Главная» Новости» Концерт что такое в музыке. Программа концерта представляет широкую двухвековую панораму жанра концертного этюда – от романтиков XIX века до музыки композиторов нашего времени. Тематический концерт — это концертная программа, в рамках которой исполнители представляют музыку определённой тематики или жанра. Узнайте, где посмотреть сериал Концерты онлайн на Кинопоиске.
Интонация | In2Nation
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.
А у нас весна. Все кругом оживает, на деревьях набухают почки, и, конечно же, распускаются первые весенние цветы. И сегодня на уроке мы с вами будем составлять букет весенних цветов из музыкальных жанров.
Толкование Концерт жанр Концерт итал. Концерт, написанный для 2-х инструментов, называется двойным, для 3-х — тройным. В таких К. Концерт, в котором оркестр имеет большое симфоническое значение, называется симфоническим. Концерт состоит обычно из 3-х частей крайние части — в быстром движении.
Для участия в конкурсе необходимо в определенные Оргкомитетом сроки выслать следующий пакет документов: Заявка с указанием конкурсной программы по турам высылается в формате Word Анкета высылается в формате Word Копия паспорта Цветная фотография хорошего качества высылается в формате. Пакет документов необходимо направить на адрес romansiada mail. Берзарина, дом 20, Московский Дом Романса. Вступительный взнос составляет 4000 Четыре тысячи рублей и поступает в фонд проведения конкурса. В случае отказа от участия в конкурсе или неявки на регистрацию, вступительный взнос не возвращается. Оргкомитет не несет расходов по проезду и проживанию иногородних участников. Порядок работы жюри В жюри конкурса входят выдающиеся мастера русского романса в разных его жанрах 5 -7 человек. Оценка выступления производится простым голосованием с предварительным обсуждением кандидатур. Жюри оценивает глубину прочтения произведения, владение исполнительским мастерством, понимание стиля исполняемого произведения, музыкальную культуру и др.
Самое популярное
- ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ
- Создатели и актёры
- «В рамках жанра… но это неточно» — концерт, связавший эпохи | Musecube
- Смотреть шоу Концерты в хорошем качестве онлайн на сайте
- Музыка. 6 класс
- «Культурный перерыв»: канал «Большой эфир» покажет музыкальные программы «Петербург-концерта»
Что надо знать об онлайн-концертах
В классическую эпоху жанр concerto grosso заменил концертная симфония, хотя концерты для двух или трех солистов все еще сочинялись. Жанр хорового концерта а капелла с конца 17 в. Березовский, Д. Иоганн Себастьян Бах. Вечерние новости. История и развитие концертного жанра Концерт как жанр в музыке имеет древнюю и интересную историю, начинающуюся еще в древнейшие времена. Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА «КОНЦЕРТ»'.
Концерт (жанр)
Теоретический материал для самостоятельного изучения Концерт в переводе с латинского — состязание — музыкальный жанр, в основе которого лежит противопоставление солиста или солистов всему оркестру. Впервые слово «концерт» было применено в XVI веке в Италии. В концертах первого типа небольшая группа инструментов противопоставлялась большей группе. Такие концерты назывались кончерто гроссо. Автором концертов такого типа является итальянский композитор Арканджело Корелли 1653-1713. Второй тип инструментального концерта — для солирующего инструмента с оркестром. Он состоял из трёх частей. Первая, быстрая, почти всегда имела форму рондо. Вторая — медленная, сочинялась в свободной форме. В третьей части — финале, композиторы часто возвращались к форме рондо.
Антонио Вивальди 1678-1741 , один из самых знаменитых и плодовитых композиторов итальянского барокко, написал около 500 сольных инструментальных концертов. Вершиной творчества Антонио Вивальди являются четыре концерта для скрипки со струнным оркестром «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Они объединены в один цикл «Времена года». Содержание каждого из концертов раскрывают сонеты, написанные самим композитором. Сонет — это лирическое стихотворение из 14 строк. В XIX веке соединение музыки со словом, с определённым сюжетом, стало основой программной музыки. Программная музыка — это инструментальная музыка, имеющая название или литературный сюжет, раскрывающие содержание произведения. На протяжении XVIII — XX веков были созданы концерты не только для инструментов струнно-смычковой группы симфонического оркестра, но и для деревянных и медных духовых инструментов. Основоположником инструментального концерта в России является Пётр Ильич Чайковский.
Выпуск XXXI. Клепиков С. Лебедева-Емелина А.
Русская духовная музыка эпохи классицизма 1765—1825 : каталог произведений. Левашев Е. Том 3.
XVIII век. Малинина Г. Состояние источников.
Пути изучения. Чайковского, 2008. Малиновский К.
Материалы Якоба Штелина. Том III. Записки и письма Якоба Штелина о театре, музыке и балете в России.
Рыцарева М. Шумилина О. Burde I.
Frankfurt am Main : Peter Lang, 2008. Buttstett J. Erfurt : Otto Friedrich Werther, 1716.
Marpurg F. Abhandlung von der Fuge. Berlin, 1753—1754.
Reprint : Hildesheim, 1970. XLVI, 357 S. Mattheson J.
Der vollkommene Capellmeister. Hamburg : Verlegts Christian Herold, 1739. Melamed D.
Bach and the German Motet. XV, 229 p. Pretorius M.
Syntagmamatis musici. Holwein, 1619. Quantz J.
Berlin : J. Voss, 1752. Scheibe J.
Critischer Musikus. Neue, vermehrte und verbesserte Auflage. Breitkopf, 1745.
Speer D. Ulm : G. Talbot M.
CD 00289 477 6145. London : J. Dent, 1993.
Walther J. Musicalisches Lexicon. Leipzig : W.
В конце партитуры указана дата: «Nel Mese di Settembre 1814» «В сентябре 1814 [года]». Ошибочно приписанная Д. Бортнянскому музыка «Плотию уснув» Б. Галуппи с текстом песни И. Гермеса «Ach!
Берлинская государственная библиотека D-B Mus. Falsely attributed to D. Galuppi, text by J. Page 1. Staatsbibliothek zu Berlin D-B Mus.
Таким образом, обе последние рукописи происходят из собрания Иоганна Готфрида Шихта. Наличие значительного числа рукописей русской духовной музыки эпохи классицизма на территории современной Германии или их происхождение из немецких собраний обусловлены увлечением западноевропейских стран русской хоровой культурой, возникшим на волне цецилианства подробнее об этом см. В начале XIX века в Германии повсеместно создавались певческие общества, возрастал интерес к хоровой музыке a cappella. Недаром хоровые концерты Граля и Ромберга находились в архиве Берлинской певческой академии, а сочинения Галуппи и Бортнянского — в собрании руководителя Лейпцигской певческой академии. В свете изложенных выше взглядов немецких теоретиков XVIII века заглавие «мотет» на этих партитурах кажется оправданным хотя бы ввиду отсутствия инструментов, что является одной из важнейших черт, отличающих немецкий мотет от немецкого церковного концерта.
Также обращает на себя внимание сходство формы мотета, приводимой в статье Шайбе, с формой русского хорового концерта эпохи классицизма. В работах 1940-х годов он называет сочинения Бортнянского как «концертами»9, так и «мотетами», и даже «кантами»10. Марина Григорьевна Рыцарева в книге «Духовный концерт в России второй половины XVIII века» 2006 , проводя различие между мотетом и концертом, обозначает термином «мотет» небольшие церковные песнопения с определенной структурой. Следовательно, мотет и концерт, по мнению Рыцаревой, различаются масштабами и степенью развитости фактуры. Несмотря на то что в нашей церкви песнопение «Плотию уснув» Галуппи можно услышать на месте запричастного концерта, в эпоху классицизма оно и песнопение «Благообразный Иосиф», по-видимому, могли звучать в качестве экзапостилария Пасхи «Плотию уснув» и тропарей Великой Субботы «Благообразный Иосиф».
В то же время песнопение «Благообразный Иосиф» Галуппи названо концертом в «Прибавлении к музыкальному реэстру Григория Николаева Рейнсдорпа» 1822 года [18, 77]. Очевидно, масштаб этих сочинений определяется их изначальным местом в ходе православного богослужения14. Здесь нам представляется уместным провести параллель с аналогичным явлением эпохи русского барокко, на которое указывает Анна Валентиновна Булычёва. На основе материала партесных рукописей музыковед заключает, что «ряд сочинений на протяжении этого периода переосмысливались в жанровом отношении, их функция в богослужении менялась. Галуппи «Плотию уснув».
Партия баса. Титульный лист РГБ. Title page. Manuscripts Department. Stock 817.
Carton 14. Record 11. Folio 22 Разграничив термины «мотет» и «концерт», Рыцарева выводит понятие «мотетности» в отношении концертов 1760-х годов [19, 115]. Следовательно, «мотетность» определяется музыковедом как некая «неразвитость». Предлагаемая Рыцаревой трактовка мотета как упрощенной версии концерта, которую музыковед связывает прежде всего с раннеклассическим этапом в русской музыке, противоречит как рассуждениям Якоба фон Штелина, так и взглядам немецких музыкантов-теоретиков XVIII века.
Заключение Рыцаревой о неразвитости сочинений жанра хорового концерта раннеклассической эпохи, которую музыковед объясняет через понятие «мотетности», может быть также связано с тем, что до недавнего времени в распоряжении исследователей находилось весьма ограниченное количество музыкального материала русской духовной музыки этого периода15. По приезде в Россию композитор творчески применил традиционную и хорошо освоенную им форму к старославянским текстам, и его нововведение чрезвычайно удачно совпало с тенденциями развития русской хоровой музыки» [15, 141]. Эти утверждения были подхвачены другими отечественными музыковедами [12]16. Влияние итальянской музыкальной культуры на русское церковное пение последней трети XVIII века бесспорно. В связи с этим попытка найти истоки жанра русского хорового концерта эпохи классицизма в жанрах итальянской духовной музыки представляется вполне обоснованной.
Из этого можно сделать вывод, что поиск аналога жанру русского хорового концерта эпохи классицизма в современных ему итальянских мотетах не способен дать удовлетворительных результатов. Неслучайно Галина Михайловна Малинина ошибочно называет это сочинение «светской кантатой» [16, 87]18. Мотет предназначен для сольных голосов сопрано и альта, четырехголосного хора SATB и оркестра, состоящего из струнных, флейт, гобоев, валторн, труб, литавр и basso continuo. Галуппи вносит разнообразие в хоровое звучание введением сольных голосов, что являлось отличительной чертой его письма. Как известно, чередование сольных голосов и хора являлось также одним из формообразующих принципов партесных композиций.
Известны русские хоровые концерты этого периода, содержащие от двух до двенадцати частей22. Вместе с тем итальянский мотет XVIII века — сочинение для сольного голоса с оркестром, которое создавалось на писавшиеся в тот же период латинские поэтические тексты, — далек от жанра русского хорового концерта. Это понятие в качестве жанрового определения и представляется нам единственно правомерным и исторически корректным. Список источников Антоненко Е. DOI: 10.
Антоненко Е.
