, ими же на Небо возводими бываем: и добродетелем бо был еси воображение. Моли Христа Бога да спасет душа наша. Кондак, глас 4 На высоте Господь воздержания, воистину тя постави, яко же звезду нелестную просвещающа концы, наставниче Иоанне отче наш. Иконы Иконописные изображения, связанные с преподобным Иоанном Лествичником, разделяют на две группы: единоличные образы святого и изображения на тему «Лествицы». Преподобный Иоанн изображается худощавым, у него аскетическое лицо, высокий лоб, иногда с обозначением глубоких складок-морщин и небольшими залысинами.

Преподобный Иоанн, великомученик Георгий и святитель Власий. Новгород, вторая пол. XIII века. Кипр, монастырь Неофита. Преподобный Иоанн Лествичник изображается в монашеском одеянии, которое состоит из хитона, мантии, схимы. В руках Иоанн Лествичник обычно держит крест, свиток или книгу, как автор «Лествицы». Преподобный Иоанн Лествичник.

Монастырь св. Иконописный подлинник. Подлинник иконописный. Иконография преподобного Иоанна сложилась достаточно рано, но по сохранившимся памятникам прослеживается не ранее X века. В мозаичных и фресковых декорациях храмов образ Иоанна Лествичника нередко помещался среди прославленных преподобных и аскетов. Икона таблетка. Конец XV в.

На иконе «Святые Иоанн Лествичник и Савва Стратилат, предстоящие Спасу» из сольвычегодского Благовещенского собора Иоанн Лествичник изображен с короткими волосами, удлиненной, слегка раздвоенной бородой; с раскрытым свитком в руке текст на свитке: «Восходите, восходите, услышите, братия…» представляет собой фрагмент из Слова 30 «Лествицы». Иоанн Лествичник и Савва Стратилат, предстоящие Спасу. Из Сольвычегодского Благовещенского собора.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий