Надо понимать – конфликт Индии и Китая носит крайне глубокий характер. Индийские и китайские военные столкнулись вдоль линии контроля в округе Таванг на западе штата Аруначал-Прадеш, пишет India Today со ссылкой на источники.
Конфликт на границе Индии и Китая с участием военных
Наиболее громкие новости в международной повестке дня на уходящей неделе были связаны с Юго-Восточной Азией. Нынешний виток конфликта на плато Доклам, территорию которого оспаривают Бутан и Китай, начался 16 июня, когда группа китайских военных инженеров начала прокладку автомобильной дороги через спорное плато. Индо-китайский пограничный конфликт 2020 года — вооружённое столкновение между Индией и Китаем, начавшееся в мае 2020 года, из-за спорного региона Аксайчин. На границе Индии и Китая произошел конфликт с участием военных с обеих сторон.
Индия сообщила о нападении Китая в районе Гималаев
Индия и Китай приняли решения повременить с вооружённым конфликтом | Надо понимать – конфликт Индии и Китая носит крайне глубокий характер. |
Конфликт Индии и Китая: чем это может грозить России | Русские Онлайн | индийской границы и наладить контакт по военным и дипломатическим вопросам. |
Китай выступил против изменения статуса приграничной области Индии Ладакх | Десятки солдат индийской армии погибли во время перестрелки на границе Индии и Китая. |
Клуб «Валдай»
Он хорошо известен всем заинтересованным странам. И не только тем, что это столица северного индийского штата Химачал-Прадеш. В этом городе 3 июля 1914 г. В ходе встречи представители Англии в лице Артура Генри МакМагона и властей Тибета в лице Лончен Шатра обменялись секретными письмами и картами о восточном участке границы между Тибетом и Британской Индией. Полоса разграничения получила название "линия Мак-Магона", недвусмысленно говорящее нам, какая сторона была автором проекта. Китай был поставлен перед фактом, что он не имеет никаких прав на Тибет, не создает там поселений, не объявляет своей провинцией, не вводит войска, вообще не имеет права вести с Тибетом переговоры и заключать соглашения. Китайские власти вовремя осознали, что документ не сулит им ничего хорошего. Поэтому на конвенции красуются только подписи представителей Англии и Тибета, а Китай вообще не признал этот документ. В итоге Тибет сегодня - это автономный район Китая. Уже по названию можно понять, что регион не простой, иначе стал бы провинцией.
Лидер всех тибетцев, а заодно и буддистов, Далай-лама просит политическое убежище в Индии и остаётся здесь по сей день. Лозунг "Free Tibet" я часто видел на дверях комнат буддийских монахов и товарах, продаваемых в тибетских поселениях в Индии. Англосаксы, чтобы подогреть тему "Свободного Тибета" выдвинули Далай-ламу на Нобелевскую премию мира в 1989 г. Весь Западный мир в те годы требовал от Китая предоставить независимость Тибету. Индия вместо нейтральной позиции подливала масло в огонь. Север Индии В 1947 г. Ещё раньше отделилась Бирма Мьянма. Здесь тоже был спор. В Кашмире преимущественно проживают мусульмане и выглядело бы логичным, если территория отошла бы Пакистану, где проживающих индуистов всего 1.
В 1963 г. Этот участок Тибетского плато совсем не населён. К тому же представляет собой соляную высокогорную пустыню на высоте 5000 метров, где и кислорода-то почти нет. В итоге Аксайчин управляется Китаем, но до сих пор оспаривается Индией, которая включила район в союзную территорию Ладакх. На индийской карте пакистанский Кашмир обозначен как Северная территория Индии Переместимся на восток Индии. Здесь всё с точностью до наоборот. В 1986 г. Население штата составляет почти 1,4 млн. И пусть при этом он стал одним из самых малочисленных среди 29 штатов.
Столица - Итанагар. Иностранным туристам в штаты севернее и восточнее Бангладеш попасть очень сложно. Нужно в консульстве предоставить намерение купить тур в составе группы. И, конечно, разрешение даётся на усмотрение консула. Даже гражданам Индии требуется внутренняя виза. Штат Аруначал-Прадеш Летом 2017 г. Китайские военные строители начали строить шоссейную дорогу на плато Доклам - перекрестке индийско-китайско-бутанских территориальных претензий. Плато имеет для Индии стратегическое значение, поскольку открывает доступ к коридору Силигури, соединяющему основную часть территории страны с семью северо-восточными штатами. Дели даже ввёл войска на территорию Бутана.
