Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Олеся Максимова, главный редактор портала «»: «Народные промыслы – неотъемлемая часть нашего культурного кода: особые художественные традиции столетиями развивались в разных частях страны. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой – Самые лучшие и интересные новости по теме: Народный, Русской, промыслы на развлекательном портале
6 удивительных народных промыслов Русского Севера
В Кирове состоялся форум народных художественных промыслов "Кладовая ремесел". Русский народный промысел: имя, традиция или бренд? 16 июня 2023 года в структурном подразделении МАУК ЦБС ТМР Новотарманской сельской библиотеке, для молодёжи, прошёл КВИЗ «Народные промыслы России». одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов.
Что еще почитать
- Мастер-класс «Народные промыслы России» (Чурачикская с/б)
- Народные промыслы и русские ремесла, фото
- Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства
- Народные промыслы и ремёсла Владимирской области
Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали
Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства. Городецкая роспись Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков.
Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию. В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота.
В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоеnullдинились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. Мазин, Ф. Краснояров, Т.
Беляев, И. Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое.
Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки. С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной. Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет.
Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок. Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев.
Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий живописец А. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».
В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы, длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки. История балалайки Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольными формами деревянного корпуса. Балалайка стала неотъемлемым музыкальным символом России. История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков и не имеет однозначности.
Одни считают, что этот инструмент был придуман на Руси, а другие историки утверждают, что история балалайки ведёт своё начало от народного инструмента киргиз—кайсаков — домбры. Так же само слово «балалайка» вызывает множество догадок и споров. Самой основной гипотезой является то, что слово «балалайка» имеет один корень с такими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Все эти слова передают уникальность этого народного инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Большинство историков придерживаются, что балалайка была придумана около 1715 года, но существуют множество исторических документов говорящих о более ранней истории создания балалайки.
Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года — «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», где упоминается крестьянин Ивашко Дмитриев, играющий на балалайке. Следующий документ прослеживающий историю балалайки, как раз и относится к 1715 году. Это подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1715 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М Золотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки. До сих пор балалайка испытывала разные периоды своей истории.
То этот народный инструмент забывался, то с новой силой становился популярным во всех деревнях и сёлах. Чем же так притягивают русского человека звуки этого инструмента? Возможно эти весёлые бренчливые, лёгкие и забавные звуки помогали забыть нашим предкам о всей тяжести крестьянской жизни, а может быть эти звуки и передавали всю суть жизни на Руси и теперь, услышав звук балалайки, мы с лёгкостью можем посмотреть на историю глазами наших предков. Кто знает, какие взлёты и падения ждёт этот уникальный русский народный инструмент, но сейчас с уверенностью можно сказать, что балалайка - это самый узнаваемый во всём мире русский народный инструмент.
В Год культурного наследия народов России портал Культура. РФ подготовил подробный путеводитель по народным промыслам России и серию подкастов о них. Народные промыслы — особые художественные традиции, которые столетиями формировались в разных регионах и передавались из поколения в поколение, от мастера к ученику.
Чуть подогнув ноги, хозяйки, лёжа на своём приданом, отдыхали от домашних дел. В Макарьевском уезде Нижегородской губернии процветало производство сундуков из металла.
Владимир Даль в своём толковом словаре, давая определение слову «сундук», упоминает и макарьевские сундучки, которые покупали торговцы со всей Руси, Закавказья, из Хивы и Бухары. В своё время к Макарьевскому уезду относилось и село Раскаты. Там зародилась собственная традиция украшения свадебных сундуков: расписывали только переднюю стенку сундука. Делали это мастерицы-женщины, как правило, масляными красками. Рисунок состоял из трёх частей, по бокам — геометрический орнамент.
Как правило, это были ромбы, раскрашенные в разные цвета. В центре свадебного раскатовского сундука было изображение цветка, букета, дерева, стоящего на пригорке или обнесённого заборчиком. Это был символ девичьей красы. Если замуж выходила женщина, в те времена чаще всего вдовая, то центр изделия украшал венок из цветов. Каждый свадебный сундук был уникален, росписи никогда не повторялись.