В павильоне есть и зона VK Видео, в которой представлена библиотека платформы в миниатюре. Каждый посетитель сможет виртуально стать участником разных шоу, спортивных соревнований и даже мультфильмов, а также принять участие в интерактивной викторине. Кроме того, посетители павильона получат возможность узнать, какая ИТ-специальность им подходит, попробовать свои силы в профориентационном симуляторе «Тест-драйв IT-профессий». А еще — примерить на себя профессию будущего, узнать о функциях Сферума в интерактивной игре и поучаствовать в образовательной викторине от Учи. В павильоне также представлен фирменный магазин VK Store с мерчем на память о посещении форума. Также пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков назвал выставку-форум «реинкарнацией ВДНХ» советского времени, но созданной в «незаскорузлом виде».
"В поисках жанра" концерт спектакль Театра на Таганке
Музыка. 6 класс | Жанр "фильм-концерт" занимает свою нишу на телевидении с 60-х годов прошлого столетия. |
Что надо знать об онлайн-концертах | Главная» Новости» Жанры концертов. |
Концерты (2022): рейтинг и даты выхода серий | Духовный концерт как жанр композиторского творчества и вид исполни-тельской деятельности хоровых коллективов. |
Концерт (жанр)
Презентация «Концерт - жанр инструментальной музыки» на различные темы - для образования и обучения | Если вы ждёте концерта, то скорее приобретайте билеты со скидкой 50% на До встречи!#интонация #in2nation #Новосибирск #Красноярск Александр Новиков Дэн. |
Концерт «От Листа до Лигети и далее» | VK 5 ноября проведет масштабный концерт для посетителей международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ. |
«В рамках жанра… но это неточно» — концерт, связавший эпохи | Главная» Новости» Что такое жанр концерт. |
В Державинском университете прошёл гала-концерт фестиваля "Студенческая весна-2024"
В 1 сезоне шоу «Концерты» самые известные комики канала ТНТ собираются на одной сцене, чтобы вволю пошутить и хорошенько посмеяться. Жанр "фильм-концерт" занимает свою нишу на телевидении с 60-х годов прошлого столетия. Главная» Новости» Определение концерт. Онлайн-концерты являются объективной реальностью современного мира и имеют значительное влияние на культурную и развлекательную сферы.
Интонация | In2Nation
Особенности жанра концерта Жанр концерта представляет собой музыкальное произведение, исполняемое живыми музыкантами перед аудиторией. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. На протяжении всего ХХ века жанр концерта для трубы активно развивался: расширялись его содержательные возможности, менялась внутренняя структура. Духовный концерт как жанр композиторского творчества и вид исполни-тельской деятельности хоровых коллективов. Концерт сопровождает художественная проекция – любимые киногерои оживут на ваших глазах.
Песни «золотого фонда» советской эпохи и авторские композиции прозвучали на сцене МКЦ
Он состоял из трёх частей. Первая, быстрая, почти всегда имела форму рондо. Вторая — медленная, сочинялась в свободной форме. В третьей части — финале, композиторы часто возвращались к форме рондо. Антонио Вивальди 1678-1741 , один из самых знаменитых и плодовитых композиторов итальянского барокко, написал около 500 сольных инструментальных концертов. Вершиной творчества Антонио Вивальди являются четыре концерта для скрипки со струнным оркестром «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Они объединены в один цикл «Времена года». Содержание каждого из концертов раскрывают сонеты, написанные самим композитором. Сонет — это лирическое стихотворение из 14 строк.
В XIX веке соединение музыки со словом, с определённым сюжетом, стало основой программной музыки. Программная музыка — это инструментальная музыка, имеющая название или литературный сюжет, раскрывающие содержание произведения. На протяжении XVIII — XX веков были созданы концерты не только для инструментов струнно-смычковой группы симфонического оркестра, но и для деревянных и медных духовых инструментов. Основоположником инструментального концерта в России является Пётр Ильич Чайковский. Вслед за ним к жанру концерта обращаются С. Рахманинов, С. Прокофьев, Д. Шостакович, И.
Стравинский и другие. Он никогда не покидал пределов своей Родины, но среди его произведений есть «Итальянский концерт», написанный для клавира.
