Переяславская рада 1654. Собрание представителей украинского народа, принявшее решение о воссоединении Украины с Россией. Переяславская рада стала поворотным моментом в истории двух народов.
Кто вверг Украину в «Руину»
Переяславская Рада воссоединила православный народ в одно государство. Переяславская рада 1654 года. Настала осень 1653 г. Близился к концу шестой год освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого. 18 января 1654 года Переяславская Рада приняла решение о присоединении Украины к России Дата в истории. Переяславская рада стала поворотным моментом в истории двух народов. Комментарий Главы Республики Крым Сергея Аксёнова в связи с годовщиной Переяславской рады.«Сегодня мы вспоминаем одно из ключевых событий отечественной истории – Переяславскую раду.
Please wait while your request is being verified...
В целом, на Переяславской раде было продублировано решение Земского собора в Москве. Переяславская Рада, например, переломила ход истории и поставила крест на идее создания Великой Польши. К истории Переяславской рады В 1954 году в Киеве и Москве отмечали специальную дату.
Please wait while your request is being verified...
Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря. После Переяславской Рады представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях Гетманщины для принятия присяги от населения на верность царю. Переяславская рада Фото: еяславская рада. После Переяславской Рады польские паны попытались воспрепятствовать воссоединению разделенного когда-то единого народа, и война между Польшей и Россией продолжалась с 1654 по 1667 гг. По Андрусовскому мирному договору в Россию вернулись г. ? 8 (18) января 1654 года состоялась Переяславская рада, на которой украинское казачество и представители всего народа Украины-Малороссии приняли решение о вхождении в состав Российского государства. Кто же это такой вывод сделал?Переяславская рада,это всегда была история присоединения.
Переяславская рада- кратко
Православная вера оказалась под запретом, вместо нее вводилось униатство - католичество восточного обряда, с подчинением папскому Риму. Мы говорим о Боге, Евангелии и Православии.
Богдан Хмельницкий выступил с речью, доказывающей необходимость присоединения к России в целях безопасности украинского народа и защиты его от польского гнета. После этого рада присягнула на верность царю Алексею Михайловичу. Условия договора были оформлены в виде «челобития великому государю» и отправлены в Москву. Первоначально они включали в себя 11 статей.
Оно было спровоцировано целым рядом причин. Население, осознававшее себя православным «руським народом», с 16 века оказалось в составе Польско-Литовского государства — Речи Посполитой. Крепостное право отличалось здесь особенно жестким характером. Польская аристократия называла крестьян быдлом — то есть крупным рогатым скотом. За людей их не считали. Православная вера оказалась под запретом, вместо нее вводилось униатство — католичество восточного обряда, с подчинением папскому Риму. Ответом на насилие стало появление казачества, боровшегося за православную веру и свободу для русского народа. Восстания жестоко подавлялись, но их поднимали вновь и вновь. Именно поэтому весь этот регион — Малая Русь — получил именование Украйны. Если ранее так именовали любую окраину, любое пограничье, то теперь для поляков это стало особой Украйной, причинявшей постоянное беспокойство. В 1648 году казаки обрели достойного лидера — настоящего политика, дипломата и военачальника.
