Пучков (Гоблин) о новом пакете помощи США Киеву. вавилонский бог солнца.
Поиск: Бог с пучком молний у шумеров
Особым почитанием среди шумерских богов пользовался бог Солнца – Шамаш. Его изображали с молотом и пучком молний. Бог с пучком молний у шумеров 4. Скульптуры, барельефы древний Египет и Месопотамия. Загадочная цивилизация шумеров была открыта только в XIX веке. Боги шумерского пантеона: от Энки до Уту. Иштаран (по-шумерски — ведущий разговоры) — бог судебных органов и дипломатов.
ЭРЕШКИГАЛЬ, ШУМЕРСКАЯ БОГИНЯ СМЕРТИ | Музей Мировой Погребальной Культуры
МАРДУК — [Аккад. «телец солнца (бога солнца)» / «телец бури (грозы)»], в шумеро-аккад. мифологии главный бог вавилонского пантеона. В сер. IV тыс. до Р. Х. шумерским культовым центром был г. Урук (юг Месопотамии), где почитались богиня Инанна и бог Ану. Будущие бизнес-леди отработают навык мультизадачности. На этой неделе девушкам предстоит заселить в отель команду спортсменов, сост. Тем не менее, некоторые боги и богини были более заметными фигурами и им поклонялись в религии Шумера, поэтому их можно считать главными божествами, которым поклонялась цивилизация.
Лидеру демократов сената США Шумеру присвоили звание "почетного чортковчанина"
Предок Авраама и город Германии 4 букв - сканворд на андроиде 28789 | Во времена династии Аккада произошло объединение большинства шумерских божеств-демиургов со сходными по функциям семитскими богами (Энки-Эа, Нанна-Син, Инанна-Иштар, Уту-Шамаш, Ишкур-Адад). |
БОГ С ПУЧКОМ МОЛНИЙ У ШУМЕРОВ - 4 Букв - Ответ на кроссворд & сканворд | Асаллухи (шумер.), в шумерской мифологии божество — покровитель города Куары, сын бога Энки (последнее, возможно, не первоначально), заступник человека при заклинаниях, колдовстве и врачевании, изгоняющий злых демонов. |
Бог грозы, ветра и дождя у древних шумеров 4 буквы | Другие определения слова «АДАД» в кроссвордах. |
Бог грозы, ветра и дождя – слово из 4 букв в ответах на сканворды, кроссворды | Будущие бизнес-леди отработают навык мультизадачности. На этой неделе девушкам предстоит заселить в отель команду спортсменов, сост. |
Шумерские Сказки 4
Телль-Асмар Эшнунна. Аккадский период К сильнейшим богам относились также Уту Шамаш — бог Солнца, блюститель справедливости, открывающий людям будущее в гаданиях и предсказаниях оракулов; синебородый бог Луны — Нанна Син ; своенравная красавица Инанна Иштар — богиня планеты Венера, покровительница плотского вожделения и любви, земного плодородия, но и одновременно богиня распрей и раздора. Среди других значительных божеств можно назвать бога-громовника Адду, приносящего грозовые тучи и ливневые дожди; воинственного сына Энлиля — бога войны, покровителя воинов Нинурту; бога чумы и болезней Эра. Гений с головой орла, держащий сосуд с чистой водой и сосновую шишку. Он сопровождал человека в его повседневной жизни и защищал от болезней и злых сил.
Ассирийский рельеф. Ан Ану — царь небес Считался самым могущественным божеством на небесах и занимал первое место в шумерском пантеоне. Он был отцом и предком всех других богов, а также множества демонов и злых духов. Ан — первоисточник и носитель всякой власти: и родительской, и хозяйской, и царской.
Однако Ан, по крайней мере в классической шумерской мифологии, не играл сколько-нибудь важной и действенной роли в земных делах и всегда оставался от них в стороне, сидя в своих небесных чертогах и представляя собой величественную и несколько абстрактную фигуру. Энлиль — владыка обитаемого мира Илл. Чудовище с головой льва, один из семи злых демонов, родившийся в Горе Востока и обитающий в ямах и развалинах. Он вызывает раздор и болезни среди людей.