Ближайший выпуск в телеэфир 9 декабря будет посвящен выдающемуся коллективу «Петербург-концерта» — Симфоническому оркестру Санкт-Петербурга под управлением народного артиста России, виртуозного скрипача и дирижера Сергея Стадлера. Музыкальная программа «Скрипка времен Наполеона» — ода европейскому скрипичному искусству времен господства стиля ампир с его величественностью, парадностью и благородным пафосом. Смотрите проект «Культурный перерыв» в эфире телеканала «Большой эфир» от «Триколор» по субботам в 18:00.
Прямой эфир онлайн можно посмотреть в хорошем качестве здесь.
Тематические - «Концерт одной главенствующей темы». Она, как стержень. Нанизывает и группирует вокруг себя все художественные компоненты концерта. Ревю - обозрение на определенную тему, его сюжет, его «ход», логика подача номеров различных жанров, возможности соединения патетического и комического. У словно ревю можно на два вида: ревю-феерия и камерное ревю. В первом случае определяющим является сочетание значительности содержания с яркой зрелищностью. Постановка ревю-феерий характерна для мюзик-холла и эстрадных коллективов подобного типа. В ревю-феериях основными компонентами являются разнообразные эстрадные. Цирковые и драматические номера, большие коллективы - танцевальные группы.
Эстрадные оркестры.
VK Play поможет познать все грани гейминга и попасть на совместное фото с героями любимых игр, а VK Клипы дадут возможность и скачать собственный креативный клип. Клип при этом станет частью инсталляции зала. VK Клипы также создадут персонализированную подборку видео под настроение гостя с помощью генератора впечатлений. В павильоне есть и зона VK Видео, в которой представлена библиотека платформы в миниатюре. Каждый посетитель сможет виртуально стать участником разных шоу, спортивных соревнований и даже мультфильмов, а также принять участие в интерактивной викторине.
Кроме того, посетители павильона получат возможность узнать, какая ИТ-специальность им подходит, попробовать свои силы в профориентационном симуляторе «Тест-драйв IT-профессий».
Что такое концерт Автор видео: OK•MUUUSIK Музыкальный ликбез@okmuuusi
Разновидности концертов Один из самых очевидных способов классифицировать концерты — по жанру музыки, исполняемой на них. Концерт (жанр) — Концерт (итал. concerto, лат. concertus) — музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью. В классическую эпоху жанр concerto grosso заменил концертная симфония, хотя концерты для двух или трех солистов все еще сочинялись.
Песни «золотого фонда» советской эпохи и авторские композиции прозвучали на сцене МКЦ
Список победителей можно посмотреть здесь. Гран-при фестиваля «Студенческая весна-2024 в Державинском» получил Медицинский институт. Лучшая концертная программа — у Института экономики, управления и сервиса. Второе место занял Институт математики, физики и информационных технологий.
Давно, признаюсь, ждала чего-то подобного, зная возможности и темперамент артиста.
Кому, как не ему, сыгравшему в кино столько честных защитников Родины, провозглашать ей славу с полным правом и выстраданным чувством! Станислав Беляев и партия Квазимодо в «Belle». На самом деле, Станислав был прекрасен в каждом своём проявлении, но «низы» прозвучали настолько натурально, что поневоле задумаешься, как теперь называть голос артиста: тенор-баритон, универсал? Антон Арцев и «Отец и дочь».
Какие бездны пролились в зал в эмоциональном исполнении соло Капулетти из мюзикла Пресгурвика! Нам нужно очень стараться беречь детей… и своих, и чужих. Валерия Ланская — Анна Каренина, Кончита, Луиза — актриса разрабатывает собственную тему в искусстве, и это хорошо и правильно, потому что позволяет от проекта к проекту углублять образы, делая их непохожими друг на друга, но привлекая наше внимание к трагическим женским судьбам героинь. Спектакль в постановке А.
