В возрасте 89 лет скончался шведский ученый Никлаус Вирт — создатель языка программирования Pascal.
Navigation menu
- Navigation menu
- Навигация по записям
- История создания языка программирования Паскаль
- История создания языка программирования Паскаль
- Pascal: что это такое
- Похожие записи
Паскаль - учёный, единица измерения, язык программирования
Язык программирования Pascal, созданный им, отличался простотой и некоторое время был самым часто используемым в коммерческих целях. Никлаусу Вирту было 89 лет. создатель языка программирования Паскаль (Pascal). Блез Паскаль, Blaise Pascal (фр.) родился 19 июня 1623 в Клермон-Ферране, ныне французский регион Овернь, а умер 19 августа 1662 в Париже. В отношении языка Turbo Pascal Никлаус Вирт высказывается довольно дипломатично (1993): "Фактический стандарт для Паскаля был определен компанией Borland просто потому, что ими был создан компилятор, который распространялся широко и дешево.
История создания языка программирования Паскаль
Контент доступен только автору оплаченного проекта История создания языка Паскаль Рассмотрение процесса создания языка программирования Паскаль профессором компьютерных наук в 1970 году для обучения базовым навыкам программирования. Контент доступен только автору оплаченного проекта Роль Паскаля в обучении программированию Исследование влияния языка программирования Паскаль на процесс обучения программированию студентов в старших классах и на первых курсах ВУЗов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Современное использование языка Паскаль Анализ современных трендов и областей применения языка программирования Паскаль, его актуальность и популярность в настоящее время. Контент доступен только автору оплаченного проекта Эволюция языка Паскаль Исследование изменений и развития языка программирования Паскаль со времен его создания в 1970 году до современности, включая различные модификации и диалекты.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Преимущества использования Паскаля Анализ преимуществ и особенностей языка программирования Паскаль, которые делают его популярным для обучения и разработки программного обеспечения. Контент доступен только автору оплаченного проекта Недостатки языка Паскаль Изучение недостатков и ограничений языка программирования Паскаль, возможные проблемы при его использовании и способы их преодоления. Контент доступен только автору оплаченного проекта Сравнение Паскаля с другими языками программирования Анализ различий и сходств между языком программирования Паскаль и другими популярными языками, оценка их применимости в различных сферах.
Никлаус Вирт вырос в Швейцарии и большую часть своей профессиональной жизни провел в Швейцарском федеральном технологическом институте ETH в Цюрихе. Там же он получил свою первую ученую степень в 1959 году, а после уехал учиться в аспирантуру в Северную Америку, где получил степень доктора философии. В 1950-х и начале 1960-х годов ученый с помощью небольших академических и промышленных групп создал множество влиятельных программных систем.
В таком случае, при наличии правильно откомпилированных модулей, их исходные тексты на этапе компиляции не нужны. Модули компилируются в обычные бинарные файлы и подключаются компоновщиком только на этапе сборки конечного исполняемого файла программы. Для обработки обращений к подключаемым модулям компилятор обрабатывает непосредственно текст этих модулей на исходном языке, но использует при этом только интерфейсную секцию модуля. Если библиотечный модуль поставляется в откомпилированном виде без полных исходных текстов , то вместе с бинарным файлом идёт урезанный файл исходного кода модуля, содержащий только интерфейсную секцию. Компилятору этого достаточно, чтобы правильно обрабатывать обращения из использующих модулей, а на этапе сборки программы компоновщик просто включает в программу бинарный файл. Загрузка и выгрузка модулей Для нормальной работы модуля может потребоваться выполнить некоторые действия до начала его использования: инициализировать переменные, открыть нужные файлы, выделить память или другие ресурсы. Всё это может быть сделано в теле модуля, либо в секции инициализации. Действия, обратные инициализации, делаются в секции финализации. Порядок инициализации и финализации модулей не определён никакими стандартами, но для статически откомпилированных программ где модуль либо компилируется в один исполняемый файл с главной программой, либо находится в отдельной динамической библиотеке, но загружается на этапе первоначальной загрузки , компилятор всегда гарантирует, что инициализация будет выполнена до момента первого использования модуля. Финализация выполняется при завершении работы программы, после завершения главного модуля, так, что используемые модули финализируются позже, чем использующие их. В случае динамической загрузки модулей, управляемой самим программистом, инициализаторы выполняются при загрузке, то есть в момент, когда команда загрузки модуля вернула управление, инициализатор его уже выполнен. Финализатор выполняется после выгрузки, обычно — при выполнении команды выгрузки модуля. Если эта команда не вызывается, динамически загруженные модули финализируются так же, как все остальные — при завершении программы. Объектно-ориентированное программирование Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Объектно-ориентированное программирование ООП — это технология создания сложного программного обеспечения, которое основано на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определенного класса, а классы образуют иерархию с наследованием свойств. Основное достоинство ООП — это сокращение количества межмодульных вызовов и уменьшение объёмов информации передаваемой между модулями. Это достигается за счет более полной локализации данных и интегрирования их с подпрограммами обработки. Основные недостатки в ООП — это некоторое снижение быстродействия из-за более сложной организации программной системы, а также, как правило, заметное увеличение объёма бинарного кода особенно при использовании стандартных библиотек классов в небольших программах из-за того, что большинство современных компиляторов и компоновщиков не способны выявить и удалить весь код, приходящийся на неиспользуемые классы, виртуальные методы и другие элементы ООП. В Object Pascal классы задаются с помощью типа object, аналогичного record, который кроме полей данных может содержать заголовки процедур и функций они называются методами. Имена описываемых методов следуют за именем класса через точку. Конструктор и деструктор задаются как обычные процедуры, но вместо идентификатора procedure задаются ключевые слова constructor и destructor. Поддерживаются единичное наследование, полиморфизм классов , механизм виртуальных методов слово virtual после заголовка метода класса. Существуют и динамические методы в TP описываются путём добавления целого числа после слова virtual и используются преимущественно для обработки сообщений; в Delphi и FreePascal для этих целей используется слово message, а для создания обычных динамических методов — слово dynamic , отличающиеся меньшим использованием памяти и меньшей скоростью вызова за счёт отсутствия дублирования динамических методов предков в VMT потомка однако FreePascal не делает различий между виртуальными и динамическими методами. В диалекте Delphi классы могут также конструироваться с помощью слова class причём взаимное наследование с object-классами не допускается и введены интерфейсы interface — все методы абстрактные и не могут содержать полей данных.
