Интересно, что одна из дочерей Бажовых, Ариадна, вышла замуж за Тимура — сына другого замечательного писателя, Аркадия Гайдара. Мулярчик Е.В. Исследования интересных биографических фактов жизни П. П. Бажова в Пермском крае.
Бажов в деталях
А сейчас из нескольких изданий той же «Малахитовой шкатулки» выберу то, которое отвечает моему вкусу. Чтоб притягательность строчек поддерживалась притягательностью книги. Книгоиздательство тоже нуждается в мастерах, как любая сфера деятельности. Один из шестиклассников, прочитав «Малахитовую шкатулку», признался, что сказ ему не понравился, потому что написан «неграмотно, на каком-то древнем уральском языке».
Означает ли это, что новому поколению Бажов уже «не по зубам»? Многие реалии, которыми так насыщена «Малахитовая шкатулка», из нынешней жизни ушли. Вместе с ними ушли и обозначавшие их слова.
Да, чтение сказов сегодня требует филологического и культурологического комментария, но оно того стоит. И, к счастью, для этого есть «Бажовская энциклопедия». Мы ведь не стесняемся заглянуть в словарь, если не понимаем какое-то иностранное слово, которое пришло к нам вместе с новыми реалиями с Запада.
Точно так же полезно заглянуть в диалектные словари, узнать, как раньше говорили люди на той земле, где ты живешь. А слова-то у Бажова какие вкусные, образные! Современная лексика точная, логичная, но часто скучная, обезжиренная.
Павел Петрович и есть тот самый народ, который не только сочинил, но и записал свои сказы, памятуя о легендах и преданиях, услышанных в детстве и юности от жителей Полевского, Сысерти, других горнозаводских поселков. Фольклорный в истоках материал Бажов в лучших своих сказах поднял на уровень художественного совершенства, подобно тому, как Данила-мастер превращал самоцветные камни в произведения искусства. И теперь мы имеем возможность убедиться, что искусство возникает из недр самой жизни — в прямом и переносном смысле.
После того, как с самой высокой трибуны прозвучали директивные слова о Маяковском, что он «был и остается крупнейшим поэтом советской эпохи», его наследие, по выражению Пастернака, стали вводить насильно, как картофель при Екатерине II. И тем самым отвадили от Маяковского читающую публику, хотя это идеальный поэт для юношества. Наряду со своими сказами автор «Малахитовой шкатулки» интересен и своей судьбой, своей личностью.
Для меня важна такая категория как творческое поведение, когда мы соотносим жизнь писателя с его творчеством: как он выглядит, как себя ведет за пределами письменного стола. В этом смысле и внешний облик, и биография Павла Петровича абсолютно совпадают с содержанием его литературных трудов. Согласитесь, Бажову очень идет его борода, как шла она другому нашему мудрецу — Льву Толстому.
В июне 1920 года состоялся выпуск на организованных им курсах: в казахские школы отправились восемьдесят семь учителей-казахов, и это была решительная победа. Но самым дорогим и важным детищем для Бажова стал Крестьянский Алтайский университет. В Усть-Каменск, где было все-таки посытнее и полегче, чем в других уголках растерзанной страны, съезжались измученные представители старой интеллигенции — и попадали под опеку Бажова. В Усть-Каменске закипела культурная жизнь. Оказавшаяся в Усть-Каменске неплохая театральная труппа ставила спектакли, несмотря на жуткую нехватку бумаги, выпускался литературный журнал, а в новообразованном Крестьянском университете читали столичные профессора, которых судьба закинула в Усть-Каменск. Увы, долго оставаться здесь Бажов не смог. Он заболел малярией, та дала легочные осложнения. Врачи настоятельно потребовали, чтобы он сменил климат.
Вместе со своей верной помощницей и лучшим другом — Валентиной Александровной — и детьми Бажов получил мандат на поездку в Москву, на 4-й всероссийский съезд профсоюзов. Но в дороге к малярии и воспалению легких прибавился тиф. От тифа в дороге сгорел трехлетний Ваня, спасти малыша не удалось. Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале. Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил. Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце. Видимо, это и спасло его.
Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы. Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации. Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации. В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен. Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью. Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу.
В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова. Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был. Писать так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать».
Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился. Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка. Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров. Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы». Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое. Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т. Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине.
Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным. Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману. Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым. Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком. Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит. Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения. Еще через два года он был переведен в качестве полит.
Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников». Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности. По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года. В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован. Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете.
Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток. Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди. В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий». Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов.
Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена. Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. Васильев и В. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным. Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя. Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему.
Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба. В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца. Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват. Возможно, это было наилучшей стратегией. Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего.
В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы. Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка». Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам между прочим, реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом , зазвучал в полную силу. Еще до этого Бажов попробовал было перейти от бытописательных очерков и полуприключенческих повестей из собственной жизни и затронуть пласт фольклора. Собирал он свою «коллекцию народных сокровищ» с детства — еще Смородинцев приучил его относиться к этому «даровому золоту» с уважением и вниманием. К сожалению, все наработки и карточки с диалектными словами, над которыми он работал, еще будучи учителем, погибли в Гражданскую, и теперь приходилось все начинать снова. Да он и сам был плотью от плоти этих удивительных мастеров, творцов каменной красоты, истории и легенды эти хранил в себе. И не только Сысерть, Полевая — Алтай тоже подарил ему своё золото.
