В этот праздник уделяли внимание связи с предками и устраивали определённый ритуал восточных славян. Из-за того что 22 марта совместило в себе церковный праздник, второй день после весеннего равноденствия и язычество, существует несколько народных примет. Календарь праздников славян — шкатулка с драгоценными каменьями чародейных тайн иномирья. Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия.
День Сорока Сороков: почему 22 марта нужно печь жаворонков и поминать усопших
Праздник Жаворонки: почему этот день важен для славянских народов | Народный праздник Сороки, или Сорок сороков отмечается 22 марта. |
40 Святых (Сороки) | 22 марта в народной традиции назывался праздником «Сороки» или «Сорок Сороков». |
Комплексный центр социального обслуживания | Новости | Праздник сОроки (жаворонки). Древний славянский праздник весны Масленица. |
Церковный праздник 22 марта 2023: что нельзя делать, приметы, что можно делать | Календарь языческих праздников на древней Руси, славянские обряды и ритуалы, весенние, осенние, зимние и летние Дни Равноденствия: даты и значение традиций. |
Сороки, Жаворонки
В народе этот день считался днём второй встречи весны (первая была на Сретение 15 февраля, третью ждут на Благовещение 7 апреля) и одним из самых больших праздников в году. Народные традиции. Праздник встречи весны Жаворонки, праздник встречи весны Сороки. Когда отмечают Сороки, традиции празднования Сорок. как пекут жаворонков из теста. Из-за того что 22 марта совместило в себе церковный праздник, второй день после весеннего равноденствия и язычество, существует несколько народных примет. Праздник Жаворонки стал называться еще и "Сороками". Не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. В народном календаре проходит славянский праздник Жаворонки или Сороки. Один из ярких праздников в народном календаре славян, который приходится на 22 марта и в 2024 году выпадает на пятницу.
День сорока святых или Сороки: зачем 22 марта пекут жаворонков
Обсудить Редактировать статью Весенний праздник "Сороки" — древняя славянская традиция, связанная с приходом весны. Празднование встречи первых перелетных птиц в детских садах говорит о стремлении возродить этот православный обычай и познакомить детей с обрядами и традициями русского народа. Праздник весенних птиц Праздник "Сороки" отмечается согласно народному календарю восточных славян 22 марта, в день весеннего равноденствия. Само название праздника связано с днем памяти сорока севастийских мучеников, отмечаемым православной церковью. Однако праздничные обряды и ритуалы связаны не с этим событием, а с верой в то, что именно в этот день домой возвращаются первые перелетные птицы — жаворонки и кулики. Они приносят с собой весну и открывают путь всем остальным птицам, возвращающимся с зимовки в теплых краях. Весеннее равноденствие — день, когда зима заканчивается и начинается весна, день и ночь равняются. Праздник в народе назывался по-разному: "Сороки", "Жаворонки", "Кулики", "Тетерочный день". Последнее название связано, правда, не с птицами, а с особого вида обрядовыми печениями — тетёрами, изготавливаемыми в день весеннего солнцеворота в северных районах Руси. Они имеют круглую витую форму, так как символизируют солнце.
Традиция печь на праздник "Сороки" изделия из теста в виде солнца или птичек была распространена по территории всей страны. Называли их «жаворонками», «сороками», «куликами». Обряды праздника "Сороки" Праздник "Сороки" считался детским.
Народные приметы на 22 марта. Почему в день Сорок желательно покататься на качелях?
Опубликовано: 21 марта 2024 года Народные приметы на 22 марта. В пятницу, 22 марта 2024 года, верующие вспоминают 40 Севастийских мучеников. Генерал Агриколай призывал солдат отречься от веры и участвовать в гонениях на христиан. Однако, 40 героев остались верны своей вере в Христа, за что их бросили в темницы без воды и еды, где они, несмотря ни на что, продолжали молиться. Подвергшись пыткам, Севастийские мученики умирали с молитвой на устах.
Ждём вас на выставке «Народный календарь. Веснянка» по адресу: ул. Гимназическая, 67. Стоимость билета: 70 рублей.
Сороки был чрезвычайно почитаемый в народе праздник, один из самых больших и важных в году.
Он символизировал окончание зимы, был связан с весенним равноденствием и скорым началом полевых работ. На Руси говорили: «На Сороки день с ночью меряется : зима кончается — весна начинается». Одним из символов народного праздника были возвращающиеся из-за моря птицы. Считалось, что их возвращается сорок разных видов, но главным вестником весны считался жаворонок. Птиц, а особенно жаворонков следовало почтить специальным угощением: для этого хозяйки загодя пекли постное печенье в форме птичек, как правило, по сорок штук, в память воинов-мучеников.
Статьи по этнологии
Сценарий народного праздника СОРОКИ — ПРИЛЕТ ПТИЦ еще 15 фото. Сороки (с ударением на первый слог). Аутентичному обрядовому празднику «Сороки» не одна сотня лет. В народном часослове 22 марта обозначено, как праздник «Сороки» и имеет свои приметы и поверья: что можно и нельзя делать в этот день. В народном календаре проходит славянский праздник Жаворонки или Сороки. Один из ярких праздников в народном календаре славян, который приходится на 22 марта и в 2024 году выпадает на пятницу.
Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник?
Для теста брали два килограмма муки, 50 грамм дрожжей, 250 грамм растительного масла, стакан сахара, пол-литра воды, немного соли, горсть изюма. Тесто тщательно вымешивали, потом раскатывали в жгут, который делили ровно на сорок частей. Каждый кусочек жгута сворачивали в виде птички, формировали клювик и хвостик. Глазки делали из изюминок. Готовое печенье клали на смазанный растительным маслом противень и оставляли минут на двадцать, чтобы тесто немного поднялось. Потом смазывали печенье сладким крепким чаем и ставили в духовку или в печь. Выпекают такое печенье минут двадцать при температуре примерно 180 градусов. Готовое печенье нужно сбрызнуть водой и дать ему «отдохнуть» под чистым полотенцем. Печенье давали детям со словами: «Жаворонки прилетели, на головушку сели». Дети печенье не только ели, но и крошили птицам, произнося речитативы-заклички, приманивающие весну. Для защиты от утренних заморозков хозяйки на Сороки также пекли по сорок маленьких ржаных колобков, которые в течение сорока дней бросали из окон птицам.
Что нельзя делать 22 марта Поскольку Сороки — это большой церковный праздник, на Руси в этот день под запретом была любая работа, в том числе по дому и огороду.
Например, в этот день весны надо обязательно печь сдобу в виде жаворонков, которые возвращаются из тёплых краёв вместе с ещё 39 породами птиц. А поскольку жаворонок всегда символизировал весну, печенье формовали именно в виде этой крошечной птички. В этот день молились Албазинской иконе Божией Матери, принося ей благодарности и просьбы о защите, о вспоможении беременным и роженицам, воинам в далёком походе. Девушки вечерами пели «веснянки» — песни в особенном исполнении, напоминающие ауканье. Желающие поскорее выйти замуж должны были сварить 40 вареников и угостить ими парней. В этот день церковь давала послабление в пост, и люди могли есть пищу с растительным маслом. Приглашали родственников и старались собрать как можно больше народа. Ходили в храмы на специальную литургию. По традиции девушки отсчитывали 40 нитей и рвали их, чтобы ускорить приход весны, а женщины семейные засевальщицы раскидывали по огороду мак в надежде, что урожая будет в 40 раз больше.
В этот же день топтали «ряст» первую зелёную траву. Примета утверждала — кто оттопчет ряст, тот будет здоров весь год. Этим занимались даже пожилые люди. Праздничный декор На Сороки украшали деревья или кусты колокольчиками, лентами, цветами, насаживали на веточки или прикрепляли в развилках выпеченных жаворонков.
Севастийские воины, ставшие мучениками, были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал — и побежал к теплой бане. Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан. В народе этот день считался днём второй встречи весны первая была на Сретение 15 февраля, третью ждут на Благовещение 7 апреля и одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». Предвестниками весны считались жаворонки. Традиции праздника, или Зачем сегодня пекут жаворонков?
