Новости высадка на луну ссср

Впервые достигнута поверхность Луны: как советская «Луна-2» перевернула историю. И почему СССР так и не смог реализовать проекты по облету Луны и высадке на нее экипажа?

Почему космонавты СССР не полетели на Луну?

А технической трансляцией репортаж о высадке на Луне был назван в СССР потому, что для масс советских телезрителей начальством в СССР не предназначался. Бесценный опыт посадок на Луну, накопленный в СССР в 1960-1970-х гг., утерян, а смена поколений прервалась, заявил глава Роскосмоса Юрий Борисов в интервью телеканалу "Россия 24". И почему СССР так и не смог реализовать проекты по облету Луны и высадке на нее экипажа? В тот момент Советский Союз готовился отправить на Луну автоматическую станцию Е-8-5 для доставки грунта на Землю, а США — к пилотируемому полету корабля "Аполлон-11" с первой высадкой на естественный спутник Земли. Прямая трансляция высадки на Луну велась по всему миру, за исключением СССР и КНР. 3 апреля 1966 года мир облетела новость – СССР вывел на орбиту Луны первый искусственный спутник.

Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну

Члены РАН ответили Рогозину, усомнившемуся в полете американцев на Луну - МК Последняя из наших «Лун» Советская лунная станция «Луна» совершила мягкую посадку на спутник Земли 46 лет назад, 18 августа года.
Новая лунная гонка. Как изучали спутник Земли в СССР и зачем решили возродить эту программу? При этом 57 % россиян убеждены, что никакой высадки на Луне не было и США сфальсифицировали все доказательства.

Почему 57 % россиян отрицают полёт американцев на Луну

Их целью было высадить первого человека на Луну. Так американцы хотели доказать свое превосходство в ракетных технологиях. Американская лунная программа была провозглашена самим президентом США Джоном Кеннеди осенью 1961 года. Главы государств даже обсуждали вопрос объединения усилий в освоении космоса и, в частности, изучении Луны. Проведение совместных исследований позволило бы сократить расходы и вместе с тем увеличить скорость реализации проектов, однако из-за политических разногласий США и СССР не стали объединять усилия. Лунные программы обеих стран почти не уступали друг другу по своему масштабу, объему вложенных средств и усилий со стороны ученых и конструкторов. В течение двух лет американцы усердно трудились.

Позже в своих воспоминаниях инженер NASA Джон Хуболт напишет : «Когда дождливым июльским утром я стоял на мысе Канаверал, провожая взглядом корабль «Аполлон-11», призванный доставить астронавтов к Луне и обеспечить выход Первого Землянина на лунную поверхность, я думал об одном единственном человеке. Это был русский, Юрий Кондратюк, личность уникальная, выдающаяся, без которой человечество, даже освоив космические аппараты, еще очень долго топталось бы на околоземных орбитах. Он заслуживает самой благодарной памяти потомков». Два имени — одна память В Санкт-Петербурге на Васильевском острове, на 14-й линии на доме 31 установлена мемориальная доска с его настоящей фамилией в скобках — Кондратюк и изображением схемы высадки на Луну. Еще одна памятная доска есть в Новосибирске, где он также работал и издал в 1929 году свою книгу «Завоевание межпланетных пространств». В 1976 году Николай Черных, крымский астроном, открыл малую планету 3084 «Kondratjuk», этот астероид официально занесен в международный астрономический справочник «Minor planet Circular». Именем Шаргея-Кондратюка назван кратер на обожаемой им Луне. Вернее — Александра Шаргея. Первая высадка Американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин ступили на Луну в 1969 году — это первая в истории человечества высадка на поверхность спутника. На месте высадки осталась металлическая табличка с выгравированным изображением нашей планеты и словами: «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 года новой эры. Мы пришли с миром от имени всего человечества». Флаг США. Позже зародилась теория «лунного заговора», согласно которой в действительности высадки людей не было, а фотографии и киносъемка — фальсификация. Самое важное - в нашем Telegram-канале Смотрите также.

Запуск Луны-1 дал очень много научной и практической информации в области космических полетов к другим небесным телам. При полете «Луны-1» впервые была достигнута вторая космическая скорость и получены сведения о радиационном поясе Земли и космическом пространстве. В мировой печати космический аппарат «Луна-1» получил название «Мечта». Все это было учтено при запуске следующего спутника Луна-2. В принципе Луна-2 практически полностью повторяла свою предшественницу Луну-1, те же научные приборы и оборудование позволяли заполнять данные о межпланетном пространстве и корректировать данные, полученные Луной-1. И уже 14 сентября в 00 часов 02 минуты 24 секунды по московскому времени Луна-2 достигла поверхности Луны, совершив первый в истории полет с Земли на Луну. Как показывает обработка данных по параметрам орбиты, последняя ступень ракеты также достигла поверхности Луны. На борту Луны-2 были помещены три символических вымпела: два в автоматическом межпланетном аппарате и один - в последней ступени ракеты с надписью «СССР сентябрь 1959». Внутри Луны-2 находился металлический шар, состоящий из пятигранников-вымпелов, и при ударе о лунную поверхность шар разлетался на десятки вымпелов. Дата запуска: 12 сентября 1959. Размеры: Полная длина составляла 5. Диаметр самого спутника 2. РН: Луна модификация Р-7 Масса: 390,2 кг. Задачи: Достижение поверхности Луны выполнена. Достижение второй космической скорости выполнена. Преодолеть тяготение планеты Земля выполнена. Космические аппараты первого поколения «Луна-1» - «Луна-3» совершали перелет с Земли к Луне без предварительного выведения на орбиту искусственного спутника Земли, проведения коррекций на траектории Земля - Луна и торможения вблизи Луны.

