Большие затраты на Concorde до поры до времени не останавливали авиакомпании от использования сверхзвукового самолета. — Эксплуатация сверхзвуковых пассажирских самолётов началась 55 лет назад, но из-за проблем с безопасностью полёты прекратили. Первые сверхзвуковые пассажирские самолёты — советский Ту-144 и франко-британский «Конкорд» — были созданы в конце 1960-х годов. Точку в истории «Конкорда» поставило крушение одного из самолетов AirFrance при взлете из Руасси 25 июля 2000 года, после возгорания одного из его четырех турбореактивных двигателей.
Последний полёт сверхзвукового «Конкорда»
В мае 1986 года в «Толмачево» по пути в Токио прибыло сразу два «Конкорда». На борту одного был Президент Франции Франсуа Миттеран, на втором — премьер-министр Жак Ширак, которым, по французским законам, запрещено одновременно летать на одном самолете. По воспоминаниям очевидцев-авиаторов, в день прилета «Конкорда», за час до его посадки, в течение 2-часовой стоянки и еще на час после вылета в «Толмачево» были отменены все рейсы. К самому самолету, как и к его пассажирам, интерес был огромный, но люди в штатском не подпускали никого ближе, чем на 100 метров. Лайнеры приземлились друг за другом примерно в полдень.
При рулении самолета из кабины пилотов появился флаг Франции.
Главная особенность этого самолёта в том, что благодаря хитрой аэродинамике он будет производить очень мало шума даже при полёте на максимальной скорости, и это должно убедить авиационные ведомства в возможности сверхзвуковых полётов над обитаемыми территориями. Ещё один вариант — картинка, которая будет формировать нужную атмосферу: фотографии или видео мегаполиса, северного сияния, звёздного неба или джунглей — аналогичную концепцию взяли на вооружение разработчики беспилотных автомобилей и вовсю демонстрируют в своих прототипах. Тестовые полёты запланированы на 2021 год, а сертификация и начало поставок — на 2023.
Там тоже решили исследовать возможности возобновления сверхзвуковых полётов и, как и большинство участников рынка, сосредоточились на уменьшении шума. Форма планера самолёта X-59 QueSST напоминает ту, что несколько лет назад нарисовали японцы в рамках исследовательского проекта D-SEND, и уровень шума заявлен примерно такой же низкий — 75 дБ в воздухе и 60 дБ на земле. Главный вопрос — что будет с этой разработкой в случае успеха испытаний и будет ли и кем? Форма планера рассчитана так, чтобы не давать возмущениям воздуха от разных частей самолёта сливаться и усиливать друг друга, поэтому X-59 QueSST обещает быть таким беспрецедентно тихим.
Длина фюзеляжа — 29 метров, а максимальная масса — меньше 15 тонн. Высота полёта — 16,8 километра. Airbus: из Лондона в Нью Йорк за 1 час Пока одни пытаются одолеть сверхзвук, компания Airbus совместно со всё тем же японским аэрокосмическим агентством грезит уже о гиперзвуке. По сути это уже нечто среднее между самолётом и ракетой, потому что полёты предполагаются на высоте 32 км, в верхних слоях стратосферы.
Да и минимум один из двигателей будет ракетным, а также сохранится и традиционный турбореактивный для взлёта и низких скоростей, и главное — добавится гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель для полётов на «максималке», как у самых быстрых военных ракет. Грубый прогноз создания такого ракетолёта — 2050 год. Это стало возможно благодаря сильнейшим попутным ветрам над Атлантикой, которые дули как раз с такой скоростью. Причём это не единичное подобное достижение — до этого другие пилоты на таких же авиалайнерах проделывали маршрут за 5 часов 16 минут и 5 часов 20 минут.
Быстрейший из пассажирских сверхзвуковых полётов по маршруту Лондон — Нью-Йорк был осуществлён в 1996 году на «Конкорде» компании British Airlines. Он длился 2 часа 53 минуты — примерно столько сегодня продолжается, например, рейс Москва-Мюнхен.
Что ты делаешь в книжном?! Его назовут сумасшедшим, но он все равно сделает это, — восхищался Шолль на страницах журнала The Objective Standard. А начался он с крошечного внутрикорпоративного проекта, который все, даже в самой компании, считали глупостью». Шолля в 2006 г. Шолль буквально пошел по его стопам: набравшись опыта, в 2010 г.