Это мероприятие было организовано с целью — пробудить у детей интерес к русскому фольклору и познакомить их с православными обычаями. В начале программы Елена Ивановна рассказала ребятам об этом народном празднике: почему он так называется, когда отмечается и что означает, каких обрядов и традиций в этот день придерживались на Руси, какие приметы и гадания в этот день присутствовали в народе. После познавательной части ребят ждала увлекательная развлекательная программа. Детьми с огромным удовольствием играли в народные игры, водили хороводы, пели русские народные песни.
В Смоленске отметили народный праздник Со́роки.
Все экспонаты изготовлены вручную мастерами автономной некоммерческой организацией «Центр развития народной культуры и ремёсел «Наследие». Ждём вас на выставке «Народный календарь. Веснянка» по адресу: ул. Гимназическая, 67.
А вот символом этого дня у славян с древних времён был жаворонок. Хозяйки на Руси традиционно 22 марта 9 марта по старому календарному стилю замешивали тугое дрожжевое тесто. Из него после лепили и выпекали в печи обрядовое печенье в форме птичек — жаворонков. Как правило, их готовили ровно 40 штук — по числу церковных Севастийских мучеников, почитаемых в эту дату. Такое печенье раздавали детям, чтобы те присказками и шутками быстрее закликали весну.
Крошки от «хлебных жаворонков» по традиции нужно было отдать прилетевшим птицам. Что можно и что нельзя делать в народный праздник «Сороки» Православная церковь на день памяти 40 святых мучеников Севастийских предписывает верующим отказаться от чрезмерного физического труда. Также в этот день продолжается Великий пост, а, значит существуют определённые запреты в пище. Нельзя употреблять мясо, растительные и животные жиры, молоко, рыбу.
Поскольку праздник Сороки, как правило, приходится на Великий пост , ритуальное печенье, которое пекли к этому дню, делали постным. История праздника Сорок сороков Русская православная церковь 22 марта вспоминает Сорок севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру в Севастии Малая Армения, современная Турция в 320 году при императоре Лицинии. Западные христиане чтут этих героических воинов 9 марта. История праздника такова. Во времена гонений на веру Христову сорок римских воинов-христиан отказались приносить жертву языческим богам, были за это подвернуты пыткам, а потом их раздетыми вывели на лед. Рядом затопили баню для отступников, готовых отказаться от веры.
После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо — и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. В народе жаворонок почитался как символ нового дня, надежды, радости и будущего счастья. Пение жаворонка необычайно звонкое. Поэтому и в литературе образ жаворонка жизнерадостный, добрый и встречается как в произведениях писателей, так и в народном творчестве — загадках, пословицах, закличках. Информационным сопровождением знакомства с народным праздником стала выставка «Зазываем весну жаворонками! Иван Тургенев в своем произведении «Деревня» с теплом пишет: «…На тысячу верст кругом Россия — родной край… Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки…». С ностальгией в «Песне жаворонка» вспоминает Иван Бунин: «Я помню себя еще маленьким мальчиком, когда я услыхал песенку жаворонка… Трель жаворонка звонкая, и что хранится в тайниках наших душ, что хранится там самого лучшего, откликается на нее…». На выставке представлены научно-популярные издания «Иллюстрированная энциклопедия птиц», альбом «Наши питомцы», «Птицы крымского полуострова» М. Бескаравайного, «Птицы зимующие в Крыму» Л. Сивельниковой, произведения Алексея Толстого «Ты знаешь край, где все обильем дышит... Дополняют выставку сборники «Русский фольклор», «Как у наших у ворот…», «Копилка народной мудрости». Романс «Жаворонок» сл.
Сорок сороков, или день весеннего равноденствия, 22 марта 2023 года: Что делать в день Жаворонка
А самый красивый народный обычай этого дня – печь постные булочки в форме жаворонков. Праздник весенних птиц Праздник "Сороки" отмечается согласно народному календарю восточных славян 22 марта, в день весеннего равноденствия. Сороки (праздник) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сороки (значения). Сороки Обрядовое печенье «Жаворонки» Тип народно-православный иначе Жаворонки, Кулики, Заклички, Сорок сороков также Сорок мучеников (христ.). В народном часослове 22 марта обозначено, как праздник «Сороки» и имеет свои приметы и поверья: что можно и нельзя делать в этот день. Есть и народный праздник Сороки, жаворонки 22 марта — его считают вторым началом весны.