Таким образом, тактика американцев оказалась результативнее. Их целью было высадить первого человека на Луну. Так американцы хотели доказать свое превосходство в ракетных технологиях. Американская лунная программа была провозглашена самим президентом США Джоном Кеннеди осенью 1961 года. Главы государств даже обсуждали вопрос объединения усилий в освоении космоса и, в частности, изучении Луны. Проведение совместных исследований позволило бы сократить расходы и вместе с тем увеличить скорость реализации проектов, однако из-за политических разногласий США и СССР не стали объединять усилия. Лунные программы обеих стран почти не уступали друг другу по своему масштабу, объему вложенных средств и усилий со стороны ученых и конструкторов.

Возвращение на Луну: как СССР покорял космос и что в этой сфере будет делать Россия

Сомнения, которые высказываются по этому поводу с 1969 года, до сих пор не утихли. Статья называлась: «Лунный обман. Россия обвинила Америку в том, что она фальсифицировала высадку на Луну. Но мы были там на самом деле». О том, что до сих пор не видел убедительных свидетельств высадки представителей NASA на нашем спутнике, о том, что показанные народу кадры бодрой высадки вернувшихся астронавтов очень не похожи на возвращения из космоса наших космонавтов. Рогозин, в частности, сообщил, что лет десять назад, еще работая в правительстве, он отправлял в Роскосмос официальный запрос представить ему документальные свидетельства пребывания американцев на Луне. В ответ Роскосмос прислал ему книжку «Покорение астронавтами Луны» с комментарием космонавта Алексея Леонова, что они там действительно были. Однако Рогозина не убедили слова Леонова о том, что астронавты «ему сами об этом рассказали».

Научное оборудование миссии включало магнитометр. С его помощью «Луноход-2» провел первую съемку изменений магнитного поля Луны в разных участках маршрута и обнаружил его неоднородность. При этом в кратерах размером более 50 м наблюдались аномалии поля. Еще одно исследование было связано с астрономическими наблюдениями и яркостью неба над Луной. Астрофотометр обнаружил, что светимость небе в оптическом диапазоне спектра оказалась гораздо выше, чем считалось ранее, а в ультрафиолетовом — ниже. Это свидетельствовало о том, что Луна окружена множеством пылевых частиц, рассеивающих солнечный свет и излучение, отраженное Землей.

Посадочный модуль станции «Луна-21» на панораме , снятой «Луноходом-2» Наблюдение с орбиты 20 апреля 1973 года «Луноход-2» въехал в небольшую воронку. В этот момент крышка отсека, который содержал плутоний и использовался для обогрева, не была плотно закрыта и зачерпнула немного реголита. В конце лунного дня, когда крышку закрыли частицы почвы попали внутрь лунохода. Пыль вызвала перегрев лунохода и выход его устройств из строя. В результате, 10 мая связь с аппаратом прекратилась, и миссия была завершена. Маршрут «Лунохода-2» на снимках LRO.

И этому с января 1963 года по декабрь 1965 года предшествовали 11 запусков лунных станций. Правда, ни одна из них не имела полного успеха, но зато они позволили отработать системы радиоконтроля траектории, бортовую радиоаппаратуру, систему астроориентации и приборы автономного управления. Вообще первые советские "лунники", созданные под руководством главного конструктора Сергея Королёва в ОКБ-1, вывели Советский Союз в лидеры освоения ближнего космоса: станция "Луна-1" Е-1, январь 1959 г. И уже в конце 1959 года он предложил проект выполнения мягкой посадки на Луну.

Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6. Однако ракетно-космическая техника на тот момент только набирала статистику полетов, поэтому летные испытания станций Е-6 сопровождались трудностями. Недавно "Роскосмос" рассекретил документы о ходе реализации исторического советского лунного проекта.

Это событие стало важным шагом в изучении Луны. После этого Сергеем Королевым была создана кооперация фирм, составивших вскоре опору ракетно-космического комплекса страны. А в ОКБ Сергея Лавочкина был накоплен опыт разработки управляемых ракет и систем управления беспилотными летательными аппаратами.

У вас отключен JavaScript.

Здесь и дискообразные летательные аппараты, и сверхзвуковые истребители на основе дельтовидного крыла с техникой снижения демаскирующих признаков - знаменитая, якобы чисто американская, техника уже 80-х годов - «Стелс», и РЛС, и лазерные установки, и транзисторы, и трёхступенчатые ракеты, способные, согласно американским оценкам, обстреливать территорию США. У истоков всех этих программ прямо или косвенно стоял барон Вернер фон Браун. Но это, как говорится, надводная часть айсберга. Опять-таки уже не секрет, что сам барон всегда мечтал о межпланетных пилотируемых экспедициях.