Turbo Pascal компилировал с ошеломляющей скоростью: несколько тысяч строк в минуту. В то время досупные компиляторы для платформы PC были медленными и раздутыми. Когда вышел Turbo Pascal, это было как глоток свежего воздуха. Вскоре Turbo Pascal стал стандартом де-факто для программирования на PC. Когда PC Magazine публиковал исходные коды, обычно это делалось либо на ассемблере, либо на Turbo Pascal. Тогда-же Apple выпустила свою серию компьютеров Macintosh. Поскольку Pascal был наилучшим структурированным языком программирования на тот момент, Apple выбрала Pascal в качестве стандартного языка программирования для Mac. Расширения С версии Turbo Pascal 1. Одним из критических замечаний к оригинальной версии Pascal было отсутствие раздельной компиляции модулей. Для решения этой проблемы доктор Вирт даже создал новый язык программирования: Modula-2. Borland добавила в Pascal модули со свойствами исходных файлов. К версии 7. Turbo Vision, текстовая оконная система, позволяла программистам создавать великолепные интерфейсы практически без потери времени. Pascal даже стал объектно-ориентированным, так, версия 5. Когда вышла Windows 3.
История происхождения языка программирования Паскаль — от творцов до современности
Паскаль был разработан, как учебный язык структурного программирования, который и по сей день используют для обучения программированию в школах и вузах. Язык программирования Паскаль был создан в 1970 году профессором Никлаусом Виртом в качестве академического языка программирования для обучения студентов. На язык Pascal оказал влияние язык программирования Algol 68, в разработке которого тоже участвовал Вирт. Швейцарский ученый Никлаус Вирт, создатель и ведущий проектировщик языков программирования Pascal, Modula-2, умер в возрасте 89 лет, сообщает на сайте Ассоциация вычислительной техники (АСМ). Создатель языка программирования Pascal Никлаус Вирт умер на 90-м году жизни.
Алфавит языка Pascal. Идентификаторы
- Паскаль (язык программирования) - Pascal (programming language)
- Delphi - среда программирования на Object Pascal
- Сначала был Pascal...
- Похожие записи
- Языки Никлауса Вирта
- Basic Pascal Tutorial/History/ru - Lazarus wiki
В честь кого назван язык программирования Паскаль — Кратко справка
Процедуры и функции в интерфейсной секции объявляются в виде форвардов — заголовков с параметрами, но без тела. Состав интерфейсной секции модуля таков, что его достаточно для генерации кода, использующего данный модуль. Переменные, объявленные в интерфейсной секции, являются глобальными, то есть существуют в единственном экземпляре и доступны во всех частях программы, использующих данный модуль. В нём располагаются описания процедур и функций, объявленных в интерфейсной секции, а также описания типов, констант, переменных, процедур и функций, которые необходимы для реализации интерфейсных процедур и функций.
Описание процедуры или функции, объявленной в интерфейсной секции, должно иметь в точности такой же заголовок, как в объявлении. В теле могут использоваться другие процедуры и функции данного модуля, объявленные как в интерфейсной части, так и в секции реализации. Переменные, объявленные в секции реализации, являются, по сути, глобальными то есть существует только один экземпляр каждой такой переменной на всю программу , но доступны они только из процедур и функций, описанных в секции реализации данного модуля, а также из его тела.
Если в интерфейсной секции есть сокращённые объявления типов, то эти типы должны быть полностью описаны в секции реализации. Тело содержит программный код, который выполняется один раз при загрузке модуля. Тело может применяться для инициализации, присваивания начальных значений переменным модуля, выделения ресурсов для его работы и так далее.
Тело модуля может отсутствовать. Они располагаются в конце модуля, после соответствующего ключевого слова. Первая — секция инициализации, — содержит код, который должен быть выполнен при загрузке модуля, вторая — секция финализации, — код, который будет выполнен при выгрузке модуля.
