В землянке (Бьётся в тесной печурке) Алсу. В землянке (Бьётся в тесной печурке) Алсу. «В землянке» («Землянка», «Бьётся в тесной печурке огонь») — советская песня времён Великой Отечественной войны. Всю ночь просидел Алексей Александрович над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки. Песня «В землянке (Бьётся в тесной печурке огонь)» — Олег Яворский & Oleg Yavorsky.
ЗАТОПИЛ ПЕЧКУ В ЗЕМЛЯНКЕ В ДОМЕ ШКОЛЬНИКА! МОЖНО ЛИ ТАМ ЖИТЬ?🏠🌲
Об этом сообщается в группе «ВКонтакте» волонтеров из движения «Рожденные помогать». Этот населенный пункт находится примерно в 4—5 километрах от места жительства мужчины. Уговорить Леонида пройти обследование у врачей получилось только сейчас. Мужчину направили на обследования к различным врачам для оформления инвалидности.
Оказывается, это похрустывало сено под ее телом. В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит. Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать. Она уснула крепко, проспав без сновидений всю ночь напролет.
В теплое время года он спал в палатке, а на зиму сделал себе жилье под землей. Об этом сообщил телеканал «Якутия 24». Иннокентий признался, что проблемы с психикой у него начались, когда он был в армии, а после службы ситуация ухудшилась. Мужчина много лет лечился психоневрологическом диспансере. Выписался только два года назад.
Каждая деревня знает своих лучших косцов, и сами они знают, что они лучшие косцы, и втайне гордятся этим. У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец ли, старший ли брат. И каждый из нас хочет, чтобы именно у моего отца был самый широкий, самый чистый прокос, чтобы именно он, а не кто-нибудь другой шел впереди и вел всю растянувшуюся цепочку.
Косцы радовались, увидев нас, спускающихся с холма. Впрочем, никто из них не бросал прокоса на середине, но, дойдя до конца, пучком мокрой травы вытирал косу, а если прокос привел к реке, то окунал косу в сонную воду. Омоется с косы прилипшая к ней травяная мелочь, и, когда вскинет косец ее на плечо, будут стекать с острого носка речные капли.
Подложив под себя свежескошенной травы, косцы рассядутся завтракать, но не очень кучно, не очень близко друг к другу. Однако, такая рассредоточенность косцов не мешает перекидываться шутками.
Остались вопросы?
История создания стихотворения «Бьется в тесной печурке огонь» началась 27 ноября 1941 года. Житель Южно-Сахалинска Константин Ермаков научился с комфортом жить в лесу, выбрав в качестве жилплощади землянку. Кадр 1 из видео Землянка У Березы В Диком Лесу, Связь В Землянке, Затопило Землянку?
Из Сыктывкара семья переехала жить в землянку (ФОТО)
(1) Затопив в землянке печурку, Полина сварила чай и, как только стемнело, легла спать. Что же до собственно артиллерийских телепередач, затопив германии 2016, то я бы пока воздержался от баров. К утру землянку здорово выстуживало, но топить печку уже было нельзя, чтобы дым не засекли вражеские корректировщики артиллерийского огня. В феврале 2011 года было установлено, что все это время мужчина скрывался в землянке, построенной им в тайге в окрестностях Стрежевого. К утру землянку здорово выстуживало, но топить печку уже было нельзя, чтобы дым не засекли вражеские корректировщики артиллерийского огня. В Тарбагатайском районе Бурятии волонтеры доставили к врачам 60-летнего охотника-отшельника без кистей по имени Леонид Григорьев, который 25 лет прожил в землянке в лесу.