Уже находясь в США и, руководя, по сути, всей американской ракетной боевой и гражданской техникой, он, не скрывая говорил, что важнее всего разработка аппаратов для дальнего космоса, прежде всего, - Марса. Немецко-американский ракетчик понимал, что достижение дальних космических тел невозможно без открытия альтернативных источников энергии, то есть - источников не на основе химических видов топлива. Современная космическая философия исходит именно из данного утверждения… В 2010 году американский учёный и исследователь в области физики Джозеф Фаррелл опубликовал книгу-расследование, «Братство "Колокола" - Секретное оружие СС», посвящённую неизвестным немецким программам по разработке вооружений.

На основе множества свидетельств, автор утверждает, что ещё с начала 30-х годов внутри СС существовала «Группа разработок IV СС», которая занималась проблемой разработки источников альтернативной энергии. В конце 30-х годов Гитлер санкционировал строго секретную экспедицию на Тибет с целью обнаружить свидетельства внеземного разума и получить доступ к внеземным технологиям, которые, по мнению нацистов, могли находиться именно на Тибете. Официальные доступные данные об этом вояже никакой информации о результатах поиска не приводят.

Однако Фаррелл допускает, что в конце января 1944 года состоялось совещание при участии Гитлера и Гиммера, на котором «было принято решение послать к Альдебарану ярчайшая звезда в созвездии Тельца. Расстояние от Земли - 65,1 светового года. Яркость этой звезды в 439 раз выше солнечной.

Неизвестно, состоялся этот запуск или нет. Также неизвестно, имел ли фон Браун какое-либо отношение к поискам альтернативной энергии. Весьма вероятно, что имел.

Слово фактам. Уходит нежданно-негаданно даже для своего ближайшего окружения. Однако есть неоспоримое совпадение.

Фон Браун бросает НАСА ровно через две недели после своего широко известного интервью журналу Time, перевернувшее привычное математическое представление о планетарной системе «Земля-Луна». Фон Браун заявил, что «на расстоянии 69 600 км от Луны около 320 000 км от Земли сила лунной гравитации равна силе земной гравитации». Это своего рода нейтральная точка или «эквиграфисфера».

Несложные вычисления показывают, что расстояние до Луны составляет 390 000 км. Вот, собственно, и всё, что сказал барон. Если дело всё-таки в упомянутом интервью, то вряд ли его «уволили» за умышленную ложь.

Дело в следующем. Известно, что сэр Исаак Ньютон наверное, после «нашумевшего» контакта с яблоком был весьма сведущ в расчётах скоростей и самого процесса для преодоления земной гравитации, и выхода на орбиту Земли. Но нам интереснее другое.

Помимо своих знаменитых законов, он первым рассчитал местоположение нейтральной точки «Земля-Луна» с помощью своей теории гравитации. Эта теория позволила ему вычислить среднее расстояние между Землёй и Луной в 384 000 км. Соответственно, интересующая нас точка находится на расстоянии примерно 38 000 км от Луны.

Королёв знал, что эти компоненты крайне ядовиты. Он не мог посадить людей на ракету с таким двигателем. В случае аварии огромные территории окажутся мёртвыми на несколько десятилетий. Королёв решил разрабатывать ракету «Н-1» для полёта на Луну только на базе своего конструкторского бюро. Антон Первушин Писатель, журналист Произошло определённое головокружение от успехов у советского руководства. Они, видимо, потеряли понимание, и не смогли конструкторы объяснить, что нужно создавать новые более мощные ракеты, но главное — новые корабли. Потому что очень долго продолжался эксплуатироваться тот же космический корабль «Восток». Королёв вынужден проводить свои идеи полёта к Луне, преодолевая сопротивление других конструкторов ракетной техники, и вновь, и вновь искать поддержки у Хрущёва для создания ракеты «Н-1». Хрущёва До 64-го года Королёв выходил несколько раз на Хрущёва, говорил, давайте делать. Хрущёв опять спрашивал — сколько?

Ну, ему говорили — давайте, прорабатывайте… И только в 64-м году вышло первое постановление правительства о том, что Королёв будет делать эту ракету… Советскому Союзу потребовалось три года, чтобы решиться на участие в лунном марафоне. В августе 64-го года вышло секретное постановление правительства, инициированное Королёвым и определившее важнейшей задачей высадку советского космонавта на Луну. Но в октябре был смещён Хрущёв, и всё опять застопорилось. Только весной 65-го года начался отбор кандидатов в лунные космонавты для полёта на корабле «Л-1» вокруг Луны без посадки и на корабле «Л-2» с посадкой одного космонавта на лунную поверхность. Вернер фон Браун, как ведущий ракетчик Америки, принимает участие и в разработке стратегии битвы за Луну. Фон Браун предлагает строить на околоземной орбите космическую станцию, там собрать корабль и вместе со всей командой стартовать к Луне. Несколько ускоряющих ступеней поднимали бы корабль на околоземную орбиту, а затем выводили бы на траекторию окололунной орбиты. Там от корабля отделялся бы взлётно-посадочный аппарат с двумя астронавтами, который спустился на поверхность Луны. Однако американские разработчики чуть не передрались между собой в присутствии президента Кеннеди. В качестве посредника привлекли даже ЭВМ.

