Законодательство о выборах и референдумах приводится в соответствие с поправками к Конституции России.
Поправки в Конституцию: как и где будем голосовать с 25 июня по 1 июля
Участие политических партий в выборах. В первоначальной версии сайта для электронного голосования по внесению поправок в Конституцию не упомянули изменения в статью №81, позволяющую действующему президенту вновь участвовать в выборах на пост главы государства. Новый вариант конституции лишь усиливает президентский диктат и закрепляет олигархическое господство, ведущее страну к катастрофе. В действующей Конституции эти принципы определены только в от-ношении выборов Президента РФ. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей». Законом о выборах регламентировано, что политические партии участвуют в выборах Президента Российской Федерации на равных основаниях.
Политические выборы
Инаугурация нового главы государства запланирована на 7 мая 2024 года. Как проходят выборы президента в России В России выборы президента проводят с помощью тайного голосования на избирательных участках и дистанционно. Процедуру регулирует Конституция Российской Федерации, а также федеральные законы «О выборах президента РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». После того как Совет Федерации объявляет дату выборов, начинается избирательная кампания. Претенденты на пост президента России должны отвечать всем необходимым по закону критериям, а также предоставить в ЦИК нужные документы и собранные подписи. У кандидата на пост президента не должно быть иностранного гражданства, в том числе в прошлом. Кроме того, ему нужно закрыть все счета и вклады в банках других стран или перевести средства с них в российские банки. Участвовать в выборах могут мужчины и женщины не моложе 35 лет. У кандидата не может быть судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления, а также административного наказания за экстремизм. Выдвинуть своего кандидата может партия, имеющая на это право в соответствии с федеральным законом «О политических партиях».
А вот для подачи документов на регистрацию кандидату-самовыдвиженцу нужна инициативная группа, которая его поддерживает. Если кандидат выдвигается от партии, ему нужно не менее 100 тысяч подписей из 40 или более субъектов страны. От этого освобождены и выдвиженцы от партий, которые представлены в законодательных собраниях не менее чем трети регионов страны. А если участвовать в президентских выборах хочет самовыдвиженец, то есть человек, который не имеет поддержки какой-либо политической партии, ему нужно будет собрать как минимум 300 тысяч подписей. Все подписи нужно собрать до 31 января 27 декабря 2023 года завершился прием документов самовыдвиженцев, документы представителей партий принимали до 1 января. Всего в ЦИК поступили уведомления от 33 человек.
С 1 марта смогут проголосовать те избиратели, которые находятся за границей. Как отмечается в инструкции от робота на сайте "Госуслуг" , в разных регионах могут различаться даты досрочного голосования — точные определяет избирательная комиссия региона. Для уточнения адреса нужного участка обратитесь в избирательную комиссию региона, в котором вы живете. Узнать контакты комиссии можно на сайте ЦИК России. Для этого следует ввести название региона в блоке "Выберите территорию". Как проголосовать на избирательном участке Выборы проходят с 15 по 17 марта 2024 года. Вы можете проголосовать на избирательном участке по месту регистрации. Если не можете проголосовать по месту регистрации, то с 29 января по 11 марта 2024 года до 23:59 по московскому времени следует подать заявление: для голосования на удобном избирательном участке голосования онлайн. Дистанционное электронное голосование о котором мы рассказываем чуть ниже будет применяться в 29 регионах. Если у вас есть прописка в Москве, заявление подавать не нужно. Как проголосовать на избирательном участке в Москве В Москве можно будет проголосовать онлайн или на участке. Избирательные участки в Москве будут открыты с 08:00 до 20:00 все три дня. Проголосовать, используя бумажный бюллетень, возможно только по месту постоянной регистрации или прикрепления. Также можно будет отдать свой голос на любом удобном участке с помощью специального терминала электронного голосования ТЭГ , выдающего электронные бюллетени. На сайте Мосгоризбиркома сказано, что граждане России смогут проголосовать на любом избирательном участке Москвы с использованием терминала электронного голосования, а проголосовать с помощью бумажного бюллетеня можно будет на избирательном участке, указанном в заявлении о голосовании по месту нахождения. Однако если москвич прикрепился к избирательному участку другого региона, проголосовать онлайн он уже не сможет. Чтобы сделать это, нужно аннулировать свое прикрепление. Карта избирательных участков в Москве доступна по этой ссылке. Дистанционное электронное голосование Дистанционное электронное голосование ДЭГ — это онлайн-голосование без посещения избирательного участка, в рамках которого можно отдать свой голос с помощью компьютера, планшета или телефона, подключенных в интернету. Среди них — Москва и Московская область, Калининградская и Белгородская область, Алтайский край, Севастополь и другие. Жители Петербурга проголосовать онлайн на этих выборах не смогут.
Путь Владислава Даванкова в Госдуме начался в 2021 году, когда он в качестве депутата присоединился к комитету по бюджету и налогам, а также к комиссии по рассмотрению расходов федерального бюджета страны. В октябре 2021 года он был назначен заместителем председателя Госдумы, Вячеслава Володина. Даванков участвовал в выборах мэра Москвы в 2023 году, также от партии «Новые люди». По итогам голосования он занял четвертое место. Предвыборная программа В предвыборной программе Даванков отмечает стремление к процветанию России и созданию страны, которая будет служить примером для других. Он также высказывался о необходимости независимой, богатой и свободной страны. Будет ли представлен на выборах Владислав Даванков зарегистрирован ЦИК и будет представлен в президентских выборах 2024. Борис Надеждин Борис Надеждин — кандидат от партии «Гражданская инициатива». Биография Политическая деятельность Надеждина началась в 1990 году с должности председателя горсовета в городе Долгопрудный, расположенном в Подмосковье. Впоследствии, в период с 1997 по 1998 годы, Надеждин стал советником первого заместителя председателя правительства РФ Бориса Немцова, а затем помощником премьер-министра Сергея Кириенко. Избирался депутатом Государственной Думы в 1999 году. В 2012 году на президентских выборах Борис Надеждин вошел в состав наблюдателей от штаба Владимира Путина. Также в 1999 году он организовал кафедру права МФТИ и был ее главой до 2016 года. Предвыборная программа Борис Надеждин активно высказывается по поводу действий власти. В 2020 году он выразил несогласие с поправками, внесенными в Конституцию. Выступает против специальной военной операции на Украине. В своей предвыборной программе Надеждин подчеркивает необходимость завершения специальной операции и восстановления отношений с соседними и развитыми странами. Будет ли представлен на выборах В начале февраля ЦИК отказала Борису Надеждину в регистрации, он не будет представлен в президентских выборах 2024. Позже Верховный суд России отклонил два иска Надеждина о форме ведомости по проверке подписей для регистрации кандидатов. Ранее Бабурин уже выдвигал свою кандидатуру на выборах президента в 2018 году, но занял последнее место в результате голосования. В 2011 году он стал главой партии РОС. Будет ли представлен на выборах Сергей Бабурин снял свою кандидатуру и не будет представлен в президентских выборах 2024. Он был выдвинут кандидатом на президентские выборы партией «Коммунисты России». Затем он был главой общественной организации «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области». Стал секретарем ЦК общероссийской общественной организации «Коммунисты России» в 2009 году, а через три года — секретарем ЦК партии «Коммунисты России».
Наличие паспорта обязательно, но достаточно показать его на расстоянии. Ручки, которыми ставятся галочки и подписи, либо выбрасывают, либо дезинфицируют. От каждого участка работают выездные бригады, чтобы дать возможность проголосовать тем, кто не хочет выходить из дома. Группа, в которую входят наблюдатель, соцработник и представители участка, — в защитных костюмах, масках и перчатках. На каждое имя в списке прописано определенное время, которое выбрал сам избиратель. Перед тем как нажать на звонок, нужно поставить ящик и отойти на два шага.
Прокуратура напоминает: участие в выборах — дело добровольное
Утверждает по предложению главы правительства структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения, определяет, какими органами руководит он сам, а какими — кабинет министров. В случае если глава кабмина освобожден от должности президентом, вновь назначенный премьер-министр не представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Принимает отставку премьер-министра, вице-премьеров, министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, которыми руководит. Назначает на должность вице-премьеров и министров, кандидатуры которых утверждены Госдумой, и освобождает их от должности. Назначает после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти включая министров , ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности. Назначение и прекращение полномочий судей. Представляет Совету Федерации кандидатуры на должность председателя, заместителя председателя и судей Конституционного суда, а также главы, его заместителей и судей Верховного суда; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов.
Вносит в Совет Федерации представление о прекращении полномочий председателя, заместителя председателя и судей Конституционного суда, а также главы, его заместителей и судей Верховного суда, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в других предусмотренных законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий. Назначение и освобождение от должности прокуроров. Назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности генпрокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ; назначает и освобождает от должности иных прокуроров в соответствии с законом. Формирование Счетной палаты. Представляет Совету Федерации кандидатуры на должность главы и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Госдуме кандидатуры заместителя председателя и половины аудиторов Счетной палаты. Узнайте больше: 24 апреля - День Антипа Половода.
Помогает, говорят, от зубной боли Формирование Госсовета. Формирует Госсовет РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Статус Госсовета определяется федеральным законом. Формирование и руководство Советом безопасности. Формирует и возглавляет Совет безопасности, который содействует главе государства по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз. Статус Совбеза определяется федеральным законом.
Формирование Администрации президента. Формирует Администрацию президента в целях обеспечения реализации своих полномочий. Неприкосновенность экс-президентов. Новая ст. В дополнениях к ст. Она аналогична процедуре отрешения от должности действующего главы государства.
О Совете Федерации и пожизненных сенаторах. В обновленной ст.
В случае объективной невозможности участвовать в голосовании болезнь, командировка, нехватка открепительных удостоверений гражданин сможет оспорить наложенные на него меры в суде. Поддерживая идею законопроекта, председатель Госдумы Вячеслав Володин сказал: «Вы прекрасно знаете, что наш избиратель в последнее время обленился: явка на выборах падает от раза к разу. А ведь участие в выборах, решение судьбы страны — это долг каждого сознательного дееспособного гражданина. Так если сознательности не хватает кое у кого — мы простимулируем.
Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В Российской Федерации избиратель участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие избирателя в выборах является добровольным. Это означает, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.
Правовое регулирование порядка и условий выдвижения и регистрации кандидатов списков кандидатов на выборах, в том числе в части определения как состава сведений в отношении лиц, изъявивших желание баллотироваться на выборах, которые должны быть сообщены в соответствующую избирательную комиссию, так и порядка и сроков представления этих сведений, должно отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям правовой определенности и не носить характера избыточных, чрезмерных ограничений, создающих, вопреки конституционному принципу равенства, произвольные препятствия для свободы деятельности политических партий статья 30, часть 1 и реализации избирательных прав граждан. Постановление от 12 марта 2021 года N 6-П Пункт 3, абз.
