В рамках мероприятия участники обсуждали экономическое сотрудничество стран «Совета экономической взаимопомощи» (СЭВ) в 1941-1991 гг. в условиях Холодной войны.
Легендарный СЭВ
Взаимное сотрудничество стран-членов СЭВ обеспечивало их относительно стабильное экономическое развитие на протяжении 60-х — 70-х годов. Итак, фестиваль «Восток-Запад» именно о том времени, в котором по-братски делили между собой автомобильные трассы стран СЭВ мало знакомые нынешнему поколению «Сирены». Премьер отметил: интеграция идет не только в рамках Евразийского экономического союза. Россия укрепляет связи и в формате Союзного государства с Белоруссией, и на пространстве.
Новости часа
СЭВ Совет экономической взаимопомощи.Или чем ответил СССР на создание ЕЕС .. - YouTube | На 46-й сессии страны — члены СЭВ единогласно подписали Протокол о расформировании организации. |
Request Rejected | Подробно характеризуется роль Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в решении народ-нохозяйственных задач России и стран ЦВЕ. |
Совет экономической взаимопомощи: опыт прошлого, полезный для будущего | На экраны страны вышел ремейк культового советского детского сериала. У которого нет шансов тоже стать культовым. |
28 июля 1991 года был распущен СЭВ — "Совет экономической взаимопомощи"
Решение было закреплено межправительственными соглашениями, заключенными в 1959 г. Проект нефтепровода был разработан московским институтом "Гипротрубопровод" и утвержден постоянной комиссией СЭВ по нефтяной и газовой промышленности. Агрегаты для насосных станций поставлялись из ГДР, средства автоматики - из Венгрии, различная арматура и клапаны - из Чехословакии. Поставками труб, техники и основными проектными и строительными работами занимались предприятия СССР, в том числе тресты Министерства нефтедобывающей промышленности и Главного управления газовой промышленности СССР. Строительство началось 10 декабря 1960 г. В 1962-1963 г. Подача нефти от Альметьевска в страны СЭВ была запущена 4 ноября 1954 г. В 1967 г. О строительстве трубопровода был снят документальный фильм "Магистраль" режиссер - Роман Григорьев. Общая длина трубопровода составила 4 тыс.
Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. Формально СЭВ был распущен в 1991 году.
Ослаблению связей этих стран с СССР будет способствовать и нехватка у обеих сторон свободно конвертируемой валюты, а также приоритетная заинтересованность восточноевропейских стран в развитии экономических связей с Западом. Как сказал на прошедшей 5 января пресс-конференции в СЭВ заместитель Председателя СМ СССР Степан Ситорян, СЭВ не прекращает свою работу, а преобразуется в новую организацию потому, что между странами - членами бывшего совета "возникли определенные экономические отношения, которые ломать не стоит". Предполагается, что новая организация будет выполнять в основном консультативные и информационные функции. Ожидается также, что членами новой организации будут те же страны, которые ранее входили в СЭВ, за исключением бывшей ГДР. По словам Ситоряна, возможно, что в новую организацию войдет Албания. Ситорян также отметил, что если ранее "в некоторых вопросах деятельности СЭВ наблюдались элементы диктата со стороны СССР, то создавшаяся новая ситуация поставила Союз в равные условия со всеми".
СЭВ — Совет экономической взаимопомощи, развивавшийся странами «социалистического лагеря» такой реальной альтернативой действительно был. Не идеальной, конечно, но альтернативой. Директор Института всеобщей истории РАН.
Советский экономический вызов Западу 70 лет назад. Валентин Катасонов
Что дал СЭВ мировой экономике? Страны-участницы Совета в конце 1960-1970-х годах выступали реципиентами западных передовых технологий, применяли их у себя, а свои разработки, вполне конкурентоспособные, поставляли на рынки Азии, Северной Африки, Латинской Америки, взамен получая достаточно дефицитные сырьевые ресурсы и пытаясь развивать там совместные предприятия, иногда даже с посредничеством некоторых западных стран, например, ФРГ. У современных исследователей существует два взаимоисключающих взгляда на СЭВ. Согласно первому из них, который распространен среди представителей старшего поколения — это был провальный проект, изначально безнадежный, и предмета для обсуждения тут нет. Липкин считает иначе. Он утверждает, что Совет экономической взаимопомощи вовсе не обязательно сравнивать с Европейским союзом, поскольку он изначально не замышлялся как наднациональное образование, как это утверждалось, например, в основополагающих документах ЕОУС, Евратома и ЕЭС. Как раз в этом и заключалась притягательная сила СЭВ: в 1970-е годы туда стремились вступить десятки стран.
Вопрос международного права особенно остро встал перед СЭВ в 1970-х годах. Еще при Л. Брежневе была предпринята попытка одновременно поднять статус этой организации и вести переговоры с Европейским сообществом о равноправном сотрудничестве. Но тут же выяснилось, что нужно поднимать вопрос о наднациональных структурах. По этому вопросу страны-участницы СЭВ разделились, поскольку у них изначально был разный стартовый уровень развития. Например, Румыния и Болгария были заинтересованы в том, чтобы через механизмы СЭВ добиться больших привилегий в торговле с западноевропейскими странами, но они понимали, что позиции их слишком слабы для того, чтобы они смогли делегировать свои полномочия некоей внешней силе.
Напротив, такие страны, как Польша и Венгрия, были готовы к этому, и даже настаивали на том, чтобы был выбран именно этот вариант интеграции. За время своего существования СЭВ пережил несколько волн реформ. В 1962 году их инициатором выступила Варшава, причем ее инициатива была предпринята вовсе не по указанию Москвы. Наоборот, Советский Союз тормозил эти преждевременные, по его мнению, усилия Польши, а также более поздние предложения, направленные на формирование в рамках Совета единой внешнеполитической линии, обязательной для соблюдения всех ее членов. Материалы обсуждения Комплексной программы социалистической экономической интеграции в 1968-1969 годах, которые были малоизвестны в самом Советском Союзе, показывают, что Варшава и Будапешт хотели привязать Москву к этим коллективным решениям. Они видели в углублении интеграции возможности для сохранения и укрепления собственного суверенитета, а более слабые страны, такие как Румыния, Монголия, напротив, опасались, что могут оказаться в позиции сельскохозяйственного придатка.
Поэтому София и Бухарест оставляли за собой свободу рук в различных внешнеполитических акциях. В конечном итоге СССР, обсуждая эту Комплексную программу в течение нескольких лет, пошел на массу уступок союзникам, отказавшись, в частности, от подписания обязывающего международного договора. Помимо масштабной комплексной программы на 100 страниц была и закрытая часть, где были отражены наиболее спорные документы. Следы этого документа впервые обнаружила в архивах бывшей ГДР финская исследовательница Суви Кансикас, а затем был найден и сам документ, который не существовал в описи. В нем оказались не только спорные вопросы, но и те из них, которые не хотелось излишне светить: отношения с третьими странами, развитие электроники и перспективы создания единой электронно-вычислительной системы стран СЭВ. Но при анализе итогов развития Совета можно зайти совершенно с другого ракурса.
Например, с 1960 года существует Европейская ассоциация свободной торговли ЕАСТ , которая изначально предполагала более свободную, без жесткого администрирования, форму интеграции, чем Евросоюз. Тогда ситуация выглядит вполне успешной.
Югославия входила в СЭВ с 1964 на правах ассоциированного члена. Куба вступила в организацию в 1972 году. В рамках сотрудничества члены организации иногда производили какую-то советскую продукцию, например, в Болгарии собирали автомобили «Москвич».
Страны СЭВ. СЭВ в 1973—1990 годах Начало и середина 1970-х для СЭВ получились относительно удачными благодаря недолгому периоду роста цен на нефть и кризису в капиталистических странах.