Затопили в землянке печурку поля сварила чай и как только стемнело легла спать - 96 фото
Тем временем к Кашину уже подходила пехота противника. Оставшиеся в деревне бойцы, командиры и журналисты сбились в небольшой землянке, оборудованной на задворках штаба. Алексею Суркову и другим военкорам места внутри не хватило, и они укрылись от обстрела на ступеньках, ведущих в землянку. Немцы, засев в двух-трёх уцелевших домах, непрерывно обстреливали штаб. Начальник штаба полка капитан Величкин собрал у бойцов «карманную артиллерию» — десятка полтора ручных гранат Сурков тоже сдал две заветные «лимонки» , выбрался наружу и пополз к домам, где засели фашисты. Оставшиеся в землянке товарищи прикрыли его автоматным огнём. Величкин, добравшись до цели, забросал немцев гранатами и вернулся. Огонь фашистов заметно поредел. Это был шанс вырваться из вражеской западни. Офицеры-штабисты вместе с репортёрами стали организованно отходить к речке. Немцы стреляли из миномётов — от разрывов снарядов мёрзлая земля разлеталась во все стороны, больно била по каскам, осколки секли по шинелям.
За рекой лежало заснеженное поле — его предстояло перейти по глубокому снегу под миномётным огнём врага. Каким-то чудом штабу удалось прорваться к своим. Там и обнаружилось самое страшное. Оказывается, они прошли по собственному минному полю. Случись кому-нибудь во время этого отхода наступить на усик мины, никто не уцелел бы. Прибывшие разместились в блиндаже, устроились возле печки. Кто-то стал наигрывать на гармони, чтобы приободрить товарищей. Сурков же, памятуя о своей военкоровской задаче, стал делать наброски для репортажа, но не мог сосредоточиться, вспомнил о жене, в голове стали складываться поэтические строчки. Слева: Алексей Сурков, рисунок Георгия Верейского, 1943 год. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что хотя я свою совесть и очистил, но песни из этого лирического стихотворения не выйдет.
Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушёл». На самом деле стихотворение композитору очень понравилось.
Переговорив о чем-то с командиром полка, он обратился ко всем, кто был в блиндаже: — А ну-ка, у кого есть «карманная артиллерия», давай! Собрав десятка полтора ручных гранат, в том числе отобрав и у меня две мои заветные «лимонки», которые я берег на всякий случай, капитан, затянув потуже ремень на своей телогрейке, вышел из блиндажа. Мы тотчас же открыли огонь по гитлеровцам. Величкин пополз. Взрыв, еще взрыв, и в доме стало тихо. Тогда отважный капитан пополз к другому дому, затем — к третьему. Все повторилось, как по заранее составленному сценарию.
Вражеский огонь поредел, но немцы не унимались. Когда Величкин вернулся к блиндажу, почти смеркалось. Командир полка уже выходил из него: КП менял свое расположение. Все мы организованно стали отходить к речке. По льду перебирались под минометным обстрелом. Гитлеровцы не оставили нас своей «милостью» и тогда, когда мы уже были на противоположном берегу. От разрывов мин мерзлая земля разлеталась во все стороны, больно била по каскам. Когда вошли в новое селение, кажется Ульяново, остановились. Самое страшное обнаружилось здесь.
Начальник инженерной службы вдруг говорит Суханову: — Товарищ подполковник, а мы же с вами по нашему минному полю прошли! И тут я увидел, что Суханов-человек, обычно не терявший присутствия духа ни на секунду, — побледнел как снег. Он знал: если бы кто-нибудь наступил на усик мины во время этого отхода, ни один из нас не уцелел бы. Потом, когда мы немного освоились на новом месте, начальник штаба полка капитан Величкин, тот, который закидал гранатами вражеских автоматчиков, сел есть суп. Две ложки съел и, смотрим, уронил ложку — уснул. Человек не спал четыре дня.
Ни единого… А до смерти — четыре шага». В феврале 1942 г. Первой исполнительницей стада Людмила Русланова.