Машина выбрала «Встречу на лунной орбите». В итоге останавливаются именно на нём. Вернер фон Браун решает, что важнее достичь Луны так быстро, как это только возможно, чем выиграть сражение за вариант полёта к Луне. Но вот что интересно: именно такой вариант высадки на Луну предложил ещё в 1919 году русский учёный Юрий Кондратюк. Юрий Васильевич Кондратюк — советский учёный, один из основоположников космонавтики. В начале XX века рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Предложенная в 1916 году Шаргеем траектория была впоследствии названа «трассой Кондратюка». И надо отдать должное, что американцы никогда не отрицали этот факт. Продолжение битвы за Луну. H-1 — советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса 1 из 4 Н-1.

Компоновочная схема ступеней. Вся пилотируемая лунная программа, включая носитель Н-1, была строго засекречена и стала достоянием общественности только в 1989 году Н-1 Смоделированное сравнение величин носителей в масштабе, Сатурн-5 слева , человек середина и Н-1 справа H-1 и Saturn-5 В отличие от американцев, советские специалисты ракеты-носители собирают горизонтально. В 77-м году в Москве проходила международная книжная ярмарка. В американской экспозиции была выставлена карманная энциклопедия «Баллистические и космические ракеты». Эта книга произвела в научно-технических кругах нашей страны эффект разорвавшейся бомбы. На её страницах рядом с американским носителем «Сатурн-5», выводившим на лунную орбиту корабли типа «Аполлон», была помещена фотография советской лунной ракеты «Н-1». Дело в том, что разработка этой ракеты считалась одним из величайших секретов советской космической отрасли. Тяжёлую ракету-носитель «Н-1» можно назвать последней любовью Королёва. Он не успел до конца проработать ракету. Королёв умер 14 января 1966 года на операционном столе — не выдержало сердце.

Однако у нас при запусках ракет на Луну случалось намного больше аварий, чем по всем другим космическим программам. После ряда неудачных запусков в 1966 году нам удалось осуществить мягкую посадку нашего аппарата на Луне — опять первыми! Штернберга Главное, мягко посадить, а мягко, значит, управлять полётом, снижать скорость. Управлять-то некому, компьютеров нет. И тогда решили тоже очень красиво эту задачу: вокруг космического зонда надули большую подушку безопасности, такой огромный, несколько метров диаметром, мягкий «мяч». Он стукнулся о Луну, попрыгал-попрыгал, воздух спустили там азот был , и оттуда выкатился, собственно, научный аппарат. Выяснилось, что Королёв был прав — поверхность Луны твёрдая. Американские лунные аппараты-рейнджеры в эти годы не могли совершить мягкую посадку, они всё время врезались в лунную поверхность. Американская трагедия и упущенное время — гонка обостряется Александр Железняков Историк космонавтики Космическая техника — очень сложная техника. Она была таковой и тогда, а тогда она ещё была и ненадёжной, она остаётся таковой и сейчас.

В США на первый испытательный полёт корабля «Аполлон-1» командиром был назначен Вирджил Гриссом, он уже дважды побывал в космосе и готовился к третьему полёту. Старт его экипажа был назначен на 21 февраля 1967 года. Экипаж «Аполлона-1»: астронавты В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи Но накануне старта во время тренировок астронавты Гриссом, Уайт и Чаффи сгорели в кабине «Аполлона». Всё произошло мгновенно: между первым возгласом Чаффи «Мы горим! Спасти их было невозможно. Если бы мы создали такое давление при тестировании астронавтами всех устройств кабины, то внешнее давление просто бы схлопнуло её. Соответственно, они решили «надуть» кабину кислородом, и это была фатальная ошибка, потому что все материалы, которые были негорючими при пониженном давлении, могли моментально вспыхнуть от малейшей искры.

Дата первого пилотируемого полёта американцев отодвинулась на год и 8 месяцев. СССР получил шанс догнать соперников в лунной гонке. В сентябре 1968 года за месяц до старта американского «Аполлона-7», который полетал только вокруг Земли, советская станция «Зонд-5» — беспилотный вариант корабля «Союз», предназначенный для облёта Луны с двумя космонавтами, — впервые успешно обогнула Луну и вернулась на Землю. Штернберга Ясно стало американцам, что в следующий раз полетит человек. И уже это достижение — первый межпланетный полёт, возвращение на Землю — будет нашим. НАСА сокращает этапы подготовки своего полёта к Луне. Вернер фон Браун в спешном порядке организует незапланированный полёт «Аполлона» с тремя астронавтами на окололунную орбиту. Риск очень велик: два пуска ракеты «Сатурн-5», из которых один был неудачным.

Много чего.

Но обо всем — по порядку. Новая станция должна была продолжить программу по освоению естественного спутника Земли и сама — стать ее спутником. На фото: Запуск ракеты-носителя «Молния-М» 31 марта 1966 года. Фото из открытых источников «Луна -10» была сконструирована на базе своей предшественницы — «Луны-9», которая до этого уже благополучно совершила посадку на поверхности Луны. Нам всем кажется, что Луна не так уж далеко, но при такой скорости путь до естественного спутника Земли составил примерно трое с половиной суток. Для понимания: это примерно 40 тысяч километров в час, то есть за час «Луна-10» проходила практически весь экватор Земли. Чтобы станция осталась на орбите, при подлете к Луне её нужно было затормозить.