А если мы в ответ ударим не просто по нервам, а остановим поставки чего-нибудь такого, без чего они жить не могут, то будет очень эффективно. Особенно, это касается стран Балтии, потому что страны Балтии живут на русском транзите до сих пор», — сказал Журавлев. По его словам, среди грузов, поставку которых проще всего приостановить в Финляндию и страны Балтии, — китайские товары, транзит которых в Европу через Россию не прекращается.
Накануне Давыдов обвинил страны Балтии и Финляндию в «саботаже» международной торговли и умышленном создании очередей из фур на границе с Россией.
Буш в 1991 году. Сформировался однополярный мир, в котором главенствующее место было у США. В результате распада СССР усилилась эмиграция на Запад граждан страны, которых привлекал капиталистический уклад жизни. США и страны капиталистического лагеря провозгласили полную победу над социализмом. Однако, события последующих лет показали, что противостояние не закончилось, а перешло в новую фазу. Холодная война 2. Тем не менее, учитывая цели и задачи противостояния, подобные конфронтации в будущем исключены не были. Более того, уже сегодня появился термин «холодная война 2. Ниже предлагаем небольшой экскурс в историю ситуации.
Вот одно видение будущего: в половине мира автомобили без водителя, построенные Baidu и связанные с беспроводным оборудованием 5G от Huawei, перевозят жителей, которые делают покупки в интернете с Alibaba и размещают свои записи на WeChat. При другом подходе и взгляде на ситуацию, в сегменте доминируют такие компании, как Amazon, Google, Facebook, Tesla и Ericsson. С одной стороны, интернет жестко контролируется; с другой стороны, это пространство намного свободнее. Для некоторых политиков и ученых усиливающаяся напряженность в отношениях между США и Китаем указывает на «холодную войну 2. Это перспектива, чреватая опасностью, подпитываемая ястребами с обеих сторон. Тем не менее, её развитие потребует полного демонтажа глобальных цепочек поставок и сетей, которые лежат в основе поразительного роста Китая. Также многие считают, что новая холодная война не будет выглядеть как последняя. Этот шаг может нанести ущерб крупнейшей китайской технологической компании, но также ускорит стремление Пекина к технологической самообеспеченности. В ответ официальные лица в Китае говорили об ограничении своего экспорта редкоземельных металлов, используемых во многих технологических продуктах, и о борьбе с «ненадежными иностранными организациями».
XXVII Форум современной журналистики «Вся Россия-2023»
Новости Швеции на русском языке | Двадцать седьмой Форум вновь станет самым заметным событием политической и культурной жизни страны. |
Развитие вычислительной техники в России, странах бывшего СССР и СЭВ (SORUCOM 2023) | Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы. |
Холодная война между СССР и США: причины начала и итоги | настало, пожалуй, время подбить баланс по странам соцлагеря, ибо число выявленных значительно. |
Легендарный СЭВ: как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха | В очередном выпуске проведем исторический анализ развития Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) за первые 30 лет его существования с позиций глобальной и. |
Почему СЭВ, дав миру уникальные бренды, ушел в небытие
Так, страны социалистического лагеря внутри СЭВ удовлетворяли свои потребности в нефти и нефтепродуктах, зерне, черных и цветных металлах за счет поставок из СССР. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. На долю стран-членов СЭВ в 1975 г. приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 г. в несколько раз. Страны помогали развивать экономику друг-друга: например, совместно странами СЭВ был построен медно-молибденовый гороно-обогатительный комбинат в Восточной Монголии. Премьер отметил: интеграция идет не только в рамках Евразийского экономического союза. Россия укрепляет связи и в формате Союзного государства с Белоруссией, и на пространстве. После Второй мировой войны так называемые «социалистические» страны приняли двусторонний клиринг в рамках СЭВ, единственный метод, применимый к внешней торговле в.
Новости судоходства стран – членов СЭВ
«Россия — страна возможностей» — | Предполагается, что участниками новой организации станут все страны, входившие в СЭВ, за исключением бывшей ГДР. |
Новости Швеции на русском языке | Важной целью СЭВ было поднять отстающие страны до уровня передовых индустриально развитых стран. |
СЭВ Совет экономической взаимопомощи.Или чем ответил СССР на создание ЕЕС .. - YouTube | Советский Союз экспортировал в другие страны СЭВ больше, чем импортировал из них. |
Почему СЭВ, дав миру уникальные бренды, ушел в небытие | Заметим: СЭВ, призванный обеспечивать экономическую интеграцию социалистических стран, был создан раньше, чем первые ростки интеграции появились в Западной Европе. |
К 70-летию Совета экономической взаимопомощи: taen_1 — LiveJournal | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Техника стран СЭВ и ОВД
Экономика стран Восточной Европы развивалась успешно и в темпах развития даже опережала западноевропейские страны ЕЭС. Только Чехословакия до начала Второй мировой войны не уступала в промышленном развитии странам Западной Европы, но даже не гитлеровская Германия, а США приложили все силы для разрушения промышленности Чехословакии. Реформы в отношениях со странами — участницами СЭВ, проводимые при Хрущеве, как и подавляющее большинство проводимых им реформ, не были до конца продуманы и наносили ущерб СССР. Например, в 1959 году производство самого массового и незаменимого в сельскохозяйственной авиации самолета Ан-2, которому не было равных в мире, было передано Польше.
В 1965 году Польша начала серийное производство легкого с двумя газотурбинными двигателями вертолета Ми-2, производство которого также было передано СССР Польше. США не могли создать подобного вертолета до 1971 года. Мир не создал для обработки сельхозугодий лучшей авиационной техники, чем самолет Ан-2 и вертолет Ми-2.
Кроме того, они изготавливались в пассажирском варианте для местных авиалиний, а также в санитарном и других видах. Россия в настоящее время для перевозки небольшого количества людей и грузов вынуждена использовать более дорогостоящие в эксплуатации тяжелые вертолеты вместо рассчитанного на восемь пассажиров и 800 кг груза вертолета Ми-2. Передача производства двух выдающихся типов авиационной техники, остро необходимых народному хозяйству СССР, конечно, наносила ущерб экономическим интересам страны.
Та же Польша не испытывала никаких затруднений в помощи и количестве заказов на строительство кораблей. К сожалению, в настоящее время страны Восточной Европы забыли, что основное количество ныне действующих в странах бывшего СЭВ производственных включая пищевые отрасли , транспортных и энергетических мощностей было создано с помощью СССР или исключительно Советским Союзом. Наряду с наукоемким производством в страны СЭВ было передано значительное количество производства товаров легкой промышленности.
Эти товары пользовались большим спросом среди населения Советского Союза. Спрос опережал предложение и обеспечивал интенсивное развитие легкой промышленности стран — членов СЭВ. По решению Сессии СЭВ 10-е заседание Сессии, декабрь 1958 года осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» свыше 4,5 тыс.
Окончательное решение о названии новой организации и о принципах, на которых она будет строить свою работу, будет принято на 46-й сессии СЭВ, которая пройдет 27-29 февраля этого года. Как отмечают наблюдатели, решение о преобразовании СЭВ в новую организацию по существу означает ликвидацию совета как международной структуры, созданной по инициативе СССР и функционировавшей в значительной мере исходя из советских политических и экономических интересов. Совет экономической взаимопомощи The Council for Mutual Economic Assistance учрежден в январе 1949 г. В 1950 г. С 1964 г. Основной принцип деятельности СЭВ - совместная плановая деятельность членов совета - отражает попытку распространить идеи централизованного планирования и административного управления экономикой на сферу международных экономических отношений.
