В 980 году среди славян произошло волнение против нововведений Владимира Святославовича.
Языческая реформа Владимира 980 г.
Налицо альянс обоих царств, который позже будет скреплен браком дочери Сиамона с царем Соломоном. В то же время, войной с филистимлянами недовольна ливийская гвардия египетских фараонов. Свои оклады они получают с таможенных пошлин от финикийцев, которые являются торговыми соперниками израильтян. Но израильтянам удается сместить с власти первого фараона из ливийцев Осоркону и передать ее египтянину Сиамону. Филистимские воины, взятые в плен фараоном Рамсесом III. Они носят украшенные плюмажем шлемы и юбки с кистями Филистимские воины, взятые в плен фараоном Рамсесом III. Они носят украшенные плюмажем шлемы и юбки с кистями Историческая справка: Филистимляне являются выходцами с Крита. Скорее всего это остатки носителей Минойской культуры.
В исторической науке предпочтение отдается именно этой дате, но в учебной литературе, как правило, указывается первая дата. Точная дата его рождения неизвестна, но, вероятнее всего, к моменту его вступления на престол юному князю было около двадцати лет, поэтому многие историки полагают, что родился он примерно в 960 г. Вокняжившись в Киеве, Владимир быстро восстановил политическое единство Древней Руси и приступил к расширению границ своего государства. В 981—983 гг. Одновременно Владимир совершил удачный поход против печенегов, после чего начал строительство грандиозной оборонительной линии на южных рубежах Руси по рекам Стугне, Суле, Трубежу и Десне, поставив здесь несколько порубежных городов-крепостей. Наконец, в 984—985 гг. Владимир совершил удачные походы в земли вятичей, радимичей и соседней Волжской Булгарии, в результате которых их племенные княжения окончательно вошли в состав Киевской державы, а Волжская Булгария, потерпев поражение от русов, подписала выгодный для Киева торговый договор.
При Ираклии последний взлет перед культурным разрывом темных веков переживает научно-философская неоплатоническая традиция, идущая непосредственно от античности: в Константинополь по императорскому приглашению приезжает преподавать представитель последней уцелевшей античной школы в Александрии — Стефан Александрийский. Пластина с креста с изображениями херувима слева и византийского императора Ираклия с шахиншахом Сасанидов Хосровом II. Легенды рассказывают о том, как пророк Мухаммед предлагал Ираклию принять ислам, однако в культурной памяти мусульманских народов Ираклий остался именно борцом с зарождающимся исламом, а не с персами. Темные века и иконоборчество 8. Потеряв древнейшие Антиохийский, Иерусалимский и Александрийский патриархаты, Византийская церковь, по сути, утратила вселенский характер и стала равна Константинопольскому патриархату, у которого в пределах империи не осталось равных ему по статусу церковных институтов. Кроме того, потеряв плодородные территории, которые обеспечивали ее зерном, империя погрузилась в глубокий внутренний кризис. На середину VII века приходится сокращение денежного обращения и упадок городов как в Малой Азии, так и на Балканах, которым угрожали уже не арабы, а славяне — они превратились либо в деревни, либо в средневековые крепости. Единственным крупным городским центром остался Константинополь, но атмосфера в городе изменилась и античные памятники, привезенные туда еще в IV веке, стали внушать горожанам иррациональные страхи. Фрагмент папирусного письма на коптском языке монахов Виктора и Псана. Фивы, Византийский Египет, ориентировочно 580—640 годы Перевод фрагмента письма на английский язык на сайте Метрополитен-музея. Исчезли многие литературные жанры, процветавший прежде жанр истории уступил место пророчеству — утратив культурную связь с прошлым, византийцы охладели к своей истории и жили с постоянным ощущением конца света. Арабские завоевания, послужившие причиной этому слому мироощущения, не нашли отражения в современной им литературе, их событийный ряд доносят до нас памятники позднейших эпох, а новое историческое сознание отражает лишь атмосферу ужаса, а не факты. Культурный спад продолжался более ста лет, первые признаки возрождения приходятся на самый конец VIII века. Но современные ученые сомневаются в достоверности этих сведений: вероятнее всего, в 726 году в византийском обществе начались разговоры о возможности иконоборческих мер, первые же реальные шаги относятся к 730 году. Миниатюра из Псалтыри Феодора Кесарийского. Это вызывало отторжение у части клириков, видевших в этом угрозу возвращения к язычеству. Но самые ожесточенные споры об иконах пришлись на правление Константина V Копронима 741—775. Он осуществил необходимые военно-административные реформы, значительно усилив роль профессиональной императорской гвардии тагм , и успешно сдерживал болгарскую угрозу на рубежах империи. Авторитет как Константина, так и Льва, отразившего в 717—718 годах арабов от стен Константинополя, был очень высок, поэтому, когда в 815 году, уже после того, как на VII Вселенском соборе было утверждено учение иконопочитателей 787 , новый виток войны с болгарами спровоцировал новый политический кризис, императорская власть вернулась к иконоборческой политике. Спор об иконах породил два мощных направления богословской мысли. Хотя учение иконоборцев известно значительно хуже, чем учение их противников, косвенные данные говорят о том, что мысль иконоборцев императора Константина Копронима и константинопольского патриарха Иоанна Грамматика 837—843 была не менее глубоко укоренена в греческой философской традиции, чем мысль богослова-иконопочитателя Иоанна Дамаскина и главы антииконоборческой монашеской оппозиции Феодора Студита. Параллельно спор развивался в церковно-политической плоскости, заново определялись границы власти императора, патриарха, монашества и епископата. Оно стало возможным благодаря взаимным уступкам, например посмертному прощению императора-иконоборца Феофила, чьей вдовой и была Феодора. Праздник «Торжество православия», устроенный Феодорой по этому случаю, завершил эпоху Вселенских соборов и знаменовал новый этап в жизни византийского государства и церкви. В православной традиции он справляется и поныне, и анафемы иконоборцам, названным поименно, звучат каждый год в первое воскресенье Великого поста. С тех пор иконоборчество, ставшее последней ересью, осужденной всей полнотой церкви, начало мифологизироваться в исторической памяти Византии. Дочери императрицы Феодоры учатся почитать иконы у бабушки Феоктисты. Миниатюра из мадридского кодекса «Хроники» Иоанна Скилицы. Теперь же эта теория стала официальным учением церкви — создание и поклонение священным изображениям отныне не только разрешалось, но вменялось в обязанность христианину. С этого времени начинается лавинообразный рост художественной продукции, складывается привычный нам облик восточно-христианского храма с иконической декорацией, использование икон встраивается в литургическую практику и меняет ход богослужения. Кроме того, иконоборческий спор стимулировал чтение, копирование и изучение источников, к которым противоборствующие стороны обращались в поисках аргументов. Преодоление культурного кризиса во многом обусловлено филологической работой при подготовке церковных соборов. А изобретение минускула Минускул — письмо строчными буквами, радикально упростившее и удешевившее производство книг. Македонская эпоха 11. Константинопольский патриархат и папа римский боролись за сферы влияния в первую очередь в Болгарии, Южной Италии и Сицилии. Провозглашение Карла Великого императором Запада в 800 году нанесло чувствительный удар по политической идеологии Византии: византийский император обрел конкурента в лице Каролингов. Чудесное спасение Фотием Константинополя при помощи ризы Богоматери. Фреска из Успенского Княгинина монастыря. Папа Николай использовал эту ситуацию для утверждения авторитета папского престола и расширения сфер своего влияния. В 863 году он отозвал подписи своих посланников, одобривших возведение Фотия, однако император Михаил III счел, что этого недостаточно для смещения патриарха, и в 867 году Фотий предал папу Николая анафеме. Впрочем, после смерти Игнатия Фотий еще на девять лет вернулся на патриарший престол 877—886. Формальное примирение последовало в 879—880 годах, но антилатинская линия, заложенная Фотием в Окружном послании к архиерейским престолам Востока, легла в основу многовековой полемической традиции, отголоски которой были слышны и при разрыве между церквями в 1054 году , и в ходе обсуждения возможности церковной унии в XIII и XV веках. Clarke 39 с сочинениями Платона. Предполагается, что схолии комментарии на полях оставлены самим Арефой. Вокруг патриарха Фотия сложился круг, в который входили его ученики: император Лев VI Мудрый, епископ Кесарийский Арефа и другие философы и ученые. Они копировали, изучали и комментировали труды древнегреческих авторов. Древнейший и наиболее авторитетный список сочинений Платона он хранится под шифром E. Clarke 39 в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета был создан именно в это время по заказу Арефы. Среди текстов, которые интересовали эрудитов эпохи, прежде всего высокопоставленных церковных иерархов, были и языческие произведения. Арефа заказывал копии трудов