В России внешний долг — это часть общей задолженности перед кредиторами, находящимися за пределами страны.
Другие новости
- Размер внешнего долга и государственного долга России
- Санкционные ограничения
- Экономист объяснил, чем обернется падение внешнего долга России до пятнадцатилетнего минимума
- Внешний долг России на 2023 год
- России вернут нефтяные долги только через сотню лет - МК
Размер внешнего долга России на 2024 год
На счетах Банка России размещено 5,01 трлн рублей, в иных финансовых активах - 6,95 трлн рублей. Положительная курсовая разница и переоценка стоимости золота принесла 2,12 трлн рублей, увеличение рыночной стоимости обыкновенных акций Сбера, "Аэрофлота" и ВТБ - 1,54 трлн рублей, зачисление средств в иностранной валюте и золоте - 1,33 трлн рублей. Использование средств ФНБ на обеспечение сбалансированности федерального бюджета составило 3,46 трлн рублей.
Это вопрос стратегической безопасности России. Что дальше? Что будет на пост-Украине? Как осуществить демонтаж неонацистской бандеровской идеи?
Самая большая проблема — то, что государство до последнего времени точно не знало, сколько предприятий ему принадлежит. После аудита Счетной компании, пишет Кудрин, власти разобрались в путанице. Ровно столько пришлось отдать из кармана налогоплательщиков в 2008-2009 году, когда власти заявляли, что кризиса в России нет, и в 2014-2016 годах. Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «Одноклассниках» В 2014 году за счет бюджета власти погасили долги Внешэкономбанка, оказавшегося на грани дефолта после секторальных санкций. В 2017-2019 годах бюджет отдал 400 млрд руб. Всего же спасение банка обошлось налогоплательщикам в 746 млрд руб.
Сейчас, по их мнению, речь идет скорее о техническом дефолте. Проще говоря, некоторые российские заемщики не смогут рассчитаться с иностранными кредиторами не потому, что у них нет денег, а потому что ряд банков, в которых эмитенты обслуживались, отключены от SWIFT особенно те, которые попали в жесткий санкционный список , и платежные системы отключены. Сложившиеся условия, в которых иностранные инвесторы не получают выплаты, зависят не от заемщика — Минфина, а от его партнера в лице ЦБ. Из-за ограничений время выплат может затянуться, но кредиторы, скорее всего, все равно получат свои деньги, если в российской экономике не случится еще большего обвала. Сейчас все усилия правительства прилагаются к тому, чтобы нормализовать и привести в рабочее состояние в первую очередь внутреннюю финансовую систему и все, что с этим связано. Масштабный дефолт подобный 1998-му году в нынешней ситуации маловероятен, объясняет главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. При этом риск технического дефолта по отдельным обязательствам велик. Мы уже видели новости о том, что Минфин хочет заплатить, но не может. Но именно дефолта как неспособности платить по долгам, не как факта, касающегося конкретного выпуска российских или иностранных облигаций, я не жду», — говорит Надоршин. Можно полагать, что именно поэтому российские власти и лично президент Владимир Путин на всех совещаниях и выступлениях с гордостью повторяли мантру о низком государственном долге страны. На днях Путин подписал указ, разрешающий российским должникам выплачивать крупные долги кредиторам из «недружественных» стран в рублях. Речь идет о долгах, выплаты по которым превышают 10 миллионов рублей в месяц или валютный эквивалент этой суммы по официальному курсу ЦБ на 1 число каждого месяца. Иными словами, на претензии кредиторов Россия сможет ответить рублем в прямом смысле слова. Люди, которые вложились, банки и их вкладчики, не должны пострадать». Геополитика важнее долгов Однако в случае технического дефолта отельная группа россиян все-таки может пострадать. Речь идет о резидентах, которые инвестировали через иностранные компании.
