Посещение зимнего Байкала относится к категории путешествий, требующих тщательной проработки. Сотрудник журнала рассказывает о поездке на Байкал зимой.
Особый лёд? Почему на льду Байкала не бывает много снега
Здесь есть множество больших и маленьких бухт и турбаз. Ехать из Иркутска на машине 250 км, можно добраться и на маршрутке. Дорога хорошая почти до самого конца, но когда вы с нее свернете непосредственно к бухтам вас будет ждать гравий, снег, спуски и подъемы. Куда отправиться на Малом море? Здесь есть два варианта — базироваться вблизи Сахюрты и переправы на остров Ольхон, либо раньше свернуть на дорогу в сторону Курмы. Второй вариант предпочтительнее в плане природы и удобного расположения турбаз в уютных бухтах. Первый вариант привлекает близостью к Ольхону. На Малом море много турбаз, которые предлагают свою развлекательную программу: коньки, хивусы, экскурсии. Бронируйте все заранее и узнавайте об экскурсиях.
Остров Ольхон Ольхон — это настоящая мекка для туристов. На половине открыток изображен именно Ольхон и знаменитая скала Шаманка. Если вы приехали издалека, то здесь побывать обязательно! От Малого моря нужно проехать еще километров 60 и вы уже в Хужире — главном поселке Ольхона. Но сначала нужно будет преодолеть пролив между островом и материком. Переправа открывается только ближе к середине февраля, до этого сообщение только на хивусах. На Ольхоне асфальта нет и дороги могут быть коварны, но усилия того стоят! Чистый лед, прекрасные виды, скалы, гроты с сосульками — все это вы можете найти на острове и в окрестностях.
В отдаленные места лучше брать экскурсии. В Хужире тоже есть турбазы, а еще много обычного жилья, которые сдают местные. Это простые деревянные дома или комнаты. Кафешки тоже имеются. Нельзя представить поездку на Байкал зимой без посещения Ольхона, рядом с которым и «инстаграмный» островок Огой. Способ передвижения Что касается способа передвижения, то тут у вас есть два варианта если конечно вы не собираетесь ехать на своих двоих : Автомобиль. Автомобиль может быть свой или арендованный в Иркутске. За 4-7 дней вы сможете спокойно побывать на разных локациях.
Плюсы: вы сами планируете весь свой маршрут и расписание, свободны в передвижениях и выбираете где и сколько времени будете находиться. Минусы: придется серьезно подготовиться, изучить карту, маршруты, локации, забронировать отели, питание и прочее. Групповые или индивидуальные туры.
Эффектные сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах Кобылья Голова, Курминский в Малом Море и на скалах северной оконечности острова Ольхон. Ледяной панцирь сковывает камни и украшает причудливыми сосульками близко расположенные к воде ветви деревьев и кустарников. В 2003 г. Проваливаются под лёд как местные рыбаки, ежедневно выезжающие на лёд по одному и тому же маршруту, так бурятские шаманы, которых, казалось бы, должно оберегать шаманские духи озера. В тот наш первый в истории Байкала автомобильный тур по льду Байкала произошла тяжёлая авария, когда две машины при обгоне колонны в снежной поземке столкнулись лоб в лоб и их дальнейшее самостоятельное передвижение стало невозможным, ещё две машины столкнулись на гологлядке, поцарапав и слегка помяв кузова, а на моем УАЗе при прыжке через трещину треснул кронштейн навески двигателя и он опасно просел вниз. Путешествия по льду на снегоходах оказались также небезопасными, один снегоход мы утопили, чудом успев выпрыгнув с него на толстый лёд. Суммарно я за время поездок по льду Байкала стал непосредственным свидетелем шести случаев проваливания под лёд колёсного транспорта, поэтому теперь сам не выезжаю на лёд вне обустроенных официальных ледовых переправ, никого не беру в автомобильные путешествия по льду, и никому теперь не советую участвовать в рискованных автомобильных камикадзе-турах по льду озера вне официально открытых ледовых переправ.
Скала Саган-Заба Отличить тонкий лёд при ярком встречном солнечном свете на зеркальной поверхности байкальского льда практически невозможно, а остановиться на скорости на гладком льду перед подобной ловушкой не успеваешь. Что говорить о машинах, если даже пешие туристы систематически попадают в трещины. В начале февраля спасатели МЧС эвакуировали 13 участников массового перехода по льду озера Байкал, двое из которых, несмотря на медленное и осторожное движение, провалились в трещину, а остальные получили переохлаждение. Толщину льда трудно определить даже при движении на лыжах или коньках. У меня был очень опасный случай, когда мы, не ощущая опасность, выбежали на лыжах на очень тонкий лёд и заметили это, только когда лыжные палки стали пробивать его насквозь, вода стала выступать в местах прокола льда. Нас спасло от проваливания только высокая скорость бега и мгновенный разворот без остановки в сторону берега, с окрепшим там льдом. Одиночные путешествия по льду вообще таят в себе опасность, в случае внезапного проваливания с рюкзаком за плечами, выбраться на лёд в намокшей многослойной зимней одежде крайне сложно, промокшие в воде штаны и унты мгновенно затем замерзают и при продолжительной ходьбе на морозе лопаются в местах сгиба. Провалившийся в воду человек может выбраться на лёд, а вот добраться до берега в промокшей насквозь одежде — увы, если это происходит далеко от жилья он замерзает — насмерть Причудливые ледяные наплески на острове Огой, Малое Море. На отвесных скалах этого острова ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Зимние фотографии этого места достойны сравнения с Антарктикой — настоящее царство льда и снега.
Скалы острова фантастически украшены прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии Зимние цветы Байкала Особой красотой наплескового льда отличается остров Огой и беломраморный мыс Саган-Хушун. Ежегодно при замерзании озера на отвесных скалах образуется сверкающая корка льда высотой свыше 10—14 метров. Только в районе пролива Ольхонские Ворота было обнаружено 55 затонувших в разное время машин и катеров — большинство из них силами МЧС были подняты на поверхность, и дно пролива Ольхонские Ворота теперь стало чистым. Сотрудниками Московского института Океанологии в 2006 г. Многие из них к настоящему времени также подняты со дна Байкала. За 15 лет существования Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС, по данным на 2017 г. К этим официальным данным для объективности картины следует добавить ещё многократные случаи проваливания транспорта под лёд, о которых владельцы не сообщают в МЧС, а производят поднятие утонувших машин и мотоциклов собственными силами. Машины ушедшие на глубину свыше 100 мподнять на поверхность невозможно, и они становятся источником загрязнения озера. В период с 2002 г.