Тем временем Хольден продал Pelago компании Groupon. А Шолль, в свою очередь, в 2012 г. Прошло не так много времени, и «Аполлон-10» достиг скорости 25 000 миль 40 000 км в час. Даже без транспортных средств люди стали двигаться с умопомрачительной скоростью. Летчик-испытатель Джо Киттингер в 1960 г. Но с тех пор мир не разгоняется, а, наоборот, замедляется. На автомобили ставят мощные двигатели, но показать, на что они способны, мешают ограничения скорости на дорогах и средства контроля за их соблюдением.
После окончания эксплуатации «Конкорда» мы летаем с той же скоростью, что и наши дедушки и бабушки 60 лет назад. На несколько месяцев раньше него, 31 декабря 1968 г. Но на практике с ноября 1977 г. Ту-144 всего семь месяцев возил пассажиров по маршруту Москва — Алма-Ата и был снят с полетов из-за убыточности. Но и здесь дала сбой экономика проекта, особенно когда нефть в начале 2000-х начала дорожать. Билет на последние рейсы между Лондоном и Нью-Йорком стоил 4350 фунтов в одну сторону. Почему мы полетели на Луну?
Это было: «Давайте покажем, что мы можем это и что наши ракеты лучше советских! Но Boom, по его словам, делает самолеты не ради престижа, а исключительно с целью коммерческой эксплуатации. Так что цены на билеты будут на уровне нынешних тарифов бизнес-класса, обещал Шолль TechCrunch: «Наша цель — сделать сверхзвуковые перелеты доступными для всех! Дело в том, что сверхзвуковому самолету не подойдет затупленный короткий нос обычного лайнера. Но из-за этого летчик не видит ВПП и садится вслепую. Пришлось делать механизм, который опускал нос при посадке и поднимал на высоте. Самолеты Boom экономят: у них нос неподвижен.
А полосу летчик видит благодаря видеокамерам и экрану с высоким разрешением. Власть предрассудков «Мне очень хорошо платили в Groupon. С определенного момента все деньги, которые я откладывал, шли в фонд на мои мечты и хобби. Это был фонд под названием «Я когда-нибудь куплю самолет», — рассказывал Шолль здесь и далее цитаты по The Objective Standard. В 2014 г. Шолль захотел открыть новый стартап. Он написал список идей, отранжировав их по привлекательности: чем ему интересно заниматься.
Шоллю потребовались знания в самолетостроении, и весь первый год он учился: «Если учебник не помогал мне что-то понять, я выбрасывал его, брал другой и читал до тех пор, пока все не вставало в голове на место». Ходил на лекции по физике, на уроки по дизайну самолетов, встречался с профессионалами отрасли. В итоге Шолль начал понемногу разбираться в том, за что взялся.
Фото: Lockheed Martin Экспериментальный сверхзвуковой самолет был представлен 12 января 2024 года и является результатом сотрудничества Lockheed и НАСА. Цель проекта — доказать, что сверхзвуковые полеты могут быть тихими. Шум, возникающий при преодолении звукового барьера, был одним из самых больших недостатков сверхзвуковых полетов. Основная цель X-59 — предоставить базу данных для регулирующих органов США, которые должны использовать ее для установления минимальных стандартов авиационного шума.
С помощью этого самолета НАСА хочет уменьшить сверхзвуковой шум, производимый такими самолетами. Исследователи, экспериментирующие с этой технологией, надеются использовать самолет, чтобы доказать возможность сверхзвукового ускорения. Они много думали над дизайном. Х-59 оснащен одним двигателем, который также используется на истребителях. Он расположен таким образом, чтобы шум был направлен в сторону от людей, находящихся на земле. Вместо громкого хлопка звук при преодолении звукового барьера должен быть больше похож на «тихий шлепок».