Секция финализации может выполнять действия, обратные инициализации — удалять объекты из памяти, закрывать файлы, освобождать выделенные ресурсы. Модуль заканчивается ключевым словом END с точкой. Использование Чтобы использовать модуль, главная программа или другой модуль должны импортировать данный модуль, то есть содержать объявление о его использовании.
Это объявление делается с помощью инструкции подключения модулей, представляющей собой ключевое слово USES, за которым через запятую следуют имена модулей, которые требуется подключить. Модули, подключённые в интерфейсной секции, могут использоваться во всём модуле — и в секции реализации, и в теле. Одним из поводов использования отдельного списка подключения для раздела реализации является ситуация, когда два или более модуля используют друг друга.
Объектно-ориентированное программирование Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Объектно-ориентированное программирование ООП — это технология создания сложного программного обеспечения, которое основано на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определенного класса, а классы образуют иерархию с наследованием свойств. Основное достоинство ООП — это сокращение количества межмодульных вызовов и уменьшение объёмов информации передаваемой между модулями. Это достигается за счет более полной локализации данных и интегрирования их с подпрограммами обработки. Основные недостатки в ООП — это некоторое снижение быстродействия из-за более сложной организации программной системы, а также, как правило, заметное увеличение объёма бинарного кода особенно при использовании стандартных библиотек классов в небольших программах из-за того, что большинство современных компиляторов и компоновщиков не способны выявить и удалить весь код, приходящийся на неиспользуемые классы, виртуальные методы и другие элементы ООП. В Object Pascal классы задаются с помощью типа object, аналогичного record, который кроме полей данных может содержать заголовки процедур и функций они называются методами.
Имена описываемых методов следуют за именем класса через точку. Конструктор и деструктор задаются как обычные процедуры, но вместо идентификатора procedure задаются ключевые слова constructor и destructor. Поддерживаются единичное наследование, полиморфизм классов , механизм виртуальных методов слово virtual после заголовка метода класса. Существуют и динамические методы в TP описываются путём добавления целого числа после слова virtual и используются преимущественно для обработки сообщений; в Delphi и FreePascal для этих целей используется слово message, а для создания обычных динамических методов — слово dynamic , отличающиеся меньшим использованием памяти и меньшей скоростью вызова за счёт отсутствия дублирования динамических методов предков в VMT потомка однако FreePascal не делает различий между виртуальными и динамическими методами. В диалекте Delphi классы могут также конструироваться с помощью слова class причём взаимное наследование с object-классами не допускается и введены интерфейсы interface — все методы абстрактные и не могут содержать полей данных. Все классы созданные с помощью class являются наследниками TObject, все интерфейсы происходят от IUnknown. Классы, созданные с помощью class, могут реализовывать несколько интерфейсов.
Переменная такого класса в отличие от класса object хранит адрес экземпляра класса в памяти, значение nil используется для указания пустой ссылки, поэтому для освобождения объекта в TObject определен специальный метод free, проверяющий ссылку на nil и вызывающий виртуальный деструктор Destroy. Create; MyObj. В первом случае использование MyObj. FProp поле объекта было изменено непосредственно, в итоге, методы объекта не будут подозревать, что это поле было ранее изменено; в более сложном случае они могут полагаться на то, что поле неизменно, либо же полю может быть присвоено значение, недопустимое для данного объекта. Во втором случае значение присваивается непосредственно свойству объекта, которое ссылается на вызов метода, корректно обрабатывающего изменение данного поля. Этот подход удобен, если объект связан с визуальным элементом: непосредственное изменение поля, отвечающего, например, за ширину элемента, никак не отразится на самом визуальном элементе, а объект будет «дезинформирован» относительно реальных размеров элемента. Корректным подходом без использования свойств является разработка методов на получение и установку любого значения поля, но работа с такими методами будет менее удобна, например, вместо последней строки надо было бы написать MyObj.
SetProp MyObj. GetProp следовало бы написать для унификации доступа. Большой интерес представляют индексные свойства, которые ведут себя практически так же, как и массивы, заменяя обращение к элементу массива вызовом соответствующего метода. Тем не менее, свойства не являются «панацеей»: при компиляции обращение к свойствам непосредственно транслируются в вызов методов или прямую работу с полями, поэтому настоящими переменными свойства не являются, в частности, их невозможно передавать в виде var-параметров.
Он описал его как небольшой язык с уклоном в структурное программирование и систематизированные данные. Основной целью было обучение студентов профессиональному программированию. Однако Pascal также был эффективным для решения сложных задач. За два-три года он завоевал популярность среди программистов и преподавателей, став одним из наиболее популярных алгоритмических языков в 1990-е. В 1970-х годах Вирт совместно с Хоаром и Дейкстрой разработал технологию структурного программирования.
В 1975 году он создал язык Modula, где воплотил идеи модульного программирования с четко определенными интерфейсами и параллельного программирования. В разные периоды времени с 1982 по 1984 и с 1988 по 1990 годы Вирт возглавлял факультет компьютерных наук в ETH. Совместно с Юргом Гуткнехтом в 1988 году он разработал язык программирования Oberon, ориентированный на создание системного программного обеспечения.