Представители Роскосмоса сообщали , что «все системы функционируют штатно, связь устойчивая». У станции нет посадочного модуля, поэтому она должна была сесть целиком. Планировалось, что устройство будет посылать к Луне радиосигналы и принимать отраженные от ее поверхности. Таким образом станция получала бы данные о своей высоте, чтобы успешно прилуниться. На следующий день связь прервалась. Программа полета «Луны-25» Почему «Луна-25» разбилась Представители Роскосмоса рассказали, что «нештатная ситуация» произошла 19 августа. Станция выдала импульс для перехода на предпосадочную орбиту, но маневр с заданными параметрами выполнить не удалось.

Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли

Еще одним успехом советской лунной программы была первая в истории мягкая посадка на Луну, совершенная аппаратом «Луна-9» в начале 1966 года. СССР сразу пытался работать над отправлением экипажа на Луну, создав сверхтяжелую ракету-носитель с нуля, еще и быстро. Последняя лунная миссия СССР «Луна-24» стартовала в 1976 году и доставила на Землю образцы лунного грунта.

«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии

Почему первый полет человека на Луну должен быть предметом национального соревнования? Мы должны выяснить, не могут ли ученые и астронавты наших двух стран и всего мира работать вместе над завоеванием космоса, чтобы однажды отправить на Луну представителя не одной нации, а всех стран", - цитирует президента Джон Логсдон. А всего через два месяца Кеннеди был убит. К этому времени Кеннеди уже получил промежуточный отчет о результатах космической программы, и "Аполлон" оказался под угрозой закрытия.

Как уверяет Логсдон, предложение о совместной высадке на Луну могло оказаться попыткой разделить расходы и снизить давление: - Официально Хрущев не ответил на приглашение Кеннеди объединить космические программы, - считает Логсдон. Если бы он остался жив, а Хрущев по-прежнему был у власти, высадка на Луну могла бы стать совместным предприятием.

Это первый в истории России старт к земному спутнику, который наша страна покинула в далеком 1976 году. Долгое время после успешных советских и американских экспедиций считалось, что человечество удовлетворило свое любопытство относительно Луны.

На другом витке развития космонавтики интерес к земному спутнику вернулся и даже обострился. СССР — США: гонка за приоритетом В эпоху холодной войны безжизненная Луна была полем горячих ристалищ, где выяснялись преимущества противоборствующих мировых систем. В 1960-х годах советские автоматические аппараты были вне конкуренции — первый облет Луны, первые фото, первая мягкая посадка, первые луноходы. Трижды наши автоматы сумели привезти на Землю лунный грунт — всего 330 граммов.

Программа СССР по исследованиям Луны с помощью автоматов была закрыта в 1976 году после полета очередного аппарата «Луна-24». США предпочли иное направление атаки. После старта Гагарина президент Джон Кеннеди объ явил, что следующее десятилетие его страна посвятит экспедиции и высадке человека на Луну. С этой задачей США справились.

С 20 июля 1969-го по 1972 год шесть раз американские «Аполлоны» высаживали астронавтов на Луну — всего 12 человек. С Луны на Землю доставлено 380 кг лунного грунта. Лишь одна из семи экспедиций оказалась неудачной и вернулась домой несолоно хлебавши. Любопытно, что 21 июля 1969 года советский автомат «Луна-15», незадолго до обратного старта на Землю «Аполлона-11», приземлился на Луну.

Надо отдать должное нашей деликатности, не на голову Нилу Армстронгу. Оче видно, совпадение сроков имело пропагандистский характер и было призвано снизить градус восторгов относительно американской лунной миссии. Однако «Луна-15» разбилась при посадке. И все-таки факт в том, что не астронавты, а именно советские аппараты, которые шли вереницей, добыли доказательство присутствия на Луне воды в полярных шапках, что важно для колонизации земного спутника.

Основными причинами провала проекта советской лунной программы, которая обошлась по ценам 1974 года в 4 млрд. В их отношениях были свои проблемы сугубо личного характера: Сергей Королев, например, знал, что Валентин Глушко в свое время написал на него донос, в результате которого он был осужден на десять лет. Выйдя на свободу Королёв об этом узнал, а вот Глушко не знал, что он об этом знает», — поделился Леонов. Советская ракета H-1 Схема ракеты-носителя H-1 По поводу конфликта межу Королёвым и Челомеем Леонов говорил так: «Очень сложные отношения и конкуренция между Королёвым и Челомеем не пошли на пользу общему делу.

Их все время сталкивали, противопоставляли друг другу. Несогласие закончилось поражением самой лунной программы». Именно Королёв в итоге победил в конструкторской борьбе и именно его конструкторскому бюро ОКБ-1 было поручено разработать лунную ракету-носитель Н-1, с помощью которой планировалось доставить советского человека на поверхность спутника. Однако проект этой ракеты обернулся полным провалом.

Еще в ходе подготовки, все четыре беспилотных запуска ракеты H-1 с 1969 по 1972 годы закончились неудачей. Ракета каждый раз взрывалась после взлета и набора высоты. Два неудачных старта проводились еще до того, как американцы высадились на Луну, два — уже после.

