Новости юлий осипович мартов

Юлий Осипович Цедербаум родился 24 ноября 1873 года в Константинополе, в большой зажиточной семье сотрудника Русского общества пароходства и торговли. Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум; 24 ноября 1873, Константинополь — 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист. Образ ведущего новостей.

СУДЬБА ЛЮДЕЙ НА ФОТО 1897 г С ЛЕНИНЫМ.

Главная» Новости» Юлий осипович мартов краткая биография. Детство Мартова Ю.О. Родился Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум) 24 ноября 1873г. в Константинополе в зажиточной еврейской семье. Юлий Осипович Цедербаум родился 24 ноября 1873 года в Константинополе, в большой зажиточной семье сотрудника Русского общества пароходства и торговли. Ю́лий О́сипович Ма́ртов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков.

Библиография

  • Революционные взгляды и идеи Мартова после событий Первой мировой войны
  • Жизненный путь и начало революционной деятельности Юлия Мартова
  • Трагедия Мартова
  • Ответы : Были ли у Ю. О. Мартова жена и дети?
  • Правоверный марксист
  • Мартов, Юлий Осипович — Коммунистическая Энциклопедия

Юлий Мартов - кратко

В подборке автора: 10 фактов о... Юлий Осипович родился 24 ноября 1873 года в Константинополе Османская империя в еврейской семье. В 1877 году вместе с родителями и младшей сестрой вынужден был покинуть город и переехать в Одессу после начала русско-турецкой войны. В детстве Юлия Осиповича уронила гувернантка, в результате чего он сломал ногу, которая позже неправильно срослась, и хромал всю последующую жизнь. К революционному движению Юлий Цедербаум присоединился на первом курсе Петербургского университета, за что в 1892 году был арестован и после полутора лет в тюрьме выслан в Вильно под надзор полиции. Студент Цедербаум Студент Цедербаум 4. В 1895 году вместе со своим другом Владимиром Ульяновым и другими революционерами Цедербаум участвовал в создании «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

В том же году организация была разгромлена полицией, Цедербаум и Ульянов отправились в тюрьму, а затем в ссылку.

Но назначенная свадьба не состоялась, поскольку Юлий Осипович в этот день зашел в парижское кафе, погрузился в жаркие политические споры с товарищами по партии и забыл обо всем на свете… Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М.

Горького в Берлине....

В нач. Выступал за скорейшее окончание войны и демокр. Участник Циммервальдской авг. Юлий Мартов фотография О Февр. Вначале сохранял убеждённость в правоте меньшевист.

Исходя из обязательности для успешной соц. Считал, что буржуазия способна сыграть свою роль только при свержении самодержавия, а затем, в ходе переустройства об-ва, возможен её отход от рев-ции. Когда буржуазия "исчерпает себя", допускал свержение бурж. Переход власти к радикальной мелкобурж. В тактике большевиков Мартов усматривал стремление "добраться до власти не силой собств. Решил "остаться на далёком расстоянии с Лениным и Троцким" там же, л.

В тот же день на Всерос. Его речь была встречена большинством делегатов враждебно. Мартов и его сторонники заявили о сложении с себя полит. Мартов отказался войти в ред. Он остался в оппозиции, во главе немногочисл. В кон.

В сер.

Петербургского университета, откуда был исключен в 1892 г. Далее писать о его политической биографии не буду, ведь книга не о нем, а о его родных. Уехал из России Л.

Мартов в 1920 году. В газетах печатались версии его отъезда как о нелегальном с помощью В. Все это было придумано, никакой нелегальщины не было, и жил Л. Мартов в Москве легально, никуда не прятался.

Один раз его арестовали, но в тюрьму не увезли, а был просто домашний арест, но сразу же освободили. Мартов уехал на съезд Независимой социалистической партии, где он должен был выступить. Получил паспорт в Наркоминделе и билет. На время процесса над эсерами Л.

Мартов хотел приехать и выступить в защиту их, но Советское правительство не дало ему визы. Скончался Л. Мартов в санатории в Шварцвальде в Германии 4 апреля 1923 года от туберкулеза горла. Кремация была 10 апреля, 11 июня 1923 года на кладбище при крематории в Берлине поставили бронзовую урну с надписью по-немецки на цоколе: "Л.

Мартов — борец за освобождение рабочего класса". При фашизме могила была разрушена, после окончания 2-й мировой войны была восстановлена. Я, к сожалению, не знаю, кто восстановил - 17 - ее, но это было при В. Пике, О.

Гротеволе и Э. Хонеккере, за что я им всем благодарна. В фонде Л. Из писем видно, что она была влюблена в него, ее знали все его братья и сестры, дружили с ней, жаль, что его писем к ней нет.

Мне рассказывала Виктория Сергеевна Кранихфельд, что в Париже должна была быть их свадьба. Поля и гости ждали, а Юлий Осипович приехал с опозданием на несколько часов. Он утром, как привык, зашел в кафе выпить кофе, а там начался спор, он увлекся и все забыл. Поля после этого сказала, что Юлий Осипович не может быть мужем, он партийный деятель.

Так Л. Мартов остался один и не имел семьи и детей. Я читала письма Поли Гордон после этих событий, это были совершенно официальные письма о целях партии. Сама я не видела Л.

Мартова, он умер в 1923 г. Баранской, Р. Абрамовича, Луначарского и многих других. Во всех воспоминаниях упоминается его невероятная трудовая энергия, невероятные честность и тактичность.

Я горжусь, что отношусь к клану родных Л. Никогда все мои бабушки и дедушки, дяди не кривили душой, не предавали Россию, не думали о своем обогащении. Старалась и я так прожить жизнь свою, только жаль, что уже в 9 лет я фактически осталась одна. Даном, она скончалась в Нью-Йорке 28 марта 1963 года.

Другая сестра Мартова Надежда Осиповна по мужу Кранихфельд. Она родилась в 1875 г. Об этом партия большевиков помнила, но когда Надежда Осиповна умерла, по-человечески поступить не смогли: во-первых, на глазах умирающей был сделан обыск, хотели выпустить на похороны Сергея Иосифовича Цедербаума, из тюрьмы велась большая переписка, и пока она велась, похороны состоялись и его не пустили, а ее старшего сына Андрея Сергеевича Кранихфельда даже и не собирались выпускать на похороны, это не нашли нужным. Ее две дочери Виктория Сергеевна и Людмила Сергеевна впоследствии были арестованы, сидели на Лубянке, были высланы.

Мартова, родилась 29 мая 1904 года в г. По постановлению Центральной комиссии по пересмотру уголовных дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления, от 29 ноября 1954 постановлением Особого совещания при МГБ СССР от 17 февраля 1956 г. Умерла Людмила Сергеевна 3 января 1990 г. Во время ареста находилась на Лубянке.

Людмила Сергеевна рассказывала, что ее камера на Лубянке была такая узкая, что нельзя было сесть, можно было только слегка согнуть ноги, и она была счастлива, когда ее однажды заставили мыть пол в камере и около нее, так как это был отдых. Я вспоминаю книгу "Испанские и португальские поэты — жертвы инквизиции", М. Лубянка в 30-е годы, а вернее, и в 20-е годы уже повторяла все, что было придумано инквизицией, но, конечно, гораздо более жестоко. Жаль, что НКВД не смогло придумать костров, если б решились, то, наверное, по всей России пылали бы костры.

Конечно, у них были придуманные обвинения, так Людмила Сергеевна, оказывается, рыла подземный туннель до Индии. Мы дома после 1956 г. Во время обыска у Людмилы Сергеевны была изъята грамота XVIII века, данная Иоганну Кранихфельду, о том, что он переведен из лютеранства в православие, крещен и назначен лейб-медиком Двора. Из Музея истории г.

Тарту мне сообщили, что Иоганн Кранихфельд был профессором гигиены в Берлинском университете. В архиве КГБ мне не нашли эту грамоту, а люди, которые производили обыск, уже не работали в КГБ и найти их мне не удалось. Так грамота, написанная на большом листе пергамента, и пропала. Меньшевик с 1917 г.