Гении, как злые, так и добрые, играли большую роль в жизни вавилонян. I тыс. Коленопреклоненные божества возле священного дерева, поднявшие руки в защитном жесте, вероятно представляют Энлиля или Бэла, бога земли. Рельеф из Нимруда.
Следует также подчеркнуть, что не всякая деятельность Энлиля была благотворной для рода людского. Потенциальная враждебность Энлиля соотносится с двойственной природой ветра, бывающего и мягким освежающим зефиром и разрушительным ураганом. Именно в буре находят выражение свирепость и губительный нрав, присущие этому богу: слово его нерушимо, он ураган, разрушающий хлев, сметающий загон для овец. Энки стоял выше других богов по своей учености и мудрости, был покровителем и изобретателем ремесел, искусств, науки и литературы, патроном магов и колдунов: Большой Брат богов, который обеспечивает процветание, Который составляет отчеты о вселенной, Ухо и мозг всех земель и стран.
Именно Энки составил и хранил у себя ме — божественные законы, управляющие вселенной. Он заботится о плуге, ярме и бороне, назначает бога Энкимду для присмотра и ухода за этими орудиями. Он изобретает и вводит в культуру все злаки и плоды на земле. Энки, как отмечается в большинстве мифов, всегда был очень благосклонен по отношению к людям.
Он не только создатель и покровитель человечества. Пытаясь передать людям некоторые секреты своей мудрости, Энки сначала обучает своим искусствам группу младших богов, с тем чтобы те принесли затем его премудрость роду человеческому. Энки — покровитель шумерских школ и патрон шумерских писцов. Он любил наперекор Энлилю преодолевать и даже нарушать естественный закон: именно его своевременный совет спасает семью праведника Утнапиштима, Зиусудры от губительного потопа.
Энки лечит больных, помогает людям во всех добрых делах и начинаниях. Бог подземных вод, Эа или Энки, изображенный в центре с птицей Анзу.
Так, они впервые в истории пришли к идее орошения засеянных полей. Придуманная ими система ирригации позволяла направлять по каналам полные ила воды Тигра и Евфрата и собирать благодаря этому богатые урожаи. Поскольку на заселённой ими территории практически отсутствовали полезные ископаемые, шумеры начали активно использовать речную глину для строительства домов и изобрели формовки для обжига кирпича. Вероятно, они же изобрели такие орудия труда, как гончарный круг, колесо и плуг. К достижениям шумерской цивилизации можно добавить создание парусного судна, конструирование первых в истории архитектуры арки, свода и купола. Шумерское царство Несмотря на практическую направленность ума и изобретательность, шумерам не удалось создать централизованное государство. В первой половине III тыс. Шумер представлял собой настоящее лоскутное одело из двух десятков постоянно враждующих между собой самостоятельных городов-государств, среди которых важнейшими и влиятельнейшими являлись Эреду, Урук, Ур, Киш, Лагаш, Умма и Ниппур.
К середине III тысячелетия часть городов и поселений Шумера были захвачены пришедшими в Междуречье из пустынь Сирии аккадцами во главе с легендарным царём Саргоном Великим годы правления ок. Энергичность и сильная политическая воля Саргона Великого позволили ему объединить под своим началом шумерские города и семито-язычные племена аккадцев, создав первую в истории человечества империю, просуществовавшую в общей сложности около 100 лет. В результате слияния двух национальных культур — шумерской и аккадской — возник своеобразный историко-культурный и религиозный синтез, при котором каждая нация старалась сохранить отличительные самобытные черты. Справедливости ради отметим, что большинство памятников шумерской цивилизации относится к шумеро-аккадской эпохе и, несомненно, испытало влияние аккадской культуры как в области языка, так и в области религиозных представлений. Но даже через эти культурные наслоения проглядываются более древние, исключительно шумерские особенности мировоззрения и религиозных взглядов. Важным источником сведений о них являются дошедшие до нас мифы и многочисленные глиняные таблички с упоминанием божеств. Уранический характер Ана подтверждается также тем фактом, что на момент фиксации этого персонажа в письменных памятниках он занимает положение праздного бога deus otiosus. В некоторых ранних текстах фигурирует как «отец богов», «владыка небес и земли». Правители считали Энлиля своим покровителем, ведь согласно представлениям шумеров именно Энлиль наделяет царей властью, вручает скипетр, дарует подвластной им земле процветание и благополучие. Кроме того, Энлиль считался и самым щедрым и по-отечески заботливым из богов, он был ходатаем за людей перед остальными богами, сочувствовал людям в их несчастьях.
К его заступничеству прибегали при неурожаях, ибо Энлиль обеспечивал всход семян и вегетацию растений. Энлиль подарил людям топор и плуг. Главный храм Энлиля находился в городе Ниппуре. Он считался богом бездны и богом мудрости. Энки привел всё сущее в порядок, дал всему имя и предназначение, определил ме для каждого божества и элемента во Вселенной. Me — это комплекс правил и предписаний, данных каждому космическому, природному и культурному явлению для осуществления и поддержания их функций в соответствии с божественными планами ср. Шумерские божества имеют ярко выраженный антропоморфный характер. Им свойственны человеческие качества, модели поведения и образ жизни. Но вместе с тем боги, несмотря на всю свою похожесть на людей, отличаются от них бессмертием и огромной творческой силой, проявляющейся в слове. Созидающая сила божественного слова, с которой мы встречаемся в шумерских мифах, вероятно, также стала результатом аналогий, основанных на наблюдении за жизнью человеческого общества: если правитель одним своим словом мог добиться практически всего, чего хотел, то тем более всемогущие боги обладали такой возможностью, помноженной на их силу и бессмертие.
В некоторых из них сохранены оригинальные шумерские названия богов, в некоторых — боги носят аккадские имена. Ключевые для культуры шумеров мифологические тексты рассказывают о жизни богов, о происхождении людей и их взаимоотношениях с богами, объясняют причину природных явлений и смысл человеческой жизни. Основными шумерскими мифами являются: — миф «Энки и мировой порядок»; — миф о Всемирном потопе и единственном спасшемся человеке Зиусудре; — мифы об Инанне и Думузи. Рассмотрим, каким образом раскрываются в них концептуальные вопросы космологии, антропологии и «сотериологии». Шумерская космология До настоящего времени не найдено ни одного шумерского мифа, который бы повествовал о сотворении мира. То немногое, что известно о шумерской космологии, по крупицам складывается из разрозненных текстов. Согласно представлениям шумеров, прежде бытия мира существовала «Первоматерь» Намму, которая породила небо и землю и стала «прародительницей всех богов». От неё родились Ан, воплотивший мужское начало, и Ки шумер. В результате священного брачного союза иерогамии божеств Ана и Ки появился бог Энлиль, который и разъединил своих родителей, подняв небо над землёй. Это первый известный в истории образ иерогамии и последующего размежевания Неба и Земли, предложенный в виде космологической схемы.
Шумеры верили в то, что при сотворении мира всё в этом мире было совершенным. А идеалом совершенства была страна блаженства — Дильмун. В этой стране нет ни болезни, ни смерти, не существует никакого насилия даже между животными: «никакой лев не убивает, никакой волк не уносит ягнёнка... Никакой ночной сторож не маячит на своём посту» 236. Между тем, как отмечает М. Элиаде, «это совершенство было, в сущности, стагнацией» 237 , поскольку бог Энки, владыка Дильмуна, ничего не делал и безмятежно спал рядом со своей супругой Нинхурсаг ещё одно воплощение женского начала , которая была девственной, как девственной оставалась и сама земля. Блаженное существование было прервано из-за случайной «оплошности», «проступка» самого бога Энки. Проснувшись, он соединился сначала со своей супругой Нинхурсаг, затем с рождённой от неё дочерью, а затем и со своей внучкой, завершив таким образом формирование пантеона в пределах райского края. Следующий неразумный поступок Энки приводит к настоящей божественной драме. Он съедает какие-то только что сотворённые травы, вместо того чтобы наречь им имена и тем самым определить их ме, роль и судьбу, как того требует им же созданный порядок вещей в мире.
Разгневанная Нинхурсаг в наказание отказывается смотреть на Энки «взглядом жизни», тот заболевает и вскоре должен умереть. Но от смерти в итоге его спасает всё та же Нинхурсаг, порождая других богинь, которые исцеляют соответствующие больные части тела её супруга. Итак, несовершенство проникает в мир из-за поступка бога, который «согрешил» против собственного призвания, нарушил принцип, который воплощал, совершив нечто, что противоречило его образу.
Ассирийский рельеф. Ан Ану — царь небес Считался самым могущественным божеством на небесах и занимал первое место в шумерском пантеоне. Он был отцом и предком всех других богов, а также множества демонов и злых духов.
Ан — первоисточник и носитель всякой власти: и родительской, и хозяйской, и царской. Однако Ан, по крайней мере в классической шумерской мифологии, не играл сколько-нибудь важной и действенной роли в земных делах и всегда оставался от них в стороне, сидя в своих небесных чертогах и представляя собой величественную и несколько абстрактную фигуру. Энлиль — владыка обитаемого мира Илл. Чудовище с головой льва, один из семи злых демонов, родившийся в Горе Востока и обитающий в ямах и развалинах. Он вызывает раздор и болезни среди людей. Гении, как злые, так и добрые, играли большую роль в жизни вавилонян.
I тыс. Коленопреклоненные божества возле священного дерева, поднявшие руки в защитном жесте, вероятно представляют Энлиля или Бэла, бога земли. Рельеф из Нимруда. Следует также подчеркнуть, что не всякая деятельность Энлиля была благотворной для рода людского. Потенциальная враждебность Энлиля соотносится с двойственной природой ветра, бывающего и мягким освежающим зефиром и разрушительным ураганом. Именно в буре находят выражение свирепость и губительный нрав, присущие этому богу: слово его нерушимо, он ураган, разрушающий хлев, сметающий загон для овец.
Энки стоял выше других богов по своей учености и мудрости, был покровителем и изобретателем ремесел, искусств, науки и литературы, патроном магов и колдунов: Большой Брат богов, который обеспечивает процветание, Который составляет отчеты о вселенной, Ухо и мозг всех земель и стран. Именно Энки составил и хранил у себя ме — божественные законы, управляющие вселенной. Он заботится о плуге, ярме и бороне, назначает бога Энкимду для присмотра и ухода за этими орудиями. Он изобретает и вводит в культуру все злаки и плоды на земле. Энки, как отмечается в большинстве мифов, всегда был очень благосклонен по отношению к людям. Он не только создатель и покровитель человечества.
Пытаясь передать людям некоторые секреты своей мудрости, Энки сначала обучает своим искусствам группу младших богов, с тем чтобы те принесли затем его премудрость роду человеческому. Энки — покровитель шумерских школ и патрон шумерских писцов. Он любил наперекор Энлилю преодолевать и даже нарушать естественный закон: именно его своевременный совет спасает семью праведника Утнапиштима, Зиусудры от губительного потопа. Энки лечит больных, помогает людям во всех добрых делах и начинаниях. Бог подземных вод, Эа или Энки, изображенный в центре с птицей Анзу. Справа крылатая богиня Инанна с финиковой ветвью в руке и рождающийся из Горы Востока солнечный бог Уту-Шамаш.
Угости ее ячменной лепешкой с маслом, Налей ей холодной воды, освежающей сердце, Напои ее пивом из кувшина, За священным столом, за Столом Небес Встреть Инанну словами приветствия. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес Пантеон богов древних славян Пантеон богов древних славян Славяне имеют многотысячелетнюю историю, однако их пантеон богов и языческие мифы не так хорошо известны, как пантеон Древней Греции, Древнего Рима или Древнего Египта. И связано это не только с борьбой между христианством и язычеством, а в Пантеон богов Пантеон богов князя Владимира Пантеон богов князя Владимира Следует вспомнить о таких языческих богах, которые стояли на горе Киевской рядом с Перуном, как Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь.
Происхождение слова Посмотреть ответ. Посмотреть ответ - является ответом на вопрос: - "Бог с пучком молний у шумеров" и состоит из 4 букв.
А - 1-ая буква.
Шумерская клинопись.....Мардук и Тиамат - Небесная битва
Многие звучные имена шумерских богов, упомянутые в книге Чмеленко, знакомы современному читателю по творчеству Виктора Пелевина. Асаллухи (шумер.), в шумерской мифологии божество — покровитель города Куары, сын бога Энки (последнее, возможно, не первоначально), заступник человека при заклинаниях, колдовстве и врачевании, изгоняющий злых демонов. • Бог с пучком молний у шумеров. Шумеры полагали, что аннунаки прибыли на Землю 450000 лет назад во время второго ледникового периода. (по-шумерски — ведущий разговоры) — бог судебных органов и дипломатов.
Бог ветра, гроз и дождя шумеров, 4 буквы?
Пантеон богов шумеров кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. мать-гончарницу сотворить для Гильгамеша равного ему, чтобы двое, состязаясь, обращали свой буйный нрав друг на друга, а не на страдающий народ. Все ответы для определения Бог непогоды у шумеров в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице.
Ответы на сканворд дня для андроида номер 28789
Стела Эаннатума правителя Лагаша. Цилиндрическая печать Шумер Энки. Шумеро аккадская Стелла. Шумеро аккадская мозаика. Шумеры рельеф. Печати Мохенджо-Даро и Хараппы. Хараппская письменность древней Индии. Письменность Хараппской цивилизации. Печати Хараппской цивилизации. Шумер Воджак.
Ганзир шумеры. Шумер Гальвань. Бог Тешуб. Шумеры книги. Письмо шумеров. Изобретения шумеров список. Телепину Хетты. Телепину Бог хеттов. Шумеры клинопись древние боги.
Древняя Месопотамия артефакты. Древние шумеры артефакты. Письменность Аннунаков. Анзуд шумеры. Птица Анзуд Шумер. Шумерская мифология Анзуд. Торевтика Месопотамии. Абзу шумеры. Дворец Синахериба Ниневия рельефы.
Рельеф дворца Ашшурбанипала. Ассирийские барельефы Ашшурбанипал. Бог Мардук Месопотамия. Мардук Бог Вавилона. Нинурта Бог шумеров. Бог Нинурта Месопотамия. Нинурта Бог войны. Алулим царь Шумера. Энзи шумеры.
Прародина шумеров. Никкаль шумеры. Медный рельеф Имдугуда между двумя оленями. В древнем Шумере правитель избирался. Шумерская богиня Иштар. Богиня Инанна Иштар. Шумерский Бог Энки. Бог адад Ассирия. Глиптика древней Месопотамии.
Глиптика Аккад. Быки Шеду в Ассирии. Шеду Ассирия скульптура. Ламассу Ассирия. Искусство Месопотамии Шеду. Рельефы дворца Саргона 2. Древние шумеры опиум. Опиум в древнем Египте. Шумеры Эстетика.
Артефакты шумеров. Артефакты шумерской цивилизации. Шумеры находки. Шумерские часы. Шумеры и Ниневия. Ниневия Ассирия. Древняя Ассирия Ниневия. Захария Ситчин Аннунаки. Бог Энлиль Месопотамия.
Энлиль Бог шумеров арт.
Хорошо известно, что в мифологии многих древних народов глава божественного пантеона или «царь богов» обязательно являлся повелителем молний, владыкой грома и гроз. Самые известные примеры: Зевс у греков, Ану у шумеров, Индра у индусов, Перун у славян и т. Изображение Зевса с двойным пучком молний краснофигурная ваза VI в. Зевс-Юпитер с пучком молний. Индра, «кто породил эти Небо и Землю» верхом на Айравате — белом царе всех слонов. Здесь необходимо сказать несколько слов именно об Индре.
Индра санскр. В ведическом пантеоне изначально Индра занимал одно из важнейших мест. Большая часть гимнов «Ригведы» посвящена именно богу Индре. Однако в «постведическую» эпоху Индра уступил своё место Тримурти. По сути дела, главной задачей Индры было поражение Вритры — демона с телом змеи и тремя головами. Битва Индры и Вритры — космогоническое отражение света и тьмы и освобождение Солнца. В ведических писаниях встречаются упоминания различных видов оружия, которое сопутствует Индре в битвах с асурами демонами : Тваштра, Агнея и Вайавйа; также применяется оружие, обладающие мистическими силами превращения: оружие Нарасимхи и Гаруды, оружие Нараяны.
И особое внимание отводится «стреле Индры» — ваджре санкср. Именно это оружие, созданное магическим образом из костей мудреца Дадхичи по другой версии её изготовил бог-кузнец, создатель оружия богов, Тваштар , позволило одолеть непобедимого Вритру. Огромная ваджра храмовый комплекс Сваямбунатх, около в VI в. Таким образом, ваджра стала символом победы над силами тьмы. Вплоть до настоящего времени для последователей индуизма, буддизма, джайнизма ваджра такой же главный символ, как крест у христиан. А один из эпитетов Индры — Ваджрапани Ваджрин — владеющий ваджрой. Здесь необходимо отметить ещё один принципиальный момент.
Согласно писаниям, Индра передал Ваджру — уникальное оружие дэвов Будде Шакьямуни, когда тот достиг просветления. Будда, приняв оружие, согнул зубцы Ваджры и превратил её в скипетр, так сказать, «закопал топор войны», давая понять, что насилие над живыми существами неприемлемо ни под каким предлогом, ни при каких обстоятельствах и ни для каких самых благородных целей. Поэтому теперь ваджра в буддизме изображается в закрытом виде. Но индийская традиция изображения стрелы Индры — молнии как оружия перешла в Месопотамию, Греция, Италию. Изображения открытой ваджры на античных монетах. Внизу справа — ваджра как прообраз геральдической «лилии» — символа царской власти в Европе. Еще раз подчеркиваю, молния являлась важнейшим атрибутом и символом верховной власти главы божественного пантеона.
Первые пять заклинаний сборника VAT 12597 начинают собой колонки, так что первые ячейки первых пяти колонок содержат начальную заклинательную формулу. Несомненно, это не случайно. К сожалению, писцу не удается выдержать этот стройный порядок на всей табличке, поскольку некоторые заклинания не влезают в одну колонку. Он использует декоративный орнамент, образованный несколько раз выписанным клинописным знаком KAS4, чтобы отделить заклинания друг от друга. Содержательно, на первый взгляд, заклинания в сборниках лишь частично связаны друг с другом. VAT 12597 содержит заклинания в порядке записи на лицевой стороне: 1 на плодородие, 2 против болезни или змеи, 3 против змеи и скорпиона, 4 и 5 против болезней, вызванных ветром; на обратной стороне: 6 родильное заклинание, 7 против болезни, 8 против боли в ушах, 9 против глазной болезни. Как кажется, содержательно связаны 2 и 3, 4 и 5, 8 и 9 заклинания. Но в древних текстах важен не только содержательный уровень.