Посадочная ступень E-8 — платформа КТ — с луноходом и сбрасываемыми топливными баками. Фото НПО имени С. Лавочкина «Глазами» и «ушами» системы управления служили солнечные и звездные датчики, трехстепенная гиростабилизированная платформа и доплеровский радиолокатор, «мозгом» — бортовое вычислительное устройство и автоматы стабилизации. Электропитание обеспечивали химические аккумуляторы. С Земли по радиоканалу приходили управляющие уставки, задающие те или иные алгоритмы работы систем.

Все это хозяйство выдавало управляющие сигналы на силовые элементы, прежде всего — на микродвигатели ориентации и корректирующе-тормозной двигатель. Электрорадиоаппаратуры было так много, что она размещалась не только в двух цилиндрических проставках КТ, но и в приборных отсеках сбрасываемых баков и на переходной ферме, соединяющей платформу с разгонным блоком «Д», и даже внутри лунохода. Как правило, блоки имели солидный вес и габариты и требовали для нормальной работы «тепличных» условий — герметичного отсека и активных действий системы терморегулирования. Для справки: большинство западных космических аппаратов уже с середины 1960-х строилось на приборно-элементной базе, не требующей размещения в герметичных отсеках. Для решения задачи возврата грунта на Землю луноход и пандусы для его схода на лунную поверхность были сняты и заменены тороидальным приборным отсеком, который играл роль стартового стола. Сверху отсека стояла возвратная ракета, снизу, на платформе КТ, крепилась система отбора образцов. Она состояла из подъемной штанги с двухстепенными электроприводами, на которой монтировалось компактное буровое устройство с ударно-вращательным колонковым буром — полой трубкой с твердосплавной зубчатой коронкой на конце и специальной пробкой, удерживающей образцы грунта внутри. Собранная станция E-8-5 с возвратной ракетой и сбрасываемыми топливными баками.

Источник: Роскосмос Для выбора места бурения на платформе установили фары освещения и два телефотометра, разнесенные на 50 см и развернутые друг относительно друга по вертикали. Они формировали стереоизображение поверхности Луны между посадочными «ногами», а также снимали процесс бурения и позволяли определить точную ориентацию посадочного аппарата путем измерения положения Земли на панорамном изображении. Бур проверялся на земле и на твердых, и на мягких и сыпучих грунтах. Вплоть до включения бур был герметизирован и теплоизолирован, а его разгерметизация выполнялась непосредственно перед началом работы. Электромотор бура дублировался, а некоторые его части смазывались специальным составом для снижения трения в вакууме. Испытания бурового устройства. Фото из архива НПО имени С. Лавочкина В верхней части платформы КТ установлена космическая ракета «Луна — Земля» — самостоятельный ракетный блок с системой топливных баков, жидкостным ракетным двигателем, приборным отсеком и возвращаемым спасаемым — по терминологии разработчиков аппаратом, который отделялся при подходе к Земле.

Возвратная ракета имела собственную автономную систему управления и стабилизации полета, аккумуляторы, радиокомплекс и бортовую электроавтоматику. По первым прикидкам ракетно-космический комплекс УР-500К — E-8-5 «не завязывался»: масса космической головной части превышала возможности ракеты-носителя. Луноход, хоть и немаленький аппарат, прибыв на Луну, на ней и оставался. По какой? Классическим способом считалось возвращение с предварительным выходом на окололунную орбиту, необходимым фазированием траектории и последующим отлетом к Земле. Сложная процедура была растянута по времени и приводила к накоплению ошибок, вследствие чего на трассе «Луна-Земля» требовалось выполнить коррекции траектории, чтобы не пролететь мимо территории СССР. Из-за сложной системы управления с учетом весовых параметров советской элементной базы фактически она должна была содержать такой же комплект приборов и датчиков, как и ступень КТ возвратная ракета получалось слишком тяжелой. Альтернативный вариант исключал выход на окололунную орбиту и предусматривал прямой полет к Земле с упрощенным управлением.

Для этого применили хитрости небесной механики — расчетными методами на поверхности Луны определялись районы, стартовав из которых в точно выбранное время и выдержав величину и направление разгонного импульса, можно отправить ракету на такую траекторию, что она без каких-либо коррекций в нужный момент встретится с Землей, и возвращаемый аппарат окажется на территории Советского Союза. Система управления возвратной ракеты резко упрощалась — в ней достаточно было оставить гироскопы и интегратор скорости. Общая схема полета станции E-8-5. Лавочкина Для этого требовалось сначала прилуниться в таком районе, из которого после приема грунта при строго вертикальном старте обеспечивается попадание в нужный сектор земной поверхности. В этом случае достаточно было построить местную вертикаль и запомнить ее положение, а при старте ракеты направить вектор тяги строго вдоль вертикали. После достижения необходимой скорости движение происходило в основном под действием земного тяготения; земная гравитация и приводила ее в нужный район. При этом промежуточные коррекции не нужны. Охоцимского определили набор траекторий возвращения, для которых данный метод подходил.

При этом также требовались точные сведения о лунном гравитационном поле... Схема перелета возвратной ракеты станции е8-5 от Луны к Земле. Источник: Роскосмос Выбранная баллистическая схема обеспечивала минимальную массу ракетно-космического комплекса при старте с Земли. Однако у этого варианта была одна, но весьма существенная сложность: очень большая погрешность определения траектории возвращения на Землю капсулы с грунтом. Это значило, что обнаружить маленький возвращаемый аппарат после приземления будет чрезвычайно сложно. С данной проблемой справились, оснастив возвратную ракету радиомаяком небольшой массы — с его помощью можно было, ведя радионаблюдения, определить фактическую траекторию от момента старта с Луны и до входа в земную атмосферу. На заключительном этапе полета в ход шли оптические наблюдения с Земли, а сам возвращаемый аппарат с образцами грунта также оснастили радиомаяком.

Впервые достигнута поверхность Луны: как советская «Луна-2» перевернула историю

Командир корабля "Аполлон-11" Нил Армстронг, голубоглазый, с юношеской прической и застенчивой улыбкой, по свидетельству всех, кто знает его, обладает завидным хладнокровием, выдержкой и быстротой реакции. Этот молчаливый и несколько на вид флегматичный гражданский летчик-испытатель уже дважды за время пребывания в отряде космонавтов успешно выходил, из весьма опасных положений. В марте 1966 года ему удалось предотвратить катастрофу космического корабля "Джеминай-8", которым он командовал. Произошло это во время попытки стыковать корабль с одной из ступеней ракеты-носителя. Полет тогда пришлось прервать, и Армстронг благополучно посадил "Джемини-8" в водах Тихого океана. В прошлом году Армстронг совершал полет в тренажере. Неожиданно он начал вращаться и падать. Армстронг успел выброситься с парашютом.

Он уроженец маленького городка Вапаконета в штате Огайо около 7 тысяч жителей. В 16 лет, еще до того, как он научился управлять автомобилем, Нил Армстронг получил права на управление самолетом. Чтобы иметь возможность платить за обучение в частном аэроклубе 9 долларов в час, Нейл работал рассыльным в аптеке. С тех пор он на всю жизнь связал себя с воздухом, а затем с космосом. Про Эдвина Олдрина говорят, что его мозг подобен электронно-вычислительной машине. Перед тем, как стать космонавтом, Олдрин успешно закончил известный в США Массачусетский технологический институт и защитил диссертацию, темой которой были вопросы стыковки кораблей в космосе. В ноябре 1966 года он был членом экипажа космического корабля "Джемини-12", выходил из корабля в открытый космос.

Майкл Коллинз, общительный и веселый человек, тоже не новичок в космосе. Он пилотировал космический корабль "Джемини-10", который совершил 43 витка вокруг Земли в июле 1966 года. Коллинз должен был лететь вместе с Борманом на "Аполлоне-8" в декабре прошлого года, но заболел и был заменен. Он перенес две серьезные операции позвоночника и благодаря силе воли вернулся в семью космонавтов. Когда читаешь о них в здешних журналах, видишь кинофильм, сделанный о них, замечаешь, что эти люди очень похожи на советских космонавтов. Они так же просты, общительны. Они так же мужественны и преданы своему делу — завоеванию космоса.

Сейчас, космонавты отдыхают внутри лунной кабины. Завтра — не менее напряженный день. Также на последней полосе в «Правде» под заголовком «Первая лунная экспедиция» было опубликовано интервью геохимика А. Виноградова корреспонденту газеты. Кроме того, были напечатаны поздравительные заявления советских официальных лиц, учёных и космонавтов в адрес американцев. Он заявил: «"Земляне на Луне". Под таким заголовком "Правда" сообщила в прошлый вторник о блестящем прилунении американских космонавтов.

И особенно хорошо то, что редакция "Правды" назвала американских космонавтов "землянами", то есть, представила их не как граждан государства, с которым у Советского Союза, выражаясь мягко, свои особые счеты, а как сограждан по планете Земля. Вряд ли меня можно будет упрекнуть в излишней язвительности, если я выражу предположение, что высадись первыми на Луне не американские, а советские космонавты, то "Правда" вряд ли назвала бы их "землянами"». Хорошую характеристику советским публикациям о лунной экспедиции дал соратник С. Королёва, советский космический конструктор В. Мишин в своей брошюре «Почему мы не слетали на Луну? Он писал, что «успехи США в осуществлении высадки американских астронавтов на поверхность Луны освещались нашими средствами массовой информации явно односторонне и недостаточно.

Для реализации полета Королев практически сразу предложил схему с использованием трехступенчатой ракеты. Правда, первые пуски «королевской» Р-7, модернизированной под условия работы в космическом пространстве и особую полезную нагрузку, в 1958 году успехом не увенчались - из-за недостатков конструкции ракета-носитель взрывалась спустя две-три минуты после отрыва от стартового стола. Дело все заключалось не столько в объеме работ, сколько в сложности вспомогательного оборудования. Ну и плюс ко всему - это все же первый опыт советских ракетчиков в создании техники такого типа. Со всеми вытекающими отсюда последствиями и сложностями», - пояснил в интервью телеканалу «Звезда» кандидат технических наук, инженер-ракетостроитель Олег Куликов. Однако в соревновании за право первыми оказаться на Луне неважно выступали и американцы. Талантливый эмигрант-ракетостроитель Вернер Фон Браун не мог обеспечить американское лидерство в лунной гонке - космические аппараты «Пионер-1», «Пионер-2» и «Пионер-3» гибли один за другим при взрыве ракеты-носителя, либо не выводились за пределы орбиты Земли из-за отказа двигателей одной из ступеней. Цена успеха Изнурительная и кропотливая работа над системами управления и бортовой электроникой позволила советским ученым 4 января 1959 года осуществить первый в истории человечества пролет в непосредственной близости от Луны. Через 34 часа после запуска межпланетная станция «Луна-1» оказалась на расстоянии в 6 тысяч километров от поверхности Луны, закрепив за Советским Союзом звание первой космической державы. Помимо первого в истории человечества выхода космического аппарата на гелиоцентрическую орбиту, советские ученые получили целый массив научных данных для следующих полетов далеко за пределы родной планеты. Удалось с высокой степенью точности сформировать представление о границах внутреннего и внешнего радиационных поясов Земли, получить первые данные о солнечном ветре и укрепиться во мнении, что у Луны практически полностью отсутствует магнитное поле. Практически одновременно с советскими специалистами свои попытки «достать до Луны» не переставали предпринимать и американские ученые. Наиболее удачной оказался запуск аппарата «Пионер-4» в марте 1959-го. Несмотря на то, что первоначальной цели - первыми попасть на поверхность Луны - специалисты из США так и не достигли, аппарат прошел на расстоянии в 60 тысяч километров от Луны и практически повторил успех советской межпланетной станции «Луна-1», успешно «оседлав» околосолнечную орбиту.

Мы проявили тогда неуважение не к астронавтам, не к стране их пославшей, а к себе... Но в этот момент, 5:56 утра по московскому времени, Центральное телевидение СССР вообще не вело передач. В то время трансляция начиналась только в 8 утра. Газета «Правда» 22 июля 1969 года опубликовала статью под заголовком «Земляне на Луне». Приведу её текст полностью. Взлетная ступень лунной кабины с двумя космонавтами на борту стартовала с поверхности Луны. Это произошло в 20 часов 54 мин. После выхода на орбиту Луны и маневрирования кабина должна перейти на орбиту основного блока "Аполлона-11" и провести с ним стыковку. Расчетное время стыковки— 00. В 15 часов 11 минут по вашингтонскому времени в воскресенье 20 июля космонавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин отделили лунный отсек от командного отсека, в котором остался Майкл Коллинз, и начали самостоятельный полет. Примерно через 56 минут они включили тормозной двигатель и перевели лунный отсек на траекторию к месту посадки. Началась одна из ответственнейших фаз программы полета "Аполлона-11". Даже глядя на экран телевизора, ощущаешь напряжение, охватившее космический центр в Хьюстоне. Лунный отсек быстро снижается. Он летит сперва как бы на животе, стальными паучьими ногами вперед. Космонавты лежат в своей нише лицом вниз. Затем кабина постепенно принимает горизонтальное положение. Космонавты сообщают, что на борту все идет нормально. Связь с ними не прекращается. Слышен далекий голос Армстронга: — Снижаемся в соответствии с планом. До посадки остается несколько минут. Видим собственную тень. Как их встретит Луна? Не завалится ли набок лунная кабина? Приборы в Хьюстоне регистрируют пульс космонавтов: у Олдрина 130 ударов в минуту, у Армстронга — 150. Наступает пауза. Стрелка часов показывает четверть пятого вашингтонское время. Голос Армстронга: — Алло, Хьюстон! Говорит база Море Спокойствия. Сообщаю, что теперь здесь у всех на лицах улыбки. Коллинз просит сообщать ему обо всем, что происходит в районе посадки. Судя по дальнейшим рассказам космонавтов, посадка была нелегкой. Пришлось перейти на ручное управление, чтобы выбрать другое место для посадки. Еще несколько минут спустя, глядя в иллюминатор, Олдрин дал первое описание района, в котором сел лунный отсек: — Вокруг целая коллекция серых камней различной формы. Каких только камней здесь нет!

Общая масса после отделения от разгонной ступени ракеты-носителя составляла 1583 кг. А первая в истории мягкая посадка на Луну была осуществлена позже - 3 февраля 1966 года. И этому с января 1963 года по декабрь 1965 года предшествовали 11 запусков лунных станций. Правда, ни одна из них не имела полного успеха, но зато они позволили отработать системы радиоконтроля траектории, бортовую радиоаппаратуру, систему астроориентации и приборы автономного управления. Вообще первые советские "лунники", созданные под руководством главного конструктора Сергея Королёва в ОКБ-1, вывели Советский Союз в лидеры освоения ближнего космоса: станция "Луна-1" Е-1, январь 1959 г. И уже в конце 1959 года он предложил проект выполнения мягкой посадки на Луну. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6.

Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли

Задача мягкой посадки на Луну была успешно решена 3 февраля 1966 года, когда в Океане Бурь западнее кратеров Рейнер и Марий впервые успешно прилунилась советская автоматическая станция «Луна-9». В тот момент Советский Союз готовился отправить на Луну автоматическую станцию Е-8-5 для доставки грунта на Землю, а США — к пилотируемому полету корабля "Аполлон-11" с первой высадкой на естественный спутник Земли. «Луна-16» в значительной степени позволила Советскому Союзу отыграться за проигрыш в пилотируемом этапе лунной гонки (хотя бы в глазах собственных граждан).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий