СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Что такое социальное окружение? ьная среда подростка Обществознание 7 класс Автор: Мишарина Вероника Александровна, учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ» п. Приозёрный. Смотрите видео онлайн «Роль социальной среды в формировании образа жизни и поведения» на канале «Таинственные таланты» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 25 апреля 2024 года в 13:18, длительностью 00:03:11, на видеохостинге RUTUBE. это круг людей, которая предоставляет условия для развития личности, удовлетворения её культурных потребностей.
Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении
Вместе с тем среду можно рассматривать и как единство общего, особенного и единичного. Две крайние формы проявления социальной среды определяют как «макросреду»и «микросреду». К ней относятся те факторы, которые, воздействуя на общество в целом, представляют собой предпосылки и условия жизнедеятельности, общие для всех его членов. Наряду с перечисленными условиями в структуре социальной среды по признаку «непосредственные контакты»выделяют социальные сферы, где личность проявляет себя в своем индивидуальном поведении и которые служат связующим звеном в отношениях личности и общества.
Таким образом, ухоженный дом и забота не обязательно означает роскошь , гостеприимная и защищающая среда помогут членам семьи установить здоровые связи с окружающей средой. Школьная среда Кроме того, когда дети растут и учатся в симпатичных школах, где стены правильно окрашены, за партами и столами хорошо ухаживают, а полы чистые, социальная и академическая реакция намного более значительна. Напротив, когда эта социальная среда враждебна, небрежна или опасна, человек будет страдать от ее влияния негативным образом. Как упоминалось ранее, физическое и психическое здоровье и благополучие людей во многом зависят от хорошей социальной среды. Отсюда важность того, чтобы дети и молодые люди росли в безопасной среде, с твердыми этическими ценностями, которые помогают им формировать здоровые личности. Новая среда: виртуальная Виртуальная социальная среда, то есть участие в различных социальных сетях, оказывает решающее влияние на людей, и это влияние только начинает измеряться и оцениваться, учитывая его новаторский характер.
Эта виртуальная среда выходит за рамки национальных границ; Сообщества, поведение которых похоже на реальное, но с обостренными и преувеличенными чертами, были созданы в разных сетях. Многие люди дети, подростки и взрослые пострадали от так называемого киберзапугивание, где они становятся жертвами онлайн-домогательств, причиняя настоящие страдания тем, кто от них страдает, что обычно имеет катастрофические последствия для их самооценки. Таким образом, социальное неравенство, нетерпимость, социальное насилие во всех его аспектах гендерное, политическое, расовое, уголовное , незаконный оборот и потребление наркотиков, среди прочего, являются негативными факторами в социальной среде. Чтобы облегчить некоторые из этих ситуаций, многие правительства внедряют социальную помощь, чтобы уязвимые люди, у которых всегда была неблагоприятная социальная среда, могли улучшить свое положение. Социальная среда компании Социальная среда компании состоит из места, где она расположена городское, торговое, промышленное, сельское и т. К этой деловой ситуации можно подойти как минимум с двух точек зрения: как компания влияет на общество, которое ее окружает, и какова ее внутренняя социальная среда. Внешняя бизнес-социальная среда Этот аспект связан с различными факторами, которые окружают компании и выражаются в наличии или отсутствии государственной, трудовой, экологической и социальной политики.
Самая важная и характерная особенность порталов социальных сетей — это их контент и контент, который создается самими пользователями. Записи, сообщения и мультимедийные материалы, подготовленные зарегистрированными фанатами, публикуются ими, а затем: публикуются, комментируются и оцениваются.
Место публикации контента может быть доступно для просмотра каждому пользователю Интернета, но более распространенным требованием является наличие собственной уникальной и зарегистрированной учетной записи пользователя. Что характерно — мнения, созданные таким образом, со временем не удаляются если они не содержат запрещенный контент. Содержание всех опубликованных пользователем ресурсов доступно в долгосрочной перспективе, а также для дальнейшего обсуждения, оценки и заключения. Соцсети на высоте В Интернете доступно множество различных социальных сетей, как более мелкие, действующие локально, так и крупные, глобальные, самые популярные и известные во всем мире. Популярность социальных сетей может варьироваться в зависимости от географического положения, поэтому, например, популярные в Европе социальные сети могут быть малоизвестны в Южной Америке.
Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Она включает культуру, в которой человек получил образование, в которой живет, а также людей и учреждения, с которыми они взаимодействуют.
