Манифест - 1. устар. Манифест «Об учреждении Министерств»: как на смену архаичным коллегиям пришла персональная ответственность.
5 императорских манифестов, которые изменили Россию
Манифест — это выражение мнения, содержащего программу или призыв, человеком или группой людей, например, видным деятелем, общественной организацией или политической партией. Манифест — это документ для таможенных органов, в котором прописан список документов, подтверждающих право собственности на отгруженный товар. Манифест — это изложение литературных или художественных принципов определённого направления в литературе или искусстве. Поговорим подробнее о первых двух определениях слова манифест. Манифест — акт верховной власти Манифесты такого рода принимаются при важнейших событиях политической и общественной жизни государства и вызывают большие изменения в жизни граждан. Один из самых известных манифестов за историю России — «Манифест об отмене крепостного права», который был подписан в 1861 году. Манифест об отмене крепостного права в России Ещё один довольно значимый манифест был подписал в 1905 году Николаем II. Он узаконил создание Государственной думы и распределил права и обязанности по законотворчеству между императором и Госдумой.
Данный законодательный акт впервые со времени появления в России крепостного права юридически ограничивал использование крестьянского труда в пользу двора, государства и помещиков. Барщина сокращалась до трех дней в неделю, запрещалось принуждать крестьян к работе в воскресные дни. Манифест имел одновременно религиозное и социальное значение, поскольку запретил привлекать зависимых крестьян к работе в воскресенье этот день предоставлялся им для отдыха и посещения церкви и способствовал развитию самостоятельных крестьянских хозяйств. Чтобы обеспечить последний пункт, Манифест специально устанавливал, что оставшиеся три рабочих дня предназначались для работы крестьян в собственных интересах.
Но какие реформы предстояло провести?
При подготовке соответствующей программы Сергей Юльевич встретился с известным ему рабочим-типографщиком Ушаковым. Начитавшийся книжек представитель «рабочей аристократии» был убежден, что требования либералов вполне созвучны запросам рабочей массы. О чем же еще мечтать рабочим, как не о законодательном парламенте? Консультации и согласования в верхах продолжались до 17 октября. В этот день наступала семнадцатая годовщина памятной катастрофы в Борках.
В 1888 г. Императорская фамилия чудом осталась цела. Витте, служивший тогда молодым инженером-путейцем, заранее предупреждал о подобной опасности. С этого и началась его стремительная карьера. Теперь Витте опять выступал спасителем.
Именно в этот день Николай II и подписал знаменитый манифест. Для устранения «опасной для государства смуты» населению даровались «незыблемые основы гражданской свободы», такие как неприкосновенность личности, свобода совести и слова, право на собрания и создание партий. Государственная Дума получала законодательные полномочия. Избирательными правами наделялись те «классы населения», которые ранее были их вовсе лишены, причем предполагалось «развитие начала общего избирательного права». Несмотря на обтекаемость формулировки, она включала в себя основное требование либералов.
Манифест, о подписании которого знало лишь несколько человек, обрушился на страну как летний град. Улицы заполнились ликующими толпами под красными знаменами. Полиция не вмешивалась, поскольку не имела никаких инструкций, как действовать в новых обстоятельствах. Через несколько дней на улицу вышли совсем иные толпы — с хоругвями и триколорами. Черносотенцы шли спасать поруганное и преданное генералами царское самодержавие.
Произошли массовые стычки. Полиция опять не вмешивалась. Таким образом, уже в первую неделю неожиданно провозглашенная свобода оказалась для населения на удивление многоликой и зачастую весьма обременительной.
Издавались только монархом и за его подписью и были обращены ко всему населению........ Юридический словарь Манифест Агт — - единый таможенный сопроводительный документ грузов, перевозимых автотранспортом в соответствии с Соглашением АГТ. Юридический словарь Манифест Грузовой — - см. Юридический словарь Манифест О Вольности Дворянства — "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" - закон, расширивший сословные права и привилегии русских дворян. Издан 18 февраля 1762 г. Значительно расширил права Государственной Думы, "даровал" населению свободы совести, слова, собраний, союзов и т. Принимается в связи с каким-либо важным........ Большой энциклопедический словарь Манифест 17 Октября 1905 — г. Большой энциклопедический словарь Базельский Манифест 1912 — манифест, принятый единогласно на конгрессе 2-го Интернационала, состоявшемся 24-25 нояб. Базеле Швейцария ; на конгрессе, происходившем в обстановке начавшейся........ Советская историческая энциклопедия Июльский Манифест 1944 — Манифест к польскому народу, - первый гос.
Что такое манифест: определение, структура и не только
Такие манифесты, как «Коммунистический манифест» Маркса и Энгельса, «Манифест партии» КПСС, «Манифест Фашистской партии» Муссолини и многие другие, сыграли важную роль в истории. Таким образом, манифесты играют важную роль в истории, определяя цели, идеологию и особенности определенных движений и партий. МАНИФЕСТ, акт верховной власти, употреблявшийся для возвещения в торжественной форме о мероприятии чрезвычайной важности.
«Архивы истории». Манифест «Об учреждении министерств», 1802 год
Ровно 175 лет назад в Лондоне был напечатан первый в истории программный документ научного коммунизма, в котором были изложены основные идеи нового материалистического учения. МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 («Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка»), акт конституционного значения, положивший начало [наряду с Манифестом Николая II от 6(19).8.1905 о созыве законосовещательной Гос. думы]. Манифест (искусство) — письменное изложение литературных или художественных принципов какого-либо направления или группы в литературе и искусстве[1]. Манифесты уже давно применяются в истории, и многие из них известны своей значимостью.
Что такое манифест: определение, структура и не только
Киноискусство — это более молодой вид искусства, нежели живопись. Знакомясь с манифестом «Догма 95», мы будто возвращаемся в начало, к Курбе, к идее о натурализме, реализме, чистоте. Это уже было, но в живописи. Этот текст можно назвать «Манифестом реализма», но для кинематографа. В своей «Догме» авторы перечисляют ценности, которым должен следовать режиссер, и во многом они перекликаются с манифестом Курбе. Например, режиссер должен стремиться к реализму: это означает отказ от спецэффектов, компьютерной графики и лишней бутафории, даже от костюмеров. Костюм актера — это то, в чем он пришел на площадку. В центре фильма должен находиться сюжет и герои, а не технические изыски и прочая «мишура». Так что такое арт-манифест и зачем он нужен? Это введение в творчество или послесловие, тут как вам удобнее: сразу понимать, что перед вами, или же постфактум.
Это мост понимания между автором, его творчеством и зрителем. Нужно ли читать манифесты? Да, если хотите точнее понять, что перед вами. И да, далеко не все манифесты являются самостоятельными научными трудами, некоторые из них скорее напоминают инструкцию или свод правил. Изучайте искусство глубже и качественнее, узнавайте из первых рук, что хотел сказать художник.
Они описывают причины для создания данного манифеста, принципы, которыми руководствуется группа или движение, и конкретные требования или стратегии, которые планируется осуществить.
В истории существуют множество известных манифестов, которые имели огромное значение для своего времени и по-прежнему считаются важными источниками великих идей и устремлений человечества. Манифест в политике Манифест может быть использован как инструмент для представления политической платформы, мобилизации сторонников, а также для оппозиции и критики. В нем могут быть прописаны социально-экономические реформы, политические и культурные преобразования, а также указаны конкретные шаги и сроки для их достижения. Примерами известных политических манифестов являются Коммунистический манифест Карла Маркса и Фридриха Энгельса, Программа Русской социал-демократической рабочей партии — основной манифест Большевиков, и практически все политические партии имеют свои манифесты, в которых выражены их политические интенции. Манифест в искусстве Манифест часто появляется в определенный исторический момент, когда возникают новые партикулярные направления искусства. Он может быть как реакцией на существующую ситуацию в области искусства, так и выразителем новых идей и требований. Манифесты помогают объединить художников в группы или движения, демонстрируя их заветные убеждения и стремления.
Вместе с тем, очередные изменения в порядок производства по обращениям в органы государственной власти были внесены разработанным М. Сперанским Манифестом «Об образовании Государственного Совета» от 1 января 1810 г. В соответствии с ним в составе Государственного Совета создавалось специальное подразделение, возглавляемое одним из членов Совета - Комиссия прошений, которая принимала обращения на высочайшее имя.
Указом от 21 марта 1890. Комиссия по принятию прошений была преобразована в Канцелярию Его Императорского Величества по принятию прошений на Высочайшее Имя приносимых... Вопрос о соотношении понятий «источник права» и «форма права» на протяженнии многих лет остается одним из самых дискуссионных.
Одни ученые утверждают их нетождественность. Например, Т. Кашанина понимает под источниками права волю правотворческих субъектов.
Соответственно, источниками права может быть воля человечества права человека, принципы права ; воля народа референдумные нормы ; воля государства законодательные нормы ; воля коллектива корпоративные нормы ; воля граждан, организаций договорные нормы. Тогда как форма права - это резервуар, где находятся юридические нормы. Кашанина выделяет в историческом разрезе десять форм права, а именно: правовой обычай, религиозные тексты, юридический прецедент, деловое обыкновение, правосознание, нормативный акт, юридическая доктрина, судебная практика, моральные воззрения, договор [13].
По мнению исследователя А. Венгерова, «форма права - объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках» [14, с. Те, кто опираясь на естественно - правовые концепции разводил право и закон, полагали, что право -естественные, неотчуждаемые права - закрепляется, выражается в различных рациональных построениях как одна из форм общественного сознания в нравственных началах у тех, кто сводит право к справедливости или приплюсовывает справедливость к закону и объявляет эту совокупность правом.
Ту же часть права, что идет от государства, от власти путем установления или признания правил поведения и формально закрепляется в различных актах и иных источниках, приверженцы естественно - правовых концепций обозначают как положительное, позитивное или объективное право» [15, с. Но, практики соглашаются с мнением о том, что в современной теории права особых проблем с соотношением этих понятий уже не возникает. Учитывая предыдущие разработки, наиболее распространенным является вывод, что источник права - это синоним понятия формы права» [15, с.
С этой позицией соглашается исследователь С. Комаров: «С учетом сказанного, а также исходя из того, что форму права саму можно рассматривать в качестве «юридического источника» права, наиболее целесообразным является их использование как синонимов, как идентичных терминов и понятий» [16, с. Тогда как, мы скорее согласимся с позицией ряда учёных, которые утверждают «нетождественность рассматриваемых категорий, под источниками права понимают силу, которая создает правовые предписания, а под формами права внешнее и внутреннее выражение права» [18].
Это хорошо прослеживается на примере анализа манифестов от позднелат. В юридической науке, в частности - истории государства и права высказано многими исследователями мнение о том, что манифесты - специализированные нормы как правило, нормы-цели и нормы-принципы , издававшиеся за подписью монарха и адресовавшиеся всему населению России. Их предметом были особо значимые общегосударственные вопросы.
Однако, несколько по иному к этому вопросу подошел Р. Он считает, что следует выделять два вида манифестов: доктринальные манифесты и манифесты-преамбулы. В доктринальных манифестах выражалась государственная доктрина, т.
Манифестами определялись важнейшие вопросы в сфере организации высшей власти «Об отрешении от наследия... Война Турции была объявлена манифестом от 22 февраля 1711 г. Некоторые манифесты были посвящены вопросам, которые обычно регулировались указами, но по каким-то причинам привлекли внимание Петра о покупке нефти, о содержании овец и др.
Акишина, - это нормативно-правовые акты высшей власти, носившие обычно доктринальный характер и регулировавшие особо значимые вопросы внешней и внутренней политики [21, с. Поддерживает это мнение и исследователь А. Он подчёркивает, что «манифесты и именные указы императрицы, предваряя каждую значимую меру, являлись обращением монарха к народу.
Они разъясняли цели и намерения правительства, воспитывали подданных в духе послушания и просвещения, утверждали ценности «общее благо», «преданность трону», «любовь к Отечеству», милосердие, смягчение нравов и т. Он приходит к выводу: совокупность мер, применяемых императрицей для повышения авторитета власти, вполне может рассматриваться как государственная политика. Эта политика включала в себя конкретные политические шаги Екатерины II, укреплявшие престиж трона,.
К ним можно отнести «милостивые Манифесты» и указы о введении цензурного контроля, а также публикация правительством печатных материалов официального характера комедии, автором которых была императрица, панегирические речи, литература, направленная против внешних врагов России и т. Мирошник [3]. Анализ показывает, что в одних отношениях форма и источник права могут совпадать друг с другом и рассматриваться как тождественные, в то время как в других отношениях они могут значительно отличаться друг от друга и не могут считаться тождественными» [23, с.
К примеру, исследователь И. Мурашов относит манифесты к высшим законодательным актам. Их действие считалось обязательным для всех.
Вторыми по значению законодательными актами считались именные указы. Они издавались только от имени монарха по наиболее важным вопросам государственного значения и непременно за его подписью. От имени монарха указ мог быть также объявлен устно так называемый объявляемый указ определенному кругу высших сановников и придворных.
Следующими по значению среди законодательных актов были обычные указы. Указы могли быть изданы монархом или от его имени высшими государственными учреждениями. Они были направлены на решение конкретных государственных дел.
Как справедливо отмечает исследователь О.
Они описывают революционные концепции, способные изменить отрасль. Зачем нужны манифесты сегодня? Современные манифесты преследуют следующие цели: Донести новую идею до единомышленников Привлечь внимание общества к актуальной проблеме Запустить дискуссию и формирование нового общественного мнения Повлиять на развитие искусства и культуры Чтобы эффективно доносить идеи через манифесты, важно: Выбрать подходящий формат и язык Найти свежую, оригинальную идею Изложить мысль максимально доходчиво и ярко Использовать удачное визуальное оформление Для создания успешного манифеста можно воспользоваться таким планом: Сформулировать главную идею Выбрать формат и стиль изложения Создать яркое визуальное оформление Получить обратную связь и отклик аудитории Таким образом, хорошо продуманный манифест способен эффективно транслировать идеи и влиять на умонастроения в обществе. Манифесты остаются востребованным жанром в современном мире. Их актуальность обусловлена потребностью в быстром распространении новых идей и вовлечении единомышленников с помощью эмоционального и выразительного текста. Примеры знаковых манифестов в истории Рассмотрим наиболее значимые манифесты в истории политики, философии и искусства: "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса заложил основы марксизма "Декларация независимости США" провозгласила создание нового государства в 1776 году "Манифест сюрреализма" А. Бретона определил эстетику нового художественного течения "Манифест киборгов" Д.
Харауэй выдвинул концепцию симбиоза человека и технологий Эти манифесты оказали колоссальное влияние на ход истории и развитие человеческой мысли. Что такое манифест: особенности жанра Что такое манифест во многом определяется особенностями этого жанра: Лаконичность и афористичность изложения Призывный, воодушевляющий тон Яркое эмоциональное воздействие на аудиторию Важно понимать, что манифест - это не просто декларация идей. Это мощное орудие влияния, призванное в корне изменить сознание общества.
О жизни, искусстве и обществе: 5 арт-манифестов, которые актуальны и сегодня
Манифест может стать основой для создания политических программ, включая экономические, социальные и культурные принципы. В-третьих, манифест может оказать значительное влияние на развитие и культуру общества. Идеи и принципы, выраженные в манифесте, могут влиять на мировоззрение людей, оказывать влияние на искусство, литературу и философию. Манифест может стать источником новых творческих направлений, вызывая революцию в искусстве и культуре. Читайте также: Местонахождение реки Волга на территории Евразии Таким образом, манифест — это сильный инструмент изменения общества и государства. Он способен вдохновить и объединить людей, повлиять на политику и культуру. Манифесты, такие как Манифест Коммунистической партии, Манифест Независимости США и Манифест футуризма, являются примерами влиятельных документов в истории, которые продолжают оказывать существенное влияние на современное общество и государство.
Он был принят в 1776 году Межконтинентальным Конгрессом и объявил о независимости от Великобритании. В этом манифесте были формулированы принципы свободы и равенства, которые стали фундаментом для создания Соединенных Штатов Америки и повлияли на развитие демократии во всем мире. Еще одним примером манифеста является Манифест футуризма, написанный итальянским поэтом Филиппом Маринетти в 1909 году. В этом манифесте он выступил за отказ от традиционных искусственных форм и высказал идеи о новом искусстве, связанном с быстротой, технологическим прогрессом и движением. Манифест футуризма стал важным влиятельным документом для итальянского и европейского искусства начала XX века. Манифест Независимости США В манифесте содержатся основные принципы и идеалы, на которых основано государство и которые до сих пор являются фундаментальными для американской нации.
На взгляд исследователя С. Мирошник, создание идеальной системы источников права возможно. Во многом решение рассматриваемой проблемы зависит от четкого определения критериев идеальной, а, следовательно, и эффективной формы права.
Она должна характеризоваться: четким законодательным закреплением своей социальной и нравственной направленности; оптимальным сочетанием таких правовых средств, как правовые дозволения и правовые запреты, правовые стимулы и правовые ограничения, правовые поощрения и правовые наказания; научной разработанностью что находит выражение, в частности, в повышении роли юридической доктрины, внедрении практики разработки теоретических моделей действия правовых предписаний ; системной взаимосвязью с иными источниками права; легитимностью поддержка со стороны большинства населения, осознание необходимости принятия данных правовых предписаний, признание их справедливости ; высоким технико-юридическим качеством содержащихся норм, отсутствием отсылочных норм; простыми механизмами реализации; предсказуемостью законодателя, обеспечивающей необходимую динамику развития правовой системы страны [3, с. Исследования же советских юристов привели к дифференцированному рассмотрению «формы права». Например, Д.
Керимовым выделялись внутренняя и внешняя формы правовой нормы. Зивс отмечал, что «источник права есть внешняя форма объективизации правовой нормы. Причем только объективизированная норма становится общеобязательной правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия» [4, с.
В современной теории права присутствуют три подхода к соотношению понятий «форма права» и «источник права», выработанные правовой наукой за долгие годы: понятия формы и источника права тождественны например, М. Байтин [5], данные понятия различны, например, Н. Вопленко [6, с.
Бошно [7, с. Большинство же современных ученых используют словосочетание «источники формы права». Но, на наш взгляд, нельзя относить все законодательные акты только к «источникам права».
Покажем это на примере манифестов. Так, общепринято, что манифесты это «формы права». Во-первых, это подтверждается господствующей концепцией в науке «...
Источники государства и права могут быть отдельными правовыми актами или выступать в комплексе института, отрасли, системы права. Специфическими источниками истории государства и права являются юридический быт, судебная практика, обычай, юридические археологические источники» [8]. Во-вторых, как отмечает исследователь С.
Мирошник «следует не забывать взаимосвязь формы права как юридической категории с формой права как философской категорией. В последнем случае, опираясь на общефилософское понимание формы права, можно сформулировать следующее определение формы права как философской категории: форма права - это способ организации и взаимодействия элементов и процессов правовой системы между собой и окружающим миром. Форма права всегда характеризуется определенной социальной сущностью и содержанием.
Форма права и содержание права являются парными юридическими категориями, поскольку невозможно разорвать форму и содержание права, взаимопроникающих и дополняющих друг друга» [3]. На это обращал внимание еще Гегель: «содержание не бесформенно, а форма в одно и то же время содержится в самом содержании, и представляет собой нечто внешнее ему» [9, с. При изучении формы права следует помнить, что это динамически развивающееся правовое явление.
Изменения в политике, экономике, социальной сфере находят свое адекватное отражение в правовых нормах, а, следовательно, и в формах права. Данный процесс может осуществляться путем наполнения старой формы новым содержанием либо путем возникновения новой формы права... Однако отметим, что в отечественной научной литературе понятие «классификация» используется чаще всего одновременно и в значении процесса, и в значении результата этого процесса [10, с.
Без проведения классификации невозможно изучить многообразие существующих видов источников права, систематизировать их, установить различия между ними. Правильно составленная комплексная классификация отражает закономерности развития источников права в выбранной национальной системе в определенный исторический период, раскрывает связи между ними, помогает сориентироваться в любом их множестве, служит основой для их упорядочения в системе источников права. Применяя метод дедукции, следуя от общего к частному, исследователь О.
Ельчанинова представляет классификацию классификационную схему источников русского права XVII века в следующей ретроспективе. Так, она пишет: в XVII веке в связи с усложнением общественных отношений объем правового материала быстро увеличивался, были известны следующие виды грамот: уставные, жалованные, окружные, похвальные, призывные, шертные, известительные, ответные, опасные, утвердительные и др. На примере манифеста можно показать этот процесс.
Так, в 1763 году императрица Екатерина II подписала Манифест о порядке рассмотрения жалоб и просьб на высочайшее имя, которым устанавливалась новая процедура рассмотрения жалоб по существу. Дела, подлежащие судебному разбирательству, возвращали просителям для передачи дела в суд. Значение Манифеста от 14 июня 1763 г.
В-третьих, он впервые разделил административное и судебное производство по обращениям в государственные органы. Вместе с тем, очередные изменения в порядок производства по обращениям в органы государственной власти были внесены разработанным М. Сперанским Манифестом «Об образовании Государственного Совета» от 1 января 1810 г.
В соответствии с ним в составе Государственного Совета создавалось специальное подразделение, возглавляемое одним из членов Совета - Комиссия прошений, которая принимала обращения на высочайшее имя. Указом от 21 марта 1890. Комиссия по принятию прошений была преобразована в Канцелярию Его Императорского Величества по принятию прошений на Высочайшее Имя приносимых...
Вопрос о соотношении понятий «источник права» и «форма права» на протяженнии многих лет остается одним из самых дискуссионных. Одни ученые утверждают их нетождественность. Например, Т.
Кашанина понимает под источниками права волю правотворческих субъектов.
В своем тексте Курбе обращается в первую очередь к современникам-художникам , которые рассчитывали под руководством Гюстава открыть новую художественную школу. Полотна Курбе шокировали современников и академическую художественную среду, поскольку мастер изображал шокирующие на тот момент сюжеты: простых людей без лишних прикрас, собственные автопортреты на грани безумия. Но больше всего высокоморальную публику смущали и эпатировали обнаженные женщины, никак не похожие на нимф эпохи Ренессанса или классицизма: у них были складки, волосы на теле, они могли смотреть прямо в глаза зрителю. В манифесте Курбе заявляет, что искусство реализма и любое новое искусство не должно пытаться заново отстраивать старые догмы. Вместо этого оно должно стремиться к новым и актуальным формам выражения, источником которых является сам художник, его мастерство, талант и личные переживания, а не академические знания. На данном этапе манифест является не столько «пояснительной запиской» к изображенному, сколько мотивацией принять данную позицию изображения в целом. То есть данная работа — это скорее призыв к рассмотрению и других проявлений искусства.
Совсем другая история развернется в 20 веке. Манифест кубизма Альберт Глейз и Жан Метцингер, 1912 На этом этапе мы уже получаем совсем новую форму искусства, где человек угадывается лишь издали, как и сами предметы. Разумеется, для начала 20 века, когда память о великих «Парижских салонах» еще свежа, принять картину из кубов сложно и практически невозможно. Ведь это ломает привычные устои, поэтому новое искусство нужно сопроводить идеей и мотивацией, почему художники обратили свой взгляд на кубические формы, что это дает или почему тоже является искусством. Кубизм появился как ответная реакция на импрессионизм. Если импрессионисты играли со светом и цветом, ощущением объема и динамичности объекта, то кубисты старались вернуть в художественные произведения форму. Они не просто подчеркивали прямые линии и делали их еще прямее, а углы — острее. В этом направлении искусства сочеталось гораздо больше научных течений: в том числе игра с восприятием пространства и времени.
Кубисты старались переложить на холст несколько измерений сразу: не только состояние объекта «здесь и сейчас», но и его изменчивость.
Литературный м. Погрузной список, открытая запись груза купеческого судна.
На вилле Росмеров состоялся учредительный конгресс IV Интернационала. Зборовский передал Шароку манифест и другие принятые там документы А. Письменное обращение верховной власти к населению по поводу событий исключительной важности.
Правительственный м. Письменное обращение политической партии, общественных организаций, имеющее программный характер. Письменное изложение принципов творчества какой-л.
Принимается в связи с каким-либо важным политическим событием, торжественной датой и т. В России 18 - начала 20 века манифесты издавались монархом и были обращены ко всему населению и всем государственным учреждениям. Манифестом объявлялось о вступлении на престол, крупных политических событиях и акциях, начале войны или подписании мира.
Наиболее известен Манифест 17 октября 1905 года, вводивший в России режим дуалистической монархии, провозгласивший гражданские свободы и создание Государственной думы. Манифестом также называют торжественное обращение, декларацию политической партии, общественной организации с изложением политических взглядов и устремлений, например, Манифест Коммунистической партии.
Роль и важность манифестов в истории с примерами
Один из самых известных манифестов за историю России – «Манифест об отмене крепостного права», который был подписан в 1861 году. Особое значение в истории старообрядчества приобрёл манифест императрицы от 4 декабря 1762 г. Манифест имел одновременно религиозное и социальное значение, поскольку запретил привлекать зависимых крестьян к работе в воскресенье (этот день предоставлялся им для отдыха и посещения церкви) и способствовал развитию самостоятельных крестьянских хозяйств. 1) в России XVIII — начала XX в. В истории манифесты также играли важную роль в борьбе за права и свободы. Манифест имел одновременно религиозное и социальное значение, поскольку запретил привлекать зависимых крестьян к работе в воскресенье (этот день предоставлялся им для отдыха и посещения церкви) и способствовал развитию самостоятельных крестьянских хозяйств.
Манифест 17 октября 1905 года
И делалось это совершенно осознанно. И почему, как вы считаете, священнослужитель стал таким рьяным революционером? Было воззвание, в котором паства призывалась к тому, чтобы в революционных эксцессах не участвовать. Гапон был лишен сана, при этом он заявил, что и сам с себя сан слагает. Он бежал за границу, и революционная эмиграция примерно в течение года его считала лидером революционного движения в России — такой колоссальный авторитет был у него в революционной среде.
Он хотел объединить все революционные партии в борьбе против самодержавия. Почему священник пошел в революцию? Потому что в широкой народной среде влияние иметь будет именно такой человек. Ведь профессиональных революционеров рабочая среда не очень принимала.
А гонимый духовный пастырь мог иметь влияние. Это понимали все революционеры. Даже Ленин понимал, писал об этом. Кто может предъявить требования царю, помазаннику Божию, сакральной фигуре?
Кто мог повести за собой широкие народные массы? Человек, который серьезно претендует не только на политический, но и на духовный авторитет. Он может и на смерть повести. А политическая борьба воспринималась тогда как борьба религиозная.