Аристотеля, Элия Аристида, Евклида, Гомера, Лукиана и Марка Аврелия, а патриарх Фотий включал в свой «Мириобиблион» «Мириобиблион» дословно «Десятитысячекнижие» — обзор прочитанных Фотием книг, которых, впрочем, в действительности было не 10 тысяч, а всего 279. Сам Лев VI создавал не только торжественные речи по церковным праздникам, которые лично произносил нередко импровизируя после служб, но также писал анакреонтическую поэзию на древнегреческий манер. А прозвище Мудрый связано с приписанным ему собранием стихотворных пророчеств о падении и отвоевании Константинополя, которые вспоминали еще в XVII веке на Руси, когда греки пытались склонить царя Алексея Михайловича к походу против Османской империи. Эпоха Фотия и Льва VI Мудрого открывает период Македонского возрождения названный по имени правящей династии в Византии, которая также известна как эпоха энциклопедизма или первого византийского гуманизма. Резная панель. Мера непосредственного участия Константина не всегда может быть определена с точностью, однако личная заинтересованность и литературные амбиции императора, с детства знавшего, что ему не суждено править, и большую часть жизни вынужденного делить трон с соправителем, не подлежат сомнению. По повелению Константина была написана официальная история IX столетия так называемый Продолжатель Феофана , были собраны сведения о сопредельных с Византией народах и землях «Об управлении империей» , о географии и истории областей империи «О фемах Фема — византийский военно-административный округ. В это же время происходит регламентация церковной жизни: создается Синаксарь и Типикон Великой церкви, определяющие годовой порядок поминовения святых и проведения церковных служб, а через несколько десятилетий около 980 года к масштабному проекту по унификации житийной литературы приступает Симеон Метафраст. Примерно в это же время составляется всеобъемлющий энциклопедический словарь «Суда», включающий около 30 тысяч статей. Но самая масштабная энциклопедия Константина — антология сведений античных и ранневизантийских авторов обо всех сферах жизни, условно называющаяся «Эксцерпты» Известно, что эта энциклопедия включала 53 раздела. Полностью дошел только раздел «О посольствах», частично — «О добродетелях и пороках», «О заговорах против императоров», «О мнениях». Среди несохранившихся глав: «О народах», «О преемственности императоров», «О том, кто что изобрел», «О кесарях», «О подвигах», «О поселениях», «Об охоте», «О посланиях», «О речах», «О браках», «О победе», «О поражении», «О стратегиях», «О нравах», «О чудесах», «О сражениях», «О надписях», «О государственном управлении», «О церковных делах», «О выражении», «О коронации императоров», «О смерти низложении императоров», «О штрафах», «О праздниках», «О предсказаниях», «О чинах», «О причине войн», «Об осадах», «О крепостях».. Прозвище Багрянородный давалось детям царствующих императоров, которые рождались в Багряной палате Большого дворца в Константинополе. По-видимому, прозвище должно было подчеркнуть его права на престол. Отец сделал его своим соправителем, и после его смерти малолетний Константин шесть лет правил под опекой регентов. В 919 году власть под предлогом защиты Константина от мятежников узурпировал военачальник Роман I Лакапин, он породнился с Македонской династией, выдав за Константина свою дочь, а затем был коронован соправителем.
Это был период расцвета и преображения, когда в русских землях происходило множество важных событий и изменений. В этот год произошли важные события, которые оказали влияние на дальнейшее развитие Руси. Одним из ключевых событий 980 года стало крещение князем Владимиром. В результате этого великого события христианство стало основной религией на Руси. Крещение Руси стало не только религиозной реформой, но и важным политическим актом, укрепившим связи Руси с Византией и открышим новые пути развития.
ЕГЭ. История. КРАТКО. Владимир Святой(980-1015)
Основные события 980 года. Самуил Шишман освободил от Византии всю Западную Болгарию. В 980 году произошла смерть правителя Руси князя Владимира I Святославича, что вызвало политическую и военную борьбу за власть в Киевском княжестве. В 980-х годах военно-политическое положение Византии стало настолько сложным, что василевс был вынужден принять помощь Киева — своего давнего врага, имеющего в данной ситуации собственные интересы. Первое крупное выступление случилось в Суздале в 1024 году. В 983 -985 он воевал с племенами ятвягов и поволжскими болгарами В 988 году произошло крещение Руси. Период 980-1015 годов в истории Руси — это время княжения сына Святослава — Владимира Святого.