В наши дни народный художественный промысел раскатовских сундуков практически утрачен. Однако сейчас есть инициативная группа мастеров, пытающихся вернуть эту технику росписи металлических изделий к жизни. Варнавинская резьба по кости Искусство резьбы по кости более характерно для северных областей России, где в избытке есть материал для подобного творчества. Тем не менее ещё в XVIII веке мастера из Павлова и Ворсмы украшали свои знаменитые ножи костяными рукоятками в виде фигурок драконов, воинов и птиц. Однако большого распространения в наших широтах косторезный промысел не получил.
Дело решили исправить в XX веке. В 1968 году в Горький приехал на тот момент уже известный на весь мир резчик по кости Парфён Черникович. Под его началом обучались первые группы резчиков из рабочего посёлка Варнавино. Именно Варнавинский район постановлением свыше решено было сделать центром косторезного народного художественного промысла в Горьковской области.
Уже в XVIII столетии сложились художественные особенности вологодского кружева, и до начала XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях города была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. Художественное своеобразие вологодского кружева слагается сочетанием красивых, живописно изгибающихся орнаментальных форм и строгого ритмического их строя в общем композиционном решении кружевного изделия. Bеликоустюгская артель «Северная чернь» в наше время развилась в крупное предприятие, где молодые художники на основе лучших традиций искусства северной черни, плодотворно развивая их, создают изделия, пользующиеся неизменным спросом успехом и в России и во многих странах мира. Признание в России и за рубежом находят также и изделия других народных промыслов: резьбы и росписи по бересте, ручного ткачества, вышивки, эмальерного искусства.
Народные промыслы России: художественная роспись
Он работает ежедневно с 10. Кроме музейных экскурсий и мастер-классов, в Федоскино практикуется посещение производства. Гжельский фарфор Адрес: Раменский городской округ, село Речицы, ул. Мастер-классы «Рисунок» и «Лепка из глины» — 250 рублей. Мастер-класс «Роспись полуфабриката с последующим обжигом» — 500 рублей с человека. Индивидуальные экскурсии дороже: 800 рублей с человека, с мастер-классом — 1300 рублей. Тарелки, чашки, кувшины, сервизы — такая посуда украсит любую кухню. А родина этого промысла — село Гжель в Подмосковье, которое дало название целому направлению в росписи фарфора. В этом районе с древних времен добывали разные виды глины, но начало производству положила белая фаянсовая масса, которую нашли здесь в 1800 году. Сегодня почти три десятка сел входят в так называемый «гжельский куст», где работают мастера этой росписи.
Спустя два века технология производства гжельского фарфора почти не изменилась. Создание каждого предмета — дело долгое и кропотливое. Каждое изделие расписывается вручную кобальтом и обжигается дважды — на очень высоких температурах. Интересно, что до обжига окись этого металла имеет черный цвет и лишь после обжига становится ярко-синей. Увидеть все своими глазами, приобрести красивую посуду и даже попробовать свои силы в росписи можно во время экскурсии на Гжельский фарфоровый завод. Жостовский поднос Адрес: городской округ Мытищи, деревня Жостово, ул. Дивная, стр. Этот промысел зародился в Московской области в начале XIX века — в селах и деревнях Троицкой волости теперь городской округ Мытищи. Сначала подносы делали из папье-маше, но этот материал оказался слишком хрупким и от него отказались в пользу металлических сплавов.
Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, её обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя. Матрёшка, Подольск Московской области Круглолицая и полненькая весёлая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. Звёздочкину в 1890-ых годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями.
Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов. Финифть, Вологодская область Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.
Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.
Тульский самовар, Тула В свободное время работник Тульского оружейного завода Фёдор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.
Палехская миниатюра, Палехский район Ивановской области Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням.
Появление этой уникальной игрушки историки связывают с празднованием весенней Свистуньи. К этому торжеству женщины сел вылепляли оригинальные свистульки из глины. Игрушки имели стилизованный вид под птиц и домашних животных. В 1959 г. Скопинская керамика Единственная во всем мире посудная скульптура, уникальная и необычная по своей красоте и форме. Промысел зародился в 1640 г. В XIX в. Фантазийные фигурки вывозились на различные базары, ярмарки, которые проводились в российских и украинских регионах.
