Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда.
«900 дней подвига. Блокаде вопреки»
Коммунист-токарь Орлов за одиннадцать месяцев, к 1 декабря изготовил сверх плана тысячи деталей для судоремонта. Работая творчески, проявляя новаторство, он выполнил за год задание, равное по объему 21 месяцу. Работница Горводстанции тов. Шевалда никогда не забудет день, который явился для нее счастливым и радостным на всю жизнь. В этот день она перестала быть чернорабочей и встала за управление сложного и ответственного механизма — дизель-мотора. Трудностей было много, но русская деловая настойчивость, любовь к труду, способность преодолевать все тяжести и неудачи — вот характерные отличительные черты этой советской женщины. Она не только сама научилась управлять дизелем, но и сумела свои знания передать другим работницам. Бывшие ее ученицы Дудкина и Плетнева самостоятельно работают помощниками дизелистов. С новым блеском засверкает сегодня на зеленой муаровой ленте медаль «За оборону Ленинграда», украшающая грудь большинства кронштадтцев. Все, кто удостоен этой правительственной награды всякий раз будет вспоминать 1943 год — год, в который ими получен этот почетный знак, признак участия в незабываемых героических делах. Медалью «За оборону Ленинграда» награждены не только взрослые, но и дети-школьники.
Они с гордостью будут носить ее, вспоминая, как в юные годы вместе со взрослыми после учебы, полуголодные строили оборонительные сооружения; вместо положенного отдыха летом с раннего утра и до позднего вечера работали на полях, старательно и любовно выращивая овощи для населения города-крепости. Пройдут года, но бывшая ученица 6 класса Лариса Давыдова никогда не забудет день 30 ноября 1943 года. Тот день, когда в торжественной обстановке ей была вручена медаль, и как волнуясь, в ответ на награду она заявила: «Буду учиться только на отлично». Маленькие жители нашего города в яслях и детских садах встречают Новый год веселыми песнями и играми вокруг сверкающей украшениями зеленой елки. К ним на праздник, как всегда, придет традиционный Дед Мороз. Он поздравит ребят с Новым годом и раздаст скромные подарки. Многие из них, когда подрастут, с интересом будут рассказывать, как в 1943 году, в период блокады и трудностей, вызванных войной, им справляли новогоднюю елку, как в суровые годы войны ни на минуту не ослаблялась сталинская забота о детях. В годы мирного строительства нашего государства при встрече Нового года родные и знакомые, приветствуя друг друга, поздравляли: «С Новым годом, с новым счастьем, с новыми успехами в труде! Сейчас они выражают единое стремление: «С Новым годом, с полными победами на фронте и в тылу! Наливахин 1 января 1944 года Незабываемый час 27 января 1944 года, 19 часов 45 минут.
Никогда в нашей памяти не изгладится этот радостный, счастливый, долгожданный час. Затаив дыхание, с горячо бьющимися сердцами, слушают рабочие, служащие, инженеры, учителя и дети. Приказ войскам Ленинградского фронта, приказ о славной исторической победе над врагом. Радость, несказанная радость, переполняет сердца тех, кто узнал об этой долгожданной вести. Слёзы счастья заволокли глаза даже самых крепких и мужественных. Люди поздравляют друг друга, горячо жмут друг другу руки, обнимаются, целуются. И слова, обращенные непосредственно к труженикам … «И своим героическим трудом и стальной выдержкой» … вы ковали оружие над врагом, отдавали делу победы все свои силы» …Да! Это так… … Шел голодный, холодный, суровый 1941 год. Все теснее становилось железное кольцо блокады. Кронштадт, неутомимый и грозный, ковал оружие для славного Балтийского флота и для Красной Армии.
С чувством законной гордости сегодня кронштадтцы вправе сказать: блокада не сломила нас.
Участники акции создали инсталляцию — надпись "Прорыв 1943" из зажженных лампад. В мероприятии помимо военных моряков приняли участие заместитель главы администрации Кронштадта Андрей Бережной, глава муниципального совета Наталья Чашина и сопредседатель Кронштадтского Морского собрания Александр Горошко.
Непостижимо, но рабочие Морского завода под непрерывными обстрелами и бомбежками, страдая от холода и голода, работали один за троих, ушедших добровольцами в народное ополчение. За годы блокады они отремонтировали более 600 кораблей и судов, изготовили 126 шлюпок и баркасов, большое количество боеприпасов и оружия... Это о них говорила писательница В. Кетлинская «Сила города - в цехах, где куют оружие, в сердцах, где куется победа, в людях, готовых лучше умереть, чем отступить». Оборона города Ленинграда и Кронштадта стала символом стойкости и веры в победу. Кронштадтцы чтят память погибших в годы блокады. Их подвиг отображен в многочисленных памятниках, памятных мемориальных досках, на которых, правда, не всегда можно видеть алую гвоздику...
Родина высоко оценила подвиг защитников Кронштадта, присвоив ему звание «Город воинской славы России!
Но некоторые станции продолжали свою работу: Ленинград-город, Лисий нос, Ленинград-порт, Невская устьевая и Ковалево. Все получаемые гидрометеорологические сведения держались в строжайшем секрете. В годы войны о наводнениях гражданам ничего не сообщали. По годам: 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 А знаете ли вы, что? Дирекцией КЗС Минрегиона России был разработан комплекс водоохранных мероприятий, позволяющий впервые в Европе полностью избавить окружающую среду от воздействия скоростной шестиполосной автодороги. Для этого по всей длине КЗС были установлены локальные сооружения для очистки всего поверхностного стока с проезжей части дороги. По проекту, судопропускной канал С-1 способен пропускать суда водоизмещением до 90 000 тонн.
Но, в настоящее время, в пассажирский порт Санкт-Петербурга регулярно заходит паром «Regal Princess» водоизмещением 140 000 тонн.
Прорыв блокады Ленинграда
1. Город Ленинград не был блокирован во время войны, блокады города, как таковой, никогда не было. Как и Ленинград, островной Кронштадт оказался в нацистской блокаде. «Немцы всё время обстреливали Кронштадт, смерть ходила рядом.