Чувствовалось, что песня «получилась». В тот день был в редакции и писатель Евгений Воробьёв, работавший тогда в газете. Он попросил Листова записать мелодию новой песни. Нотной бумаги под рукой не оказалось. Тогда Листов разлиновал обычный лист бумаги и записал мелодию на нём. В глубине души он не верил, что песня завоюет сердца. Она получилась слишком задушевной, лирической, а время требовало других песен — героических, маршевых. Однако вечером после ужина Миша Савин попросил у Суркова текст и, аккомпанируя себе на гитаре, ещё раз спел новую песню. Читайте также «У деревни Крюково погибает взвод» — О каком Крюково поётся в знаменитой песне Как песня попала в «Комсомолку» С нотной записью, оставленной композитором, и с гитарой коллеги Алексея Суркова — писатель Евгений Воробьёв и фотограф Михаил Савин, ничего не сказав авторам, отправились в редакцию «Комсомольской правды», где Воробьёв работал несколько лет до войны. На этот раз пел я, а Михаил Иванович мне аккомпанировал. Песня очень понравилась, и её тут же приняли для публикации в газете». Эта публикация песни, сразу ставшей чрезвычайно популярной на фронте, оказалась едва ли не единственной в первые годы войны. Первая публикация песни «В Землянке» в «Комсомольской правде» 25 марта 1942 года Фото: electro. Она «пошла» по всем фронтам — от Севастополя до Ленинграда и Полярного — такая искренняя, такая человечная, такая желанная сердцу. Так тоскующий живой голос Алексея Суркова услышала не только его любимая жена Соня, но и вся страна. Композитор Константин Листов вспоминал : «Я много написал во время войны песен, но ни одна из них не полюбилась слушателям, как эта. Тогда же, в 1942-м песня вышла отдельным нотным изданием в Москве. Нотное издание песни «В землянке», 1942 год Фото: rsl. По словам дочери Натальи, то письмо с фронта она уничтожила ещё в войну: «Мама была человек осторожный. Мало ли что…» Осторожность и впрямь была не лишней в те бедовые времена. Москва, 1946 год Фото: ds04. Алёша стал задыхаться, снега было по пояс. Только снег, замерзшая речка, кусты и больше ничего, никаких укрытий.
ЗАТОПИЛ ПЕЧКУ В ЗЕМЛЯНКЕ В ДОМЕ ШКОЛЬНИКА! МОЖНО ЛИ ТАМ ЖИТЬ?🏠🌲
Свою роль сыграл и тающий снег. Вода начала заливать землянку и подмывать стены. Сегодня утром в ней обрушились две кельи, поэтому части затворников пришлось срочно эвакуироваться.
Alena201535 29 апр. Вечер из золота. Бумага из дерева. Стол из дерева. Квадрат из железа... Образуйте от имен существительных относительные имена прилагательные?
Hellenetk 29 апр. Помнит - забывает, ловит - роняет, просит - предлагает, кричит - шепчет молчит , уходишь - приходишь... Farsunka 28 апр.
Все, свободные от работы «в номер», затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня получилась. Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя на гитаре, исполнил песню. И сразу стало ясно, что песня «пойдет», если мелодия ее запомнилась с первого исполнения. Песня действительно «пошла». По всем фронтам — от Севастополя до Ленинграда и Полярного.
Некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: «…до тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага» — упадочнические, разоружающие. Просили и даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но мне жаль было менять слова — они очень точно передавали то, что было пережито, перечувствовано там, в бою, да и портить песню было уже поздно, она «пошла». А, как известно, «из песни слова не выкинешь». О том, что с песней «мудрят», дознались воюющие люди. В моем беспорядочном армейском архиве есть письмо, подписанное шестью гвардейцами-танкистами. Сказав доброе слово по адресу песни и ее авторов, танкисты пишут, что слышали, будто кому-то не нравится строчка «до смерти — четыре шага». Гвардейцы высказали такое едкое пожелание: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, — мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти». Поэтесса Ольга Бертгольц рассказала мне еще во время войны такой случай. Пришла она в Ленинграде на крейсер «Киров».
