Как бальзамировали и сохраняли труп вождя? Главная» Новости» Ленина захоронят в 2024. Срок действия бальзамирующего раствора был рассчитан на шесть дней, чтобы с Лениным могли проститься как можно больше людей[19][20]. В связи с этим Сталин объявил, что существует предложение «некоторых товарищей из провинции» в случае смерти Ленина подвергнуть его тело бальзамированию: 158-159. Где находится тело Ленина и как его удалось сохранить на сто лет: секрет метода бальзамирования, разработанного российскими учеными.
ЛЕНИН.И тело его живет.
В процессе вскрытия черепной коробки Ленина его лечащий врач Отфрид Фёрстер, светила мировой нейрохирургии, описал для Акта. Главная» Новости» Захоронение ленина в 2024 году. Ленин Владимир Ильич бальзамирование. Они постепенно, шаг за шагом, открывали все новые возможности, и в конце концов у них получилось забальзамировать тело Ленина, сохранив его для потомков.
Ученые рассказали, как удалось сохранить тело Ленина на сто лет
Мавзолей. Тело Ленина. О чем не рассказывают посетителям. Документальный фильм | Предложение забальзамировать тело Ленина, как ни странно, звучало ещё до того, как Ленин умер. |
Назван срок годности тела Ленина | В 1947 году технику бальзамирования испытывали над обычным бомжом, труп которого нашли на вокзале. |
Главархив рассказал о руководителе бальзамирования тела Ленина Борисе Збарском | Главная» Новости» Ленина похоронят в 2024. |
Почему бальзамировали Ленина? | Общество в России не готово осознать, что создатель СССР Владимир Ульянов-Ленин на момент прихода к власти был человеком с больным мозгом. |
Почему Ленина забальзамировали? Почему он до сих пор в мавзолее? | Было признано, что ученым удалось бальзамировать тело и добиться значительного улучшения его состояния, сохранив при этом объем, форму и все клеточные и тканевые структуры. |
Такого, как Ленин: кого еще бальзамировали по примеру советского вождя
По крайней мере, это позволит трудящимся всего мира принять участие в длительном прощании с вождем мирового пролетариата. Решающим в судьбе Ленина стало заседание комиссии по организации похорон 5 марта 1924 года. После очередного длительного обсуждения возможных вариантов с учеными-медиками, большинство которых высказались скептически о возможности длительного сохранения, члены партийного руководства попросили их покинуть зал. Мнения участников обсуждения разошлись, и в тот день ничего не решили. Точнее, решение было половинчатым: попробуем сохранить, но без уверенности, что это возможно и нужно, и без обещаний, что это навечно. В конце марта было решено попробовать экспериментальный метод бальзамирования тела, предложенный профессором Владимиром Воробьевым из Харькова и биологом-биохимиком Борисом Збарским. Процедура не имела аналогов, и в ее успехе ни Воробьев, ни Збарский не были уверены. Они проработали четыре месяца в специальной лаборатории, созданной прямо внутри временного мавзолея.
Многие процедуры им приходилось придумывать и корректировать на ходу. Ленин жив К концу июля 1924 года они доложили партийному руководству об окончании работ. Если тело будет обрабатываться и бальзамироваться согласно их методу, заявили они, высока вероятность того, что оно сохранится на довольно длительный срок. Когда члены комиссии спросили, на какой именно срок следует рассчитывать, Воробьев сказал: «На этот вопрос я позволю себе не отвечать». Мы придавали и придаем величайшее значение сохранению облика этого замечательного вождя для подрастающего поколения и будущих поколений». Похороны Сталина, 1953 год. То, как руководители партии и приближенные ученые говорили о нем, когда стало известно, что некоторое время оно разлагаться не будет, напоминает то, как партийное руководство относилось к Ленину в последние месяцы его жизни.
Тогда еще живой вождь был исключен из политической жизни и спрятан в подмосковных Горках, а в публичном языке партийной прессы и речей появился другой, канонизированный Ленин. В дискуссиях комиссии по организации похорон мы сталкиваемся с подобным двояким отношением, когда обсуждались планы погребения вождя и одновременно — планы сохранения его непогребенным, закрытого склепа и публичного показа. Эта двоякость отразилась и в том, что на протяжении месяцев споры и обсуждения тела Ленина велись одновременно в двух различных комиссиях. Первая называлась комиссией по организации похорон, а вторая — комиссией по сохранению тела. Многие партийные руководители принимали участие в работе обеих. Восприятие Ленина в среде партийного руководства было странным: будто бы в мавзолее лежали два тела — обычный, постепенно разлагающийся труп человека, и телесное воплощение чего-то большего, грандиозного, отличающегося от Ленина и превосходящего его. Хотя на момент бальзамирования эти два тела еще состояли из одной и той же биологической материи, такое положение дел, как мы уже знаем, долго не продлилось.
Двоякое отношение к телу Ленина в среде партийного руководства воспроизводилось и в последующие годы. Великий легитиматор В советское время возникла политическая модель, связывающая принцип воспроизводства суверенной власти с принципом удвоения тела вождя. Она возникла неожиданно и незапланированно — просто совпало несколько условий: долгий период болезни, когда Ленина одновременно изолировали от политической жизни и канонизировали в образе ленинизма. Из-за холодов той зимы тело не подверглось разложению, что дало возможность обсуждать его судьбу. Важно учитывать и особенности социально-культурной организации ленинской партии нового типа — уникального политического института. Ленин в мавзолее. В отличие от суверенной монархии, ни один лидер партии и государства после Ленина не мог занять его место, находящееся за пределами политического пространства.
Истина в этой системе была выражена на языке ленинизма. Любой руководитель СССР, включая Сталина, был обязан апеллировать к ленинизму для легитимации своей власти и не мог поставить эту доктрину под вопрос или заменить другой истиной. Каждый из них мог потерять бразды правления, если бы оказалось, что он искажает ленинизм. Иллюстрацией этого тезиса служат два важнейших феномена власти в советской системе: возникновение исключительного культа личности Сталина и полное развенчание его после смерти. Оно функционировало как материальное воплощение геройского деперсонифицированного субъекта, советского суверена. Оно было удвоено, являясь совмещением смертного и бессмертного тел.
Вместо собственных ресниц Ленина, поврежденных в ходе первых попыток бальзамирования, были поставлены искусственные. Лаборатории приходилось бороться с плесенью и морщинами на отдельных частях ленинского тела, особенно в ранние годы. Когда в 1945 году пропал кусок кожи с ноги Ленина, ученые создали заплатки из искусственной кожи. Они воссоздали нос Ленина, его лицо и другие части тела, чтобы вернуть им изначальный внешний вид. Для сохранения в неизменном виде «ландшафта» кожи большую часть подкожного жира заменили пластичным материалом, состоящим из парафина, глицерина и каротина. На пике деятельности лаборатории с 1950-х по 1980-е годы там работало до 200 человек, которые вели исследования по самой разной тематике, от старения клеток кожи до кожной трансплантации, говорит Юрчак. После распада Советского Союза государственное финансирование института было временно прекращено, но работа продолжалась за счет частных пожертвований до тех пор, пока государство не начало выделять на эти цели определенные средства. Изучая фактический материал для написания своей книги, Юрчак обнаружил, что результаты работы «ленинской лаборатории» нашли и другое медицинское применение. Одна из методик помогла разработать в России специальное оборудование, позволяющее сохранять кровоток в донорской почке во время ее пересадки. В другом случае ветеран лаборатории ученый Юрий Лопухин вместе с коллегами в конце 1980-х разработал неинвазивный метод измерения уровня холестерина в коже. В 2002 году российское изобретение было запатентовано и нашло коммерческое применение. Канадская компания PreVu запустила в продажу наборы для самостоятельного измерения уровня холестерина в коже в домашних условиях. Разумеется, сто лет тому назад ни Советский Союз, ни Запад и представить себе не могли, что у Ленина будет такое наследие.
И почему Воробьев не хотел участвовать в бальзамировании тела Ленина? Каков был план спасения тела Ленина предложенный Воробьёвым? Как проходило бальзамирование тела Ленина? Первый показ тела Ленина участникам конгресса Коминтерна и родным Владимира Ильича. Как они отреагировали?