Программа концерта представляет широкую двухвековую панораму жанра концертного этюда — от романтиков XIX века до музыки композиторов нашего времени. Как сегодня развиваются традиции пианизма прошедших эпох, традиции Шопена и Листа, Рахманинова и Шимановского, попробуем понять, слушая этюды петербуржцев Николая Мажары, Алексея Глазкова, Александра Радвиловича, Сергея Осколкова, Александра Попова, работающей в Германии выпускницы Петербургской консерватории Ирины Емельянцевой, испанского композитора Фабиана Панизелло и немецкого Франца Йохена Херферта, специально написавшего для этого концерта «Петербургский этюд».
Для связи с Оргкомитетом используется электронная почта romansiada mail. Условия участия в конкурсе Выступление участника происходит с аккомпанементом живого инструмента — рояля, гитары и т. Исполнение под фонограмму, как минус, так и плюс, исключено. Продолжительность выступления на каждом из туров — не более 10 минут. Участник может выступать на конкурсе со своим концертмейстером или с одним из штатных концертмейстеров конкурса. Все расходы по участию своего концертмейстера — за счет участника.
Аккомпанемент и десятиминутная консультация со штатным концертмейстером перед каждым из туров конкурса — бесплатно, дополнительные индивидуальные занятия с концертмейстером — платные. Для участия в конкурсе необходимо в определенные Оргкомитетом сроки выслать следующий пакет документов: Заявка с указанием конкурсной программы по турам высылается в формате Word Анкета высылается в формате Word Копия паспорта Цветная фотография хорошего качества высылается в формате. Пакет документов необходимо направить на адрес romansiada mail.
В Державинском университете прошёл гала-концерт фестиваля "Студенческая весна-2024"
Камерная музыка-это Камерные жанры Камерные стили Исполнители Музыкальный театр Инструментальный концерт Концерт Когда возник жанр концертов Структура концерта. VK 5 ноября проведет масштабный концерт для посетителей международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ. Камерная музыка-это Камерные жанры Камерные стили Исполнители Музыкальный театр Инструментальный концерт Концерт Когда возник жанр концертов Структура концерта. Онлайн-концерты являются объективной реальностью современного мира и имеют значительное влияние на культурную и развлекательную сферы. Победители становятся участниками заключительного Гала-концерта, а также приглашаются к участию в концертах на других концертных площадках Москвы. Историческое развитие жанра концерт Жанр концерт имеет древние корни, восходящие к античной эпохе, где музыкальные выступления были обычным явлением в культурной жизни.
Создатели и актёры
- Самое популярное
- Концерт (жанр) | это... Что такое Концерт (жанр)?
- Piano Concertos
- Смотреть шоу Концерты в хорошем качестве онлайн на сайте
Что надо знать об онлайн-концертах
Кончаловского идёт в Москве в Театре мюзикла где работает Заусалин ,а нынешней осенью рок-оперу поставили в Петербурге — там в роли знакового героя Достоевского выступил Баярунас. Интересно было наблюдать различия в текстах и «подстройку» мизансцены допроса нет, я не про находчивую замену фортепиано барным стулом… не спрашивайте. Даже захотелось увидеть это в декорациях — любой из постановок. Москвичам, наверное, было бы интересно прокатиться в Питер. Тем более что там скоро вновь будут показывать «Бал вампиров». Два номера из этого мюзикла исполнил в «Гластонберри» Антон Авдеев, один из них — ария графа Кролока «Тишина и мрак ночной…» — завершил программу. В финале мы услышали родных до боли «Королей ночной Вероны»: сначала как трио Беляев, Ли, Стукалов , а затем как бодрый ундецимет всей команды артистов под аккомпанемент волшебного бэнда под управлением Анны Петуховой.
Не пригласить любителей жанра на следующий концерт было бы жестоко. С наступающим!
И все же оба концерта живут в нашем современном концертном репертуаре. Их юношеская поэтичность, пленительная мелодическая красота, блестящая пианистическая техника — все это смягчает недостаточную органичность формы.