Она должна исполняться равным образом - в силу положения пункта 1 статьи 39 [Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"] о том, что все кандидаты, за некоторыми исключениями, обладают равными правами и несут равные обязанности, - в отношении всех выдвинутых по соответствующему избирательному округу кандидатов и всех документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом. В любом случае именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о его согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, если только их изготовление и заверение не отнесено законом к полномочиям избирательной комиссии. В то же время неисполнение или ненадлежащее исполнение избирательной комиссией обязанности известить кандидата о выявлении недостатков в представленных им документах способно вызвать у кандидата неосновательную уверенность в том, что им не допущены нарушения, влекущие отказ в его регистрации. Подобный - порождаемый бездействием избирательной комиссии - "расхолаживающий эффект" может помешать кандидату внести необходимые исправления в представленные им в избирательную комиссию документы в допустимый законом срок. В случае же принятия при таких обстоятельствах решения о регистрации кандидата он оказывается в уязвимой ситуации, поскольку нарушения в представленных им в избирательную комиссию документах, своевременно не выявленные ею, могут повлечь отмену судом решения о его регистрации, однако ни он, ни зарегистрировавшая его избирательная комиссия не вправе их устранить. Указанная уязвимость в правовом положении кандидата, по сути, создается как ненадлежащим исполнением им обязанности по обеспечению качества, полноты и достоверности переданных им сведений и документов, так и - если нарушения в представленных документах должны были быть очевидны для избирательной комиссии - ее бездействием.
Постановление от 7 июня 2023 года N 31-П Пункт 4, абз. Исходя из этого, разрешая вопрос о заверении списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным многомандатным избирательным округам, избирательная комиссия не вправе мотивировать свой отказ исключительно тем, что допущенное избирательным объединением нарушение установленного законом порядка выдвижения такого списка имело место при голосовании за весь список, а не за каждого включенного в него кандидата. В противном случае избранному избирательным объединением политической партией варианту голосования за список кандидатов - общему или раздельному - придавалось бы принципиальное взаимоисключающее значение при принятии избирательной комиссией постановления о заверении об отказе в заверении соответствующего списка в случае обнаружения в нем ошибок опечаток , связанных с отдельными кандидатами, что отступало бы от общепризнанных принципов справедливых выборов и конституционно гарантированной свободы деятельности политических партий, в том числе в отношении выдвижения ими списков кандидатов по одномандатным многомандатным избирательным округам. Очевидно, что данное обстоятельство должно быть определяющим для избрания законодателем надлежащего - отвечающего конституционным принципам равенства и соразмерности - способа реагирования на такие нарушения. Для этого она, по крайней мере, не лишена возможности использовать данные, указанные кандидатами в своих заявлениях о согласии баллотироваться, информацию членов избирательной комиссии, присутствовавших при проведении партийного мероприятия, на котором выдвигался соответствующий список кандидатов, а также иные доступные ей каналы получения необходимых сведений. Если в результате предпринятых с целью уточнения представленных документов усилий мер избирательная комиссия, организующая выборы, достоверно определит всех выдвинутых избирательным объединением по одномандатным многомандатным избирательным округам кандидатов, содержащиеся в представленных им документах ошибки опечатки , допущенные в отношении отдельных кандидатов, не должны служить безусловным основанием для отказа в заверении выдвинутого списка.
Придание действующему правовому регулированию иного значения расходилось бы с возложенной статьями 2, 15 часть 2 , 18 и 75. Игнорирование избирательными комиссиями этой обязанности не согласовывалось бы с конституционной ролью органов и должностных лиц государственной и муниципальной власти в соблюдении и защите избирательных прав, тем более применительно к оппозиционным кандидатам и выдвинувшим их политическим партиям. Если же предпринятые избирательной комиссией усилия меры не позволяют - вследствие ошибок опечаток , содержащихся в документах, представленных в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, - с достоверностью определить отдельных выдвинутых в составе списка кандидатов граждан, это автоматически подразумевает необходимость устранения допущенного нарушения установленного порядка выдвижения избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным многомандатным избирательным округам. Но из данного императива вовсе не следует, особенно принимая во внимание наличие в действующем избирательном законодательстве института исключения отдельных кандидатов из списка до его заверения, что единственно возможным вариантом устранения допущенного нарушения может служить лишь отказ в заверении соответствующего списка, в результате которого отстраненными от участия в выборах окажутся все включенные в него граждане, в том числе те, выдвижение которых было как осуществлено, так и документально оформлено без каких-либо отступлений от предусмотренных избирательным законодательством правил. Отказ избирательной комиссии, организующей выборы, в заверении списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным многомандатным избирательным округам, обусловленный исключительно тем, что в оформлении представленных для его заверения документах в отношении отдельных кандидатов допущены ошибки опечатки , не позволяющие достоверно определить соответствующих кандидатов и при этом не препятствующие установлению иных выдвинутых избирательным объединением кандидатов, не обеспечивает дифференцированного - как по характеру, так и по масштабам - реагирования на различные нарушения предусмотренного федеральным законом порядка выдвижения избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным многомандатным избирательным округам на выборах депутатов законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований. Ошибки опечатки в оформлении - применительно к отдельным кандидатам - документов, представленных в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным многомандатным избирательным округам, которые не позволяют с достоверностью определить соответствующих кандидатов, не должны влечь за собой отстранения от выборов законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или представительных органов муниципальных образований всех выдвинутых таким избирательным объединением кандидатов, включая и тех, при оформлении документов о выдвижении которых не было допущено никаких ошибок опечаток.
В Кремле назвали возможные даты голосования по Конституции
1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. В ответ на пост о том, Почему стоит участвовать в голосовании по Конституции, захотелось разобраться, насколько оправдано и предусмотрено ли вообще действующим законодательством РФ подобного рода мероприятие, как «голосование». Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию состоится 1 июля.