Урал, Сибирь, Алтай гармонично дополняли друг друга. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей провозгласили, что фольклор — — часть литературы и перед ним стоят те же задачи, что и перед литературой, а значит, можно и нужно руководить фольклорным процессом. Сам М. Горький призвал собирать, изучать и пропагандировать фольклор народов СССР, поскольку после революции малые народы обрели все условия для подлинного творчества. Начался настоящий фольклорный бум. Как вспоминал Бажов, в Свердловске как к тому времени уже назывался Екатеринбург к печати готовился сборник «Дореволюционный фольклор на Урале», и тут литредактор Елизавета Максимовна Блинова «поставила вопрос: почему же нет рабочего фольклора? Владимир Павлович [Бирюков, ураловед, фольклорист, исследователь] ответил, что он его нигде не может найти. Меня это просто задело: как так, рабочего фольклора нет?
Я сам сколько угодно этого рабочего фольклора слыхал, слыхал целые сказы. И я в виде образца принес им «Дорогое имячко». Сказ не вошел в сборник, поскольку Блинова посчитала его уж слишком авторским, а вскоре Блинова и Бирюков рассорились окончательно — Елизавета Максимовна уволилась из издательства, и второй предполагавшийся том так и не вышел. Но начало сказам было положено, а вскоре «Дорогое имячко» и ряд других появились в печати — в журнале «Красная новь». Художник Детгиза Вл. Лебедев, прочитавший их в рукописи, был буквально очарован — и увез их в Москву. Бажов был в литературе все еще персоной нон грата, так что сказы были опубликованы под псевдонимом П. Вокруг сказов разгорелся литературный скандал: что это — «фэйк-лор» или попытка «зачерпнуть из народного источника» и получить гонорар?
И вот во время своего вынужденного затворничества Бажов, без оглядки на кого бы то ни было, писал свои сказы так, как душа велела. Первое чтение «Хозяйки Медной горы» прошло дома, под зацветшей липой, 16 июля. Это была серебряная свадьба Бажовых — и вечером, за скромным праздничным столом, чуть конфузясь, Павел Петрович принес тетрадку и прочитал своим домашним сказ, посвятив его жене. Всего в этом своем «великом сидении» Бажов написал 14 сказов.
Павел Петрович в юности хотел идти в университет, это было его мечтой, но умер отец, и он вынужден был зарабатывать деньги тем трудом, который ему ближе всего, то есть преподаванием русской словесности. А в своих многочисленных поездках он собирал уральский фольклор. Вот почему существует эта загадка: нам кажется, что сказы Бажова были всегда. Да, на Урале-то они были всегда, это называлось: "тайный рабочий сказ". Дед часто говорил про себя, что он "обработчик" фольклора… В силу его такой авторской скромности и сдержанности создается ощущение, что это идет откуда-то из глубины - все его сказы. Но на самом деле это работа авторская и писательская, она лишь основана на народном творчестве. Дед построил наш дом в Екатеринбурге еще до революции - взял ссуду в ипотечном банке на свою заработную плату, которую он получал как преподаватель. С 1911 года семья жила в этом доме. Дед сам его распланировал. Многих удивляло: когда заходишь на крыльцо, входишь в сени, и потом тебе еще надо очень высоко вступить на ступеньку, уже находясь собственно в доме, - зачем это? А затем, чтобы холод сразу не растекался по полу. Все было продумано по-уральски. Дед был чрезвычайно занят в последние годы, он же был депутатом и к нему постоянно шел народ.
Многие из сказов т. Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. С молодых лет помнил завет отца: «Павел, если будешь пить, пей только водку, потому что всё другое — подкрашенная, изгаженная и удорожённая она самая…» Бажова отличало уважение к поэзии особенно высоко он ценил поэму Ершова «Конёк-горбунок» , любил Мельникова-Печерского и недолюбливал Лескова. Он считал, что Лесков коверкает язык. За свою жизнь написал записал? Для меня наибольший интерес представляют сказы, где упомянут легендарный Великий Полоз, «Серебряное копытце» и сказ «Иван Крылатко» о гербе города Златоуста, где изображен крылатый конёк. Умер 3-го декабря 1950 г. После его смерти остался так и недописанный роман о Демидовых говорят — из-за его губительной застенчивости. Осталась скульптура Эрнста Неизвестного незаконченная.
Биография Павла Бажова
Бажов интересные факты из жизни Павел Бажов родился на Урале в рабочем посёлке уральских мастеровых. Бажова с ним связывали не только общие интересы в области истории Урала, но и музыка: Анфиногенов хорошо играл на гитаре и пел. Бажов интересные факты из жизни Павел Бажов родился на Урале в рабочем посёлке уральских мастеровых. Прежде чем стать писателем, Бажов побывал школьным учителем, городским главой, главным редактором газеты, подпольным красным партизаном. Представляем интересные факты о Бажове. 1. Бажов всегда тяготел к литературе, и на протяжении жизни собирал услышанные им в деревнях сказки. К 145-летию Павла Бажова вспоминаем малоизвестные факты из его работы депутатом.