В конце концов, кто может предъявить требования царю, помазаннику Божию, сакральной фигуре? У всех других просто не будет такой харизмы, чтобы говорить с царем. Вот что надо учитывать. Многие усматривают и в этих его словах, и в других высказываниях претензию на мессианство.
В данном случае под землей обетованной понималось социалистическое будущее, где все будут сыты, довольны, рады. Он о себе думал именно таким образом. Его взгляды действительно изменились? Или это была такая политическая игра?
Потом многие из революционных лидеров начали его побаиваться, воспринимать как конкурента, считать, что он ведет какую-то свою игру. И сам Гапон в революционной деятельности разочаровался. У него начался душевный кризис. А так как и в революционной среде за границей у правительства тоже была своя агентура, то о перемене настроений Гапона стало известно в России — в определенных кругах.
Витте, став премьер-министром, предпринял попытку договориться с Гапоном о том, чтобы тот вернулся в Россию, возглавил бы рабочее движение, которое было бы лояльным по отношению к власти. Другой вопрос, насколько серьезным было разочарование Гапона в революции и действительно ли он хотел играть в политику по правилам Витте. Это загадка. Боюсь, что ее нам не разгадать.
Мы не знаем, что происходило в душе этого человека. Но он приехал нелегально в Россию, заявил, что готов возглавить такое рабочее движение, но, как только это стало ясно, эсеры его убили. Ленин Манифест 17 октября оценил как «некий момент, когда пролетарии и крестьянство, вырвав у царя манифест, еще не в силах свалить царизм, а царизм уже не может управлять только прежними средствами и вынужден обещать на словах гражданские свободы и законодательную Думу». Как бы вы прокомментировали эти слова?
И чему нас учит это историческое событие — принятие Манифеста 17 октября? Что произошло в октябре 1905 года? В высших эшелонах власти посчитали, что если пойти на такую серьезную уступку, то можно свернуть революцию. Раз — и всё сразу устроится.
Уступки власти оппозиция расценила как слабость власти.
Несмотря на то, что манифесты часто использовались в политических и революционных целях, они также находили свое применение в других сферах истории. К примеру, «Манифест Реалкреппа» был выпущен в 1941 году во время Второй мировой войны. В нем подробно описывались идеологические принципы и военная стратегия американских сил. На протяжении истории манифесты играли важную роль в формировании идентичности и принципов культурных движений. Например, «Манифест футуризма», написанный итальянским поэтом Филиппо Маринетти в 1909 году, заявлял о необходимости отказа от традиционных искусственных форм и приветствовал использование технологии и динамики в искусстве. Современные манифесты также не потеряли своей актуальности и роли в обществе. Они по-прежнему используются как способ коммуникации и выражения идей, целей и практических шагов в различных сферах.
Манифесты обычно содержат планы и рекомендации для достижения поставленных целей, указывая приоритетные задачи и принципы, на которых основывается данное движение. В политической истории манифесты имеют немаловажное значение, поскольку они играют роль путеводителя для политических лидеров и оппозиционеров, а также мотивируют людей исходить из своих принципов и стремиться к переменам. Кроме того, манифесты часто являются начальной точкой исторических событий и революционных движений, ставя перед сторонниками ясные цели и задачи, которые нужно реализовать для изменения общественного порядка. Манифесты также помогают в идентификации политических группировок, позволяя людям определиться, к какой политической силе они принадлежат и какие ценности они разделяют. Они способствуют единению сторонников и формированию политической идентичности, а также способствуют укреплению солидарности внутри групп. Манифесты также диктуют агенду и создают общественное давление, воздействуя на политиков и правительства, заставляя их принимать определенные решения и разрабатывать законы, соответствующие принципам и целям манифестов. Примеры известных манифестов в истории Манифест Коммунистической партии Манифест футуризма Влияние манифеста на общество и государство Во-первых, манифест часто служит своеобразным катализатором для изменений в обществе. Он может вдохновить людей на активные действия, пробудить их интерес к определенным вопросам и вызвать общественное движение. Манифест может стать средством объединения людей с общими идеалами и целями, способствуя формированию новых социальных движений и организаций. Во-вторых, манифест может повлиять на государственную политику. Политические партии и группировки, основываясь на принципах и целях, выраженных в манифесте, могут представлять определенные интересы и бороться за их осуществление на уровне государства. Манифест может стать основой для создания политических программ, включая экономические, социальные и культурные принципы. В-третьих, манифест может оказать значительное влияние на развитие и культуру общества.
Как видим, экономика ведущей страны капиталистического мира тоже продолжает расти, и доля экономики Китая по отношению к ней хотя и увеличивается, но пока составляет менее 80 процентов. Между тем, приходя на смену отжившему феодализму, капитализм одновременно способствует формированию и росту пролетариата в целом ряде государств. И со временем, в соответствии с неумолимыми — подобно закону всемирного тяготения — законами диалектики, капиталистические производственные отношения, ранее безусловно содействовавшие общему прогрессу и росту производительных сил, постепенно превращаются в препятствие дальнейшему развитию производства. Неоспоримым подтверждением этого служат экономические кризисы, в ходе которых уничтожается часть самих производительных сил. Такие кризисы известны уже с XIX века, в последующем веке они приобретают затяжной и поистине глобальный характер, в таком же виде они переносятся и в век нынешний. Именно поэтому «Манифест Коммунистической партии» доказывает неизбежность конечной гибели капитализма как общественно-экономического строя. Но — ещё раз подчеркнём — это произойдёт не по чьему-то горячему желанию, а именно тогда, когда капиталистическая формация не только исчерпает свой ранее прогрессивный характер, но и капиталистические отношения собственности «перестанут соответствовать развившимся производительным силам» выделено мной. Пока же, подчёркивают авторы «Манифеста», «дешёвые цены её буржуазии. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, то есть становиться буржуа. Словом, она создаёт себе мир по своему образу и подобию» выделено мной. Спрашивается: ну и что из сказанного не является жизненно актуальным для сегодняшнего дня?! Может, про «введение так называемой цивилизации» неактуально? А не это ли звучит сегодня из уст официальных пропагандистов не то что на каждом телеканале, а, наверное, из каждого включённого утюга? Но это именно сегодня, а что они — вместе с их хозяевами — проповедовали все последние десятилетия? И российский обыватель, в массе своей польстившийся 30 с лишним лет назад на посулы кучки прохвостов с ультралиберальными взглядами и подпевавших им таких же пропагандистов, на обещания невиданных свобод и возможностей вкупе с товарным изобилием, в дальнейшем год за годом имел возможность на себе испытывать все «прелести» приобщения к этой «цивилизации»: от демонстративного игнорирования национальных особенностей и исторических традиций до полного отрицания за Россией права на собственные внешнеполитические и внешнеэкономические интересы. То есть всё то, о чём сегодня с пеной у рта ежедневно вещают словно вдруг «проснувшиеся» провластные политологи и политиканы. А ведь К. Энгельс предупреждали о таком ещё 175 лет назад в «Манифесте»! В «Манифесте» всесторонне обоснована всемирно-историческая роль пролетариата как могильщика капиталистического и строителя нового общества. Впервые же был сформулирован и выдвинут в качестве политического лозунга гениальный призыв: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Прошло совсем немного времени, и этот лозунг стал пониматься в более широком смысле — как наиболее ёмкое выражение важнейшего принципа пролетарского интернационализма. Этот поистине великий принцип лежит в основе позиции всех сил, относящих себя к коммунистическим и разделяющих их взгляды. Именно поэтому для коммунистов-интернационалистов совершенно неприемлемо какое-либо «деление» народов на «хорошие» и «плохие», и именно поэтому столь же бредовыми и лживыми выглядят любые попытки приписать коммунистам, тем более — основоположникам научного коммунизма, любого рода националистические взгляды. А ведь постоянные обвинения К. Маркса и Ф. Энгельса в так называемой русофобии как раз и являются одним из «любимых коньков» антикоммунистов самого разнообразного толка — от крайних реакционеров-монархистов до «умеренных государственников» провластного толка. При этом они грубейшим образом перевирают позицию авторов «Манифеста», сознательно и лживо перенося классовую неприязнь к реакционнейшему царскому режиму Николая I на якобы отношение ко всему русскому народу. Приводить массу доводов в опровержение этой чуши просто не имеет смысла, поэтому приведём только один факт. Но вначале — несколько слов об изданиях «Манифеста» на русском языке.
Манифест 17 октября 1905 года
особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению. Манифесты, такие как Манифест Коммунистической партии, Манифест Независимости США и Манифест футуризма, являются примерами влиятельных документов в истории, которые продолжают оказывать существенное влияние на современное общество и государство. В истории манифесты играли важную роль при формировании политических и социальных идей, а также при объявлении о радикальных изменениях и реформах. Между тем именно в «Манифесте» впервые в общественной науке системно, с доказательствами и выводами было определено место капиталистической формации в истории человечества и показан её прогрессивный характер по сравнению с предшествующими.