64. Фрески соборов раннего средневековья. При работах по восстановленью средневекового замка Нойхаузен в Калининградской области были обнаружены неизвестные ранее уникальные фрески. Почти во всех итальянских городах со средневековым или ренессансным городским ядром были ремесленные мастерские, специализирующиеся на изготовлении терракоты. Муниципальные власти Арагона, автономной области на северо-востоке Испании, официально направили просьбу в адрес правительства соседней Каталонии вернуть романские фрески.
В Риме обнаружили фреску времён раннего Средневековья
Группа рабочих, проводивших ремонтные работы в Кембриджском университете, наткнулись на изумительные средневековые фрески, скрытые за старой штукатуркой. Замок построен в XIV веке – в эпоху государства Тевтонского ордена. Хранители замка надеются, что росписи представляют серьёзную историческую ценность, ведь это повод. При работах по восстановленью средневекового замка Нойхаузен в Калининградской области были обнаружены неизвестные ранее уникальные фрески.
Во Флоренции нашли средневековые фрески
В замке Лабиау обнаружились средневековые фрески — Российские древности | Министерство образования, науки, культуры и спорта Армении приступило к работам по сохранению фресок средневекового монастыря Аричаванк в Ширакской области. |
В замке Лабиау обнаружились средневековые фрески — Российские древности | Уникальные средневековые фрески обнаружены а ходе реставрационных работ в церкви Святого Георгия, датируемой XIV веком, в городе Абастумани (Южная Грузия), сообщило. |
В базилике на острове Торчелло в Венеции нашли древнейшие фрески IX–X веков | В Подмосковье найдены средневековые фрески. |
В бывшем зернохранилище спасают фрески тевтонских рыцарей // Новости НТВ | Более 300 композиций фресок до сих пор сохранились в условиях сурового климата русского Севера. |
Древнее и средневековое искусство Европы и Византии — LiveJournal | В ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок, заложенных еще в Средневековье, пишет The Art Newspaper Russia. |
Датированы средневековые фрески Аугсбургского собора
Новости В Кембриджском университете рабочие во время ремонта обнаружили средневековую фреску В Кембриджском университете Великобритания рабочие во время ремонта случайно обнаружили скрытую под штукатуркой средневековую фреску. Об этом сообщает BBC News. Средневековые фрески оставались спрятанными от глаз почти 300 лет. Их нашли на крыше колледжа Крайст-черч во время реставрационных работ. Изображения находятся на территории здания Первого двора, который датируют началом XVI века.
Аналогичные сюжеты использовал сам Генрих VII, который наследовал слабые претензии на трон, однако блестяще использовал эти визуальные символы для продвижения своего королевского титула. Фрески обычно служили своего рода "маркетингом" в средние века, и их оставляли на местах, где они были созданы, чтобы подчеркнуть их историческую ценность. Размеры изображений составляют примерно шесть метров, они частично скрыты деревянными балками и расположены на крыше, которая, вероятно, когда-то была частью стены библиотеки. Художественная работа была выполнена на тонком слое штукатурки, что позволило ей хорошо сохраниться, уберегая от воздействия солнца и людей. Планы перемещать фрески не планируются, поскольку после окончания ремонта они будут законсервированы на месте.
Росписи выполнены в греческих традициях, но в пропорциях фигур присутствует некий местный налет, чисто пропорциональные отступления от канона: видно, что работали местные художники. Благодаря работе реставраторов лики на фресках узнаваемы: в верхнем ярусе алтаря расположена композиция «Деисус»: Христос-Пантократор в центре, Богоматерь и Иоанн Предтеча по сторонам. Содержание фресок Нузальской церкви, впрочем, не до конца изучено: часть из них почти полностью потеряны. Дискуссии вызывает и многое другое. Фото: Анна Кабисова Спор о легендарных героях Нузальскую церковь окружают тайны — точных знаний о ней не так уж много. Неизвестно, например, и когда была построена часовня. Предположительно, это вторая половина XIII века. Существует версия, что возводилась она как склеп и лишь позже была переделана в храм, но убедительных доказательств нет. Известно также, что когда-то стену часовни украшала надпись на грузинском языке, начинающаяся со слов «Нас было девять братьев». Узнать ее содержание исследователи смогли только благодаря спискам. Но и переводов, и толкований ее существует несколько. Текст нузальской надписи, опубликованный в 1830 годах востоковедом Мари Броссе перевод с французского : «Нас было девять братьев из семьи Чарджонидзе-Дчархилан: Ос-Багатар, Давид-Сослан, Сокур и Георгий, которые бросали на врага взгляды гнева. Трое наших братьев — Исак, Романоз и Василий — были монахами, верными служителями Христа.
По словам Марины Вдовиченко Marina Vdovichenko , на территории монастыря в прошлые годы регулярно находили отдельные фрагменты фресок, но обнаружить основную массу не удавалось. Однако в июле нынешнего года археологи заложили два шурфа на территории монастырского газона и в одном из них нашли слой строительного развала с кучей фрагментов фресок, на некоторых из которых видны целые лики или их части. Одна из ярких находок — это изображение лица молодой женщины, повернутое в три четверти. По словам Вдовиченко, этот артефакт оправдывает все усилия, предпринимаемые для извлечения фресок из земли. Сообщается, что большая часть фресок во время ремонта XIX века стала основанием нового чугунного пола собора, из-под которого несколько лет назад археологи извлекли десятки тысяч фрагментов средневековой фресковой живописи. Находки представляют собой один из самых ранних примеров монументальной стенописи Северной Руси, поскольку раньше Георгиевского собора были расписаны лишь три христианских сооружения. В настоящее время ученым уже удалось получить некоторые результаты естественно-научного исследования фресок.
В Риме обнаружили фреску времён раннего Средневековья
В замке Нойхаузен в Гурьевске обнаружили старинные парные фрески. Несколько лет назад в сеть попала фотография с изображением старинной фрески 14 века, которая нарисована на стене церкви Biserica Manastirii в румынском городе Сигишоара. В Северной Осетии реставрируют уникальные средневековые христианские фрески. Такие фрески вовлекали зрителей в живое переживание библейских сюжетов, они не были простыми символами, как в старом средневековом искусстве. Реставраторы спасают 700-летние фрески Джотто и его учеников в итальянском городе Ассизи.
Реставраторов обвиняют в цензурировании фаллической фрески
Узнать ее содержание исследователи смогли только благодаря спискам. Но и переводов, и толкований ее существует несколько. Текст нузальской надписи, опубликованный в 1830 годах востоковедом Мари Броссе перевод с французского : «Нас было девять братьев из семьи Чарджонидзе-Дчархилан: Ос-Багатар, Давид-Сослан, Сокур и Георгий, которые бросали на врага взгляды гнева. Трое наших братьев — Исак, Романоз и Василий — были монахами, верными служителями Христа. Мы были хозяевами узких дорог, которые вели и четыре стороны.
У нас в Касаре крепость и таможня, и мы занимаем переднюю часть моста. Надейтесь на доброе отношение на той стороне, если вы повели себя хорошо на этой стороне. У нас столько же золота и серебра, сколько и воды. Я завоевал Кавказ и покорил четыре царства.
Верный своим привычкам, я похитил сестрицу принца Картли. Он, настроенный против меня и обманувший в клятве, взял на себя мои грехи. Багатара бросили в моду и истребили армию Оссов. Вы, читающие эти строки, помолитесь за меня».
Когда была написана эта фреска, неизвестно. Предположительно между 1523 и 1700-ми годами. Самое интересное, что это не первое средневековое изображение странного летающего "колеса", разделенного на ровные доли. Подобное же изображение можно найти сразу на нескольких французских монетах жетонах.
И про них точно так же нет общепринятой теории, что могут обозначать эти летающие "колеса".
Таким образом, изобразительное искусство Софийского собора не ограничивается только настенными росписями. Иконостас высотой более 60 метров — один из самых больших на Русском Севере. Каркас был выполнен в 1737 году Арсением Борщевским, монахом, выходцем из Польши. Предыдущий иконостас XVII века настолько сильно пострадал при пожаре 1724 года, что потребовалась полноценная замена нескольких ярусов. Над нижним рядом старинных икон были установлены новые, написанные Максимом Искрицким, также мастером польского происхождения, в 1738 году. Нанесенные на сосновые доски, образы демонстрируют выдержанную западную манеру письма, благосклонно принятую Церковью и двором. Но именно настенные росписи вошли в ряд шедевров русского искусства XVII века. На западной стене храма расположена самая яркая их часть — выразительнейшая сцена Страшного суда с Христом на троне и Сатаной, сидящем в преисподней в правом нижнем углу. В центре происходит Суд над делами людей: праведники, стоящие по правую руку Христа, отделены от грешников, стоящих по левую руку его.
Грешники стоят группой, к ним обращается Моисей и жестом указывает на Спасителя. Змей, обвитый образами грехов, опускается в пылающую бездну ада. Эта часть фрески повреждена грунтовой влагой, просочившейся в нижнюю часть стены. Среди осужденных есть изящно одетые иностранцы. Это безбожники и неверные, угрожавшие православию. Такое представление об иноземцах сложилось на фоне непрекращающихся войн на границах страны.
Представитель городского совета Габриэле Галеотти заявил, что после реставрации "Древо изобилия" лишилось своего символического значения и смысла. Однако сами реставраторы утверждают, что перед ними не стояла цель подвергнуть фреску цензуре и исчезновение фаллосов стало следствием применения сильнодействующих химических веществ для восстановления стенной живописи. Глава реставрационное группы Джезеппе Гавацци заявил, что он и его коллеги полностью удовлетворены результатами своего труда. По его словам, сейчас "Древо плодородия" выглядит гораздо лучше, чем до реставрации, в частности, все изображения стали гораздо ярче и четче. Тем временем, недовольный работой реставраторов Габриэле Галеотти пожаловался на них в прокуратуру.
Портал правительства Москвы
Исследователь Кревского замка Олег Дернович провел публичную лекцию про фрески Княжеской башни XIV века в византийском стиле. Уникальные средневековые фрески обнаружены а ходе реставрационных работ в церкви Святого Георгия, датируемой XIV веком, в городе Абастумани (Южная Грузия). Во время проведения ремонтных работ в Кембриджском университете были обнаружены уникальные средневековые произведения искусства.
Уникальные фрески найдены в замке Нойхаузен под Калининградом
Специалисты составили проект по спасению фресок в средневековом армянском храме | В Риме в церкви Четырех Святых Мучеников на Целийском холме были найдены редкие средневековые фрески. |
Средневековая фреска "Дерево с подвешенными фаллосами" | В отличие от раннего средневекового искусства, фрески в соборе изобилуют множеством деталей, что соответствует гравюрам Библии Пискатора, которой пользовались ярославские. |
В Риме обнаружили фреску времён раннего Средневековья — РТ на русском | «Страдающее средневековье» состоит из средневековых фресок, снабженных современными подписями, отвечающими духу изображения. |
Портал правительства Москвы | Такие фрески вовлекали зрителей в живое переживание библейских сюжетов, они не были простыми символами, как в старом средневековом искусстве. |
Итальянские реставраторы закрасили фаллосы на средневековой фреске | Фреска 1265 года была обнаружена на стене возле средневекового дворца в центре Массы-Мариттимы в 1999 году. |
Средневековые фрески обнаружили в одной из псковских церквей
И для укрепления своей новой резиденции на севере страны царь инициировал строительство каменной крепости в Вологде. Однако в 1571 году масштабные строительные работы были остановлены, а только что возведенные стены разобраны. При этом знаковое архитектурное сооружение было сохранено — собор Премудрости Божией, или Святой Софии. Софийский собор — выдающийся пример русской церковной архитектуры XVI века, восходящей к своему первообразу, величественному Успенскому собору в Московском кремле, творению Аристотеля Фиораванти. По своему предназначению собор Святой Софии должен был стать центром Вологодской епархии, расширенной в 1571 году. Но по причинам политического характера собор был освящен лишь в 1588 году, четырьмя годами позже смерти Иоанна IV. Облик собора, каким он был в XVI веке, в значительной степени сохранился до наших дней.
Побеленные каменные стены разделены на вертикальные секции и венчаются полукруглыми закомарами возвращены храмовой кровле после Второй мировой войны. Впечатляющей кульминацией внешнего облика храма являются луковичные купола, приобретшие окончательный вид уже в XVII веке. Замысловатые железные кресты были установлены на купола в 1687 году. Монументальная простота собора сама собой грандиозна. Однако подлинное величие Софийского собора заключено в его интерьере. Росписи на внутренних стенах храма входят в число хорошо сохранившихся образцов русского фрескового искусства XVII века.
Заказ на создание росписи громадного внутреннего пространства храма был дан в 1686 году Вологодским архиепископом Гавриилом группе 30 художников из Ярославля. В эту эпоху в Россию постепенно проникал западный взгляд на занятия искусством, и художники оставили на нижней части интерьера вологодского собора подробную подпись, где с перечислили свои имена и время начала и окончания работ: с июля 1686 года по лето 1688 года.
Более 300 композиций фресок до сих пор сохранились в условиях сурового климата русского Севера. Жители Ставрополья в течение месяца работы выставки смогут увидеть фотопроект фресок Дионисия. Открытие выставки состоится 12 сентября в 16 - 00 час по адресу: ул. Маршала Жукова, 46, выставочный зал Ставропольского отделения Союза художников России.
Получается своего рода средневековый конструктор.
Если потребуется — расклеим собранный фрагмент, не повредив живопись, и добавим новые элементы. Материалы, применяемые в реставрации, должны быть обратимы. Например, если возникла необходимость расклеить подобранный из фрагментов блок, то это всегда можно сделать, применив ацетон в качестве растворителя ПБМА», — поясняет Анна. Реставратор провела для нас небольшой авторский мастер-класс по сборке фрески. Здесь, говорит, как и в обычном пазле, нужно смотреть на цвет, рисунок, потертости, на толщину штукатурки. Процесс небыстрый, требует спокойствия и тишины. Но чем больше ты занимаешься этой темой, тем лучше начинаешь различать изображения.
И сейчас, спустя два года работы в реставрационном отделе, я могу различать многочисленные оттенки красок и отдельные детали изображений. Я их сразу вижу, и в памяти у меня всплывет: где-то такой фрагмент я видела, и можно пойти, найти, подобрать кусочек», — делится опытом Анна. Иногда среди фрагментов встречаются средневековые граффити — так эксперты называют надписи, нанесенные на штукатурку. Такие пометки мог делать сам священник, используя стену с живописью в качестве записной книжки или шпаргалки. Здесь буковка — фрагмент псковских граффити. Пока подробной надписи еще не собрано. Это могли писать и художники, и прихожане.
В Великом Новгороде, например, в храме Благовещения на Рюриковом городище были сделаны граффити, описывающие историю жизни князя Всеволода-Гавриила. У нас пока отдельные буквы и части рисунков», — рассказывает реставратор. Ее мечта — чтобы в процессе археологических раскопок из земли выбирались все фрагменты фресок. Только так есть шанс собрать полную композицию. Но и сейчас, добавляет Анна, псковским реставраторам есть с чем работать. А отреставрированные фрагменты фресок в дальнейшем пополнят музейную экспозицию. Опыт у меня имеется: многие годы рассказываю гостям и туристам о Мирожском монастыре.
Все съемки проходили в Феропонтовом монастыре Вологодской области, особо охраняемого государством объекта культурного наследия, внесенного в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Монастырь приобрел известность благодаря сохраненным в первозданном виде фресок, созданных более 500 лет назад великим Дионисием, чье имя стоит в ряду с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублевым. Дионисий был знаменитым «началохудожником» Святой Руси второй половины XV века. Более 300 композиций фресок до сих пор сохранились в условиях сурового климата русского Севера.
Фреска — потрясающий по красоте вид монументальной живописи
Завершённые в 1895 году фрески trompe-l'œil являются символом драматического замысла в стиле римского барокко. Культура, досуг, спорт. Русские и грузинские фрески средневековых времен представили в Новой Третьяковке. Сегодня в Третьяковской галерее состоялось открытие выставки копий русских и грузинских средневековых фресок и икон. В отличие от раннего средневекового искусства, фрески в соборе изобилуют множеством деталей, что соответствует гравюрам Библии Пискатора, которой пользовались ярославские.