Важно не только то, что записано, но и как. На уровне знаков и их значений все заклинания сборников связаны друг с другом по разным ассоциативным принципам. В первом и втором заклинаниях используются три одинаковых знака но в разных значениях. Второй и третий тексты связаны упоминаниями храма и богини Нингирим. Третий и четвертый используют два разных глагола со значением «связывать». Шестое и седьмое заклинания используют выражение a tu6: в первом случае в значении « бросать заклинание в воду», во втором — в значении «вода заклинания». В описании ритуалов седьмого и восьмого текстов упоминаются ветки одного и того же растения. Это лишь небольшая часть связей между текстами этого сборника.
Например, восьмое против болезни и девятое заклинания против скорпиона объединены словом «земля» и двумя разными глаголами со значением «связывать». Кроме того, в четырех из девяти заклинаний встречается глагол sar «прогонять». В VAT 12597 таким объединяющим разные тексты глаголом служит глагол ta3 «касаться». Он тоже встречается в четырех текстах. Можно выделить четыре принципа, использующихся для организации заклинаний на табличке: похожее содержание двух соседних заклинаний; использование одинаковых знаков в двух соседних заклинаниях; использование одинаковых выражений; использование знаков с похожим звучанием. Ассоциативные принципы, применяющиеся здесь для выбора текстов, напоминают принципы, по которым организованы вхождения в лексических списках графические, по звучанию и пр.
Монолог Сидури особенно интересен, так как в нем раскрывается понимание разницы между природой людей и богов. Когда род людской создавали боги, Смерть они приказали роду людскому И в своих руках жизнь сохранили. Ты, Гильгамеш, наполняй свой желудок, Забавляйся ты и днем, и ночью, Каждый день устраивай праздник, Каждый день будь доволен и весел, Пусть твои одеяния будут пышны, Голова умащена, омыто тело, Любуйся ребенком, твою хватающим руку, Пусть к твоей груди припадет супруга! Гильгамеш не слушает этих увещеваний и она показывает ему путь. Герой отправляется через море к острову, на котором живет Утнапишти. Переход через воды - продолжение инициатических испытаний героя. Гильгамеш достигает острова и встречается с Утнапишти. В ходе их диалога Утнапишти рассуждает о бренности всего, и недоступности бессмертия и рассказывает Гильгамешу о потопе, в котором боги его пощадили и он вместе с семьей обрел бессмертную природу. Общий посыл его слов можно выразить так: Боги могут породнить человека с собой в исключительных случаях, если будет на то их воля. Но времена, когда такое было действительно возможно, давно прошли. Утнапишти предлагает Гильгамешу выход. Герой должен бодрствовать шесть дней и семь ночей и тогда его цель будет достигнута. Длительное бодрствование - ещё один очень древний элемент сценария инициации. Оно означает преодоление человеческой природы. Победа над сном символизирует победу над смертью. Гильгамешу, однако, не удается пройти это испытание. Он засыпает почти сразу. Этот факт призван обозначить невозможность для существа с человеческой природой обрести бытие богов и одновременно, способ, которым эта цель может быть достигнута - с помощью удачной инициации. Далее Утнапишти, послушав совета жены, рассказывает Гильгамешу о месте, где растет цветок, дающий бессмертие. Гильгамеш ныряет за цветком и достает его из-под воды. Радостный, он отправляется домой. В один день, сделав привал, Гильгамеш обнаруживает источник, в котором решает умыться. В этот момент змея, проползавшая неподалеку, учуяв запах цветка, хватает бесценное растение и уносит с собой. На этом путешествие Гильгамеша в поисках бессмертия заканчивается, так-как герой понимает, что произошедшее - знак ему остановиться. Концовка поэмы, на мой взгляд, символизирует возврат Гильгамеша к земным делам, к историческому существованию: И прибыли они в Урук огражденный. Гильгамеш ему вещает, корабельщику Уршанаби: "Поднимись, Уршанаби, пройди по стенам Урука, Обозри основанье, кирпичи ощупай - Его кирпичи не обожжены ли И заложены стены не семью ль мудрецами?