Языческая реформа князя Владимира
Это была не единственная причина, почему князь Владимир решил принять христианство в православном варианте. Он также желал укрепить связи, которые уже успели установиться с Византией. На тот момент Византийская империя считалась невероятно могущественной. Проведение крещения князя Нет единого мнения по поводу того, как и когда проводилось крещение князя Владимира. Если верить «Корсунской легенде», то князь крестился в г.
Корсунь Херсонес , который располагался в центральной части владений Византии на Крымском полуострове. Это произошло в 988 г. При этом считается, что взятие Корсуни случилось в 989 году. Именно в этом месте Владимир вступил в брак с сестрой императоров из Византии Анной.
Есть и иная традиция, которая тоже датируется XI веком. Считается, что крещение князя произошло за 2 года до того, как произошло им взятие Корсуни. Крещение русских городов Когда произошло крещение самого князя и его дружины, правительство начало организовывать крещение людей из крупных городов. В первую очередь через эту процедуру прошли люди, находящиеся в Новгороде и Киеве.
В первые годы после того, как крестили Русь, учредили митрополию с центром в Киеве. Она подчинялась Константинопольскому патриархату. Вместе с ней учредили минимум 3 епархии. Они располагались в Полоцке, Новгороде, а также в Белгороде.
По некоторым данным ещё одна епархия могла находиться в Чернигове. Среди первых епископов были представители греческих народов. По традиции митрополитом Киевским считается свт. При этом в некоторых документах говорится о том, что первым митрополитом выступил Феофилакт.
Его перевели на территорию Руси из Севастийской митрополии. С 990-х годов начали строить храмы из дерева. Также именно во времена правления князя Владимира впервые появились монастыри. Примерно в 996 году на территории Киева освятили Десятинную церковь, выполненную из камня.
Именно она являлась княжеским собором. После проведения крещения Руси возникло деление в сфере закона по византийскому стандарту церковной и княжеской юрисдикции. В области церковного права были брачные отношения, а также злодеяния, совершенные против нравственности. Там судили клириков и их близких родственников.
Об этом было сказано в княжеских уставах, которые существовали в X—XII веках.
В 980 году состоялась важная встреча князей, на которой был выбран новый князь. Этот выбор породил множество конфликтов и разделений, что привело к слабости и раздробленности государства. В результате политических изменений, произошедших в 980 году, Русь оказалась на пороге множества внутренних конфликтов и войн, которые сильно повлияли на развитие государства и его отношения с другими народами. Управление княжествами и культурные достижения В 980 году в истории Руси произошло несколько важных событий, связанных с управлением княжествами и культурными достижениями. В этот период князья активно укрепляли свою власть и расширяли территории своих княжеств. Одним из значимых событий было объединение Киевской Руси и Волынского княжества под единым правлением. Это позволило укрепить позиции князей и сделать Русь еще более мощной державой. Объединение княжеств способствовало развитию культуры и образования на Руси. В 980 году произошло и другое важное событие — княжество Новгород-Северское стало самостоятельным.
Это княжество стало одним из крупнейших и влиятельных на Руси. Здесь активно развивались многие культурные искусства, такие как архитектура, литература и живопись. В этот период на Руси продолжали развиваться и древние традиции и ремесла. Важное место в культурной жизни занимало рукоделие, особенно вышивка и гончарное искусство. Мастерство и красота русской вышивки восхищали даже иностранных посетителей.
Причина, по мнению историков, состоит в том, что, преследуя интересы высшего сословия, князь разрушил общий строй мифологических представлений народа, самовольно возвысив одних богов и ниспровергнув других. Таким образом, установленный им культ был узкогрупповым и не соответствовал духовным запросам всего народа. Был учрежден пантеон высших славянских богов во главе с Перуном, богом грозы и войны ; кроме Перуна в пантеон Владимира вошли Хорс - бог солнца - святила, небесный Конь, Дажьбог - бог белого света и податель небесных благ, тепла; Стрибог - бог ветра и воздушных стихий, распространитель доли; Семаргл - бог - сеятель семян - небесный посланец, связующий небо и землю, и единственный женский персонаж Мокошь мать - сыра земля - богиня плодородия и плодовитости, мать судьбы пряха и урожая, покровительница домашнего очага. В Новгороде, в год языческой реформы правил некий воевода по имени Добрыня.
В 983 году ему удалось завоевать ятвягов, главной целью которого стало получение речных путей по Неману, Висле и Бугу.