Прокуратура напоминает: участие в выборах — дело добровольное
Ящики для голосования будут такими же, как обычно: на участках - обычные или электронные КОИБы , для выездов на дом - переносные. Особые правила придумали для голосования на дому, чтобы снизить риск распространения инфекции. Члены УИК не будут заходить в квартиры. Им положено продезинфицировать дверную ручку и звонок, поставить ящик для голосования у двери, повесить на ручку пакет с бюллетенем, позвонить в дверь и отойти на два метра. Избирателю выходить из квартиры не надо - достаточно с порога показать паспорт в развернутом виде. В ЦИКе уже проверили - с двух метров можно убедиться, что это документ конкретного человека. Сам бюллетень человек заполняет в квартире. В правилах прописано, что во всех процедурах будут участвовать наблюдатели. Они будут присутствовать на участках и выезжать на надомное голосование. Буфетов не будет Какой бы способ голосования вы ни выбрали, самое главное - паспорт.
Все остальное - маску, перчатки, антисептик, ручку - дадут на месте, что при надомном голосовании, что при обычном. Чего точно брать с собой не надо - это продукты, лучше перекусить дома. Привычных буфетов на участках в этот раз по понятным причинам не будет. Максимум - можно выпить воды, если принесете ее с собой. И еще в ЦИКе советуют в этот раз воздержаться от похода на участок всей семьей, особенно с детьми. Право на социальные гарантии Помощь Антон Котяков, министр труда и социальной защиты: - Поддержка семей с детьми является приоритетной задачей для правительства РФ. У нас сейчас предусмотрен целый ряд мер поддержки семей с детьми. Это выплата для семей, где воспитываются дети до трех лет. Это выплата по 5 тысяч рублей ежемесячно на протяжении трех месяцев: апрель, май, июнь.
Это выплата семьям, где воспитываются дети в возрасте от 3 до 16 лет. Это единовременная выплата в размере 10 тысяч рублей. И выплата особо нуждающимся семьям, где воспитываются дети в возрасте от 3 до 7 лет. Она выплачивается ежемесячно, является долговременной и соответствует размеру половины прожиточного минимума в 2020 году на ребенка в соответствующем субъекте РФ. Поддержке детства государство уделяет огромное внимание, финансовую помощь сегодня получают миллионы семей Фото: Getty Images 6,7 тысячи рублей составляет теперь минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком до полутора лет. Ранее пособие, которое получают неработающие граждане, в том числе студенты, было в два раза меньше - 3375 рублей. Теперь на каждого малыша в возрасте до 1,5 лет будет выплачиваться по 6752 рубля. Закон подписал президент. Для этого будет введена новая организационная форма - социальное казначейство.
Так, получателей поддержки освободят от сбора справок и предоставления различных документов. Все пособия и выплаты будут оформляться в проактивном режиме, то есть без присутствия граждан. В отдельных случаях понадобится заявление, которое можно будет подать удаленно, в том числе через портал госуслуг. Сведения для начисления выплат организации и госорганы будут получать из единой информационной платформы, стандарт предоставления мер социальной поддержки унифицируют. К тому же, отметили в ведомстве, социальное казначейство будет отслеживать права граждан на получение социальных выплат, чтобы в дальнейшем в оперативном порядке через портал госуслуг информировать их о возможности получения пособий, которых сегодня очень много: бывают пособия, связанные с бедностью, воспитанием детей, по инвалидности, по безработице и другие. Все новые меры соцподдержки гражданам уже предоставляются только по заявлению или проактивно. В основном это пожилые люди из группы риска. Им доставляют на дом продукты питания, лекарства и товары первой необходимости, измеряют температуру. Кому-то помогают приготовить обед и ужин, убирают квартиру, могут помочь оплатить счет за коммуналку и решить множество других проблем.
А еще они сопровождают нуждающихся в городские поликлиники и стационары, выписывают и доставляют на дом льготные лекарства из поликлиник. Соцработники готовы прийти на помощь не только во время эпидемии. Всего в сфере соцобслуживания населения работают свыше 460 тысяч граждан, в их помощи сегодня нуждаются более 9,5 млн россиян. Часто соцработники становятся для них не помощниками, а друзьями и близкими людьми. Сопереживать - это их главное профессиональное качество. Около 190 тысяч соцработников оказывают поддержку постояльцам интернатов и домов престарелых, 150 тысяч - предоставляют социальные услуги на дому, еще 120 тысяч - работают в полустационарах и "мобильных бригадах", которые рассчитаны на оказание помощи жителям сельской местности и отдаленных районов. Многие сотрудники стационарных учреждений соцзащиты проживают со своими подопечными, чтобы защитить их в период пандемии. Предоставление различных видов социальной помощи населению является обязанностью государства и уже закреплено в Конституции РФ. Поправки позволят гарантированно индексировать пенсии ежегодно, а россиянам придадут уверенности в том, что их права на социальную поддержку будут соблюдаться в течение всей жизни.
В первую очередь, это те, кто потерял работу после 1 марта и встал на учет в центрах занятости в апреле. Кроме того, оставшимся без работы положена еще и доплата по 3 тысячи рублей в месяц на каждого несовершеннолетнего ребенка. Для молодых мам, которые на момент рождения первенца не были трудоустроены, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет было удвоено и составляет 6752 рубля в месяц. Претендовать на максимальное пособие по безработице, назначаемое на три месяца: апрель, май и июнь - могут все, чья зарплата на предыдущем месте работы составляла более 16 тысяч рублей. А если человек был признан безработным после 1 апреля, если он предпенсионного возраста или прежде был индивидуальным предпринимателем, то ему автоматически назначат пособие по верхнему пределу. При этом не будет играть роли, сколько недель он отработал за предшествующий увольнению год и сколько денег зарабатывал. После 30 июня выплаты начнут снижаться. Однако сейчас минтруд готовит инициативу по продлению сроков выплаты пособия по безработице еще на три месяца. Предполагается, что этого времени хватит для стабилизации рынка труда и поиска вакансий для всех, кому они жизненно необходимы.