Подлинным вдохновением проникнуты их средние части, по существу являющиеся ноктюрнами. Финальные же рондо значительно возвышаются над своим «гуммелевским» прототипом благодаря введению польских народных танцевальных элементов, с их энергичностью, свежестью, простотой.
Конкурсант обязан самостоятельно следить за оперативными изменениями, происходящими в расписании конкурса. Для связи с Оргкомитетом используется электронная почта romansiada mail. Условия участия в конкурсе Выступление участника происходит с аккомпанементом живого инструмента — рояля, гитары и т. Исполнение под фонограмму, как минус, так и плюс, исключено. Продолжительность выступления на каждом из туров — не более 10 минут. Участник может выступать на конкурсе со своим концертмейстером или с одним из штатных концертмейстеров конкурса. Все расходы по участию своего концертмейстера — за счет участника.
Аккомпанемент и десятиминутная консультация со штатным концертмейстером перед каждым из туров конкурса — бесплатно, дополнительные индивидуальные занятия с концертмейстером — платные. Для участия в конкурсе необходимо в определенные Оргкомитетом сроки выслать следующий пакет документов: Заявка с указанием конкурсной программы по турам высылается в формате Word Анкета высылается в формате Word Копия паспорта Цветная фотография хорошего качества высылается в формате.
Нам представляется, что в этом случае понятия «мотет» и «концерт» использованы скорее как близкие по значению в рамках одного стилистического направления4. С целью разобраться, на чем основывается Штелин, повествуя о современной ему русской церковной музыке, обратимся к тому, как эти понятия трактовались немецкими музыкантами того периода.
Следовательно, мотет того времени отличают: 1 применение контрапунктической техники, 2 характер источника текста, 3 вокальная природа жанра и вытекающая из этого роль инструментов. Тот факт, что мотет должен быть выдержан в полифонической технике, подчеркивают и другие теоретики. Фридрих Вильгельм Марпург в труде «Трактат о фуге» «Abhandlung von der Fuge», 1753—1754 называет мотетом «церковное произведение, составленное из множества маленьких фуг» [23, T. Тот же аспект подчеркивает Шайбе, который проводит различие между мотетом и другими духовными жанрами, в том числе концертом: «Если специально ввести их [инструменты] [в мотет], тогда поменяется стиль письма и получатся хорошие церковные концерты или мессы» [28, 182].
Двухорные мотеты — наилучшие, потому что они больше всего услаждают слух» [28, 181]. Шайбе называет и подробно разбирает составляющие «хорошего мотета» — это, «прежде всего умелый выбор слов и затем изобретательная, ясная и многоголосная отделка» [28, 178]. Говоря о втором компоненте, Шайбе фактически дает описание формы мотета: «В начале мотета всегда находится ясная и роскошная часть, в которой царят скорее выверенные имитации, чем полноценная фуга. Затем идет большая фуга, где тем не менее нужно следить за ясностью [изложения].
При вступлении главной темы в другом голосе уже должно появиться противосложение, так как иначе одноголосное пение, тем более если отсутствуют инструменты, будет звучать слишком пусто и слишком просто и никоим образом не удовлетворит слух. После этой фуги вновь следует полнозвучная и ясная часть, где также есть только имитации; хотя эта последняя часть еще может перейти в изящную фугу. Нельзя не заметить, что музыкальная форма, описываемая Шайбе, во многом соответствует форме русского хорового концерта эпохи классицизма. Важно подчеркнуть, что жанр мотета в рассматриваемую нами эпоху уступает свои позиции, будучи вытесняемым жанром церковного концерта [25, 13].
Шайбе говорит о пренебрежительном отношении современных ему певцов к жанру мотета, заключая этим размышлением свою статью [28, 185]. Один из признаков заката жанра можно также усмотреть в определении понятия «мотет» через отрицание. Таким образом, становится ясно, почему «новейший» жанр, вступающий в свои права, Якоб фон Штелин, немецкий академик, называет «концертом». Без сомнения, этот жанр эпохи классицизма именовался так и при дворе.