Последний полёт сверхзвукового «Конкорда»
После катастрофы в 2000 году руководство авиакомпании решило возобновить эксплуатацию авиалайнеров, однако дальнейшей истории «Конкордов» не суждено было продолжиться: линейку сверхзвуковых самолётов преследовала цепочка неудач. Ту-144 и «Конкорд»: куда пропали сверхзвуковые пассажирские самолеты? Сверхзвуковой пассажирский самолет Конкорд был создан путем объединения французского и британского производителей авиалайнеров и использовался с 1976 по 2003 годы. С их помощью можно повысить топливную эффективность самолета (на 30% по сравнению с «Конкордом») и частично справиться с главным проклятием сверхзвуковой авиации – звуковым ударом, возникающим от ударной волны. Другой сверхзвуковой самолет, франко-британский Concorde, эксплуатировали намного дольше — с 21 января 1976 года до 26 ноября 2003-го. Признав ненадежность и затратность сверхзвуковых самолетов, вслед за СССР, от них решили отказаться.
Конкорды в России
Самолет "Конкорд" - Aérospatiale - BAC Concorde | В этом коротком документальном фильме расскажем о создании сверхзвукового авиалайнера Конкорд Concorde. |
Академик РАН Сергей Чернышёв: Сверхзвуковые лайнеры скоро вернутся | Два сверхзвуковых пассажирских самолёта Конкорд одновременно взлетели 21 января 1976 года: борт British Airways направился из аэропорта Хитроу в Бахрейн, а борт Air France — из аэропорта Париж-Орли в Бразилию с остановкой в Сенегале. |
Академик РАН Сергей Чернышёв: Сверхзвуковые лайнеры скоро вернутся | Он опередил не только звук, но и весь мир – иностранный сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» взлетел на несколько месяцев позже. |
Легендарный сверхзвуковой Конкорд могут вернуть к жизни
Объятый пламенем самолёт не может набирать высоту, поэтому бортинженер отдаёт приказ: «Убрать шасси! Второй пилот отвечает отказом. Он прав, ведь по инструкции, если шасси повреждены, их убирать нельзя. Однако, если шасси всё же уберутся, есть шанс увеличить скорость и тем самым высоту. Командир отдаёт чёткий приказ: «Убрать шасси! Второй пилот поднимает рычаг, но шасси не убрались. Экипаж изо всех сил пытается сохранить нынешнюю скорость и немного опускает нос вниз. Звучит сигнализация об опасном сближении с землёй.
Диспетчер пытается связаться с пилотами, но тем не до переговоров. Очевидцы снимают последний полёт сверхзвукового лайнера. Всё левое крыло охвачено пламенем и, не выдержав высоких температур, начало плавиться. Огонь постепенно разрушает все элементы крыла. Пилоты из последних сил тянут штурвал на себя. Экипаж планирует сесть в Ле-Бурже, но командир, понимая, что у них ничего не получится, говорит: «Нет, слишком поздно... Это были последние слова капитана Кристиана Марти.
Угол атаки увеличивается до закритического и самолёт опрокидывается влево. Спустя несколько секунд Конкорд падает на здание местной гостиницы. В результате катастрофы погибло 113 человек — все 109 человек на борту и 4 человека, находившиеся в здании отеля. Еще один человек получил ранения. С пожаром удалось справиться лишь через полтора часа. От самолета почти ничего не осталось. Основной удар пришёлся на ресторан, который также полностью выгорел.
Горящий Конкорд в камерах очевидцев Трагедия такого масштаба не могла остаться незамеченной. Новость о крушении Конкорда повергла в шок всю Европу. Никто не мог поверить, что такой безопасный самолёт потерпел крушение. В этот же день из-за технических неполадок был отменён ещё один рейс Конкорда из Лондона в Нью-Йорк. Спустя полгода после крушения англо-французская комиссия предоставила результаты расследования.
Это был далеко не первый прилет в СССР. Новосибирк европейские сверхзвуковые лайнеры освоили еще раньше. В июне 1979 года в Токио проходила встреча первых лиц стран «большой семерки». Трасса пролегала на 1500 км севернее Хабаровска, после посадки в Сибири самолет снова севером уходил на Ленинград, к Северному морю и далее на юг, в Париж.
Иван Егорович также упоминает первый технический рейс «Конкорда» в «Толмачево», примерно за месяц до президентского визита информация не проверена. Этот рейс запомнился тем, что в его экипаже находился русский эмигрант, выросший во Франции.