Встретить скопинскую керамику сегодня можно в крупнейших музеях Германии, Франции и Италии. Гжельская керамика Одному из красивейших народных промыслов уже более 700 лет. Гжель по праву называется визитной карточкой России. В этот промысел было включено большое количество сел и деревень, которые и составляли «Гжельский куст». Впервые такие изделия упоминались в грамотах времен Ивана Калиты. К особенностям Гжели относится использование для росписи всего двух расцветок: белоснежного и голубого. Златоустовская стальная гравюра Златоуст — известный уральский город. Легендарное место прославилось работой мастеров-граверов. Изначально здесь украшали военное оружие.
В начале XIX века изделия стали расписывать синей краской из окиси кобальта, выдерживающей высокие температуры обжига. Именно с синим цветом до сих пор и ассоциируется гжель. Гжельский фарфоровый завод находится в Раменском районе Подмосковья. Там устраивают экскурсии и мастер-классы для путешественников. Обычно яркие узоры и сюжеты украшали деревянные прялки, а впоследствии — и мебель, и игрушки.
Мастера сначала грунтовали дерево, а потом ярко расписывали его, изображая бытовые сюжеты и сценки. Также были популярны изображения животных. Бирюзовые реки, ленточные боры, упоительная тишина и другие секреты региона Палехская миниатюра Миниатюра появилась в Палехском районе — сегодня это часть Ивановской области. В этих краях жило много талантливых иконописцев, но после революции им нужно было искать новые способы заработка. В 20-х годы XX века местные мастера основали Палехскую артель.
Члены артели занимались росписью по дереву и папье-маше. Так стала развиваться палехская миниатюра — вид лаковой живописи. Обычно художники расписывали небольшие предметы: шкатулки, брошки и пудреницы.
Русские народные промыслы
Деревянные наличники Томска, конец XIX — нач. Специфика богородской мелкой пластики во многом обусловлена материалом, преимущественно липой. Мягкая древесина неплохо держит детали, но не годится для тонкого ажура и острых углов, плохо полируется. Богородская игрушка выразительна по пластике, отличается меткостью образных характеристик, проникнута юмором. Часто следы резца не зашлифовываются, а создают специфическую фактуру. Символами богородской резьбы можно назвать фигурку медведя, и подвижную композицию «Кузнецы», еще недавно почти обязательную для ребенка в каждой российской семье. Богородская резная игрушка «Кузнецы» В конце XIX века в Подмосковье возникает другой художественный промысел — абрамцевско-кудринская резьба по дереву. Промысел строился на сочетании геометрической и плоскорельефной резьбы для создания растительного орнамента, призванного украсить предметы быта. Художественная выразительность орнамента достигается то мягкими переходами от рельефа к фону, то резким контуром порезок, направленных вглубь. Орнамент плотный, равномерно заполняющий плоскость и объемную форму вещи.
Матовый фон изделий контрастирует с блестящей отполированной поверхностью узора. Абрамцевско-кудринская резьба На рубеже XXI века в России появилось направление художественной резьбы по дереву, хотя и не претендующее на статус народного промысла, но по характеру являющееся таковым. Основатель направления Шамиль Сасыков назвал его «Татьянка». В основе его стиля плотное, без фона, реалистичное изображение растительности, преимущественно листьев и цветов, реже животных, практически без последующей за резьбой обработки. Резьба в технике «Татьянка» Нельзя обойти вниманием и такой самобытный промысел, как резьба по бересте. Орнаменты шемогодских шире - вологодских резчиков использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Шемогодская резьба по бересте Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках — круглые розетки, ягоды, трилистники. Окаймляют узор различные геометрические орнаменты.
