Почему торжества в честь 1100-летия официального принятия ислама Волжской Булгарией пройдут с общефедеральным размахом, как отметят юбилейную дату по всей России, в материале «АиФ-Казань». При мечети открылось медресе, ставшее центром мусульманской науки в России в XIX веке. Мусульмане России обеспокоены мигрантофобией. Российское мусульманское сообщество обеспокоено тенденцией к развитию мигрантофобии — об этом вчера заявил глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов. Актуальные события и свежие заявления, касающиеся ислама и мусульман в России и в мире, на сайте RT. Полярный ислам: в России формируется третий мусульманский регион — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Шариат вместо права: почему мигранты не хотят жить в России по светским законам
Но официальный отсчет от принятия ислама в России принято начинать с 922 г., когда мусульманским стало первое государство на территории современной РФ – Волжская Булгария (государство в Среднем Поволжье). Русские, которые принимают ислам, - часто люди образованные и чего-то ищущие, - говорит лидер дагестанской диаспоры Магомед Курбанов. Нет такой закономерности, что в тех странах, где был наиболее радикальный, как некоторые считают, фундаменталистский ислам (например, в Саудовской Аравии, там и больше всего сторонников ИГИЛ). Специфической особенностью миграционных процессов в России является увеличение организованной преступности по этническому принципу, а также притоку совместно с криминальными элементами и сторонников радикальных течений ислама. Последние новости об исламе в России и мире. Ислам Махачев: новости команды и игроков сегодня, оперативная информация и аналитика — Ислам и мусульмане. Ислам — все самые свежие новости по теме.
С начала 2023 года 20 человек приняли ислам в Чеченской Республике
Наверное, самым влиятельным чиновником в России, в чьи обязанности, помимо прочих, входит курирование уммы страны, является первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, занимающий этот пост с 2016 года. Таким образом, распространение ислама в России можно считать повсеместным, чего никогда не было за всю историю страны. Россия 1. Иконка канала МАТЧ. Мусульманская Россия Ислам, Аллах, Террористы, Демография, Радикальный ислам, Россия, Длиннопост. Распространение ислама среди кабардинцев и балкарцев носило преимущественно мирный характер. Специфической особенностью миграционных процессов в России является увеличение организованной преступности по этническому принципу, а также притоку совместно с криминальными элементами и сторонников радикальных течений ислама.
Ислам в России: современное состояние и перспективы
Ислам в России Современный ислам - вторая по численности последователей после христианства мировая религия. В 28 афро-азиатских государствах ислам признан государственной или официальной религией, Это Египет, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово "исламский" включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др. Во многих странах распространения ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане. В ряде стран распространены религиозно-политических организации в том числе и находящиеся вне закона, например "Братья-мусульмане", Партия исламского освобождения и др. Ислам в Росии Ислам распространен и среди значительной части населения нашей страны.
При этом подавляющая их часть - сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений, с центрами в крупных городах нашей страны.
В том случае, если часть процентов уже уплачена, то эти средства пойдут в зачет погашения основного долга либо иных обязательств такого заемщика.
Праздник Ураза-байрам отмечают сегодня мусульмане мира 8:47, 10 апр 2024 У мусульман завершился Священный месяц Рамадан, в который принято держать пост. Сегодня верующие отмечают Праздник разговения - Ураза-байрам или Ид аль-Фитр. Праздник Рамазан отмечают в Азербайджане 7:32, 10 апр 2024 В Азербайджане отмечается праздник разговения - Рамазан. Поздравление опубликовано на странице Мехрибан Алиевой. В Азербайджане объявлены нерабочими дни с 10 по 14 апреля включительно.
Масштабный фестиваль в честь Ураза-байрам пройдет в Москве 1:48, 10 апр 2024 Посетителям обещают грандиозную праздничную атмосферу на фестивале, организованном по случаю одного из главных праздников исламского календаря. Он будет организован на Поклонной горе. Им передали продукты первой необходимости. Мусульман России призвали быть бдительными во время Ураза-байрам 16:15, 9 апр 2024 Мусульманам России следует соблюдать бдительность во время празднования Ид аль-Фитр. Ураза-байрам в 2024 году наступит в среду 10 апреля.