Так, на прошлой неделе американский стартап Boom Technology объявил, что осуществил первый успешный испытательный полет экспериментального прототипа сверхзвукового самолета XB-1.
Самолет должен развивать скорость 2,2 Маха. Как и «Конкорд», этот самолет позволит совершить рейс из Лондона в Нью-Йорк за 3,5 часа. Однако только теоретически, поскольку его дальность на данный момент недостаточна для этого маршрута.
Поэтому самолету придется сделать остановку. В какой-то момент технология XB-1 будет использована в запланированном компанией Boom сверхзвуковом самолете Overture, в котором смогут разместиться от 64 до 80 пассажиров. Несколько авиакомпаний, таких как United, American и Japan Airlines, уже сделали предзаказ на самолет, а первые коммерческие полеты на нем состоятся уже с 2029 года, по крайней мере, если все пойдет по плану.
По цене авиабилеты должны составить конкуренцию билетам бизнес-класса на обычных дальнемагистральных рейсах. Скорость пассажирского самолета Overture составит 1,7 Маха — в два раза быстрее, чем у обычного пассажирского самолета. Фото: Lockheed Martin Экспериментальный сверхзвуковой самолет был представлен 12 января 2024 года и является результатом сотрудничества Lockheed и НАСА.
Идея заманчивая, ведь Concorde в свое время позволял летать одним днем из Европы в Нью-Йорк и обратно всего 3,5 часа от Лондона , а благодаря большой высоте из иллюминаторов было видно кривизну Земли и почти космическую темноту неба. Космических денег, правда, стоили и билеты, а особого удобства в салоне не было. Как передает автор и ведущий программы «Чудо техники» Сергей Малозёмов, в салоне всего по два кресла с каждой стороны. Такие узкие самолеты летают сейчас только на самых коротких региональных рейсах. В туалете тоже очень-очень-очень тесно, а чтобы выйти безопасно, нужно пригнуться, иначе неминуемо ударишься головой. В нескольких авиамузеях стоят Concorde и их советские собратья Ту-144.
"Конкорд" возвращается в небо
«Новый Конкорд»: сверхзвуковой самолет с максимальной скоростью 2700 км/ч уже готов к испытаниям. Конкорд — сверхзвуковой пассажирский самолёт, последний полёт которого состоялся 20 лет назад. Сверхзвуковой самолет «Конкорд» может снова подняться в воздух. Bombardier называет Global 8000 самым быстрым самолетом в гражданской авиации со времен Concorde – на основании того, что он преодолел сверхзвуковой барьер. Последние новости по теме Конкорд: "Конкорд" досрочно погасил кредит ВЭБа на 3,37 млрд рублей и сменил владельца. Еще пока "Конкорды" летали в небе над Атлантикой, начались разработки сверхзвуковых пассажирских самолетов второго поколения.
Прерванный полёт: 20 лет со дня крушения сверхзвукового лайнера «Конкорд» под Парижем
Тем не менее, несмотря на то, что ресурс "Конкордов" позволяет им летать до 2007 года, Air France решила свернуть программу, и прекратить полеты сверхзвуковых самолетов. Конкорд — это пассажирский сверхзвуковой самолет разработанный французскими и английскими инженерами. Другой сверхзвуковой самолет, франко-британский Concorde, эксплуатировали намного дольше — с 21 января 1976 года до 26 ноября 2003-го. «Конко́рд» — британо-французский сверхзвуковой пассажирский самолёт (СПС), одна из двух (наряду с Ту-144) моделей гражданских сверхзвуковых самолётов. Напомним, «Конкорд» — один из первых сверхзвуковых пассажирских самолетов.
Быстрее звука: проекты сверхзвуковых самолетов будущего
Самолет "Конкорд" - Aérospatiale - BAC Concorde. Фото. Видео. | Реактивный сверхзвуковой самолет оказался нерентабельным в условиях плановой экономики. |
«Конкорд» и Ту-144: почему после них не было «пассажирского сверхзвука» | В то время, когда Конкорд начал свою эксплуатацию, на рынке присутствовал и другой сверхзвуковой самолет — советский Ту-144, полеты которого уже проводились. |