Сегодня серьезную конкуренцию шемогодским мастерам составляют изделия из Сибири, особенно из Томска и области. Кроме прорезных узоров по многослойной бересте сибирские мастера внесли в изделия местные мотивы — изображение веток кедра, глухаря и т. Большое развитие получают и берестяные картины с изображением местных достопримечательностей. Многослойная береста, прорезная резьба по бересте, Томск Самым известным промыслом, связанным с резьбой по кости, является холмогорский, распространенный в селах Холмогорского района Архангельской области. Промысел впитал в себя различные русские, европейские и северные традиции резьбы по кости и к XVIII веку сформировал собственный стиль. К нему относится, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки, подкраска. Холмогорская резьба по кости Росписи и эмали Даже сам перечень русских промыслов, связанных с росписью, может занять очень много времени. Не все эти промыслы одинаково известны и не все дожили до наших дней. Сама многочисленность расписных промыслов связана как с развитыми традициям народной живописи, так и с разнообразием материалов, с которыми работали мастера.
Жостовская роспись Так, роспись по металлическим подносам зародилась на уральских заводах Демидова и только в первой половине XIX века распространилась и в Жостово Московская обл. Таким образом, в настоящее время самобытно развиваются два центра художественной росписи по металлу: Жостово и Нижний Тагил.
Удалось сохранить ковровскую глиняную игрушку и Дятьковский хрустальный завод, возродился Гусь-хрустальный завод во Владимирской области. Но это капля в море. Заключение Государство, к сожалению, поддерживает народные промыслы точечно и крохами, в 2017 году на это было выделено 450 млн рублей. Дотации предприятия могут потратить на оплату газа, электричества, железнодорожных перевозок и выставочной деятельности. Но денег не хватает на покрытие всех расходов, к тому же средства получают только счастливчики — это 79 предприятий, которым удалось пробиться в «Реестр народного художественного промысла» Минпромторга.
Попадание в него — предел мечтаний для хранителей самобытных ремесел. А зависит мечта от удачи и благосклонности членов художественной комиссии министерства. Ассоциация народных художественных промыслов давно бьётся за получение налоговых льгот. И они вроде бы были даже обещаны в отраслевой стратегии развития народных художественных промыслов до 2020 года, составленной Минпромторгом в 2015 году. Там вообще много чего хорошего написано, но всё пока остается на бумаге. А в жизни — практически все налоги и страховые взносы предприятия нашей самобытной народной культуры платят полностью. Источник Ручной труд — основная характеристика народного художественного промысла — стоит дорого.
Именно это ввергает предприятия в беспросветную нерентабельность, но необходимо понимание, что такие шедевры и создаются только ручным трудом, а не в рамках «цифровой экономики», а также то, что такие шедевры не могут быть средством накопления, что народные промыслы — это не товар, что это — сфера нашего мировоззрения, один из способов его передачи нашим детям. Современное состояние народных художественных промыслов, расположенных на территории Российской Федерации, в подавляющем своём большинстве оставляет желать много лучшего. О той задействованности и о том уровне развития, на котором находились художественные народные промыслы в эпоху «расцвета социализма» в РФ и СССР, можно только мечтать. Как молотом по наковальне прошёлся новый криптоколониальный по всему народнохозяйственному комплексу страны, не обойдя и эту отрасль. В жёстких «рыночных условиях» многие и многие предприятия худпромыслов были разорены, перепрофилированы, коллективы распались, школы мастерства перестали существовать. В таких условиях остаётся надеяться главным образом только на одно — на великую мудрость и великое терпение русского народа, прошедшего не через одно испытание, да на то, что художественные народные промыслы в принципе могут передаваться, как и ранее по наследству. От отца к сыну, от матери к дочери, от дедов к внукам.
Сегодня много энтузиастов поднимают архивы, поднимают народные промыслы из небытия просто по велению души. И без всякого сомнения — это наше великое достояние распустится вновь пышным цветом, когда закончится очередная «зима» и начнётся новая «весна» в жизни нашего народа. Послесловие Источник Народные промыслы — это бренды, достойные любого музея, исторически развивавшиеся практически в каждом российском регионе , по 14 направлениям. Лаковая миниатюра — Палех, Федоскино, Мстера. Отделка оружия — Златоуст, Тула. Ростовская финифть. Вологодские, елецкие кружева.
Хохлома — роспись по дереву, жестовские подносы. Богородская резная игрушка. Уэлен и Калининград — резьба по кости. А Северный Кавказ — Унцукуль, Кубачи, Балхар, Кизляр — серебро и оружие, керамика и роспись, ковры… Трудно даже просто перечислить всё богатство, доставшееся нам в наследство. А ведь какой нужен талант, какая нужна усидчивость, чтобы создавать уникальное изделие — порой месяцами, сколько туда мастер вкладывает души. Народыне промыслы — это прежде всего определённая духовность и вдохновение. То есть в какой-то момент простые люди в селах и в аулах своим творчеством, уникальным умением стали зарабатывать.
И доводили ремесло до уровня искусства. Во времена Советского Союза, была очень сильная государственная поддержка прикладного народного творчества, и народные промыслы в СССР просто расцвели. В России очень много промыслов, которых вообще нет в мире. Например, каслинское чугунное литье, уникальные башкирские яшмы — всего не перечесть.
Я подтверждаю, что мне известно о праве отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес Оператора. В случае моего отзыва согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без моего согласия при наличии оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона от 27.
Еще одна отличительная особенность продукции — отделка золотом. Филимоновская игрушка Промысел развился на базе гончарного производства неподалеку от села Филимоново. Основное направление — создание разнообразных свистулек. Игрушки народных промыслов России от филимоновцев имели характерную особенность — удлиненную форму. Подобная отличительная черта продукции связана с местной глиной и ее уникальными свойствами. В поселении до сих пор занимаются росписью свистулек с помощью гусиного пера. Абрамцево-Кудринская резьба Ремесло зародилось в девятнадцатом столетии неподалеку от российской столицы в усадьбе Абрамцево. Умельцы обучались искусству и трудились в столярно-резчицкой мастерской. Там же им преподавали основы живописи и рисунка. Именно небольшая мастерская стала базой для развития нового народного промысла в России. Все изделия отличаются своеобразной резьбой, встретить два одинаковых узора практически нереально. Вятские кружева О промысле известно с восемнадцатого века. В середине девятнадцатого столетия в губернии функционировало земское училище для кружевниц. На протяжении многих лет в Вятке работала кружевная фабрика, но в начале 90-х её прикрыли. Однако местные мастерицы сохранили технологии и традиции изготовления ажурных изделий. Они периодически радуют потребителей новой продукцией, объединяясь в небольшие артели или организации. Матрешка Символ России, также как медведи на улицах и лютые морозы. Веселая и слегка полноватая девчушка с круглым лицом, облаченная в косынку и сарафан, покорила весь мир. Ни один ценитель сувенирной продукции и национальной игрушки не способен пройти мимо «барышни». В наши дни матрешка непросто символ русского народа, она является хранительницей культуры России. Любой турист, попавший в страну, считает обязательным пунктом программы покупку веселой девчушки. На ее переднике изображены сценки, сказочные сюжеты, пейзажи. Сейчас матрешка является дорогостоящим предметом коллекционирования. Редкий экземпляр может иметь ценник в несколько сотен долларов. Финифть Прикладное искусство, зародившееся в семнадцатом столетии в Вологодской области. Винтажные броши, браслеты и кулоны, которые стремительно завоевали модные подиумы — это не что иное, как изделия, созданные по технике «финифть». Ранее умельцы наносили орнамент из цветов или фигурки животных на белоснежную эмаль, используя огромное количество разнообразных оттенков. Постепенно яркая и насыщенная техника стала терять популярность. На смену ей пришло однотонное искусство, в финифти стали использовать только белые, синие и зеленые расцветки. В наши дни умельцы гармонично сочетают оба стиля. Вернуться к оглавлению Тульский самовар В свободное от основной работы время мастер оружейного завода в Туле Федор Лисицын любил возиться с медью. Из металла он создавал невероятные вещи. Однажды в результате многочисленных экспериментов на свет появился самовар.