Именно в период правления Владимира стала использоваться система предупреждения о нападениях. Были построены сигнальные башни, на которых разводился большой костер, в случае приближения неприятеля. Так информация быстро передавалась к самому центру Руси. Одной из главных заслуг Владимира по праву считается реформация религиозных традиций. Фреска Васнецова. Крещение Руси В 980 году им был проведена языческая реформа, с помощью которой князь попытался унифицировать язычество и ввести культ Перуна по всей территории государства, то есть сделать язычество государственной религией. Целью этой реформы было, конечно же, укрепление княжеской власти как внутри страны единый бог, единый князь , так и на внешнеполитической арене независимость от Византии. Но в итоге объединить все славянские племена не удалось, так как у каждого племени был свой верховный языческий бог. Именно тогда появились первые предпосылки к крещению Руси. Однако выбор стал между несколькими религиями.
Почему же было избранно именно крещение по Византийскому образцу?
Реформа язычества на Руси
Отечественную войну за освобождение родины от варяжского ига начал в 945 году Мал Древлянский, казнив Игоря, сына Рюрика, за непомерные поборы с русского народа. Умная дипломатия и военное искусство Добрыни Никитича вкупе с истинной мудростью княгини Ольги привели к победе русского оружия в 980 году. Одним из первых рассказать правду о том периоде нашей истории попытался профессор Иван Членов в своей замечательной книге «По следам Добрыни Никитича» 1987 г. Его работа, в которой впервые была описана жизнь Добрыни Никитича и его роль в истории Киевской Руси, и стала первым толчком к такого рода моим исследованиям. Своими изысканиями я только хотел приоткрыть завесу мрака над теми страницами истории Киевской Руси, которые долгое время от нас скрывались, и показать историкам-профессионалам, что их работа в этом направлении очень далека от завершения.
Особенно это касается 35-летней войны за свержения варяжского ига, которую я назвал Отечественной. Это языческая как ее неправомерно называют летопись, написанная скорее жрецами-староверами на древне- славянском языке. В связи с этим надо заметить, что письменность в Киевскую Русь принесли не Кирилл и Мефодий: она там существовала тысячелетия раньше. Просто Кирилл и Мефодий ее модифицировали, сделали более удобной для использования.
А нам это представили как какое-то чудо. Так вот, в «Велесовой книге» рассказывается, что за 1300 лет до Германриха это вождь готов, покоривших в середине IV века н. Об этом повествуется в легенде о Богумире: «У Богумира было три дочери и два сына. В степях они разводили скот, научившись этому от отцов и дедов.
Были они послушны богам и разумны. Пришло время, и мать их Славуня сказала Богумиру: «Нам надо выдать замуж дочерей, чтобы увидеть внучат». Богумир поехал в поле и приехал к дубу, стоявшему в поле, и здесь вечером он увидел трех мужей на конях. Подъехали они к Богумиру, и он поведал им о своей заботе, и они сказали, что сами ищут себе жен.
И вернулся Богумир в свои степи, и привел трех мужей дочерям своим. И от них пошли три славных рода — древляне, кривичи и поляне. Потому что первую дочь звали Древа, вторую Скрева, а третью Полева. Сыновей же Богумира звали Сева и Рус.
От них исходят северяне и русы. И было это за тысячу триста лет до Германриха». Итак, Богумир жил в IX веке до н. В «Велесовой книге» подробно описывается, как часть наших предков из Семиречья шла через горы на юг судя по всему, в Индию , а другая часть пошла на Запад, «до Карпатской горы».
Этот факт истории древних скотоводов подтвержден археологически лишь совсем недавно. Кроме того, следует отметить, что римские географы начала нашей эры знали Волгу как Рус, «реку русов». Русы были скотоводами, охотниками, а земледелие играло для них подсобную роль. Они поддерживали контакты с готами, гуннами, греками и другими народами.
Были у них, конечно, и враждебные племена. Среди них — яги. Скорее всего, именно оттуда тянутся наши славянские сказки о Бабе-Яге, Костяной ноге. Мы не знаем подробностей освоения русами лесостепных районов Приднепровья, что привело к образованию Киевской Руси.
Но есть «летопись», практически навечно впечатанная в днепровскую землю, — это Змиевы валы, опоясывающие Киевскую Русь с юга. Почему-то о них мало говорят, а ведь это укрепсооружение и архитектурный памятник древности, сравнимый разве что только с Великой китайской стеной. Длина Змиевых валов - около 1. Строились они со II века до н.
Более 600 км валов проходило по Древлянской земле опоясывало с юга , остальные — по Полянской. Причем интересна деталь: вначале валы строились жителями двух земель вроде бы и раздельно первые валы расположены всего в 60 километрах от Киева , но методически обе линии валов продвигались на юг. А это значит, что у них был один хозяин.