Работал начальником планового отдела Свер- - 19 - дловского треста столовых, был арестован в Свердловске 29 мая 1937 г. Военный коллегией Верховного суда СССР 20 июля 1938 года приговорен к расстрелу, и приговор приведен в исполнение в тот же день в Красноярске. Реабилитирован посмертно. Старший корректор типографии бюро технической информации Министерства промышленности средств связи СССР.

По постановлению Особого совещания при МГБ от 9 июня 1951 г. Кранихфельд B. Умерла В. Кранихфельд 20 марта 1883 г.

Мартова партийные псевдонимы — В. Ежов, Яков, К. Августовский , родился 15 августа 1879 года в Одессе. Обучался в 5-й гимназии в С.

Петербурге, после окончания которой поступил на естественное отделение физико-математического факультета С. Петербургского университета в 1898 г. Просидев шесть месяцев до окончания следствия, был выслан в Полтаву под надзор полиции. Успел до своего ареста провести объединение всех социал-демократических организаций в С.

Петербурге, став во главе с. Отсидев 3 месяца в Полтавской тюрьме, был освобожден и направлен отбывать воинскую повинность, так как пришло предписание забрать его в армию. Он скрылся из казармы и перешел на нелегальное существование. Стал агентом газеты "Искра".

Жил по паспорту Самуила Шехтмана и Гирша Ступеля, наладил переправу "Искры" через границу Литвы в Каунас, получая посылку с нелегальной литературой в Каунасе Ковно , был арестован, затем переведен в Петропавловскую крепость 4 января 1902 г. Для получения решения суда о его побеге из армии переправлен в Екатеринославль. По приговору он должен был служить в армии уже 3 года как штрафник, без льгот по образованию, но в это время пришел приговор по делу "Искры", его отправили в Якутскую область на 10 лет. Он содержался в Александровской пересыльной тюрьме до 9 октября 1903 года, откуда вместе со своей будущей женой Конкордией Ивановной Захаровой бежал.

Об этом ими была написана книга "Из эпохи «Искры»". По решению ЦК б поехал работать в Екатеринославль, где был арестован, но I ноября 1903 года бежал из Белостоцкой тюрьмы. В 1904 году вместе с женой эмигрировал в Женеву, где работал в редакции "Искры" секретарем газеты. В конце мая 1905 года с чемоданом "Искры" вернулся в Россию.

Вскоре арестован, сидел в "Крестах" в С. Петербурге и по амнистии 1906 года освобожден, перешел на легальную деятельность. Став видным деятелем меньшевистской партии, одним из представителей "ликвидаторства", работал редактором партийной газеты "Курьер", за что был привлечен к суду. Пришлось перейти на нелегальное положение, из-за чего переехал в 1907 году из Москвы в Баку, где активно участвовал в издании партийных газет.

В 1908 году работал секретарем редакции журнала "Нефтяное дело" в Баку и иностранным корреспондентом Нефтяного Комитета Шибаева. Почувствовав интерес полиции к себе, уехал в Москву, где стал работать заведующим издательско-рекламного отдела международной компании жатвенных машин. Переехал в С. Петербург в 1911 году, работал редактором художественного отдела в издательстве "Деятель".

Был арестован, но вскоре освобожден. В 1913 году на собрании инициативной рабочей группы арестован за принадлежность к РСДРП, судим, приговорен к 12 годам крепости, но по амнистии вместо крепости дали ссылку в Чердынь Пермской губернии, где жил вместе с женой до 1915 года. Летом 1915 года вернулся в С. Петербург, за попытку организовать газету "Утро" был выслан из С.

Петербурга командующим округа. Перебрался в Москву. Создал Группу интернационалистов, они выпускали антивоенную литературу. Принимал участие в перевороте в Москве, был членом Революционного комитета по созданию Московского Совета рабочих депутатов, избран в президиум Исполкома.

В мае 1917 года на партийной конференции избран членом ЦК м , вследствие чего переехал в Петроград. Цедербаум был против коалиции правительства, выступал за немедленное прекращение войны, примыкал к левому крылу интернационалистов. Весной 1918 года вместе с ЦК м переехал в Москву. С декабря 1917 — в должности товарища Председателя Совета рабочей кооперации.

С августа 1919 года, с разрастанием Гражданской войны, стал работать начальником Центрального управления красноармейских лавок, которые занимались обеспечением продуктами демобилизованных солдат и детей на железнодорожных станциях. Затем работал в Главснабпродарме по снабжению Красной Армии. Снова в августе 1920 года арестован, через три недели освобожден, и вновь без предъявления обвинения. С отъездом Л.

Будучи в командировке в Ростове-на-Дону, за якобы меньшевистскую работу в ноябре 1920 года арестован как член ЦК[м] встречался с членами партии в Ростове. Через 4 дня отправлен в Москву, где его тут же освободили. Но уже 25 февраля 1921 года на собрании меньшевиков в партийном клубе "Вперед" Мясницкая, 31 был снова арестован без предъявления обвинения. Начальник просил скорейшего выяснения причин ареста.

Это письмо я нашла в деле. Кроме работы в Центральном управлении Красноармейских лавок Сергей Осипович служил в институте Маркса и Энгельса научным сотрудником, и даже в тюрьме делал переводы английских книг для института. В это время вышел Указ Советского Правительства о запрещении всех партий, в том числе и меньшевистской. С этого момента начались преследования большевиками своих идеологических противников.

Находясь в 1921 году на Лубянке, Сергей Осипович писал: "Минуя официальные инстанции, обращаюсь непосредственно в ЦК РКП, который фактически является вершителем судеб страны и ответственен за действия органов власти. ЦК счел целесообразным заключить нас, с. Пусть так. Но принимая решение, думал ли ЦК о том, в каких условиях будет он содержать своих пленников?

Не предъявляя им никаких формальных обвинений, не придавая их суду, ограничится ли он лишь "обезвреживанием" своих политических противников, лишив их свободы, или станет мстить им, как это делало самодержавие, станет подвергать их физическим лишениям, разрушающим их здоровье, моральным унижениям и стеснениям, которые в интересах преследуемой ЦК цели не нужны и целиком напоминают сладострастие тюремщиков. Не буду говорить о том, что испытывают увезенные из Москвы в тюрьмы Ярославля, Казани, Орла, Владимира мои товарищи, — ограничусь хотя бы лишь указанием на то, что систематически арестовывают их родственников, старающихся спасти их от голодания и везущих им продовольствие Петренко, Васильева, Мельвитова и др. Хочу довести до сведения ЦК — если он этого не знает, как хотел бы думать, — о том, что испытал я вместе с другими за время своего ареста... Цедербаума — особоуполномоченному гр.

Вчера ночью во время прогулки мы случайно встретились с одной нашей знакомой, старым товарищем по партии, с которой мы, естественно, поздоровались, не подходя к ней. Возможно, что это является нарушением тюремных правил, но за- - 24 - ботиться о предупреждении подобных встреч дело тюремной администрации. Но всякий революционер, хотя раз в жизни сидевший в тюрьме, поймет, что нельзя требовать от заключенного, чтобы он не раскланивался со своими товарищами при таких встречах. Между тем, сопровождающий нас надзиратель в грубой форме и на "ты" набросился на нас и нашу знакомую, крикнув конвойному: "дай ей пинка", он выхватил револьвер, угрожая нам, потребовал от нас прекращения прогулки до истечения положенного и без того краткого срока.

Не желая вступать в спор с подобным господином, мы подчинились его требованию, но требовали, чтобы он назвал свою фамилию, чего он сделать не пожелал. Сообщая Вам о происшедшем, мы требуем расследовать этот случай и, если Вы не исполните данного Вами свыше двух недель тому назад обещания о переводе нас в Бутырскую или Таганскую тюрьму, то во всяком случае должны оградить нас от грубого обращения каждого безусого мальчишки". Потом он лежал в больнице Бутырской тюрьмы. Берет ли на себя ЦК ответственность за все перечисленные мною безобразия?