Премьер-министр Румынии Петру Гроза прокомментировал оказанную СССР помощь: «Годы засухи поставили нас в тяжелое положение… Мы были вынуждены снова стучаться в двери наших друзей на востоке. Мы знаем, что у них была засуха и что, несмотря на это, они дали нам взаймы в прошлом году 30 тыс. Несмотря на это, мы снова обратились к нашим друзьям, и они поняли нас и помогают нам снова…».
В той же Румынии совместными усилиями румынских нефтяников и советских специалистов к апрелю 1945 года удалось восстановить 1 217 из 1 450 нефтяных скважин, что позволило значительно увеличить добычу нефти. Надо отметить, что в планах СССР при Иосифе Сталине не было создания нового самодостаточного региона в Восточной Европе или чрезвычайно успешной экономики. Восточная Европа прежде всего вошла в сферу особых интересов СССР после Второй мировой войны как пространство, которое отделяло его от Германии, от Западной Европы, проамериканской. И тем не менее, несмотря на тяжелейшее послевоенное положение в самом СССР, странам Восточной Европы была оказана существенная материальная и экономическая поддержка для восстановления после войны. Планировать создание чрезвычайно успешной экономики в странах Восточной Европы начали при Никите Хрущеве, вероятно, потому, что в 1957 году западноевропейские страны сформировали Европейское экономическое сообщество ЕЭС. Штаб-квартира организации находилась в Москве. Работа структур СЭВ соответствовала работе аппарата большого государства. Экономика стран Восточной Европы развивалась успешно и в темпах развития даже опережала западноевропейские страны ЕЭС. Только Чехословакия до начала Второй мировой войны не уступала в промышленном развитии странам Западной Европы, но даже не гитлеровская Германия, а США приложили все силы для разрушения промышленности Чехословакии.
Реформы в отношениях со странами — участницами СЭВ, проводимые при Хрущеве, как и подавляющее большинство проводимых им реформ, не были до конца продуманы и наносили ущерб СССР. Например, в 1959 году производство самого массового и незаменимого в сельскохозяйственной авиации самолета Ан-2, которому не было равных в мире, было передано Польше. В 1965 году Польша начала серийное производство легкого с двумя газотурбинными двигателями вертолета Ми-2, производство которого также было передано СССР Польше. США не могли создать подобного вертолета до 1971 года.
И вряд ли случайно СЭВ именно как интеграционный союз все 50-е годы существовал практически только на бумаге, тогда как реальное сотрудничество шло в форме двусторонних отношений, а проще сказать, содействия СССР клиентским странам.
Советский Союз помогал восстановлению и становлению экономик восточноевропейских стран, в той или иной степени воспроизводя собственную модель с госпланом, централизованным управлением, преобладающей ролью промышленного производства, монополией государства на внешнеторговые операции и так далее. До середины 60-х годов СССР оказал содействие в строительстве более 100 машиностроительных заводов и сам открыл свой рынок для сбыта этой продукции партнеров по СЭВ. К началу 70-х годов все европейские страны СЭВ можно было отнести в разряд индустриальных с преобладанием тяжелой промышленности. Параллельно их экономики прочно привязывались к советской - на начальном этапе через поставку необходимого оборудования и технологий, недостающего промышленного сырья, а затем во все большей степени — через поставки энергоносителей. Наибольший рост индустриализации, разумеется, пришелся на аграрные до того страны.
Одновременно происходило и выравнивание уровней развития отдельных государств-членов: если на начальном этапе разрыв между наиболее высоким и самым низким уровнем национального дохода составлял порядка 3,2:1, то через двадцать лет — 1,3:1. Уровень же внутрирегиональных связей колебался от 43 процентов во внешней торговле Румынии до 77 — у Болгарии. У Монголии он составлял 95 процентов, но то был все же особый случай, да и вся торговля, по сути, приходилась на поставки из СССР.
Информация для населения
Взаимное сотрудничество стран-членов СЭВ обеспечивало их относительно стабильное экономическое развитие на протяжении 60-х — 70-х годов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 году приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. Правительство Швеции ожидает, что безработица продолжит сдерживать экономический рост страны.