В кают-компании собрались офицеры крейсера и слушали радиопередачу. Когда по радио была исполнена песня «В землянке» с «улучшенным» вариантом текста, раздались возгласы гневного протеста, и люди, выключив репродукторы, демонстративно спели трижды песню в ее подлинном тексте. Вот коротко о том, как сложилась песня «В землянке». Из сборника «Истра, 1941». У нас есть небольшая просьба.
Так, патриарх Московский и всея Руси Алексий II в декабре призвал людей не верить "тем лжепроповедникам", которые пугают концом света, включая духовного лидера пензенских сектантов Петра Кузнецова, находящегося сейчас на принудительном лечении в психиатрической клинике. Все проповедники, которые стращают наступлением конца света то в мае, то в июне, то в этом году, то в следующем, не имеют для таких заявлений никаких оснований", - заявил патриарх, подчеркнув, что "когда придет конец света, никто из нас не знает и знать не может". В свою очередь, заместитель директора Государственного научного центра ГНЦ им.
Сербского Зураб Кекелидзе надеется, что "пензенские затворники" выйдут из своего убежища раньше мая, когда, по их убеждению, должен наступить конец света. Кекелидзе на пресс-конференции, состоявшейся в конце января в Москве. При этом, по его словам, люди, которые говорят о страшном конце света, есть всегда.
Диктанты 9 класс с грамматическим заданием по теме «Сложносочинённое предложение»
Как установили сотрудники милиции, женщина жила неподалеку от этого кювета – в землянке, где, вероятнее всего, и возник пожар, во время которого, надышавшись угарным газом, пострадавшая попыталась выбраться на свежий воздух. В этом выпуске а затоплю печку в своей землянке а так же мы посетим с вами найденную мною большую землянку в лесу. Топили печурку в своем блиндаже И было нам не до парадов! Нам сегодня, через 80 лет, трудно представить, какие мысли рождаются у смертельно уставших после боя людей, собравшихся в землянке у солдатской железной печурки.
Диктанты 9 класс с грамматическим заданием по теме «Сложносочинённое предложение»
А вот ее 36-летний сожитель так и остался на месте пожара, его труп с обширными термическими ожогами силовики нашли внутри жилища. Что стало причиной возгорания, устанавливается.
Листов ушел, а вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя на гитаре, исполнил песню. Сразу стало ясно, что песня удалась, раз ее мелодия запомнилась с первого исполнения. Писатель Евгений Воробьев и Михаил Савин принесли ноты и слова песни «В землянке» в «Комсомольскую правду» и сами спели ее в редакции.
Далее началось триумфальное шествие «Землянки» по фронтам Великой Отечественной. Народ искренне полюбил ее за трогательные слова и красивую музыку. Впрочем, нашлись и критики, усмотревшие в словах песни «Бьется в тесной печурке огонь» упаднические настроения. Они требовали от автора переписать строчку «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага».
Когда Сурков отказался, на трансляцию композиции по радио наложили запрет, но позже его сняли после возмущенных писем с фронта. Тем не менее, кто-то успел внести требуемые изменения в текст.
Она поднялась на локте, и глаза ее смотрели теперь на Акимова с изумлением. О своей родной нарымской земле, краше которой, как ей думалось, на свете не было, она слышала чаще всего одни и те же слова: «Гиблые места. Гиблый край…» Ее сердчишко всегда сжималось в комочек от этих жестоких и суровых слов. Это нарымская-то земля гиблая?! Земля, где выросла и прожила всю жизнь мама? Земля, которую полюбил навсегда ее папка, приехавший сюда подневольно?!
Земля, о которой дедушка Федот Федотович часто говорит как о земле чудес?! Ну уж знаете… А где еще есть такие просторы, как здесь, в Нарыме? А где, в каком краю сыщутся такие могучие реки, как здесь? А леса такие где-нибудь есть еще? А какие бывают здесь необозримо широкие луга, когда после весеннего половодья они покрываются цветами и буквально напоминают ковры! Вот то-то и оно… Поля, конечно, этого не высказывала, но она всякий раз готова была высказать эти мысли, едва лишь кто-нибудь произносил о Нарыме жутко несправедливые слова: «Гиблые места, гиблый край…» И вот тебе на! Беглый человек… Залетная птаха… А о чем толкует? Карта Дальней тайги!