Считает ли он нормальным, что люди, десятки лет своей жизни отдавшие делу социализма и рабочего класса, ныне, при господстве вчера еще гонимой партии которая так возмущается гонениями на своих единомышленников со стороны буржуазных правительств , содержатся в условиях, заставляющих порою с сожалением вспоминать тюрьмы, в которых мы сидели вместе с нынешними правителями. Неужели поколеблется диктатура коммунистической партии от того, что плененные социалисты внутри тюрьмы внутри тюрьмы — подчеркнуто будут не под замком, смогут обращаться между собой, смогут пользоваться уборными, будут дышать свежим воздухом не 1 час в сутки, а несколько часов. Будут ли потрясены основы этой диктатуры, если они будут видеть своих жен, матерей и детей не раз в неделю, а два раза, не по часу, а больше? ЦК РКП очень занят, конечно, важными государственными делами.

Но, право, если он дорожит честью и достоинством своей партии, он хорошо бы сделал, если бы заглянул во внутреннюю тюрьму ВЧК и в одиночный корпус Бутырской тюрьмы, чтобы ознакомиться с тем, что делают тут во имя революции и коммунизма". Позднее он говорил, что в это время большевики еще стеснялись доводить до самоубийства, и его отправили в Вятку на 6 месяцев, а оттуда 26 мая 1923 года в Кашин на 2 года. Я пыталась выяснить имена тех, кто изображен на помещенной мной фотографии, но помочь не смогли ни в Грузии, ни в России. Тогда в Кашине семья Цедербаумов и грузинские товарищи жили коммуной.

Решением Особого совещания ОГПУ 3 апреля 1925 года должны были отправить в исправительно-трудовой лагерь на 3 года, учитывая его болезненное состояние, лагерь был заменен ссылкой в Минусинск на тот же срок. В Минусинске проживали Цедербаумы всей семьей. Отпустили из Минусинска с задержкой в 5 месяцев. Переехали жить в Саратов, с января 1928 года.

Я была у бабушки и дедушки в Саратове, они жили в небольшом деревянном доме, Тулупная улица, дом 2, занимались переводами. Я помню книгу Джека Лондона "Бывалый" "Белый клык". Бабушка говорила, что у них собралась небольшая библиотека переводных вещей, но все это пропало и найти невозможно. Обидно, что переводчики книг в библиотеках не указаны, и мои попытки найти книги с переводами бабушки и дедушки — тщетны, так как "нежелательных" переводчиков вообще не указывали, и собрать библиографию работ невозможно.

В декабре 1930 г. В 1995 году мне посчастливилось познакомиться с профессором Щелкачевым В. Щелкачев рассказывал, что, сидя в Бутырке, он занимался организацией бесед или докладов в камере, так как сидели очень интересные люди и, несомненно, специалисты своего дела. Щелкачев также отметил, что для Цедербаума было в первую очередь главным в отношениях с людьми их личные качества, а не их религиозные убеждения, он ценил в людях порядочность и щедрость.

Со мной играл Андрей Сергеевич Кранихфельд подробнее о нем будет ниже , он был очень добрый и любил детей. И мне — ребенку — тюрьма не показалась страшным местом. Однако совсем другое ощущение у меня осталось от посещений приемной НКВД на Кузнецком мосту во дворе, где было очень жутко , а у окошка в Матросской тишине все выглядело проще, но всегда давали ложный ответ, но и после 1956 г. Будучи тяжело больным, он 2 месяца находился в тюремной больнице.

По выздоровлении отправлен в Верхнеуральский, затем переведен в Ярославский политизолятор. В декабре 1931 года заключение в политизоляторе было заменено 5 годами ссылки в Казань, где Цедербаум работал экономистом. В 1932 г. В Казани Цедербаумы жили в соседних домах Цедербаум С.

У нас в доме всегда бывало много людей, так как мои родители имели заработок в отличие от других сосланных, которые часто приходили в наш дом обедать. Также и С. За столом было не менее 10—15 человек. Обеды были простые, а после чая часто пели.

Я с детских лет усвоила, что дом должен быть приветливым и гостеприимным. Все ссыльные обязаны были отмечаться в НКВД один раз в неделю. И это место стало для них своеобразным клубом, где они встречались и обменивались новостями. Вскоре НКВД "расформировало" этот клуб, разнеся дни отметки.

Паулина Степановна Мясникова, вспоминая то время, отмечала, что чета Цедербаумов С. Я привожу ниже два письма, повествующие о жизни в 30-е годы. Год тянется за годом... Много мы путешествовали за это время, много перевидали, — но общий фон почти всюду один и тот же.

Стоим мы, конечно, вне жизни — нас к себе и за версту не подпускают: являемся своего рода сторонними наблюдателями. Встречаемся только с товарищами по положению. Среди них есть и "старики", но больше молодежи, выросшей уже после 17 года и - 27 - даже 20 года. Ведь и наши ребята стали "взрослыми": сыну 22 года, дочери 18 лет.

Для них, конечно, наши условия жизни гораздо более тягостны, чем для нас, уже поживших и видавших всякое. Большинству приходится вести очень тяжелую борьбу за существование — мало у кого есть родные, могущие помогать. Мы в этом отношении находимся еще в хорошем положении: с неизбежными перерывами почти все время имели литературную работу, главным образом — переводную; из книг, переведенных за эти годы Конкордией Ивановной и мной, можно составить целую библиотеку. Теперь, правда, стало много хуже — играет роль и отсутствие бумаги, и сокращение выпуска переводной литературы.

Приходится переходить на другие рельсы — писать самостоятельные работы: популярные и для юношества. Кое-что уже издалось, кое-что имеем в виду. У нас здесь все личные неприятности и передряги отошли на задний план — очень остро и болезненно переживаем происходящее в Германии. Лично я был к этому — или приблизительно к этому — подготовлен, давно уже не видел других перспектив, но, конечно, действительность превзошла предположения и опасения.

А для большинства друзей, все время одобрявших практику европейских геноссен, происшедшее явилось полной неожиданностью, настоящей катастрофой, и многие из них бросаются сейчас в противоположную крайность. Мне хочется думать, что это не "всерьез и надолго", Германия сейчас не в том положении, в каком была Италия в 1921—22 гг. Таковы вероятные итоги... На исходе второй месяц, как я без работы — ликвидирован научный институт, в котором я работал ровно год.

Безрезультатно посещаю биржу труда — точнее, отдел кадров Наркомтруда, ибо биржи давно у нас упразднены, поскольку не существует безработицы, — вижу там сотни и тысячи мне подобных... Заявляю откровенно, что я не чувствую в себе достаточно физических сил, чтобы дальше вести ту жизнь, на какую меня обрекают органы НКВД, а так как покоя я не желаю покупать от- 7 Несмотря на такие ужасные условия С. Мне, к сожалению, приходится прибегнуть к самому варварскому способу самоубийства — к истязанию себя голодом. Другими средствами я не располагаю.

С 12 часов утра 17 февраля я прекратил прием пищи и воды. Знаю, что администрация будет прибегать к искусственному питанию и пр. Я рассчитываю на свое плохое сердце и на то, что двух-трех экспериментов на протяжении короткого времени оно не выдержит. В деле Сергея Осиповича есть запись, что он считает положение СССР исключительно тяжелым, он считает, что большевики держатся на насилии, что в стране существует голод, население задавлено, бесправно, диктатура России нисколько не отличается от германского и итальянского фашизма.

Цедербаум-Ежов С. Больница Новосибирской тюрьмы 23 марта 1937 г. Он понял, что это конец. Ввиду этого считаю нужным поставить Вас в известность, что поскольку не совершено никаких 9 Действительно, он пошел на эту вынужденную меру осознанно, так как по рассказу Шелкачева еще в 1930 году Цедербаум отговорил тогда еще совсем юного Щелкачева от этого шага и объяснил всю тщетность предприятия, так как к существенным изменениям в положении вещей это не приведет; при Советской власти властям наплевать, а здоровье может сильно пошатнуться.

Я не приму никакого участия в следственной процедуре, а также не буду давать никаких показаний. Поэтому следствие по моему делу может продолжаться независимо от моей голодовки". В 1937 г. Цедербаум-Ежов ".