Путеводитель по народным промыслам России
В Кирове состоялся форум народных художественных промыслов "Кладовая ремесел". Берестяные работы, гутный промысел, иконы из бересты, художественная ковка, мстёрская вышивка, мстёрская лаковая миниатюра, глиняная игрушка, народный костюм, гончарное ремесло, этнографические куклы, покровский пряник, владимирские узоры. В Кирове состоялся форум народных художественных промыслов "Кладовая ремесел". Олеся Максимова, главный редактор портала «»: «Народные промыслы – неотъемлемая часть нашего культурного кода: особые художественные традиции столетиями развивались в разных частях страны.
Современные народные промыслы в России
Казариновская керамика, […] Городецкая золотная вышивка Городецкая золотная вышивка — старинный промысел, сохранившийся на фабрике с одноименным названием. Общество с ограниченной ответственностью «Городецкая золотная вышивка» — предприятие, которое унаследовало традиции основанного в 2003 году ЗАО «Татьяна», преемника Городецкой строчевышивальной фабрики. В 1960 году Городецкая строчевышивальная фабрика объединила производственные артели, которые кучковались вокруг созданной в 1930 году городецкой артели «Красный швейник», насчитывающей […] Стеклянная елочная игрушка Елочные игрушки фабрики «Ариель» — совершенно уникальные по дизайну произведения, их не перепутаешь ни с каким другим новогодним украшением. Это отдельный самостоятельный вид прикладного искусства, где каждая из игрушек — завершенное художественное произведение, выполненное вручную. В 1992 году Аркадий Гаранов и Елена Терсинских основали производство стеклянной елочной игрушки, вложив в ее название собственные имена.
При этом каждый промысел уникален. Сегодня художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности и народным творчеством. Уже в XVIII столетии сложились художественные особенности вологодского кружева, и до начала XIX века кружевоплетение имело характер домашнего художественного ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях города была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. Художественное своеобразие вологодского кружева слагается сочетанием красивых, живописно изгибающихся орнаментальных форм и строгого ритмического их строя в общем композиционном решении кружевного изделия.
Про игрушку-матрёшку поговорили более подробно, так как она вызвала больший интерес у ребят, а в творческой мастерской они побывали в роли мастеров-умельцев и с удовольствием раскрасили сувенир-матрёшку в полх-майданской технике. Завершилось мероприятие викториной «Чудеса народных промыслов».
Издревле на фабрике «Крестецкая строчка» занимались созданием изделий этого промысла, и до сих пор предприятие работает. Здесь задействованы не только мастера и мастерицы, вышивающие крестецкой строчкой, но и современные дизайнеры, чтобы создавать модные и стильные изделия, но с сохранением русских традиций. На предприятии организованы экскурсии, в ходе которых вы прогуляетесь по всем цехам фабрики, увидите процесс создания изделий, а также познакомитесь с экспозицией уникальных изделий этого вида промысла XIX века. А затем, конечно, вы сможете приобрести работы, вышитые крестецкой строчкой с применением ручной вышивки , в фабричном магазине.
Детали: krestetskayastro chka. Изделия из золотых и серебряных нитей, конечно, могли позволить себе только зажиточные люди бояре, дворяне, императорская семья. Вышивали мастерицы головные уборы, пояса, кошельки, передники, сафьяновую обувь и предметы церковного обихода. Характерны были растительные узоры, чаще всего встречалась роза. Золотное шитьё — очень сложный вид рукоделия, потому что большая часть работы выполняется вручную. Познакомиться поближе с традициями новоторжской вышивки можно в музее «Золотного шитья».
Во время экскурсии вы подробнее узнаете историю возникновения промысла, увидите более тысячи экспонатов, связанных с изготовлением золотного шитья. А после изучения истории вы сами прикоснетесь к традициям промысла и своими руками создадите эксклюзивный сувенир. Мастерицы музея наглядно покажут технику золотной вышивки и расскажут некоторые ее секреты. Детали: zolotoshveya.
Народные промыслы России: прошлое, настоящее и будущее?