Месяц Шавваль 2024: что это, начало и конец, пост, намерение, достоинства 13:44, 9 апр 2024 Шавваль — это 10-й месяц мусульманского календаря, на него приходится Ураза-байрам и пост, который длится 6 дней. Что это такое, когда начинается и заканчивается месяц, какое намерение на пост Шавваль и в чем достоинства этого месяца? В Карачаевске к Ураза-байраму открылась новая мечеть 19:22, 8 апр 2024 Свои двери для прихожан сегодня открыла новая мечеть в Карачаевске — завершение ее строительства приурочили к окончанию мусульманского поста Рамадан. Мечеть небольшая — всего 100 кв м, она рассчитана на 70 верующих. Пост после Рамадана: намерение, когда и как держать пост в месяц Шавваль 19:00, 8 апр 2024 После Рамадана и Ураза-байрам мусульмане могут держать пост в месяц Шавваль: он длится 6 дней, и награда за него велика.
Расскажем о намерении, хадисах и награде, когда и как поститься, можно ли держать пост в месяц Шавваль в пятницу. Среда будет выходным в Карачаево-Черкесии из-за Ураза-байрама 15:10, 8 апр 2024 Уже в эту среду жители КЧР смогут не выйти на работу в связи с празднованием Ураза-байрама.
Москва является столицей нашей Родины — там находится и политическое руководство нашей страны, располагаются посольства и т. В 2015 году недалеко от Кремля мы смогли открыть московскую красавицу-мечеть, которая стала символом ислама. Поэтому трудно ответить, где же все-таки центр российского ислама.
Чтобы никого не обижать — ни кавказцев, ни башкир, ни татар, ни москвичей, скажу так: мы являемся той уникальной страной, где мусульмане проживают на всей ее территории с представителями других культур. У нас нет конфликтов на религиозной почве. Научный центр — это Татарстан: там два института, одна академия. В соседней республике в Татарстане, — прим. Да, центр Оренбургского магометанского собрания был в Уфе.
Но сколько времени прошло с того периода? На одном названии двухвековой давности козырять, наверное, удобно, но по факту не так. Для того чтобы стать центром ислама, нужны большие усилия, старания, вливать немалые средства, строить университеты, институты, организованно вести образовательную деятельность. Но пока что Уфу лишь можно назвать культурно-историческим центром ислама, но не научно-образовательным.
Последние новости об исламе в России и мире
Важно продолжать работу по укреплению связей и повышению информированности для более гармоничного взаимодействия между исламской общественностью и окружающими средами. Рост числа мусульман в России Согласно исследованиям, в России наблюдается стабильный рост числа мусульман. Такой рост числа мусульман в России связан с различными факторами, такими как миграция, более высокий рождаемость у семей мусульманской вероисповедания, а также ряд социокультурных изменений. Мусульманское население России существенно влияет на развитие экономики и социальной жизни страны. Многие из мусульман являются владельцами бизнеса и активными участниками общественной жизни городов и регионов России. Среди мусульманской общины в России наблюдается рост нравственности и культурного уровня, что положительно влияет на формирование общества в целом. Правительство РФ прилагает значительные усилия для поддержки и развития мусульманской общины, в том числе способствуя строительству новых мечетей и оказывая поддержку религиозным образовательным учреждениям. Однако, в связи с ростом числа мусульман в России, возникают новые вызовы для социальной интеграции и общения мусульман с представителями других вероисповеданий и культурных традиций. Важно продолжать уважать и поддерживать межкультурные взаимоотношения и диалог между представителями разных религий и вероисповеданий в России. Увеличение числа исламских молодежных организаций В последние годы, наблюдается заметное увеличение числа исламских молодежных организаций в России. Эта тенденция свидетельствует о росте интереса к исламу среди молодежи и о готовности молодых людей участвовать в организации мероприятий, направленных на распространение ислама.