Из Новосибирска был переведен на Лубянку потому, что в Сибири не смогли заставить подписать протоколы допросов, а в Москве палачи работали более опытные, умели пытать и выбивать показания, придуманные ими. В делах КГБ я нашла его заявление от 18 октября 1938 года из Бутырской тюрьмы на имя Берия: "Заявление На семнадцатом месяце заключения я вынужден был под влиянием особых мер воздействия со стороны следствия дать ложные показания и признать предъявленные мне обвинения и ложные оговоры других лиц, подписав вымышленный протокол допроса. На заседании Коллегии 26 сентября при слушании моего дела я признал себя виновным исключительно потому, что опасался при направлении дела к доследованию повторения тех мер воздействия, которым подвергся во время следствия. Ввиду получения для настоящего заявления маленького листочка бумаги действительно в деле лежит листок из маленькой записной книжки в клетку.

Должен поэтому ограничиться следующим: Мне ставится в вину, будто в 1934 г. Союзный Центр меньшевистской нелегальной организации, включив в задачу также и террор. Обвинение это основывается на показании Либера, очная ставка с которым мне не была дана, равно как и с другими оговорившими меня людьми. Само обвинение по существу представляется неправдоподобным, поскольку, по словам следствия, этот Центр был составлен нами преимущественно из лиц, находившихся в это время в ссылке в различных городах Со- - 30 - юза Уфа.

Я выступал самым принципиальным противником террора во всех формах. Меньшевистская партия, в принадлежности к которой я обвиняюсь, до сего дня является противником террора. Такой же неправдоподобный, не подкрепленный фактами, придуманный характер носят обвинения меня в получении директив загранделегации меньшевистской партии. Меня вынудят подписать никогда не применявшиеся мною способы нелегальной переписки из мест ссылки, где я находился в связи с 1930 г.

Всесоюзное ЦК меньшевиков через гр. Суханова, хотя в процессе этого Бюро Суханов согласно газетной стенограмме процесса категорически заявил обратное и т. Кроме того, все обвинения относятся к тому времени 1925, 1930, 1935 гг. Ввиду изложенного прошу Военную Коллегию направить мое дело к доследованию, обеспечив при этом соблюдение требований У ПК и предписав дать мне очную ставку с лицами, давшими против меня показания.

Я готов понести любую кару за свои убеждения как меньшевик, но протестую против приписывания ко мне действий, идущих в разрез с моими убеждениями. Он не "догадывался", как видно, что все процессы были спланированы, весь сценарий был придуман, чем больше глупостей, тем приятнее работникам НКВД.

Мартов, Юлий Осипович

Последнему удалось лишь скопировать некоторое количество писем Мартова. Когда в Германии в 1933 г. Личные архивы Мартова и Дана оказались в руках нацистов и погибли. Ныне более или менее крупные коллекции документов Мартова и членов его семьи имеются в архиве Гуверовского института войны, мира и революции в США коллекция Б. Мартов вошел в историю под своим псевдонимом. Его настоящая фамилия — Цедербаум. Патриархом семейства был Александр Осипович Иосифович Цедербаум 1816—1893 — крупный российский общественный деятель, гаскал — еврейский просветитель, один из основателей в России газет, пропагандировавших эмансипацию и ассимиляцию евреев. Родители Мартова — Осип Иосиф Александрович и Ревекка Юльевна общественной деятельностью не занимались, на первое место ставя семью, отец получил звание потомственного почетного гражданина. Их дети росли в обстановке полной обеспеченности, жили в большой хорошей квартире, летом ездили на дачу, всегда сытно питались. В доме было много прислуги, у девочек — гувернантки.

Молодые Цедербаумы учились в гимназии, им был открыт путь в университет, несмотря на ограничения для евреев, которые существовали в Российской империи. Однако они выбрали тернистый путь революционной борьбы. Первым на этот путь вступил Юлий, вслед за ним пошли остальные. На фотографиях — внуки Александра Цедербаума, в обоих случаях в центре за столом сидит Мартов. Фотографии сделаны в Москве не ранее конца августа — не позднее 21 сентября 1920 г. Владимир отсутствует на этих фотографиях потому, что в это время он ожидал в тюрьме пересмотра своего приговора по делу «Тактического центра». Нет здесь и старшей из сестер Мартова Надежды — жены гимназического приятеля Мартова С. Кранихфельда, умершего еще в 1914 г. Ее отсутствие, возможно, связано с интригами сестер.

Надежда, будучи старшей из них, считала себя обязанной воспитывать младших. Делала она это с огромным рвением и чувством ответственности, но, судя по всему, без достаточного такта.

Последнему удалось лишь скопировать некоторое количество писем Мартова. Когда в Германии в 1933 г. Личные архивы Мартова и Дана оказались в руках нацистов и погибли. Ныне более или менее крупные коллекции документов Мартова и членов его семьи имеются в архиве Гуверовского института войны, мира и революции в США коллекция Б. Мартов вошел в историю под своим псевдонимом. Его настоящая фамилия — Цедербаум.

Патриархом семейства был Александр Осипович Иосифович Цедербаум 1816—1893 — крупный российский общественный деятель, гаскал — еврейский просветитель, один из основателей в России газет, пропагандировавших эмансипацию и ассимиляцию евреев. Родители Мартова — Осип Иосиф Александрович и Ревекка Юльевна общественной деятельностью не занимались, на первое место ставя семью, отец получил звание потомственного почетного гражданина. Их дети росли в обстановке полной обеспеченности, жили в большой хорошей квартире, летом ездили на дачу, всегда сытно питались. В доме было много прислуги, у девочек — гувернантки. Молодые Цедербаумы учились в гимназии, им был открыт путь в университет, несмотря на ограничения для евреев, которые существовали в Российской империи. Однако они выбрали тернистый путь революционной борьбы. Первым на этот путь вступил Юлий, вслед за ним пошли остальные. На фотографиях — внуки Александра Цедербаума, в обоих случаях в центре за столом сидит Мартов.

Фотографии сделаны в Москве не ранее конца августа — не позднее 21 сентября 1920 г. Владимир отсутствует на этих фотографиях потому, что в это время он ожидал в тюрьме пересмотра своего приговора по делу «Тактического центра». Нет здесь и старшей из сестер Мартова Надежды — жены гимназического приятеля Мартова С. Кранихфельда, умершего еще в 1914 г. Ее отсутствие, возможно, связано с интригами сестер. Надежда, будучи старшей из них, считала себя обязанной воспитывать младших. Делала она это с огромным рвением и чувством ответственности, но, судя по всему, без достаточного такта.

Как в теоретическом социализме, так и в практике партийной жизни, политик был сторонником умеренных взглядов, хотя и не отрицал возможность проведения революции, совместно с выстраиванием в России социализма. Замечание 3 Как в партийной работе, так и в теоретических размышлениях, Ю. Мартов был идейным противником большевизма, а также его лидера В.

Прежде всего, он отвергал стремление большевиков к немедленному вводу социалистического строя в России, их негативное отношение к наличию других партий, включая социалистическую. Классификация российских партий Мартова В качестве теоретического исследователя партий, Мартов прославился прежде всего созданием классификации отечественных партий, которая была им издана в монографии «Политические партии России» в 1906 году. В этом труде, все партии России он разделил на: Реакционно-консервативные, правые, к которым отнеслись Союз русского народа, Русская монархическая партия и Русское собрание. Данные партии отстаивали идеи монархического строя, вопросы самодержавия, а также традиционные русские ценности. Либерально-демократические партии. К ним относились Партия демократических реформ, Партия народной свободы, или конституционно-демократическая партия, Партия свободомыслящих, которые выступали за введение идеи конституционного порядка: свободы вероисповедания и совести, равенства всех перед законом, свободы союзов и собраний, свободы печати и слова, свободы неприкосновенности жилища и личности, свободы подачи петиций, свободы передвижения. Революционные партии. К их числу принято относить партию социалистов-революционеров, РСДРП, которые добивались полной демократической республики, либо полного народовластия, совместно с представлением вопросов самоуправления отдельным народам и обеспечением выборности всех чиновников. Центристские партии, к которым относились партия «Союз 17 октября» и Торгово-промышленная партия. Данные партии настаивали на необходимости конституционной монархии и выступали за введение в России основных прав и свобод, включая политические, а также всеобщих избирательных прав.