О птице сороке , празднике Сорока Севастийских мучениках и о народной куколке "Сорока"
В народном календаре праздник носит название Сороки (с ударением на последний слог). Тема: Праздники Жаворонки печеные Встреча весны Жаворонки Праздник птички Жаворонки весенний 22 Марта сороки Жаворонки Обрядовое печенье Жаворонки Сороки Жаворонки праздники славян Булочки для детей Башкирский народный праздник Каргатуй Жаворонки. Народный праздник Сороки, известный также как день 40 Севастийских мучеников, отмечают 22 марта 2024 года, по старому стилю — 9 марта. Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 24 июня (7 июля).
Сороки, Жаворонки
А неженатая молодёжь обязана была принимать участие в совместных играх, посвящённых любви и браку. Летние праздники Михаил Боскин «Хоровод», 1910. Фото с сайта art-catalog. В этот день пекли печенья-лесенки, олицетворяющие одновременно и вознесение Христа на небо, и рост злаков.
Лесенки из теста приносили на поле и подбрасывали, чтобы колоски были повыше, а потом съедали. С этой же целью на Вознесение в поле катали яйца, жарили яичницу, а после съедения ложки бросали вверх. Или приносили на поле блин и яйцо, откусывали от них, а остальное закапывали в землю.
Часть обычаев Вознесения похожа на то, что делали на троицкой неделе. Христианские праздники начала лета унаследовали древние традиции, связанные с летним солнцеворотом — как и в случае с зимними святками, ни один из них не совпадает с ним в точности, но все по-своему его дублируют. На Вознесение устраивали «крещение» и «похороны» Кукушки — куколки в девичьем наряде, которую часто делали из травы «кукушкины слёзки», но это могла быть просто ветка дерева, букет цветов или венок.
В этом ритуале участвовали только девушки. Они сажали Кукушку под берёзку, накрывали платком и крестили, после чего кумились — пели песни, целовались через кольцо из веток и обменивались нательными крестиками в знак вечной дружбы. Здесь же девушки устраивали совместную трапезу, а Кукушку закапывали в землю в тайном месте или оставляли на дереве.
Семик и Троица Седьмая неделя после Пасхи обычно это июнь была праздничной — её называли семиковая, русальная, зелёная. Самыми важными днями на этой неделе были четверг — Семик; родительская суббота, в которую ходили на кладбище, и воскресение — Троица она приходилась на 50-й день после Пасхи. Люди думали, что в это время русалки покидают водоёмы — поэтому неделя и называлась русальной.
Вопреки образу в современной массовой культуре, у славянских русалок хвоста не было — они гуляли по полям, водили хороводы и качались на ветках деревьев. Ученые связывают русалок со словом rosalia — то есть цветы: русальная неделя приходилась на цветение хлебов. Ритуалы на троицкой неделе посвящены молодой зелени и цветению — люди украшали деревцами, зелёными ветками, букетами цветов и свежей травой всё, что только можно.
Встречаться с русалками было опасно — они могли утопить или защекотать до смерти, но считалось, что там, где они прошли, особенно хорошо растут злаки. Главной героиней этого праздника была молодая украшенная берёзка — вокруг неё плясала, играла, пела и пировала молодёжь — в первую очередь, девушки. В Семик нарядно одетые девушки в зелёных венках заламывали берёзку.
Они шли в лес, выбирали там подходящее деревце и украшали его ленточками, завивали длинные ветки кольцами или пригибали их к земле, сплетая с травой. Главная героиня праздника Семик на Руси была береза. Фото с сайта kelohouse.
На Троицу вновь находили ту же берёзку, развивали её ветки, срубали деревце и торжественно несли его в селение — там вокруг него водили хороводы и пели. В Духов день понедельник после Троицы этот праздничный период заканчивался — берёзку топили в реке или разрывали её на части. Берёзовые ветки потом могли хранить как оберег во дворе и в хозяйственных помещениях.
Кроме берёзки также могли топить, разрывать, хоронить Русалку или Кострому — набитую соломой куклу-девушку, которую перед этим шуточно отпевали и оплакивали ряженые женщины. Иван Купала Последним по-настоящему крупным праздником лета был Иванов день, Иван цветной 7 июля и примыкающая к нему Аграфена Купальница 6 июня. Начиная с Аграфены, можно купаться реках и озёрах — в честь этого совершали коллективные купания, а также парились в бане с вениками из свежей травы.
Особенно полезным считалось умываться утренней росой и купаться на заре. Парни на Иванов день развлекались тем, что обливали всех встречных водой — особенно, конечно, девушек. Поскольку люди верили, что к Аграфене и Ивану Купале растения делаются наиболее целебными, в эти дни и ночи занимались заготовкой лекарственных трав и банных веников на весь год.
Растениям в этот период приписывали волшебные свойства — говорили, что деревья и травы могут перемещаться и говорить друг с другом. Травы и коренья собирали как средства на все случаи — от болезней, от грозы, от ведьм, от воров. Главным магическим растением считался цветок папоротника, который будто бы появляется лишь несколько мгновений ночью на Ивана Купалу.
Его стерегут черти, но, если его добыть, можно находить клады и исполнять любые желания. Иван Соколов «Ночь на Ивана Купалу», 1856. Вместо сна люди ели, пили, веселились и жгли большие костры, через которые прыгали сами и прогоняли свой скот — они верили, что огонь очищает от любого зла.
В купальских кострах жгли одежду больных, считая, что это поможет им выздороветь. Как и в зимний солнцеворот, на Иванов день скатывали с горы горящее колесо. Другие летние праздники После Ивана Купалы вплоть до зимних святок таких масштабных праздников не было — из-за большого количества работы.
В Петров день 12 июля провожали весну. Молодёжь ночевала в поле, карауля восход — считалось, что в этот день, как и на Пасху, солнце «играет». Об Ильином дне 2 августа говорили: «До обеда лето, после обеда осень».
С этого дня больше нельзя было купаться. Илью-пророка побаивались, поскольку ассоциировали его с грозой и наделяли качествами дохристианского бога-громовника Перуна. Чтобы задобрить его, на Ильин день в церковь приносили баранью ногу и другие продукты.
Последний пучок колосьев принято было оставлять на поле не сжатым — его часто загибали к земле и немного прикапывали — завивали бороду.
Девушки исполняли магические обряды, которые должны были содействовать быстрейшему наступлению теплых весенних дней. Чтобы победить таинственные силы, которые землю в зимнем плену держали, разорвать путы, девушки утром на Сороки разрывали 40 веревочек или разламывали 40 дощечек. Старшие наблюдали за погодой и исполняли различные обряды, направленные на получение хорошего урожая. Зима кончается, весна начинается. У славян существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.
Солнышко, нарядись, Красное, покажись!
Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света! Обряд «кликанья» весны сопровождался специальными песнями — веснянками [25]. После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был» [26]. В Воронежской губернии жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям [24]. Куличи бросали через сарай.
Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж [21]. С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева [27].
Первое полнолуние после Ярилина дня, например, считалось самым подходящим временем для зачатия ребенка. Волхвы считали, что именно тогда организм человека находился на подъеме, был полон небесной энергии и подготовлен к зачатию сильного, жизнеспособного потомства. И природа, в свою очередь, благотворно влияла на человека, всеми силами помогая ему в важном действе. В ночь перед праздником люди отправлялись к языческому капищу на торжественное славление. Волхвы разводили на жертвеннике ритуальный огонь, который поддерживали до восхода солнца. В эту ночь мужал Ярило — бог возрождения природы, плодовитости, весеннего солнца, и огонь символизировал это возмужание. Те, кто не мог отправиться на славление и оставался дома, должен был до утра поддерживать огонь в печи или жечь до утра свечу. Считалось добрым знаком, если хозяйка приносила с капища частицу жертвенного огня и обновляла пламя в домашнем очаге. Утром люди снова собирались на капище, наряженные в праздничную одежду, оставаться в это время дома считалось дурной приметой. У жертвенников волхвы освящали крашенки для праздничного угощения и писанки. Крашенки — это вареные яйца, покрашенные природными красителями в один цвет. Крашенки ели за столом в Ярилин день, ими играли в обрядовые игры. Писанки — сырые яйца, разрисованные символическими узорами, они символизировали человеческий мир, который оплодотворяет небесная сила ради появления нового урожая и продолжения непрерывного творения мира. Писанки никогда не варили, их расписывали сырыми, чтобы не убить живую силу зарода. Различали три основных вида писанок: аграрные — с рисунками ростков, снопов и другой земледельческой тематики, погребальные — на них для усопших наносили символы богатства и изобилия, жертвенные — где для богов рисовали три мира с населяющими их существами. По окончании утреннего славлення все его участники братались, приветствовали друг друга и поздравляли с праздником. Ссориться в такой день считалось недопустимым. Дома семьи угощались крашенками и другой освященной пищей. Скорлупу от съеденных яиц полагалось бросить в реку, чтобы известить весь мир о Ярилином дне.