Внешний долг России снизился на 33 млрд долларов
А начать выплаты она может, скажем, через пять лет в 1927 году , когда окончательно встанет на ноги. Конечно, Георгию Чичерину, возглавлявшему советскую делегацию, было не трудно согласиться с такой формулой, поскольку за пять лет много воды утечет. И член английской делегации, известный экономист Джон Кейнс, исходя, прежде всего, из моральных соображений, поддержал позицию советской делегации: «Не думает ли Ллойд Джордж, что ценой ничего не стоящих обещаний Чичерин ухватится за минутные выгоды и преимущества, от которых через пять лет можно было бы отбояриться. Если такова психология всех политиков, то народы рассуждают проще, и с этим надо считаться. Навязать России заведомо невыполнимое обязательство, значит обесчестить себя». Суть «плана Кейнса» по «решению русского вопроса» сформулирована в следующем абзаце его статьи: «Военные долги надо просто списать против русских контрпретензий. Признание де-юре, пятилетняя передышка мораторий в платеже процентов и долга, замена всех прежних долгов новыми 2,5-процентными обязательствами». Начиная с шестого года, Россия выплачивала бы по указанным бумагам примерно по 20 млн. В данном случае англичанин как раз следовал принципу «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Читайте также На Украине поняли, когда и как закончится спецоперация Почему разведка США сообщила о патовой ситуации на фронтах, когда в «незалежной» рушатся тылы Отказываясь от полного или частичного погашения внешних обязательств, которые возникли до октябрьской революции 1917 года, советская делегация апеллировала к историческим прецедентам.
В частности, в меморандуме советской делегации от 11 мая, делались ссылки на прецеденты, связанные с буржуазными революциями: «Российская делегация должна заметить, что совокупность претензий, в них формулированных, обусловливается изменениями, вызванными Русской революцией. Не Российской делегации защищать великий акт русского народа перед собранием стран, история которых свидетельствует не об одной революции. Но Российская делегация вынуждена напомнить о том основном принципе права, что революции, составляющие насильственный разрыв с прошлым, несут с собой новые правовые условия внутренних и внешних отношений государств. Правительства и режимы, вышедшие из революции, не обязаны соблюдать обязательства свергнутых правительств. Французский конвент, законным наследником которого заявляет себя Франция, провозгласил 22 сентября 1792 г. Соответственно этому заявлению революционная Франция не только разорвала политические договоры старого режима с заграницей, но отказалась также от уплаты своих государственных долгов. Лишь из побуждений политического оппортунизма она согласилась на уплату трети этих долгов. Это и есть та «консолидированная треть», проценты с которой стали уплачиваться регулярно лишь в начале XIX века. Этой практике, претворенной в правовую доктрину выдающимися юристами, почти всегда следовали правительства, вышедшие из революции или освободительной войны.
Соединенные Штаты отвергли договоры своих предшественников — Англии и Испании. С другой стороны, державы-победительницы во время войны и, в особенности при заключении мирных договоров не остановились перед захватом имуществ, принадлежавших подданным побежденных стран и находившихся на их территориях и даже на территории других государств. В соответствии с прецедентами, Россию нельзя принудить принять на себя какого бы то ни было рода ответственность по отношению к иностранным державам или их подданным за аннулирование публичных долгов и национализацию частного имущества" Громыко А. Документы внешней политики СССР. Советское государство также обратило внимание своих кредиторов на прецедент, который был создан на Парижской мирной конференции 1919 года.
Фактически тогда начались первые российские технические дефолты: кредиторы прежде всего, члены Парижского и Лондонского клубов все это время, не объявляя суверенного дефолта , предоставляли отсрочки платежей. Всего до заключения всеобъемлющих соглашений о реструктуризации только в рамках Лондонского клуба была предоставлена двадцать одна 90-дневная отсрочка платежей. В 1992 году страны « семёрки » приняли решение о предоставлении России пакета западной помощи в размере 24 млрд долл. Из этой помощи Россия реально получила 13,6 млрд долл. Положительная оценка Западом российских реформ сказалась в целом на отношении кредиторов к реструктуризации. Переговоры России с Парижским клубом кредиторов нашли отражение в Соглашении от 2 апреля 1993 года. Данная договорённость касалась только платежей, просроченных в 1992—1993 годах, хотя отсрочка по этим платежам предоставлялась на достаточно продолжительный период — 10 лет, в том числе давался льготный период в 5 лет. После трехлетних переговоров со странами Парижского клуба в апреле 1996 г. По состоянию на начало 1996 года задолженность Парижскому клубу оценивалась примерно в 38 млрд долларов. Соглашение закрепило договоренность о реструктуризации накопленного долга и средний срок выплаты этих долгов увеличился от 19 лет до 24 лет. В результате реструктуризации на период до 2020 г. При этом выплаты должны были начаться только после окончания льготного периода и осуществляться нарастающими платежами. Одновременно с переговорами по Парижскому клубу проходили переговоры с Лондонским клубом. В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне между Правительством России и представляющим интересы Лондонского клуба кредиторов Банковским консультативным комитетом был подписан Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР Лондонскому клубу, включая проценты на длительный срок до 25 лет и о предоставлении льготного периода до 6 лет. Ответчиком по долгу был определён ВЭБ.
И налоговики, и таможенники рапортуют президенту о рекордах, поставленных их ведомствами для финансирования бюджета», — пояснил экономист. Читайте по теме: Россияне всё больше говорят о нехватке денег на обычные нужды Важен не объём По словам экономиста Иосифа Дискина, чтобы оценить, насколько выросший госдолг влияет на экономическую ситуацию в негативном ключе, нужно смотреть не на его объём, а на стоимость обслуживания: «Если темпы роста бюджетных доходов превышают рост выплат по национальному долгу, то никаких проблем нет. Потому что доля выплат по госдолгу не растёт, а при высоких темпах доходов бюджета даже снижается. И сегодня мы как раз и имеем ровно такую ситуацию. Темпы роста налоговых и таможенных поступлений, по моим оценкам, примерно в 1,5 раза превышают темпы роста стоимости обслуживания госдолга. Поэтому в том числе МВФ говорит о том, что российская финансовая политика оказалась одной из самых эффективных и благополучных». В свою очередь кандидат экономических наук Михаил Беляев объяснил, почему сейчас не стоит беспокоиться за объём госдолга.
В эту сумму входят кредиты и займы, полученные органами государственного управлению преимущественно Минфином России и Банком России. Это примерно пятая часть всего внешнего долга России на начало года менее 480 млрд. Уже через несколько дней после введения первых санкций против России стало понятно, что коллективный Запад начал масштабную войну против нашей страны. Войну пока холодную, но имеющей шансы перерасти в горячую. Этот термин, который использовала гитлеровская Германия, сейчас произносят европейские политики», — заявил 25 марта министр иностранных дел России Сергей Лавров. Что ж, война так война. Ее надо вести по всем правилам военного искусства. В том числе опираясь на опыт участия нашего государства в первой и второй мировых войнах, а также опыт ведения холодной войны Советским Союзом после 1945 года. Читайте также Киевское закулисье становится смертельно опасным Кому выгодна гибель известного украинского политика Давида Жвании С учетом сказанного вернусь к теме внешнего долга России. Мне показалось странным сделанное в начале марта заявление министра финансов Антона Силуанова , что Россия продолжит выполнение своих обязательств по полученным ранее суверенным кредитам и займам, то есть будет выплачивать по ним проценты и погашать в положенные сроки. Единственным новым нюансом стали его слова, что Россия будет выполнять свои обязательства в рублях, а не иностранной валюте. По той причине, что валютные резервы Российской Федерации были заморожены, и доллары США, евро, британские фунты стерлингов и другие так называемые резервные валюты стали для нас, образно выражаясь, «токсичными». Запад, как мы знаем, отверг такой способ погашения российских долгов и пригрозил Российской Федерации объявлением дефолта. Силуанов, в свою очередь, 11 апреля заявил, что Москва готова обратиться в международный суд для того, чтобы опротестовать готовящееся Западом решение о суверенном дефолте России. Подобные обмены заявлениями по поводу российского суверенного долга мне кажутся странными: Запад объявил нам войну на уничтожение, а мы продолжаем играть по правилам мирного времени и даже собираемся апеллировать к международному правосудию, которое, как известно, находится под полным контролем коллективного Запада. А какие могут быть альтернативы тому варианту, который озвучил министр финансов России? Подсказку мы можем найти в собственной истории. Так, примерно за два года до вероломного нападения фашистской Германии на СССР 19 августа 1939 года между странами было заключено германо-советское торговое соглашение. Германия предоставила СССР кредит на 200 млн германских марок и взяла на себя обязательство поставить Советскому Союзу по этому кредиту станки и другое заводское оборудование, а также военную технику; СССР обязался погашать кредит поставками сырья и продовольствия. Уже 22 июня 1941 года наши поставки товаров в погашение кредита были прекращены. Еще более интересный прецедент аннулирования наших обязательств перед враждебными странами произошел более века назад. Речь идет об одном из первых актов советской власти — декрете ВЦИК от 21 января 3 февраля по новому стилю 1918 г. Общая сумма обязательств царского и Временного правительств на момент издания декрета составляла 60 млрд. Этот декрет как и большинство других декретов советской власти был крайне лаконичен состоял из 10 статей.
Изучение истории позволит России найти эффективное решение по своим внешним обязательствам
- Russia Debt Clock - National debt of Russia
- Минимальный уровень
- Эксперты объяснили, почему внешний долг России рекордно сокращается - Российская газета
- Россия за год вырастила госдолг. Чем это грозит?
- России вернут нефтяные долги только через сотню лет
Внешний долг России снизился на $57 млрд, до $327 млрд
Впервые за три года объем внешнего государственного долга России сократился, сообщает РИА Новости со ссылкой на данные Счетной палаты. По данным Центробанка на 1 июля, общий внешний долг России составляет 471 млрд долларов. В структуре суммарного госдолга регионов РФ банковских кредитов почти не осталось: по итогам 9 месяцев 2023 года их доля составляет всего 2% против 4,5% в начале года и данный вид задолженности остался в структуре всего 12 регионов. Внешний долг России на 1 июля 2023 года составил 347,7 млрд долларов США, это на 8,7% (или на 33 млрд долларов) ниже показателя на начало 2023 года. Государственный долг России находится на невысоком уровне и по итогам года может составить меньше заявленных 17%.
Почему у России есть внешний долг?
- Госдолг России подскочил до 25 трлн: эксперты оценили риски
- ЦБ снизил оценку внешнего долга РФ на 1 января 2024 года до $316,8 млрд
- Центробанк сообщил о снижении долга России по итогам 2023 года на 14,9% или $57 млрд.
- Внешний долг России составил $316,8 млрд. Это минимальный показатель за 17 лет
- Почему у России есть внешний долг?
Кудрин: Долги госкомпаний в кризис лягут на россиян. С ними общий долг России – 100% ВВП
Именно такая ситуация грозит России на сегодняшний день. По мнению экономистов, технический дефолт бьет по имиджу страны как платежеспособного и надежного игрока. Интерфакс: Оценка внешнего долга РФ по состоянию на 1 января 2024 года снижена до $316,8 млрд, предварительно он оценивался в $326,6 млрд. Государственный долг РФ по истечении 9 месяцев нынешнего года составил 17% ВВП, увеличившись за это время на 11,6%, пишет РИА Новости.
«Даже если объявят дефолт, шока на финрынке не будет»: что иностранцы думают о госдолге России?
По итогам I квартала 2023 года внешний долг РФ по отношению к ВВП снизился до минимального уровня с 1993 года – до 15%. На сегодняшний день объем госдолга России составляет 22,8 трлн рублей. В структуре суммарного госдолга регионов РФ банковских кредитов почти не осталось: по итогам 9 месяцев 2023 года их доля составляет всего 2% против 4,5% в начале года и данный вид задолженности остался в структуре всего 12 регионов. Уровень внешнего долга по отношению к ВВП в России упал до рекордных 15%. Максимального значения внешний долг России достиг в 2014 году, когда общая сумма международных обязательств страны превысила отметку в 700 млрд. долларов США.
Государственный долг
Диаграмма на основе данных за 2015-2022 годы. Динамика отрицательная. Если добавить данные по 2014 г. Хотя заимствования сокращаются, страна все еще должна трлн рублей, но уже не сможет получить дополнительное финансирование из зарубежных источников. Прогноз Внешние задолженности России будут постоянно сокращаться. При текущей внешнеполитической ситуации есть слишком мало стран, которые готовы кредитовать государство. В таких обстоятельствах, РФ придется использовать только собственные средства на развитие отраслей. Из-за существенного падения курса рубля, правительству срочно пришлось пересматривать структуру своих обязательств.
Страна была вынуждена сокращать свои займы. Похожая ситуация будет в будущем. Это означает постоянный отток инвестиций и снижение денег на реализацию государственных проектов и инициатив. Если судить по прошлым тенденциям, в первую очередь пострадает социальная сфера, за ней частный сектор. Здравоохранение и образование будут постепенно ухудшаться из-за снижения финансирования.
Основным драйвером стоимости обслуживания на 2023 г. Расходы на выплату процентов зависят от сроков и доли обязательств в иностранной валюте, добавил Куликов.
Чем короче сроки и выше доля валюты, тем дороже обслуживание. Доля стран с уязвимым бюджетным профилем где можно ожидать бюджетного кризиса на горизонте 1-2 лет за год увеличилась, как выросла и вероятность глобальной рецессии, поэтому в целом можно сказать, что риски повысились, полагает эксперт. Однако Россия явно не относится к числу наиболее уязвимых в бюджетном смысле стран, резюмировал он. Учитывая, что дефицит бюджета текущего года, вероятно, окажется больше, чем в 2022 г. В совокупности внутренний и внешний долг России может вырасти на 3,5 трлн руб. В 2023 г. Общий объем госдолга по итогам года вырастет примерно на 2,2 трлн до 25 трлн руб.
Даже увеличение объема госдолга России не вызовет сложностей с его обслуживанием, полагает Миронюк.
На имя западных финансовых организаций должны открываться в России счета типа «С», куда отечественные предприятия будут перечислять суммы в рублевом эквиваленте. И так до разрешения конфликта который, как мы пониманием, не разрешится десятилетиями. Причем подобная практика имеется с выплатой дивидендов, купонами по облигациям и процентами по банковским вкладам. Денежные поступления в отношении нерезидентов из недружественных государств остаются в России и замораживаются на счетах типа «С».
За два года их общий объем уже составляет 1,5-2 трлн рублей точная цифра не раскрывается. Приведу еще один аргумент. Вывод столь значительных сумм в долларах и евро создает существенное давление на курс национальной валюты. Летняя и осенняя девальвация прошлого года как раз обусловлена искусственно созданным дефицитом соответствующих валют на внутреннем рынке. Введение правила обязательной продажи валюты смогло частично стабилизировать ситуацию.
Но евродоллары, которых и так немного в стране, продолжают вымываться в качестве погашения обязательств и, повторю, создавать давление на рубль.
Большую часть составляют гарантированные государством кредиты, которые должны начать погашаться с 2024 года. Таким образом, в ближайшие годы страны-должники будут вынуждены искать средства для возврата денег России. Возможно, это поспособствует притоку валюты в РФ.
Лента новостей
Главная Новости Лента новостей Макроэкономика Госдолг России подскочил до 25 трлн: эксперты оценили риски. Внешний долг России упал до минимальных с 2006 года 347,7 млрд долларов. Внешний долг РФ уменьшается, но растет процент долга внутреннего, хотя эти долги не превышают отметку в 20% от ВВП, что является отличным показателем. По итогам I квартала 2023 года внешний долг РФ по отношению к ВВП снизился до минимального уровня с 1993 года – до 15%. Внешний долг РФ за год сократился на $101,8 млрд, составив $380,5 млрд на 1 января 2023 года. Об этом говорится в сообщении Банка России.