Согласно позиции Мартова выходит, что вся система партий России точно на момент 1906 года обладала своеобразным сдвоенным центром, чьи партии были разделены по двум основаниям. Прежде всего, это отношение к самодержавию. Партии центра, которые очевидно были правоцентристскими, хотели ограничить вопросы самодержавия Конституцией, однако законодательная роль парламента будущего должна была быть сведена к законосовещательной. Во-вторых, фактор социального состава парламента. Правоцентристские партии хотели и для будущего парламента сохранить аристократические нотки представительства.

Когда в Германии в 1933 г. Личные архивы Мартова и Дана оказались в руках нацистов и погибли. Ныне более или менее крупные коллекции документов Мартова и членов его семьи имеются в архиве Гуверовского института войны, мира и революции в США коллекция Б.

Мартов вошел в историю под своим псевдонимом. Его настоящая фамилия — Цедербаум. Патриархом семейства был Александр Осипович Иосифович Цедербаум 1816—1893 — крупный российский общественный деятель, гаскал — еврейский просветитель, один из основателей в России газет, пропагандировавших эмансипацию и ассимиляцию евреев. Родители Мартова — Осип Иосиф Александрович и Ревекка Юльевна общественной деятельностью не занимались, на первое место ставя семью, отец получил звание потомственного почетного гражданина. Их дети росли в обстановке полной обеспеченности, жили в большой хорошей квартире, летом ездили на дачу, всегда сытно питались. В доме было много прислуги, у девочек — гувернантки. Молодые Цедербаумы учились в гимназии, им был открыт путь в университет, несмотря на ограничения для евреев, которые существовали в Российской империи. Однако они выбрали тернистый путь революционной борьбы.

Первым на этот путь вступил Юлий, вслед за ним пошли остальные. На фотографиях — внуки Александра Цедербаума, в обоих случаях в центре за столом сидит Мартов. Фотографии сделаны в Москве не ранее конца августа — не позднее 21 сентября 1920 г. Владимир отсутствует на этих фотографиях потому, что в это время он ожидал в тюрьме пересмотра своего приговора по делу «Тактического центра». Нет здесь и старшей из сестер Мартова Надежды — жены гимназического приятеля Мартова С. Кранихфельда, умершего еще в 1914 г. Ее отсутствие, возможно, связано с интригами сестер. Надежда, будучи старшей из них, считала себя обязанной воспитывать младших.

Делала она это с огромным рвением и чувством ответственности, но, судя по всему, без достаточного такта. С точки зрения Надежды, сестры впадали в «смертный грех», полируя ногти, пудря нос, стремясь одеться покрасивей, вместо того чтобы ходить «по нигилястячьи» и читать К.

Вы точно человек?

На одном дыхании он писал строки, подобные этим: «Как только большевики стали у власти, с первого же дня, объявив об отмене смертной казни, они начали убивать пленников, захваченных после боя в гражданской войне, как это делают все дикари. Убивать врагов, которые после боя сдались на слово, на обещание, что им будет дарована жизнь… Смертная казнь объявлялась отмененной, но в каждом городе, в каждом уезде разные чрезвычайные комиссии и военно-революционные комитеты приказывали расстреливать сотни и сотни людей… Этот кровавый разврат совершается именем социализма, именем того учения, которое провозгласило братство людей в труде высшей целью человечества… Партия смертных казней — такой же враг рабочего класса, как и партия погромов»137. Как бы «доказывая» правоту слов Мартова, уже после его смерти, в ноябре 1923 года, Политбюро рассматривало «Туркестанский вопрос». Докладывал Рудзутак.

Он сообщил «вождям», что в Туркестане пригласили на переговоры с советской властью руководителей отрядов басмачей. Им обещалось, что жизни их не угрожает опасность и что на специальной конференции будут рассмотрены пути мирного решения конфликта. Приехало 183 главаря.

Всех их немедленно арестовали и 151 человека приговорили к расстрелу. Первых из списка уже поставили к стенке и расстреляли, но тут вмешалась Москва. Нет, Политбюро не сочло этот акт проявлением коварства, а просто пока «несвоевременным»138.

У Мартова были аргументы нравственные, у Ленина — аргументы политического прагматизма. Призывы к «моральности» Ленин считал проявлением «буржуазного либерализма». На такие сентенции отвечал записками наподобие той, которую он написал И.

Уншлихту: «Никак не могу быть в Политбюро. У меня ухудшение. Думаю, что во мне и нет надобности.

Дело теперь только в чисто технических мерах, ведущих к тому, чтобы наши суды усилили и сделали более быстрой репрессию против меньшевиков… С ком. Террор, репрессии, насилие для Ленина были чисто «техническим» делом. У Мартова не было шансов повлиять на большевистское руководство в сторону гуманизации его политики.

Ее сутью было насильственное переустройство общества и всего мира. Моральная наивность российского Дон Кихота поднимает его на большую нравственную высоту, недоступную людям, одержавшим над ним и его единомышленниками победу. Политически Мартов умирал бурно.

Физически он погас тихо и печально, как сгоревшая свеча. Уже будучи тяжелобольным, он смог по разрешению Политбюро ЦК РКП осенью 1920 года уехать в Германию, успел создать печатный орган меньшевиков в Берлине «Социалистический вестник». В последней своей статье, которую он смог с трудом написать, пока смерть не похитила его у жизни, Мартов верит в неизбежный уход с исторической сцены большевизма и замену его в России «правовым режимом демократии».

Может быть, мы только сейчас находимся на пороге свершения его вещего желания? Или вновь новая волна большевизма захлестнет несчастную российскую демократию? Не дожив до своего пятидесятилетия полгода, 24 апреля 1923 года Мартов скончался от туберкулеза.

Пожалуй, не столько безмерное курение добило лидера меньшевиков, сколько крах всех его надежд. Свеча русской демократии горестно погасла. Личная трагедия революционера весьма символична для всего социалистического эксперимента в России140.

И Ленин, и Мартов стояли у истоков рождения революционной партии. Возникнув, партия, как горный ключ, стала метаться то влево, то вправо в стремлении проложить себе историческое русло. Такие люди, как Мартов, хотели, чтобы поток был спокойным, широким, плавным.

Сторонники Ленина видели революционную партию как водопад, низвергающийся с высоты. Ленин оказался более искусным строителем, и созданная российскими социал-демократами партия, так и не приобретя полностью присущих ей традиционных черт, стала быстро превращаться в орден, который после октября 1917 года стал государственным. Он не был ни монашеским, ни рыцарским орденом, а скорее, идеологическим.

Никто до самой смерти Ленина не подвергал сомнению его абсолютное право быть Магистром этого ордена. Мартову, этому Дон Кихоту русской революции, изначально здесь не было места. Ленин а сколько было «охотников» и до него и после!

Для этого ему нужна была железная организация: сплоченная, фанатично преданная идее, безжалостная, тупая в своей одержимости, слепая в своей идеологической зашоренности. С помощью этой организации-ордена Ленин смог в конце концов завладеть общественным сознанием миллионов людей, но не только для того, чтобы позвать их в светлую горницу будущего, но и чтобы разбудить в подвалах инстинктов революционную жажду ниспровержения, отрицания и разрушения. Он не учел одного: его партия могла жить только в тоталитарной системе.

В любой другой она не способна существовать. Август 1991 года подтвердил обреченность его детища. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес.

Вернувшись в октябре 1905 г. Даном , Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов , вошел в Организационный комитет меньшевистский партийный центр , работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. В 1906 г.

В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции. А в июле по решению Особого совещания был приговорен к трехгодичной ссылке в Нарымский край , которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Сначала Мартов жил в Женеве , затем в Париже. В 1907 г. На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с Лениным и Р. Люксембург он внес радикальные поправки в резолюцию об отношении к войне.