Все это органично вписывалось в возможности лаконичного Паскаля. Но существует одно качество, которое нельзя купить таким образом, — это надежность. Цена надежности — это погоня за крайней простотой. Это цена, которую очень богатому труднее всего заплатить" — так Энтони Хоар определил для себя главный критерий, ставший доминантой и для Вирта. Взвешенный подход, простота и лаконичность — вот залог надежности. Вирт отмечает: "Поддержание языка максимально простым и регулярным всегда было приоритетом в моей работе: описание Паскаля занимало около 50 страниц, Модулы-2 — около 40, а Оберона — и вовсе 16. И я рассматриваю эту тенденцию как прогрессивную.
Истинная ценность языков программирования зависит от качества и практичности их абстракций". Характеризуя замысел своего языка, Вирт пишет: "Главной инновацией Паскаля было введение вариативности структур и типов данных подобно тому, как Алгол ввел вариативность управляющих структур. Алгол предлагал только три базовых типа данных: целые и вещественные числа, значения истинности, массивы; Паскаль ввел дополнительные базовые типы и дал возможность определять новые базовые типы перечисление, диапазоны , а также новые виды структурирования: запись, множество, файл последовательность , часть которых была представлена в Коболе. Наиболее важной стала, конечно, рекурсивность структурных описаний и вытекающая из нее возможность осуществлять комбинирование и вложение структур". А что же говорили противники языка? Из всех критических работ по Паскалю, пожалуй, наибольшую известность получила статья Брайана Кернигана "Почему Паскаль не является моим любимым языком программирования". В 1981 г. Поскольку ряд авторитетных журналов отказались ее публиковать, она стала расходиться "нелегальными" путями. В широкой печати ей довелось выйти лишь в 1984 г. Как известно, Керниган вместе с Ритчи готовил подробное описание языка Си, а потому его мнение особенно интересно.
Началось все с того, что Керниган решил адаптировать исходные тексты своей книги "Software Tools" с Си для Паскаля. К работе над примерами из книги, как пишет Керниган, он приступил весной 1980 г. Среди достоинств языка Керниган отметил следующие: механизм рекурсии, тип "перечисление", тип "запись", булевы переменные. Из серьезных недостатков он выделил отсутствие поддержки массивов с открытыми границами, неудобство работы со строками, отсутствие статических переменных по отношению к процедурам и функциям , настоятельную потребность в раздельной компиляции, ограниченные средства ввода-вывода. Керниган пишет: "Паскаль может быть превосходным языком для обучения новичков тому, как писать программы... Он определенно оказал воздействие на проектирование новых языков, из которых Ада, пожалуй, является наиболее важным. Но в своем стандартном виде как нынешнем, так и предлагаемом Паскаль не подходит для написания реальных программ". Многие конкретные претензии сделаны по существу. Однако, по всей видимости, Керниган немного лукавил, говоря о недостатках Паскаля и умалчивая о работах Вирта, направленных на их устранение. А ведь к весне 1980 г.
Вирт и его коллеги не только уже завершили работы по компьютеру Лилит и языку Модула-2, но и опубликовали их результаты. К тому же в 1977 г. Просчеты при создании Паскаля были устранены в последующих языках швейцарской школы Вирта и его коллег. Все они четко следовали основным тенденциям развития технологии программирования. Программирование структурное Паскаль , модульное Модула-2 , объектно- ориентированное Оберон-2 , компонентное Component Pascal — все это значительные шаги в индустрии ПО. Под этим я понимаю возможность конструирования таких иерархий модулей, когда каждый модуль добавляет новую функциональность в систему. Расширяемое программирование подразумевает, что добавление модуля возможно без необходимости вносить какие-либо изменения в существующие модули — не должно быть необходимости даже их перекомпилировать. Новые модули не только добавляют новые процедуры, но, что более важно, добавляют также новые расширенные типы данных. Мы продемонстрировали практичность и экономичность этого подхода при проектировании Oberon System". Паскаль жив?!
Говоря об отстраненном и предвзятом отношении людей к "чужим" языкам, Вирт отмечает: "Многие относятся к стилям и языкам программирования, как к религиозным конфессиям: если вы принадлежите к одной из них, то не можете принадлежать к другой. Но это ложная аналогия, и она сознательно поддерживается по причинам коммерческого порядка". В самом деле, противостояние двух лагерей — Си и Паскаля — все эти годы намеренно поощрялось. Между ними методично возводили высокую стену, а затем принялись уничтожать поодиночке. У Паскаля же такого "панциря" не оказалось. Он продолжает свой путь во многом благодаря преданности своих почитателей, которая подчас просто поражает. Он по-прежнему жив. Он породил немало своих последователей и оказал глубокое воздействие на проектирование языков". Из биографии Н. В Лавальском университете в Квебеке Канада он получил степень магистра 1960.
В 1963 г. В 1963—1967 гг. Вирт преподавал в Стэнфордском университете США. В 1967 г. Вирт вернулся на родину и стал доцентом Университета Цюриха. В 1968 г. В 1970 г. В период 1978—1981 гг.
Из жизни ушёл Никлаус Вирт — создатель языка программирования Pascal
Создатель Паскаль, Модула-2 и других языков программирования умер 1 января 2024 года. Паскаль (язык программирования) — Эта статья или раздел нуждается в переработке. В Паскале нет модулей, ООП и прочих новомодных веяний. Описание расширений должно присутствовать только в статьях о соответствующих диалектах и языках: Object Pascal. Создатель языка программирования Pascal Вирт умер в возрасте 89 лет. Язык программирования Pascal был разработан профессором Швейцарской школы Никлаусом Виртом в техническом институте в Цюрихе на рубеже 60-70 гг. Язык назван в честь французского ученого Блеза Паскаля, разработавшего одно из первых суммирующих устройств. История создания и развитие языка программирования. Язык программирования Pascal был создан Никлаусом Виртом в 1970, после его участия в работе комитета разработки стандарта языка Алгол, как язык для обучения процедурному программированию. Блез Паскаль, Blaise Pascal (фр.) родился 19 июня 1623 в Клермон-Ферране, ныне французский регион Овернь, а умер 19 августа 1662 в Париже.
Умер создатель языка программирования Pascal
Проект предложенный им был отвергнут комиссией в 1967 году. Но Вирт не прекратил работу над созданием нового языка. Вернувшись в Швейцарию, совместно с сотрудниками Швейцарского федерального института технологии в Цюрихе, он уже в 1968 году разработал первую версию языка Паскаль. Язык назван в честь великого французского математика и механика Блеза Паскаля, в 1648 г. В 1971 г. Вирт выпустил описание своего языка, а в 1975 г. Pascal ABC - Система предназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на школьников и студентов младших курсов. Эта система призвана осуществить переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию.
Многие концепции в Pascal ABC упрощены, что позволяет использовать их на более ранних этапах обучения. Модуль графики обходится без объектов, хотя его возможности практически совпадают с графическими возможностями Borland Delphi. Структура программы Заголовок program NAME; Раздел описаний label; const; type; var; procedure, function; Блок основных операторов begin раздел операторов end. Пешеход шел по пересеченной местности. Время движения соответственно t 1, t 2 и t 3 ч. Какой путь прошел пешеход? Вывести значение S.
Задание Записать программу на языке Turbo. Пример: Дано натуральное трехзначное число n, в записи которого нет нулей. Составить алгоритм сложения цифр трехзначного числа. Ввести число n 2. Вывод S 7. Конец Задание: Напишите программу на языке Turbo Pascal. При записи алгебраических выражений используют арифметические операции сложение, умножение, вычитание, деление , функции Pascal, круглые скобки.
Порядок действий при вычислении значения выражения: 1 вычисляются значения в скобках; 2 вычисляются значения функций; 3 выполняется унарные операции унарный минус - смена знака ; 4 выполняются операции умножения и деления в том числе целочисленного деления и нахождения остатка от деления ; 5 выполняются операции сложения и вычитания. Ln "Значение выражения: ", Z: 12: 6 ; End. Дано действительное число a. Ln "Введите действительное число: " ; Read. Ln x ; IF x Задача 3. Прежде всего, обратим внимание на то, что эту сложную фигуру целесообразно разбить на несколько более простых: треугольник, лежащий в I и IV координатных четвертях и треугольник, лежащий во II и III четвертях. Таким образом, точка может попасть внутрь одной из этих фигур, либо на линию, их ограничивающую.
Чтобы точка попала внутрь области, необходима истинность каждого из отношений, поэтому над ними выполняется операция AND. Так вся область была разбита на несколько, то между отношениями, описывающими каждую из них, используется операция OR. Попадание на границу области считать попаданием в область. Задача 1. Даны действительные числа x, y. Если x и y отрицательны, то каждое значение заменить модулем; если отрицательно только одно из них, то оба значения увеличить на 0, 5; если оба значения неотрицательны и ни одно из них не принадлежит отрезку , то оба значения уменьшить в 10 раз; в остальных случаях x и y оставить без изменения. Разработаем алгоритм решения задачи, после чего напишем программу.
Эта структура позволяет переходить на одну из ветвей в зависимости от значения заданного выражения. Оператор выбора позволяет заменить несколько операторов развилки.
Там было придумано много технологий, которые расширяли варианты применения компьютеров. К ним стоит отнести лазерный принтер, рабочую станцию, локальную сеть. К тому же в центре получили распространение старые и не слишком известные технологии.
К ним относилась интерактивная график и мышь. Также в эту категорию входило объектно-ориентированное программирование. Последняя концепция стала применяться в языке высокого уровня, который возник в 1966 году. Он назывался Simula и был представителем алголоподобных языков. В основу легли объектные технологии, которые, в первую очередь, применялись для моделирования.
Он применял объектные технологии в качестве универсального средства. Проект стал пионерским в отношении дизайна. Современный графический интерфейс, который используется сегодня, придуман для системы Smalltalk. Перечисленные идеи оказали влияние и на другие проекты — прежде всего, паскалеподобный язык Cedar. Он был не только языком программирования, но и операционной системой.