Советский журналист и великий сказочник: кем был Павел Бажов, создатель «Малахитовой шкатулки»
Бажов 2 раза становился депутатом Верховного Совета. Интересен факт, что в Москве есть улица Бажова, рядом с которой располагается улица Малахитовая, названная так в честь его сказки «Малахитовая шкатулка». Наибольшую популярность писатель Бажов приобрел благодаря сказкам «Каменный цветочек» и «Хозяйка медной горы». В 1999 г. Это были самые интересные факты из жизни Бажова.
Если вам понравилась данная статья — поделитесь ею в социальных сетях. Если вы вообще любите интересные факты из жизни великих людей — подписывайтесь на сайт interesnyefakty.
В период 1918—1920 годов Павел Петрович участвовал в работе по становлению советской власти как в России, так и в Казахстане.
Во время Гражданской войны Павел Бажов вступил в Красную армию, был политработником, а также редактором газеты 29-й дивизии в Камышлове. Во время Пермской операции Бажов был пойман колчаковцами и арестован, но сумел сбежать из тюрьмы, после чего долго скитался с поддельными документами. Чуть позже, работая учителем в деревне Бергуль, Павел Петрович сумел организовать партизанский отряд из людей, недовольных колчаковщиной.
Бажов также некоторое время сотрудничал с соединениями партизан «Красные горные орлы» и участвовал в подполье. С 1923 года Павел Петрович Бажов был редактором «Крестьянской газеты» в Свердловске, занимался разбором писем от читателей, а также собирал материалы для своих будущих произведений и писал небольшие очерки о старых заводах. На Бажова за всю его жизнь было подано несколько доносов от недоброжелателей, из-за чего ему пришлось вернуться на Урал, а в 1930-х годах он был два раза исключен из партии, но оба раза был восстановлен.
В 1924 году Павел Бажов издал свою первую книгу очерков «Уральские были». Однажды Павлу Петровичу поручили написать книгу, посвященную строительству Краснокамского бумажного комбината, но она так и не вышла, так как многие из главных героев были подвергнуты репрессиям. Первый из уральских сказов Павла Петровича Бажова под названием «Девка Азовка» был опубликован в 11-м номере журнала «Красная новь» в 1936 году.
Самым известным произведением Павла Бажова является сборник сказов под названием «Малахитовая шкатулка», впервые опубликованный в 1939 году. Сказы сборника были вдохновлены уральским фольклором. За книгу «Малахитовая шкатулка» Павел Петрович получил Сталинскую премию 2-й степени.
Творчество Павла Бажова часто сравнивают со сказками братьев Гримм и Ганса Христиана Андерсена, но оно имеет отчетливо русский колорит. Произведения Павла Петровича Бажова были переведены на множество языков, и он получил международное признание. По мотивам сказов Павла Петровича были сняты многочисленные художественные и мультипликационные фильмы.
Павел Петрович Бажов был показан в документальном фильме под названием «Урал кует победу».
Он противостоял исключению ее из писательского Союза. В благодарность за оказанную поддержку, Эрнст Неизвестный принимал участие в конкурсе памятников, которые хотели установить на могиле Бажова. Теплоход «Павел Бажов» также получил имя легендарного уральского сказителя. На протяжении всей жизни, творческому человеку удалось оставить заметный след в истории, насчитывающий 56 сказов.
Многие произведения автора переведены на иностранные языки, а книга, с первоначальным названием «Тятино подаренье», а позднее «Малахитовая шкатулка», множество раз переиздавалась за рубежом и в России. На гербе города Полевской изображены образы из Хозяйки медной горы и Каменного цветка. Премию П. Бажова вручают на ежегодных литературных конкурсах, которые проходят в Екатеринбурге. Память о талантливом писателе хранится во многих русских городах, включая Свердловск, Копейск и другие.
Прозаик и публицист состоял в отряде «Красных орлов», преследуя священников и религиозных представителей церкви. Руководил подавлением восстаний белогвардейцев, одним из первых принял революционные настроения. В сказаниях упоминал вождя пролетариата Владимира Ильича Ленина. Родной отец трудился мастером цеха, любил выпить и критиковал руководство, что не приносило пользы. Мать была безработной, следила за домашним уютом, единственным сыном и подрабатывала на дому рукоделием.
Благодаря тому, что кружевные чулки раскупались женами руководящего состава, семейству удавалось сводить концы с концами, когда глава не имел заработка. Любознательный создатель окончил четырехлетку, выделялся наивность и исполнительностью. Уже в юном возрасте был виден огромный потенциал мальчишки, который с удовольствием выполнял задания и не отлынивал от уроков. Большую роль в становлении Бажова стал Николай Смородинцев — ветеринар, занявшийся его обучением по просьбе отзывчивого учителя.