Уважение к работающему человеку должно иметь и материальное воплощение Фото: РИА Новости 56,2 миллиарда рублей выделяет правительство на выплату повышенных пособий безработным. На конец мая в России зарегистрировано около 1,9 млн безработных, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин. ПОЗИЦИЯ Почему я проголосую "за" Михаил Шмаков, Председатель Федерации независимых профсоюзов России Всенародное голосование по поправкам в Конституцию, которые были сформулированы рабочей группой и приняты Федеральным собранием, - это важнейший этап развития страны, являющийся логическим продолжением и уточнением ст. Фактически эти поправки уже доказали свою значимость, прошли практическую апробацию в период антиэпидемиологических мер. А некоторые еще предстоит внедрять на деле. Так, поправка в статью 75 не просто гарантирует минимальный размер оплаты труда, но и указывает, что он не может быть ниже прожиточного минимума. Сейчас в Российской трехсторонней комиссии РТК по регулированию социально-трудовых отношений ведутся переговоры по изменению методики исчисления потребительской корзины, на базе которой считают прожиточный минимум. Фактически это должно привести к повышению нижней планки оплаты труда. Фактически эти поправки уже доказали свою значимость Важнейшая поправка о том, что индексация пенсий осуществляется не реже одного раза в год.
Это положение будет гарантировать, что пенсионные выплаты будут регулярно расти. Гарантируется обязательное социальное страхование и индексация социальных пособий и выплат. Поправка об обеспечении социального партнерства должна поддержать не только работу РТК, но и региональных трехсторонних комиссий, гарантирует защиту прав трудящихся. Конечно, поправки должны далее вести к пересмотру ряда норм законодательства. В том числе полномочий Госдумы, Совета Федерации.
По итогам голосования он занял четвертое место. Предвыборная программа В предвыборной программе Даванков отмечает стремление к процветанию России и созданию страны, которая будет служить примером для других. Он также высказывался о необходимости независимой, богатой и свободной страны. Будет ли представлен на выборах Владислав Даванков зарегистрирован ЦИК и будет представлен в президентских выборах 2024. Борис Надеждин Борис Надеждин — кандидат от партии «Гражданская инициатива».
Биография Политическая деятельность Надеждина началась в 1990 году с должности председателя горсовета в городе Долгопрудный, расположенном в Подмосковье. Впоследствии, в период с 1997 по 1998 годы, Надеждин стал советником первого заместителя председателя правительства РФ Бориса Немцова, а затем помощником премьер-министра Сергея Кириенко. Избирался депутатом Государственной Думы в 1999 году. В 2012 году на президентских выборах Борис Надеждин вошел в состав наблюдателей от штаба Владимира Путина. Также в 1999 году он организовал кафедру права МФТИ и был ее главой до 2016 года. Предвыборная программа Борис Надеждин активно высказывается по поводу действий власти. В 2020 году он выразил несогласие с поправками, внесенными в Конституцию. Выступает против специальной военной операции на Украине. В своей предвыборной программе Надеждин подчеркивает необходимость завершения специальной операции и восстановления отношений с соседними и развитыми странами. Будет ли представлен на выборах В начале февраля ЦИК отказала Борису Надеждину в регистрации, он не будет представлен в президентских выборах 2024.
Позже Верховный суд России отклонил два иска Надеждина о форме ведомости по проверке подписей для регистрации кандидатов. Ранее Бабурин уже выдвигал свою кандидатуру на выборах президента в 2018 году, но занял последнее место в результате голосования. В 2011 году он стал главой партии РОС. Будет ли представлен на выборах Сергей Бабурин снял свою кандидатуру и не будет представлен в президентских выборах 2024. Он был выдвинут кандидатом на президентские выборы партией «Коммунисты России». Затем он был главой общественной организации «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области». Стал секретарем ЦК общероссийской общественной организации «Коммунисты России» в 2009 году, а через три года — секретарем ЦК партии «Коммунисты России». И через два года баллотировался на пост мэра Петрозаводска. В 2022 году Сергей Малинкович принимал участие и в областных выборах: на пост главы администрации Тамбовской области в 2023 году, а кандидатом в губернаторы Алтайского края в 2023-м. Предвыборная программа Предвыборная программа Сергея Малинковича называется «Десять сталинских ударов по капитализму и американскому империализму».
Можно сегодня уже утверждать, что решение о проведении голосования в течение нескольких дней себя оправдало», — заявила она. Валентина Матвиенко. Он призвал россиян последовать его примеру, отметив, что поправки к Конституции направлены на то, чтобы сделать страну сильнее, повысить благосостояние граждан, защитить их права. В наших руках — поддержать их. Всё зависит от того, насколько мы сами будем активны. Каждый голос важен», — сказал спикер Госдумы. Вячеслав Володин. Так, в поправках прописаны вопросы повышения качества и эффективности власти. Депутат будет больше отвечать за свои решения, не спрячется за Правительством.
И, с другой стороны, граждане смогут спросить с депутата». Вячеслав Володин отметил и поправку, внесённую депутатом Валентиной Терешковой.
И он хотел загородиться этими данными от измены в ближнем круге, в истеблишменте, но это не сработало. А теперь люди узнали, сколько их. Люди посчитали себя». По словам Эллы Памфиловой, в ЦИК не поступали жалобы на какие-либо серьезные нарушения при голосовании, которые требовали бы рассмотрения на заседании комиссии. При этом один бюллетень на онлайн-голосовании признали недействительным. По словам главы ЦИК Эллы Памфиловой, они публикуют результаты голосования до его завершения, так как в условиях нерегулируемой агитации и экзитполов может появиться разная интерпретация данных по регионам. По ее словам в такой ситуации оказались не меньше десяти человек. Секретарь участковой комиссии отказался отвечать на вопросы избирателей.