Она получилась мощной, однако отличалась сложностью и нестабильностью. Они старались выделить главное из языка программирования Cedar и получить универсальную операционную систему, предназначенную для рабочих станций. При этом она получилась небольшой и эффективной. Система отлично работала в оперативной памяти размером не больше 2 мегабайт. При этом на диске требовалось только 10 мегабайт места.
Главной причиной компактности языка стал его компонентный дизайн. Вместо сочетания всех требуемых элементов в единый колосс редко используемые модули реализовывались в качестве расширения ядра системы. Компоненты загружались только при потребности и использовались сразу всеми приложениями. Компонентный Паскаль В 1992 году при участии профессора Мессенбека к исходному языку Обертон было добавлено несколько компонентов. Это стало причиной появления фактического стандарта языка.
В 1997 году компания Oberon microsystems отделила от ЕТН и сделала небольшие дополнения к Обертону-2. Она назвала свою систему Компонентным Паскалем. Главная идея уточнений заключалась в том, чтобы предоставить проектировщику компонентного каркаса полный контроль над создаваемыми характеристиками в отношении безопасности. Это помогало легче обеспечивать целостность крупных компонентных систем, что имеет большое значение во время итеративных циклов проектирования. Библиотека создана на Компонентном Паскале и упрощает создание компонента графического интерфейса.
Публикацию с некрологом выложил сайт ACM. Он внес значимый вклад в создание основ компьютерных систем и исследований. В 1984 году он стал лауреатом самой престижной премии в сфере информатики. Язык программирования Паскаль был создан в 1970 году профессором Никлаусом Виртом в качестве академического языка программирования для обучения студентов. На язык Pascal оказал влияние язык программирования Algol 68, в разработке которого тоже участвовал Вирт.
Они себя почти не оправдали. Также были существенные сокращения по работе с указателями. Как оказалось, в многих случаях можно обойтись без них, а контролировать типы данных стало заметно проще. Были добавлены средства для контроля модулей, ведь теперь основной единицей становился сам модуль. Язык получился компактным и эффективным. Вирт однажды заявил, что разработчики Java хорошо изучили подход Oberon, и многие идеи заимствовали из него. Хронологически это было вполне возможно, да и многие решения в Java весьма похожи на те, что были применены в Oberon. Oberon-2 Язык Oberon-2 был выпущен в 1991 г. В него были добавлены возможности метапрограммирования, поля доступные для экспорта из модулей, возвращён оператор FOR из Modula-2 , и по сути, Oberon-2 был расширением Oberon. Как и предыдущий вариант Oberon-2 предназначен для промышленного программирования. Авторами нового языка стали Никлаус Вирт и Ханспетер Мёссенбёк. Даже с учётом того, что Oberon-2 является расширением, его формальное описание стало короче, чем у предка, синтаксис стал более строгим и предсказуемым. Не удивительно, что сразу появились клоны компилятора этого языка, один из наиболее известных — XDS. Component Pascal Это одна из наиболее поздних реализаций в семействе Паскаль. Появился он относительно недавно — в 2001 г. Этот язык моложе, чем ныне популярные python или perl. По сравнению с предшественником введены ключевые возможности по контролю за изменением интерфейсов модулей. Главная опора сделана на компонентный каркас, который позволяет более аккуратно и тщательно писать программы. Строго говоря, Компонентный Паскаль уже не просто язык, но целая среда. Базовые типы синхронизированы с наиболее употребительными в программостроении. Строки теперь представлены Unicode множеством. Работа со строками стала в целом, более удобной.
О языке Паскаль
Одним из поводов использования отдельного списка подключения для раздела реализации является ситуация, когда два или более модуля используют друг друга. Чтобы не возникали циклические ссылки в объявлениях использования таких модулей, по крайней мере один из них должен подключать другой в секции реализации. Любые объявленные в интерфейсных секциях модулей объекты можно использовать в программе там, где эти модули подключены. Имена импортированных из подключённых модулей объектов остаются теми же самыми, и их можно использовать непосредственно. Если два или более подключённых модуля имеют объекты, называемые одинаково, и компилятор не может их различить, то при попытке использования такого объекта будет выдана ошибка компиляции — неоднозначное задание имени. Проблемы могут возникнуть, если появляется необходимость использования в программе двух разных одноимённых модулей. Если модули доступны только в откомпилированном виде то есть поменять их имена невозможно , оказывается невозможным их одновременный импорт. Стандартного решения такой коллизии на уровне языка не существует, но конкретные компиляторы могут предлагать те или иные способы её обхода, в частности, средства назначения псевдонимов импортируемым модулям и прямого указания, какой модуль из какого файла брать.