А если удастся справиться с ней, к чему это приведет? Не посадят же паны на королевский престол козацкого гетмана. Полный разгром Польши козаками и крестьянами легко мог повлечь за собой вмешательство соседних государств; паны могли пообещать корону московскому царю и он оказал бы им поддержку, тем более что московские бояре немало тревожились, как бы волнения не перекинулись с Украины на их холопов, не забывших еще о временах Болотникова. Наконец, папа Римский побудил бы вмешаться католическую Австрию, может быть, даже Францию. Две задачи, неразрывно между собой связанные, наметил и блестяще разрешил Хмельницкий: смести польское иго и соединиться с Москвой. И за это, за непоколебимую преданность своей великой идее, за глубокий патриотизм, за умение страстно ненавидеть, страстно желать победы над врагами своей родины чтит его память украинский народ». Ежи Гоффман. Начнем с того, что мы действительно мало что знаем о происхождении Хмельницкого. Например, его герб не числится в польских шляхетских гербовниках. Венецианский посол А. Вимина в 1650 году утверждал, что отец Хмельницкого был лишен шляхетского звания. Был ли он русским? Возможно, если под «русскими» понимать русинов, населявших тогда земли Речи Посполитой Обоих Народов. Одним из сложнейших дел Владислава IV стало приведение к покорности безуспешное, надо сказать польских магнатов, которые не всегда разделяли понимание короля о задачах внешней политики Речи Посполитой. Королева ориентирует супруга на проведение профранцузской политики, что предполагает в международных делах подготовку нападения на Османскую империю, а во внутренних — установление в Польше абсолютистской монархии. Питер Пауль Рубенс. Портрет Владислава IV Вазы. В апокрифическом Универсале, который был «дан в обозе нашем под Белою Церковью, 1648, месяца мая 18 дня» гетманом, говорится: «…Мы, Хмельницкий, призвав Господа Бога на помощь и хитростью отняв у Барабаша королевскую привилегию на увеличение казацкого сословия и на постройку чаек — С. Как считают авторы исследования «Русь — Украина: становление государственности» Юрий Мирошниченко и Сергей Удовик, мечтой Хмельницкого было получить из рук короля гетманскую булаву и статус великого гетмана Войска Запорожского, так как «это фактически означало должность командующего королевскими войсками на Казацкой земле территория южнее Киева от Белой Церкви до границ с Московией и уравнивало бы его по статусу с великим гетманом Литовским с соответствующим предоставлением места в польском сенате». Даниэль Шульц. Легитимность того или иного государства на тот момент определялась значением царствующей династии.
Переяславская рада- кратко
Основные предпосылки заключения Переславского соглашения следующие: отсутствие серьезной надежды на помощь со стороны Швеции и Крымского ханства; усиление экспансионистской политики Московского княжества на западе; доминирование польской шляхты в общественной иерархии на большинстве территории вновь образованного государства. Соглашение не заключалось бы, если б: Гетьманщина имела надежных внешних партнеров; была сильным в экономическом и геополитическом плане государством. Подписание договора Первый этап заключения соглашения состоялся 8 18 января в главной церкви Переяслава, где собрались все руководители Гетьманщины и послы московского царя Алексея Михайловича. Данный сбор важнейших исторических деятелей эпохи вошел в историю под названием Переяславская Рада. Перед заключением соглашения состоялся Генеральный военный совет при участии представителей 14 казацких полков и жителей города.
Не было представителей мещанства из других городов и всего духовенства государства. Главные лица обсудили основные условия и порядок заключения договора, после чего была составлена челобитная записка на имя российского царя. Ситуация, вопреки информации, поданной в советской исторической литературе про единение двух братских народов, не была настолько однозначной.
Это произойдет, потому что это наиболее естественное состояние для этих территорий: ментально, экономически и так далее» — сказал он. При этом попытки нынешнего киевского руководства сделать Украину частью Европы «глупы, совершенно авантюрны и уже привели страну на край катастрофы», убежден Константинов. Поэтому «естественное воссоединение русских земель неизбежно произойдет». Сенатор Совета Федерации Сергей Цеков, проводя исторические параллели между событиями XVII века и современностью, выразил убеждение, что сегодня происходит «второе воссоединение Руси». Это было первое воссоединение Руси, сейчас происходит второе воссоединение.
Как видно из истории, на месте московского царя мог оказаться и крымский хан и турецкий султан, не говоря уж о прежнем польском короле. Об избрании себе собственного государя, чтобы там не говорили современные историки, не могло быть и речи. Понятие «царство» как на Западе, так и на Востоке, в средневековье имело слишком сакральный характер, чтобы без особого Божьего указания возлагать на кого-либо корону. Поэтому Богдан Хмельницкий в Переяславе предлагает своему народу выбор из четырех соседних властителей крымского, турецкого, польского и московского.
Волею судеб или скорее Промыслом Божиим Московский государь явился последним пристанищем украинского народа в этот период лихолетья. С появлением на политической карте мира нового суверенного государства Украина с претензией и на суверенную историю, стали появляться различные оценки событий в Переяславе. В официальной дореволюционной Российской историографии речь шла о воссоединении двух частей русского народа, в советской историографии уже говорилось о воссоединении двух братских народов, и, наконец, с появлением украинской историографии Переяславский договор стали рассматривать как союз или уния двух суверенных народов, объединенных общими интересами. Последняя точка зрения господствует в современных украинских учебниках истории.
Действительно, если постараться объективно взглянуть на ментальность украинского этноса 17 в. Это сказалось сразу же в Переяславе, когда Хмельницкий опираясь на польскую традицию потребовал от московского посла боярина Бутурлина, чтобы он присягнул вместо царя украинскому народу, что было воспринято московским посольством как «неслыханная» вещь и на что они ответили категорическим отказом. Сам народ боялся, что их заставят усваивать московские обычаи, запретят носить сапоги и заставят носить лапти и распространял прочие небылицы о московских порядках. Если сравнить политическую систему самодержавной Московии и казачьей Украины, которую ещё называют казачьей республикой, то пропасть между Великой и Малой Россией кажется непреодолимой.
По сути, кроме общности исторического прошлого и Православного вероисповедания ничего общего у великороссов и малороссов не наблюдалось, но и здесь было не без трений.
Рада в Гадяче прошла как по нотам — совершенно наподобие того, разыгрываются ныне политические спектакли на киевском майдане «Незалежности»… Церемония рады была разыграна Выговским так ловко, словно он был театральный режиссер. Введя польских представителей Беневского и Евлашевского на майдан, где важно восседали полковники в праздничных кунтушах, с перначами в руках, Иван Евстафьевич возгласил: - Войско Запорожское изъявляет желание вечного мира и соединения с Речью Посполитой, если только услышит от господ комиссаров милостивое слово его королевского величества! Слово королевского комиссара будило в волнующихся душах полковников «самые светлые, самые высокие» чувства… - Высочайшее существо, по воле своей возвышающее и уничтожающее царства, - высокопарно заговорил Беневский, - укоренило в сердце каждого из вас врожденную любовь к отечеству, так что где бы кто ни скитался, а всегда ему хочется домой воротиться… Теперь так сделалось с Запорожским войском подразумевалась вся Украина. Поляки называют ее своею собственностью, своим порождением и членом, а москали, пользуясь вашей храбростью и вашим оружием, хотят завладеть чужим….
Вы теперь попробовали и польского, и московского правления, отведали и свободы, и неволи. Говорили: не хороши поляки! А теперь, наверное, скажете: москаль еще хуже! Чего еще медлить? Отчизна взывает к вам: я вас родила, а не москаль; я вас вскормила, взлелеяла — опомнитесь, будьте истинными детьми моими, а не выродками!
Беда заключалась в том, что жалованье на Украину и стоявшим кое-где царским войскам, и казакам тогда посылалось не серебром, а медными деньгами, которые стремительно обесценивались. Недостаточность денежного содержания побуждала некоторых присланных Москвой стрельцов и наемных солдат добывать себе пропитание грабежами и мародерством, многие превращались в дезертиров. Войны с Польшей и Швецией истощили российскую казну, в силу чего пересмотреть свою финансовую политику на Украине Кремль, к сожалению, никак не мог. Но вместо каких бы то ни было разъяснительных мер, обращенных к казакам и населению Малороссии, Москва лишь велела русским воеводам, появившимся в Киеве и нескольких других малороссийских городах с 1658 года, беглецов из войска излавливать и вешать на майданах! Кровавая цена измены Российское правительство, позволившее Выговскому какое-то время водить себя за нос, было довольно рано осведомлено об изменнической политике гетмана.
Первые известия о ней царь Алексей Михайлович получил еще осенью 1657 года от приехавшей в Москву депутации запорожцев, посланной кошевым атаманом Яковом Барабашем. Депутация жаловалась на старшин, что те разворовывают жалованье, которое царь посылает не им одним, а всему казачьему войску, а при этом сами обложили народ тяжкими податями. Поведали запорожцы и о том, что Выговский ведет переговоры с польским королем об условиях возвращения Малороссии под его руку. Тревожные сигналы слал в Москву и полтавский полковник Мартын Пушкарь, осмелившийся поднять против Выговского восстание на Левобережье Днепра. Но Кремль все продолжал гнуть линию на «невмешательство» в малороссийские дела, словно его обуяло полное безразличие как к судьбам братьев-украинцев, так и к собственным геополитическим перспективам.
И гетман Выговский, убедившись, что Москве не до него, собрав силы, в мае 1658 года двинулся на восставшую Полтаву. Но ему очень захотелось, чтобы кровью повстанцев обагрили свои руки и русские ратники. Поэтому он, как говорится, «на голубом глазу», уверял пришедшего с войском в Переяславль воеводу Григория Ромодановского, что взбунтовавшиеся «своевольники» якобы изменяют России и намерены предать украинские земли врагам: кто польскому королю, а кто — крымскому хану. Но Ромодановский — «тертый калач» -- проявил осторожность и уклонился от сомнительной чести проведения карательной экспедиции в интересах предателя Выговского. Не получив от боярина поддержки, гетман быстро договорился с крымским ханом.
Тот отрядил на Украину многотысячную орду под начальством перекопского мурзы Карач-бея. Превращенные в карателей казаки Переяславского, Черниговского и других полков сражались с земляками неохотно, и Выговский больше использовал крымчаков и немецкую наемную пехоту. В разгар боя был, увы, убит лидер восставших Мартын Пушкарь. Повстанцы потерпели поражение, и поддерживавшие их запорожцы решили уйти назад на Сечь. Заняв Полтаву, гетман безжалостно расправился с населением.
Город был сожжен дотла, его жители, включая женщин и детей, безжалостно перебиты. Прощаясь с союзниками-крымчаками, Выговский расплатился с ними… соотечественниками: татарам была предоставлена полная свобода всех оставшихся в живых жителей окрестных сел угонять в неволю! По воле своекорыстных гетманов подобные трагедии повторялись на Украине во второй половине XVII cтолетия чуть ли не десяток раз, пока страшная эпоха «Руины» не канула в прошлое… Судьба стертой с лица земли Полтавы постигла еще ряд городов и сел Левобережья, возмутившихся предательской как по отношению к России, так и Малороссии политикой Выговского. Спасаясь от карателей и татар, крестьяне и мещане уходили на русские земли, оседая на пограничной Слободской Украине. У Выговского — этого характерного предшественника Степана Бандеры, Романа Шухевича и иже с ними — хватило наглости даже требовать от русских воевод выдачи беглецов.
Но главы пограничных городов, уже раскусившие, что есть Выговский, отвергали его домогательства и охотно предоставляли переселенцам убежище, покровительство и помощь... К тому же на Украине крепко запомнили, какова цена обещаниям польского короля и сената Речи Посполитой.
Переяславская Рада: когда украинцы были русскими
Переясла́вская ра́да — собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 года в Переяславе. После Переяславской Рады польские паны попытались воспрепятствовать воссоединению разделенного когда-то единого народа, и война между Польшей и Россией продолжалась с 1654 по 1667 гг. По Андрусовскому мирному договору в Россию вернулись г. "Переяславский собор", русский: Переяславская рада) был официальным собранием, созванным для торжественной присяги казаков на верность царю России (тогда Алексею, который правил в 1645-1676 годах) в городе Переяслав, в центральной Украине. Постановления Переяславской Рады были сильным ударом по Речи посполитой, над которой нависла угроза потери огромных территорий. В глазах этих украинцев Переяславская рада представляла собой лишь эффективный инструмент шантажа.
Переяславская Рада
Литовское лобби Когда совершается какое-либо значительное историческое событие, всегда интересно посмотреть, кому это выгодно. Присоединение Малороссии к Российскому государству было выгодно литовцам. Литовское лобби во многом повлияло на принятие Алексеем Михайловичем положительного решения. Соединение Литвы и Польши в 1386 году и Люблинская уния 1569 года утвердили в Малороссии польское влияние. После 1569 года, на основании Люблинской унии к «Короне польской» отходили и прежние литовские владения — Волынь, Подляхия и Украина земли Поднепровья, образовавшие окраину государства. На окраинной территории Польши, особенно после того, как король получил право 1590 г. Вечным господство шляхты, как мы уже знаем, не было.
Впереди её ждала Османская империя и саксонские короли.
Известно, к примеру, об инициативах примирения с польским королем или даже о возможности перехода под покровительство турецкого султана. Но все это лишь подтверждает, что единение с Россией стало в итоге действительно историческим выбором. Причин для этого было немало. К тому же ни один другой союз не давал Украине гарантий сохранения религии и языка, равноправной культурной жизни. Но в основе переяславского выбора находилось не одно лишь чувство исторической и духовной общности, хотя его роль и была исключительно велика.
Здесь был и абсолютно трезвый учет экономических, международных и внутриукраинских реалий того времени. Путь к воссоединению был непрост и для России. Принятие Украины грозило новой войной с сильным западным соседом ведь в Смутное время, всего за несколько десятилетий до этого, польский гарнизон стоял в российской столице. Непростым был и сам механизм воссоединения — ждать от XVII века развитых дипломатических или парламентских традиций было бы наивным… Однако даже тогда все возможные процедуры были проведены. Для обсуждения этого вопроса в Москве дважды собирались Земские соборы — представительные органы той эпохи. И на соборе 1653 года был дан четкий ответ на обращение Богдана Хмельницкого и Запорожского войска.
Лопухин Иларион — один из старейших государственных деятелей. Около 70 лет состоял на службе у русских царей. Глава Посольского приказа. Двоюродный дядя Евдохии Лопухиной — будущей супруги Петра I.
Алферьев Иван — московский дворянин, в разное время служил воеводой, наместником и окольничьим. Кроме этого участниками московской делегации были другие видные представители боярского сословия и служители церкви. Со стороны Гетманщины в переговорах участвовали: Члены Генеральской войсковой рады — главного совещательного и исполнительного органа Гетманщины. Представители 14 казачьих полков: из Киева, Чернигова, Брацлава и других городов.
Выборные от мещан города Переяслава. Возглавлял запорожскую делегацию сам гетман Богдан Хмельницкий. Интересы сторон Запорожские казаки стремились к обретению максимальной независимости, насколько это было возможно в сложившихся обстоятельствах. Они требовали от представителей русского посольства, чтобы те присягнули казакам от имени царя Алексея Михайловича.
Также они настаивали на привилегиях для православного шляхетского сословия Гетманщины. Говоря современным языком, они хотели войти в состав России на правах широкой автономии. Российская сторона в свою очередь стремилась ограничить вольнолюбивые устремления казаков. Понимая, что слишком сильное ущемление прав жителей Запорожской Сечи может привести к новым бунтам, Россия пошла на значительные уступки, но при этом настояла на некоторых особо важных для нее пунктах.
Так, гетманы лишались права вести самостоятельную внешнюю политику. Сущность соглашений 8 18 января 1654 года состоялся акт принятия присяги на верность представителей Запорожской Сечи российскому монарху. Бутурлин вручил Хмельницкому грамоту от имени Алексея Михайловича, но сами представители российского посольства от присяги казакам отказались. Они пояснили это тем, что царь не может присягать подданным на верность.
Церемония сопровождалась дарением Хмельницкому символов гетманской власти. Ему вручили: булаву — холодное оружие с рукоятью шаровидной формы; хоругвь — боевое знамя; меховую - боярскую шапку. Непосредственно 8 января на верность царю присягнули 284 казака. После этого в течение довольно длительного времени шел процесс приведения жителей Запорожской Сечи к присяге.
Инспирированный Западом госпереворот на Украине вверг ее в острую фазу кризиса. Люди в ряде юго-восточных регионов не согласились с перспективой жить во враждебном к русским украинском государстве. Жители Крыма приняли решение о возвращении в состав России. Провозгласившие независимость Донецкая и Луганская Народные Республики на протяжении 8 лет подвергались обстрелам и атакам киевского режима. Против населения Донбасса украинские националисты начали фактически политику геноцида. К февралю 2022 года стало окончательно понятно, что Киев и его западные кураторы не собираются разрешать кризис мирным путем и выполнять Минские соглашения. Россия начала специальную военную операцию по защите Донбасса.
Переяславская Рада: когда украинцы были русскими
Переяславская Рада Переяславская рада — собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 г. в Переяславе, на котором было всенародно принято решение об объединении территории. Конечно, решение Переяславской Рады, вскоре одобренное русским государем Алексеем Михайловичем, принявшим под свою "высокую руку" малороссийские земли, не означало моментального вхождение Малороссии в состав Российского царства. Новости Новости. Новости Новости.