Многие молодежные организации, связанные с исламом, занимаются благотворительной и социальной работой, помогая нуждающимся, проводя встречи и дискуссии на темы исламской культуры и истории, организуя сборы для различных общественных мероприятий и акций. Помимо благотворительных проектов, исламские молодежные организации организуют культурные мероприятия, тем самым способствуя сохранению и развитию исламской культуры в России. Такие мероприятия включают в себя выставки, фестивали, конкурсы, конференции, семинары и многое другое. Рост числа исламских молодежных организаций в России означает, что молодежь становится все более заинтересованной в исламе. Это явление может быть связано с ростом миграции из исламских стран, а также с уменьшением предрассудков в отношении ислама в российском обществе. В целом, увеличение числа исламских молодежных организаций свидетельствует о том, что российская молодежь становится все более многообразной и толерантной. Влияние социальных медиа на молодежную аудиторию В современном мире социальные медиа занимают важное место в жизни молодежи. Поэтому, отсутствие в социальных медиа в 2023 году для молодежи будет невозможным. По сравнению с другими возможностями коммуникации, социальные медиа обладают рядом преимуществ.
Сепаратизим или культурные традиции? Ислам трактуют по-разному. В Афганистане, например, нет никакого уголовного кодекса, есть шариат. У нас тоже есть такие проявления, например в Чечне. Узбекской диаспорой шариат в основном трактуется как свод религиозных ритуалов и традиций, которые носят культурологический характер». Однако, в российских спецслужбах относятся к такой позиции достаточно настороженно. Если люди приехали в чужую страну — они обязаны соблюдать ее законы, все остальное — вторично. И надо бороться в первую очередь против компактного проживания мигрантов. Почему тысячи едут в Москву? Есть желание работать в России — пожалуйста, 10 человек на Ямал, 10 — в Магадан. Создавать целые анклавы из мигрантов в российских городах опасно, и с этой тенденцией надо бороться. Особенно в свете обвального роста преступности среди мигрантов, о которой уже открыто говорит министр внутренних дел», — считает генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов. Эта проблема, кажется, выходит уже на политический уровень. Об этом лидер партии Сергей Миронов заявил на днях с трибуны Госдумы. Необходимо наводить порядок. Абсолютно убежден: без введения визового режима со странами Центральной Азии у нас скоро возникнут очень серьезные проблемы! По его словам, сейчас в России наблюдается серьезный рост преступности среди мигрантов. Большая часть из них — почти 18,5 тысячи — приходится на граждан СНГ. И это уже не могут оправдать никакие религиозные нормы.
СССР вёл активную атеистическую пропаганду с целью размыть религиозную составляющую в обществе, и это отчасти приносило свои плоды. В настоящее время Россия пытается решить две основные демографические проблемы. Во-первых, основная этническая группа россиян не хочет рожать. Русское население покидает страну, уезжая в дальнее зарубежье. Все попытки властей повысить рождаемость основной этнической группы пока что успехом не увенчались. Во-вторых, рождаемость мусульманского населения значительно возросла за последние годы благодаря религиозным принципам и политике рождаемости в России, которая распространяется на всё население. На самом деле, для мусульманской семьи вполне нормально иметь 8 детей и это было нормой в своё время в России крепостнической, прим. Мы не знаем, действительно ли Россия станет такой страной или все же будет поддерживать статус сильного и боевого народа? Исторически можно проследить закономерность развития государств: если в стране мусульманское население преобладает над местным, это неизбежно ведет к беспорядкам и расколу. Изначально это была христианская страна. Когда там мусульман стало больше, чем местных жителей, то начался распад и распри. То же самое произошло и Ливане, богатой стране Ближнего Востока. Страна по-прежнему расколота на две части.