В отношении постепенно вытесняемого им жанра партесного концерта Штелин использует более архаичный термин «мотет»6. Обозначения «концерт» и «мотет» в рукописях русской духовной музыки эпохи классицизма Рукописи духовных концертов эпохи классицизма, хранящиеся в российских архивах, содержат исключительно обозначение жанра «концерт». Четырехчастный концерт Граля содержит точную датировку на титульном листе — 27 октября 1786 года см. Трехчастный концерт знаменитого в свое время виолончелиста Бернхарда Ромберга, по-видимому, был создан в период одного из пребываний музыканта в России в первой трети XIX века.
В отличие от концерта Граля, он подтекстован латиницей транслитерацией церковнославянского текста. Титульный лист и первая страница. Первая страница. В конце партитуры указана дата: «Nel Mese di Settembre 1814» «В сентябре 1814 [года]».
Ошибочно приписанная Д. Бортнянскому музыка «Плотию уснув» Б. Галуппи с текстом песни И. Гермеса «Ach!
Берлинская государственная библиотека D-B Mus. Falsely attributed to D. Galuppi, text by J. Page 1.
Staatsbibliothek zu Berlin D-B Mus. Таким образом, обе последние рукописи происходят из собрания Иоганна Готфрида Шихта. Наличие значительного числа рукописей русской духовной музыки эпохи классицизма на территории современной Германии или их происхождение из немецких собраний обусловлены увлечением западноевропейских стран русской хоровой культурой, возникшим на волне цецилианства подробнее об этом см. В начале XIX века в Германии повсеместно создавались певческие общества, возрастал интерес к хоровой музыке a cappella.
Недаром хоровые концерты Граля и Ромберга находились в архиве Берлинской певческой академии, а сочинения Галуппи и Бортнянского — в собрании руководителя Лейпцигской певческой академии. В свете изложенных выше взглядов немецких теоретиков XVIII века заглавие «мотет» на этих партитурах кажется оправданным хотя бы ввиду отсутствия инструментов, что является одной из важнейших черт, отличающих немецкий мотет от немецкого церковного концерта. Также обращает на себя внимание сходство формы мотета, приводимой в статье Шайбе, с формой русского хорового концерта эпохи классицизма. В работах 1940-х годов он называет сочинения Бортнянского как «концертами»9, так и «мотетами», и даже «кантами»10.
Марина Григорьевна Рыцарева в книге «Духовный концерт в России второй половины XVIII века» 2006 , проводя различие между мотетом и концертом, обозначает термином «мотет» небольшие церковные песнопения с определенной структурой. Следовательно, мотет и концерт, по мнению Рыцаревой, различаются масштабами и степенью развитости фактуры. Несмотря на то что в нашей церкви песнопение «Плотию уснув» Галуппи можно услышать на месте запричастного концерта, в эпоху классицизма оно и песнопение «Благообразный Иосиф», по-видимому, могли звучать в качестве экзапостилария Пасхи «Плотию уснув» и тропарей Великой Субботы «Благообразный Иосиф». В то же время песнопение «Благообразный Иосиф» Галуппи названо концертом в «Прибавлении к музыкальному реэстру Григория Николаева Рейнсдорпа» 1822 года [18, 77].
Очевидно, масштаб этих сочинений определяется их изначальным местом в ходе православного богослужения14. Здесь нам представляется уместным провести параллель с аналогичным явлением эпохи русского барокко, на которое указывает Анна Валентиновна Булычёва. На основе материала партесных рукописей музыковед заключает, что «ряд сочинений на протяжении этого периода переосмысливались в жанровом отношении, их функция в богослужении менялась. Галуппи «Плотию уснув».
Партия баса.