Кто он, этот парень, обросший бородой? Может быть, он новый Ломоносов? Тот-то ведь тоже из глухих и дальних мест, пехтурой с сумкой сухарей заявился в Москву… Поля не могла дальше лежать на нарах. Она встала, подошла к столу, кинула взгляд на доску, разрисованную каленым шилом. И неосмотренной земли тут… — Акимов не договорил, задохнулся, только размахнул длинными руками. А вот же! Есть гиблые условия существования людей. А это уж зависит не от земли, а от человека… — А вы понимаете в землях?
Какая ценная, какая нет? Путешественник я, изыскатель, — с легкой иронической улыбкой сказал о себе Акимов. Похвалил бы всенепременно: «Молодец, Ванька, не лоботрясничал, думал, не уповал на светлое будущее, на которое любят сваливать несделанную работу лентяи». На каждом шагу она будет цепляться за сучья. Вы белый свет невзлюбите, — сказала Поля, прикинув размер доски со спиной Акимова. И придется нести ее в мешке, и не поперек спины, а вдоль. Акимов уже и сам понимал — забрать с собой доску невозможно. Ну, скажем, пронесет он ее через тайгу, а дальше как?
Даже в распиленном состоянии доска все равно будет помехой. А главное, она будет обращать внимание на него посторонних и, следовательно, чинов российского правопорядка, а ему, наоборот, стать бы сейчас невидимкой, превратиться в тень, проскользнуть по России легкокрылой бабочкой, не оставляя следа. Положу вот сюда, в уголок. Под нары. И пусть себе лежит. Единственное, о чем прошу, Поля: передайте Федоту Федотычу, чтоб не торопился он пускать ее на лучину… — Подумав о чем-то, добавил с грустной усмешкой: — Вдруг она мне понадобится… — Что вы, конечно, сбережем! Дедушке скажу, а только он и сам понимает. Вы не думайте, что если он неграмотный, то он дикий и темный.
Он много знает, наслышан… — В голосе Поли прозвучали теплые нотки. Федот Федотыч — человек обширного житейского кругозора. А в области таежной жизни он прямо профессор! Поля закатилась в веселом смехе. Ну и забавный же этот бородатый парень. Видать, со своим царем в голове! Для других нарымская земля — «гиблый край», а он пророчит ее для науки. Дедушка Федот Федотович Безматерных для всей парабельской знати — поселенец, батрак, неумытая харя, а для этого — профессор… Сколько Поля ни жила на белом свете, сколько ни встречалась с людьми, впервые она видела человека, который общепринятые понятия повертывал так, что они поражали тебя какими-то таящимися в них свойствами, недоступными пока никому, кроме него… — Я привык, Поля, за это время к Федоту Федотычу.
Поля заметила, что глаза его в этот момент были какими-то неземными, похожими при блеклом свете жировика на далекие небесные звездочки, которые светятся на зорьке загадочно, ласково и тихо. А может быть, еще не успел жениться. Вот и тоскует», — подумала Поля, но задавать вопросы об этом не решилась. Акимов собрал кое-какие вещички в брезентовый мешок, который Поля уже однажды видела в обласке, весело сказал: — Ну что ж, я готов… вот мой кафтанишко. Акимов посуетился еще немного по избе, принес с улицы охапку дров, заправил печку и погасил светильник. Он осторожно положил свою одежду на чурбачок и, когда тяжелая пряжка ремня, перетянув брюки, громко ударилась о половицу, обругал себя шепотом: — Медведь сиволапый. Нары в избе были разделены столом. Поля легла на место Федота Федотовича, Акимов занимал свою часть нар в переднем углу.