Они обратились в полицию, которая зафиксировала их заявление. На Пушкинской площади в Москве началась акция против поправок к Конституции.
В РФ введут наказание за неучастие в выборах
Соответственно, участие в выборах, то есть право выбирать и быть избранным относится к установленным Конституцией РФ правам (ч. 2 ст. 32). 2. В ч. 2 комментируемой статьи 32 Конституции Российской Федерации закреплены основные политические права, обеспечивающие гражданам их участие в реализации высшего непосредственного народовластия в форме референдума и свободных выборов. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей». Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на общих основаниях. Участие в выборах – это проявление личной гражданской позиции, наш гражданский долг и почетное право, это возможность для каждого из нас решить, каким будет будущее страны.
ЦИК признал голосование по Конституции России состоявшимся
Предусмотренная законодателем возможность отмены решения об итогах голосования и признания итогов голосования, результатов выборов недействительными, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей п. Заявляя требования судебной защиты избирательных прав, необходимо в полной мере учитывать содержательные нормативные различия активных и пассивных избирательных полномочий граждан. Например, Верховный Суд придерживается позиции, согласно которой правоприменительный акт, хотя бы и затрагивающий пассивное избирательное право кандидатов в депутаты, включенных в список избирательного объединения, либо кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу, не касается не нарушает активных избирательных прав иных граждан, поскольку по смыслу таких конституционных прав каждый избиратель может голосовать за любой зарегистрированный список кандидатов или за любого зарегистрированного кандидата, включенных в списки для голосования см. Пользование основным активным избирательным правом может вступать в определенные противоречия с действиями других лиц, основанными на требованиях гарантирования свободы мысли и слова, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, свободы массовой информации ч. Соответствующая правовая коллизия может быть преодолена только на основе конституционно сбалансированной регламентации процесса выборов см. Пассивное избирательное право граждан означает, по своей сути, возможность выдвигаться в установленном законом порядке для избрания депутатом, членом представительного законодательного органа государственной власти, органа местного самоуправления или выборным должностным лицом публичной власти и возможность быть избранным в соответствии с адекватно выявленным результатом непосредственного волеизъявления народа населения в лице необходимого большинства соответствующего избирательного корпуса. Пассивное избирательное право ограничено непосредственно Конституцией в части возрастных цензов: Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы - достигший 21 года ч. Для кандидатов на выборах Президента установлено также требование их постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет. Конституционный Суд подтвердил конституционный характер обусловленных этими требованиями законодательных установлений о порядке и условиях осуществления пассивного избирательного права см. Способы установления действительной воли избирателей на выборах зависят от вида избирательной системы, которая во всяком случае должна обеспечивать реальность избирательных прав. При этом сам по себе переход федеральной избирательной системы от смешанного типа к пропорциональному Суд оценивает как укладывающийся в пределы конституционно допустимой дискреции федерального законодателя, который вправе установить тот или иной порядок формирования Государственной Думы, соблюдая, однако, при этом конституционные принципы народного представительства и избирательного права см.
Определения КС РФ от 15. Конкретизируя содержание институтов пропорциональной избирательной системы, законодатель должен учитывать, что по своей природе пассивное избирательное право индивидуальное, а не коллективное; поэтому оно должно включать, например, гарантированную возможность снять свою кандидатуру на выборах в течение определенного законодателем в целях предотвращения злоупотребления свободой участия в выборах срока. Но, более того, и этот срок не может быть препятствием для снятия кандидатом своей кандидатуры, если возникли обстоятельства, вынуждающие его к этому тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья и другие аналогичные обстоятельства см. В то же время в ситуации, когда на выборах в Государственную Думу число избирателей в субъекте Федерации оказывается меньше установленной нормы представительства, Конституционный Суд признал допустимыми - в рамках поиска баланса конституционных ценностей и в качестве вынужденной меры - определенные отступления от требования равного избирательного права, в частности в пользу принципов федерализма и равноправия субъектов Федерации. Такое ограничение возможно в целях сохранения государственного единства и стабильности конституционного строя, без которых невозможна нормальная реализация прав и свобод человека, а также для обеспечения надлежащего представительного характера федерального парламента см. Постановление КС РФ от 17. Одновременно при решении вопроса о конституционности ограничений пассивного избирательного права следует учитывать объективные имманентно присущие пределы его нормативного содержания, из чего вытекает допустимость некоторых специальных условий правопользования. Такими специальными условиями, в равной мере распространяющимися на всех кандидатов принцип равноправия , КС РФ были признаны, в частности, требование о представлении избирательных документов, необходимых для регистрации кандидата и положение о необходимости создания избирательных фондов для обеспечения контроля за финансированием выборов, пополняемых в том числе за счет средств, выделенных избирательной комиссией. Не являются ограничениями пассивного избирательного права также нормативные запреты на совмещение публично-властных должностей, законоположения о досрочном прекращении депутатских полномочий лиц, условно осужденных или признанных виновными в совершении преступления вступившим в силу приговором суда, нормы института отзыва депутата другого должностного лица в целом и т. Вместе с тем, с учетом оговоренных выше пределов полномочий законодателя субъекта РФ, нарушением требований равенства было признано установление на соответствующем уровне дополнительных, противоречащих федеральным гарантиям и стандартам условий приобретения пассивного избирательного права далее по тексту см.