Народный праздник сороки
Уже в христианской традиции праздник стал Днем сорока мучеников Севастийских (9 марта) на языке народа же название Сороки, а иногда Кулики. На день весеннего равноденствия в марте месяце приходится древний славянский праздник Жаворонки, который мало кто знает и даже люди золотого возраста уже почти и не вспоминают. Со́роки, Жаворо́нки — день народного календаря у славян, приходящийся на 9 марта (22 марта). В народной этимологии название дня произошло от Сорока мучеников севастийских. Сценарий народного праздника СОРОКИ — ПРИЛЕТ ПТИЦ еще 15 фото.
Приметы и запреты народного праздника «Сороки», отмечаемого ежегодно 22 марта
Старинный славянский праздник "Жаворонки" празднуют 22 марта | Аутентичному обрядовому празднику «Сороки» не одна сотня лет. |
«Народный праздник Сороки» — Межпоселенческий культурно-досуговый центр | 22 марта - приходится древний славянский праздник «Сороки». |
22 марта в народном календаре отмечаются Сороки — рассказываем про традиции и атрибуты праздника | 22 марта 2024 года Церковь празднует память сорока мучеников Севастийских. |
Сороки, Жаворонки - 22 марта. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2024 | Сороки (с ударением на первый слог). |
22 марта отмечаем «Жаворонки» - Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет | В этот день близкие военнослужащих молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их сыновья, мужья и братья благополучно закончили военную службу. В народе 22 марта издавна считают днём второй встречи весны. |
Народный праздник Сороки, или Сорок сороков отмечается 22 марта
В этот день ждали прилета пернатых с зимовки, а главными вестниками весны считались жаворонки отсюда и второе название праздника — Жаворонки. Считалось, что крылатых путешественников нужно хорошо встретить и в первую очередь накормить. Для этого хозяйки пекли булочки в виде птичек — их обязательно должно быть 40 штук. По поводу видовой принадлежности сдобы в разных уголках Беларуси имелись разночтения. Так, в Брагинском районе жаворонки превращались в голубей, в Ветковском — в галок, в других местностях их именовали куликами.
Различалось и практическое применение выпечки.
Сердечно приглашаем всех на праздник «Сороки», где Вы познакомитесь с весенними закличками, поиграете в народные игры, испечете постное печенье «Жаворонки» по традиционным рецептам. Опытная мастерица-кукольница научит взрослых и детей своими руками делать текстильную игрушку «Птичку-невеличку».
Вас ждут весенние хороводы, уличные игры, молодецкие забавы, песни под гармонь и хорошее настроение. Прекрасно проведете выходные на свежем воздухе...
Традиции зазывания весны сложились в добровских селах почти в одно время с Волченскими узорами. Например, игра «Ручеёк» появилась как символ таяния снега. А чтобы призвать теплую погоду, крестьяне раньше жарко топили печи, а дети пели обрядовые песни-заклички. Наши предки считали, что тёплый ветер приносят перелётные птицы. Так родился обычай выпекания жаворонков из дрожжевого теста в день весеннего равноденствия.
Праздник "Сороки" отмечается согласно народному календарю восточных славян 22 марта, в день весеннего равноденствия. Само название праздника связано с днем памяти сорока севастийских мучеников, отмечаемым православной церковью. Однако праздничные обряды и ритуалы связаны не с этим событием, а с верой в то, что именно в этот день домой возвращаются первые перелетные птицы — жаворонки и кулики. Они приносят с собой весну и открывают путь всем остальным птицам, возвращающимся с зимовки в теплых краях.