История обороны Кронштадта и Ораниенбаумского плацдарма время Блокады Ленинграда
Свиная кожа для одежды и обуви и столярный клей. Спасались и ловлей рыбы. Под обстрелом врага рыбачили на Неве в основном, мальчишки. Улов был небольшой, но в условиях блокады и эти крохи спасали жизни. Спасались конфетами, которыми в прошлом голу украшали новогоднюю ёлку и положили вместе с ёлочными игрушками.
Рады были и мешочку с крупой, который случайно «завалялся» за буфетом. По рассказам ветеранов-блокадников, кусок хлеба, выдаваемый на человека, был не больше спичечного коробка. Да и состоял он из опилок, соды, бумаги и лишь малой части муки. Из-за этого хлеб был черствым и горьким на вкус, но выбирать не приходилось.
Продовольствие могли привозить в осажденный город лишь одним путем — через Ладожское озеро. Как только появился первый лед, машины направлялись в Ленинград. Большинство из них не доезжали до города, поскольку проваливались под лед или попадали под фашистский обстрел. Чтобы как-то подбодрить жителей, не прекращалось радиовещание.
Оно передавало новости или же звук обычного метронома. Это был символ надежды, вечно бьющегося сердца непокоренного города. Голод - не единственная трудность, подстерегавшая ленинградцев. Сильные морозы еще больше ужесточили условия их существования.
Отопления и водоснабжения в домах не было. Люди делали проруби в Неве и совершали настоящие подвиги, добираясь до воды. Единственным спасением была печь «буржуйка», с помощью которой можно было отопить жилье. Жгли, что только могли: мебель, книги паркет, ненужные вещи.
Они выстояли и не сдались. Согласно официальным данным за время блокады в городе погибло 642 тысячи ленинградцев. Тем не менее, город выстоял. А произошло это благодаря тому, что люди придерживались определенных правил выживания.
Они выступили с рассказами о мужестве и героизме защитников Ленинграда. Под удары метронома участники акции почтили память тех, кто защищал город и погиб в период блокады, минутой молчания, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ.
В беседах с военачальниками фюрер помимо чисто военных доводов привёл немало политических аргументов. Он полагал, что захват Ленинграда даст не только военный выигрыш контроль над всеми балтийскими побережьями и уничтожение Балтийского флота , но и принесёт огромные политические дивиденды. Советский Союз потеряет город, который, являясь колыбелью Октябрьской революции, имеет для советского государства особый символический смысл. Кроме того, Гитлер считал очень важным не дать советскому командованию возможность вывести войска из района Ленинграда и использовать их на других участках фронта. Окно Театра юного зрителя после немецкой бомбежки. Автор Григорий Чертов 31 июля началось крупное финское наступление в направлении Ленинграда. К началу сентября финны перешли существовавшую до подписания мирного договора 1940 года старую советско-финскую границу на Карельском перешейке на глубину до 20 км, остановились на рубеже Карельского укрепрайона.
Связь Ленинграда с остальной страной через территории, оккупированные Финляндией, была восстановлена только летом 1944 года. Но он получил отказ в участии финнов в наступлении на Ленинград. Вместо этого Маннергейм повёл успешное наступление на севере Ладоги, перерезав Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера, блокировав тем самым маршрут для поставок в Ленинград грузов. В дальнейшем немцы продолжали окружение города кольцом, удаленным от центра города не более чем на 15 километров, и перешли к длительной блокаде. Так Гитлер, представивший огромные потери, которые он понесет, вступив в бои в городе, обрек его население на голодную смерть. Связь с «большой землей» оставалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Началась 900-дневная блокада города, за время которой по официальным данным от голода умрет 641 тысяча жителей. Лишь в 1985 году постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР на граждан, работавших в период блокады с 8 сентября 1941 и по 18 января 1943 года на предприятиях, в учреждениях города и награжденных медалью «За оборону Ленинграда» будут распространены льготы, установленные для лиц, состоявших в годы войны на штатных должностях по вольному найму в частях действующей армии. Авиация противника произвела первый массированный налет на Ленинград: на город было сброшено 6327 зажигательных и 48 фугасных бомб.
Бомбежка вызвала 178 пожаров. Во время этого налета произошел один из самых таинственных и трагических случаев за всю Ленинградскую блокаду: сгорели Бадаевские продуктовые склады. Советские историки уверяли, что сгорели они в результате налета: склады деревянные, располагались кучно. Однако в этом происшествии было несколько очень странных моментов. Все пожары в ту ночь были довольно быстро потушены — кроме Бадаевского: склады горели более 5 часов. Почему продукты, уже в условиях блокады, хранились так небрежно, почему не была усилена их пожарная часть? Пожарная охрана города насчитывала уже почти 12 тысяч человек это помимо рядовых жителей, которые каждую ночь дежурили на крышах своих домов. Зато загоревшиеся Бадаевские склады сразу же были оцеплены войсками НКВД, которые выстрелами отгоняли ленинградцев, сбежавшихся наскрести хоть немного горелой муки. Далее, советские историки уверяли: версия о том, что пожар на Бадаевских складах был одной из главных причин голода, не соответствует действительности.
На складах было всего 3 тысячи тонн муки и 2,5 тысячи тонн сахара — по действовавшим тогда нормам полуторасуточный расход муки и трехсуточный сахара для города 1 тысячу тонн горелой муки и 900 тонн горелого сахара потом использовали пищевые предприятия города; самой голодной зимой 1941—1942 годов землю Бадаевских складов, в которую впитался жженый сахар, выкапывали и ею даже торговали на ленинградских толкучках — землю заливали водой, процеживали, а мутную сладкую воду кипятили и пили. Ленинградцы были уверены, и говорили об этом открыто, что склады были подожжены: возможно, проворовавшимися работниками, возможно — войсками НКВД немцы были у самого города, а установка была такова — ни килограмма зерна, ни литра бензина не должно достаться врагу. Невский проспект осенью 1941 г. Интересно, что именно в этот день Военный совет Ленинградского фронта по настоянию Ворошилова и Жданова утвердил план мероприятий по выводу из строя важнейших промышленных и оборонных объектов города, а также с одобрения Сталина план уничтожения кораблей Балтийского флота и судов торгового флота. Прилетевший в Ленинград 10 сентября Жуков прикажет отменить минирование кораблей. Да, возможно, они погибнут. Но если так, они должны погибнуть только в бою, стреляя. И когда потом немцы пошли в наступление на приморском участке фронта, моряки так дали по ним со своих кораблей, что они просто-напросто бежали. Еще бы!
Рабочий отряд. Автор Александр Михайлов Представляете себе, какая это силища? Сталин осуждающе посмотрел на говорившего, но продолжал молчать, устремив взор на карту. Кроме того, они ведут активные действия под Ленинградом, что тоже отвлекает большие резервы. Целью операции был прорыв блокады Ленинграда. Однако из-за недостатка сил и вооружений 54-я армия продвинулась на синявинском направлении только на 6—10 километров, а соединения Ленинградского фронта захватили в районе Московской Дубровки лишь небольшой плацдарм. В этот день на кавалькаде из легковых машин на фронт у Красного Села, в 25 километрах от Ленинграда, прибыл Климент Ворошилов. Тут произошел эпизод, который потом оброс множеством легенд. Одни говорили, что, когда наши войска под шквальным огнем противника начали отступать, Ворошилов с группой офицеров бросился вперед, остановил солдат, те же, увидев Ворошилова, стоявшего в полный рост, устыдились и пошли в наступление.
Автор Рафаил Мазелев Однако, по воспоминаниям очевидца, Ворошилов всего-навсего вышел из машины, поговорил с командиром подразделения, который, крутя ус, пообещал, что сейчас поднимет дивизию в бой. А дивизия эта — необстрелянная дивизия народного ополчения, состоявшая из пожилых или совсем молодых людей, с одной винтовкой на пятерых, под огнем противника лежала в окопах. Ворошилов мрачно заметил усатому командиру, что, видимо, только присутствие маршала подвигло его принять решение перейти в наступление. Английский журналист Александр Верт выскажет предположение, будто Ворошилов, осознавая свою вину за отступление войск в Прибалтике и под Ленинградом, приехал на фронт искать смерти на поле боя. Как бы там ни было, в личной храбрости Клименту Ефремовичу отказать было нельзя. В этот день Георгий Жуков прибыл в Ленинград и сменил Климента Ворошилова в должности командующего войсками Ленинградского фронта. Жуков до своего следующего нового назначения, последовавшего 10 октября, принял энергичные меры по защите Ленинграда: усилил противотанковую оборону, начал строительство глубокоэшелонированной обороны на наиболее уязвимых участках, снял большую часть моряков с кораблей на сушу, а с конца сентября организовал активные боевые действия. Жуков вернется в Ленинград в 1943 году руководить прорывом блокады. К началу блокады было утрачено около 70 процентов энергетических мощностей города.
Энергия шла на оборонные и промышленные предприятия Ленинграда. Уже осенью в жилые дома перестали подавать свет. С распространением необоснованных иллюзий нужно покончить… Мы в дальнейшем не будем утруждать себя требованиями капитуляции Ленинграда. Композитор Дмитрий Шостакович первый справа в дни блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны был бойцом добровольной противопожарной команды и дежурил на крыше консерватории. В этот день стоявшая там советская арт-батарея отразила 10 атак танков и пехоты. В неравной схватке погибли расчеты 1, 2, 3 и 4-го орудий, лейтенант А. Антонов и политрук А. Скулачев подорвали себя и окруживших их немцев гранатами. Раненых моряков гитлеровцы привязали колючей проволокой к стволам орудий, облили бензином и сожгли заживо.
Батарея продолжит сопротивление до 14 сентября, когда, израсходовав все боеприпасы, уцелевшие моряки около 100 человек , подорвут оставшиеся орудия и отступят к Пулково. Запасов продовольствия для войск и жителей оставалось: хлеба, крупы и мяса — на 30—35 суток, жиров — на 45, сахара и кондитерских изделий — на 60 суток. На его борту было 3,5 тысячи человек. При первом же налете немецкой авиации взорвался боезапас; из всей команды уцелели эти семеро. Моряки под непрекращающимся обстрелом боролись с огнем. Но за эти несколько дней Жуков уже успел организовать артиллерийскую завесу — поставить на передний край все имевшиеся орудия, вплоть до снятых с кораблей Балтийского флота орудий и зениток ПВО. Утром 14 сентября был нанесен первый удар и освобождены Сосновка и Финское Койрово. Воронка от бомбы на Фонтанке. Так как лесистая местность затрудняет обнаружение с наблюдательных пунктов, то вести прицельный огонь по дзотам невозможно.
Но обещал выступить не позже 17 сентября. А в этот день немцы возобновили наступление и начали продвигаться вперед к южным окраинам Урицка и поселка Володарского. Расход продовольствия сверх тех количеств, которые полагались выдавать по карточкам, был категорически запрещен. Выдача кому бы то ни было разовых талонов а их выдавалось до этого несколько тысяч была запрещена. Дмитрий Васильевич был выдающимся организатором, и предпринятые им меры спасли не одну жизнь в блокадном городе. Павлов отобрал несколько сотен ленинградцев, проинструктировал их, и те прошли по городу, заглянули в каждый подвал, склад, вагон, где могло храниться съестное, и в итоге обнаружили: 8 тысяч тонн солода на пивоваренных заводах, 5 тысяч тонн овса в интендантстве, 4 тысячи тонн хлопкового жмыха в порту. Жмых этот раньше в пищу не применяли, считалось, что содержавшееся в нем ядовитое вещество госсипол опасно для здоровья. Павлов заставил провести несколько опытов, которые установили, что при высокой температуре госсипол разрушается. Все это свезли на хлебозаводы и стали добавлять к имевшейся пока муке.
Павлов обратил внимание на то, что на мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла мучная пыль. Ее тоже собирали, обрабатывали и добавляли в хлеб. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука. Подняли со дна Ладоги мешки с зерном с затонувших при бомбежке барж. Все это дало 31 тысячу тонн всевозможных суррогатов, что позволило кормить население города и войска в течение 25 дней. Павлов переговорил с возглавлявшим хлебопечение в городе Николаем Смирновым, и тот придумал заменитель масла, которым смазывали формы при выпечке хлеба. Ежедневный расход масла, таким образом, удалось уменьшить на 2 тонны. В эту же ночь произошла гибель судна с большим количеством гражданских и военных людей. Курсанты военно-морских училищ Ленинграда, успевшие повоевать, через Ладожское озеро должны были отправиться в тыл для формирования особого курсантского батальона.
Но к этому времени баржа оказалась уже на треть загружена людьми из различных учреждений и другими пассажирами. В итоге, по разным данным, на барже оказалось от 1 200 до 1 500 человек, которым предстояло пересечь озеро с запада на восток до порта Новая Ладога. Баржа, ведомая буксиром «Орел», вышла в рейс в ночь на 17 сентября в условиях приближающегося шторма. Постепенно ветер крепчал, волнение усиливалось. Примерно в 3 часа ночи неожиданно корпус старой баржи не выдержал нагрузок, обшивка борта треснула, на судно стала поступать вода. Попытки заткнуть течь не увенчались успехом, так как на барже не было ни крепежного материала, ни инструментов. Затем образовались другие трещины в обшивке корпуса. Вода через образовавшиеся трещины устремилась в трюм, и баржа стала тонуть. Экипаж и курсанты пытались как-то поддержать плавучесть судна — с помощью ведер и ручной помпы старались откачать воду из трюма.
Но воды поступало больше, чем ее успевали откачивать. Перекатывающиеся через палубу баржи волны смывали людей в озеро. В таких условиях даже опытному пловцу трудно было выжить в воде.
Жильцов в доме было мало, кто-то умер, кто-то уехал». Новый Год, несмотря на чудовищные условия, в Кронштадте решено было все-таки отметить. В Матросском клубе для детей устроили новогодний праздник. Светилась огнями пахучая елка, были подготовлены вкусные подарки Деда Мороза и обед из трех блюд.
Для ребят происходящее казалось чудом. Эта традиция продолжалась все блокадные годы. Январь и февраль 1942 г. В городе кончилось топливо, остановилась разрушенная авианалетами единственная электростанция. Тогда райком организовал установку блокстанций на Морском заводе, хлебозаводе, водопроводной станции и других предприятиях. Для них собрали по капле все остатки горючего, необходимого, чтобы пустить движки. По решению райкома партии на помощь ослабевшим людям пошли бытовые отряды.
Создали два стационара, где за десять дней усиленным питанием и заботой восстанавливали силы тем, у кого они иссякали. Кронштадтцы всеми силами стремились попасть на работу туда, где полагались рабочие карточки или дополнительный паек. А на заводе было УДП — усиленное дополнительное питание: суп из хряпы и котлеты из колюшки, и Надя старалась делить с семьей свои продуктовые карточки». В полуразрушенных цехах Морского завода в холоде, при перебоях с электричеством продолжали трудиться люди. Половину рабочих свалили голод, болезни. Умирали лучшие мастера. На территории предприятия в 1941 г.
И за то же время завод выполнил 1800 оперативных заданий командования флота и фронта — больше, чем за все остальное время блокады! Мы ремонтировали подводные лодки, торпедные катера … Люди питались по карточкам, а нас кормили в военной столовой. Вот дадут тарелку супа и кусочек хлеба, а на второе — тоже кусочек хлеба». Днем работали на фабрике, а в ночь ухаживали за ранеными». В Морской госпиталь были направлены 30 добровольных санитарных дружин от предприятий города. Добровольцы и мобилизованные на трудовую повинность горожане были заняты и на других работах — по разбору домов, по уборке улиц и дворов. Судя по воспоминаниям и газетным статьям, в городе работали баня и парикмахерская.
С нестриженой головой и давно немытым могли не пустить в класс или в цех. Поэтому от отходов человеческой жизнедеятельности ослабевшие от недоедания люди освобождались попросту — с крыльца, из окон домов нечистоты вёдрами выливали вниз.
Кронштадт. Военные традиции и судьба во время блокады Ленинграда - Хочу всё знать
Только 17 декабря 1941 года, когда установился прочный лед, с Ораниенбаумского плацдарма через Кронштадт в сторону Лисьего Носа вышли первые 30 машин. К этому моменту Дорога жизни через Ладогу действовала уже почти месяц — с 22 ноября. Однако вода еще выступала из-подо льда у берега залива. Двери у них были открыты на случай, если провалятся, чтобы выпрыгнуть, — поясняет глава музея. Путь пустой транспорт прошел за шесть часов — это очень долго". После погрузки в Лисьем Носу караван отправился в обратном направлении уже ночью. Чтобы он не сбился с пути, на берегу поставили автомобиль-маяк с включенными фарами. Круглосуточная работа ледовой трассы Расстояние ледового маршрута от Ораниенбаума до Лисьего Носа — 24 километра, Кронштадт был расположен посередине. Ежедневную работу этой Дороги жизни обеспечивали дорожные службы.
В блокадный период маршрут южной части ледовой дороги отличался от пути, действующего в мирное время. Она примерно такой была до и оставалась после войны", — говорит Кобчиков. Щитом ледовой трассы стали фортификационные оборонительные сооружения, возведенные на искусственных островах и побережье с 1704 года до войны 1914 года. С южной и северной сторон вокруг острова Котлин было построено около 20 фортов. Она шла в основном за линией фортов, которые могли прикрыть движение по этой трассе". Кронштадтская дорога, как и ладожская, была оборудована специальными фонарями, которые имели узконаправленный луч. Они светили с берега и были хорошо заметны водителям автомашин, говорит Кобчиков. Движение по Малой Дороге жизни осуществлялось днем и ночью, однако люди старались не рисковать и передвигаться только в темное время суток, учитывая погодные условия.
Чтобы максимально обезопасить движение, велись измерения при помощи прогибографа — прибора для регистрации колебаний льда и фиксации проблемных участков дороги. Кроме ледовой Дороги жизни, была еще ледовая оборона, которая насчитывала несколько десятков километров вокруг острова Котлин. Это то, что фактически обороняло от возможного прорыва противника по льду в сторону Кронштадта", — перечисляет Кобчиков. По дороге ходили в основном легковые, полутора- и трехтонные машины, отмечает Шатров.
Ладога известна своими штормами, которые могут достигать десяти баллов Крупнейшей трагедией стали события, разыгравшиеся в ночь на 17 сентября 1941 года. Шторм унес жизни экипажа баржи и 460 бойцов, направлявшихся из Новой Ладоги. В то же время в результате гибели другой баржи, вышедшей из Осиновца на восток, утонули более тысячи человек, в том числе женщины и дети.
Удалось спасти лишь 240 пассажиров. Жители Ленинграда во время эвакуации из ладожского порта Осиновец, 1942 год Фото: « Военный альбом » Не прекращались и налеты немецкой авиации на порты и корабли. Так, 4 ноября 1941 года стоящий у Осиновца сторожевик «Конструктор» получил прямое попадание 250-килограммовой бомбы, в результате чего погибли около двухсот человек экипажа и эвакуируемого гражданского населения. Но альтернативы Ладоге не было. Она стала Дорогой жизни для Ленинграда, снабжая его всем необходимым, эвакуируя население и подвозя свежие резервы. Ситуация резко ухудшилась, когда немцы 8 ноября 1941 года заняли Тихвин и тем самым прервали поставки для Ленинграда грузов и продовольствия с востока по железной дороге до Новой Ладоги. У иждивенцев и детей до 12 лет он упал с 400 до 125 граммов.
Среди требований восставших: обеспечение свободных перевыборов Советов , свобода слова и печати для рабочих и крестьян, свобода собраний , профсоюзов и объединений крестьян, освобождение политзаключённых , реализация лозунга «землю — крестьянам», разрешение кустарного производства собственным трудом. Участник восстания С. Петриченко позднее писал: «Стоя по пояс в крови трудящихся, кровавый фельдмаршал Троцкий первый открыл огонь по революционному Кронштадту, восставшему против власти коммунистов для восстановления подлинной власти Советов». Тем не менее это восстание заставило Ленина перейти к Новой экономической политике НЭП и отменить практику военного коммунизма. С весны 1922 началось массовое выселение жителей Кронштадта с острова. В 1925-1926 годах в городе были закрыты два лютеранских храма св. Елизаветы и св. Великая Отечественная война[ править править код ] Линии фронта на 21 сентября 1941 года 22 июня 1941 в начале четвёртого часа утра наблюдатели на фортах и на кораблях обнаружили группу чужих самолётов. Немецкие самолёты ушли, сбросили магнитные мины на внешнем рейде в стороне от Кронштадтского корабельного фарватера и в Ленинградский морской канал.
Береговая оборона крепости состояла из трёх укреплённых секторов Кронштадтского, Выборгского и Гогландского. Противовоздушная оборона базы флота состояла из 2 зенитных артиллерийских полков и 4 отдельных дивизионов. В ходе налёта Кронштадт понёс большие разрушения, был тяжело повреждён линкор «Марат» [48] , другие корабли и суда, разрушены здания и Морской завод. Обводный канал в центре Кронштадта В конце августа флоту пришлось оставить Таллин. Около 140 кораблей и судов прорвались в Кронштадт. Кронштадт из главной военно-морской базы 30 октября был преобразован в военно-морскую крепость. Зимой 1941 из кронштадтских запасов в Ленинград было перевезено более 3000 тонн продуктов. Во время блокады кронштадтцы ловили рыбу вокруг острова; дошло до мелкой, до четырёх сантиметров в длину, рыбки-колюшки позже сделали небольшой памятник блокадной колюшке на набережной [47]. Город находился в блокаде , но удерживался советскими войсками.
Малая дорога жизни связывала Ораниенбаум, Кронштадт и Лисий Нос. В 1950 году Кронштадтский районный Совет был ликвидирован, и город перешёл в ведение Управления гражданской администрации при коменданте крепости Кронштадт; райсовет был восстановлен 6 июня 1958 года [49]. В 1996 году город перестал быть закрытым городом — въезд в него для россиян и иностранцев стал свободным. Ежегодно, в последнее воскресенье июля, в Кронштадте традиционно отмечается День Военно-Морского Флота России с участием парада военных кораблей [50]. В городе активно развивается туристическая отрасль. Так, в 2018 году Кронштадт посетили 1,52 миллиона туристов. В 2019 году стало известно, что по поручению президента РФ Владимира Путина в течение пяти лет в Кронштадте будет создан туристско-рекреационный кластер [51]. Реализация проекта «Кронштадт. Остров фортов» [52] обсуждалась на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме [53].
Проект подразумевает возведение самого большого в мире музея военно-морского флота , океанариума, дайвинг-центра, гостиницы, марины для яхт и катеров, а также научных и образовательных площадок. По словам члена рабочей группы по вопросам развития Кронштадта Ксении Шойгу , финансирование проекта будет складываться из трёх источников: средств инвесторов, меценатов и правительственного финансирования по линии министерства культуры для реконструкции и реставрации фортов [54].
Синий мост Через Обводной канал перекинут Синий мост, рядом с которым расположены три достопримечательности.
Чтобы осмотреть один из старейших в мире футштоков — чугунную линейку с делениями для определения уровня воды и абсолютных высот — нужно спуститься по лестнице под мост. Планка закреплена на опоре. Рядом, в небольшом круглом павильоне со шпилем, установлен мареограф — прибор, который автоматически фиксирует изменение уровня моря.
От этих кронштадтских приборов ведётся отсчёт Балтийской системы высот, которой и сегодня пользуются на территории всей России. Если же перегнуться через парапет Синего моста и посмотреть вниз, то можно заметить скульптуру трёх золотых рыбок-колюшек. Колючая рыбёшка считается несъедобной, однако именно она спасла жителей Ленинграда от голода во время блокады.
Итальянский пруд За Синим мостом находится прямоугольный Итальянский пруд. Начиная с 1771 года здание занимали различные учебные учреждения, например, кадетский корпус и инженерное училище. Сегодня в его стенах открыт для посещения Мемориальный музей-кабинет изобретателя радио А.
Учёный проводил первые испытания нового прибора именно в Кронштадте. На другом берегу пруда, в здании Голландской кухни, находится Музей-макет фортов Кронштадта. Петровский док и пирс с маяком Если выйти из Музея-макета в сторону Петровского канала, а затем развернуться спиной к морю, то можно увидеть ворота Петровского дока — первого сухого дока в России, построенного в 1752 году.