Мы не стремимся к тому, чтобы представители других религий мощным потоком вливались в мусульманскую умму. В исламе нет миссионерства, так как в Коране сказано: «Нет принуждения в вере». Ни в царской России, ни в советское, ни в постсоветское время такого не было. В рекламе российской торговой сети впервые снялась модель в хиджабе — Раз идет такой прирост верующего населения, должна быть нехватка мечетей. Сколько их требуется России? Если бы мы построили 6 тыс. Буду откровенен: сейчас мы финансово не сможем осилить строительство стольких мечетей. Речь идет хотя бы о 50—60 на всю страну. Это не так много, если вспомнить о программе строительства 200 храмовых комплексов в Москве. Юрий Лужков когда-то решил, что в Москве должно быть 11 мечетей — по одной в каждом административном округе. Сегодня, к сожалению, мы не получили разрешение на строительство в районе Строгино. А это север столицы, где нет мечетей. Они нужны в Люблино, Марьино, где находится Московский исламский институт и более 20 лет существует мусульманское религиозное объединение «Алиф», компактно проживают немало мусульман. В районе Измайлово традиционно живет много татар, а мечети нет. Как и в Гольяново, Новогиреево, Новокосино и других районах Москвы. В Бутово из-за отсутствия мечети наши общины во время праздничных богослужений собирают по 50 тыс. Вопрос острый. Прыжки через костер, обрядовые угощения, факельные шествия и другие древние традиции стран Востока — Население однозначно не против наших мечетей. Общество сегодня изменилось. Россияне прекрасно относятся к тем, кто ходит в хиджабе, с покрытой головой, потому что такая же традиция— носить головной убор — есть у русского и других народов страны. Невежество и бескультурье прошли. Вот скопление 150 тыс.
Мы нуждаемся друг в друге! Как в России отметят 1100-летие принятия ислама
Принявший ислам певец жанра K-pop столкнулся с исламофобией в родной стране. Статистические данные, высказывания президента РФ и глав исламских организаций о том, сколько мусульман живет в России, регионы проживания мусульман, история появления Ислама в России, мусульманские организации и исламские течения в РФ. Хотя в исламе молиться можно где угодно, мечеть для этого не обязательна. В четверг, 18 мая, в Казани стартовал международный экономический форум «Россия — исламский мир». Начало распространения ислама на территории Восточной Европы, Поволжья и Приуралья относится к 8–10 вв. и связано с образованием Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии.
Станет ли Россия мусульманской страной?
При мечети открылось медресе, ставшее центром мусульманской науки в России в XIX веке. «Фонтанка» — петербургское сетевое издание, где можно найти не только новости Петербурга, но и последние новости дня, и все важное и интересное, что происходит в России и в мире. При этом нужно учесть на государственном уровне интересы российских мусульман и проявить уважение к исламской части коренного населения России, наконец-то навести порядок в российских организациях, связанных с исламом. Жители новых российских регионов, исповедующие ислам, вовлечены в религиозную жизнь в масштабе всей страны.
Россия в глобальной политике
Иными словами, рост населения в северокавказских республиках и то не всех объясняется не столько традициями, сколько тем, что процесс урбанизации там завершается позднее, чем в остальной России. Следовательно, через 15 лет в стране будет чуть больше чеченцев и чуть меньше татар, пояснил демограф. Одна из причин этого — резкое падение рождаемости на Северном Кавказе, прежде обновлявшем демографические рекорды. Руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко в беседе с газетой ВЗГЛЯД оценил численность населения в регионах, где традиционно велико влияние ислама, максимум в 20 млн. Правда, есть еще и внешний фактор — каждый год в Россию приезжает на заработки порядка 3 млн. Но большинство из них уезжает потом обратно, сколько из них оседает в России и получает российский паспорт, неясно. Но в любом случае, считает эксперт, вряд ли постоянно живущих выходцев из Средней Азии у нас больше миллиона, а значит, при нынешних темпах рождаемости и миграции через 15 лет число мусульман никак не достигнет 45-50 млн. Напомним, по данным сайта МВД, поток переселенцев из мусульманских республик СНГ, принятых в российское гражданство, превышает 100 тысяч в год.
Так, за 2017 год паспорта получили в сумме 113 тысяч бывших граждан республик Средней Азии и Азербайджана. При этом массового перехода, скажем, русских в ислам не наблюдается.
Немцам, полякам и литовцам разрешили продавать крымским татарам в Москве.
В 1665 году татарам разрешили покупать у русских польских и литовских рабов. До 1649 года русские могли быть проданы мусульманам по российским законам в Москве. Это контрастировало с другими местами в Европе за пределами России, где мусульманам не разрешалось владеть христианами.
В казачье учреждение набирались и включались татары- мусульмане- мишарцы. Казачье звание было присвоено башкирам. Тюрки-мусульмане и буддийские калмыки служили казаками.
В рядах казачьих уральских, терских, астраханских и донских казачьих войск были калмыки. К Оренбургскому казачьему войску присоединились мусульмане-мишарцы, мусульмане-тептиары, обслуживающие татарских мусульман и мусульмане-башкиры. Казаки-немусульмане имели тот же статус, что и казаки-мусульмане Сибири.