Борьба с Ильичом — борьба с Россией? Ленин — уникальный биополитический феномен, считает кандидат социологических наук Иван Суслов. По его мнению, Ленин — один из немногих исторических деятелей, если вообще не единственный, физическое тело которого и после смерти продолжает обладать политическими смыслами. Более того, с мумией Ленина «оппоненты продолжают политический диалог, яростно требуя повторной смерти вождя мировой революции», а она приобретает «функции защитника эпохи социализма», обратил внимание социолог. На постсоветском пространстве Ленин «ассоциируется с защитником русского мира и проводником влияния России», продолжил Иван Суслов. Он напомнил слова кинорежиссёра Карена Шахназарова: «Когда ломают статуи Ленина, в этом есть что-то антирусское». Поэтому борьба с российским влиянием приобретает форму борьбы с каменными копиями тела вождя мирового пролетариата, полагает Иван Суслов. В связи с эскалацией американской борьбы c неправильными памятниками летом 2020 года в западных медиа повысился интерес к исторической политике российских властей, отказавшихся от выстраивания единого нарратива повествования — прим. Таким образом, один из пиков упоминаний Ленина в июне 2020 в западных медиа пришёлся на апогей американской борьбы с историческими деятелями, не вписавшимися в актуальную BLM-повестку», — подчеркнул кандидат социологических наук. Читайте ещё: Незаметная война: как сносят памятники Ленину в российских городах Декоммунизация провалена Дискуссии об искоренении из российской топонимики имени Ленина, как и споры о предании земле его останков, покоящихся в Мавзолее на Красной площади, давно потеряли смысл и превратились в пустую болтовню, сказал ForPost политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров. А попытки насильственной декоммунизации в России провалились, обратил внимание он. Люди понимают, что война с памятниками и кампании по массовому переименованию улиц и площадей — это способ отвлечения общественного внимания от реальных проблем. Ведь если улицу Ленина переименовать, она от этого не станет чище», — считает наш собеседник.
ЛЕНИН.И тело его живет.
Надо признать, вынос всякий раз подается все креативнее. Вот архитекторы придумали конкурс-фантазию на тему обустройства Мавзолея, когда его обитатель, наконец, съедет. Все прикольнее, чем фантазировать на тему, скажем, «обустройства России после 2024 года». И тем более после 2036-го. И тем более — архитекторам.
Но в то же время можно констатировать, что здоровая фронда жива еще ну хоть так среди части творческой интеллигенции и не вся она продалась за госзаказ беззаветно. А некоторые даже и с госзаказом позволяют себе пошалить. Живы и присущие ей аполитизм и бесчувствие к текущему политическому моменту. Хотя раньше, конечно, таких криэйторов бы за такие экзерсисы по отношению к вечно живому Ильичу просто расстреляли бы.
А теперь лишь позвонили откуда надо и вежливо поинтересовались, не поехали ли они часом умом, объявляя такой конкурс. Даже уголовное дело не завели, вот же благословенно вегетарианские времена. После чего конкурс тут же, совершенно добровольно, рассосался во влажном осеннем московском воздухе. А вообще мумия Ленина чем дальше, тем больше народу «по барабану».
Начать с того, что нет уж к ней таких километровых очередей, как в советские годы. А кончить тем, что нынче не всякий школьник расскажет, кто был сей человек и за какие такие велики заслуги его определили лежать на обочине трассы прохождения военных парадов. И уж тем более мало кто даст вам вразумительный ответ, почему во время этих парадов раньше вожди влезали на гробницу на «обзорную площадку», а теперь, предварительно стыдливо задрапировав, стоят в сторонке на трибунах, что, конечно, ухудшает обзор. Да и селфи получаются оттуда не такие клевые, как если бы с Мавзолея.
В народных массах по поводу мумии — разброд и шатания. Разные опросы выдают разные данные насчет ее выноса на погост. В два раза различается и число тех, кто предлагает погодить, пока уйдет поколение тех, кому он дорог. На что я вам так скажу: годить — это не аргумент, поскольку таковые люди будут всегда.
Но дорог он им будет по-новому. Потому что, с одной стороны, Ленин перестал быть скрепоносной легендой в советском духе, как столп ее идеологии и часть идеологической религии. С другой, он в виде мумии, лежащей на главной площади страны, не перестал провоцировать разные смыслы. Наиболее очевидный: он фетиш для нынешних коммунистов.
Даже уголовное дело не завели, вот же благословенно вегетарианские времена. После чего конкурс тут же, совершенно добровольно, рассосался во влажном осеннем московском воздухе. А вообще мумия Ленина чем дальше, тем больше народу «по барабану». Начать с того, что нет уж к ней таких километровых очередей, как в советские годы. А кончить тем, что нынче не всякий школьник расскажет, кто был сей человек и за какие такие велики заслуги его определили лежать на обочине трассы прохождения военных парадов. И уж тем более мало кто даст вам вразумительный ответ, почему во время этих парадов раньше вожди влезали на гробницу на «обзорную площадку», а теперь, предварительно стыдливо задрапировав, стоят в сторонке на трибунах, что, конечно, ухудшает обзор. Да и селфи получаются оттуда не такие клевые, как если бы с Мавзолея.
В народных массах по поводу мумии — разброд и шатания. Разные опросы выдают разные данные насчет ее выноса на погост. В два раза различается и число тех, кто предлагает погодить, пока уйдет поколение тех, кому он дорог. На что я вам так скажу: годить — это не аргумент, поскольку таковые люди будут всегда. Но дорог он им будет по-новому. Потому что, с одной стороны, Ленин перестал быть скрепоносной легендой в советском духе, как столп ее идеологии и часть идеологической религии. С другой, он в виде мумии, лежащей на главной площади страны, не перестал провоцировать разные смыслы.
Наиболее очевидный: он фетиш для нынешних коммунистов. Не у всех партий есть такой, им повезло. Это вам не выхухоль и даже не медведь какие-то. Вне зависимости от того, что их фетиш-кумир был агрессивным атеистом, а они теперь, презрев прежние табу, сплошь повалили в церковь. Которая, заметим, давно выступает за вынос тела на погост. Вот так теперь наших политиков колбасит. И не только в этом.
Другой новейший миф, связанный с телом бывшего вождя, касается его «завещания» похоронить себя на Волковом кладбище в Петербурге. Легенда эта родилась в годы перестройки, на излете советских времен и казалась высшим проявлением политической смелости. В том числе подхватил ее и Анатолий Собчак. Авторы этого мифа ссылались кто на Владимира Бонч-Бруевича один из немногих прилично образованных лидеров большевиков, а также один из инициаторов внедрения в Советской России «прогрессивной технологии» кремации как способа утилизации трупов , кто на вдову Ленина Надежду Крупскую.
В народных массах по поводу мумии — разброд и шатания. Разные опросы выдают разные данные насчет ее выноса на погост. В два раза различается и число тех, кто предлагает погодить, пока уйдет поколение тех, кому он дорог. На что я вам так скажу: годить — это не аргумент, поскольку таковые люди будут всегда.
Но дорог он им будет по-новому. Потому что, с одной стороны, Ленин перестал быть скрепоносной легендой в советском духе, как столп ее идеологии и часть идеологической религии. С другой, он в виде мумии, лежащей на главной площади страны, не перестал провоцировать разные смыслы. Наиболее очевидный: он фетиш для нынешних коммунистов. Не у всех партий есть такой, им повезло. Это вам не выхухоль и даже не медведь какие-то. Вне зависимости от того, что их фетиш-кумир был агрессивным атеистом, а они теперь, презрев прежние табу, сплошь повалили в церковь. Которая, заметим, давно выступает за вынос тела на погост.
Вот так теперь наших политиков колбасит. И не только в этом. Другой новейший миф, связанный с телом бывшего вождя, касается его «завещания» похоронить себя на Волковом кладбище в Петербурге. Легенда эта родилась в годы перестройки, на излете советских времен и казалась высшим проявлением политической смелости. В том числе подхватил ее и Анатолий Собчак. Авторы этого мифа ссылались кто на Владимира Бонч-Бруевича один из немногих прилично образованных лидеров большевиков, а также один из инициаторов внедрения в Советской России «прогрессивной технологии» кремации как способа утилизации трупов , кто на вдову Ленина Надежду Крупскую. На деле последняя вскоре после смерти мужа написала, что хотела бы, чтобы он как раз был помещен в Мавзолей, а тело его сохранено. Потом она не раз приходила туда, когда не было посетителей, чтобы побыть с покойным супругом.
Что касается Бонч-Бруевича, то он входил в комиссию по организации похорон Ленина, поначалу действительно возражал против сохранения тела, но потом смирился. Кстати, Сталин, вопреки распространенному представлению, не был ни инициатором, ни даже участником принятия решения о сохранении тела. Он даже не был членом комиссии по похоронам во главе с Дзержинским, а его тогдашний верный политический союзник Клим Ворошилов , который был ее членом, против мумификации резко возражал. А дальше произошло то, что усилия медиков Владимира Воробьева и Бориса Збарского по бальзамированию тела усопшего а также лютый мороз, не давший ему разложиться в первые дни оказались очень успешными. Это, видимо, и решило окончательно судьбу проекта.
Но тогда это еще звучало, как будто без всякой связи с тем величественным образом, который Ромаков оберегал в Мавзолее. Юрий Ромаков, профессор: "На саркофаг Ленина было несколько покушений.
А за все время хранения Сталина ни одного покушения не было. Для меня психологическая загадка до сих пор. Ведь и культ личности разоблачили, все вскрыли, что было отрицательного. Но ни одного покушения". Лишь в 61-м году октябрьской ночью в обстановке строжайшей секретности тело Сталина по решению Политбюро вынесли из Мавзолея. Юрий Ромаков был в Мавзолее в ту ночь. Помнит, как снимали парадный мундир, с которого срезали золотые пуговицы, как в скорбной тишине надевали простой сталинский френч, как стояли слезы в глазах Шверника, и никто не решался накрыть гроб крышкой.
С той ночи минуло больше сорока лет. Но Ромаков, ставший невольным участником тайного прощания со Сталиным, уверен: бальзамирование было настолько надежным, что может действовать и сейчас.
Тело рук человеческих. История учёного, который бальзамировал В. Ленина
Тело Ленина сохранили на целый век: как это удалось - Hi-Tech | Решение о бальзамировании Ленина приняли вскоре после его смерти, однако доподлинно неизвестно, кто был его инициатором. |
Почему Ленина забальзамировали? Почему он до сих пор в мавзолее? | Во время вскрытия тела Ленина и последующего бальзамирования были удалены внутренние органы и жидкости, которые заменили на бальзамирующие растворы. |
Почему у мавзолея Ленина до сих пор бывают очереди
Считалось, что забальзамированному Ленину когда-нибудь можно будет вернуть жизнь. В 152-й день рождения Владимира Ульянова «МК» посетил только что открывшийся после санации Мавзолей и узнал, как вышло, что от тела Ленина осталось только 20%. Остросюжетный политико-медицинский триллер: как и зачем бальзамировали Ленина. Позднее были изучены эти письма, и выяснилось, что про бальзамирование и длительное сохранение тела Ленина там не было ни слова.
Бальзамирование тела Ленина
Бальзамирование тела Ленина | На теле Ленина сделали 20 разрезов, чтобы жидкость лучше проникала в полости и мышцы. |
Как бальзамировали тело Ленина | Как выяснилось, изначально тело Ленина бальзамировал профессор Абрикосов. |
Мавзолей. Тело Ленина. О чем не рассказывают посетителям. Документальный фильм | С момента бальзамирования Ленина прошло почти сто лет, но его труп не закоченел, как это обычно бывает после смерти: его конечности и суставы сохраняют гибкость и эластичность. |
На службе в Мавзолее - Экспресс газета | Решение о бальзамировании Ленина приняли вскоре после его смерти, однако доподлинно неизвестно, кто был его инициатором. |
Об уникальных технологиях бальзамирования тела Ленина
Ученые работали над сохранением Ленина четыре месяца, и уже в августе новый, деревянный, пышно декорированный Мавзолей был открыт для посетителей. Финальную, каменную версию Мавзолея построили только в 1930 году. Воробьев и Збарский, по мнению антрополога Алексея Юрчака, не просто на долгое время забальзамировали тело, но и разработали его «динамический» метод сохранения — он подразумевает, что труп требует регулярного ухода и функционирования многоуровневой системы, в которой он поддерживается: сохранение Ленина лежит не только на плечах ученых-биохимиков, но у покойного есть даже свои портные и рабочие, отвечающие за освещение в Мавзолее. Тело непрерывно восстанавливают и заменяют изменившиеся участки новыми материалами , как это было с восстановлением его ушных раковин или носа. Ученые сохраняют не только видимые части трупа и черты лица вождя, но также его вес, форму и цвет. С момента бальзамирования Ленина прошло почти сто лет, но его труп не закоченел, как это обычно бывает после смерти: его конечности и суставы сохраняют гибкость и эластичность — даже поворачивается шея. Как пишет Юрчак в своей статье «Bodies of Lenin» , труп вождя настолько хорошо сберегается, что ученые сохранили форму его пяток, волосы на груди и даже пигментацию под мышкой, которая была при жизни. Исчезновение части кожи на тыльной стороне правой ступни в 1945 году было целым ЧП. Тогда ученые проводили эксперимент с горячим желатином, который должен был им помочь скорректировать форму его ступней, но они ошиблись и случайно сожгли этот кусок тела. Его восстановили заплаткой из искусственной кожи, но эксперименты на Ленине с 1945 года запретили.
Их стали проводить на других забальзамированных таким же образом телах. Это были трупы неизвестных, у которых не было документов и которых никто не разыскивал. Чтобы тело оставалось в хорошем состоянии и не разлагалось, оно по завещанию Збарского и Воробьева раз в полтора года отправляется на «профосмотр», где проходит восстанавливающие процедуры длительностью два месяца на это время Мавзолей закрыт для посещения. Труп тщательно осматривается на предмет новых разрушений и разложений, и если такие моменты есть, они немедленно устраняются. Вождя купают в нескольких ваннах с разными растворами, чтобы сохранять объем, эластичность и гибкость тела. Потом Ленина переодевают в чистое белье и костюм и отправляют обратно в его стеклянный саркофаг на глаза публике. Сколько в Ленине осталось от Ленина? Ресницы накладные. Во время первого бальзамирования Воробьев и Збарский их случайно уничтожили.
Тело В. Надо признать, вынос всякий раз подается все креативнее. Вот архитекторы придумали конкурс-фантазию на тему обустройства Мавзолея, когда его обитатель, наконец, съедет. Все прикольнее, чем фантазировать на тему, скажем, «обустройства России после 2024 года». И тем более после 2036-го.
И тем более — архитекторам. Но в то же время можно констатировать, что здоровая фронда жива еще ну хоть так среди части творческой интеллигенции и не вся она продалась за госзаказ беззаветно. А некоторые даже и с госзаказом позволяют себе пошалить. Живы и присущие ей аполитизм и бесчувствие к текущему политическому моменту. Хотя раньше, конечно, таких криэйторов бы за такие экзерсисы по отношению к вечно живому Ильичу просто расстреляли бы.
А теперь лишь позвонили откуда надо и вежливо поинтересовались, не поехали ли они часом умом, объявляя такой конкурс. Даже уголовное дело не завели, вот же благословенно вегетарианские времена. После чего конкурс тут же, совершенно добровольно, рассосался во влажном осеннем московском воздухе. А вообще мумия Ленина чем дальше, тем больше народу «по барабану». Начать с того, что нет уж к ней таких километровых очередей, как в советские годы.
А кончить тем, что нынче не всякий школьник расскажет, кто был сей человек и за какие такие велики заслуги его определили лежать на обочине трассы прохождения военных парадов. И уж тем более мало кто даст вам вразумительный ответ, почему во время этих парадов раньше вожди влезали на гробницу на «обзорную площадку», а теперь, предварительно стыдливо задрапировав, стоят в сторонке на трибунах, что, конечно, ухудшает обзор. Да и селфи получаются оттуда не такие клевые, как если бы с Мавзолея. В народных массах по поводу мумии — разброд и шатания. Разные опросы выдают разные данные насчет ее выноса на погост.
В два раза различается и число тех, кто предлагает погодить, пока уйдет поколение тех, кому он дорог. На что я вам так скажу: годить — это не аргумент, поскольку таковые люди будут всегда. Но дорог он им будет по-новому. Потому что, с одной стороны, Ленин перестал быть скрепоносной легендой в советском духе, как столп ее идеологии и часть идеологической религии. С другой, он в виде мумии, лежащей на главной площади страны, не перестал провоцировать разные смыслы.
Через несколько месяцев на заседании политбюро обсуждали, что делать с мавзолеем? Оставить ли его надолго или похоронить вождя в Кремлевской стене, прекратив бальзамирование? Главным оппонентом сторонников необычного мемориала стала вдова вождя — Надежда Крупская. Но идея сохранения облика Ленина столь захватила всех, что была признана крайне необходимой, нужной для миллионов пролетариата», — вспоминал друг семьи Ульяновых Владимир Бонч-Бруевич. Крупская вообще считала, что возвеличивание Ленина идет только во вред. Ведь по характеру Владимир Ульянов был не склонен к позерству, не любил славу и даже на собственном 50-летии не присутствовал, чтобы избежать славословий. Крупскую слушали с уважением, соглашались насчет скромности Ильича, но политическая целесообразность ценилась выше.
А для популярности советской власти нужно было взвинчивать культ умершего вождя. Рождение святыни Похоронную комиссию возглавлял неподкупный Феликс Дзержинский. Он и дал задание биохимику Борису Збарскому и патологоанатому Владимиру Воробьеву разработать технологию бальзамирования. Они нервничали, но за трое бессонных суток справились с этой нетривиальной задачей, нашли формулу магической жидкости. Потом над сохранением тела Ленина стал работать небольшой научно-исследовательский институт. Сталин хитро поглядывал на противников идеи мавзолея: уж он-то знал, что для создания советского мифа это просто необходимо. А без мифа, без святынь не устоит ни одна политическая система.
Видимо, ему удалось убедить Дзержинского и Рыкова. А может быть, они и не нуждались в сталинских аргументах, сами с усами. По официальной версии, в ЦК и Совнарком ежедневно тысячами приходили письма трудящихся, требовавших навсегда сохранить родной для них «образ Ильича». Отчасти так оно и было. Но главное — Сталин заметил, как народ потянулся в мавзолей. Как «ходоки» жгли костры на московских улицах, чтобы согреться, а с утра отправиться к заветному саркофагу. Народу необходима была новая религия — вера в великого человека, который даже умер не так, как все остальные.
Недаром появился лозунг: «Могила Ленина — колыбель прогрессивного человечества». В одной из христианских молитв, которую хорошо знали многие большевики, говорится: «Гроб Твой — источник нашего воскресения».
К 26 марта им доставили все нужные приборы, реактивы, инструменты, на заводе «Каучук» изготовили резиновую ванну, и они приступили к работе. Однако Воробьев неоднократно подчеркивал, что рецепт бальзамирующей жидкости не его изобретение. Ими был использован метод бальзамирования ученого — Николая Федотовича Мельникова-Разведенкова, который работал у нас на кафедре в конце XIX века. Они лишь модифицировали его метод и забальзамировали целое тело, а не отдельные органы, как делалось до этого.
В музее нашей кафедры мы до сих пор храним препараты, изготовленные Мельниковым-Разведенковым». Параллельно с процессом бальзамирования на Красной площади начали возводить деревянный Мавзолей по проекту архитектора Алексея Щусева. Стеклянный саркофаг в виде трехгранной призмы спроектировал архитектор-авангардист Константин Мельников. Она высоко оценила результаты работы Збарского и Воробьева. Было признано, что ученым удалось бальзамировать тело и добиться значительного улучшения его состояния, сохранив при этом объем, форму и все клеточные и тканевые структуры. Затем на протяжении десятилетий по решению руководства страны регулярно создавались комиссии, которые оценивали состояние тела Ленина и модифицировали методы бальзамирования.
Так, в 1934 году эксперты признали, что «результаты сохранения тела В. Ленина представляют собой научное достижение мирового значения». Затем для этих целей создали специальную лабораторию. В их числе — Г.
Как бальзамировали тело Ленина
После смерти, тело Ленина забальзамировали и поместили в мавзолей. До той поры широкой публике забальзамированного Ленина не показывали. К 100-летию со дня смерти Ленина: ученым Сеченовского Университета удалось сохранить тело вождя мирового пролетариата на целый век.