В 1912 г. Мартов участвовал в Августовской конференции социал-демократов в Вене , где выступал с докладом об избирательной тактике. В 1913 г. В начале мировой войны он стоял на интернационалистских позициях, находился на левом фланге меньшевизма. Он работал в редакции парижских газет «Голос» и «Наше слово», откуда вышел в марте 1916 г. Во время Первой мировой войны был ее противником.

Участвовая в Циммервальдской 1915 г. После Февральской революции 9 мая вернулся в Россию, так же, как и Ленин , проехав через Германию. Так как его авторитет уже упал, Мартов сыграл в революции значительно меньшую роль, чем другие меньшевики — И. Церетели , Ф. Дан или Н. В основном он придерживался тактики соглашательства и вошел во Временный Совет Российской республики, т.

К Октябрьской революции отнесся отрицательно, ушел с делегацией меньшевиков со II съезда Советов.

Пойди он по этому пути, масса могла проложить курс истории в ином направлении. Но выступление Троцкого спасло линию Ленина: радикальное решение вопроса о власти. Съезд теперь уже качнулся резко влево. Нервы Мартову изменили: — Мы уходим! Шум поднявшихся десятков его сторонников заглушил голос Мартова. То был не топот ног меньшевиков, освобождавших навсегда политическую сцену российской истории для большеви-ков. Это был спазм их общего поражения. Свеча Мартова была потушена не только большевика-ми, но и им самим, его возгласом-выдохом: «Мы уходим».

В партийном ордене, созданном Лениным, Мартову не оказалось места с самого начала. Первый олицетворял человека, ставшего во главе железного авангарда пролетариата, а второй — российского Дон Кихота, полагавшего, что за ним добровольно пойдет, нет, не войско партийцев, а некая либеральная ассоциация. Ленин в этой политической дуэли был удачливым полководцем, превыше всего ценившим политическую цель. А Мартов — наивным романтиком, одержимым мыслью привить социалистическим программам и практике демократические ценности. В начале века шансов у Мартова, казалось, в этом единоборстве было больше. Тогда, фактически на учредительном съезде, проходившем в Брюсселе, а затем в Лондоне, после Плеханова самой заметной фигурой был молодой Мартов. Хотя и голос Ленина все крепчал и число его сторонников росло. Миллионы советских людей, изучая в соответствии с директивами партии приглаженную до неузнаваемости ее собственную историю, думали, что раскол произошел по организационному вопросу. Точнее — по первому пункту устава партии.

Школьные учителя, профессора в вузах, комиссары в армии дружно говорили: «Ленин хотел создать партию-крепость, партию-боевой отряд. А Мартов предлагал учредить аморфное, расплывчатое образование, которое никогда не могло бы достичь коммунистических целей». Второе абсолютно верно и сегодня. А что касается «боевых отрядов», то речь шла все же не о них. По сути, решался вопрос: создавать ли партию-орден или партию — демократическую организацию. Мы все знаем, что в соответствии с ленинским предложением «членом партии может быть каждый, кто ее поддерживает как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций». Формулировка Мартова была более мягкой: кроме материальной поддержки, член партии обязан оказывать ей «регулярное личное содействие под руководством одной из организаций»122. Краткий курс истории ВКП б , лично отредактированный Сталиным, резюмирует ситуацию: «Таким образом, формулировка Мартова, в отличие от ленинской формулировки, широко открывала двери партии неустойчивым непролетарским элементам… Эти люди не стали бы входить в организацию, подчиняться партийной дисциплине, выполнять партийные задания, не стали бы подвергаться опасностям, которые были с этим связаны. И таких людей Мартов и другие меньшевики предлагали считать членами партии»123.

Главная книга сталинского большевизма уверяет читателей а их, по воле Агитпропа, были миллионы , что это был «организационный» вопрос. Да, таковым он, видимо, Сталину и казался. Мартов, который до первого пункта устава шел вместе с Лениным и голосовал по программному тексту идентично с ним, на двадцать втором заседании «восстал». Не только по первому пункту Устава, но и по большинству других. Противостояние оказалось не временным, а до конца жизни. Хотя ленинское предложение набрало лишь 23 голоса против 28 за вариант Мартова, в дальнейшем господствовал Ленин. Не только потому что со съезда ушли в знак протеста бундовцы и экономисты. В конечном счете Ленин увидел больше шансов в революционной борьбе для партии-монолита, партии с жесткой внутренней организацией, чем в той ассоциации, которую отстаивал Мартов. В начале века, как и в октябре 1917 года, победил Ленин, еще не зная, что исторически он безнадежно проиграет.

Нет, не Мартову, а неумолимому времени, которое отвергнет насилие, диктат и монополию на власть. Немногие знают, что Мартов начинал свою сознательную жизнь как сторонник самостоятельной еврейской социал-демократической партии — Бунда. Работая в середине девяностых годов в еврейских организациях Вильно, Мартов верил в жизненность еврейского социалистического движения. Если смотреть на количественную сторону, то в начале века Бунд был весьма внушительной общественной силой. Как сообщвет историк Бунда М. Рафес, в 1904 году общее количество членов рабочей еврейской партии насчитывало более 20 тысяч человек, более чем в два раза превосходя русские партийные организации. В конце девяностых годов Ю. Мартов видел в Бунде едва ли не важнейшее условие достижения евреями равноправия в области гражданских прав125. Для Мартова политическая «мягкость» это не только склонность и способность к компромиссам, но и понимание необходимости в любых условиях!

Именно это обстоятельство, а не «пункт первый» устава, развело Мартова с Лениным со временем навсегда. Возможно, в конфликте Мартова с Лениным лежали не столько политические императивы, сколько нравственные. Приведу одно любопытное свидетельство, упоминаемое Б. Двиновым в «Новом журнале».

Как будто недостаточно было уральской драмы — убийства членов семьи Николая Романова! Как будто недостаточно, что кровавая баня помогла русским контрреволюционерам и их агитации в Западной Европе против революции.

В момент, когда всеми силами надо помогать европейским друзьям русской революции в их кампании против вооруженного вмешательства и против блокады, усердные не по разуму террористы доставляют худшим врагам революции такой благодарный материал, как сообщение о бесцельном и безмотивном убийстве нескольких пленников! Когда в августе они были взяты заложниками, Социалистическая академия, которую вряд ли заподозрят в антибольшевизме, протестовала против ареста Николая Михайловича как ученого историка , чуждого политики. Теперь и этого мирного исследователя истории — одного из немногих интеллигентных Романовых — застрелили, как собаку. И если есть коммунисты, есть революционеры, которые сознают гнусность расстрела, но боятся заявить протест, чтобы их не заподозрили в симпатии к великим князьям, то вдвойне стыдно за эту трусость — позорный спутник всякого террора!

Мартов Юлий Осипович

4 апреля 1923 года Юлий Осипович Мартов умер в туберкулезном санатории в Шварцвальде. Трагедия русского казачества (март 2014 г.). В фонде Л. Мартова в Архиве Российского центра хранения и изучения новейшей истории в Москве есть письма знакомой Юлия Осиповича Поли Гордон.

Мартовский код

Иоффе в 1952-1987 гг. Занимал пост ученого секретаря Комиссии ФТИ по международным научным связям. Был представителем Союза советских физиков в Европейском физическом обществе, инициатором проведения конференции «Ядерная зима». В 1989-1991 гг.

Автор сборников рассказов «Пики-козыри 2007 и «Самоорганизация материи 2011 , опубликованных издательством «Пушкинский фонд». Личность и книги», «Мечтатели и странники. Литературные портреты», «А.

Ухтомский и В. Эпистолярная хроника», «Жизнь Юрия Казакова.

К их числу принято относить партию социалистов-революционеров, РСДРП, которые добивались полной демократической республики, либо полного народовластия, совместно с представлением вопросов самоуправления отдельным народам и обеспечением выборности всех чиновников. Центристские партии, к которым относились партия «Союз 17 октября» и Торгово-промышленная партия. Данные партии настаивали на необходимости конституционной монархии и выступали за введение в России основных прав и свобод, включая политические, а также всеобщих избирательных прав. Согласно позиции Мартова выходит, что вся система партий России точно на момент 1906 года обладала своеобразным сдвоенным центром, чьи партии были разделены по двум основаниям. Прежде всего, это отношение к самодержавию. Партии центра, которые очевидно были правоцентристскими, хотели ограничить вопросы самодержавия Конституцией, однако законодательная роль парламента будущего должна была быть сведена к законосовещательной. Во-вторых, фактор социального состава парламента. Правоцентристские партии хотели и для будущего парламента сохранить аристократические нотки представительства.