Казаки-мусульмане в Сибири попросили имама. В состав казаков в Сибири входили татарские мусульмане, как и в Башкирии. Башкиры в Париже во время наполеоновских войн , 1814 г.
Башкиры и калмыки в составе русской армии сражались с войсками Наполеона. Они были сочтены подходящими для затопления противников, но не для ожесточенных боев. В армии они были на нестандартной должности.
Башкиры-мусульмане владели стрелами, луками и оружием ближнего боя. Башкирки воевали среди полков. Денис Давыдов упомянул о стрелах и луках башкир.
Войска Наполеона встретились с калмыками верхом. Наполеон столкнулся с легкими конными башкирскими войсками. Конные калмыки и башкиры численностью 100 человек были доступны русским комендантам во время войны с Наполеоном.
Калмыки и башкиры служили в русской армии во Франции. Начальник присутствовал в каждом из 11 кантонов Башкирского войска, созданного Россией после Пугачевского восстания. К башкирам был применен военный статут 1874 года.
Бои в горах Дагестана во время Мюридской войны В то время как полное изгнание как это практикуется в других христианских странах, таких как Испания , Португалия и Сицилия было невозможно для достижения однородного русско-православного населения, другие меры, такие как предоставление земли и поощрение миграции другого русского и немусульманского населения в Мусульманские земли вытеснили многих мусульман, сделав их меньшинствами в таких местах, как некоторые части Южного Урала, и стимулировали эмиграцию в другие части, такие как Османская Турция и соседняя Персия , и почти уничтожили черкесов , крымских татар и различных мусульман Кавказа. Российская армия собирала людей, изгоняя мусульман из их деревень в порты на Черном море, где они ждали корабли, предоставленные соседней Османской империей.
Религия как форма идеологии также становилась здесь своеобразным орудием для достижения политических задач. Одновременно она стихийно заполняла вакуум, возникший в умах людей после падения коммунистической идеологии. Одним из проявлений этих тенденций в жизни мусульман страны может считаться образование Исламской партии возрождения ИПВ , учрежденной на съезде в июне 1990 г. Она была по своей сути общественной организацией всесоюзного масштаба.
У ее основания стояли преимущественно диссиденты, часть из которых даже подвергались прежде преследованиям. Это такие неоднозначные личности, как врач и богослов Ахмад-Кади Ахтаев 1942—1998 — известный в будущем общественный деятель, избранный амиром — председателем партии; диссидент-общественник и известный впоследствии деятель Гейдар Джемаль 1947—2016 ; этнолог и публицист Валиахмет Садур 1939—2006 ; идеологи Багаутдин Кебедов Магомедов род. Кебедова; мулла Мохаммадшариф Химматзода Химматов 1951—2010 — будущий лидер отделения партии в Таджикистане; богослов Мухаммад Карачай Биджиев род. В сущности, она стала первой советской политической организацией мусульман. Изначально она носила именно общесоюзный масштаб, насчитывая в своем составе до 10 тыс. Однако распад СССР фактически свел ее действия до территории России на территориях других освободившихся республик стали действовать собственные отделения , а впоследствии стал основанием для ее самороспуска, а динамика изменений политической ситуации не дала партии возможности принять участие в жизни страны.
В итоге пути основателей партии разошлись, и позже многие входившие в нее лица нашли себя в иных сферах деятельности. Но именно состав партии и обзор дальнейших действий ее отделений на территории образовавшихся после распада СССР республик демонстрируют тот факт, что она объединяла самые разнообразные персоналии, не имеющие общего четкого представления о будущем мусульман в создававшихся политических условиях, о способах решения возникших на тот момент проблем, глубинного понимания их специфики. Сегодня, исходя именно из состава ее участников и их судеб в последующем, она оценивается как фундаменталистская по своей направленности. В это же время началось создание мусульманских общественных организаций. В 1990 г. В апреле 1991 г.
В 1992 г. Существовал также ряд других организаций с 1995 г. Сразу после общесоюзного закона «О свободе совести и религиозных организациях», 25 октября 1990 г. В это же время началось создание региональных мусульманских общественных организаций. Следует отметить, что к 1991 г. В период августа по октябрь 1990 г.
После образования СНГ 26 декабря 1991 г. В начале июня 1991 г. В феврале 1992 г. В феврале 1994 г. Переговоры с Ичкерией, как известно зашли в тупик, и руководством РФ было принято решение о силовом методе выхода из сложившейся ситуации, что привело к войне 1994—1996 гг. В целом именно политическая дезинтеграция стала важнейшим фактором для окончательного раскола мусульман бывшего Советского Союза, а особенности политической обстановки в каждом из регионов определили и специфику функционирования ислама на постсоветском пространстве.
Продолжилось не только умножение общего количества различных организаций, выступающих со своеобразными трактовками ислама, но и децентрализация уже существовавших мусульманских религиозных учреждений, располагавшихся в различных регионах единого прежде государства — как в масштабах республик, так и более мелких субъектов. Рост сепаратистских и националистических настроений оказал свое влияние и на организацию официальных религиозных структур. Уже весной 1989 г. В январе 1990 г. Последнее, в свою очередь, раскололось на четыре ДУМ, в основе деления на которые лежал этнический признак: аварского, кумыкского, лезгинского ДУМ Южного Дагестана и даргинского Даргинский казыят. Названные выше конфликты на национальной почве подогревались общей слабостью центральной власти.
Однако ни один из них в начале 90-х годов XX в. Так, военные действия, начавшиеся в декабре 1994 г. Идеологическим вектором самопровозглашенного руководства Республики Ичкерия было именно достижение суверенитета. Лишь после гибели генерала Джохара Дудаева в апреле 1996 г. Именно радикализированная окраска их действий дает основание рассматривать дальнейшие меры федеральных сил как контртеррористические операции. Это наиболее наглядный пример того, какие проблемы несет тенденциозность, переданная через упрощения, поскольку именно в такой форме среди необразованных масс находят распространение любые идеи, адаптированные под восприятие этих масс.
Речь идет не только о людях, пополнявших отряды экстремистов, прикрывающихся исламом, но также и о той части российского населения, которая сформировала свое отношение к исламу на основе преимущественно этих событий. Как следствие, возникли определенные тенденции к дискредитации образа ислама в обществе. К сожалению, вновь приходится говорить именно об отсутствии базовых знаний у населения страны в целом, явившемся следствием атеистической политики советского руководства. Вместе с тем в 90-е годы XX в. Председателем организации был переизбран возглавляющий ее с 1980 г. Важнейшими решениями съезда 1990 г.
Эти реформы не могли не вызвать отрицательной реакции мусульманской религиозной элиты. Следует отметить, что по Уставу Диния Назараты принят Национальным собранием Миллет меджлисе в январе 1918 г.
Но наряду с этими ассоциациями и символами у нас за последние 20 лет появились и ряд новых, ранее неведанных, казалось бы, как мусульманские. География распространения российского ислама начинает включать себя все новые регионы, и процесс этот имеет тенденции к росту, а не к сокращению. Дело в том, что уже в советское время население весьма активно перемещалось по территории СССР, включая современную Россию в ее нынешних административных границах. И, если русские и татары работали на Ташкентском тракторном заводе, то узбеков пробовали привлекать к освоению Нечерноземья в Кировской области. Что уж говорить про нефтедобывающий Тюменский Север, где с самого начала его активного промышленного освоения «были все» Ямало-Ненецкий округ в народе назывался Татаро-Хохляцким уже в советское время. Далеко не все советские люди сознавали свою религиозную принадлежность, но уже с конца 1980-х гг.
Именно к этому времени относится начало нового этапа расширения географии ислама в России. На этом этапе стали возникать мусульманские общины в регионах, где их раньше не было, по крайней мере, в имперский период истории: Тюменский Север, Дальний Восток, регионы бурного промышленного освоения. В это же время — в 1990-е гг. Вообще сам по себе факт наличия или отсутствия государственной регистрации зачастую дает представление не о действительном наличии или отсутствии общины, а об отношении к этому факту местных органов юстиции. Именно этим моментом объясняется колоссальное расхождение между числом реально существующих и зарегистрированных мусульманских общин в целом ряде регионов, в т.