Автор: Павел Дата: 2015-12-18 22:18:50 Многие из сказов т. Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. Интересный факт 2017-05-26 07:47:14 Работая в газетах, Бажов использовал целый ряд псевдонимов.
Хозяин Малахитовой шкатулки
Предлагаем прочитать 50 занимательных, удивительных, необычных и интересных фактов о Павле Бажове. Интересные факты про Бажова Павла Петровича 1. Павел Петрович Бажов родился 27 января или 15 января по юлианскому календарю 1879 года в поселке Сысертский завод ныне город Сысерть , Российская империя. Мать Павла, Августа Стефановна Осинцева, была домохозяйкой, а также занималась шитьем и плетение кружев на заказ. Все свое детство Павел Бажов провел в Сысерти. В период 1886—1889 годы Бажов учился в Сысертском мужском земском училище, которое окончил одним из лучших учеников. У Павла Петровича была отличная память.
Ходит легенда, что однажды Бажов пришел получить книгу Пушкина в библиотеке, а библиотекарь в шутку сказал, что выдаст ее только если Павел выучит наизусть целую книгу. Он решил принять вызов и выучил книгу Пушкина наизусть. Из-за смены работы отца в 1890 году Павлу Бажову из Сысерти пришлось переехать в поселок Полевской завод. Первый учитель Павла Петровича Бажова, Александр Осипович Машуков, восхищался знаниями ученика и всячески его поддерживал, а после окончания трех классов земского училища содействовал поступлению мальчика в Екатеринбургское духовное училище. После окончания Екатеринбургского духовного училища Бажов поступил в Пермскую духовную семинарию. У Павла Петровича в то время было большое желание поступить в университет, но по финансовым обстоятельствам он не смог этого сделать.
После окончания духовной семинарии Бажов работал школьным учителем в селе Шайдуриха, а спустя несколько месяцев перешел преподавать в Екатеринбургское духовное училище. У Павла Петровича Бажова были революционные взгляды. В 1905 году во время революции он участвовал в маёвках, нелегальных собраниях рабочих, и даже был арестован. В 1907 году Павел Бажов перешел на работу в Екатеринбургское епархиальное женское училище, где стал преподавать русский язык.
Детство и юность Оглавление Друзья дали Паше прозвище Колдунков, потому что фамилия Бажов образована от местного уральского простонародного слова «бажить», что значит «колдовать». В память об этом, Павел Петрович в более зрелые годы взял себе один из литературных имён «Колдунков Егорша». В школе он отличался от других учеников своими способностями.
Однажды выучил наизусть весь сборник стихов А. После школы Бажов обучался в духовном училище, а затем в духовной семинарии, которую закончил в числе трёх лучших учеников. На лето из Екатеринбурга Павел приезжал домой к родителям. Вместе с друзьями по вечерам они слушали рассказы сторожа Василия Хмелинина. Это так увлекло Бажова, что потом он всю жизнь собирал народные легенды, сказки, предания. Дед Василий стал прототипом «дедушки Слышко» из сказа «Малахитовая шкатулка». Зрелые годы Почти 20 лет преподавал русский язык.
Бажов души не чаял в детях, и они отвечали ему взаимной любовью и уважением. На своём уроке Павел Петрович мог заинтересовать даже закоренелых двоечников.
Писатель очень сильно переживал, и только его неукротимая воля к жизни и вера в справедливость помогла ему преодолеть душевный кризис. Первый создатель нового жанра — советского литературного сказа Бажов считается первым создателем такого жанра как советский литературный сказ. Его сказы отличались новизной и оригинальностью, так как в них была отражена история рабочего класса и промышленности России. Первый его сказ «Дорогое имечко» увидел свет в 1936 году после первого съезда советских писателей. Именно после этого съезда в корне изменилось отношение к сказке, и она заняла в литературе страны Советов подобающее ей место. В 1939 году в сборнике «Сказов старого Урала» была напечатана Малахитовая шкатулка, география которой строится вокруг Полевского завода. Несмотря на то, что история её создания и публикации полна драматизма во время Великой Отечественной эта книга имела огромную популярность, занимая второе место по степени читаемости.
Её считали произведением государственной важности, так как она повествовала о неисчерпаемых богатствах нашей родины и о духовном богатстве ее народа. Депутатская деятельность Перечисляя наиболее занимательные факты из жизни писателя с Урала нельзя не упомянуть и о его депутатстве. Народ дважды избирал его депутатом Верховного Совета в 1946 и 1950 годах. Во время своего депутатства Бажов обстоятельно разбирался в каждом вопросе, быстро реагируя на возникающие проблемы, а главной чертой его депутатской деятельности была настойчивость. Он нес своё высокое звание депутата с честью и достоинством. Увековечивание памяти Павла Бажова Народ бережно хранит память о талантливом писателе.
В течение жизни Павел Бажов написал полсотни сказов. Это довольно внушительная цифра, если учесть, что он впервые попробовал свои силы в качестве писателя, когда ему исполнилось уже 57 лет.