На озере Байкал обычно в марте наступает сезон массовых путешествий по льду пешком и на транспортных средствах, при этом многие выходят и выезжают на лед опрометчиво и без отсутствия опыта. Тревожной тенденцией последних лет стал чрезмерный наплыв автотуристов, стремящихся пересекать Байкал по льду на своих автомобилях без предварительного мониторинга за состоянием льда и без каких-либо согласований с МЧС. О том, что это реально опасно для жизни и может нанести вред экологии озера, люди даже не задумываются. Фото любезно представлены МЧС по Иркутской области Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы «Аква-Эко». Поднять автомобиль можно с глубины до 40—50 м, глубины в 60—80 м — предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если ее сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец водолазы цепляют за раму или фаркоп в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило, в длину машины.
Стрела устанавливается на краю льда под углом 45 градусов над водой. Затем с помощью стрелы, вмороженной вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которой устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед. Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившимся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины до 130 м, машина провалилась в 1,5—2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять автомобиль обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести не надутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Так мы подымали провалившийся снегоход, февраль, Большое Голоустное Например, в конце марта 2012 г. Наибольшее количество провалившихся машин за год зафиксировано в 2008 г.
Вместе с провалившимися под лёд машинами ежегодно гибнут люди. Фактически по этой печальной статистике на льду Байкала гибнет больше людей, чем при восхождениях на высочайшую вершину планеты Эверест, где за последние десять лет погибло 38 восходителей, а на льду Байкала за такой же период времени провалилось под лёд и погибло 63 человека, оказалось в критической ситуации на льду 203 человека, которым потребовалась помощь МЧС. Из-за изменения климата, образования неоднородного и ненадёжного льда, участившихся зимой землетрясений, сопровождающихся образованием опасных трещин на льду, в последние годы наметилась тенденция формирования более сложной, неблагоприятной с каждым последующим годом ледовой обстановки на озере, чем в предшествующее время. По наблюдению учёных за последние 75 лет средняя поверхностная температура верхнего слоя воды в Байкале увеличилась на 1,2 град, сроки замерзания озера сдвинулись почти на месяц, так крайний срок замерзания озера в 2020—2021 гг. На рискованные поездки по льду Байкала на колёсном транспорте людей провоцируют красивые зимние фото и всевозможные рассказы, как это здорово и безопасно под руководством опытного гида-проводника. Можно заплатить им деньги и сыграть в русскую рулетку — испытать свою судьбу, провалишься или нет. О запрете выезда на лёд вне официальных ледовых переправ на любом транспортном средстве и смертельной опасности забывают, как и о ст. Сообщения информационных агентств с зимнего Байкала теперь напоминают фронтовые сводки боевых потерь. Процитирую для наглядности опасности байкальского льда только некоторые из них за 2021 г. Им удалось выбраться, но из-за тяжелой намокшей одежды они не смогли дойти до берега.
К месту происшествия выехала группа спасателей на судне на воздушной подушке. Поиски места провала и пострадавших продолжались около трёх часов. У берега был обнаружен мужчина с признаками обморожения. Позже в 600 метрах от места провала на льду было найдено тело замёрзшего второго человека». RU, 26 января 2021 г. Инцидент произошел в районе мыса Хобой. После того как одна из пассажирок вышла из транспортного средства, чтобы сделать несколько фотокадров, лед под машиной просел и начал разрушаться. В это время в салоне оставались еще двое мужчин, позднее им удалось выбраться из тонущего авто, до берега пострадавшие добирались пешком. Один из пассажиров, который был в мокрой одежде, получил обморожение второй степени тяжести. Местные жители оказали помощь туристам и отвезли их в поселок Хужир».
ТАСС, 29 января 2021 г. Один человек погиб, двоих удалось спасти. Это второй за прошедшие сутки подобный случай. По данным МЧС, днем ранее в акватории озера Байкал в 30 километрах от губы Томпа в трещину глубиной три метра провалился автомобиль «Нива» с двумя рыбаками. Одному из них удалось спастись, самостоятельно выбравшись из автомобиля, другой утонул. В конце прошлой недели специалисты МЧС соседней с Бурятией Иркутской области объявили предупреждение об ухудшении ледовой обстановки на озере Байкал, где процесс ледостава этой зимой осложняется сильным ветром и землетрясениями». МЧС по Иркутской области, 2 февраля 2021 г. По словам очевидца, в момент происшествия в машине находились три человека. Согласно предварительной информации, один из них самостоятельно выбрался из автомобиля.
От лета остались только призывные вывески по поводу кафе, сувениров и свежего разливного пива. На самом же деле все это было закрыто, даже многие дома, судя по нехоженым дорожкам, были нежилыми. Но сам курорт жил и действовал… Все так же встречает гостей мать Бурятия. Так же стоит, спрятавшись в соснах, дедушка Ленин. Озеро не замерзает и красиво смотрится среди белоснежных берегов. Источник в беседке такой же горячий, и даже находятся смельчаки, которые греют ноги в теплом ручье. И вот, наконец-то лед Байкала. То, что мы так давно хотели увидеть! На выходе из центральной улицы на льду стоят разные снегокаты, бананы, во льду выбита ледяная чаша для аттракциона. Все это было нам не очень интересно, главная радость дня — то, что даже здесь было много чистого, свободного от снега льда, и он был очень красив! Даже здесь льдом хотелось любоваться бесконечно, смотреть на разные трещинки, пузырьки и кристаллы. А что же будет завтра, на Ольхоне? Солнце в этот день едва пробивалось через серые тучи. Мы побродили среди занесенных снегом торосов и отправились домой. День третий. Сегодня самый ответственный день, сегодня мы увидим то, ради чего затеяли эту поездку — настоящий лед Байкала! К сожалению, нам предложили ехать на УАЗе «буханке», хотя мы рассчитывали на хивус, судно на воздушной подушке. Экскурсия на УАЗе стоила 6500 руб. На хивусе, конечно, намного дороже, но нам казалось, что он комфортнее и, главное, безопаснее. Оказалось, что мы едем в связке из нескольких «буханок» плюс один легковой автомобиль, владелец которого заплатил гидам за возможность ехать с нами. На всю эту большую компанию был всего один гид, так что гости из Москвы, Сочи и других западных районов, не имели возможности узнать что-то о нашем замечательном Байкале. Стартовали мы от Турки. Официальной дороги до Ольхона нет, водители едут, руководствуясь своим опытом и редкими деревянными вехами, расставленными на пути. Наша машина ехала первой, поэтому ей доставались все приключения, типа наезда задним колесом на острый ледяной торос, незаметный в снегу. Вперед ехать было нельзя, торос мог разорвать шину, а задний ход у машины не работал изначально. Машину успешно вытащили, а пассажиры прогулялись по снегу и сделали первые снимки. Это мы с «чемпионом мира по смеху», как нам его представила гид. Веселый парень из Сочи в артистической шляпе, он развлекал нас всю поездку. Через некоторое время все автомобили остановились и водители вышли на совещание. Оказалось, что нам преграждает путь трещина шириной почти в метр. Между вздыбившимися торосами была вода. Пассажирам сказали выйти из машин и ждать, не приближаясь к трещине. Это была как раз примерно середина Байкала, глубина, как сказал нам водитель, примерно 1500 метров. Когда открываешь дверцу машины, становится страшно сделать первый шаг, кажется, что под ногами какая-то бездонная черная пропасть. Во время остановки пассажиры катались на коньках, фотографировали лед и наблюдали за действиями водителей, которые расчищали путь для машин, попутно засыпая льдинами трещину. В конце концов трещина была преодолена, и вскоре мы были у мыса Хобой, самой северной части Ольхона. Свое название мыс получил за форму выдающейся части, которая визуально очень похожа на клык, по-бурятски Хобой. Около берега лед был нежно-голубого цвета, а чуть дальше он становился почти черным. Вдоль берега проходила широкая трещина, наполненная водой. Байкал живой — пару раз раздавался такой грохот, словно это раскаты грома от ударившей где-то рядом молнии. Казалось, что лед сейчас расколется на куски и нужно срочно искать спасения. Оказалось, что этот грохот действительно означает, что на Байкале возникают трещины, но это не рядом, а где-то далеко. Это еще одна особенность байкальского льда — «становые щели». При сильном морозе они буквально разрывают лед на отдельные поля. Длина таких трещин может составлять 10-30 километров, а ширина — до 2-3 метров. Благодаря этим трещинам во льду рыба на озере не гибнет от недостатка кислорода. Вокруг была такая красота, что хотелось смотреть и на лед, и на сказочно-белые наплески на скалах, и на прозрачно-голубые торосы, в каждом из которых при солнечном свете словно вспыхивала яркая лампочка… Вот он, тот самый настоящий, крутой инстаграмный байкальский лед. Казалось, что будет трудно удивиться чему-то после сотен просмотров в интернете, но нет… вся эта красота вызывала такой дикий восторг, что хотелось запечатлеть каждую ледяную картинку, каждый интересный «пузырик», хотелось лечь на лед и бесконечно смотреть в эту притягательную бездну. Да простят меня читатели за «избыток однотипных фотографий», но мне все эти фото кажутся очень разными и космически красивыми. А сколько еще их осталось за кадром! Пузырьки во льду — это газ метан, который замерзает, поднимаясь со дна озера на поверхность. Здесь они не такие объемные, как в районе Большого Голоустного, но тоже очень интересные. К сожалению, на созерцания льда у нас было отведено около часа, а дальше нужно было подтягиваться к своим «буханкам», которые стояли по другую сторону мыса. Здесь торосов не было и можно было ближе подойти к наплескам, которые образуются от набегающих на скалы волн, когда Байкал еще не замерз, а температура воздуха уже минусовая. При сильном шторме наплески могут достигать десяти метров в высоту. Говорят, что максимально зафиксированная высота наплеска составила 30 метров. Когда Байкал окончательно замерзает, уровень льда становится ниже и под наплесками образуются щели, поражающие туристов своей красотой и необычностью. Говорят, Хобой — это место силы, на нем сконцентрированы потоки мощных энергий, влияющих на тело и дух тех, кто приходит к мысу. В это хочется верить, во всяком случае, никакое другое место Ольхона не произвело на нас такого глубокого впечатления, как Хобой. На скале было видно смотровую площадку. Наверное, летом отсюда открывается замечательный вид на Байкал. Пройдя вдоль мыса, мы нашли свою машину. Около нее стоял большой котел, который разогревался тремя газовыми горелками. Намечалась уха из свежего омуля. К ухе предлагалось нарезанное кусками сало в пакете, хлеб и несколько граммов самогона, настоянного на кедровых орехах. А это фотография другого, не нашего стола. Очень романтичная картинка, может показаться, что это совсем другое место и время, но на самом деле это просто другая турфирма, название которой мы не догадались спросить. После обеда водители просверлили дырку во льду, предлагая нам попробовать вкус чистой байкальской воды. Вода, конечно же, была очень чистая и настолько холодная, что попробовать ее на вкус было трудно. Но это не страшно, уж что-что, а вкус нашей байкальской воды мы знаем! Следующая наша остановка — парк ледовых скульптур, Olkhon Ice Park.
Между ними ходит паром через Ангару. Расписание электричек из Иркутска в Слюдянку Дорога до Слюдянки живописная: за окном заснеженные леса, деревни. Но красивее всего было в пути вдоль Байкала: деревья в снегу, ледяные торосы, вид на озеро и много туннелей. Советую выходить на остановках: можно встретить коней и местных дружелюбных собак, пообщаться с машинистами, а при должном уровне харизмы даже напроситься к ним покататься в кабине тепловоза. Расписание электричек из Слюдянки в Порт Байкал Еще в электричке одна местная путешественница ни с того ни с сего прочитала нам стихотворение про чай на байкальском льду и поцелуи. Похоже, местное население там поэтичнее, чем жители культурной столицы: позже охранник дома, где мы жили, прочитал мне свои стишки-пирожки — видимо, я вызвал доверие. Знал бы я, что так будет, сам бы разучил что-нибудь. Из электрички до Слюдянки тоже виднелся Байкал Железная дорога проходит прямо между Байкалом и скалами Лошади на остановках на КБЖД Железная дорога проходит прямо между Байкалом и скалами Ольхон На Ольхоне мы забрались на мыс Харанцы и скалу Шаманку, а некоторые из нас даже добрались до самой дальней точки острова — мыса Хобой. Хужир — маленький поселок на острове Ольхон, где все работает для туристов. Дорога до него гравийная, но вполне сносная даже зимой. Везде глина, так что сцепление хорошее. В Хужире можно взять в аренду снегоходы, коньки и прочее снаряжение, найти гидов, ночлег и поесть. Сувениров там множество, но если вы хотите купить игрушки или типовые магнитики, то лучше это сделать в супермаркете «Хороший»: выйдет раза в два дешевле. От Ольхона мы съездили на маленький остров Огой, где расположен буддистский храм. Место пустынное и очень красивое, оттуда открывается вид на весь остров и окружающий его Байкал. Буддийский храм на острове Огой Дальше мы хотели отправиться к мысу Хобой по неофициальной переправе, но буддистские божества ясно нам дали понять, что ехать не стоит. Пока мы ходили к храму, у нас заклинило заднее колесо: примерзли барабанные тормоза.
Байкал вошел в число лучших зимних туристических направлений России
Каждую зиму на замерзший Байкал приезжает множество туристов, чтобы полюбоваться уникальными ледяными пейзажами этого озера. Обширные промоины и многочисленные трещины наблюдаются на озере Байкал, где ледостав этой зимой осложняют не только сильные ветра, но и сейсмическая активность. Традиционный аттракцион зимнего гостя Байкала – стоять на замерзшей поверхности воды и следить, сколько хватит глаз, за убегающими в горизонт трещинами льда, похожими на прекрасные шрамы на теле озера. Байкал замерзает к концу зимы. Можно ли застать лед Байкала в марте, апреле, феврале или январе.
Байкал зимой: особенности отдыха на «священном море»
Озеро Байкал – место с особой атмосферой, ощущающейся в воздухе, воде, местной флоре и фауне. вода замерзает, создавая кристально чистые ледяные панели, которые придают озеру неповторимое очарование. Передвигаясь по озеру и близлежащих окрестностях, вы увидите все великолепие и красоту зимних пейзажей Байкала: сверкающий на солнце снег, голубое небо, чистый и прозрачный лед. Побережье зимнего Байкала у знаменитого шаманского острова Ольхон уже несколько лет подряд в разгар зимы украшают ледовые скульптуры, которые искусные резчики расставляют на протяжении километра.
Как камни на озере Байкал «познали дзен»?
Путешествие по Байкалу: достопримечательности и самые красивые места Строго говоря, Байкал не совсем озеро. Каждый год Байкальская впадина — трещина между Сибирской и Забайкальскими платформами земной коры — увеличивается на 3—4 миллиметра. Это даёт ученым основания полагать, что Байкал — молодой океан. Его длина 636 км, максимальная ширина — 79 км, а по площади озеро превосходит две Черногории. Но главное — глубина, которая достигает 1642 метров.
Лёд толщиной 40 см может выдержать до 17 тонн, а вообще Байкал промерзает на полтора метра. Фото: inst vadimgvon Для удобства я отметил на карте самые красивые места Байкала и интересные активности. Это поможет вам самостоятельно спланировать маршрут. Листвянка зимой Листвянка — посёлок на берегу Байкала в часе езды от Иркутска.
Здесь можно почувствовать себя настоящим каюром и прокатиться на собачьих упряжках. Инструкторы познакомят с хаски, которые прокатят вас 12 км прямо по льду. Удовольствие займёт 3—4 часа, в программу входит пикник. Договариваться лучше заранее, так как хаски живут в приюте, и до Листвянки их ещё нужно довезти.
С собаками можно будет поиграть на привале — организаторы устроят небольшой пикник на льду. В нём можно посмотреть на дрессированных нерп — это маленькие байкальские пресноводные тюлени, большеглазые и милые. Таких нет больше нигде в мире. Чтобы посмотреть на нерп в естественной среде, в середине апреля отправляйтесь на Ушканьи острова.
В марте в естественной среде нерп вы не увидите — в это время они прячутся в воде перед родами. На лежбища нерпы выходят ближе к концу апреля, когда лёд уже тонкий и его легко проломить. Фото: unsplash Federico Artusi В этнографическом музее «Тальцы» можно узнать о быте русских и коренных народов Байкала — эвенков, тофов и бурят. В музейном комплексе под открытым небом собраны памятники архитектуры, начиная с XVII века.
На территории вас ждут мастер-классы по изготовлению берестяной дудки, росписи матрёшек и даже интерактивная кузница. Кстати, в апреле в «Тальцах» празднуют масленицу — катаются на лошадях, сжигают чучело зимы и весело гуляют на фоне ледяных столбов и байкальских пейзажей. Кругобайкальская железная дорога — один из способов увидеть Байкал из окна поезда. Это часть старой Транссибирской железной дороги из Иркутска до Слюдянки через Листвянку.
Сейчас все желающие могут проехаться по двум маршрутам: зеркальному, с возможностью выхода на воду, и классическому. Оба берут начало в Иркутске, в программе — посещение Порта Байкал и Слюдянки, а на зеркальном маршруте — ещё и Листвянки. Подробности маршрутов — на сайте Кругобайкальской железной дороги. Закладывайте на поездку целый день.
Иногда на маршруте работают аниматоры — дети тоже не заскучают. Фото: wikipedia. Среди прочих выделяются два: торосы и сокуй. Торосы — лёд, поломанный и согнанный ветром в одно место и там застывший полями ледяного частокола.
Сокуй — наплески, которые образуются на скалах в момент, когда Байкал ещё не замёрз, и в студёные шторма вода буквально на лету застывает в причудливых формах. Торосы во всей красе. Фото: inst probaikaltour Обязательно доберитесь на мыс Хобой что значит «Клык» на северную точку Ольхона. Вдоль него вы обнаружите ледяные гроты невероятной красоты.
Магия ледяных гротов в полной мере раскрывается в глубине — ощущения невероятные. Фото: inst vadimgvon и unsplash Мыс Бурхан таит в себе главное сокровище Ольхона — скалу Шаманку. Внутри неё — пещера, где были обнаружены наскальные рисунки древнего человека. Местом силы Шаманку называют ещё и потому, что именно здесь первые шаманы приносили жертвы духу хозяина острова Ольхон, а после здесь даже стоял алтарь Будды.
Зато на обратном пути они нашли безымянный остров рядом с мысом Харанцы с красивыми нетронутыми ледяными пещерами. Они провели много времени, гуляя среди них. Рассказывали, что было страшно: там легко провалиться. Громко разговаривать в пещерах не стоит, а то сверху может упасть кусок льда или сосулька. Еще оказалось, ледяные сталактиты отлично поглощают звук. Можно видеть ноги человека в соседней пещере, но не слышать друг друга. Ребята поехали обратно, когда уже смеркалось. Но в темноте сложно увидеть колею. Они на секунду остановились, чтобы проверить, не сбились ли с пути. И в этот момент наш друг Ярослав услышал треск.
А затем увидел, как под машиной во льду появились трещины. Ребята дали по газам и успели уехать до того, как лед проломился. Все живы, даже машина цела. Но испугались знатно. Еда Из байкальской кухни мне больше всего запомнился омуль, рыба семейства лососевых. Это главное туристическое блюдо. Нам удалось урвать копченый вариант в кафе «Ольхон».
Несмотря на то, что выглядят они все по-разному , их объединяет один общий бренд — байкальские хаски. Но даже на спортивных упряжках все равно невозможно объехать за один день все достопримечательности Байкала в окрестностях одной Листвянки. Так что многие, влюбившись в это озеро с первого взгляда, возвращаются туда снова и снова. Чтобы в следующий раз посмотреть с другого берега, какие еще узоры рисует мартовское солнце на прозрачном байкальском льду. Картина дня.
Заваривайте чай с шиповником или саган-дайля. Напиток вас будет согревать в нужное время в течении дня. И не употребляйте алкоголь. Эффект согревания эпизодичен по времени и имеет обратный процесс. Кроме того, это ведет к потере концентрации и устойчивости на льду, что чревато риском получения травм. Нелицензированные гиды и блогеры Покупая туристический продукт тур убедитесь, что исполнитель находится в реестре туроператоров РФ. Обслуживание туристических групп с проживанием сроком свыше 24 часов разрешено только компаниям, имеющим свидетельство о туроператорской деятельности. Отдавая свою безопасность в руки блогеров, авторов авторских туров и диких гидов, шансов получить синяки и проблемы очень много. От неоказания медицинской помощи до банального разгильдяйства и незнания маршрутов. Посещение зимнего Байкала относится к категории путешествий, требующих тщательной проработки. Доверяйте свою безопасность профессионалам. Качество проживания Многие отели Байкала только начинают проходить сертификацию и в большинстве своем сервис находится еще в зачаточном уровне. Бронируйте отели и гестхаусы до приезда. У хозяев отелей и компании организующей ваш отдых просите фотографии номеров и подробно изучайте отзывы о проживании. При выборе места для проживания обращайте внимание на то, чтобы санузел был в номере это редкость для байкальского побережья , была хорошая кровать, звукоизоляция тонкие перегородки еще один «бич» у отелей на Байкале , отопление и доступность до основных достопримечательностей и магазинов. Экономия на водителях Приезжая на Ольхон, первое на что обращает внимание турист - это количество «буханок», разъезжающих по его пыльным улицам. Они есть в каждом доме. Это бизнес и фактически единственный способ заработка приносящий неплохой доход. Цены на услуги водителя на Ольхоне также колеблются. На это влияют опыт, авторитет, марка транспортного средства. Главное, что надо знать, не гонитесь за дешевизной. Как правило, это будет либо ленивый и медленный водитель, либо, что самое страшное, любящий выпить. А в здешних краях алкоголь не пустой звук. Выгоднее брать машину на группу друзей. В среднем хороший драйвер на световой день обойдется в 15 тысяч рублей. Плюс ко всему он расскажет не мало легенд и накормит вкусной ухой их омуля, а не из консервов. В гости к шаманам Использование религиозной темы в качестве источника обогащения также хорошо развито. Если вы хотите посетить шамана знайте, что настоящий целитель принимает не в любой день.
Опасности зимнего Байкала
На лежбища нерпы выходят ближе к концу апреля, когда лёд уже тонкий и его легко проломить. Фото: unsplash Federico Artusi В этнографическом музее «Тальцы» можно узнать о быте русских и коренных народов Байкала — эвенков, тофов и бурят. В музейном комплексе под открытым небом собраны памятники архитектуры, начиная с XVII века. На территории вас ждут мастер-классы по изготовлению берестяной дудки, росписи матрёшек и даже интерактивная кузница.
Кстати, в апреле в «Тальцах» празднуют масленицу — катаются на лошадях, сжигают чучело зимы и весело гуляют на фоне ледяных столбов и байкальских пейзажей. Кругобайкальская железная дорога — один из способов увидеть Байкал из окна поезда. Это часть старой Транссибирской железной дороги из Иркутска до Слюдянки через Листвянку.
Сейчас все желающие могут проехаться по двум маршрутам: зеркальному, с возможностью выхода на воду, и классическому. Оба берут начало в Иркутске, в программе — посещение Порта Байкал и Слюдянки, а на зеркальном маршруте — ещё и Листвянки. Подробности маршрутов — на сайте Кругобайкальской железной дороги.
Закладывайте на поездку целый день. Иногда на маршруте работают аниматоры — дети тоже не заскучают. Фото: wikipedia.
Среди прочих выделяются два: торосы и сокуй. Торосы — лёд, поломанный и согнанный ветром в одно место и там застывший полями ледяного частокола. Сокуй — наплески, которые образуются на скалах в момент, когда Байкал ещё не замёрз, и в студёные шторма вода буквально на лету застывает в причудливых формах.
Торосы во всей красе. Фото: inst probaikaltour Обязательно доберитесь на мыс Хобой что значит «Клык» на северную точку Ольхона. Вдоль него вы обнаружите ледяные гроты невероятной красоты.
Магия ледяных гротов в полной мере раскрывается в глубине — ощущения невероятные. Фото: inst vadimgvon и unsplash Мыс Бурхан таит в себе главное сокровище Ольхона — скалу Шаманку. Внутри неё — пещера, где были обнаружены наскальные рисунки древнего человека.
Местом силы Шаманку называют ещё и потому, что именно здесь первые шаманы приносили жертвы духу хозяина острова Ольхон, а после здесь даже стоял алтарь Будды. Правда, буддизм — удел восточного берега Байкала, большинство местных жителей Ольхона — шаманисты и православные. Фото Шаманки вы наверняка видели много раз — это визитная карточка озера.
Фото: inst vadimgvon Байкальский лёд настолько притягательный и чистый, что раз в год на острове Ольхон, в посёлке Хужир проходит фестиваль Olkhon Ice Fest. Изо льда делают скульптуры, строят ледовый городок, проводят соревнования по хоккею. Чтобы попасть на фестиваль, нужно приехать немного пораньше — в феврале.
Мероприятия проходят три дня, подробная программа — на официальном сайте. Ледяные скульптуры — только повод для фестиваля, но на самом деле все собираются, чтобы как следует повеселиться на льду. Фото: olkhonice.
Здесь можно наблюдать за работой скульпторов и фотографироваться на фоне ледовых скульптур, которые особенно хороши в лучах подсветки. Важное уточнение: с 2020 года остров Ольхон стал территорией Прибайкальского национального парка, поэтому необходимо уплатить пошлину за нахождение на его территории. Это можно сделать онлайн или в лесничестве.
Чтобы получить разрешение, заранее заполните форму на портале или напишите на почту tourist baikal-1. На прогулку берите с собой паспорт. Большое Голоустное Трещины и торосы, замёрзшие пузыри метана — за эффектными фотографиями отправляйтесь в Большое Голоустное.
Здесь лёд дальше от цивилизации, а значит, и чище. Метан поднимается с глубины и замерзает в виде небольших стрел или медуз. На берегу вы найдёте даже прокат коньков.
Чтобы Байкал предстал перед вами безграничным катком с чистейшим и прозрачным льдом, как минимум два дня до вашего визита здесь должны дуть ветра.
Оно длится всего два месяца. В начале июня в озере можно лицезреть маленькие айсберги. В августе уже начинают дуть холодные ветра. С середины октября начинаются первые заморозки на Байкале. Зимний Байкал — морозный и безудержно солнечный. Стоит особо отметить, что Байкал зимой замерзает только с середины января. Средняя температура зимой -20-23 градуса. На мой взгляд, есть несколько весомых аргументов, чтобы отправиться на Байкал зимой. Волшебство и решение проблем с логистикой в одном лице Лед Байкальский лед - легендарная и уникальная особенность озера-моря.
Где как не здесь вы сможете увидеть торосы высотой с дом, и устрашающие взгляд щели, и неопасные, но необыкновенно красивые трещины. Самый сильный восторг вызывает у меня сверхъестественная прозрачность льда. Будьте уверены, будучи на Байкале зимой, вам покажется, что вы попали в сказку про Снежную королеву. Иногда невозможно даже смотреть по сторонам — все внимание приковано ко льду. Так и хочется рассмотреть, что же там на глубине озера... Плюсы перемещения Лед также решает многие проблемы перемещения по Прибайкалью. Дорог вокруг Байкала очень мало. А по ледяному ковру можно передвигаться в любую сторону. Летом из Северобайкальска до Улан-Удэ мы добираемся около суток на поезде.
Ольхон — самый большой остров на Байкале, там проживает свыше 1 тыс.
Одной из самых известных достопримечательностей озера является скала Шаманка. Это популярное туристическое направление в России. Туризм на Байкале является круглогодичным, зимой озеро привлекает путешественников со всего мира чистым, прозрачным льдом. С закрытием ледовой переправы фактически окончен и зимний турсезон на Байкале в Иркутской области.
Обращайтесь в туристические компании, где за рулем будут профессионалы, знающие эти места, а в машине будет спутниковая связь.
Еще лучше выбирать в качестве средства передвижения вездеходы «Трэкол», судно на воздушной подушке «Хивус» или самую популярную машину в этих местах - УАЗ "Буханка". Стоимость таких экскурсий зависит от их длительности, качества и уровня гостиницы, транспортного средства, места старта экскурсии со стороны Улан-Удэ обычно дешевле более популярного и как следствие более дорого Иркутска и непосредственно самой программы. Насладившись непередаваемой красотой льда — следующее, от чего у путешественника вырывается восхищенный возглас: величественные торосы. Это нагромождения обломков льда, образовавшихся в результате сжатия ледяного покрова, то есть огромные куски льда прямо выдавливаются на поверхность. Под огромными торосами, я имею в виду действительно гигантские — до 10 метров в высоту!
Поражают своей причудливостью и сокуй — наплески на камнях и скалах. Кажется, как будто волна, ударившись о берег, замерзла за долю секунды! Неудивительно, что торосы и сокуй — главные действующие лица на многих зимних фотографиях в интернете. Теперь попасть к недоступным летом островам, посетить потайные пещеры и гроты, входы в которые прячут тысячи сосулек, становится возможным. Неприступные скалы острова Ольхон можно потрогать руками, полюбоваться красотой мысов Хобой и Саган-Хушун со стороны, полазить по островам Чивыркуйского залива, не пропустив самые живописные — Малый Кылтыгей и Птичий базар, обогнуть полуостров Святой Нос, чтобы добраться до Ушканьих островов, а также увидеть Мыс Маркова, где в этом году особенно живописные торосы.
От этой ледяной красоты прямо мурашки по коже: такое тихое безмолвие и на километры вокруг только белоснежные просторы! Фантазия, подпитанная легендами и мощной энергетикой места, так и рисует картины перед глазами: вот, могучие столбы-сэргэ, обвязанные яркими ленточками возвышаются над скалой Шаманка, а вот и спускается с небес сын божественных тэнгриев Хан Хутэ-баабай, который правил Ольхоном. Оглядываешься по сторонам и представляешь гигантское войско во главе с самим Чингисханом, по легенде и он бывал в этих местах. Сам Байкал предстает мудрым и бородатым старцем, может, поэтому его и хочется называть дедушка… Я каждый раз из года в год во время нашей новой встречи говорю: «Здравствуй, дедушка Байкал», и он всегда меня тепло принимает. Попробуйте и вы, уверена, от такого приветствия — ваши отношения сразу заладятся.
Вы на Байкале… Падает снежок, укрывая собой макушки деревьев, мороз щиплет щеки, могучий лед гудит и живет своей жизнью, а вы лежите в горячей ванне в одном купальном костюме прямо посреди всего этого великолепия… Сказка!? Хотя почему сказка, если это все бывает в реальности! Вокруг Байкала множество горячих источников на открытом воздухе, в которых вам будет жарко даже в лютые морозы: Жемчуг в Тункинской долине, бухта Змеевая в Чивыркуйском заливе, источники на мысе Котельниковский, Дзелинда, Хакусы и Гоуджекит на Северном Байкале. Для местных жителей эти источники — не только полезная минеральная вода, которая лечит внушительный список болезней, но и священные места. Называют их «аршанами», что в переводе с бурятского языка означает «святая» или «целебная вода».
Раньше даже считалось, что если в округе нет аршанов, то значит эта скудная земля. В такие места всегда надо приходить с открытым сердцем и чистыми помыслами, просить у духов местности или источника разрешения испить воды и принять ванну, а в ответ получить исцеление от недуга и заряд жизненной энергии.
На Байкал зимой: за и против
Байкал действительно замерзает лишь к концу зимы, в начале февраля. вода замерзает, создавая кристально чистые ледяные панели, которые придают озеру неповторимое очарование. Путешествуя зимой, мужчина, стоящий на замерзшем озере Байкал с ледяной пещерой в Иркутске, Сибирь, Россия.
У вас включен VPN?
Стоит ли ехать на Байкал зимой, и что там можно увидеть и ощутить? | Зимой же местные просто переезжают Байкал по диагонали. |
Байкал в марте: лёд, воздух и бесконечная свобода | Большинство эпитетов, описывающих знаменитое озеро Байкал, обладают превосходной степенью – самое глубокое, самое древнее, самое красивое. |
Байкал вошел в число лучших зимних туристических направлений России | Байкал действительно замерзает лишь к концу зимы, в начале февраля. |
Озеро Байкал зима (72 фото) | Побережье зимнего Байкала у знаменитого шаманского острова Ольхон уже несколько лет подряд в разгар зимы украшают ледовые скульптуры, которые искусные резчики расставляют на протяжении километра. |
Заливы Малого моря на Байкале затянуло прозрачным льдом с пузырьками. Любуемся красотой | Байкал зимой — это гигантский каток размером 31 722 км² – Самые лучшие и интересные новости по теме: #Байкал, #зима, #красота на развлекательном портале |
Зимний отдых на Байкале и самый прозрачный лед в мире
На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило, в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда под углом 45 градусов над водой. Затем с помощью стрелы, вмороженной вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которой устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед. Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившимся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины до 130 м, машина провалилась в 1,5—2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять автомобиль обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести не надутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Так мы подымали провалившийся снегоход, февраль, Большое Голоустное Например, в конце марта 2012 г. Наибольшее количество провалившихся машин за год зафиксировано в 2008 г.
Вместе с провалившимися под лёд машинами ежегодно гибнут люди. Фактически по этой печальной статистике на льду Байкала гибнет больше людей, чем при восхождениях на высочайшую вершину планеты Эверест, где за последние десять лет погибло 38 восходителей, а на льду Байкала за такой же период времени провалилось под лёд и погибло 63 человека, оказалось в критической ситуации на льду 203 человека, которым потребовалась помощь МЧС. Из-за изменения климата, образования неоднородного и ненадёжного льда, участившихся зимой землетрясений, сопровождающихся образованием опасных трещин на льду, в последние годы наметилась тенденция формирования более сложной, неблагоприятной с каждым последующим годом ледовой обстановки на озере, чем в предшествующее время. По наблюдению учёных за последние 75 лет средняя поверхностная температура верхнего слоя воды в Байкале увеличилась на 1,2 град, сроки замерзания озера сдвинулись почти на месяц, так крайний срок замерзания озера в 2020—2021 гг. На рискованные поездки по льду Байкала на колёсном транспорте людей провоцируют красивые зимние фото и всевозможные рассказы, как это здорово и безопасно под руководством опытного гида-проводника. Можно заплатить им деньги и сыграть в русскую рулетку — испытать свою судьбу, провалишься или нет. О запрете выезда на лёд вне официальных ледовых переправ на любом транспортном средстве и смертельной опасности забывают, как и о ст. Сообщения информационных агентств с зимнего Байкала теперь напоминают фронтовые сводки боевых потерь. Процитирую для наглядности опасности байкальского льда только некоторые из них за 2021 г. Им удалось выбраться, но из-за тяжелой намокшей одежды они не смогли дойти до берега.
К месту происшествия выехала группа спасателей на судне на воздушной подушке. Поиски места провала и пострадавших продолжались около трёх часов. У берега был обнаружен мужчина с признаками обморожения. Позже в 600 метрах от места провала на льду было найдено тело замёрзшего второго человека». RU, 26 января 2021 г. Инцидент произошел в районе мыса Хобой. После того как одна из пассажирок вышла из транспортного средства, чтобы сделать несколько фотокадров, лед под машиной просел и начал разрушаться. В это время в салоне оставались еще двое мужчин, позднее им удалось выбраться из тонущего авто, до берега пострадавшие добирались пешком. Один из пассажиров, который был в мокрой одежде, получил обморожение второй степени тяжести. Местные жители оказали помощь туристам и отвезли их в поселок Хужир».
ТАСС, 29 января 2021 г. Один человек погиб, двоих удалось спасти. Это второй за прошедшие сутки подобный случай. По данным МЧС, днем ранее в акватории озера Байкал в 30 километрах от губы Томпа в трещину глубиной три метра провалился автомобиль «Нива» с двумя рыбаками. Одному из них удалось спастись, самостоятельно выбравшись из автомобиля, другой утонул. В конце прошлой недели специалисты МЧС соседней с Бурятией Иркутской области объявили предупреждение об ухудшении ледовой обстановки на озере Байкал, где процесс ледостава этой зимой осложняется сильным ветром и землетрясениями». МЧС по Иркутской области, 2 февраля 2021 г. По словам очевидца, в момент происшествия в машине находились три человека. Согласно предварительной информации, один из них самостоятельно выбрался из автомобиля. В МЧС отмечают, что всего в регионе за неделю погибли четыре человека в подобных происшествиях.
Спасатели рекомендуют не выезжать на лед водоемов». МЧС по Иркутской области, 13 февраля 2021 г. Водитель автомобиля Toyota Hilux решил сократить путь и поехал вне пределов действующей ледовой переправы. Примерно в полусотне метров от берега транспортное средство проломило лед и затонуло на семиметровой глубине». МЧС по Иркутской области, 26 марта 2021 года «В районе пролива Малое Море Иркутской области патрульная группа спасателей в 50 метрах от берега обнаружила легковой автомобиль и двух плавающих на поверхности людей. Пострадавших — мужчину и женщину средних лет — вытащили из воды и доставили в больницу, где им была оказана медицинская помощь. Придя в себя после шока, пострадавшие рассказали, что в салоне авто вместе с ними находился и их сын. О его судьбе родители ничего сказать не могли. Он не смог выбраться на поверхность, помогая освободиться из водного плена своим родителям». В 70 м от берега, напротив гостиницы «Маяк» в Листвянке, один из грузовиков затонул полностью.
Второй грузовик продвинулся дальше и провалился частично. Водителям удалось покинуть кабины». Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией. Замерзающие люди, которым удалось выскочить из тонущей машины, оказались далеко от берега без сухих вещей и спичек. Только чудо в лице А. Бурмейстера, случайно оказавшегося на своей машине именно в это время и в этом месте, спасло практически замерзших людей от верной гибели. Вот что он рассказывает об этом случае: «Мы искали объезд трещины и наткнулись на свежую майну со следами только что ушедшей под воду машины. В ней плавали коробки с пустыми бутылками. На снегу отчетливо читались следы четырех человек, причем было видно, что с них стекала вода.
День был морозным, около минус 30 градусов. Дул северо-запад 5—7 метров в секунду. Шанс выжить при таких условиях в мокрой одежде близок к нулю. Мы проехали по их следу 10 км, прежде чем увидели две шатающиеся фигуры. Когда мы приблизились к ним, поразило то, что они были настолько обессилившими, что даже не реагировали на наше приближение и не узнавали машину. Они не понимали, что это помощь, и уходили от нас прочь к берегу. Вид их был плачевен. Вся одежда коробилась ледяным панцирем, причем в местах сгиба она лопнула, и образовались дыры до голого тела. Это происходит со всей хлопчатобумажной и синтетической одеждой, при замерзании не разрывается в местах сгиба только одежда из чистой шерсти. Замерзшую одежду невозможно было снять, она примерзла к телу.
Все отмороженные места мы интенсивно протерли водкой. Из их рассказов картина случившегося предстала в следующей последовательности: «при 30-градусном морозе разорвало и раздвинуло лед. Трещина мгновенно смерзлась сантиметровым льдом, который быстро запорошило снежной поземкой. Водитель увидел разводье слишком поздно и не смог на гладком льду затормозить. Трещина была широкой, и машина целиком провалилась в воду.
Экскурсовод говорит, что люди из Москвы-Питера некоторые приезжают на Новый год на Байкал и бывают разочарованы, льда-то нет еще. Сначала нас повезли на "голубой лед". Второй остановкой были метановые пузырьки в Большом Голоустном.
При обычном освещении, да изрезанные следами от коньков, пузырьки выглядят не так привлекательно, как на профессиональных фото. Но можно сделать небольшое чудо. Плеснуть немного кипятка из термоса на лед, и сразу - красота! В этой бухте все участники экскурсии вдруг как начали лежать. Я не удержалась и тоже легла. Нас очень просили не стоять у них на дороге. Объехать вас, несмотря на кучу свободного места вокруг, он не сможет, будет мучительно тормозить... Потом была скала Скрипер.
Там можно по горам немного полазить, Никите сильно понравилось. И виды прекрасные открываются! Потом бухта Песчаная. Там ходульные деревья, обещанный деревянный туалет 25 р. И обед на льду Байкала. Накрыли общий стол, раздали всем из термосумки горячее. Сбылась мечта! Лет десять не каталась, но ничего, встала и поехала.
В ногах обнаружились какие-то новые мышцы, которые в обычной жизни не используются... В "тулупе для выгула собаки" кататься жарковато, конечно, так что потихоньку. Трещины тоже попадаются шире лезвия конька, и если ехать вдоль трещины, то можно лезвием туда провалиться и тормозить.
В связи с этим даже под вопросом, откроют ли в этом году ледовую переправу на Ольхон так в новостях местных говорят , ну и немало случаев с туристами, провалившимися под лёд — не только на машинах, но и пешком. Вот, как выглядит Байкал и процесс его замерзания на 9 января 2021 года Как-то недооценивают лед люди, мало того, что он только-только начал устанавливаться, вот, к примеру, можете посмотреть сколько льда бывает 31 декабря в Листвянке спойлер — нисколько. Да и вообще, байкальский лед очень коварен и даже если кажется очень крепким промоины, трещины и просто тонкий лёд могут быть обнаружены в самых неожиданных местах. Переправиться на остров можно сейчас на хивусах , которые курсируют между островом и материком с утра до вечера.
Как это происходит подробно рассказала как добраться из Иркутска в Хужир на острове Ольхон. Замерзает лед очень быстро, для контраста с постом с Листвянкой 31 декабря, Показываю ту же Листвянку, но парой недель позже.
Даже вполне реальные вещи, например, пища, обретают тут двоякий смысл и толкование. Как такое возможно? Сейчас покажу. Видите рыбку, да?
А ее на самом деле нет. Вылов омуля на Байкале практически полностью запрещен с 2017 года — ловить можно только зимой, только на удочку, и только для себя; продавать нельзя. Но, конечно же, ловят омуля круглый год, продают, и подают в ресторанах. Во избежание недоразумений, в меню омуль переименован в "Baikal fish", байкальская рыба. Примечательно, что строгость наказания и неотвратимость ответственности зависит от конкретного места нарушения: озеро находится на территории Иркутской области и республики Бурятия. Власти последней гораздо более лояльно относятся ко всему, что происходит на озере.
Это касается, кстати, и организации лагерей на льду и автомобильных мероприятий, которые постепенно "дрейфуют" в сторону Баргузинского залива. Остров Ольхон, во всяком случае зимой — локация невероятно переоцененная. Причем в прямом смысле слова. Тут нет нормальных дорог, все варианты приличного жилья неестественно дороги, даже лучшие рестораны по кухне и обслуживанию — максимум на троечку. Бухты "материка" вдоль Малого моря ничуть не менее живописны. Как вам такой вид из окна номера?