Но Тула, прославленная оружейными мастерами, имела географически выгодное положение, находясь в самом центре России, вблизи крупнейших городов — рынков сбыта, получила дополнительные преимущества для производства бытовых изделий, в частности самоваров. А медный самовар водогрей, самогрей , оказался очень удобным и выгодным для выпуска небольшими ремесленными заведениями. Мастерские множились, кустари превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики. Первая из известных по архивным источникам самоварных фабрик в Туле была основана в 1778 году и принадлежала братьям Ивану и Назару Лисицыным. Возникла она на базе частного предприятия их отца, Федора Ивановича Лисицына, бывшего оружейника, мастера по меди. Ко второй половине XIX века Тула являлась крупнейшим производителем самоваров в России, а чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией. Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проник во все слои населения и стал непременным атрибутом каждой русской семьи. В 1890 году в Тульской губернии действовало 77 фабрик с 1362 рабочими. На каждой из них трудилось от 3 до 127 человек.
По переписи 1912-1913 годов количество самоварных фабрик в одной только Туле равнялось 50, а ежегодный выпуск составлял 660 000 самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Высокое качество Тульских самоваров было оценено не только в России, но и за рубежом. Тульские самовары славились многообразием форм и отделок: в виде бочонков, ваз, в форме яйца, рюмки, украшенные чеканкой и гравировкой, с петлеобразными ручками и причудливой формы кранами. Самовар с круглым туловом называли «шаром», или «персидским» - именно такая форма пользовалась популярностью в странах востока: Персии, Турции.
Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу для медицинской посуды.
Мастера Гжели постоянно находились в поиске нового. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду для крестьянского быта. Посуду и игрушки делали из белой глины, наносили орнамент синей краской и покрывали лаком. Зазывала Полюбуйся - гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ! О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки. Вечера зимою длинные и лепили там из глины. Все игрушки не простые, а волшебно расписные. И пошла о Дымке слава, заслужив на это право. Символическое значение дымковской игрушки, ее языческие корни лежат в основе тематики сюжетов игрушек. Лепка изделий - процесс творческий и описать все тонкости его задача сложная.
Самая многочисленная группа дымковских игрушек — игрушки-свистульки. Лепили их изначально по желанию души и использовали по своему прямому назначению, в качестве игрушек для крестьянских детей. К образам любимых домашних животных присоединялись сказочные образы, становившиеся оберегами. С развитием игрушечного промысла, они изготавливались большими партиями к праздничным ярмаркам в особой дымковской пластике. Среди фигурок людей в ассортименте игрушек заметно преобладают женские персонажи - няни-кормилицы, барыни, барышни, водоноски, модницы - дамы в корсетах и кринолинах, в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках. Праздничный облик игрушек создавался росписью по меловому белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.
В целях обеспечения реализации требований законодательства в области обработки персональных данных Оператор может: осуществлять обработку персональных данных путем сбора, хранения, систематизации, накопления, изменения, уточнения, использования, распространения, обезличивания, блокирования, уничтожения персональных данных; использовать автоматизированный способ обработки персональных данных с передачей по сети Интернет; Настоящее согласие вступает в силу с момента подтверждения и действует в течение 5 лет, если иное не установлено действующим законодательством РФ. Отзыв согласия на обработку персональных данных осуществляется путем направления заявления в письменной форме на юридический адрес Оператора. Я подтверждаю, что мне известно о праве отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес Оператора.
Для детей организовали мастер-класс по их изготовлению. Юные художники с большой точностью передали смелость пластических решений скопинских гончаров, их разнообразие, свободу компановки отдельных элементов в единое целое. Наряду с простой хозяйственной посудой и предметами домашнего обихода, показаны фантастические сюжеты и образы, связанные с глубочайшей древностью: драконы, кентавры и другие скопинские «чудища».
Путеводитель по народным промыслам России
О происхождении самых известных промыслов и их месте в отечественной культуре хорошо рассказано в книге Алексея Клиентова «Народные промыслы». Покупая на фабриках традиционных ремесел и у независимых мастеров, вы поддерживаете местную экономику и помогаете сохранять традиционное прикладное искусство региона. Народные промыслы Народное творчество, Народные промыслы, Интересное, Красота, Искусство, Длиннопост. Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире.