Боевое применение авиационных крылатых ракет большой дальности Х-555 и Х-101 стало поворотной точкой в военной антитеррористической операции, как до этого было с применением аналогичных ракет морского базирования «Калибр».
Х-101 — русский «Томагавк», но только лучше
Авиационная крылатая высокоточная ракета Х-101 устанавливается на такие носители, как бомбардировщики Ту-160 и Ту-90МС и является первым боеприпасом такого класса, где используются исключительно российские комплектующие. Х-101 – это стратегическая крылатая ракета класса «воздух-земля». Стратегические крылатые ракеты Х-101 (Х-102) неоднократно применялись в ходе контртеррористической операции на территории Сирийской Арабской Республики (2015-2017 гг.), где, собственно, и состоялось их боевое крещение.
Ракета Х-101/Х-102. В России началось массовое производство средств РЭБ для сверхдальней ракеты
В России стартовало серийное производство средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для сверхдальней крылатой ракеты воздушного базирования Х-101/Х-102. Стратегические крылатые ракеты Х-101 (Х-102) неоднократно применялись в ходе контртеррористической операции на территории Сирийской Арабской Республики (2015-2017 гг.), где, собственно, и состоялось их боевое крещение. Стратегическая крылатая ракета Х-101. Ракеты Х-101 входят в класс стратегических вооружений и могут применяться с дальности до 5 тыс. километров. Контекст же вот какой: крылатая ракета Х-101 стала дальнейшим развитием концепции очень хорошей для своего (да и для нынешнего) времени ракеты Х-55. Уничтожение объектов ИГИЛ в Сирии крылатыми ракетами Х-101 с ракетоносцев Ту-95МС. Она является аналогом американской КР AGM-129, малозаметной крылатой ракета большой дальности, предназначенной для несения ядерной или обычной боеголовки.
Военный эксперт Васильев: российские ракеты стремительно «умнеют»
Впервые в реальных боевых условиях эти ракеты были применены в 2015 году [5]. История Предпроектные работы по разработке перспективного ракетного комплекса для вооружения межконтинентальных самолётов дальней авиации начались ещё в советский период, в 1980-е годы. В работах по этому проекту принимало участие большое количество различных авиационных предприятий [4]. В качестве головного разработчика проекта выбрали ОКБ имени А. Его задачей стала разработка носителя, а также координация работ по итоговым испытаниям [4] [2].
С ее помощью обычные бомбы превращаются в высокоточные. Аппаратура учитывает скорость и высоту полета бомбардировщика, силу и направление ветра, массу других параметров и выдает точку сброса, с которой бомба попадет точно в цель. Нечто подобное придумано и для стратегических ракетоносцев. Ракеты Х-101 и так высокоточные от природы и хорошо зарекомендовавшие себя в Сирии. Однако, с помощью дополнительного модуля в оборудовании самолета крылатые ракеты дальнего радиуса действия могут быть теперь перенацелены уже в воздухе. Боевую задачу для них можно ставить или изменять непосредственно перед запуском. По некоторым данным, перенацеливание Х-101 возможно и после того, как ракета отправилась в самостоятельный полет. Ракета успешно прошла боевое крещение и активно используется российскими летчиками в Сирии.
Уничтожены десятки целей — места базирования, лагеря подготовки боевиков и укрепленные командные пункты. Благодаря высокой эффективности оружия летчики в Сирии воюют по принципу «одна цель — одна бомба».
Это ложные цели для ракет-перехватчиков: Х-101 выбрасывает их на лету, и западные переносные комплексы поражают ловушки, а не саму ракету. Благодаря этому ракета имеет минимальное отклонение по целям. Также, по словам Мураховского, на подлёте к цели Х-101 включает головку самонаведения, принцип действия которой засекречен. Ядерный вариант, Х-102 имеет боевую часть мощностью 250 килотонн или 1 мегатонна. Ракета Х-101 в Сирии Х-101 впервые применили в бою 17 ноября 2015 года.
Удары по позициям террористов нанесли 32 ракетами при помощи стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. Конструкторы дорабатывали Х-101 с учётом её боевого применения в Сирии: прямо на месте проводили доводку изделий с учётом местного климата, корректировали полётные задания. Западные СМИ писали , что в атаке использовали Х-101.
Для повышения дальности пришлось увеличить запас топлива и удлинить для этого корпус, а также сделать его несущим, изменив обводы. Увеличение удлинения корпуса и крыла, которое получило стреловидность, дало свою прибавку скорости и дальности. Наконец, на новую ракету поставили усовершенствованный двухконтурный турбореактивный двигатель РД95ТМ-300.
Его установка, а также конструкция складывающегося оперения были подобны ракете Х-55, а вот узел складывания крыла переделали. Теперь оно не убиралось внутрь корпуса, а складывалось поворотом консолей под него. Изменение формы планера, расширение применения композитов и специальных покрытий позволило существенно уменьшить эффективную площадь рассеивания и еще более затруднить обнаружение ракеты локатором, особенно, на предельно малых высотах — такой режим атаки цели остался основным. Х-101 имеет изменяемый профиль полета высоты от 30-70 м до 6000 м. Ракета оснащена автономной корреляционной системой «Спрут» с оптико-электронной системой коррекции траектории полёта, интегрированным приемником системы ГЛОНАСС, а также телевизионной системой наведения на конечном участке полета.
Х-101 — русский «Томагавк», но только лучше
Березняка» в рамках программы Х-СД. По дальности полёта Х-50 уступает вышеуказанным ракетам, но имеющихся 1500 км вполне достаточно для поражения большинства наземных целей без входа в зону противовоздушной обороны противника. Кроме того, ракета оснащена станцией постановки активных помех и может лететь по маловысотному профилю, что в сочетании с радиолокационной малозаметностью очень усложняет перехват Х-50 силами ПВО противника. Ракета Х-55 Установка ракет Х-50 на дальний бомбардировщик Ту-22М3М заметно повышает его возможности — ранее самолёт использовал устаревшие противокорабельные ракеты Х-22 имеют слабую помехозащищённость и свободнопадающие бомбы. Теперь эта машина сможет решать намного более широкие задачи. Ко всему прочему, уменьшенные габариты Х-50 дают возможность нести их во внутреннем отсеке бомбардировщика, в пусковой установке револьверного типа — это позволит не увеличивать сопротивление при полёте машины, а значит, и не так сильно уменьшать дальность и скорость полёта самолёта, как это было бы при подвеске ракет на внешние узлы Это очень важно, учитывая тот факт, что, согласно договорённости с США, на Ту-22М3 не установлены системы дозаправки в воздухе Ту-22М3 Mil. Помимо Х-50, в британской статье также упоминаются работы по разработке гиперзвуковой крылатой ракеты авиационного базирования «Гиперзвуковая управляемая ракета» ГЗУР. Судя по всему, ракета будет противокорабельной ПКР , что позволяет предполагать наличие некой унификации с ПКР «Циркон», которые в будущем планируется размещать на российских кораблях.
Более того, к 2020 году планируется производить около 50 единиц ГЗУР в год. Подробнее: Как будут вооружаться Вооружённые силы России в следующие десять лет? Конечно, разработка ГЗУР может и затянуться в связи со сложностью задачи, а вот Х-50 наверняка будет принята на вооружение совсем скоро, так как с её созданием серьёзных проблем возникнуть не должно — российская промышленность в последние годы активно производит изделия подобного класса. Принцип действия и конструкция ракеты Крылатая ракета калибр: фото, характеристики, видео При разработке Х-101 конструкторы МКБ «Радуга» широко использовали опыт, полученный при проектировании Х-55. В то же время нельзя сказать, что эти две ракеты являются похожими друг на друга. Для снижения радиолокационной заметности Х-101 её корпусу придали довольно необычную форму, что привело к уменьшению эффективной поверхности рассеивания ЭПР. Из-за этой особенности прежний способ выдвижения крыльев при запуске из специальных внутренних ниш корпуса стал неприменимым — несущие плоскости новой ракеты исходно размещаются под корпусом и раскладываются после старта.
Оперение Х-101, находящееся в хвостовой части также сделано складным. Тяга силовой установки, как утверждают некоторые источники, составляет 360 кгс по другим данным, до 450 кгс. Двигателем ракеты, возможно, является турбореактивный двухконтурный РД-95ТМ-300. Его габариты достаточно малы для того, чтобы «вписать» его в сравнительно небольшой корпус. В «транспортном» положении двигатель спрятан в специальной нише, из которой он выдвигается после старта.
Бомбардировщик Ту-95 с ракетами на подвесах. Фото: informing. Российская крылатая ракета X-101 была разработана в стенах Конструкторского бюро «Радуга». Корпеть над ракетой инженеры-конструкторы начали в 1995 году.
Закончилась разработка Х-101 в 2013. Главное достоинство 101-ой заключается в том, что производится она с использованием исключительно российских комплектующих. Это отличает новинку от крылатых ракет предыдущих поколений, разработанных и произведенных еще в СССР. По понятным причинам, ряд производство задействованных в создании старых ракет оказался за пределами Российской Федерации после 1991 года. Серьезная ракета. Фото: naukatehnika. Ракета Х-101 имеет длину в 7.
Для снижения радиолокационной заметности Х-101 её корпусу придали довольно необычную форму, что привело к уменьшению эффективной поверхности рассеивания ЭПР. Из-за этой особенности прежний способ выдвижения крыльев при запуске из специальных внутренних ниш корпуса стал неприменимым — несущие плоскости новой ракеты исходно размещаются под корпусом и раскладываются после старта. Оперение Х-101, находящееся в хвостовой части также сделано складным. Тяга силовой установки, как утверждают некоторые источники, составляет 360 кгс по другим данным, до 450 кгс. Двигателем ракеты, возможно, является турбореактивный двухконтурный РД-95ТМ-300. Его габариты достаточно малы для того, чтобы «вписать» его в сравнительно небольшой корпус. В «транспортном» положении двигатель спрятан в специальной нише, из которой он выдвигается после старта. Аналогичная схема была применена и на Х-55. Навигация в ходе полета обеспечивается инерциальной системой, которая использует заранее подготовленные цифровые карты местности, что дает возможность следовать по заданному маршруту с максимальной точностью. Кроме того, ракета оснащена модулем связи с системой спутниковой навигации «Глонасс». Коррекция по высоте выполняется с использованием оптико-электронного лазерного дальномера. Наведение на цель на завершающем этапе выполняется головкой самонаведения. По разным данным, она может быть как радиолокационной, так и телевизионной с оптико-электронным модулем распознавания. Режим полета задается обычно еще на аэродроме допускается также перенацеливание уже после запуска — в ходе следования к цели текущая высота 101 может изменяться от 30 до 6000 метров. Конструкция Двигатель расположен внутри ракеты. Ракета выполнена на новой технологической основе, имеет исключительно российские комплектующие. Использует комбинированную систему наведения: инерциальная система с оптико-электронной коррекцией; на конечном участке используется головка самонаведения. Может получать комплексную информацию и по маршруту, и по координатам цели.
ВС РФ модернизировали свою крылатую ракету воздушного базирования Х-101, оснастив ее двойными боеголовками, тем самым удвоив уровень потенциальной угрозы. Эта корректировка фактически удваивает уровень потенциальной угрозы. Предполагается, что такое усовершенствование было достигнуто за счет уменьшения размеров топливного бака. Несмотря на то, что это изменение сократило дальность полета ракеты с 5500 до примерно 2250 километров, оно создало место для дополнительной боеголовки, не ставя под угрозу боевую эффективность ракеты.
Как уникальные особенности ракет «Калибр-М» и Х-101 прорывают украинскую ПВО
Стратегическая крылатая ракета Х-101 по своим характеристикам, вне всякого сомнения, не имеет аналогов в мире. Крылатые ракеты Х-101 и Х-102 Предположительно прототипы или макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный) г. Контекст же вот какой: крылатая ракета Х-101 стала дальнейшим развитием концепции очень хорошей для своего (да и для нынешнего) времени ракеты Х-55.
«наш ответ «томагавкам»: на что способна российская сверхдальняя крылатая ракета х-101/х-102
Авиационная крылатая высокоточная ракета Х-101 устанавливается на такие носители, как бомбардировщики Ту-160 и Ту-90МС и является первым боеприпасом такого класса, где используются исключительно российские комплектующие. Х-101 (Х-102 в исполнении с термоядерной боеголовкой), — стратегическая крылатая ракета «воздух-земля» с использованием технологий снижения радиолокационной заметности. Стратегическая дозвуковая крылатая ракета Х-101 разработана входящим в КБ «Радуга» (входит в «Тактическое ракетное вооружение»). ↑ 1 2 Крылатая ракета Х-101 показала высокие характеристики на испытаниях в Сирии (неопр.). Х-101. Х-102 Основные характеристики Тип: стратегическая крылатая управляемая ракета «воздух-поверхность»[1] Наведение: Инерциальное с оптоэлектронной коррекцией + телевизионная ГСН[1] Разработчик: МКБ Радуга[1] Состояние: Серийное.
Сверхдальняя гиперзвуковая крылатая ракета ВВС даёт преимущества России перед США
По результатам испытаний ракета имеет круговое вероятное отклонение КВО 7 м на дальности 5500 км. Ракета способна уничтожать подвижные цели с точностью попадания до 10 м. Принцип действия и конструкция ракеты При разработке Х-101 конструкторы МКБ «Радуга» широко использовали опыт, полученный при проектировании Х-55. В то же время нельзя сказать, что эти две ракеты являются похожими друг на друга.
Для снижения радиолокационной заметности Х-101 её корпусу придали довольно необычную форму, что привело к уменьшению эффективной поверхности рассеивания ЭПР. Из-за этой особенности прежний способ выдвижения крыльев при запуске из специальных внутренних ниш корпуса стал неприменимым — несущие плоскости новой ракеты исходно размещаются под корпусом и раскладываются после старта. Оперение Х-101, находящееся в хвостовой части также сделано складным.
Тяга силовой установки, как утверждают некоторые источники, составляет 360 кгс по другим данным, до 450 кгс. Двигателем ракеты, возможно, является турбореактивный двухконтурный РД-95ТМ-300. Его габариты достаточно малы для того, чтобы «вписать» его в сравнительно небольшой корпус.
В «транспортном» положении двигатель спрятан в специальной нише, из которой он выдвигается после старта. Аналогичная схема была применена и на Х-55. Навигация в ходе полета обеспечивается инерциальной системой, которая использует заранее подготовленные цифровые карты местности, что дает возможность следовать по заданному маршруту с максимальной точностью.
Кроме того, ракета оснащена модулем связи с системой спутниковой навигации «Глонасс». Коррекция по высоте выполняется с использованием оптико-электронного лазерного дальномера. Наведение на цель на завершающем этапе выполняется головкой самонаведения.
По разным данным, она может быть как радиолокационной, так и телевизионной с оптико-электронным модулем распознавания. Режим полета задается обычно еще на аэродроме допускается также перенацеливание уже после запуска — в ходе следования к цели текущая высота 101 может изменяться от 30 до 6000 метров. Ru — отечественная военная техника после 1945 г.
Дата обращения 10 сентября 2021. Это первое официальное свидетельство применения «медведями» так самолеты прозвали в НАТО новых крылатых ракет Х-101. До этого данное оружие использовали лишь стратегические ракетоносцы Ту-160.
Ту-95МС может нести восемь Х-101 на пилонах под крыльями. Для этого пришлось переработать пилоны, доработать бортовое радиоэлектронное оборудования, чтобы самолет мог выдавать на ракеты полетное задание и осуществлять другие действия, связанные с боевым применением новых крылатых ракет. Дата обращения 19 ноября 2015.
Первый канал. Дата обращения 21 ноября 2015. Дата обращения 17 февраля 2021.
Уничтожены десятки целей — места базирования, лагеря подготовки боевиков и укрепленные командные пункты. Благодаря высокой эффективности оружия летчики в Сирии воюют по принципу «одна цель — одна бомба». По информации Минобороны, точность Х-101, отслеживаемая средствами объективного контроля, полностью соответствует заявленной разработчиком. Удар вне зоны видимости Безусловно, сильная сторона ракеты — высокая точность. По оценкам военных экспертов, отклонение от цели составляет всего лишь десять метров. Этого достигли за счет продвинутой инерциальной системы наведения и оптической или радиолокационной головки самонаведения. Х-101 запускается примерно в шести километрах от земли, летит на высотах от нескольких десятков до нескольких тысяч метров, маневрируя и огибая рельеф местности. Как уже отмечалось, аппаратура самолетов-носителей теперь позволяет перенацеливать ракету даже после пуска. Еще одна особенность Х-101 — малозаметность для средств радиоэлектронной борьбы противника. Она обеспечивается специальной аэродинамической формой и выполненным с применением радиопоглощающих материалов корпусом.
По мнению специалистов, эффективная площадь рассеивания примерно такая же, как и у самолетов-невидимок. Крылатые ракеты Х-101 и Х-102 Основным вооружением российских стратегических бомбардировщиков в настоящее время являются крылатые ракеты семейства Х-55. Боеприпас, появившийся в начале восьмидесятых годов, имел высокие характеристики, но этот факт не остановил развитие ракетного направления. Сразу после принятия на вооружение ракеты Х-55 МКБ «Радуга» занялось новым проектом, но из-за тяжелой экономической и политической обстановки в стране в конце восьмидесятых и начале девяностых активные работы начались лишь через 10-12 лет после завершения разработки предыдущей ракеты. В настоящее время работы по созданию новой крылатой ракеты для стратегической авиации подходят к концу. Стоит отметить, в некоторых источниках упоминаются и другие даты начала проекта, от первой половины восьмидесятых до середины девяностых. Предполагалось, что обе ракеты будут максимально унифицированы, а все различия коснутся лишь боевой части. Х-101 должна была нести осколочно-фугасную головную часть, Х-102 — ядерную. Тем не менее, и при сложившемся дефиците данных можно составить правдоподобную картину.
Об этом заявил гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. В интервью «Военно-промышленному курьеру», опубликованному накануне, 17 сентября, Обносов ответил на вопрос, чем ответит Россия на испытания США новой ракеты с дальностью до тысячи километров. Отметив, что ответ будет зависеть от решения высшего военно-политического руководства России, Обносов выразил мнение, что «нельзя бросаться в крайности, в очередную гонку вооружений, о чем говорит президент страны» Владимир Путин. Гендиректор корпорации подчеркнул, что Российская Федерация пунктуальна в выполнении всех обязательств. EADaily добавляет, ранее глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов в контексте успешного боевого применения по террористам ракет Х-101, акцентировал внимание на том, что основным параметром при разработке авиационных средств поражения остается соотношение «стоимость-эффективность», при этом отметил: Х-101 является лучшим оружием из всего класса крылатых ракет с уникальными характеристиками по дальности и точности. По его словам, совершенствование Х-101, как и других изделий, будет продолжено, поскольку основные показатели модернизации для любого высокоточного оружия — это повышение дальности стрельбы, точности попадания в цель, улучшение систем противодействия средствам ПВО По его словам, совершенствование Х-101, как и других изделий, будет продолжено, поскольку основные показатели модернизации для любого высокоточного оружия — это повышение дальности стрельбы, точности попадания в цель, улучшение систем противодействия средствам ПВО. EADaily также напоминает, в декабре 2020 года российские власти объявили об успешных испытаниях гиперзвукового боевого оснащения «Авангард» производства реутовского «НПО машиностроения» входит в КТРВ. Зачетный испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты УР-100Н УТТХ, оснащенной «Авангардом», был выполнен из позиционного района Домбаровского соединения Ракетных войск стратегического назначения. Также сообщалось, что в 2020 году на боевое дежурство заступит первый ракетный полк, на вооружении которого будут комплексы «Авангард». Принцип действия и конструкция ракеты При разработке Х-101 конструкторы МКБ «Радуга» широко использовали опыт, полученный при проектировании Х-55. В то же время нельзя сказать, что эти две ракеты являются похожими друг на друга. Для снижения радиолокационной заметности Х-101 её корпусу придали довольно необычную форму, что привело к уменьшению эффективной поверхности рассеивания ЭПР. Из-за этой особенности прежний способ выдвижения крыльев при запуске из специальных внутренних ниш корпуса стал неприменимым — несущие плоскости новой ракеты исходно размещаются под корпусом и раскладываются после старта. Оперение Х-101, находящееся в хвостовой части также сделано складным. Тяга силовой установки, как утверждают некоторые источники, составляет 360 кгс по другим данным, до 450 кгс. Двигателем ракеты, возможно, является турбореактивный двухконтурный РД-95ТМ-300. Его габариты достаточно малы для того, чтобы «вписать» его в сравнительно небольшой корпус. В «транспортном» положении двигатель спрятан в специальной нише, из которой он выдвигается после старта.
Американское издание The Drive обнародовало снимки остатков боеприпаса, уделив особое внимание двум особенностям Х-101. Как известно, Х-101 наводится по спутнику, но не только. На одном из фото представлен «оптический глаз» системы коррекции траектории полёта «Отблеск-У». Принцип её действия состоит в том, что по фотоснимкам, выполненным с помощью разведывательного спутника на орбите, составляются карты полета.