Она уже вскипятила чай и разогрела вареных рябчиков, когда Акимов вскочил с нар как ошпаренный. Надо же так безбожно проспать, — корил он самого себя. Обрадовался, успокоился, притихла тревога. Нет, так не пойдет дело, не годится так… — Зря вы себя ругаете! Можно было еще целый час спать. До рассвета долго. Теперь уже Полины уговоры были бесполезны. Акимов зажег светильник и принялся хлопотать возле печки.
Но и тут Поля опередила его. Она подшуровала печку, прибавила дров, и огонь пылал с ровным гулом. Ешьте крепче. Обеда не будет, а ужин сварганим у дедушки в землянке только, — предупредила Поля. Рябчики готовы. Оботрусь снегом. Через голову Акимов стащил верхницу и в одной нижней рубашке выскочил за дверь. Вскоре он вернулся с мокрыми руками, с мокрым красным лицом, покрякивая и поохивая.
Они ели рябчиков, прихлебывали чай, переговаривались о всяких пустяках. Поля чувствовала, что с каждой минутой Акимов все меньше и меньше стесняет ее. Вчера в первые часы их знакомства она долго испытывала и скованность, и робость, и напряжение. Но суждения Акимова о нарымских землях и в особенности о Федоте Федотовиче как-то незримо и очень естественно, без всяких слов ослабили это отчуждение. Видно было, что Акимов хоть и борец с царизмом, пришелец из далеких чужих краев, но добродушный, веселый человек, понимает жизнь других людей и оценивает их не по богатству и званию, а совсем по иным признакам. Закончив завтрак, Поля поступила так, как поступил бы на ее месте каждый таежник: она перемыла посуду, составила ее рядком на полке, проверила, есть ли соль в туеске, на месте ли лежат спички, а потом отодвинула от печки не только поленья, но и мелкие щепочки, лучинки. Дрова в печке догорят, огонь погаснет сам собой. Но если вдруг по несчастью ли, или в поисках доброй добычи на стан придет неизвестный путник, он найдет здесь все: и спички, и соль, и котелок, и сухарь, и сухое полено с лучиной для разживки огня.
А не произойдет такой случай, пусть себе все остается на месте до следующего прихода хозяев! Встали на лыжи. Утро выдалось тихое — ветка не шевельнется, снежная пушинка с места не стронется. Но зато гулко в тайге, как в пустом доме. Дятел застучал клювом, добывая из-под коры червячка, и покатилось по тайге: тук-тук-тук, тук-тук-тук… Сумрак отступил в лощины, небо посветлело, засверкали над макушками багряные лучи, длинные и острые, как пики. Возвращаться не придется? Иней покрыл его шапку, бороду, ресницы, положил серебристые пятна на полушубок и пимы.
Все свободные от работы «в номер», затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня «вышла». А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя себе на гитаре, спел новую песню. И сразу стало видно, что песня «пойдет», если обыкновенный потребитель музыки запомнил мелодию с первого исполнения. Алексей СУРКОВ «Враг рвался на восток через Кашино и Дарну по дороге, параллель ной Волоколамскому шоссе, фашистские танки прорвались на дорогу и отрезали штаб полка, расположившийся в деревне Кашино, от батальонов. Надо было прорываться из окружения. Всем штабным работай кам пришлось взяться за оружие и гранаты.
Леонид Утесов - В землянке listen online
Поэту в ту пору исполнилось 42 года, он был уже известным автором, редактором журнала «Новый мир». На фронт его не призывали, однако он сам вызвался работать военным корреспондентом. Позднее в своих воспоминаниях Алексей Сурков писал: «Стихи мои «Бьется в тесной печурке огонь» так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву, не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что песни из этого стихотворения не выйдет. Листов ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фоторепортера Михаила Савина гитару и спел свою новую песню, назвав ее «В землянке».