При этом после Великой Отечественной зрение у него сильно ослабело, но работать он не прекращал. Факт 5. Горячо поддерживая большевистскую революцию и идеи коммунизма, Павел Бажов, однако, был довольно упрямым человеком, к тому же прямолинейным. Из-за этого у него не раз возникали конфликты с вышестоящими лицами, и его дважды исключали из коммунистической партии. Потом, правда, восстанавливали, и он всё равно был на хорошем счету у властей. Бажов даже дважды избирался депутатом Верховного Совета. Факт 6. Наследие Павла Бажова живёт и сейчас.
Интересные факты о жизни Павла Бажова, биография, семья, творчество
Как и любой дух, Хозяйка привязана к области своих владений и считает себя здесь полноправной правительницей. Ее не интересуют события, происходящие в поселке, но она не может простить нарушения границы: «Не любит будто она, как под землей в зоне ее господства, ред. Поэтому-то и погибает Северьян, герой сказа «Приказчиковы подошвы», поэтому-то «заграничной барыне», объявившей себя единственной хозяйкой горы, и предстоит узнать почем фунт лиха сказ «Таюткино зеркальце». Еще две ипостаси Хозяйки — персонификация «земли-матери» и персонификация рока. Женские персонажи в сказах Бажова вообще нередко выступают в качестве олицетворения судьбы. Гельгардт указывает на родство Хозяйки Медной горы с Царицей гор из новелл немецких романтиков «Руненберг» Л. Тика 1804 и «Фалунские рудники» Э. Гофмана 1819.
Великий Полоз — змей, образ которого восходит и к языческим змеям разных культур, символизирующим плодородие, бесконечность мира Уроборос , домашний очаг, мудрость, и к христианской культуре искушение. У Бажова полоз изначально предстает нейтральным существом, также, как и Хозяйка Медной горы, охраняющим свои владения: «Не любит, вишь, он, чтобы около золота обман да мошенство были, а пуще того, чтобы один человек другого утеснял». Полоз мудр, сразу распознает на что падок Костька, но суров и мстителен. Как и любому духу, ему чужды человеческие чувства, поэтому он и преследует одну из своих дочерей, Золотой волос, за то, что та посмела выйти замуж за башкирского богатыря Айлыпа. Интересны и дочери Полоза: змеевки. Во-первых, уже упомянутая Золотой Волос — женщина с прекрасными волосами, может соотноситься с другим мифологическим существом — Медузой Горгоной, также восхищавшей окружающих своей внешностью до тех пор, пока Афина не превратила ее в чудовище.
Для меня важна такая категория как творческое поведение, когда мы соотносим жизнь писателя с его творчеством: как он выглядит, как себя ведет за пределами письменного стола.
В этом смысле и внешний облик, и биография Павла Петровича абсолютно совпадают с содержанием его литературных трудов. Согласитесь, Бажову очень идет его борода, как шла она другому нашему мудрецу — Льву Толстому. Чтобы написать сказы, для этого самому надо было быть средоточием векового опыта, мудрости. Писателем Бажов стал в 60 лет, первое издание «Малахитовой шкатулки» вышло в свет в 1939 году. А до этого он окончил духовное училище и семинарию, учительствовал, воевал в гражданскую, работал газетчиком, пережил партийную опалу. А после того, как благодаря своим сказам стал орденоносцем, лауреатом Сталинской премии, депутатом Верховного Совета СССР, он продолжал жить жизнью обычного человека, в чем свердловчане могли убедиться, заглянув на улицу Чапаева, в дом семьи Бажовых. Когда писателя провожали в последний путь, весь проспект Ленина был полон людьми, как не на всякой демонстрации.
И это тоже было свидетельством народного признания. Насколько эта ментальность свойственна современным уральцам? Смотрите, немало героев русской классики XIX века заняты напряженной внутренней жизнью еще и потому, что им не надо постоянно работать ради куска хлеба, они сосредоточены на самопознании, самоанализе. А у Бажова человек — прежде всего работник, но трудится он не только ради заработка, он хочет стать мастером своего дела. Бажовский герой переживает за результаты труда как поэт, у которого не получаются стихи, а у него — каменный цветок. Томление мастера по идеалу — вот что такое уральский характер по Бажову. В какой степени бажовские традиции прослеживаются в творчестве современных писателей и поэтов?
В последнее время работы приходят и из-за рубежа. Главный критерий отбора — мастерство, это качество считал самым важным Павел Петрович. Хочется верить, что за годы существования премии не было такого, чтобы ее дали тому, кого Бажов бы не одобрил. Но всякий раз принимать решение очень сложно. Искусство все-таки не спорт, и здесь объективность рождается из суммы субъективностей. При прочих равных условиях решающим фактором становится привязка произведения к Уралу, приверженность автора бажовской идее мастерства и любви к родному краю. Скажем, ныне в номинации «Мастер.
В день свадьбы Бажов посвятил своей возлюбленной такие строки: Об руку смело идем мы вперед, Рано иль поздно, а все же взойдет Русского счастья заря. Оба погибнем на честном пути. Павел Бажов с женой Вместе они прожили 40 долгих, непростых, но дружных лет. В их семье родилось семеро детей, трое из которых умерли совсем маленькими от болезней в годы Гражданской войны, 17-летнего сына Алексея они потеряли во время взрыва на заводе. Во время Первой мировой войны Бажова не призвали на фронт: многодетный отец и учитель. Когда началась Октябрьская революция 1917 года, Павел Петрович не остался в стороне и поддержал большевиков — тех, кто, по его мнению, защищал интересы простых людей.