В либерально-демократических то есть левоцентристских партиях выступали за то, что передать Думе законодательные функции, а ответственность перед Думой определить для правительства, а не для монарха. Кроме того, они описались на идею всеобщего избирательного права, которое в социальном смысле должно было сделать Думу демократической. В остальных партиях представители занимали радикальные мнения: либо крайне левые, либо крайне правые. Замечание 4 Еще одной важной деталью классификации российских партий Мартова является то, что к числу левых политических партий он относит и революционные и либерально-демократические партии. Это соответствует его теории о возможных союзах либерал-демократических и социал-демократических сил. В своем другом труде, также посвященному российским партиям, под названием «Зарождение политических партий и их деятельность», которую он подписал псевдонимом А. Егоров и опубликовал в многотомном издании «Общественное движение в России в начале девятнадцатого века» в первом топе, революционер нарисовал картину партийного генезиса России, который возник в границах трех социальных движений социал-демократия, народничество и либеральная демократия , протопартийных, а после — и партийных организаций. Истрия революций в России, становление и борьба российской социал-демократии, борьба большевиков и меньшевиков описана О. Мартовым в таких трудах, как: «Записки социал-демократа» Москва, 1924. Также эти идеи содержались в переписке с П.

Участвовал в революции 1905, член Петербургского совета. На Женевской конференции меньшевиков апрель — май 1905 г. Что же касается его отношения к Ленину , то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввел термин «ленинизм». Вернувшись в октябре 1905 г. Даном , Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов , вошел в Организационный комитет меньшевистский партийный центр , работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. В 1906 г. В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции.

А в июле по решению Особого совещания был приговорен к трехгодичной ссылке в Нарымский край, которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Сначала Мартов жил в Женеве, затем в Париже. В 1907 г. На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с Лениным и Р. Люксембург он внес радикальные поправки в резолюцию об отношении к войне. В 1912 г. Мартов участвовал в Августовской конференции социал-демократов в Вене, где выступал с докладом об избирательной тактике. В 1913 г.

В начале мировой войны он стоял на интернационалистских позициях, находился на левом фланге меньшевизма. Он работал в редакции парижских газет «Голос» и «Наше слово», откуда вышел в марте 1916 г. Во время Первой мировой войны был ее противником. Участвовая в Циммервальдской 1915 г. После Февральской революции 9 мая вернулся в Россию, так же, как и Ленин , проехав через Германию. Несмотря на огромный авторитет Мартов сыграл в революции значительно меньшую роль, чем другие меньшевики — И. Церетели , Ф. Дан или Н.

Чхеидзе , хотя и вошел во Временный Совет Российской республики, т.

Речь имела успех. Но когда по окончании ее Ульянов от знакомых узнал, что атакованный им Воронцов находится среди публики, он переконфузился и сбежал с собрания»128. Со временем, с годами Ленин перестанет «конфузиться» и обретет твердость и непреклонность, переходящие в жестокость. Познакомившись с материалами о положении на вязально-текстильной фабрике Мостекстиля, в записке И. Сталину и И. Уншлихту он советует «созвать из архинадежных людей совещание тайное» для выработки мер борьбы с расхитителями, кои должны быть весьма просты: «поимка нескольких случаев и расстрел»129.

Судьба отношений Мартова и Ленина — это судьба двух концепций революционного развития в России: гуманной — демократической и силовой — тоталитарной. Вопрос далеко выходит за рамки личных отношений и отражает драму борьбы двух начал: политики в союзе с моралью и политики, подчинившей мораль. Борьба в редакции «Искры» и вокруг нее означала для Мартова нечто большее, нежели просто фракционная борьба. Он видел в ней прообраз власти, утверждающей себя «любой ценой». Поддерживая высказывания Плеханова о «бонапартизме» Ленина, Мартов написал специальную брошюру против монополии центра с его контролем и жесткими директивами. Это положение автор работы назвал «осадным положением в партии»130. А оно, это «осадное положение», создавалось с самого начала.

Этого не скрывал и Ленин. В своем «Ответе Розе Люксембург», написанном в сентябре 1904 года, он указывает: «Каутский ошибается, если он думает, что при русском полицейском режиме существует такое большое различие между принадлежностью к партийной организации и просто работой под контролем партийной организации»131. До революции 1917 года Ленин, по сути, борется за свою главную идею: создать монолитную, централизованную партию, с помощью которой можно прийти к власти. Он не задается мыслью, что будет потом? Ведь партия-орден уже будет создана? Она же не исчезнет никуда? Не в этом ли феномене видна угроза будущему?

Нет, Ленин так не думает. Все, кто не согласен с ним, достойны быть лишь с Мартовым. В письме А. Богданову и С. Гусеву Ленин однозначно утверждает: «Либо мы сплотим действительно железной организацией тех, кто хочет воевать, и этой маленькой, но крепкой партией будем громить рыхлое чудище новоискровских разношерстных элементов…» В примечании добавляет, что тех, «которые абсолютно не способны воевать», он просто «всех отдал Мартову»132. Добавление чрезвычайно красноречивое: кто за «железную» гвардию, готовность «воевать» и «громить» — те в его партию. А не способные к этому — в «рыхлое чудище» Мартова.

Ленин презрительно относится к моральным сентенциям Мартова, Плеханова, Аксельрода. В своей полемике, которая, пожалуй, составляет львиную долю всего литературного наследия Ленина, он мимоходом бросает слова, которые отдают осуждающим рефреном, что, мол, Мартов известен «своей моральной чуткостью», вопит о «краже», «шпионстве» и других безнравственных вещах133. До своей победы в октябре 1917 года Ленин не перестает полемизировать с Мартовым, если это можно назвать полемикой. Изобличения, осуждения, «приговоры» и просто оскорбления в адрес человека, с которым в молодости было так много общего. Но Мартов непреклонен. Склонный и способный к компромиссам, Мартов не испытывает никаких позывов к поиску согласия. Просто давно пришло понимание, что тот социализм, который намерен строить вождь партии большевиков, не имеет отношения ни к подлинной справедливости, ни к нравственным принципам, ни к гуманистическим началам социалистических мечтаний.

Уже проиграв, Мартов ужаснулся «промежуточному» итогу достигнутого в 1917 году. В письме к одному из своих личных друзей Н. Кристи Мартов выносит вердикт, который оказался сколь пророческим, столь и весьма точным. Получается такой букет, что трудно вынести. Вероятно, она, эта позиция Мартова, была наиболее верной и благородной. Весть о вспыхнувшем пожаре европейской войны 1914 года застала Мартова в Париже. В своем «Голосе» небольшой cоциал-демократической газете центристского толка Мартов не уставал повторять: «Да здравствует мир!

Довольно крови! Довольно бессмысленных жертв! Да здравствует мир! В своих воспоминаниях один из заметных актеров российской революционной трагедии И. Церетели приводил монолог Мартова. Единственная вещь, которая его интересует, это революция, и настоящей революцией он считает только ту, где власть будет захвачена большевиками. Я задаю себе вопрос, продолжал Мартов, что будет делать Ленин, если демократии удастся добиться заключения мира?

Мартов интервью

Аксельродом и В. Засулич в согласовании подготовленных Г. Плехановым и В. Разошёлся с Лениным во взглядах на соотношение морали и политики дело Н. Баумана и по вопросам партийного строительства, в отличие от него считал, что переход от кружковой организации социал-демократического движения к партийной должен происходить «снизу», а не усилиями только «вождей», с участием и антиискровских элементов социал-демократии.

Делегат II съезда РСДРП июль — август 1903, Брюссель, Лондон , на котором внёс альтернативное ленинскому определение условий членства в партии — работа под контролем и руководством одной из партийных организаций вместо обязательного личного участия в деятельности низовой организации, на чём настаивал Ленин. Мартов требовал также ослабления полномочий центральных учреждений партии. Вокруг Мартова объединились все противники Ленина, в дальнейшем получившие название меньшевиков. От других признанных идеологов меньшевизма отличался неприятием бернштейнианства , однако активно поддержал идею А.

Потресова о союзе РСДРП с либералами в борьбе за демократию, а также, хотя и с некоторыми оговорками, предложенный Аксельродом план участия социал-демократии в «банкетной кампании» 1904 г. Рассматривал начавшуюся революцию 1905—1907 гг. Категорически отрицал выдвинутую В. Лениным идею революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства как возможный итог победы революции, считая пока максимумом возможного установление буржуазно-демократической республики.

Противник действий, направленных на «организацию» революции, подготовку вооружённого восстания силами подпольщиков. Снова в России 1905—1907 После издания Манифеста 17 октября 1905 г. Участвовал в работе Санкт-Петербургского совета рабочих депутатов, член редакции легальной меньшевистской газеты «Начало». Юлий Мартов.

Начало 20 в. Поддержал объединительные устремления большевиков и меньшевиков. На рубеже 1905—1906 гг. Сторонник идеи «рабочего съезда», выдвинутой в 1905 г.

Аксельродом предполагалось, что съезд, организованный передовыми элементами пролетариата, создаст базу для коренного реформирования РСДРП на основе всех социалистических течений, представленных в рабочем классе, и по образцу легальных европейских социал-демократических партий. В феврале и июле 1906 г. В сентябре того же года выслан за границу. Около месяца находился в Германии, затем нелегально вернулся в Россию, проживал в Финляндии.

Вместе с Лениным и Р. Люксембург внёс радикальные поправки в его резолюцию об отношении социалистов к войне, в частности о том, что они обязаны в случае начала военных действий стремиться использовать вызванный войной экономический и политический кризис для политического пробуждения народа и ускорения свержения капитализма. Вторая эмиграция 1907—1913 В конце 1907 г. Жил в Женеве, с 1909 г.

Один из основателей, редакторов и ведущий публицист журнала «Голос социал-демократа» Женева; Париж, 1908—1911 , занимавшего в меньшевизме позицию центра между «партийцами» и «ликвидаторами» был ближе к последним. Взгляды Мартова на партийную тактику и организацию привели его к политическому и личному разрыву с Г. Один из редакторов крупного обобщающего коллективного труда «Общественное движение в России в начале ХХ века» Тома 1—4, книги 1—6, Санкт-Петербург, 1909—1914 , автор глав по истории РСДРП в 1918 были опубликованы отдельным изданием под названием «История российской социал-демократии». В 1908—1911 гг.

В результате опыта работы в объединённых партийных органах Мартов убедился в невозможности сосуществования меньшевиков и большевиков в одной партии, изложил свою позицию в брошюре «Спасители или упразднители?

К 1921 г. В местных партийных организациях в России в этот период усилилось влияние правого крыла партии, что нашло отражение в решениях Августовской Всероссийской конференции РСДРП 1921 г.. Делегаты согласились с тезисом Мартова о необходимости соглашения между пролетариатом и крестьянством, высказывались за первоочередное предоставление демократических свобод только «трудящимся классам». В 1922 г. Мартов при помощи М. Горького пытался предотвратить борьбу с правыми эсерами в России с использованием "административного ресурса". Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г.

После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в Берлине. Сочинения Мартов Л. Мартов Ю. Литература Мартов и его близкие: Сб. Аронсон, Л. Дан, Б. Двинов, Б.

Getzler J. Martov: a political biography of a Russian social democrat. Урилов И. Савельев П. Казарова Н. Liebich A. Ольховский Е. Телицын, Ю.

Участвовал в революции 1905 , член Петербургского совета. Что же касается его отношения к Ленину , то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввел термин « ленинизм ». Вернувшись в октябре 1905 г. Даном , Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов , вошел в Организационный комитет меньшевистский партийный центр , работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия».

С декабря 1905 г. В 1906 г. В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции. А в июле по решению Особого совещания был приговорен к трехгодичной ссылке в Нарымский край , которая в сентябре была заменена высылкой за границу.

Сначала Мартов жил в Женеве , затем в Париже. В 1907 г. На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с Лениным и Р. Люксембург он внес радикальные поправки в резолюцию об отношении к войне.

В 1912 г. Мартов участвовал в Августовской конференции социал-демократов в Вене , где выступал с докладом об избирательной тактике. В 1913 г. В начале мировой войны он стоял на интернационалистских позициях, находился на левом фланге меньшевизма.

Он работал в редакции парижских газет «Голос» и «Наше слово», откуда вышел в марте 1916 г. Во время Первой мировой войны был ее противником. Участвовая в Циммервальдской 1915 г. После Февральской революции 9 мая вернулся в Россию, так же, как и Ленин , проехав через Германию.

Так как его авторитет уже упал, Мартов сыграл в революции значительно меньшую роль, чем другие меньшевики — И. Церетели , Ф. Дан или Н.

К их числу принято относить партию социалистов-революционеров, РСДРП, которые добивались полной демократической республики, либо полного народовластия, совместно с представлением вопросов самоуправления отдельным народам и обеспечением выборности всех чиновников.

Центристские партии, к которым относились партия «Союз 17 октября» и Торгово-промышленная партия. Данные партии настаивали на необходимости конституционной монархии и выступали за введение в России основных прав и свобод, включая политические, а также всеобщих избирательных прав. Согласно позиции Мартова выходит, что вся система партий России точно на момент 1906 года обладала своеобразным сдвоенным центром, чьи партии были разделены по двум основаниям. Прежде всего, это отношение к самодержавию.

Партии центра, которые очевидно были правоцентристскими, хотели ограничить вопросы самодержавия Конституцией, однако законодательная роль парламента будущего должна была быть сведена к законосовещательной. Во-вторых, фактор социального состава парламента. Правоцентристские партии хотели и для будущего парламента сохранить аристократические нотки представительства. В либерально-демократических то есть левоцентристских партиях выступали за то, что передать Думе законодательные функции, а ответственность перед Думой определить для правительства, а не для монарха.

Кроме того, они описались на идею всеобщего избирательного права, которое в социальном смысле должно было сделать Думу демократической. В остальных партиях представители занимали радикальные мнения: либо крайне левые, либо крайне правые. Замечание 4 Еще одной важной деталью классификации российских партий Мартова является то, что к числу левых политических партий он относит и революционные и либерально-демократические партии. Это соответствует его теории о возможных союзах либерал-демократических и социал-демократических сил.

В своем другом труде, также посвященному российским партиям, под названием «Зарождение политических партий и их деятельность», которую он подписал псевдонимом А. Егоров и опубликовал в многотомном издании «Общественное движение в России в начале девятнадцатого века» в первом топе, революционер нарисовал картину партийного генезиса России, который возник в границах трех социальных движений социал-демократия, народничество и либеральная демократия , протопартийных, а после — и партийных организаций. Истрия революций в России, становление и борьба российской социал-демократии, борьба большевиков и меньшевиков описана О. Мартовым в таких трудах, как: «Записки социал-демократа» Москва, 1924.

Также эти идеи содержались в переписке с П.

Мартов интервью

Определение термина «Мартов, Юлий Осипович» с точки зрения коммунистов. Юлий Осипович Мартов (Цедербаум) – известный деятель революционного движения, один из лидеров фракции, а затем и партии «меньшевиков», образовавшейся в результате раскола РСДРП. Юлий Осипович Мартов (Цедербаум) известный деятель революционного движения, один из лидеров фракции, а затем и партии «меньшевиков». Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в Берлине. 24 ноября исполнилось 150 лет со дня рождения Юлия Осиповича Мартова (1873–1923), а 4 апреля состоялась 100-летняя годовщина со дня его смерти. Юлий Осипович остался в Европе, и выпавшая на его долю третья эмиграция продолжалась до новой революции 1917-го года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий