Одну из недель Великого поста Святая Церковь посвящает преподобному Иоанну Синайскому и его «Лествице». В четвертую неделю Великого Поста вслед за поклонением Честному и Животворящему Кресту Святая Православная Церковь постановила поминать преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, описателя Лествицы духовной. Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала. Великий византийский философ и богослов, автор знаменитой "Лествицы".
Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника
14 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, совершается память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского. Так вот, попадая в эту атмосферу и приобретя решимость положить исправление своей жизни, человек не найдет для этого более удобного времени, чем Великий пост, и более доступного и универсального труда, чем «Лествица» преподобного Иоанна. В четвертое воскресенье Великого и спасительного поста, Церковь предлагает вспомнить о святом преподобном Иоанне Лествичнике, авторе книги «Лествица». Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого Лествицей. В четвертую Неделю Великого поста Святая Церковь вспоминает дивного учителя благочестия, преподобного Иоанна Лествичника, оставившего нам описание чудесной духовной лествицы, по которой сам он взошел в Царствие Небесное, которую завещал он всем христианам. В Великий пост верующие нередко читают Лествицу, чтобы укрепиться в вере.
ЛЕСТВИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА.
О лестнице должен быть и всецерковный разговор в четвертую неделю Великого поста, поскольку неделя носит имя автора одноименной книги ― «Лествица». Четвертая неделя великого поста посвящается памяти преподобного Иоанна Лествичника, составителя книги «Лествица». Одну из недель Великого поста Святая Церковь посвящает преподобному Иоанну Синайскому и его «Лествице». Время Великого поста, как и всей нашей земной жизни, летит чрезвычайно быстро. Сегодня святая Церковь дает нам образ великого подвижника, желая нас утвердить в том пути, которым мы шли от начала поста, и который мы в течение последней седмицы освятили Крестом Господним.
26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (2023г)
На второе и третье: «Нерадивый же пусть и не касается того, что здесь описано, чтобы ему, отчаявшись, не расточить и того, что делает; и тогда сбудется на нем евангельское слово: от неимущаго же усердия, и еже мнится имея возмется от него Матф. Итак, Лествичник советует читать его с умом: не все здесь надо применять сразу и буквально, кое-чего надо просто «не касаться»; но что можно делать доброго — делать. Иначе читателя постигнет отчаяние, про которое он тоже пишет: «Нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше ее. Посему отчаявающийся сам себя губит». Итак, прежде всего и помимо всего прочего в «Лествице» надо видеть любовь Божию. Книга о любви Любой текст — это не просто череда слов. Композиция текста, то, как он устроен, управляет всем остальным, всем частным. Описание «темницы», процитированное выше, испугало нас как раз потому, что мы рассматривали его вне контекста. В своей книге Иоанн Лествичник описывает путь совершаемой в свободе метанойи покаяние, поворот ума , обретения бесстрастия истинной свободы , и через него — священного безмолвия, в котором становится возможным услышать голос Божий. От начала и до конца, все больше и больше, это — путь возгорания любви, постоянно усиливающейся динамики стремления к Богу.
В начале долгого пути Лествичник напоминает главное — Любовь Божья не знает границ: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; несть лицеприятия у Бога». На последней тридцатой ступени «Лествицы» подвижник встречает эту Любовь: «Тогда Она Агапе сия Царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо моей души беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она.
Четыредесятницы и Страстной седмицы. Этот пост называется Великим как ввиду его духовной значимости, так и по причине его продолжительности.
Великий пост — образ сорокадневного пощения Иисуса Христа в пустыне перед Его выходом на проповедническое общественное служение. Пост — это не самоцель, а средство. Соблюдая Великий пост, христианин лучше подготавливается к Дню Святой Пасхи. По большому же счёту правильное соблюдение церковных постов вообще способствует духовно-нравственному преображению христианина, более тесному соединению с Богом и ближними.
У них видимы были колена, оцепеневшие от множества поклонов; глаза, померкшие и глубоко впадшие; вежды веки , лишенные ресниц; ланиты щеки , уязвленные и опаленные горячестию многих слез; лица, увядшие и бледные, ничем не отличавшиеся от мертвых; перси грудь , болящие от ударов, и кровавые мокроты, извергаемые от ударений в грудь. Где там было приготовление постели? Где одежды чистые или крепкие? У всех они были разорванные, смердящие и покрытие насекомыми. Что в сравнении с ними злострадания беснующихся, или плачущих над мертвецами, или пребывающих в заточении, или осужденных за убийства? Поистине невольное мучение и томление оных ничто, в сравнении с произвольным страданием сих…» Так Лествичник описывает покаяние, ставит его в пример.