Деятельный, образованный, энергичный Бажов получил высокую должность. Новая власть поставила Павла Петровича руководить комиссариатом просвещения. Бажов с красногвардейцами. Возможно, это обстоятельство спасло ему жизнь. Пытаясь пробиться к семье, Павел Петрович попал в плен, чудом бежал. Вот тогда судьба сделала его нашим земляком, пусть и ненадолго.
История с Бажовым обросла легендами и вымыслами. Доподлинно известно только то, что будущий автор «Уральских сказов» весной 1919 года бежал с Урала, где редактировал красноармейскую газету. Высадился в Барабинске. Но там было неспокойно, и он перебрался в Каинск ныне Куйбышев. В уездной управе вновь объявившемуся учителю предложили Бергуль — «край света, коренной урман». В то время это было село из 100 дворов, основанное кержаками.
В Бергуле Бажов под фамилией Кирибаев прожил три месяца, где работал учителем. Бажов добрался в лютый мороз сильно простывшим, лечили его народными средствами: напарили в бане до потери сознания, затем в снег вынесли. Позже местные жители вспоминали его с теплотой: «Учителем он был строгим, но справедливым». Затем судьба занесла его в далекий Казахстан. Оттуда Павел Петрович сумел отправить весточку жене, и Валентина Александровна с тремя детьми перебралась к мужу. Семья воссоединилась.
В Усть-Каменогорске Бажов стал заведующим информационным отделом военно-революционного комитета, председателем уездного комитета коммунистической партии, редактором газет «Известия» и «Советская власть». Также он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности. Но душа рвалась на Урал, в родные и дорогие сердцу края. Однако возвращение на Урал оказалось настоящим испытанием: по дороге ослабленный малярией Бажов перенес тиф. В родной город он приехал в тяжелом состоянии. Врачи делали неутешительный прогноз — «не жилец».
К тому же семью ждал еще одни «сюрприз»: пока Бажовы отсутствовали, новая власть предоставила их дом другим жильцами. Сам Павел Петрович умел жить очень скромно, но не мог позволить, чтобы его родные и близкие ютились в одной комнате именно такие условия проживания в собственном доме предложила им советская власть. Больших усилий стоило Бажову отсудить собственный дом. Началась новая жизнь в Свердловске ранее Екатеринбург. Бажов был редактором и журналистом в местных газетах, критиком и рецензентом. Кроме того, Павел Петрович помогал краеведческому музею, консультировал молодых учителей, читал лекции детям.
Стараясь быть в гуще событий, работал в отделе писем, который был переполнен посланиями крестьян. Сельским жителям порой не на что было рассчитывать, кроме помощи прессы, неравнодушных журналистов, готовых рассказать об их бедах и горестях. Задачей Бажова было сделать так, чтобы никто из обратившихся в газету не остался без внимания и помощи. В Свердловске советская власть поставила перед Бажовым и еще одну задачу — сбор рабочего и крестьянского фольклора как достояния русской культуры.
Отрывки из произведений Павла Петровича читают перед телекамерой екатеринбургские политики, бизнесмены, деятели искусств. Почему творчество Павла Бажова актуально и сегодня, наш разговор с литературным критиком, доктором филологических наук, профессором кафедры русской и зарубежной литературы УГИ УрФУ Леонидом Быковым. Сегодня довольно часто звучат весьма рискованные суждения не только по поводу ее будущего, но и настоящего. Договорились до того, что скоро книги уподобятся лекарствам, нужным только отдельным особям, которые жить без них не могут, тогда как все остальные от книжного «недуга» вылечатся. Но столь апокалиптический прогноз в текущем столетии, надеюсь, не сбудется. Обозначение Года театра, Года литературы, Года Бажова — также попытка стимулирования внимания к той или иной творческой сфере, тому или иному писателю.
Но хочется верить, что театр, литература, Бажов — это навсегда. Человек сам выбирает, когда ему идти в театр, когда брать книгу, когда читать Бажова, а когда — Прилепина или Улицкую. Возможно, желание перечесть какой-нибудь бажовский сказ возникло и у тех, кто смотрел эти видеоролики. Всем известна формула Аполлона Григорьева: Пушкин — наше все. Бажов, может, это не все наше уральское, но без Бажова Урал представить уже нельзя. Как нельзя представить уральца, незнакомого с Бажовым, даже если человек никогда не открывал «Малахитовую шкатулку». Этот человек проезжает по улице имени писателя, ходит мимо памятника Бажову и дома-музея Бажова. Он видит на афишах названия бажовских произведений, замечает, как бажовские строчки так или иначе обыгрываются создателями сувенирной продукции. Бажов нас притягивает, потому что он знает об Урале все, он объясняет нам нас именно как уральцев. Мы живем в космополитическом мире, это данность, нравится нам она или нет.
Премьеры американских фильмов у нас идут в тот же день, что и на родине создателей этих лент. Мы носим те же одежды, что весь мир, потребляем примерно одни и те же продукты. Но в этой большой планетарной деревне очень хочется ощущать свою индивидуальность. А индивидуальность — и человеку, и местности, и времени — даруется прежде всего художником. Бажов — уралец во всем: в выборе тем, сюжетов, героев, ситуаций, но главное, он уралец в языке. Действие сказов Бажова связано с уральскими горами, но парадокс в том, что он вместе с героями устремляется не вверх, в горы, а в гору, в недра.
Павел Петрович Бажов Некоторые факты биографии
Факт 1. За свою жизнь Павел Бажов использовал разные псевдонимы, но чаще других он подписывался, как “Колдунков”. Бажова отличало уважение к поэзии (особенно высоко он ценил поэму Ершова «Конёк-горбунок»), любил Мельникова-Печерского и недолюбливал Лескова. Сказочник Павел Бажов и его ученица: Кем на самом деле была Хозяйка медной горы. Бажов Павел Петрович (1879-1950) – русский писатель, фольклорист, журналист, публицист, революционер. Интересные факты о бажове П бажов краткий рассказ о писателе. Полная биография писателя Павла Бажова. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «».
Образование
- Полосатая жизнь Павла Бажова — Ураловед
- 10 интересных фактов о жизни Павла Петровича Бажова: невероятные открытия
- 10 ФАКТОВ о Павле Бажове
- Бажов Павел Петрович | Екатеринбург - точка доступа
- Интересные факты из жизни Павла Бажова
- День рождения Хозяйки Медной горы-«ЦБС» г. Ангарска
Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода
Павел Петрович Бажов (1879 — 1950) — русский писатель, фольклорист и революционер, автор легендарного сборника «Малахитовая шкатулка». Читай также: Интересные факты о жизни Александра Блока, биография, творческое наследие, личная жизнь. Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале.
Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове
Вообще-то, сказителем Бажов стал не столько по зову сердца, сколько по заданию партии. Писать Бажов начал довольно поздно, первая его книга "Уральские были" вышла, когда ему было уже за 45, а к сказам он обратился только в 1936, когда писателю стукнуло 57.
Бажову нужно было создать новую версию истории, привлекательную и поддерживающую, но такую, которую можно было легко масштабировать на всю страну. Произошло идеальное совпадение автора и темы: Бажов считал, что историю Урала раньше рассказывали неправильно Потом, в сказе «Шелковая горка», он подчеркивал: «Всякий, кому понадобится о заводской старине рассказать, непременно с нашего завода начинает. Случалось мне, читывал. Не одна книжка про это составлена. Одно плохо, — все больше про хозяев заводских Демидовых пишут. А ведь тут много зорких глаз да умелых рук требовалось. Немало и смекалки и выдумки приложено, чтоб демидовское железо на славу вышло и за границу поехало. Знаменитые, надо думать, мастера были, да в запись не попали».
Первый сказ Бажова «Девка Азовка» был опубликован в 1936 году. Времени заниматься целым сборником у Бажова не было — но уже через год ему помогло несчастье: 25 января он был исключен из партии по доносу в цитировании врагов народа и уволен из редакции. Выживать Бажовым приходилось за счет огорода и небольшой зарплаты свояченицы. Тогда Павел Петрович начал писать первые сказы, восстанавливая по памяти истории деда Слышко. Уже через год, 27 января 1938 года, Бажова восстановили в партии — его доносчик сам попал под репрессии. А писатель понял, что в 60 лет наконец-то нашел свой жанр. В издательстве сборник предложили назвать по названию программного произведения — «Малахитовой шкатулкой». Оказалось, что потом в нее будет удобно «складывать» новые сказы. Первоначально в сборнике, вышедшем в 1939 году, было четырнадцать сказов — книгу полюбили и на Урале, и в Москве.
Правда, детской ее начали считать не сразу: критикам казалось, что тексты Бажова непригодны для детского чтения из-за сложного языка и многозначительности текстов. Но образ рабочего, мастера — сильная идеологическая подоплека — оказался сильнее оторопи перед непривычным слогом. Иногда Бажов подписывался Колдунковым из-за того, что настоящая фамилия значила «бажить», то есть колдовать Е. Колдунковым, например, Бажов подписал свою детскую книгу «Зеленая кобылка», которая вышла в 1940 году параллельно с «Малахитовой шкатулкой». Тогда в прессе появилась рецензия: автор горячо приветствовал «талантливого молодого писателя». Бажов прочел рецензию и заметил, что насчет талантливости судить не берется, а «что молодой — так это совершенно правильно. Первые шаги в детской литературе делаю». Кудрин «Подобные сказы я, может быть, и слыхал, но не могу сказать, когда и где» В фольклористике термин «сказ» появился еще до Бажова: в лингвистике он определяется особым слогом, отличающимся от литературной нормы, а в литературе — обязательным наличием повествователя, который рассказывает историю разговорным языком. Сам Бажов говорил, что сказы — это не сказки, потому что в них есть практическая подоплека, связь с реальной жизнью.
Хотя все сказы Бажова «рассказаны» дедом Слышко — Василием Хмелининым из Полевского, — фольклорными они все-таки не были. Рукописи доказывают, что писатель тщательно разрабатывал характеры персонажей, выверял их, искал убедительные языковые формы. Бажов поменял характер самого Хмелинина: у заводского сторожа XIX века не было «пролетарского» самосознания, а в сказах Бажова оно выступает на первый план. Позднейшие антропологические исследования доказали, что уральцы действительно слышали о разных персонажах Бажова. Правда, в 1981 году пожилые жители Сысерти рассказывали, что знали Хозяйку медной горы, но на подробные расспросы о ней отвечали, что исследователям стоит читать Бажова, потому что «у него хорошо написано». Но некоторым все-таки хотелось, чтобы истории уральского сказочника были настоящим фольклором. Например, поэт Демьян Бедный активно убеждал общественность в том, что все сказы Бажова — настоящий фольклор горы Азов, который писатель бережно сохранил. Самому Бедному аутентичность сборника была выгодна: он мог взять фольклорный материал и переложить его на стихи, получив собственное, авторское произведение, которое планировал назвать «Горная порода. Поэт Демьян Бедный Демьян Бедный работал титанически, производя от 69 до 167 стихов «дневной продукции».
Но в 1940 году он узнал, что Бажов достаточно сильно обрабатывал свои сказы. После смерти Бедного «Горную породу» все-таки опубликовали. С началом Великой Отечественной войны выдумка в сказах Бажова стала очевиднее: писатель старался создавать новые истории под военную повестку. Вспомнились уральские заводские немцы, которых не было в историях Хмелинина. Павел Петрович окончательно признал, что его произведения вряд ли можно назвать фольклорными.
Любил детей и обожал свой край, реализовывался как этнолог и фольклорист. Биография Бажова — переплетение ярких событий, череды счастливых случайностей и примеров силы духа. Биография Бажова: детство и юность Павел Петрович Бажов — знаковый пример человека, прожившего счастливую, долгую, осознанную и умиротворенную жизнь. И это при достаточно неспокойной внешней обстановке и постоянных испытаниях, преследовавших мужчину с самого раннего детства. Публицист, энтузиаст этнологии, фольклорист и талантливый журналист — все эти сферы освоил легендарный П. Это был человек высоких моральных принципов, интеллигент с тонким и проницательным умом, преданный патриот и гениальный автор сказов, которые из детства знакомы каждому ребенку. Биография Бажова пестрит яркими деталями, необычными поворотами судьбы и непростыми перипетиями, которые сначала помогли мальчику вырасти настоящим мужчиной, а после сформировали и отшлифовали его взгляды на жизнь. Наш рассказ начнем с того, где родился Бажов и как прошло его детство. Павел Бажов родился 27 января 1879 года в поселке Сысерть Свердловская область. Эту провинциальную местность населяли исключительно работники одноименной пудлингово-сварочной фабрики. И родители Павла не стали исключением: Отец Петр Бажов Сам происходил из крестьянского рода Полевской волости и в Сысерть попал уже во взрослом возрасте, примкнув к рабочей бригаде сварочного цеха. Мужчина не занимался сельским хозяйством в этой местности попросту не было земель, пригодных под пахоту , поэтому деньги на пропитание приходилось зарабатывать тяжелым трудом на заводе. Современники Петра отмечали, что у него были золотые руки и редкий талант, что давало возможность всей семье удерживаться на плаву. Вот только вспыльчивый характер и пристрастие к горячительным напиткам сыграли с мастером злую шутку: Уходя в запой, Петр Бажов всегда устраивал громогласное выяснение отношений с руководством, его увольняли, но через какое-то время возвращали обратно. В этот момент семья бедствовала, жила на те скудные копейки, что зарабатывала своим трудом мать Павла.
Сказ «Малахитовая шкатулка» впервые опубликован в Свердловске, в газете «На смену» в 1938 г. Первоначально Сказ назывался «Тятино подаренье», но при подготовке к печати П. Бажов заменил его другим — «Малахитовая шкатулка». Будучи мастером пера и настоящим революционером, он преуспевал во всех делах, за которые брался. И оставил потомкам значительное литературное наследие. В биографии П. Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению Советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью. В общем, это был, действительно, незаурядный человек.
Бажов Павел Петрович
Это Бажов глазами четырехлетнего мальчика (именно столько было Никите, когда умер дед). Это Бажов глазами четырехлетнего мальчика (именно столько было Никите, когда умер дед). Среди наиболее интересных фактов Бажова следует отметить его страсть к путешествиям, которые охватили весь Российский империйский простор. — Герои видеороликов «Открой Бажова» признавались, что участие в проекте побудило их освежить в памяти произведения писателя.
Смотрите также
- Бажов биография, детство, родина, псевдоним писателя, творчество
- Военная история Урала и местный фольклор
- К ЮБИЛЕЮ НЕОБЫКНОВЕННОГО СКАЗИТЕЛЯ
- Биография Бажова: творчество и личная жизнь писателя