Однако сам объект закрыт для осмотра. На пирсе напротив стоит Задний створный маяк Кронштадтского рейда , который виден за 30 км от берега. Также здесь пришвартованы старые корабли, в том числе и ставший музеем миноносец «Беспокойный».
Объекты находятся за забором, и чтобы подойти поближе, необходимо приобрести билет. Однако подняться на борт экспонатов всё равно не получится. Петровская пристань и парк Зато с Петровской пристани — одной из лучших смотровых площадок города — хорошо видны современные боевые и исследовательские корабли, базирующиеся в Средней гавани.
Громадные серые судна завораживают своими объёмами и сложными инженерными решениями. С каменных ступеней можно сделать классические фотографии с открыточными видами на главные достопримечательности Кронштадта. Особенно интересно посещение этой локации в мае в день празднования рождения флота и в июле во время Главного военно-морского парада.
К пристани можно попасть, прогулявшись через уютный и аккуратный Петровский парк, а затем вернуться через него же на Петровскую улицу. Летний сад и Музей «Подводная археология» Пеший маршрут можно завершить двумя способами. Если вы устали, то будет удобно вернуться на Якорную площадь через Летний сад.
Блокада Ленинграда. 872 дня и ночи. Полная хроника
Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. В самые тяжёлые месяцы блокады Кронштадт делился с жителями Ленинграда продуктами и обеспечивал поставку необходимых припасов в осаждённый город. Для детей блокадного Кронштадта, отправившихся в первый класс в 1942 году Александра Ивановна стала первой учительницей. Для детей блокадного Кронштадта, отправившихся в первый класс в 1942 году Александра Ивановна стала первой учительницей. Вчера в социально-реабилитационном отделении граждан пожилого возраста № 1 состоялась экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда.
Город, переживший ад. Как Ленинград выдержал блокаду
Прошло 70 лет, подростки блокадного Ленинграда стали дедушками и бабушками, но до сих пор бережно хранят воспоминания о днях блокады. * Медали «За оборону Ленинграда» были вручены также группе учителей, хозяйственным работникам школ и учащимся 5-6 классов, активно участвовавшим в дни обороны Ленинграда в создании овощной базы для Кронштадта и показывавшим. В Кронштадте отдали дань памяти павшим защитникам блокадного Ленинграда 8 сентября. Как Балтфлот прорывался в Кронштадт Эсминец Балтийского флота «Ленин», взорванный в Либаве (Лиепае) во время отступления.
Кронштадт. Блокада. Дети. _ 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда _ Мир кораблей
Экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда. | Сегодня все вместе, дружной кронштадтской семьей, мы приехали на Лыжню России-2024. #кронштадт – последние новости. |
Кронштадт во время войны | 26 января 2024 года состоялся праздничный концерт «Да будет мерой чести Ленинград!», посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. |
Город воинской славы Кронштадт | К годовщине снятия блокады Ленинграда ветеран написал статью. |
Завод 1941-1945
В то время, как со взятием Пулковских высот обеспечивался выход на линию тесной блокады Ленинграда, три четверти вылетов 1-го авиакорпуса были проведены против Кронштадта с кораблями и против Ораниенбаумского плацдарма. Кольцо блокады было прорвано 12 января 1943 года: во время операции «Искра» удалось прорвать позиции германской армии в районе Шлиссельбурга. день полного снятия блокады Ленинграда. Немногие знают, что Петербургский дацан принимал самое непосредственное участие в защите города.
Музей истории Кронштадта отмечает предстоящее 80‑летие со дня полного освобождения Ленинграда
Щитом ледовой трассы стали фортификационные оборонительные сооружения, возведенные на искусственных островах и побережье с 1704 года до войны 1914 года. С южной и северной сторон вокруг острова Котлин было построено около 20 фортов. Она шла в основном за линией фортов, которые могли прикрыть движение по этой трассе". Кронштадтская дорога, как и ладожская, была оборудована специальными фонарями, которые имели узконаправленный луч. Они светили с берега и были хорошо заметны водителям автомашин, говорит Кобчиков. Движение по Малой Дороге жизни осуществлялось днем и ночью, однако люди старались не рисковать и передвигаться только в темное время суток, учитывая погодные условия. Чтобы максимально обезопасить движение, велись измерения при помощи прогибографа — прибора для регистрации колебаний льда и фиксации проблемных участков дороги. Кроме ледовой Дороги жизни, была еще ледовая оборона, которая насчитывала несколько десятков километров вокруг острова Котлин.
Это то, что фактически обороняло от возможного прорыва противника по льду в сторону Кронштадта", — перечисляет Кобчиков. По дороге ходили в основном легковые, полутора- и трехтонные машины, отмечает Шатров. Но были грузы и значительно тяжелее. По льду на Ораниенбаумский плацдарм проводили даже тяжелые танки по традиционной классификации машины весом более 40 тонн считались тяжелыми, для примера: вес одного из самых распространенных тяжелых танков начала Великой Отечественной — КВ-2 — составлял 52 тонны — прим. Малая Дорога жизни — сеть дорог, которая также имела и второй маршрут. Он шел от Кронштадта до островов Сескар и Лавенсаари в восточной части Финского залива, где базировались советские гарнизоны. Трасса протяженностью 75 километров начиналась от Шепелевского мыса на южном берегу и шла перпендикулярно другому маршруту ледовой дороги "Так как трасса шла вдоль захваченных врагом земель, впереди колонны шел отряд разведчиков, за ним — аэросани, а затем уже шли наши машины, доставлявшие продовольствие и боеприпасы", — рассуждает историк.
Как младший брат защищал старшего Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Военно-морская база, расположенная на острове, обеспечивала морскую и противовоздушную оборону. На Кронштадтском морском заводе ремонтировали корабли, подводные лодки и катера, боевую технику, производили оружие для фронта. Но ситуация в Кронштадте, особенно с продовольствием, в годы блокады была еще более тяжелой, чем в Ленинграде. Здесь хранились и боеприпасы, и продовольствие для всего Балтийского флота. Большая часть кораблей ушли с острова в Ленинград.
Квест-карту можно будет получить бесплатно на всех площадках Музея, скачать на официальном сайте visitkronshtadt. Предварительная регистрация не требуется.
Справки по телефону: 311-95-90 Адрес музея: Якорная пл. Послевоенное детство». В мероприятии примут участие ветераны, сотрудники Музея и учащиеся школ Кронштадта. Главный вопрос, который обсудят, участники круглого стола - как сохранить память о тех суровых днях. Ветераны поделятся своими воспоминаниями о блокадных днях, а также научат ребят варить блокадную «гороховую кашу». На уличных стендах будет представлена история Малой дороги жизни - морских коммуникаций в Невской губе Финского залива, а в зимнее время дополнявших и заменявших их — ледовых трасс, которые с началом вражеской блокады и осады Ленинграда в сентябре 1941 г. Малая Дорога жизни помогла выжить жителям Кронштадта, Ораниенбаумского пятачка, островам в Финском заливе. В декабре 1943 г.
Восстания, д. Посетителям выставки будут представлены обмундирование и макеты оружия, используемые бойцами РККА во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.. Один из стендов выставки будет посвящен полному кавалеру ордена Славы Н. Петровой, которая проживала в Кронштадте. Советская, д. Выставка посвящена одному из самых трагических событий XX века - блокаде Ленинграда и Кронштадта. В течение 872 дней города были полностью отрезаны от всех поставок. Продовольствие, вода, электричество - всё это стало дефицитом.
В здании бывшей водонапорной башни представлена экспозиция «Подводная археология». Она рассказывает об истории кораблекрушений. Там можно увидеть артефакты, поднятые с затонувших боевых и торговых судов. Цены уточняют на сайте музея. Летний сад Это первый парк Кронштадта. Когда-то здесь стоял домик Петра I, но он был разрушен во время революции.
На месте нынешней главной аллеи парка проходила первая улица города — Петровская. В центре парка насыпана горка с гротом под ней. Здесь красиво летом и осенью, но зимой в парке нечего делать. Петровская пристань К Петровской пристани можно пройти через Петровский парк. Он установлен лицом к пристани, морю и военным кораблям. Туристы приходят на Петровскую пристань, чтобы посмотреть на корабли и сфотографироваться на их фоне.
Балтийский флот, 1941 г. Противник вышел к Финскому заливу в районе Стрельны и отрезал измотанные соединения 8-й армии от основных сил фронта. Так образовался приморский ораниенбаумский плацдарм, сыгравший большую роль в обороне Ленинграда.
На этот день ситуация под Ленинградом выглядела так: с севера, востока и на юге оборону города держали 23-я, 42-я и 55-я армии; на западе на побережье Финского залива, части 8-й армии удерживали плацдарм от Долгово до Ораниенбаума. Были произведены значительные разрушения; много человек погибло. В большое пятиэтажное здание эвакогоспиталя на Суворовском проспекте, в котором размещались раненые, попали три крупнокалиберные фугасные бомбы и много зажигательных бомб, в результате чего произошел обвал трех капитальных стен.
Возникший пожар стал стремительно распространяться по обнаженным конструкциям и быстро охватил все этажи. Обвалилось большинство лестничных клеток. Уже через 15 минут после взрыва бомб здание превратилось в огромный костер.
Многие раненые и сотрудники госпиталя были застигнуты врасплох огнем и дымом. Многие пытались спастись через окна, проломы в стенах и падали с высоты нескольких этажей. Варварский налет фашистской авиации на госпиталь явился причиной гибели 600 раненых бойцов.
Погибло также много людей из медицинского и обслуживающего персонала. Одновременно с бомбежкой артиллерия противника в течение 18 часов обстреливала город. Вы очень запоздали.
Надо наверстать потерянное время. Однако и на сей раз, Кулик ограничится местными боями. Выполнение этого задания было возложено на Московскую авиагруппу ГВФ особого назначения.
Эти поставки не могли радикально изменить ситуацию в городе и на фронте — сколько груза могли перевезти несколько самолетов? Задуманы они были для другого: для снабжения продовольствием и другими необходимыми товарами ленинградского руководства. Мы свои!
Я считаю, что если такие люди имеются среди большевиков, то их надо уничтожать в первую очередь, ибо они опаснее немецких фашистов. Блокадная карточка на мясопродукты. Но наша артиллерия и атаки истребителей не позволили нанести флоту существенный ущерб.
В этом им неоценимую помощь оказали впервые использованные отечественные радиолокаторы РУС-2. Локаторы, установленные вблизи Ораниенбаума на предельном удалении от РЛС 180—200 километров, засекли эшелоны бомбардировщиков противника. Три месяца войны… Что же происходит?
Никто ничего толком из нас не знает. Враг у ворот. Где-то близко.
Но где? Сначала мы блокируем Ленинград герметически и разрушим город, если возможно, артиллерией и авиацией… в. Защитники Ленинграда на Дворцовой площади.
Ленинграда 22 сентября 1941 г. Берлин Секретно Будущее города Петербурга 1. Чтобы иметь ясность о мероприятиях военно-морского флота в случае захвата или сдачи Петербурга, начальником штаба военно-морских сил бьл поднят вопрос перед Верховным главнокомандованием вооруженных сил о дальнейших военных мерах против этого города.
Настоящим доводятся до сведения результаты. Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса.
Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в существовании этого города непосредственно у ее новых границ. Прежние требования военно-морского флота о сохранении судостроительных, портовых и прочих сооружений, важных для военно-морского флота, известны Верховному главнокомандованию вооруженных сил, однако удовлетворение их не представляется возможным ввиду общей линии, принятой в отношении Петербурга. Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей.
Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения. Главное командование военно-морских сил в ближайшее время разработает и издаст директиву о связанных с предстоящим уничтожением Петербурга изменениях в уже проводимых или подготовленных организационных мероприятиях и мероприятиях по личному составу.
Если командование группы армий имеет по этому поводу какие-либо предложения, их следует как можно скорее направить в штаб военно-морских сил». В этот же день командующий Ленинградским фронтом Георгий Жуков отдал директиву военным советам армий и командирам соединений, из которой видно, что армия воевать все еще не умела и ей приходилось учиться этому на ходу. Плакат 1941 г.
Пострадавшая от обстрела центральная часть обсерватории вся выгорела и обрушилась. Пламя распространилось на два боковых крыла, охватило чердачные помещения и верхние этажи. Пылавшее открытым огнем здание, расположенное вблизи от переднего края обороны, служило хорошим ориентиром для усиленного обстрела расположения наших войск.
Тушение пожара осложнялось из-за недостатка воды. Попытка организовать подвоз воды автоцистернами из прудов, находившихся в соседнем селе, эффекта не дала: обстрел усилился. Пришлось использовать единственный водоисточник у тылового склона горы.
Тушение пожара продолжалось несколько часов. Надежды на прорыв блокады в сентябре 1941 года силами 54-й армии под командованием Маршала Советского Союза Григория Кулика он был единственным маршалом во время войны, кого поставили командовать армией не оправдались: у советских войск было слишком мало сил и практически не было танков и авиации. Обе стороны, не имевшие сил для широкомасштабных наступательных операций, зарылись в землю, прикрылись надолбами и минными полями.
Бои осенью 1941-го и зимой 1941—42 годов тем не менее продолжались, но бои, типичные для позиционной войны: артиллерийская и минометная перестрелка, частные наступательные операции без перевеса сторон Работа по сохранению памятников в блокадном Ленинграде. Памятник Петру I «Медный всадник» на площади Декабристов. Автор — французский скульптор Этьен-Морис Фальконе.
Слева Исаакиевский собор. Зачинателем снайперского движения и инициатором создания отрядов снайперов в каждом воинском подразделении стал боец 13-й стрелковой дивизии 22-летний Феодосий Смолячков, с июля — боец народного ополчения Ленинграда. Смолячков погибнет в бою в 1942 году, когда на его счету будет 125 уничтоженных гитлеровцев.
Впрочем, снайперы могут использоваться только в позиционной войне нужно время, чтобы занять позицию, замаскироваться, не спеша выбрать жертву , то становится понятным, что Сталин готовился только к наступательной войне. В нем участвовало 197 самолетов противника. Евстигнеева, П.
Курбаткина, М. Штаб создавал партизанские базы, снабжал партизан оружием, координировал действия отрядов. Немецкие бомбы, сбрасываемые на территорию СССР, 1941 г.
Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советской России… Предлагается подойти ближе к городу и уничтожить его как с помощью артиллерийского об стрела из орудий различного калибра, так и с помощью длительных воздушных атак… Просьбы о капитуляции будут отклонены, ибо проблемы выживания населения и снабжения его продовольствием является проблемой, которая не может и не должна решаться нами. Танки — фронту. Кировский завод Ленинграда.
Здесь, в тылу врага, была восстановлена советская власть, сюда переместились из подполья многие партийные органы. Жуков доложил, что может прилететь только 7 октября. Сталин спросил, что происходит на Ленинградском фронте.
Жуков ответил, что немцы ослабили натиск, а по данным разведки противник перебрасывает мотомеханизированные и танковые части из-под Ленинграда на юг, то есть на московское направление. Немецкие солдаты осматривают подбитый советский танк. При внедрении агентов в Петербург необходимо соблюдать следующие требования: 1.
Самая точная перепроверка агента при помощи допросов, по возможности отдавать предпочтение также и свидетельству о поведении. Агент должен иметь родственников в оккупированной области, по возможности в этом же пункте, которые при необходимости могли бы служить заложниками родители, жена, дети. Кроме мужчин необходимо попытаться посылать женщин, по возможности молодых, но после самой тщательной перепроверки.
Агент должен хорошо знать местность. Нужно, чтобы агент не имел возможности проводить наблюдения за артиллерийскими укрепленными позициями, полевыми аэродромами, штабами и т. Необходимо менять места перехода.
Необходимо устанавливать точный срок возвращения агента. Срок и место перехода туда и обратно должны быть сообщены соответствующему командиру вооруженных сил. Необходимо договориться о знаке, по которому агент поставит о себе в известность немецкий пост при своем возвращении.
Агента нужно снабдить точными практическими заданиями, которые он должен неоднократно повторить устно. Его нужно направить в определенную часть города, которую он хорошо знал еще раньше. Бронзовый всадник замаскированный во время блокады Ленинграда 11.
Если агента можно считать заслуживающим доверия, то его по возможности нужно снабдить адресом одного из доверенных лиц в Петербурге, у которого он может остановиться на квартире смотря по обстоятельствам, снабдить его собственноручно написанным кратким приветом и рекомендацией от военнопленного — уроженца Петербурга — к его жене, родителям и т. Невский проспект возле кинотеатра «Художественный». Декабрь 1941 г.
Агент должен позаботиться о том, чтобы найти в Петербурге человека, который бы и после его возвращения собирал разведывательный материал. И задал тот же вопрос, что и 5 октября: куда немцы бросят выведенные из-под Ленинграда танки и мотопехоту? Жуков опять сказал, что, очевидно, на московское направление.
Оставалось только рубить лес, какой еще сохранился на блокированной территории. Отряды состояли из неопытных женщин и подростков. В назначенные пункты они прибыли без инструментов, без спецодежды, общежитий там не имелось, не было и транспорта.
К 24 октября план заготовки дров будет выполнен на 1 процент.
Кронштадт во время войны
И ко дню снятия блокады Ленинграда решили провести очередной телемост в формате игры "Морской бой". К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Музей истории Кронштадта подготовил несколько выставок. В годы войны Кронштадт стал надёжным щитом для Ленинграда. Блокаде вопреки» расскажет посетителям об истории жизни, труда и борьбы гражданского населения Кронштадта в период блокады и обороны Ленинграда.
Кронштадт. Военные традиции и судьба во время блокады Ленинграда - Хочу всё знать
В Кронштадте прошли мероприятия в честь годовщины снятия блокады Ленинграда | —Ирина Александровна, реэвакуация в Ленинград после прорыва блокады — это был организованный или стихийный процесс? |
Новости Кронштадта | В юбилейный для снятия блокады год совместно с Шенкурским краеведческим музеем мы провели презентацию фотоальбома военврача Григория Кулижникова, лечившего военно-морских летчиков Кронштадта во время Великой Отечественной войны. |
Кронштадт в годы блокады : | В начале блокады Кронштадт отдал свои запасы Ленинграду. |
Победа без сражения. Как Кронштадт обороняла рота огнемётчиков | В свою очередь на выставке "Подвиг блокадного учителя" будет представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. |