Новые курсы и учебники, введение «Истории религий» — как еще изменится преподавание истории в школах и вузах? Введение исторического образования в начальной школе, о чём заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, потребует серьёзного изменения подготовки кадров.
Об объединении курса всеобщей истории с историей России и возвращении интереса детей к физике
В последние годы поднимается уровень преподавания истории в школе – Сергей Нарышкин | И все же новый учебник истории следует признать важной вехой в борьбе за суверенное гуманитарное образование и науку. |
Путин заявил, что качество преподавания истории и других предметов будет повышаться | Рассказываем о первом занятии Школы в этом году, которое провел победитель конкурса «Учитель года России» – 2022 Дмитрий Лутовинов. |
В последние годы поднимается уровень преподавания истории в школе – Сергей Нарышкин
Мне представляется, что сейчас очень важно и уровень преподавания истории в учебных заведениях среднего специального образования также подтянуть, подтянуть существенным образом, чтобы ребята, которые выбирают для себя дальнейшее обучение в техникумах и колледжах, имели такой же исторический багаж, как и школьники старших классов школы», — сказал Сергей Нарышкин. Конкурс «История в школе: традиции и новации» проводится фондом «История Отечества» и Ассоциацией учителей истории и обществознания с целью поддержки и поощрения самых талантливых и опытных педагогов истории. Цель конкурса — выявление и поддержка талантливых учителей, чей опыт и педагогическая инициатива способствуют обогащению педагогической практики, внедрению и совершенствованию методик и приемов преподавания нестандартных тем по отечественной истории.
Однако даже ради этого в будущем планируется на федеральном уровне поставить вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории. По мнению Кацвы, у школьников есть определенное количество учебных часов и, главное, определенные пределы усвоения материала. Он убежден, что если в учебниках не сократят часть про Европу, то, скорее всего, Азию, Африку и Латинскую Америку просто никто не будет проходить. В школе есть набор предметов, предельно допустимые нагрузки. Либо нужно будет при передаче дополнительных часов на историю сокращать часы по другим предметам.
Люди рассуждают об этом по принципу, лишь бы сказать, продемонстрировать, что они озабочены проблемой», — сожалеет Кацва. RU Выпуск новых учебников — это большой процесс, сходятся специалисты. Книгоиздание занимает приблизительно год-два. Это время школьники будут учиться по старым материалам. Я знаю многие учебники по всеобщей истории, и они очень неплохие», — обнадежил Чубарьян. Получить оперативно комментарий в Минпросвещения РФ не удалось. RU направило туда запрос.
Ответ на момент публикации получен не был. Изменить подходы к преподаванию истории в школах хотят не только в профсообществе, но и в Госдуме. Так, 24 марта на заседании межведомственной комиссии по историческому просвещению под руководством экс-главы Минкульта РФ Владимира Мединского председатель комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил, что в России необходимо ввести обязательный ЕГЭ по истории и увеличить количество часов преподавания этого предмета.
А другой ребенок так сможет ответить две-три фразы. Но и то, и другое — тупиковый путь. Не надо ничего заучивать. Надо постараться понять логику событий, их взаимосвязь между собой, научиться выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, находить общее и различное, объяснять мотивы. Конечно, есть даты, которые человек, живущий в России, должен знать. Это даты первого порядка, опорные точки — дата Куликовской битвы, Полтавской битвы, Бородинской битвы. Не очень хорошо, что мы идем по войнам и битвам. Но, к сожалению, так построен курс. Должна работать ассоциативная память. За это я могу похвалить составителей ЕГЭ. Хотя я не очень люблю этот экзамен, мягко говоря. Иногда нужно совместить события с датами. Но правильный вопрос — это последовательность. Правда, в ЕГЭ он упрощен — там приводят три события, далеко стоящие друг от друга, которые нужно расставить в хронологическом порядке. То, что Аустерлиц, условно говоря, был до Бородино, но после Итальянского похода — вот это понимать надо. Иначе все мешается в голове. Если ребенок ошибся в дате на пару лет — некритично. А если он, скажем, НЭП отправил во вторую половину 30-х годов — критично, потому что это разные по содержанию эпохи. Ошибка родителей — садиться вместе с ребенком и заучивать даты. Такую ошибку в свое время сделал мой папа. Правда, он не по истории меня дрессировал, тут надобности не было. Он взялся меня тренировать по ботанике, с которой у меня были отношения сложные. Пятый класс, бесконечная тройка. А папа мой в ботанике понимал, думаю, еще меньше меня тогдашнего. Он взял учебник, и началось. Кончилось это страшной совершенно ненавистью. Конфликт у меня разрешился с этим предметом только тогда, когда пестики-тычинки сменились геоботаникой, географией я всегда увлекался, мне было интересно. Папа ушел в отставку, проблема решилась сама собой. Мне кажется, не надо вмешиваться в изучение предмета. А потом приходят к учителю: «Ну он же мне дома отвечал, и отвечал хорошо». Есть у меня коллега, литератор. Приходит папа одной из его учениц и говорит мне совершенно безнадежным голосом: «Вы знаете, я уже устал, измучился и сдался. Написал за свою дочь сочинение. А я доктор наук и, скажу вам прямо, не самый большой дурак среди докторов наук». Ну я понимаю, что коллегу надо выручать. И отвечаю: «Вы, Эдуард Александрович, каких наук будете доктор? Не надо писать за ребенка сочинение по Достоевскому, даже если ты доктор геолого-минералогических наук. Потому что хорошего из этого ничего не получится. Ребенок должен учиться сам, набивая шишки и залечивая их. Не надо учить историю с ребенком. Но с ним можно поговорить о ней, спросить: «Как это событие связано с тем, что ты уже изучал раньше? И это было бы квалифицированно. Но уже не могли бы так беседовать о литературе. А тем более о биологии или физике. Какие исторические романы стоит прочесть с детьми — Правильно ли, что история в школьной программе начинается в пятом классе? А в четвертом классе есть такой предмет, как «Окружающий мир». Там есть некоторые разделы, посвященные истории. Я думаю, что раньше изучать историю не надо. Но можно какие-то популярные книжки читать, иногда и художественные. Я после первого или второго класса читал книгу о первобытных людях «Когда человека не было» Димитра Ангелова. В ней на примере трех поколений людей представлена эволюция, которая охватывала несколько тысяч лет. Для второклассника это совершенно адекватно. Я помню, что первые книжки по Отечественной войне 1812 года читал примерно в этом же возрасте. Но за многие книги, которые читали мы в свое время, нынешний ребенок не возьмется никогда в жизни. Это тоже надо понимать. Я имею в виду прежде всего «Спартак» Джованьоли, кое-какие вещи Вальтера Скотта. У нас дети читают «Айвенго». Но потому, что у наших литераторов попробуй не прочти. От тебя просто ничего не останется. Но уже «Квентин Дорвард» — спрашиваешь, кто читал, три человека в классе бывает. Жюля Верна дети нынешние не читают совершенно. Не читают по одной простой причине — эта литература для нынешних детей катастрофически медленная. Во-первых, они привыкли к совершенно другому темпу в компьютерных играх. Во-вторых, это поколение видео. В-третьих, даже нынешняя литература не позволяет себе 5—10-страничные экспозиции, в отличие от классики ХIХ века. Я попробовал в 30 с небольшим перечитать «Спартак». Меня хватило ровно на пять страниц. И все, больше я к этой книге не прикоснусь никогда. Пытался перечитывать очень любимую мной когда-то книгу «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» Жюля Верна. Невозможно это читать взрослому. И, по-видимому, невозможно это читать современному подростку. Времена изменились. Все знают Рони-старшего — «Охотник на мамонтов», «Пещерный лев». Все эти книги, скажу честно, с точки зрения современных представлений абсолютно антинаучны. Означает ли это, что их читать не надо? Ребенку в этом возрасте научные представления давать рановато. Более того, не надо задерживаться на истории первобытного общества, надо это проскочить как можно быстрее. Во-вторых, наши представления об этой эпохе меняются стремительно, потому что подключилась генетика. И мне кажется, что бы мы ни давали детям, все будет устаревшим. В пятом классе гораздо важнее познавательный интерес. Если ребенку интересно, на этом все будет держаться. Будете рассказывать ему про все эти сложности и от него, главное, требовать знаний — у многих это отобьет желание читать. Надо ли читать все эти книжки в пятом классе или можно уже в третьем? Зависит от ребенка. Дети разные по своему развитию, интересам, умению читать, в конце концов. Я прекрасно помню своих одноклассников, которые еще в пятом классе читали по слогам. И, в общем, не очень любили чтение. Я бы не практиковал модные ныне аудиокниги с детьми. Когда ты читаешь текст глазами, то можешь вернуться к тому, что ты прочел несколько минут назад, сопоставить. При слушании аудиокниги это почти невозможно. А если я занят какой-то другой деятельностью, то отвлекаюсь. С другой стороны, я хорошо помню себя школьником. Как входил папа ко мне в комнату, проверяя, учит ли сын физику. Я поднимал учебник, показывал — вот он, развернутый. Но папа не знал, что у меня в учебник физики вложена книжка по истории. Так тоже бывает. Иногда надо рядом с ребенком действительно посидеть, не вмешиваясь в процесс, если это не подросток. Иногда бывает так, что ребенок сидит над уроками два часа, а толку никакого. Мама говорит: «Ну как, он же два часа…» А он в это время делал все что угодно, только не уроки — рисовал, играл. Или вообще думал о вечности. Бесполезное занятие, ничего такое приготовление уроков не дает. У меня был знакомый ребенок, которому сорок раз приходилось говорить: «Иди делай уроки». Он делал все что угодно, лишь бы не начинать. Приходилось расчищать ему стол и сидеть рядом 20—30 минут, пока он втягивался. Леонид Кацва — Откуда добирать понимание процессов? У нас есть учебник… — Из наблюдений только. Далеко не всегда учебник служит каким-то ориентиром. Я мало работаю с ним. Со своим учебником — да. Но сейчас эти учебники в учебном процессе использоваться не могут. Многие учителя используют презентации, какие-то тексты детям раздают, задачи с ними решают, в том числе и по гуманитарным предметам. Поэтому я не знаю, как родители могут контролировать содержание. Но мне кажется, если родитель мелочно контролирует ребенка и, более того, старается делать уроки за него — это тупиковый путь. Это приведет только к тому, что школьник будет теряться, как только окажется без направляющей родительской руки. Он не будет знать, что ему делать. Более того, я знаю случаи, когда по ряду причин такая опека снималась. И ребенок сразу становился гораздо успешнее. Изучение истории в России и за рубежом — в чем разница? За рубежом — например, в Англии — это происходит иначе. Давайте сначала о достоинствах. Например, английские учителя мастерски работают с иллюстративным материалом. То есть из иллюстрации — чаще из дидактического рисунка — они могут вытащить столько информации, сколько мне не придет в голову. Но это чаще всего именно дидактический рисунок — он специально создан для учебных целей. Другое достоинство — умение работать с документами, историческими источниками.
В частности, предусмотрено исключение предмета "Обществознание" из программы 6-8-х классов. К его изучению школьники приступят с 9-ого класса. Общее количество рекомендованных учебных часов составит 34 часа по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях. При этом высвобожденные учебные часы перераспределят на изучение истории.
«Читают по слогам — какая история?» Тюменские преподаватели — о новом предмете для первоклассников
Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается.
Его постоянно «дёргают» к участию в различных конкурсах, мероприятиях, смотрах, еженедельно проводимых разными организациями, не всегда имеющих отношение к системе общего образования. Такой педагог также зажат в рамки бумажной работы с многочисленными отчётами о проделанной работе, к слову, пустой и ненужной. Он не имеет права давать знания больше, чем это предусмотрено учебником, отсутствует свобода творчества, а учитель — это творческая профессия, это непреложная истина.
Современный учитель на многое чего не имеет права, но самое страшное, что он вынужден огромную часть своего времени заниматься отписками. В плане социально-коммуникативной деятельности ему порою приходится встраиваться в систему, выстроенную администрацией образовательного учреждения. Бездарный руководитель также бьёт бичом на факт формирования системы знаний ребёнком, подростком, юношей и девушкой, которые как губка впитывают предложенную «систему ценностей» и воспринимают данную модель как общепринятой в обществе — зачем учиться, получать знания? Да и какие исторические знания может дать вчерашний экономист, прошедший курсы по пере- профилированию с присвоением квалификации «учитель истории»? Конечно, есть приятные исключения из правил, но по большому счёту такой педагог лишь имитирует учебно-воспитательный процесс, а главной его сутью нахождения в стенах школы является банальный зарплатный интерес.
Возможно, в этом аспекте я немного утрирую, но факт остаётся фактом — в наших школах явный дефицит грамотных учителей-историков. Многие из учителей и уходят, причём безвозвратно, сжигая все мосты с твёрдым убеждением, что в школе он трудится не будет. Такой педагог понимает, что, несмотря на все имеющиеся способности и таланты, заслуги, но, не имея своего «Я», обречён на карьерное забвение, что приводит к профессиональному выгоранию. Ему уже безразличен результат. В конечном итоге от этого страдают школьники - наши дети.
Да, проблема!
Он добавил, что для работы над модификацией преподавания истории в школах и вузах создано четыре рабочие группы экспертного совета. В изучении истории хорошим подспорьем являются интерактивные музеи, заметила Инна Шевченко. По ее мнению, визуализация помогает лучше понять и запомнить исторические события. Особенность сегодняшнего мероприятия — говорить не только об общефедеральном контексте нашей истории, но и о том, каким образом излагать историю родного края», — отметила Инна Шевченко. Она добавила, что Южный федеральный университет уже начал работу над учебником по истории казачества.
Дело доходит до того, что решением современной версии «BLM-ревкомов» отменяются достижения европейской мысли, культуры и искусства. Европейская история провозглашается угнетающей другие народы, европейская культура объявляется ничтожной. Вместо Римской империи или Столетней войны рекомендуют изучать прошлое африканских племен. Вместо европейских классиков музыки — этнические мотивы. Вместо «белых» философов Древней Греции и Европы — «цветных» мыслителей самых разных стран и народов. Не хватает таких? Неважно — главное избавиться от «белого супремасизма», то есть идеологии превосходства. Традиционной европейской культуре изначально клеится ярлык «расистской», после чего заявляется, что она должна быть заменена на более толерантные формы. Опасность такого решения присутствует и в России. Уже давно известно о стремлении некоторых идеологов регионального национализма переписать историю России ради смягчения, как они полагают, слишком острых углов. Например, объявить золотоордынское иго несуществующим.
Ребенок опух от дат, а историю не знает. Учитель Леонид Кацва — о том, как учить ее по-другому
Преподавание истории в школах и вузах скоро изменится | профилированию с присвоением квалификации «учитель истории»? |
Учитель года Дмитрий Лутовинов рассказал об интересных способах преподавания истории в школе | Министерство просвещения России утвердило увеличение числа уроков истории в 5-8-х классах с двух до трех в неделю с 1 сентября 2025 года. |
На Украине предложили перезагрузить преподавание истории в школах: Украина: Бывший СССР: | Новый учебник основан на принципах исторического суверенитета, объективности исторического знания, преемственности истории и уважения к прошлому нашей страны, отметили в я из всех регионов смогли оперативно подготовиться к работе с. |
Минобразования приняло новую концепцию преподавания истории: что изменилось - МК | На основе ключевых задач в рамках Экспертного совета созданы несколько рабочих групп: по подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы, по изучению исторической основы общегражданской. |
В России разработали единую концепцию преподавания истории для непрофильных вузов | 17 тысяч российских школ и колледжей присоединились к Международной акции «Диктант Победы», сообщил Министр просвещения РФ, член оргкомитета «Наша Победа» Сергей Кравцов. |
С какого класса преподавать историю в школе? Комментарий Георгия Бовта
Минпросвещения предложило увеличить количество часов истории в школах в 1,4 раза. Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области преподавания истории Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральной рабочей программой по учебному предмету «История» (среднее общее образование). Для совершенствования преподавания истории России и истории зарубежных стран в школе президент предложил использовать наработки отечественных университетов, в частности МГИМО. Министр образования и науки Украины Оксен Лисовой заявил о необходимости перезагрузки преподавания истории и литературы в школах страны. Количество часов на преподавание истории в основной школе планируется увеличить. В протоколе заседания Коллегии отмечено, что утверждение проекта Концепции позволит существенно улучшить качество преподавания истории в общеобразовательных организациях.
С 1 сентября 2025 года время изучения истории в школе увеличится на 136 часов
Школьные уроки истории хотят деевропеизировать | Помощник президента России, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский заявил, что преподавание истории в школах должно быть интересным и неформальным, по его мнению, необходимо уйти от «зазубривания». |
Центр Просветительских инициатив | Российский лидер Владимир Путин поручил Минпросвещения вместе с региональными властями разработать единый подход к преподаванию истории родного края в школах. |
«Чиновники любят впадать в крайности». Эксперты оценили идею научить первоклассников любить историю | Российское историческое общество (РИО) представило концепцию единого вузовского курса истории для тех, кто учится в непрофильных вузах, сообщает Минобрнауки. |
Преподавание истории в школе - Подписка на 2024 дешевле розницы | И все же новый учебник истории следует признать важной вехой в борьбе за суверенное гуманитарное образование и науку. |
Преподавание истории в школе: важные изменения в 2022/2023 учебном году | «Преподавание истории в школе» может включать в себя исследования, проведенные в области педагогики и исторической методики, а также анализ научных трудов и теоретические обзоры, касающиеся обучения истории в школе. |
Точка зрения | Проблема преподавания истории России в школе
Преподавание обществознания предлагается начинать с 9 класса. Высвободившиеся часы планируется отдать изучению истории. Таким образом, количество часов изучения истории вырастет с 340 до 476. Сергей Кравцов также сообщил, что сейчас активно прорабатывается вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории в основной школе. «Преподавание истории в школе» может включать в себя исследования, проведенные в области педагогики и исторической методики, а также анализ научных трудов и теоретические обзоры, касающиеся обучения истории в школе. В школах изменится преподавание истории: В 11 классе выпускники будут подробно осваивать блок, посвященный событиям второй половины 20 века. + читать дальше на Поступи онлайн.
Новые учебники по истории для старшеклассников: как изменится преподавание этого предмета в школах
Общественники предложили внедрить в школах единый подход к преподаванию истории. Преподавание истории в школе (ПИШ) — независимый российский научно-теоретический и методический журнал. Причинам и мотивам специальной военной операции будет посвящена одна из глав нового учебника истории для старших классов. Минобрнауки утвердило новую концепцию преподавания российской истории. История в школе всегда была тесно связана с политикой, поэтому смена режима неизменно накладывала отпечаток на преподавание этого важного предмета.
Преподаванием истории в российских школах недовольны во всем мире
Я хотел бы искренне поблагодарить всех вас за ваш очень большой, ответственный и благородный труд. Мы, наверное, имеем право говорить о том, что в последние годы поднимается уровень преподавания истории в школе. Итоги конкурса творческих работ школьников сами за себя говорят.
Президент указал на то, что вопросы обучения и наставничества являются вопросами будущего. По его словам, система образования в стране должна быть суверенной.
Это чрезвычайно важная, базовая вещь, отметил он.
Они рассказывают, как политики объяснили это решение, какие именно разделы решили переписать и что думают эксперты о появлении государственного пособия. Последняя глава учебника называется «Россия сегодня.
Специальная военная операция». Детальный обзор современной истории авторы учебника дают в 17 параграфах. Зачем это нужно Идея единого учебника вначале вызывала много споров: люди боялись, что программа потеряет свою вариативность, однако в конечном итоге число плюсов перевесило количество минусов, заявила MSK1.
Мы перешли на единую образовательную программу по всем предметам во всех школах. Каждая школа теперь вправе выбирать два предмета, которые она будет вести на углубленном уровне. Сейчас не только по истории, но и по другим предметам подобные учебники разработают, — рассказала она.
Сейчас стараются сформировать мировоззрение при изучении истории у учащихся, не только включить их в зубрежку, но и в активные действия: в поисковую, социальную, волонтерскую деятельность. Такой учебник, конечно, серьезно повлияет на то, чтобы сделать выпускников более компетентными, — подчеркнула Абанкина. В разговоре с MSK1.
November 18, 2022, 08:20 AM ЕАН Капитализация гражданства: чего ждать от нового курса истории России в школах, колледжах и вузах Десятого октября Российское историческое общество разработало проект преподавания истории для неисторических факультетов от древнерусского государства до расширения НАТО. В конце месяца появились сообщения о том, что в высшей школе собираются вводить новый предмет : тогда состоялась научно-просветительская конференция «ДНК России», где шла речь в том числе об усилении контроля за воспитанием молодежи. А 9 ноября в РФ утвердили основы госполитики по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей.
Наконец, с 2023-2024 учебного года в российских вузах хотят ввести новый курс «Основы и принципы российской государственности». В основу дисциплины войдет не только историческая составляющая, но и ценностная программа, включающая пентабазис российских ценностей. ЕАН проанализировал перемены в российском образовании, которые подарил один только 2022 год.
Журналисты издания «КоммерсантЪ» отмечают, что нововведение должно стать масштабной реформой гуманитарного университетского образования. Работы над ним начались в конце лета. В обсуждениях принимали участие Министерство образования и науки, администрация президента РФ и профильные эксперты.
По словам разработчиков новой обязательной дисциплины, перед авторами не стояла задача составить государственную идеологию. Однако в основе российской государственности, если верить их комментариям, лежит ценностное ядро, которое должно восприниматься как общепризнанная аксиома. Предтечей «Основ» стала «ценностная матрица» , названная пентабазисом.
Она состоит из пяти уровней, к каждому из которых авторы подобрали свой посыл. Для «страны» это «патриотизм», видение будущего своих детей именно в России, гордость и идентификация себя с ней. Для «государства» это «доверие к общественным институтам», признание эффективности и компетентности государства, уважительного его отношения к человеку.
Для «общества» это «согласие», терпимость к другому мнению, осуждение дискриминации, но только по национальному, религиозному и возрастному признаку. Для «семьи» это «традиции», союз поколений и пространство безопасности и любви. Для «человека» это «созидание», осознание ценности успеха и понимание его зависимости от личных усилий.
У нее другие культурные основания: «активное действие для другого». Если у него есть активная гражданская позиция, то государство ее поддерживает. Но, в отличие от западного мира, самореализация в этом образе будущего должна заключаться во вкладе в развитие своей страны без обязательного денежного вознаграждения за это.
Также авторы отмечают, что капитализации должно подвергнуться само российское гражданство: каждый гражданин должен иметь дом, землю и процент от продажи природных ресурсов страны. Дополняет картину мнение, что владение российским паспортом в таком случае станет престижным, а защита государства — честью.
Чтобы история России была интересной, она не должна быть «единственно верной»
Процесс этот растянется на два года и будет происходить поэтапно", - подчеркнул историк. Он также сообщил об особом внимании, которое уделяет РИО изучению истории родного края. Причем, общество придерживается мнения, что история региона должна изучаться наравне с отечественной и всеобщей. И добавил, что вопрос учебников краеведения сейчас прорабатывается в Минпросвещения.
Есть новости и о вузовской истории. По мнению председателя правления РИО, вызывает вопросы качество исторического образования в непрофильных вузах.
Учебник состоит из двух курсов: российская и всеобщая история для 10—11-х классов, рассказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. То, как история России повлияла на мировые события, — это очень важно , — заявил он журналистам. Что поменяется в новых учебниках Полностью переписали разделы, касающиеся 70-х, 80-х, 90-х и нулевых годов; добавили раздел «Настоящее время», который включает в себя присоединение Крыма и спецоперацию.
По словам Кравцова, после завершения СВО учебник планируют дополнить; синхронизированы курсы по отечественной и всеобщей истории. Мировые события в книге показаны через призму российских; расширены разделы, посвященные изучению стран Африки, Азии и Латинской Америки, — этому посвящена почти треть учебника. Авторы постарались избавиться от «европоцентризма» в тексте книги; обновлен раздел, посвященный истории Второй мировой войны: там показана роль Великой Отечественной войны в общем исходе событий; в главы, посвященные Древнему Миру, добавили материалы по истории Причерноморья и Сибири; в разделе о «современных событиях» авторы «сконцентрировали внимание» на их «мировом контексте». Позднее планируют издать подобные книги для учеников 5—9-х классов, а к 2025 году — подготовить единые пособия по другим школьным предметам. Также мы сообщали, что министр просвещения Сергей Кравцов на ПМЭФ-2023 заявил, что в стране «создается стандарт среднего образования для подготовки учителей-предметников».
Фактически это означает, что теперь учителям 5—9-х классов для работы в школе не нужно будет высшее образование — хватит колледжа. Мы поговорили с учителями, чтобы узнать, как эта инициатива отразится на образовании.
Воркуты состоялось занятие Школы молодого педагога, которое было посвящено вопросам воспитательного и психологического аспектов деятельности педагога, а также педагогическим инструментам для работы с отстающими и слабомотивированными учащимися. Практически каждый педагог за годы своей работы сталкивается с пониженной мотивацией учащихся к обучению. Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии, отсутствие желания и интереса детей получать знания — одна из основных проблем современной педагогики. Решению данной проблемы и было посвящено прошедшее занятие в Школе молодого педагога.
Ранее аналогичные курсы по истории государственности уже ввели в российских колледжах. По словам Марины Лейбы, преподавателя Екатеринбургского колледжа транспортного строительства, вышел соответствующий приказ Минпросвещения. Студентам на базе 9 классов требуется прочитать курс «Россия — моя история», состоящий из 32 часов.
Дисциплина является элективом, который введен сверх 78 часов, выделенных на историю на ее направлении. В Минпросвещения рекомендовали запустить электив уже с первого семестра 2022-2023 учебного года. Притом заранее преподавателям средних специальных учебных учреждений материалов никто не дал. Согласно пояснению ведомства, их начали размещать еженедельно только с 20 сентября на специальном сайте «Института развития дополнительного образования». По словам Марины Лейбы, курс стал возвращением часов на историю. Затем часы на гуманитарные дисциплины планомерно сокращали в пользу профессионального блока и практик. Дошло до того, что в конце 2021-2022 учебного года под историю оставили только 78 часов и только XX век. Педагог сетовала, что порой выпускники школ или учащиеся 10-11 классов толком не знали и основных эпизодов родной истории. И здесь очень многое зависело и будет зависеть от преподавателей. Она добавила, что нынешнее новшество перекликается с существовавшим два года назад курсом «Россия и мир», а также проектной деятельностью по истории российской государственности.
Его отменили, а потом снова ввели. А в смысле идеологическом какие-то основы никогда не поздно вводить», - поделилась педагог. С ней не согласен преподаватель одного из уральских вузов. По его словам, время для внедрения подобной инициативы, во всяком случае в вузах, уже ушло. Это из разряда «хотелось бы лучше, но получилось, как всегда». Во-первых, нужны люди, которым бы студенты поверили. И нужно ли это? Государству это полезно, а для университета? В той или иной форме, наверное, полезно. Но это может превратиться в очередное мероприятие.