Источники НПЛ. Цитата из Повести временных лет В год 6488 980. Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: Владимир идет на тебя, готовься с ним биться». И сел в Новгороде.
Когда же он посягнул на Велеса — весьма почитавшегося новгородцами, но отвергнутого князем Владимиром, окружавшая толпа вооружилась рогатинами. Это сразу остудило пыл Добрыни, и с тех пор оба божества мирно соседствовали, пока в 988 году, в связи с крещением Руси, правительственная идеология вновь не претерпела изменений. Их немедленно обоих объявили пережитками прошлого и утопили в Волхове под тягостное молчание собравшейся толпы.
Реформа год от года набирала силу, пока не захлебнулась под натиском новой государственной идеологии, в роли которой выступило христианство.
Китайское царство Чжоу, накопив силу, начинает первую экспансию в Южный Китай, тем самым начав противостояние обоих географических зон, которое по сути длится до сих пор. Цикл статей - Мировая история, X век до нашей эры Основные тенденции: В Вавилоне с 1004 года до 987 года правит царь Эулмаш-шакин-шуми, который осуществляет религиозную революцию, сделав главным божеством бога Солнца Шамаша. Эта реформа имеет те же корни, что и реорганизация египетского фараона Эхнатона с богом солнца Атоном. Фараон хотел снизить влияние жрецов, опиравшихся на астрологические и астрономические вычисления с использованием вращения Луны. Культ Солнца, что в Вавилоне, что в Египте снижал роль жречества, делал фараонов и вавилонских царей самостоятельными в принятии решений.
Египет при фараоне Сиамоне начинает военные действия против филистимлян. Египтяне пытаются захватить один из пяти городов филистимлян Газу. Военные действия против филистимлян ведет Израильское царство.
14 августа. Кревская уния
Подробные ответы на вопрос Что произошло в 980 году на руси? В 980 году на северо-востоке Древней Руси произошло крупное сражение между русскими воинами и половцами. В 980 году на территории Беларуси, тогда еще известной как Русь, произошло объединение государств под властью князя Владимира Святославича. С нанятой там варяжской дружиной в 980 г. он двинулся на Киев, послав вперед вестника, который передал Ярополку: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться!».
11 июня 978 года Русь возглавил князь Владимир (Креститель)
Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. В 980 году произошло несколько значимых событий, которые оказали влияние на мир и повлияли на последующее развитие исторических процессов. третий "по возрасту" город в Беларуси после Полоцка (862 г.) и Турова (980 г.). Впервые он упоминается в "Повести временных лет" под 1019 годом как крупное, хорошо укрепленное поселение. В 980-х годах военно-политическое положение Византии стало настолько сложным, что василевс был вынужден принять помощь Киева — своего давнего врага, имеющего в данной ситуации собственные интересы. Это произошло в 988 г. При этом считается, что взятие Корсуни случилось в 989 году. 980 (девятьсот восьмидесятый) год по юлианскому календарю — високосный год, начинающийся в четверг.
Исторические события 980 года
- История 980 года: ключевые события и факты
- Причины неудачи реформы
- Краткая периодизация
- Исторические события в 980 году -
- 980 год: ключевые события в истории России
Креститель и Красное солнышко. Чем прославился князь Владимир Святославович
Трагедия произошла в Минске 118 лет назад, стреляли по его ж. В 980 году произошла смерть правителя Руси князя Владимира I Святославича, что вызвало политическую и военную борьбу за власть в Киевском княжестве. В 980 году на Руси произошли значимые события, одним из которых было приход Владимира Святославича к власти великого князя Киевской Руси.
Языческая реформа князя Владимира
Это работы Е. Голубинского, академика А. Шахматова, М. Приселкова, В. Пархоменко, В. Ламанского, Н. Никольского, П. Лаврова, Н.
Полонской и многих других. Однако после 1913 года тема эта перестала казаться значительной. Она попросту исчезла со страниц научной печати. Одно из таких заблуждений, застрявших в общих курсах истории СССР и других полуофициальных изданиях, это представление, что православие было всегда одним и тем же, не менялось, всегда играло реакционную роль. Остановимся в нашей статье лишь на одной проблеме — государственного значения принятия христианства. Не смею выдавать свои взгляды за точно установленные, тем более что неясны вообще самые основные, исходные данные для появления сколько-нибудь достоверной концепции. Язычество не было религией в современном понимании — как христианство, ислам, буддизм.
Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Да и в самом язычестве было сравнительно мало специфических национальных черт, свойственных только одному народу. В лучшем случае по признаку общего культа объединялись отдельные племена, население отдельных местностей. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, страх покинутости, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. Люди воздвигали свои строения на высоких берегах рек и озер, чтобы быть видными издалека, устраивали шумные празднества, совершали культовые моления.
Народные песни были рассчитаны на исполнение в широких пространствах. Яркие краски требовались, чтобы быть замеченными издалека. Люди стремились быть гостеприимными, относились с уважением к купцам-гостям, ибо те являлись вестниками о далеком мире, рассказчиками, свидетелями существования других земель. Отсюда восторг перед быстрыми перемещениями в пространстве. Отсюда и монументальный характер искусства. Люди насыпали курганы, чтобы не забывать об умерших, но могилы и могильные знаки еще не свидетельствовали о чувстве истории как протяженного во времени процесса. Прошлое было как бы единым, стариной вообще, не разделенной на эпохи и не упорядоченной хронологически.
Время составляло повторявшийся годичный круг, с которым необходимо было сообразоваться в своих хозяйственных работах. Времени как истории еще не существовало. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах. Достойно особого внимания то, что эта тяга к более широкому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством, сказывалась прежде всего по торговым и военным дорогам Руси, там прежде всего, где вырастали первые государственные образования. Стремление к государственности не было, разумеется, принесено извне, из Греции или Скандинавии, иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовался X век истории Руси. Крещение Руси. Новый создатель империи Истинный создатель огромной империи Руси — князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного, включавшей в свой состав племена восточнославянские, финно-угорские и тюркские.
Как всегда в русской истории, Владимир отдал предпочтение чужому племени — племени финно-угорскому. Этим главным кумиром в Новгороде, который поставил Добрыня, был кумир финского Перкуна, хотя, по всей видимости, наиболее распространен в Новгороде был культ славянского бога Белеса, или иначе Волоса. Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Этот зов ясно слышался там, где люди разных племен и народов больше всего общались между собой. Зов этот имел за собой большое прошлое, эхом отдавался он на всем протяжении русской истории. Путь этот не только соединял Скандинавию с Византией, но и имел ответвления, наиболее значительным из которых был путь на Каспий по Волге. Основная часть всех этих дорог пролегала через земли восточных славян и использовалась ими в первую очередь, но и через земли финно-угорских народов, принимавших участие в торговле, в процессах государственного образования, в военных походах на Византию недаром в Киеве одним из наиболее известных мест был Чудин двор, то есть подворье купцов племени чудь — предков нынешних эстонцев.
Многочисленные данные свидетельствуют, что христианство стало распространяться на Руси еще до официального крещения Руси при Владимире I Святославиче в 988 году есть, впрочем, и другие предполагаемые даты крещения, рассмотрение которых не входит в задачу данной статьи. И все эти свидетельства говорят о появлении христианства прежде всего в центрах общения людей разных национальностей, даже если это общение бывало далеко не мирным. Это снова и снова указывает на то, что людям требовалась вселенская, мировая религия. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы.
Христианство уже в этой легенде выступает как объединяющее страны начало, включающее Русь в состав Европы. Конечно, это путешествие апостола Андрея — чистая легенда, хотя бы потому уже, что в I веке восточных славян еще не существовало — они не оформились в единый народ. Однако появление христианства на северных берегах Черного моря в очень раннее время зафиксировано и нерусскими источниками. О распространении христианства апостолом Андреем в Скифии говорит, в частности, Евсевий Кесарийский умер около 340 г. Житие Климента, папы римского, рассказывает о пребывании Климента в Херсонесе, где он погиб при императоре Траяне 98-117 гг. При том же императоре Траяне иерусалимский патриарх Ермон отправил в Херсонес одного за другим нескольких епископов, где они приняли мученические кончины. Последний из отправленных Ермоном епископ погиб в устье Днепра.
При императоре Константине Великом в Херсонесе появился епископ Капитон, также мученически погибший. Христианство в Крыму, нуждавшееся в епископе, достоверно зафиксировано уже в III веке. На первом вселенском соборе в Никее 325 г. Присутствие этих представителей устанавливается на основании их подписей под соборными постановлениями. О христианстве части скифов говорят и отцы церкви — Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, блаженный Иероним. Готы-христиане, проживавшие в Крыму, составляли сильное государство, оказывавшее серьезное влияние не только на славян, но на литовцев и финнов — во всяком случае, на их языки. Связи с Северным Причерноморьем были затем затруднены великим переселением кочевых народов во второй половине IV века.
Однако торговые пути все же продолжали существовать, и влияние христианства с юга на север бесспорно имело место. С распространением турко-хазарской орды от Урала и Каспия до Карпат и Крымского побережья возникла особая культурная ситуация. В Хазарском государстве были распространены не только ислам и иудаизм, но и христианство, особенно в связи с тем, что римские императоры Юстиниан II и Константин V были женаты на хазарских принцессах, а греческие строители воздвигали в Хазарии крепости. К тому же христиане из Грузии, спасаясь от мусульман, бежали на север, то есть в Хазарию. В это время в Хазарии существует восемь епископий.
Сватовство князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде и ее отказ. Расправа с Рогволдом Полоцким. Владимир силой берет в жены Рогнеду.
Поход Владимира на Киев. Убийство великого князя Киевского Ярополка Святославича по приказу Владимира. Вступление Владимира Святославича на киевский престол. Женитьба Владимира на жене сводного брата Ярополка гречанке Юлии. Рождение у Юлии сына Святополка. Позднее 980 г. Князь Владимир реформирует языческий пантеон. Отправка воеводы Добрыни Любечанина наместником в Новгород.
Возведение в Новгороде идола Перуна. Поход Владимира против польского князя Мешко I. Завоевание городов Червень, Перемышль и других на Волыни. Усмирение вятичей и наложение на них дани. Подавление нового восстания вятичей. Покорение балто-литовского племени ятвягов и установление контроля над Судовией. Расправа язычников с христианами Иоанном и Феодором в Киеве. Поход Владимира на радимичей и покорение их.
Война Владимира с волжскими булгарами. Заключение мира с Камской Булгарией на выгодных для Киевской Руси условиях. Успешные действия великого князя Владимира против Хазарии, наложение на нее дани. Покушение Рогнеды на жизнь Владимира. Переговоры великого князя Киевского Владимира с представителями различных религий о выборе веры.
В целом, события 980 года в истории Руси оказались важными и направленными на развитие государства и культуры. Этот год стал поворотным моментом в истории Руси и заложил основы для последующих политических и культурных изменений. Войны против соседних народов В 980 году Русь активно вела военные действия против соседних народов.
Одной из главных войн была война с племенами печенегов, которые вторгались на территорию Руси и наносили ущерб ее населению. Русские воины, сражаясь с печенегами, проявили силу и мужество, несмотря на численное превосходство противника. Они смогли отразить несколько атак печенегов и защитить границы Руси. Кроме войны с печенегами, Русь также сражалась с другими соседними народами. В это время были проведены успешные военные кампании против племен балтских и финской народности. Русские воины показали отличные боевые навыки и эффективность в битвах с противниками. Войны против соседних народов позволили Руси расширить свои территориальные владения, укрепить свое положение и увеличить свою военную мощь. Они также помогли Руси укрепить свою экономику и культуру, развивая торговые и культурные связи с другими народами.
Таким образом, войны против соседних народов в 980 году имели огромное значение для истории Руси, они способствовали ее развитию и укреплению ее государственности. Политические пертурбации и изменения правления В 980 году на Руси произошли значительные политические изменения, которые повлияли на будущее правление и организацию государства. Главным событием стало свержение правящего князя Владимира Красное Солнышко.
Владимир возвратился с наемным варяжским войском и пошел на Ярополка, дорогой овладев г. Полоцком за то, что дочь полоцкого князя Рогволода, Рогнеда, предпочла ему Ярополка, силой женился на Рогнеде; затем, при содействии изменника боярина Блуда, главного советника Ярополка по смерти Свенельда, Владимир овладел Киевом. Ярополк послушался коварного совета Блуда, бежал из Киева и затворился в г. Родне, при устье реки Роси.
Креститель и Красное солнышко. Чем прославился князь Владимир Святославович
Первая религиозная реформа, принятая Владимиром Святым, - создание пантеона языческих богов. Это произошло в 988 г. При этом считается, что взятие Корсуни случилось в 989 году. В 983 -985 он воевал с племенами ятвягов и поволжскими болгарами В 988 году произошло крещение Руси.
Возникновение государства у восточных славян
- 980 год — Что такое 980 год
- События истории 980 года: что происходило важного?
- Причины проведения реформы
- 980 год — Энциклопедия
- Самые популярные