Может быть, это метафора? Нет: «молю вас, братия, не подумайте, что повествуемое мною — басни». Что же с этим делать? Как читать «Лествицу»? Пусть на эти три сомнения ответит сам Лествичник. На первое и второе: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?
Именно эта цель и определяет его понимание подвига, который есть ни что иное, как подражание и следование за Христом. Ведь Спаситель, идя на Крест, полностью вверяет Свою волю Отцу. Значит, спасение мира стало возможным только благодаря полному и радикальному самоотречению Сына Божия.
Поэтому и человек может стать богоподобным, и, по выражению архимандрита Софрония Сахарова , христоликим только через опыт кенозиса, то есть самоумаления, добровольного обнищания. Таким образом, первичной интуицией преподобного Иоанна является такое понимание свободы, в котором она выступает как полный «суверенитет» личности над природой. Человек — единственное существо во Вселенной, которое может обладать собою, владеть собою.
Это означает, что он может становиться выше природных причинно-следственных отношений, опутывающих и определяющих жизнь простых животных. Следовательно, подвиг есть прежде всего наиболее полная актуализация человеческой свободы. Но самоотречение — это некая предельная задача христианина.
Она не может быть лишь этапом его жизни, потому что вся христианская жизнь и есть самоотречение. Однако, преподобный Иоанн выделяет определенные ступени, выстраивающие наш путь к абсолютному самоотречению, а значит, к соединению с Богом. Он часто прибегает к метафоре «странничества», которое «есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию».
Первой ступенью является отчуждение от себя всего внешнего, что отвлекает человека от главного желания — быть всегда с Богом. Прежде чем стремиться ко Христу, необходимо, чтобы Он стал самым желанным в жизни. Отсюда и своего рода «ненависть» монаха ко всему мирскому.
Но таковая является следствием не злобы, а любви к Богу. Мир «ненавидится» по мере его «обмирщения» и отпадения от первоначального Божественного Замысла. Чтобы понять это еще более очевидно, можно вспомнить известный церковный ирмос: «Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве».
Подобный уход от мира создает некий новый порядок жизни, определяемый не социальными условиями, не светским правом и представлениями о справедливости, не этикой, а свободным выбором. На этом основывается понимание преподобным Иоанном монашеского послушания, которое есть не насилие над свободой, а напротив, направление ее к своей цели — Богу.
Неделя 4-я Великого поста. «Лествица»
И часто то, о чем говорит Иоанн Лествичник, с нашей точки зрения — мирской, обывательской — покажется безумием. Но когда святой рассуждает о Богопризвании, о первой ступени, он говорит очень простые слова, которые универсально подходят для каждого из нас. По словам преподобного, когда Господь поставит нас перед Собою, Он не будет спрашивать о том, какие величайшие добродетели мы совершали, поднимались ли мы на воздух во время молитвы, давали ли неимоверно большую милостыню. Он спросит нас только об одном: плакали ли мы о грехах своих? И тогда все станет ясно: если не было плача о грехах, то о чем дальше нам говорить с Богом? Книга не зря названа «Лествица»: путь верующего человека к Богу подобен восхождению на гору Синай. И часто то, о чем говорит святой, с нашей мирской, обывательской точки зрения кажется безумием. Конечно, преподобный Иоанн Лествичник и его труд — это идеал для каждого из нас. Даже если мы не читали эту книгу, по крайней мере, мы помним ее название: «Лествица». В связи с этим нельзя не вспомнить ту лествицу, которую предначертывает Сам Господь в Евангелии.
Не случайно на евангельское чтение за Литургией в день, когда мы вспоминаем преподобного Иоанна, выпадают Заповеди блаженства — это лествица духовного восхождения, азы православия. И первой ступенью, которую обозначает Господь, фундаментом нашего спасения является нищета духовная. Если ее нет, то все остальное непрочно: здание не будет стоять на камне, оно будет стоять на песке. Иногда спрашивают: а что такое нищета духовная? Как-то она не очень укладывается в нашем сознании. Духовная нищета — это особое расположение или мироощущение человека. Если мы спросим нищего на улице, почему он нищий, то он скажет: «У меня нет ничего». Господь призывает нас в духовном плане расположиться таким образом, чтобы на вопрос: «Что у тебя есть в духовной жизни истинно спасительного? Мы абсолютно ничего не можем сделать сами без помощи свыше, без дара благодати, не можем сделать ничего, что было бы достойно Бога и спасения.
Каждый шаг, каждый вздох, каждый взгляд, каждый помысел, каждое дело, которое делает человек без Бога, сам по себе, отравлены грехом, заражены вечной смертью. Но когда человек начинает исповедовать это перед Богом, просит, чтобы Господь пришел, помог и спас его, вот тогда он начинает восхождение по ступеням этой дивной Лествицы. Тогда открывается плач о своих грехах, тогда приходит кротость и алчба правды и истины, милость начинает зреться в сердце и в уме человека и так далее. Фундамент спасения — нищета духовная, осознание того, что без помощи свыше мы не можем сделать ничего, достойного Бога и спасения. Все, что делает человек без Бога, сам по себе, отравлено грехом и вечной смертью.
Среда четвертой седмицы считается половиной Великого поста. В среду, 22 марта, по благословению митрополита Челябинского и Миасского Алексия в 17 часов в Свято-Симеоновском кафедральном соборе будет совершена Литургия Преждеосвященных Даров — особого великопостного богослужения, уникального по своей красоте и духовной насыщенности. В пятницу, 24 марта, в соборе также будет совершена Литургия Преждеосвященных Даров, а после - молебен с акафистом святому праведному воину Феодору Ушакову.
В 17 часов - великая панихида «парастас». Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, так же как на второй и третьей неделе установлены для поминовения усопших. Это великопостные родительские субботы. В в восемь часов 30 минут — поминовение усопших, Великая панихида, сообщает пресс-служба Свято-Симеоновского собора. В воскресенье, 26 марта, в Неделю четвертую Великого поста празднуется память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского.
Это великопостные родительские субботы. В в восемь часов 30 минут — поминовение усопших, Великая панихида, сообщает пресс-служба Свято-Симеоновского собора. В воскресенье, 26 марта, в Неделю четвертую Великого поста празднуется память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского. В этот же день в 12 часов 30 минут в Свято-Симеоновском кафедральном соборе будет совершаться Таинство Соборования. А в 17 часов на вечернем богослужении в соборе будет совершаться особая служба - пассия. Это особое неуставное богослужебное последование, в центре которого - память о Страданиях Христовых. Питание в Великий пост на четвертой неделе немного ужесточается. Для монахов и священников с понедельника по пятницу четвертой седмицы действует сухоядение.
Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если это не поможет, устрашимся его позором Страшного суда. Возносяйся смирится [2] даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или, лучше, льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают». Источник: Архимандрит Илия Рейзмир.
Неделя 4-я Великого поста. «Лествица»
Специально было отведено время, когда прочитывалась в течение всего поста вся Лествица. Итак, да будет утвержден один бок нашей лествицы на воздержании, которое есть пост в пище, другой же на покаянии, которое есть пост в злых делах. В богослужении четвертой седмицы Великого поста Церковь рассказывает о высоком примере постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника.
Иоанн Лествичник. Что можно и что нельзя делать 14 апреля 2024 года
Вторая Неделя Великого поста – память святителя Григория Паламы, чье учение о Божественном Свете, преображающем души истинно кающихся, вспоминается как еще одно обетование стяжать подвизающимся о Господе Царствие Божие еще здесь, на земле. Этим Великим постом по благословению наместника Сретенского монастыря иеромонаха Иоанна (Лудищева) по воскресным дням для прихожан проводятся беседы по книге преподобного Иоанна Лествичника «Лествица». Четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя «Лествицы».
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Содержание одной из степеней "Лествицы" 22-я раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные...
Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни.
Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда.
Андрея Критского. Преподобный оплакивает себя, как худшего из людей, как святые отцы, знавшие тайну смирения, называют его великим каноником, проповедующим покаяние. На пятый день Великого поста, в память чуда Феодора Тирона, предохранившего христиан от осквернения нечистой пищей, освящается коливо — особое блюдо из пшеничных зерен, орехов и сухофруктов, которым святой некогда накормил всех христиан в Константинополе.
Первая неделя Великого поста. Торжество Православия. В этот день Святая Соборная и Апостольская Церковь празднует победу над иконоборчеством и прочими ересями, сеемыми диаволом, чтобы отвратить души от спасения. Видео:О четвертой неделе Великого поста как пройти Лествицей Иоанна Скачать Вторая седмица В эти дни Святая Церковь возносит молитвы за всех христиан, вступивших в вечность.
Верующие заказывают треб в храме за умерших близких, совершают добрые дела в память о них. Вторая неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы, чье учение о божественном свете, преображающем души истинно кающихся людей, вспоминается как еще одно обещание стяжания Царства Божия тем, кто трудится в Господе, пока они еще здесь, на земле земля. Видео:Великий Пост. Иоанн Лествичник.
Скачать Третья седмица Третье воскресенье Великого поста — Крестопоклонение. В субботу, во время всенощного бдения, в честь верующих выносится Крестовоздвиженский, которые остаются в храме до следующей пятницы. Святая Церковь призывает нас преклониться перед крестом посреди Великого поста, чтобы пример Господа Иисуса Христа, Который претерпел крестные муки, чтобы искупить нас от грехов, вдохновил нас быть учениками Христовыми: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Марка 8:34. Четвертая неделя Великого поста — память святителя Иоанна Лествичника.
В этот день в храме поминают великого подвижника, жившего в VI веке, преподобного Иоанна Лествичника. Он автор «Лествицы» — творения, исполнение которого последовательно возводит человека на божественный престол. Видео:Лествица Великого поста Духовные беседы 3 я беседа Скачать Вкусная символика В некоторые дни Великого поста православные семьи и монастыри пекли печенье определенной формы: для Иоанна Лествичника из теста пекли лестницы; для анонса готовили печенье в виде жаворонков или голубей. В середине Великого поста, на Страстной неделе, из пресного теста лепили крестики, которые украшали орехами и изюмом.
Традиционно часть всего приготовленного раздавали беднякам. В этот день Церковь воспоминает великое событие, послужившее началом спасения человечества, прославляет Деву Марию и учит Ее всесвятым примером слышать и исполнять волю Божию. Пятая неделя Великого поста — память святой Марии Египетской. В лице этого святого Церковь являет верующим истинный пример Божия покаяния и милости ко всем кающимся грешникам.
Вербное воскресенье. Спаситель прибыл в Иерусалим за 6 дней до Пасхи, и многие люди встретили Его с радостью. Он въехал в город на осле, и люди, с пальмовыми ветвями в руках, восклицали: «Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господа, царь Израильский!
Сейчас в память об этих событиях в церквях принято освящать веточки вербы, поэтому день еще называют «Вербным воскресеньем».
Смотрите, куда он приводит, и воодушевитесь. Есть из-за чего потрудиться! Так, она все выясняет: и начало всякой добродетели, и ее возрастание, и препятствия, и способы к преодолению их, и чрез это таким легким представляет упражнение в них, что читающему тотчас хочется вступить в подвиг, чтоб преуспеть в них. Почему не могу не желать, чтобы могущие познали сию книгу и пользовались ею ко спасению своему. И сам я пересказал бы ее вам всю, но где же это сделать? Целая книга! Укажу, по крайней мере, главное содержание ее и сделаю краткое очертание всего пути нашего ко Господу, под видом восхождений по лествице. Лествица у святого Лествичника имеет тридесять ступеней, по числу лет сокровенной жизни Господа и Спасителя, после коих Он начал «творити же и учити» Деян.
Подобно лествице, виденной патриархом Иаковом Быт. По лествице Иакова восходили и нисходили Ангелы, означая, что христианские добродетели суть ангельское дело и совершаются при помощи святых Ангелов. На верху лествицы святой Иаков видит Господа Быт. Сие неописанное благо, братие, предзря, мужественно, приступим к сей лествице и бодренно понудим себя к неленостному по ней восхождению. Мужественно приступим и бодренно понудим себя положить доброе начало сему восхождению. Если везде доброе начало — половина дела, тем паче в жизни духовной, которой оно бывает полным предначертанием. Ибо смотрите, чего требует здесь первый шаг? Требует оставить землю. Как в житейском порядке нельзя ступить на лестницу, не отделившись от земли, над которою неизбежно поднимаются вместе с тем, как вступают на первую ступень, так и в порядке духовном первая степень восхождения к христианскому совершенству есть оставление земли — греха, то есть удаление от грешных дел и страстных чувств и расположений, которое совершается в Покаянии, когда, отвергши все недоброе и оплакавши, полагают благую решимость угождать Единому Богу.
Кто дошел до сей решимости, тот сделал первый шаг, вступил на первую ступень. Как тому, кто как бы прирос к земле, нельзя подниматься по лествице, так тому, кто еще обременен грехами, невозможно и думать о восхождении к совершенству. Уклонись прежде от зла — и начнешь творить благое. Вступив на лестницу, как потом восходят? Действуя руками и ногами, ступая то правою, то левою ногою и напрягаясь всеми членами тела. Так и покаявшийся и возымевший благую решимость угождать Богу тотчас вступает в труд, требующий напряжения и душевных, и телесных сил и безжалостного их утомления. Ибо ему необходимо противиться себе в худом и нудить себя на добро, внимать себе и всему встречающемуся, из многого избирать лучшее, не упрежу дать и не отставать, не пропускать без внимания и малых приражений греха, отстранять препятствия, угадывать способы в нападениях врагов и бороться с ними, не слагая оружий.
Когда преподобный Иоанн Лествичник воссиял, как звезда, на православном небосклоне и уже обиловал чудесами, и имел дар прозорливости и действенную молитву, один из его сподвижников, тоже по имени Иоанн, попросил оставить для братии в назидание труд с примерами того, как следует подвизаться истинному иноку в деле устремления к Богу. И преподобный Иоанн написал 30 слов, как он сказал сам, по количеству лет возраста Христова. Может быть, в силу того, что святой подвизался рядом с Синайской горой, он решил назвать свой труд «Лествица», так как знал, насколько непрост путь верующего человека к Богу: он подобен восхождению на гору Синай. Множество паломников и монахов взбираются на вершину Синайской горы, туда, где некогда Моисей говорил с Господом. И те, кто это делал, знают, что это непростое путешествие: крутая тропа, холод ночи или дневной зной. Книга преподобного Иоанна важна не только для монашествующих, но и для каждого из нас — это великое подспорье в деле нашего спасения. Сопоставляя тот образ жития и бытия, который предначертан в «Лествице», с нашим образом жизни, мы понимаем, что постоянно обманываем себя, утешаясь тем, что мы спасаемся. Год назад в этом храме мы рассуждали о «Лествице», говорили о том, что практически никто не знает этого труда, призывали открыть и изучить его в течение грядущего года. Уместно поставить вопрос: прошел год, есть ли среди нас те, кто действительно открыл эту книгу, вчитался в нее, хотя бы полистал? Скорее всего, ответ будет отрицательным. И в силу того, что мы так «ревностно» устремляемся исполнять то, что нам предлагает Святая Церковь, именно в эту Неделю мы призваны открыть «Лествицу» и сделать выводы о своем послушании ее голосу. Прошли четыре недели Великого поста. Конечно, наша душа в подвиге великопостном слегка размягчилась, стала более податливой для Божественных словес, для принесения покаяния. В кондаке святой Иоанн назван «звездой нелестной». А что это значит? Хотя бы один раз в год преподобный Иоанн Лествичник своим именем и названием своего труда напоминает нам о том, что никакой лести в его книге нет. А в том, что мы называем своим спасением, по всей вероятности, есть очень много лжи, обмана и лести. И когда мы, всматриваясь в книгу, пытаемся сопоставить тот образ жития и бытия, который предначертан там, с тем образом жизни, который мы ведем, то понимаем, что постоянно обманываем себя, утешаясь тем, что мы спасаемся. Мы лестно уходим от чистого исповедания того, что совершаем грех, обманываем свою совесть, делая ее лукавой, не можем нести никакого подвига, напряжения, устремления к Богу, к истине. Мы постоянно запутываемся в том, что есть истинно, а что ложно, и творим грех, пытаясь оправдать себя. Мы очень лестно уходим от чистого исповедания того, что совершаем грех, запросто обманываем свою совесть, делая ее лукавой. Мы не можем нести никакого подвига, никакого напряжения, никакого устремления к Богу, к истине. Нет у нас сознания того, что в тяжелых переживаниях ради Господа мы готовы потерпеть небольшой «укольчик» от Бога в плоть или душу. Нет, мы тотчас начинаем делать что угодно, только бы уйти от этих проблем.