Взаимодействие может происходить лично или через средства массовой информации, даже анонимно или в одностороннем порядке, оно не может подразумевать равенство в социальном статусе. Социальная среда — более широкое понятие, чем понятие социального класса или социального круга. Значение Социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека — семью, трудовую, учебную и другие группы. Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного подсознания в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. Таким образом происходит зарождение в подсознании тех импульсов, которые впоследствии преобразуются в паттерны поведения и будут оказывать достаточно большое влияние на сознание. Сознание в этом случае имеет соподчиненную функцию.
Социальная сфера: что это такое, ее элементы и задачи
Социальная среда – это совокупность всех социальных условий, в которых функционирует индивид или группа людей. Социальная среда, влияющая на здоровье человека, безусловно, взаимодействуют с экологическими факторами. Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.
Социальная сфера: что это такое, ее элементы и задачи
В понятие социальная среда включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро и микро) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальная действительность. это круг людей, которая предоставляет условия для развития личности, удовлетворения её культурных потребностей. семью, трудовую, учебную и другие группы. Таким образом, социальная среда оказывает большое влияние на социализацию личности посредством социальных факторов. Социальная среда включает в себя разнообразные социальные группы, которые определяются общими интересами, ценностями или принадлежностью к определенной области деятельности. В понятие социальная среда включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро и микро) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее социального бытия, межличностные отношения и контакты с другими людьми; реальная действительность.
Что такое социальная среда
Социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы. Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного подсознания в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой.
Главным результатом успешной адаптации для личности является возможность приобрести достаточную автономность.
Чем выше уровень адаптированности человека к социальной среде, тем выше уровень его независимости от данного окружения. Самостоятельная личность удовлетворена своим положением, качеством жизни, психическим состоянием, что приводит к еще большему социальному признанию. Так социализированный человек становится полноценным членом общества.
Однако, даже не достигнув высшей ступени адаптации, люди в ее процессе получают следующие преимущества: наполняются новыми знаниями; проявляют свой талант и самореализуются; учатся мириться с противоречиями внутри себя, развивают самоконтроль ; формируют бесконфликтные отношения и строят социальные связи; получают чувство безопасности и комфорта; обретают гармонию в системе «личность-социальная среда». Но польза очевидна не только для конкретного индивидуума. Как вы помните, адаптация — это способ социализации, а в ней особенно заинтересовано общество.
Дело в том, что чем больше адаптированных людей будет в обществе, тем более стабильно будут работать социальные системы и структуры. Проявление активной жизненной позиции стимулирует деятельность во благо страны, что приводит к улучшению экономических и других условий жизни [ V. Terziev, 2019 ].
Приемы и методы социальной адаптации Итак, вы приступаете к собственной адаптации или решили создать комфортные условия для новых учеников, работников, членов семьи. Очевидно, что помимо организации психологической поддержки понадобится организовать и другие шаги. Конечно, некоторые из них неподвластны одному конкретному человеку, но вы можете инициировать их запуск.
Вот перечень: сбор и анализ информации для прогнозирования изменений и сложностей; обзор социальной статистики для анализа эффективности тех или иных программ, инструментов, применяемых в социальных группах; социально-экономическая помощь для повышения материального состояния и включенности в общество социальных групп, находящихся в кризисном положении; социальная терапия в групповой или индивидуальной работе для нормализации поведения; воспитательные мероприятия на тему ценностей и норм общества, поощряющие позитивную социальную деятельность; приобщение к историческому наследию и культурным традициям; профилактические работы по поддержанию здоровья; формирование и закрепление методов управления или организации деятельности системы; посредничество в разрешении конфликтов. Часто такую работу выполняют специальные организации для молодежи, пенсионеров, людей с ОВЗ, беженцев и т. Также они анализируют общее состояние адаптированности, подбирают необходимые инструменты для большей инклюзивности и поддерживают на пути к полной ассимиляции.
Сложности с социальной адаптацией Человека, способного адаптироваться, считают «нормальным». Однако такое понимание в различных обществах различается. Проблемы с адаптацией, прежде всего, возникают из-за правил, принятых в обществе.
Например, у иностранцев они могут возникнуть из-за различия норм в их культуре. Также чаще всего возникают сложности с адаптацией у людей в дошкольном, пубертатном и пенсионном возрастах и людей с инвалидностью. Помимо сложности вхождения в новую среду из-за отличающихся условий, в процессе адаптации часто случаются ролевые напряжения и ролевые конфликты.
Они возникают в связи с трудностями совмещения ролевых обязательств и несовместимости внутренних установок личности требованиям роли например, дошкольник оказывается не готов к роли школьника, окончивший школу — к выбору профессии и т. Основными проблемами социальной адаптации являются: социально-педагогические, связанные с самоактуализацией личности; естественно-культурные, связанные с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития, также могут затрагивать эталоны полоролевых моделей; социально-культурные, связанные с приобщенностью человека к той или иной культуре, совокупности знаний и навыков [ Ф. Абдрахманова, 1999 ].
Культурные проблемы социальной адаптации являются составляющей современного общества ввиду мультикультурной составляющей его представителей и высокой географической мобильности например, среди регионов России. Многообразие национальных и религиозных традиций без должного уровня просветительской и воспитательной работы вызывают рост экстремизма и культурной нетерпимости. Если же коснуться трудностей в профессиональной адаптации, то новые работники чаще всего отмечают страх неизвестности , недоступность начальства и невозможность задать возникающие вопросы, а также неясность в иерархии компании, ее правилах работы.
Советы по адаптации Вероятно, хотя бы с одной из перечисленных сложностей вы лично встречались в своей жизни. Кому-то для того, чтобы справиться с этим противостоянием необходима помощь специалистов. Если вы хотите самостоятельно разбираться с этим вопросом, то вот несколько советов для вас: Обращайте внимание на свои ощущения, а также на изменения в поведении и психологическом состоянии.
Выясняйте причину недомогания и старайтесь избавиться от нее. Соблюдайте регулярный график приема пищи, сна и отдыха. Принимайте изменения в своем жизненном укладе, сформируйте новые установки, в которых вы сможете развиваться.
Активно налаживайте коммуникации и адекватные взаимоотношения с представителями всех социальных групп, в которые вы входите. Принимайте и соответствуйте условиям социума, используйте их, чтобы развивать свою личность.
Эти факторы формируют наш мировоззрение и отношение к жизни в целом. Мы принимаем нормы и ценности, существующие в нашем обществе, и стремимся соответствовать его ожиданиям. Также одним из факторов, влияющих на формирование личности, является экономическая среда. Наше материальное благосостояние, уровень дохода и возможности для развития зависят от экономических условий в стране и в нашем регионе.
Все вышеуказанные факторы в совокупности определяют наш образ мышления, поведение и характер. Мы не можем изменить нашу социальную среду, но мы можем изменить нашу реакцию на нее и выбрать свой путь развития и самореализации. Среда и социальные проблемы Среда, в которой мы живем, имеет огромное влияние на социальные проблемы в обществе. Она может способствовать их возникновению или, наоборот, помочь в их решении. Например, загрязнение окружающей среды может привести к заболеваниям и другим проблемам здоровья, что может стать причиной бедности и других социальных проблем. Неподходящие условия жизни, такие как плохая качеством жилья и отсутствие доступа к образованию и здравоохранению, также могут способствовать возникновению социальных проблем.
Социальные проблемы могут также быть связаны с неравенством в обществе, когда одни группы людей имеют больше ресурсов и возможностей, чем другие. Это может привести к конфликтам и несправедливости, что может подорвать стабильность и развитие общества. В целом, социальная среда, в которой мы живем, имеет большое значение для нашей жизни и благосостояния. Поэтому важно обращать внимание на проблемы социальной среды и работать над их решением. Действия государства в социальной среде Социальная среда нашего общества зависит от многих факторов, включая действия государства. Государство выполняет важные функции, связанные с социальной средой и благополучием людей.
Одной из важнейших задач государства является охрана здоровья граждан. Государственные программы по здравоохранению обеспечивают доступность медицинской помощи для всех слоев населения, включая бедных и малообеспеченных. Государство также играет важную роль в социальных вопросах, включая борьбу с бедностью и безработицей.
Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу и в результате появилась концепция взаимодействия двух факторов [1]. Однако личность не пассивный объект воздействия социальной среды, она активно влияет на нее, избирательно относится к внешним стимулам, предполагаемым нормам поведения.
В повседневной жизни человек постоянно подвергается объективному влиянию многочисленных элементов социальной среды, ее различных видов, с другой стороны — сам участвует в ее преобразовании и усовершенствовании, изменяя тем самым и самого себя — свою физическую и духовную природу. Иначе говоря, изучая среду, мы получаем представление об источниках формирования духовного мира личности, условиях и мотивах ее деятельности и поведения» [10, с. Следовательно, личность во многом формируется во взаимодействии с социальной средой, в процессе социально-преобразующей деятельности. Учет влияния социальной среды на личность и изучение характера их взаимодействия совершенно необходимы, как при исследовании самой личности, так и культурных процессов в целом, их динамики. Ведь, «...
Что же представляет собой социальная среда? По мнению Ю. Сычева, «категория социальной среды свидетельствует о существовании объективного социального окружения по отношению к индивиду, группе, классу. В структурном плане социальная среда представляет собой социально-экономические, политико-идеологические и бытовые условия, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий» [11, с. При этом известно, что человек не пассивно воспринимает воздействие среды, а активно и избирательно, в зависимости от социальной роли и своего места в системе общественных отношений.
Так, Н. Сарджвеладзе [9], исходя их предельных абстрактно-возможных характеристик личности и социальной среды выделяет следующие конкретно-возможные паттерны социального и внутриличностного взаимодействия: а негэнтропийные тенденции социальной среды — негэнтропийные тенденции личности; б негэнтропийные тенденции социальной среды — рост энтропийных тенденций личности; в рост энтропийных тенденций социальной среды — негэнтропийные тенденции личности; г рост энтропийных тенденций социальной среды — рост энтропийных тенденций личности; д сосуществование или противоборство энтропийных и негэнтропийных тенденций в функционировании социума; е сосуществование или противоборство энтропийных и негэнтропийных тенденций в жизнедеятельности личности. Таким образом, устойчивое развитие социальной системы лучше всего реализуется в условиях, когда и у личности, и у социальной среды преобладают негэнтропийные тенденции, иными словами, когда «организованная личность действует в социально-организованной и структурированной среде». Но следует иметь ввиду, что социальная среда и ее структура формируется из личностей и при непосредственном участии личностей, поэтому тенденции социальной среды определяются соотношением тенденций составляющих ее личностей [2]. При этом сегодня довольно часто высказывается мысль, что среда создается в значительно большей степени спонтанно, нежели по плану.
Карл Поппер, к примеру, считал: «... Однако это не означает, что все они сознательно спроектированы и их можно объяснить на основе человеческих потребностей, ожиданий или мотивов. Только немногие институты сознательно спроектированы, тогда как их абсолютное большинство просто «выросло» как неспроектированные результаты человеческих действий... Теперь мы можем добавить, что даже большинство тех немногих институтов, которые были сознательно и успешно спроектированы скажем, новый университет или профсоюз , никогда не функционируют в соответствии с планом их создания — и это обусловлено непреднамеренными социальными последствиями, которые неминуемо возникают в ходе их целенаправленного конструирования» [8]. Приведенное высказывание, не безосновательно, свидетельствуют, что сегодня ученые довольно скептично относятся к возможности сознательного конструирования социальной среды и ее институтов.
Но это вовсе не означает, формирование среды невозможно. Просто изменение формирование социальной среды процесс длительный. Таким образом, подводя итог сказанного, можно утверждать, что проблема изучения социальной среды остается актуальной, и заслуживает пристального внимания. Сама же социальная среда представляет собой сложную систему факторов, оказывающих влияние на формирование личности, ее предпочтения и поведение. В свою очередь, влияя на личность, среда сама претерпевает ее творческое воздействие, т.
Список литературы: 1. Асмолов А. Движущие силы и условия развития личности. Богомолова М.
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ
Как вы помните, адаптация — это способ социализации, а в ней особенно заинтересовано общество. Дело в том, что чем больше адаптированных людей будет в обществе, тем более стабильно будут работать социальные системы и структуры. Проявление активной жизненной позиции стимулирует деятельность во благо страны, что приводит к улучшению экономических и других условий жизни [ V. Terziev, 2019 ]. Приемы и методы социальной адаптации Итак, вы приступаете к собственной адаптации или решили создать комфортные условия для новых учеников, работников, членов семьи. Очевидно, что помимо организации психологической поддержки понадобится организовать и другие шаги. Конечно, некоторые из них неподвластны одному конкретному человеку, но вы можете инициировать их запуск. Вот перечень: сбор и анализ информации для прогнозирования изменений и сложностей; обзор социальной статистики для анализа эффективности тех или иных программ, инструментов, применяемых в социальных группах; социально-экономическая помощь для повышения материального состояния и включенности в общество социальных групп, находящихся в кризисном положении; социальная терапия в групповой или индивидуальной работе для нормализации поведения; воспитательные мероприятия на тему ценностей и норм общества, поощряющие позитивную социальную деятельность; приобщение к историческому наследию и культурным традициям; профилактические работы по поддержанию здоровья; формирование и закрепление методов управления или организации деятельности системы; посредничество в разрешении конфликтов. Часто такую работу выполняют специальные организации для молодежи, пенсионеров, людей с ОВЗ, беженцев и т. Также они анализируют общее состояние адаптированности, подбирают необходимые инструменты для большей инклюзивности и поддерживают на пути к полной ассимиляции. Сложности с социальной адаптацией Человека, способного адаптироваться, считают «нормальным».
Однако такое понимание в различных обществах различается. Проблемы с адаптацией, прежде всего, возникают из-за правил, принятых в обществе. Например, у иностранцев они могут возникнуть из-за различия норм в их культуре. Также чаще всего возникают сложности с адаптацией у людей в дошкольном, пубертатном и пенсионном возрастах и людей с инвалидностью. Помимо сложности вхождения в новую среду из-за отличающихся условий, в процессе адаптации часто случаются ролевые напряжения и ролевые конфликты. Они возникают в связи с трудностями совмещения ролевых обязательств и несовместимости внутренних установок личности требованиям роли например, дошкольник оказывается не готов к роли школьника, окончивший школу — к выбору профессии и т. Основными проблемами социальной адаптации являются: социально-педагогические, связанные с самоактуализацией личности; естественно-культурные, связанные с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития, также могут затрагивать эталоны полоролевых моделей; социально-культурные, связанные с приобщенностью человека к той или иной культуре, совокупности знаний и навыков [ Ф. Абдрахманова, 1999 ]. Культурные проблемы социальной адаптации являются составляющей современного общества ввиду мультикультурной составляющей его представителей и высокой географической мобильности например, среди регионов России. Многообразие национальных и религиозных традиций без должного уровня просветительской и воспитательной работы вызывают рост экстремизма и культурной нетерпимости.
Если же коснуться трудностей в профессиональной адаптации, то новые работники чаще всего отмечают страх неизвестности , недоступность начальства и невозможность задать возникающие вопросы, а также неясность в иерархии компании, ее правилах работы. Советы по адаптации Вероятно, хотя бы с одной из перечисленных сложностей вы лично встречались в своей жизни. Кому-то для того, чтобы справиться с этим противостоянием необходима помощь специалистов. Если вы хотите самостоятельно разбираться с этим вопросом, то вот несколько советов для вас: Обращайте внимание на свои ощущения, а также на изменения в поведении и психологическом состоянии. Выясняйте причину недомогания и старайтесь избавиться от нее. Соблюдайте регулярный график приема пищи, сна и отдыха. Принимайте изменения в своем жизненном укладе, сформируйте новые установки, в которых вы сможете развиваться. Активно налаживайте коммуникации и адекватные взаимоотношения с представителями всех социальных групп, в которые вы входите. Принимайте и соответствуйте условиям социума, используйте их, чтобы развивать свою личность. Не отказывайтесь от своих целей, достигайте их и удовлетворяйте свои потребности без вреда окружающим.
Включайтесь в программы социальной адаптации, которые предлагает вам новая группа. Как видите, очень многое зависит от самого человека, как он может управлять своим состоянием и выстраивать коммуникацию с окружением. Но нельзя взваливать эту задачу на отдельно стоящую личность, в социализации заинтересованы все стороны, поэтому важно создавать комфортную среду для всех. Желаем вам найти такую среду для себя! А еще просим поучаствовать в небольшом опросе: Советуем также прочитать:.
Такую печальную картину мы можем наблюдать, например, когда дети из благополучных семей попадают в плохие компании. Отсутствие окружения по-разному влияет на людей. Есть отшельники, которые специально покидают противоречивый мир и прекрасно переносят одиночество. Но большинству людей требуется общение.
Важно, какие люди будут удовлетворять эту потребность. Если вы нацелены на успех, стоит позаботиться о том, чтобы в вашем окружении находились те, кто смог добиться успеха или целенаправленно стремится к нему. Сформировать позитивное окружение из людей, стремящихся к своему развитию и желающих освоить востребованную профессию, приносящую хороший доход, вы можете, придя в Академию EdPro на курс «Психологическое консультирование и коучинг». Материал основан на исследованиях: Яшина М. Истоки теоретических воззрений Э. Журавлев А.
С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то. С другой стороны буквально , автономия - это "самозаконность". Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности, такие, как "не убий", "не укради", и т. Их-то человек и должен, прежде всего, возвести в свой собственный безусловный императив поведения. Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся: социально определенная цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности, которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; социально-психологические особенности. Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется в понятии "социальный тип личности". Сведение индивидуального к социальному позволяют раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формулирующееся в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социального института и социальной организации, к которым принадлежит личность. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения. Но, когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Личность в макросоциологии - это социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптирующийся в ней. Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие "врастания" человека в общество себе подобных. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Так же как и ролей, человек может иметь и несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе, являющегося основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое, другое главенствующее нормативное положение личности в обществе. Люди, обладающими близкими или одинаковыми статусами в нескольких измерениях социального пространства, как правило, обладают сходными установками и ориентациями, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами и многими другими составляющими структурами мышления. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации люди отнюдь не ведут себя унифицировано, хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть на первый взгляд похожими. Нормативная личность - та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры. Модальная личность - статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество например, в переходные транзитивные периоды системных преобразований , тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше отрывается от навязанного "идеального" стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых социальная среда обычно поощряет: они - основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за "примерное поведение". В противоположность макросоциологическому взгляду "сверху вниз" микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия. Поэтому и процесс социализации, и процедура "встраивания" личности в разнообразные общности и структуры здесь рассматривается преимущественно через призму ролевых концепций. Мид рассматривает роли как систему предписаний в зависимости от статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии. Линтон рассматривает ролевой конфликт, связанный с маргинальным статусом личности. Линтона не интересует, как человек осваивает роль и как к ней относится. Мида, напротив, волнует именно механизм освоения роли. Особый интерес вызывает макросоциологическая интерпретация Э. Дюркгеймом ранее не проявленных сторон взаимосвязи личности и социума. Еще в 1911 году на Международном философском конгрессе в Болонье в своем докладе "Ценностные и реальные суждения", исследователь высказал, по-крайней мере, два крайне перспективных предположения. Во-первых, общество толкает или обязывает индивида, возвысится над самим собой; оно же обеспечивает ему средства для этого. Это силы коллективные, естественные и хотя и являются целиком нравственными, близки тем, которые действуют в остальной части вселенной. Элементы, из которых они созданы, заимствованы у реальности, но скомбинированы по-новому. Будучи предоставлен самому себе, индивид никогда не мог бы извлечь из себя материалы, необходимые для подобной конструкции. Во-вторых, идеал воспринимается как безличный, парящий над отдельными волями, которые он приводит в движение. Если бы он был продуктом индивидуального разума, то откуда бы могла у него появиться эта безличность? Может быть, из безличного характера человеческого разума? Не потому ли разумы сливаются до такой степени, что они происходят из одного и того же источника, из общего разума? Определение предметно-проблемного поля такого рода принципиальных вопросов должно проводиться, с нашей точки зрения, в контексте современного состояния знания не только большинства гуманитарных, но и естественных наук. Историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми. В современной литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Моральные представления менялись на протяжении развития человечества, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. В решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно оно осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Здесь встает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида "исторической тенденции". Нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.
Влияние социальной среды на людей Знакомое окружение С момента рождения мы погружены в мир отношений и социальных взаимодействий, которые определяют, кем мы являемся и кем можем стать, и именно элементы, составляющие это пространство, мы определяем как социальную среду. Социально-экономический уровень семьи, полученный доход, культурный уровень родителей, а также их образовательный уровень определяют восприятие мальчиками и девочками своего социального окружения. Таким образом, ухоженный дом и забота не обязательно означает роскошь , гостеприимная и защищающая среда помогут членам семьи установить здоровые связи с окружающей средой. Школьная среда Кроме того, когда дети растут и учатся в симпатичных школах, где стены правильно окрашены, за партами и столами хорошо ухаживают, а полы чистые, социальная и академическая реакция намного более значительна. Напротив, когда эта социальная среда враждебна, небрежна или опасна, человек будет страдать от ее влияния негативным образом. Как упоминалось ранее, физическое и психическое здоровье и благополучие людей во многом зависят от хорошей социальной среды. Отсюда важность того, чтобы дети и молодые люди росли в безопасной среде, с твердыми этическими ценностями, которые помогают им формировать здоровые личности. Новая среда: виртуальная Виртуальная социальная среда, то есть участие в различных социальных сетях, оказывает решающее влияние на людей, и это влияние только начинает измеряться и оцениваться, учитывая его новаторский характер. Эта виртуальная среда выходит за рамки национальных границ; Сообщества, поведение которых похоже на реальное, но с обостренными и преувеличенными чертами, были созданы в разных сетях. Многие люди дети, подростки и взрослые пострадали от так называемого киберзапугивание, где они становятся жертвами онлайн-домогательств, причиняя настоящие страдания тем, кто от них страдает, что обычно имеет катастрофические последствия для их самооценки. Таким образом, социальное неравенство, нетерпимость, социальное насилие во всех его аспектах гендерное, политическое, расовое, уголовное , незаконный оборот и потребление наркотиков, среди прочего, являются негативными факторами в социальной среде. Чтобы облегчить некоторые из этих ситуаций, многие правительства внедряют социальную помощь, чтобы уязвимые люди, у которых всегда была неблагоприятная социальная среда, могли улучшить свое положение. Социальная среда компании Социальная среда компании состоит из места, где она расположена городское, торговое, промышленное, сельское и т.
Социальная среда подростка
Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Сегодня, в 11 часов утра по московскому времени, в Общественной Палате РФ эксперты будут обсуждать вопросы обеспечения доступности социальной среды. Степень развитости социальных навыков влияет на легкость прохождения процесса адаптации личности к социальной среде, в соответствии с этим успешность можно разделить на следующие уровни. Под социальным окружением (средой) понимается система отношений, идей и ценностей, которые способствуют развитию ребенка и формированию его личности.
Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И ЛИЧНОСТЬ
В процессе всей жизни человек испытывает воздействие социальных факторов. По отношению к здоровью человека отдельные факторы могут быть безразличными, могут оказывать благоприятное действие, а могут наносить вред — вплоть до смертельного исхода. В социальной среде в процессе общения и совместной деятельности создается определенный эмоциональный настрой психологический климат , который влияет на активность личности, на уровень ее безопасности. Благоприятный психологический климат способствует предупреждению физического и психологического травматизма.
И наоборот, конфликтные ситуации приводят к агрессивным актам, возникновению травм и аварийных ситуаций. Ощущение полноты жизни, радости, уверенности в себе, счастья вызывает доброе отношение к нам окружающих. Эта среда одновременно и постоянна, и изменчива; в этой среде нужно жить, следовательно, человек, желает он этого или нет, должен адаптироваться к своей среде.
Поэтому в социальной экологии данной проблеме придается первостепенное значение. В то же время адаптация — это лишь начальный этап, на котором преобладают реактивные формы поведения человека. Человек не останавливается на этом этапе.
Он проявляет физическую, интеллектуальную, нравственную, духовную активность, преобразует в лучшую или худшую сторону свою среду. Тем не менее, проблема адаптации остается достаточно серьезной и, несмотря на значительное количество исследований, еще мало изученной в социальной экологии. Механизмы адаптации делятся на социальные и биологические.
Биологические механизмы адаптации — это морфологические, физиологические и поведенческие изменения. Социальные механизмы адаптации — это коллективные усилия людей, направленные на защиту или изоляцию человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Некоторые механизмы адаптации уже заложены генотипически.
Например, человек вне своего сознания может приспособиться к темноте и яркому свету, к некоторому перепаду температур, к вкусу пищи и т. В других ситуациях необходимо включение сознания, своих личностных качеств, чтобы приспособиться, например, к тем или иным условиям труда, коллективу людей, нормам и правилам поведения и ко многому другому. Тем не менее, следует признать, что человек в отличие от животных обладает неисчерпаемо широким комплексом возможностей для адаптации, что, в конечном счете, и обусловливает его выживание как биологического вида и как человека разумного.
Среда обитания никогда не ограничивалась лишь климатическими условиями. Человек может жить и в городе, и в селе. Объективно жить в селе, где чистый воздух, спокойный размеренный ритм, более благоприятно для людей.
Жители города находятся под постоянным воздействием различных требований, предъявляемых им бесконечно меняющейся городской средой, сильными раздражителями шумы, огни и т. Все эти воздействия требуют от человека образования непрерывных и постоянных реакций. Человек, безусловно, адаптируется к жизни в городе, но испытывает при этом стресс, определяемый как переживание отрицательных, дискомфортных ощущений физиологического и психического характера при столкновении с неизвестными ему устойчивыми раздражителями, являющимися частью среды города, которые требуют от него тех или иных реакций.
Можно особо выделить адаптацию к деятельности, которой занимается человек.
Она состоит из так называемого социума — окружения человека синоним — общество. Его развитие подразумевает появление социальной сферы, т. Социальная среда характеризуется структурой, устройством общества, в ней исследуются взаимоотношения между различными группами. Социальная группа может образоваться на фоне общих интересов, где отдельные личности выполняют свою роль. Существуют также понятия социальных норм и санкций, где: нормы — свод правил, условий существования данной системы, следуя которым, индивид социализируется; санкции поощрения и наказания — это последствия действий индивида с учетом установленных правил. Посредством санкций проводится контроль за деятельностью общества. Образуются институты, исполняющие поощрение и наказание, например, правоохранительные и судебные системы отслеживают преступников и принимают соответствующие меры.
Классовый характер социальной среды Социальная перцепция — что это такое в психологии Классовый характер — это особенности неоднородных социальных слоев. Этот термин имеет исторические корни, когда людей делили на пролетариат, буржуазию и т. Суть в том, что каждый класс имеет свои слои, подразделения, для которых характерны определенные психологические черты. Социальные классы можно расшифровать, как группы людей, объединенных общим признаком, выполняющих свои роли, но имеющих сходства в привычках, мировоззрении, поведении. В качестве примера можно привести различия в образе жизни и поведении городских и деревенских жителей. Их схожая деятельность производственная, умственная, политическая протекает по-разному. Это составляет определенные характеристики личности людей, принадлежащих к тому или иному классу.
Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности. В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет социальными процессами. Нередко из-за удаленности на значительные расстояния объекты управления могут находиться вне сферы его восприятия. Но человек пользуется электронными и массовыми средствами информации, общается с другими людьми и получает сведения, помогающие ему управлять самыми сложными общественными процессами. Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать особенности восприятия информационных потоков человеком и социумом в целом. Социальная совместимость самым непосредственным образом связана с психологическими особенностями человека. Поэтому часто говорят о социально-психологической совместимости, которая особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах. Знание этих особенностей позволяет лучше понять аналогичные феномены, которые могут возникнуть в обычных ситуациях в различных социальных группах. Нравственная совместимость означает, что человек испытывает удовлетворение от общения с другими людьми, нравственного климата в коллективе, процесса трудовой деятельности и т. Психологическая совместимость связана с учетом психических особенностей человека. Проблемы безопасности в социальной сфере сегодня невозможно решить только организационно-техническими мерами. Опыт свидетельствует, что в основе социальных опасностей лежат и психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки людей, занимающихся обеспечением безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка на соблюдение мер безопасности, допуск к опасным видам деятельности лиц из групп риска, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих уровень безопасности их деятельности, агрессивность и т. В настоящее время уже сформировалась особая область знаний, именуемая психологией деятельности, которая является одним из разделов безопасности жизнедеятельности. Изучаются психические процессы, свойства личности и особенно подробно — различные формы психических состояний, которые наблюдаются у людей в процессе выполнения ими различных видов деятельности. Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему социальных отношений, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или даже разрушительную роль. Его жизнедеятельность связана с различными сферами общественной жизни — экономической, социальной, политической, военной, культурной, информационной и др. Каждая из них по-своему проявляется в деятельности людей в зависимости от ее масштабов, местонахождения человека и условий его функционирования. Деятельность человека, в свою очередь, также влияет определенным образом на ту или иную сферу общественной жизни. Именно ею обусловлено возникновение глобальных проблем. Одну из основных опасностей для человека представляет перенаселение, связанное с демографическим взрывом в слаборазвитых и увеличением продолжительности жизни в развитых странах. Если в конце XIX в. Годовой прирост населения в мире за этот период составлял: в 1950-х годах — 50 млн, в 1980-х — 84 млн, а в 1990-х — 96 млн человек. Демографический взрыв усиливает опасность для биосферы Земли. Ускоренными темпами осуществляются вырубка леса, опустынивание земель, загрязнение почвы, воды, воздуха и т. Самыми страшными следствиями этого по сути необратимого процесса могут стать голод и экологические катастрофы. Еще одна серьезная опасность для человечества обусловлена энергетической проблемой. Недостаток энергии ощущается уже сегодня, а удовлетворение все возрастающей потребности в ней чревато тем, что, во-первых, управление мощными энергетическими потоками становится опасным, а во-вторых, истощаются невозобновляемые природные ресурсы.
Уровень образования, доступность медицинской помощи, экономическое положение, культурные ценности и нормы — все это является составной частью социальной среды. Она может создавать благоприятные условия для развития личности, улучшать качество жизни и обеспечивать равные возможности, а также ограничивать свободу и возможности индивида. Социальная среда играет важную роль в формировании личности и определении ее места в обществе. Понимание и анализ социальной среды позволяют понять, как она влияет на людей и помогает разработать социальные политики и программы, направленные на улучшение жизни и развитие общества. Сущность понятия «социальная среда» С помощью взаимодействия социальной среды с личностью происходит социализация, то есть вхождение индивида в общество. В процессе социализации человек осваивает социальные нормы, ценности, обычаи и роли, а также формирует свою социальную идентичность. Социальная среда оказывает огромное влияние на развитие личности и формирование ее характера, мировоззрения и поведения. К примеру, семья играет важную роль в первоначальной социализации, а школа формирует навыки обучения и общения. Массовые медиа могут формировать общественное мнение, а экономическая система влияет на материальное благосостояние и возможности людей. Понимание сущности социальной среды позволяет более глубоко изучить взаимосвязь между обществом и личностью, а также разработать меры по созданию благоприятной социальной среды, способствующей развитию и самореализации индивида.
Значение слова "социальная среда"
Макроуровень социальной среды – это система социальных отношений в обществе. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида. Степень развитости социальных навыков влияет на легкость прохождения процесса адаптации личности к социальной среде, в соответствии с этим успешность можно разделить на следующие уровни. Телерадиокомпания «Север». Аудитория телеканала – более 300 тысяч человек. Территория вещания – город Сургут и весь Сургутский район. В статье рассматривается социальная среда, различные концепции и подходы ее интерпретации; взаимодействие личности и социальной среды, их взаимосвязь и взаимообусловленность.