В итоге "странная война" закончилась возвращением статус-кво - китайская стройка прекратилась, а индийские войска вернулись в родные казармы.
Затем стороны отвели военных. Линия фактического контроля — условная демаркационная линия на приграничной территории, которую оспаривают Индия и Китай в Южном Тибете. В частности, Индия претендует на регион Аксайчин, который является частью Тибетского нагорья и находится под контролем Пекина. Китайские претензии в свою очередь касаются территории Аруначал-Прадеш, которую контролирует Нью-Дели. Тогда после объявления Тибетом независимости его граница с Британской Индией была отодвинута в пользу последней. Пекин такое решение не признал и после того, как в 1951 году взял Тибет под свой контроль, стал выражать территориальные претензии на эту территорию.
Кроме того, индийское агентство ANI сообщило о 43 пострадавших китайцах. Представители Дели уверяют, что перестрелка произошла из-за попытки китайской стороны в одностороннем порядке изменить статус-кво.
Ранее Китай обвинил Индию в нелегальном пересечении границы военными.
Но корни конфликта еще глубже. В 1914 году в Симле Шимле , административном центре нынешнего штата Химачал-Прадеш, граничащем с одним из регионов, являющихся предметом спора, была подготовлена одноименная конвенция, участниками которой выступили Британия, Тибет и Китай.
Силмская конференция проходила на фоне ослабления Китая ввиду событий Синьхайской революции 1911—1912 гг. Англичане именно это и проделали, с крайним недовольством узнав, что Китай под конвенцией свою подпись так и не поставил, а парафирование отозвал. И впоследствии отказался признавать решения, принятые в Симле, на том основании, что Тибет — часть Китая, и Лхаса, не являясь субъектом международного права, не должна была участвовать в соглашении суверенных государств.
Здесь, адресуясь к карте, следует обратить внимание читателя на то, что сопредельной стороной всей нынешней китайско-индийской границы, точнее LAC — линии фактического контроля, — со стороны Китая является Тибет — Тибетский автономный район КНР; другие регионы с Индией не граничат. Для понимания нынешней коллизии важна и еще одна дата — 1951 год, когда Китай, уже в формате провозглашенной два года назад КНР, воссоединился с Тибетом, приступив к восстановлению суверенитета над территориями, «раздерганными» из него англичанами после проигранных Пекином Опиумных войн XIX века. Завершающим штрихом именно этого процесса и являются нынешние события вокруг Тайваня, а предыдущим шагом стал возврат в состав КНР в 1997 г.
Гонконга, ныне Специального автономного района Сянган. Подписание соглашения по мирному освобождению Тибета. В советской историографии любили напоминать, что НОАК приступила к захвату штата Аруначал-Прадеш в восточном секторе и территории Аксай-чин в западном 20 октября, в момент пика Карибского кризиса.
Поэтому, а также в силу «особых» отношений с Дели, СССР от этого конфликта дистанцировался, что впоследствии Пекин «припоминал» Москве в ходе обострения советско-китайских отношений в 1960—1980 годах. У китайской стороны имелась и собственная точка отсчета, не связанная с предвоенным состоянием советско-американских отношений — официальное предоставление Индией политического убежища далай-ламе XIV, бежавшему после 1951 года из Тибета, и учреждение под началом беглого духовного лидера тибетского «правительства в изгнании». Сегодня LAC в этом секторе проходит по так называемой линии «Мак-Магона» возглавлял секретариат внешних дел колониальных властей Индии, главный британский переговорщик на Силмской конференции.
Что не поделили Индия и Китай: старые раны высокогорного Тибета с ядерной угрозой
США играют на настроениях враждующих государств, подливая масла в огонь. Передача разведданных Индии позволяет оперативно реагировать на действия КНР в пограничной зоне. Однако любая помощь и вмешательство может привести к военному столкновению.
Это стало причиной наращивания обеими сторонами военного присутствия на границе. В октябре 2022 года сообщалось, что командование Индии в рамках укрепления границы с КНР в районе Ладакха начинает закупать разведывательные беспилотники и системы слежения. В декабре стало известно о столкновениях вдоль линии фактического контроля в районе штата Аруначал-Прадеш, несколько военнослужащих Индии и Китая получили ранения и травмы.
Под давлением Китая Вьетнам потихоньку прогибается, время от времени прекращая геологоразведку и бурение в том или ином районе.
За этой уступчивостью стоит, однако, далеко не только сила Китая. Дело в том, что внутри Вьетнама имеет место скрытый раскол по поводу взаимоотношений с Китаем. С одной стороны, вьетнамцы категорически не хотят подчиняться диктату Китая — если дело дойдёт до войны, готовятся воевать, хотя силы уж очень неравны. Но, с другой стороны, у Китая высочайшая степень проникновения во вьетнамскую экономику, а часть вьетнамских элит может быть просто им подкуплена по крайней мере, если верить вьетнамской патриотической общественности. Это порождает двойственную политику — пока власти Вьетнама, под напором китайской экспансии и, возможно, с подачи китайских агентов влияния внутри страны, потихоньку прогибаются под Китай в политике и экономике, военные готовятся воевать с Китаем с максимальным напряжением всех сил, а народ зачастую относится к политическому руководству как к предателям, сдающим страну китайцам. В целом политику Вьетнама по отношению к Китаю можно охарактеризовать так: избегать прямого конфликта даже ценой уступок, но быть готовым взять с китайцев несоразмерно высокую цену за силовые действия. Вьетнамцы понимают, что в войне Китай их сомнёт, и готовятся к тому, чтобы любые его приобретения по итогам конфликта были несоразмерны понесённым потерям. Неустойчивое положение Вьетнама вынуждает его идти на сближение с врагами Китая, в том числе и США, которым вьетнамцы ничего не забыли и ничего не простили, но вынуждены поддерживать связи на случай удара со стороны китайцев.
Это очень сложная и тонкая политика — политика «на грани». Ситуацию осложняет то, что и с другими соседями у Вьетнама отношения не особо дружеские. Вьетнам предельно агрессивно ведёт себя в территориальных спорах с другими игроками, кроме Китая. Вьетнам — это страна-хищник, и только китайский колосс сдерживает их от силовой экспансии во все стороны. Поэтому другие страны опасаются и чрезмерного усиления Вьетнама, понимая, что это в будущем будет чревато массой рисков. Интересным примером местной политики является история с попыткой Индии продать Вьетнаму противокорабельные ракеты «Брамос». Как только о потенциальной сделке стало известно, Китай немедленно выступил с гневным заявлением, сделанным через газету Народно-освободительной армии, что поставка этих ракет увеличит напряжённость в регионе. Занятно, что адресатом предупреждения была Индия, а не Вьетнам.
В итоге сделка не состоялась. Для России это противоречие тоже чревато потерями. Хотя Вьетнам и не союзник России больше, но по-прежнему важный клиент. У России есть торговля с Вьетнамом, поставки оружия, совместная добыча нефти и газа. Теоретическая война Вьетнама с Китаем приведёт к тем же последствиям, что и в случае с Индией — надо будет выбирать кого «сдать» и потом потерять все выгодные совместные проекты и репутацию достойного партнёра. Таким образом, задачей России является не допустить скатывания отношений Китая и Вьетнама к войне или углублению противостояния. В пользу интересов России работает то, что сам Вьетнам не стремится к эскалации.
Индия и правительство Далай-ламы фактического руководителя государства Тибет признали существующую границу, а Китай — нет, о чем было сообщено в официальной дипломатической ноте в 1959 году. В том же году Индия заявила об отторжении китайской стороной части штата Аруначал-Прадеш, в 1962 году вспыхнул двусторонний вооруженный конфликт, в результате которого под контроль Китая перешли около 38 тысяч квадратных километров в районах Ладакх и Аксайчин, принадлежавшие Индии. После этого неоднократно предпринимались попытки решить проблему: два китайско-индийских соглашения — от 1993 и 1996 годов — были безрезультатными.
Англия замутила обострение для Индии с Китаем
И именно вокруг этой оси начинают концентрироваться интеграционные круги — малый, к которому в США отнесли другие основные «государства-угрозы» - Иран и КНДР, а также большой, про который они пока помалкивают, но это не значит, что его не существует. Что не может очень сильно не беспокоить Вашингтон. Думается, нет особой необходимости транслировать его озабоченности на российскую аудиторию. Самое главное: рассуждая о китайско-индийских отношениях, в которых, помимо двустороннего, имеется и трехсторонний аспект, учитывая «особые» отношения этих стран с Россией, и многосторонний, связанный с БРИКС и ШОС, следует не забывать о глобальном Юге. Судя по докладу, он уже рассматривается Вашингтоном как самостоятельный фактор мировой политики, отнюдь не комплиментарный к Западу. Теперь пару слов о том, каковы, исходя из документа, настоящие, а не гипотетические американские озабоченности на китайском направлении. Никакой индийской границы или акваторий, омывающих полуостров Индостан. Даже «индо-тихоокеанская» стратегия не упоминается, что подтверждает пропагандистскую искусственность этого пентагоновского конструкта. Даже в контексте индийско-пакистанского противостояния «китайский фактор» никак не фигурирует.
Словом, ничего потенциально «эскалационного», кроме LAC, шпионское ведомство США к своему глубокому разочарованию в китайско-индийских отношениях не обнаруживает. Просто приведем примеры из текста по настоящим угрозам, как они выглядят из Вашингтона, хотя бы стилистически, чтобы читатель имел возможность сравнить их с четырьмя строчками из «Индия — Китай». КНР будет оказывать давление на Тайвань в вопросе объединения, что создаст критические точки напряженности в отношениях. НОАК развернула современные системы и повысила способность к …операциям, которые могут угрожать силам США и их союзников в западной части Тихого океана. Сухопутные войска НОАК разыгрывают все более реалистичные сценарии учений для улучшения своих навыков и повышения готовности и способности к операциям, включая потенциальное вторжение через пролив.
Таким образом, суд закрепил решение парламента Индии и властей, принятое в 2019 году после очередного пограничного конфликта с Пакистаном. Территория Кашмира фактически поделена между Индией и Пакистаном, хотя каждая сторона претендует на полный контроль над регионом.
Эксперты отмечают, что Нью-Дели отменяет специальный статус региона, чтобы глубже интегрировать его в индийскую федерацию. По словам экспертов, процесс разделения бывшей Британской Индии был организован таким образом, чтобы породить между новыми независимыми государствами кровавый конфликт, который не разрешён до наших дней. Главная американская цель здесь даже не Индия, а… Китай. Ведь геополитический закон гласит: хочешь оказать давление на Китай, заходи через Индию. А американцы мыслят всегда строго геополитически, даже такие бизнесмены, как Трамп.
Действия администрации сайта в комментариях не обсуждаются - ваш отзыв носил провокационный характер: призывы к межнациональной и социальной розни, к свержению действующей власти и т. Также не выставляются отзывы, в категоричной форме и бездоказательно - обвиняющие вышеуказанные лица в некомпетентности либо угрожающие им судебным преследованием — в таких случаях вам следует обращаться в прокуратуру напрямую; - ваш отзыв содержал прямую рекламу название и контактную информацию фирмы, речь о которой не шла в авторском материале; - ваш отзыв указывал на грамматические и орфографические ошибки ранее высказавшихся: грамотность — личное дело каждого; - ваш отзыв содержал вопрос, ответ на который был дан ранее; - ваш отзыв содержал слова из молитвы какой-либо религии например: Аминь или носит религиозный характер; - ваш отзыв состоял из одного-двух слов, не несущих информативной нагрузки: «Афтар жжет», «Супер», «Наконец-то», «Отстой».
Материалы, которые являются коммерческими Отзывы к ним модерируются в соответствии с настоящими правилами. Материалы, которые являются коммерческими. В дополнение к действующим правилам отзывы модерируются в соответствии с требованиями рекламодателя.
Недавно в Тибете появилась авиационная база, где разместили истребители J-11 и J-10. Эксперты полагают, что в случае попытки Индии перейти в наступление, авиация на базе в Хасимара будет подавлена очень быстро. Растёт и число китайских беспилотников WZ-7, которые обладают продвинутыми средствами слежки за позициями потенциального противника. При этом эксперты полагают, что подобные дроны ещё и способны использовать средства радиоэлектронной борьбы, что ослепит индийские военные базы, сделав их лёгкой мишенью для ракет. Горячие головы с обеих сторон призывают наносить удары по аэродромам противника уже сегодня. Аналитики указывают, что у Индии 25 подобных объектов, тогда как Китай располагает только 11 аэродромами. В расчёт берутся только аэродромы в близи государственной границы.
Стоит понимать, что речь идёт о странах, располагающих значительными запасами ядерного оружия, а также колоссальным человеческим ресурсом для ведения военных действий.
Китай и Индия помирились только на словах
На этом фоне в Китае убеждены, что индийский премьер Моди уже жалеет о своих интригах и в итоге ему придется выполнить все условия РФ. Индией и Китаем — ничего хорошего не несет, передает «Взгляд». Вслед за эскалацией палестино-израильского конфликта произошло обострение ситуации на границе между Индией и Пакистаном, передают иностранные СМИ. Последние новости и материалы об обострении конфликта между Индией и Пакистаном. Официальный представитель Западной зоны боевого командования Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Лун Шаохуа заявил, что Вооруженные силы КНР и Индии осуществили взаимный отвод войск из пограничного района в месте конфликта. Но именно она лежит в когнитивной основе всех последующих конфликтов «неприсоединившейся» Индии и «коммунистического» Китая.
Индия и Китай приняли решения повременить с вооружённым конфликтом
Такой инцидент произошел впервые после долгого перерыва ", - цитирует агентство слова военного источника. Источник не назвал причин, по которым произошло столкновение. По предварительным данным, огнестрельное оружие не использовалось, но стороны бросали друг в друга камни.
За ним последуют 20-й, 21-й. Командующие говорят о том, как избежать столкновений, избежать непонимания друг друга. Это в принципе просто декларация о том, что стороны не заинтересованы в обострении конфликта. Для Пекина и Дели не столь важны участки неосвоенной земли в горах.
Речь идет о защите полного суверенитета над своей территорией. То есть китайцы и индийцы как бы застыли в логике, существовавшей в середине ХХ века. С тех пор, по крайней мере на Западе, подход изменился. Там не придают такого большого значения территориальному суверенитету. А его защита для индийцев и китайцев остается священным долгом». Впрочем, на поведение двух стран влияют и экономические устремления.
Не случайно Пекин проводит в городе Куньмин форум по инвестициям со странами Южной Азии, включая Индию. Многие из этих государств уже послали на форум своих представителей и бизнесменов.
Некоторые важные региональные проекты по соединению включают трехстороннюю автомагистраль Индия-Мьянма-Таиланд и проект мультимодальных транзитных перевозок в Каладане.
Есть и проекты, связанные с цифровизацией и цифровой торговлей. Проекты цифрового подключения были расширены с Камбоджей, Лаосской Народно-демократической Республикой, Вьетнамом и Мьянмой. С 2010 года у них действует Соглашение о свободной торговле товарами, а с 2015 года — Соглашение о торговле услугами и инвестициями.
Сотрудничество в области развития между двумя сторонами также набирает обороты. Индия проводит регулярные совместные военные учения с несколькими странами-членами АСЕАН, наряду с диалогами с АСЕАН по таким вопросам, как безопасность на море, кибербезопасность, борьба с терроризмом и гуманитарная помощь, среди прочего. Кроме того, укрепляются двусторонние оборонные связи Индии с несколькими членами АСЕАН, в частности, благодаря продаже ракет «Брамос» Вьетнаму и Филиппинам, строительству глубоководного порта в индонезийском регионе Ачех и военно-морской базы Чанги в Сингапуре.
Было представлено предложение из 12 пунктов, охватывающее ключевые области, такие как подключение, цифровая трансформация, торговля и стратегическое взаимодействие. Были приняты совместные заявления о морском сотрудничестве и продовольственной безопасности, в которых Тимор-Лешти участвовал в качестве наблюдателя. На Восточноазиатском саммите премьер-министр подтвердил приверженность Индии укреплению механизма Восточного партнерства, поддержке центральной роли АСЕАН и выступлению за свободный, открытый и основанный на правилах Индо-Тихоокеанский регион.
Он подчеркнул важность совместных усилий по решению глобальных проблем, включая терроризм, изменение климата и устойчивые цепочки поставок, выделив инициативы Индии в области борьбы с изменением климата по линии ряда глобальных объединений. Двухсторонний визит во Вьетнам и Сингапур в октябре этого года также ознаменовал собой важный этап в укреплении двусторонних связей с этими странами. В Сингапуре Джайшанкар основное внимание уделил оборонным связям и безопасности на море.
Во время своего визита во Вьетнам Джайшанкар был сопредседателем 18-го заседания Совместной индийско-вьетнамской комиссии по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству. Переговоры по вопросам безопасности были сосредоточены на Пекине и его воинственной и агрессивной деятельности в Южно-Китайском море и регионе Индийского океана.
После столкновения в Галване отношения между двумя странами пошли по нисходящей, напряженность еще больше возросла в декабре 2022 года, когда их войска столкнулись в районе Таванг в северо-восточном индийском штате Аруначал-Прадеш, который Китай считает своей территорией. Сообщалось о ранениях с обеих сторон.
Индия отворачивается от БРИКС из-за Китая и объединяется с ВИИФ
Это взаимосвязанное прошлое закладывает основу для настоящего и будущего, в котором совместные усилия и взаимопонимание продолжают формировать динамичное взаимодействие между Индией и регионом Юго-Восточной Азии. В последние годы взаимодействие Индии с Юго-Восточной Азией многократно усилилось, получив серьезное развитие благодаря разработке индийской политики «Действуй на востоке», которая развилась из политики «Гляди на восток», сформулированной в 1990-х годах, благодаря премьер-министру Нарендре Моди в 2014 году. Если более старая политика была экономической стратегией, новая добавила к ней геостратегические аспекты и вывела Северо-восточный регион Индии в центр индийской стратегии развития, а также геополитической стратегии. Она ориентирована на развитие рынков и транспортных связей с Юго-Восточной Азией, и она теперь становится политикой в Индо-Тихоокеанском регионе. Новый акцент на торговле, культуре и связности наряду с безопасностью на море, изменением климата, борьбой со стихийными бедствиями, традиционными и нетрадиционными аспектами безопасности теперь охватывает отношения Индии и Юго-Восточной Азии. С целью установления более тесных связей между двумя регионами для максимальной реализации до сих пор неиспользуемого экономического потенциала обоих регионов в области торговли, коммерции и инвестиций Индия инициировала несколько проектов по объединению региона. Некоторые важные региональные проекты по соединению включают трехстороннюю автомагистраль Индия-Мьянма-Таиланд и проект мультимодальных транзитных перевозок в Каладане.
Есть и проекты, связанные с цифровизацией и цифровой торговлей. Проекты цифрового подключения были расширены с Камбоджей, Лаосской Народно-демократической Республикой, Вьетнамом и Мьянмой. С 2010 года у них действует Соглашение о свободной торговле товарами, а с 2015 года — Соглашение о торговле услугами и инвестициями. Сотрудничество в области развития между двумя сторонами также набирает обороты. Индия проводит регулярные совместные военные учения с несколькими странами-членами АСЕАН, наряду с диалогами с АСЕАН по таким вопросам, как безопасность на море, кибербезопасность, борьба с терроризмом и гуманитарная помощь, среди прочего. Кроме того, укрепляются двусторонние оборонные связи Индии с несколькими членами АСЕАН, в частности, благодаря продаже ракет «Брамос» Вьетнаму и Филиппинам, строительству глубоководного порта в индонезийском регионе Ачех и военно-морской базы Чанги в Сингапуре.
Было представлено предложение из 12 пунктов, охватывающее ключевые области, такие как подключение, цифровая трансформация, торговля и стратегическое взаимодействие. Были приняты совместные заявления о морском сотрудничестве и продовольственной безопасности, в которых Тимор-Лешти участвовал в качестве наблюдателя.
Вооруженный конфликт Индии с Китаем и Пакистаном представляется неразумным и нерациональным в обозримом будущем. США позволят Индии приобрести российское оружие без санкций Ранее Минобороны Индии одобрило закупку около 120 баллистических ракет «Пралай».
Их планируется разместить на границах с Пакистаном и Китаем. Об этом сообщило агентство Ani со ссылкой на источники. Шаумян заявила, что данный регион является одним из самых взрывоопасных в мире. Отмечу, что периодически предпринимаются попытки нормализовать отношения с Китаем, однако создавшиеся десятилетия назад проблемы надо решать», — сказала она.
Однако в Индии развитие экономики фактически происходило сразу от сельского хозяйства к сфере услуг, практически минуя сектор промышленности. Иными словами, для увеличения экспорта и снижения торгового дефицита, по мнению индийских исследователей, целесообразнее направлять больше инвестиций в наиболее слабые секторы экономики Индии - обрабатывающую промышленность и инфраструктуру. Это будет способствовать привлечению большего объема ПИИ и, как следствие, приведет к расширению экспорта. В 2018-2019 годах в Индию ввозилось 375 категорий товаров, из которых больше половины приходилось на Китай, включая 70-процентную долю электронной продукции10. Если изобразить китайско-индийскую торговлю в стоимостном выражении в долларах США в долях от их общей внешней торговли, то получится наглядная картина большей зависимости экономики Индии от Китая. Китайские эксперты подчеркивают серьезную зависимость индийского рынка смартфонов от импорта из КНР. Сильная зависимость индийского рынка от КНР наблюдается и в автомобилестроении.
В этой связи закономерно, что Индия испытывает хронический дефицит торгового баланса с Китаем, который также является и самым большим из всех торговых партнеров Нью-Дели. Посольство Индии в КНР отмечает, что увеличение дефицита торгового баланса с Китаем объясняется двумя основными факторами: «узкой товарной корзиной» и серьезными препятствиями для большей части индийской продукции сельского хозяйства и секторов, в которых Нью-Дели обладает высокой конкурентоспособностью, включая фармацевтику и сферу услуг, чтобы попасть на китайский рынок13. Говоря о последней, стоит отметить, что она же является одной из ключевых статей индийского экспорта в целом, и проблемы в поставке услуг в Китай негативно сказываются на отрицательном для Индии сальдо торгового баланса. Ряд исследователей отмечает, что важнее даже не сами тарифные ограничения, которые регулируются нормами Всемирной торговой организации ВТО , а нетарифные ограничения, к числу которых можно отнести сложные таможенные процедуры, требования соответствия стандартам, длительные и непростые процедуры сертификации. Именно их часто называют индийские производители в числе самых серьезных препятствий для доступа к китайскому рынку. Это стало прямым результатом усилий премьер-министра Индии Нарендры Моди по поддержке отечественных и иностранных компаний15. Реализации этих задач призвана способствовать объявленная в 2014 году Н.
Моди программа «Делай в Индии» Make in India. Кроме того, развитие торговли между Индией и Китаем сталкивается со многими другими преградами, включая языковой барьер, ограничения на перемещение рабочей силы и повышенные визовые требования. К коренным проблемам повышения качества двусторонних экономических отношений китайские эксперты относят так называемых трех «внутренних демонов» индийской политической элиты иньду чжэнцэ цзинин дэ «синь мо» : внешнеполитическое позиционирование Китая в качестве стратегического конкурента чжаньлюэ цзинчжэнчжэ ; неверная оценка и преувеличение роли торгового дефицита в качестве неизбежного «проигрыша» индийской стороны; неверное предположение, что в укреплении торгово-экономического и стратегического сотрудничества с США для подавления Китая Индия сможет заменить Пекин в качестве главной «фабрики мира» шицзе гунчан. Наметившаяся в последнее время тенденция на перенос части производства международных предприятий из Китая в Индию, обусловленная длительными ограничениями вследствие локдауна и усиливающимися трениями в американо-китайской «торговой войне», хотя и носит пока ограниченный характер, в перспективе может способствовать развитию внутреннего индийского производства и сказаться на снижении торгового дефицита с Китаем. Так или иначе, Р. Раджагопалан подчеркивает, что в целом торговое сотрудничество - это одна из тех немногих областей, где отношения Китая и Индии продвигаются вперед, несмотря на растущий дефицит двусторонней торговли. Отмечается также и значительный потенциал роста в таких секторах, как фармацевтика, информационные технологии и инфраструктура.
Хотя Индия и Китай прибегают к определенным протекционистским мерам, рыночные силы и экономическая выгода часто перевешивают, что позволяет, например, китайским компаниям в сотрудничестве с местным бизнесом участвовать в инфраструктурных проектах на территории Индии, а также усиливать присутствие в некоторых секторах индийской экономики, включая энергетику. Взаимодействие в рамках многосторонних механизмов в сфере экономики и устойчивого развития Заинтересованность Китая и Индии в углублении экономического сотрудничества особенно заметна на уровне взаимодействия в рамках международных многосторонних площадок, включая АБИИ и НБР. Так, Индия является одним из крупнейших заемщиков, привлекая средства на цели развития и для обновления инфраструктуры. Выделение финансирования, например в рамках АБИИ, не представляется возможным без поддержки Китая, который является крупнейшим держателем голосующих акций. НБР был создан в 2014 году, а уже в 2015 году первым в истории президентом банка был назначен крупный индийский предприниматель, председатель «Infosys Limited» вторая по величине индийская ИТ-компания Кундапур Ваман Камат. В 2016 году, когда банк впервые начал осуществлять операции по финансированию проектов национального и инфраструктурного развития, Индия из всех пяти членов получила наибольший объем финансирования в размере 500 млн долларов19. По данным на 2019 год, банк одобрил 70 проектов во всех странах-членах, четверть из которых 18 проектов стоимостью почти 7 млрд долларов приходится на Индию20.
Некоторые исследователи также отмечают сотрудничество Китая и Индии на многосторонних площадках по продвижению интересов развивающихся стран, в том числе в области торговли и устойчивого развития. Первый представляет собой блок из четырех крупных новых индустриальных стран - Бразилии, Южной Африки, Индии и Китая, - образованный в 2009 году с целью согласования совместных действий на Копенгагенском саммите по климату. В 2010 году страны заявили о расширении сотрудничества и в других областях, в том числе было объявлено о совместной программе разработки спутников. Все участники в целом разделяют позиции по сокращению объемов выбросов парниковых газов и привлечению средств, необходимых для борьбы с изменением климата. Например, на 26-й Конференции ООН по изменению климата в 2021 году министр окружающей среды Индии от имени «BASIC Countries» представил «Дорожную карту» по оказанию финансовой поддержки для развивающихся стран по борьбе с изменениями климата в размере 100 млрд долларов на период с 2021 по 2025 год. Отдельного внимания заслуживает координация действий Китая и Индии по усилению представительства развивающихся стран на ведущих международных финансовых площадках. Так, например, обе страны традиционно выступают за реформирование Всемирной торговой организации ВТО и Всемирного банка, а также увеличение квот для развивающихся стран в Международном валютном фонде МВФ и совершенствование системы голосования с тем, чтобы их роль в международной монетарной политике стала более весомой.
Вместе с тем вслед за усилением процессов региональной политической и экономической конкуренции между Китаем и Индией в ИТР Нью-Дели пытается привлечь к себе больше сторонников среди стран «глобального Юга» и выступает с критикой Китая, который якобы заманивает бедные страны в «долговой капкан». Подобная риторика звучала на онлайн-саммите «Голос глобального Юга» в январе 2023 года с участием более 120 государств афро-азиатского и латиноамериканского мира, в котором Китай не принял участие, хотя и был уведомлен индийской стороной. Проблемы инвестиционного сотрудничества Слабость динамики инвестиционного сотрудничества объясняется как сохранением политической напряженности двусторонних контактов вследствие пограничного спора, так и политикой Нью-Дели по усилению контроля за инвестиционной деятельностью со стороны ближайших соседей, принятой в апреле 2020 года21. Процедуры контроля за ПИИ стран-соседей были усилены, с одной стороны, чтобы избежать поглощений индийских предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации вследствие экономических проблем, спровоцированных Covid-19, а с другой - в связи с активизацией китайско-индийских политических трений, вызванных обострением пограничного конфликта. Хотя поправки в инвестиционное регулирование и затронули другие страны, включая Афганистан, Бутан, Мьянму, Непал, Пакистан и Бангладеш, которые теперь вынуждены получать специальное одобрение правительства Индии для осуществления любых проектов с привлечением ПИИ, считается, что данная мера в первую очередь направлена против Китая. В итоге в результате введенных ограничений Индия в прошлом году одобрила лишь 80 из 320 предложений о ПИИ со стороны китайских компаний22. Объемы китайских инвестиций в экономику Индии остаются достаточно скромными: приток ПИИ из Китая в Индию в период 2014-2019 годов составлял примерно 360 млн долларов в год.
Это стало причиной наращивания обеими сторонами военного присутствия на границе. В октябре 2022 года сообщалось, что командование Индии в рамках укрепления границы с КНР в районе Ладакха начинает закупать разведывательные беспилотники и системы слежения. В декабре стало известно о столкновениях вдоль линии фактического контроля в районе штата Аруначал-Прадеш, несколько военнослужащих Индии и Китая получили ранения и травмы.
«Ъ»: Китай и Индия находятся на грани вооруженного конфликта
Китай намерен в ближайшее время решить территориальный вопрос с Индией и нормализовать обстановку на линии фактического контроля, передает со ссылкой на Nikkei Asia. Военные Индии и Китая вступили в рукопашную схватку в районе горной погранзаставы на границе индийского штата Сикким и КНР. Китай намерен в ближайшее время решить территориальный вопрос с Индией и нормализовать обстановку на линии фактического контроля, передает со ссылкой на Nikkei Asia. Территориальный конфликт Индии и Китая перестал быть основным в отношениях двух стран.