Постановления КС РФ от 24. Конституционное право участвовать в референдуме референдарное право в силу ч. Обе высшие формы непосредственной демократии выборы и референдум , имея собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга см. В конституционном механизме осуществления народовластия средствами волеобразования и воле изъявления народа институт референдума обеспечивает открытость процессов принятия легитимных политических решений см. Постановление КС РФ от 21. Вместе с тем референдумы не должны рассматриваться, на что обращает внимание Парламентская Ассамблея Совета Европы Рекомендация 1704 2005 от 29 апреля 2005 г. В доктринальном плане под референдумом следует понимать способ непосредственного решения народом в целом или населением в тех или иных регионах муниципальных образованиях наиболее важных вопросов государственной жизни либо применительно к местному референдуму вопросов местного значения. Необходимо, однако, подчеркнуть, что в Конституции говорится о праве участвовать в референдуме, и, следовательно, одной возможностью голосования по публично значимым вопросам это основное право не исчерпывается, оно должно включать и иные институциональные правомочия, что подтверждается в законодательстве. Так, по смыслу положений ч. Аналогичная формулировка содержится в п.
Важно также иметь в виду, что нормативное содержание правомочий граждан по участию в референдуме имеет определенные особенности, связанные с классификационными характеристиками отдельных видов референдумов: это могут быть, например, обязательные и факультативные референдумы, а в рамках последних - инициативные петиционные референдумы. Референдум считается факультативным, если в нормативных правовых актах устанавливается возможность, но не обязательность его проведения по определенному кругу вопросов. Так, Конституционное Собрание может вынести разработанный им проект новой Конституции на всенародное голосование часть 3 статьи 135 Конституции России. Референдумы, инициируемые гражданами петиционные референдумы , предполагают более широкий набор правомочий граждан на участие в референдуме, чем в тех референдумах, которые проводятся по инициативе органов государственной власти. В петиционном референдуме фактически совмещаются два института непосредственной демократии: народная инициатива подача петиции и собственно референдум. Аналогом права на петицию в системе конституционных прав и свобод российских граждан выступает право на обращение см. Однако возможность обращения граждан, инициирующего референдум, следует трактовать именно в контексте содержания права на участие в референдуме. Особенностью комментируемого конституционного права является то, что инициировать конкретный референдум и обеспечить принятие решения о его назначении граждане могут только совместно, на коллективной основе участников такого инициируемого референдума, а число таких участников определяется в зависимости от уровня референдума федеральный, субфедеральный, местный. Так, согласно Закону о референдуме, инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ, в каждую из которых должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Федерации, где она образована ч. Инициатива проведения федерального референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тыс.
Все названные условия принципиально преодолимы и соотнесены с целью обеспечения подлинности народного волеизъявления. Такое же значение имеют законодательные установления периодов, в течение которых инициатива проведения референдума не может быть выдвинута. Для законодательного решения данного вопроса важное значение имела правовая позиция Конституционного Суда, выработанная в Постановлении от 11. В этом решении Суд, признав не противоречащим Конституции установление федеральным законодателем запрета на проведение референдума и выдвижение инициатив о проведении референдума в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ, а также в случае, если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента, Государственной Думы, указал, что такое правовое регулирование может рассматриваться как конституционное, поскольку по его смыслу период, в течение которого граждане могут выступать с инициативой о проведении референдума РФ и непосредственно участвовать в нем, должен во всяком случае составлять не менее двух лет, с тем чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двух референдумов. Реальность конституционного права граждан участвовать в референдуме как форме непосредственного волеизъявления народа во многом зависит также от законодательного решения вопроса о предмете референдума. Так, в соответствии с положениями ст. Таким образом, за рамками перечня и требований, в которых фактически конкретизированы и установлены конституционные ограничения и регулирующие условия пользования правом на участие в референдуме в отношении возможностей его инициирования, законодателем утверждается свобода принятия принципиального о необходимости и содержательных о предмете референдума решений правообладателями. Некоторые из положений указанной статьи были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который подчеркнул, что федеральный законодатель не вправе отменить или умалить само принадлежащее гражданам РФ право на участие в референдуме, а свобода усмотрений законодателя при регламентации данного права ограничена особенностями и предназначением референдума как высшей формы непосредственного народовластия. Одновременно Суд признал конституционную соразмерность ограничения, предусматривающего, что на референдум не могут выноситься вопросы о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ п. В первом случае в основание решения Конституционного Суда был положен тезис о самостоятельном конституционном значении форм непосредственной и представительной демократии, во втором - о необходимости гарантировать адекватность принимаемых на референдуме решений действительной воле граждан, которым принадлежит конституционное право участия в данной форме непосредственного осуществления народом-сувереном своей власти.
Референдумы субъектов РФ и местные референдумы в субъектах РФ проводятся в соответствии с конституционными принципами, в том числе получившими отражение в ст. Права граждан на участие в референдуме субъекта РФ и местном референдуме следует рассматривать как конкретизированные возможности пользования правом, закрепленным в ч. При этом важно учитывать, что как в комментируемой норме ст. Это, в свою очередь, является подтверждением достаточно широкой дискреции федерального законодателя при решении вопроса об условиях и порядке проведения федерального и регионального референдумов, на что обращает внимание и Конституционный Суд см.
Для того чтобы узнать, где расположен нужный избирательный участок, необходимо зайти на сайт ЦИК и выбрать графу «Найти свой избирательный участок по адресу места жительства». Далее нужно заполнить поля с названием города, улицы, а также номером дома и квартиры и нажать кнопку «Искать». В результате сайт выдаст всю необходимую информацию, в том числе номер участковой избирательной комиссии УИК и адрес, где пройдет голосование. Почему важно принять участие в выборах? Возможность повлиять на принимаемые правительством решения через выбор кандидата и программы, наиболее соответствующей Вашим взглядам и интересам. Так Вы можете внести вклад в формирование политической обстановки и принимаемых решений. Возможность проявить свою активную гражданскую позицию. Участие в выборах позволяет Вам чувствовать себя частью общества и поучаствовать в принятии важного для нашей страны решения.
Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.
Проголосовать можно будет только за весь пакет поправок к Конституции. Безопасность на голосовании При обсуждении даты голосования представители Центризбиркома и Роспотребнадзора назвали выбранную дату оптимальной. На участках будут находиться не больше 12 человек в час, причем потоки входящих и выходящих разведут. Всех участников голосования обеспечат защитными масками, перчатками, одноразовыми ручками, на участках будут дезинфицирующие коврики и санитайзеры. Все члены избирательных комиссий пройдут тест на коронавирус. Перед голосованием им измерят температуру. Помещения будут проветривать и обеззараживать. Кроме того, Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для тех, кто хочет прийти проголосовать. Ведомство посоветовало взять с собой не только паспорт, но и собственную ручку, маску и перчатки.
Как пойти голосовать по поправкам в Конституцию: инструкция от А до Я
Согласно закону, чтобы изменения в Основной закон вступили в силу, их должны поддержать более половины от принявших участие в общероссийском голосовании, при этом порог явки не установлен. Как прошел последний день голосования по поправкам? Президент России Владимир Путин на пресс-конференции 19 декабря 2019 года выступил против принятия новой Конституции, но допустил изменения существующей.
Дорогие друзья! Выборы президента — это большое политическое событие в стране, и от нас зависит его исход. Участие в выборах — это проявление личной гражданской позиции, наш гражданский долг и почетное право, это возможность для каждого из нас решить, каким будет будущее страны. История творится здесь и сейчас, она пишется всеми нами. И для каждого сознательного гражданина нашей страны участие в выборах — это шанс стать частью великой истории России.
Если он не выполнит данное требование, то исключается из федерального списка кандидатов, а его депутатский мандат передается Центральной избирательной комиссией кандидату из того же федерального списка в порядке, предусмотренном данным ФЗ. По выполнении этого требования и после официального опубликования результатов выборов ЦИК регистрирует депутата и выдает ему удостоверение об избрании. Соответственно и ФЗ от 5 августа 2000 г. В соответствии с ч. Срок приостановления службы в указанных органах и учреждениях засчитывается в выслугу лет служащих или работников этих органов и учреждений. В течение данного срока выплата денежного довольствия денежного содержания и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для служащих и работников указанных органов и учреждений, а также присвоение очередных специальных званий и классных чинов не производятся. В течение этого срока член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе уволиться со службы в указанных органах и учреждениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством. Если первое предложение ч. Однако ФЗ о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы уравнял положения о несовместимости функций для членов обеих палат. Согласно п. В соответствии с п. Только к депутатам Государственной Думы относится конституционное требование работать на постоянной профессиональной основе, содержащееся в первом предложении комментируемой части. Законодательная деятельность, предполагающая основательное изучение социальных проблем, скрупулезную работу над формулировками текстов законов, участие в обсуждении их во фракциях или депутатских группах, в комитетах и на пленарных заседаниях Государственной Думы, контрольная деятельность парламента, обсуждение проблем текущей политики, которые тоже требуют подготовки, контакты с избирателями, с государственными органами и учреждениями, с общественностью - все это неизбежно поглощает рабочее время депутата и практически почти не оставляет ему возможности для каких-либо иных занятий разумеется, если депутат относится к своим обязанностям добросовестно. В связи с этим вызывает известное недоумение тот факт, что Конституция не предъявляет аналогичного требования членам Совета Федерации, компетенция которого почти столь же значительна, что и компетенция Государственной Думы, и работа в котором, следовательно, также не может не требовать больших временных затрат. Впрочем, на членов Совета Федерации с 2001 г. Второе предложение ч. Такой запрет обусловлен прежде всего объемом работы, который, как показано выше, следует из депутатского мандата. Но дело не только в этом. При осуществлении своего мандата депутат должен быть свободен от влияния государственных органов и учреждений, должностных лиц, прежде всего исполнительной власти. Недопустимость службы депутата в органах или аппарате исполнительной и судебной власти вытекает из сформулированного в ст. Кроме того, государственная служба по определению предполагает, что государственные служащие действуют в составе иерархически организованных структур и состоят в отношениях руководства и подчинения это относится и к службе в аппарате самого парламента. Следовательно, находясь на государственной службе, депутат неизбежно попадает в подчинение к вышестоящим должностным лицам, которые тем самым получают определенную возможность влиять на деятельность депутата по осуществлению им своего мандата. Другая оплачиваемая деятельность возбраняется депутатам по тем же причинам. Речь может идти при этом о работе в государственных учреждениях, в аппарате общественных объединений, в публичных и частных хозяйственных формированиях разного рода, причем не только в качестве наемного работника, но и в качестве собственника, партнера и т. Очевидно, что оплачиваемая деятельность охватывает и индивидуальную трудовую хозяйственную, коммерческую деятельность. Получение депутатом дохода от какой-либо подобной структуры может привести к тому, что он начнет отстаивать в Государственной Думе частные интересы такой структуры, даже если это наносит ущерб интересам общенациональным, государственным.
Хочется надеяться, что избиратели сделают мир лучше, добрее, разумнее. Сегодня выборы проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Выборы Губернатора Тюменской области — это важное событие для жителей Югры. Глава области имеет значительное влияние на развитие экономики, социальные вопросы и общую политику региона.
Как прошло голосование по поправкам к Конституции
Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Изменения в Конституцию Российской Федерации считаются одобренными, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании. Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Между тем Конституция РФ прямо говорит, что участие в выборах является правом, а не обязанностью гражданина. 2. В ч. 2 комментируемой статьи 32 Конституции Российской Федерации закреплены основные политические права, обеспечивающие гражданам их участие в реализации высшего непосредственного народовластия в форме референдума и свободных выборов.