Танки разнесли в щепки здание штаба, а Алеша со своими уже были за рекой, спаслись. И потом где-то в деревне, где они ночевали, он написал мне письмо…» Даже дети долгое время не знали о том, что песня посвящена их матери. О негасимой родительской любви, вдохновившей поэта, дочь рассказывала так: «Папа с мамой прожили вместе 60 лет, и всё это время были замкнуты только друг на друге. Папе нужна была мама.
Маме позволялось всё. У нас была домработница, нанималась на даче для этой цели простая деревенская баба. Ведь изначально речь шла о его чувствах, которые помогли ему выжить. Но Софья Антоновна смеялась: «Это народ, Алёша, тебя поправил».
Почему «до смерти четыре шага»? Сейчас в такое трудно поверить, но летом 1942 года на песню «В землянке» вдруг был объявлен негласный запрет. Цензуре «наверху» не понравилась фраза «до тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага». Песню объявили «упаднической», мол, она только «размагничивает советского человека».
И вообще, как можно думать о любимой женщине, когда страна в опасности? Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть её подальше от окопа. Но портить песню уже было поздно, она «пошла». А, как известно, из песни слова не выкинешь.
О том, что с песней «мудрят», дознались воюющие люди. В моём беспорядочном армейском архиве есть письмо, подписанное шестью гвардейцами-танкистами. Сказав несколько добрых слов по адресу песни и её авторов, танкисты пишут, что слышали, будто кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага»: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, — мы-то ведь знаем, сколько шагов до неё, до смерти». Откуда же взялись эти «четыре шага»?
Оказывается, это вовсе не поэтическая вольность. Во время войны существовало правило — передвигаться по минному полу на расстоянии не менее четырёх шагов друг от друга, чтобы в случае подрыва одного у других остался бы шанс уцелеть. Между тем «оптимистичные» изменения в песню были внесены, как водится, без ведома автора, и спорное место стало звучать так: Ты теперь далеко-далеко.
Текст песни «В землянке — Бьется в тесной печурке огонь» В землянке музыка К. Листов, слова А. Сурков Бьётся в тесной печурке огонь.
На поленьях смола, как слеза, И поёт мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.
Сурков вспомнил о написанных стихах, оформил их набело и отдал по другим сведениям — продиктовал по телефону [4] композитору — по собственным словам, уверенный в том, что ничего не получится. Однако через неделю Листов вернулся в редакцию и, взяв гитару у фотокорреспондента Михаила Савина, исполнил новую песню, назвав её «В землянке». Присутствовавшие одобрили композицию, а вечером Савин, попросив текст, исполнил песню сам: мелодия запомнилась с первого исполнения. Работавший во «Фронтовой правде» писатель Евгений Воробьёв скопировал ноты и текст и вместе с Михаилом Савиным принёс их в редакцию « Комсомольской правды ». Там они исполнили песню Воробьёв пел, а Савин аккомпанировал ; она понравилась слушателям и была опубликована в номере газеты от 25 марта 1942 года. Популярность[ править править код ] Вскоре песня пошла по фронту.
Её исполняли солдаты, фронтовые творческие коллективы, в том числе она вошла в репертуар знаменитой Лидии Руслановой именно после её исполнения в апреле 1942 года перед бойцами 2-го гвардейского кавалерийского корпуса под Волоколамском начался роман певицы с генерал-майором Владимиром Крюковым. Часто последняя строка исполняется в варианте «От твоей негасимой любви». Во время войны в некоторых исполнениях текст песни выглядел совершенно по-другому: после первых двух куплетов без изменений следовали не два, а четыре. Имелось также несколько песен-ответов. В августе были изъяты и почти полностью уничтожены грампластинки с записью песни в исполнении Лидии Руслановой. Поэту рекомендовали убрать упоминания о смерти — Сурков отказался. Тогда Главное политическое управление наложило запрет на трансляцию песни по фронтовому радио и её исполнение творческими коллективами.
Поэт получил от шести гвардейцев-танкистов письмо со следующей просьбой: «Напишите вы для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль , а нам оставьте так, как есть, — мы-то ведь знаем, сколько шагов до неё, до смерти».