Компиляция и компоновка Модули спроектированы в расчёте на обеспечение раздельной компиляции — компилятор не должен компилировать импортированные модули для того, чтобы откомпилировать модуль, который их использует. Однако, чтобы правильно компилировать модуль, компилятор должен иметь доступ к секции интерфейса всех используемых им модулей. Существует два разных, иногда совмещаемых подхода к организации такого доступа. Модули компилируются в бинарные файлы специального формата у каждого компилятора своего , в которых сохранена подробная информация об объектах, объявленных в интерфейсной секции, также может содержаться созданный при компиляции модуля объектный код. При компиляции любого модуля компилятор требует, чтобы все импортируемые модули были уже откомпилированы и доступны. В таком случае, при наличии правильно откомпилированных модулей, их исходные тексты на этапе компиляции не нужны. Модули компилируются в обычные бинарные файлы и подключаются компоновщиком только на этапе сборки конечного исполняемого файла программы.
Для обработки обращений к подключаемым модулям компилятор обрабатывает непосредственно текст этих модулей на исходном языке, но использует при этом только интерфейсную секцию модуля. Если библиотечный модуль поставляется в откомпилированном виде без полных исходных текстов , то вместе с бинарным файлом идёт урезанный файл исходного кода модуля, содержащий только интерфейсную секцию. Компилятору этого достаточно, чтобы правильно обрабатывать обращения из использующих модулей, а на этапе сборки программы компоновщик просто включает в программу бинарный файл. Загрузка и выгрузка модулей Для нормальной работы модуля может потребоваться выполнить некоторые действия до начала его использования: инициализировать переменные, открыть нужные файлы, выделить память или другие ресурсы. Всё это может быть сделано в теле модуля, либо в секции инициализации. Действия, обратные инициализации, делаются в секции финализации. Порядок инициализации и финализации модулей не определён никакими стандартами, но для статически откомпилированных программ где модуль либо компилируется в один исполняемый файл с главной программой, либо находится в отдельной динамической библиотеке, но загружается на этапе первоначальной загрузки , компилятор всегда гарантирует, что инициализация будет выполнена до момента первого использования модуля.
Финализация выполняется при завершении работы программы, после завершения главного модуля, так, что используемые модули финализируются позже, чем использующие их. В случае динамической загрузки модулей, управляемой самим программистом, инициализаторы выполняются при загрузке, то есть в момент, когда команда загрузки модуля вернула управление, инициализатор его уже выполнен. Финализатор выполняется после выгрузки, обычно — при выполнении команды выгрузки модуля.
С ранних лет образованием Блеза занимался его отец Этьен. Впервые Блез удивил своего отца, когда, будучи еще совсем мальчиком, самостоятельно доказал 32-ю теорему Евклида о сумме углов в треугольнике, причем, абсолютно не зная даже названия геометрических фигур. В 19 лет молодой Паскаль был одержим идеей создания счетной машины, чтобы облегчить отцу утомительный процесс подсчетов. На протяжении 10 лет Блез создал около 50 модификаций такой счетной машины. Несмотря на то, что она так и не принесла ему доходов, принцип связанных колес, который внедрил Паскаль, стал классикой для всех арифмометров на 300 лет.
Неделимые последовательности знаков образуют идентификаторы слова. Индефикатор начинается с буквы или символа подчеркивания и не должен содержать пробелов. Написание прописных и строчных букв в идентификаторах не различается. Например, слова Symbol, symbol, SYMbol будут трактоваться как одно слово. Длина идентификатора может быть любой, но существенны только первые 63 символа. Идентификаторы используются, например, для именования констант, переменных, процедур, функций, программ.
В 1990-х он считался одним из самых распространённых алгоритмических языков. Следующей его разработкой был Modula — язык, сочетавший модульность программ и параллельное программирование. Но Modula так и не стал популярным. В 1977 году учёный решил создать целую компьютерную систему с персональной рабочей станцией, микрокодом, компилятором, операционной системой и сервисными программами, удобную для пользователей и разработчиков. Проект Никлаус назвал Lilith. По меркам того времени это была новаторская идея — ведь тогда операторы производили вычисления на огромных мейнфреймах с доступом на терминалах, где на одной машине одновременно решались задачи двух-трёх пользователей, остальные дожидались своей очереди. Там он увидел персональную рабочую станцию с монитором, мышью и отдельным диском. Здесь пользователи не делили между собой ресурсы одной машины — у каждого имелся личный компьютер. На Никлауса это произвело большое впечатление, и он решил реализовать нечто подобное у себя дома, в Цюрихе. В 1979 году специалисты-электронщики из ETH создали для проекта Lilith персональный компьютер с четырьмя наборами Am2901, работавший с 16-разрядными словами. Персональная станция Lilith Фото: Wikimedia Commons А Никлаус со своей командой разрабатывал универсальный язык для системного и прикладного программирования, написал для него компилятор, операционную систему для Lilith, утилиты и первые приложения. Так появился Modula-2. Для Lilith была разработана ОC Medos с программной поддержкой дисплея и текстовый редактор с раскрывающимся меню. В 1980 году студенты ETH собрали первые 20 компьютеров всего их было 60. В 1982 году компьютеры Lilith подключили к серверу и сети на базе Ethernet. А когда появились лазерные принтеры Canon LBP-10, Lilith стали первыми компьютерами в Европе, полностью использовавшими их возможности: шрифты, графику, отсканированные изображения и электронные схемы. Позже Вирт говорил, что если бы компьютерная индустрия Швейцарии сумела реализовать весь потенциал Lilith, то она смогла бы занять гораздо более видное место в истории.
Никлаус Вирт: человек, который создал Pascal и не только его
Язык программирования Паскаль был создан в 1970 году профессором Никлаусом Виртом в качестве академического языка программирования для обучения студентов. На язык Pascal оказал влияние язык программирования Algol 68, в разработке которого тоже участвовал Вирт. — С большим сожалением мы отмечаем кончину пионера языков программирования и лауреата премии Тьюринга Никлауса Вирта, скончавшегося 1 января 2024 года, — говорится в сообщении. 1 января 2024 года из жизни ушёл выдающийся швейцарский учёный и компьютерный инженер Никлаус Вирт, известный своими вкладами в разработку языков программирования и информатики. Язык программирования Pascal был создан в 1970 году на основе языка Алгол-60[6]. Эмблема языка Delphi Delphi (Дельфи) — интегрированная среда программирования, использующая язык Object Pascal, разработанный фирмой Borland и изначально реализованный в её пакете Borland Delphi, от которого и получил в 2003 году своё нынешнее название.
Рекламный блок
- История и особенности Pascal | Язык Паскаль
- Летопись языков Паскаль - Статьи о Паскале -
- InterestPrograms.RU
- Противостояние Си и Паскаля
InterestPrograms.RU
Автор языка внезапно Никлаус Вирт решил переработать язык и в 1977 г. Язык с самого начала предназначался для надёжного промышленного программирования. Главной его отличительной особенностью стала модульность. Благодаря этому и другим нововведениям оказалось возможным написать операционную систему для компьютеров Lilith.
Также, исключив операции машинного ввода и вывода структура компилятора существенно упростилась. В итоге, количество ключевых слов в Modula-2 всего 40. Для сравнения, ключевых слов в языке промышленного программирования Ada -- 63.
Если сравнивать с другими языками программирования, то у Modula-2 преимущество будет ещё больше. Даже по сравнению с предком -- Паскалем -- новый язык получился проще, а значит надёжней. Для работы с языком программирования ЯП Modula-2 была разработана серия микропроцессоров Кронос.
Таким образом, про Modula-2 можно подтвердить, что это язык высоконадёжного промышленного применения. Oberon[ править ] В ходе создания этого языка Никлаус Вирт пришёл к мысли о том, что поддержка языка при модульной структуре требует соответствующей операционной системы. Такая поддержка нужна на этапе динамической загрузки модулей в память ЭВМ по требованию уже работающих модулей.
Кроме того, нужно как-то освобождать память. Для этого нужен сборщик мусора. А как быть с уже существующими операционными системами?
По-сути, это маленькие операционные системы над реальными операционными системами. Такими же операционными системами следует признать появившиеся много позже Java и. Так появился Oberon в 1989 г.
Это была сразу и операционная система Oberon, и компилятор языка Oberon.
Например, из Индонезии один энтузиаст клепает fastplaz. Еще есть BrookFramework. Игровой движок на паскале тоже существует: Castle Game Engine. Внезапно, даже C у себя в предках отметил Delphi. И Модула-3, но это отдельная академическая история.
Легендарный информатик был вдохновлен Копфом и фон Форшергейстом. Никлаус Вирт во время визита в Россию Уральский университет, 2005 год.
Вирт родился в 1934 году в швейцарском городке Винтертуре в семье школьного учителя. С ранних лет он увлекался авиамоделированием и ракетостроением и даже пытался изготавливать в подвале школы ракетное топливо. Мечты о небе остались с Виртом на всю жизнь. Он был привязан к ним так сильно, что его коллега, профессор Дональд Кнут, однажды сказал: «Никлаус всегда мечтал строить аэропланы, а языки программирования и микрокомпьютеры были нужны ему лишь как инструменты для их создания». Вирт в 1954 году поступил на факультет электроники Швейцарского федерального технологического института ETH в Цюрихе, где за четыре года получил степень бакалавра по электротехнике. Продолжил обучение в университете Лаваля Квебек, Канада , в 1960 году получил степень магистра. Затем был приглашен в Калифорнийский университет в Беркли США , где в 1963 году, под руководством профессора Гарри Хаски, защитил диссертацию, темой которой стал язык программирования Euler Эйлер. Диссертация Вирта была замечена сообществом разработчиков языков программирования, и в том же 1963 году он был приглашен в Комитет по стандартизации Algol Алгола IFIP Международной федерации информатики , который разрабатывал новый стандарт языка Algol, впоследствии ставший Algol-68.
В 1967 году Вирт вернулся в звании доцента в Цюрихский университет, в 1968 году получил в ETH звание профессора компьютерных наук. В течение 31 года работал в ETH.
Отмечается, что ученый также разрабатывал такие инновационные компьютерные языки, как Euler и Algol-W.
Никлаус Вирт вырос в Швейцарии и большую часть своей профессиональной жизни провел в Швейцарском федеральном технологическом институте ETH в Цюрихе. Там же он получил свою первую ученую степень в 1959 году, а после уехал учиться в аспирантуру в Северную Америку, где получил степень доктора философии.