В этот праздник уделяли внимание связи с предками и устраивали определённый ритуал восточных славян. Смотрите видео онлайн «В Смоленске отметили народный праздник Сороки.» на канале «Телеканал Регион 67» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 22 марта 2023 года в 17:25, длительностью 00:00:57, на видеохостинге RUTUBE. В народном часослове 22 марта обозначено, как праздник «Сороки» и имеет свои приметы и поверья: что можно и нельзя делать в этот день. День сорока мучеников Севастийских на языке народа носит название “Сороки”, а иногда “Кулики”. День сорока мучеников – один из важнейших церковных праздников – ежегодно отмечают 22 марта.
Сорок сороков, или день весеннего равноденствия, 22 марта 2023 года: Что делать в день Жаворонка
В этот день в музее прошло мероприятие «Сороки – весенний праздник птиц» из цикла «Праздники народного календаря». Сердечно приглашаем всех на праздник «Сороки», где Вы познакомитесь с весенними закличками, поиграете в народные игры, испечете постное печенье «Жаворонки» по традиционным рецептам. Народный праздник Сороки, известный также как день 40 Севастийских мучеников, отмечают 22 марта 2024 года, по старому стилю — 9 марта. Народные традиции. Праздник встречи весны Жаворонки, праздник встречи весны Сороки. Когда отмечают Сороки, традиции празднования Сорок. как пекут жаворонков из теста. Народный праздник Сороки, известный также как день 40 Севастийских мучеников, отмечают 22 марта 2024 года, по старому стилю — 9 марта. 22 марта 2023 года проходит народный праздник Сороки или Жаворонки и церковный день памяти сорока Севастийских мучеников.
Сороки: что за праздник, традиции и приметы, рецепт печенья, что нельзя делать 22 марта
Здесь уже наступает размолвка, ибо рвутся некоторые праздновать новый год. Смысл, конечно, в этом есть. Еще стоят погожие деньки, и закрома полны, а работа уже на поле - даче-огороде основная сделана. Как не погулять, попеть, поплясать? Не все одобряют Новый год, на зиму глядя. Но праздник осени — то природный. Будем ему рады! Праздник славян 21 декабря, в10:44 так хочется приветствовать Коляду, Бога Молодого Солнца, особенно после ночи Чернобога! Но мешают все эти суетные подготовки к 1 января, завершение официального года, последние попытки подстроиться под оживление новогоднего спроса. Против государственных выходных кто ж спорить будет! Так смазываются веселые колядки в конце декабря, и умело переносятся на начало января, и теряется смысл, связь, истинное значение.
Вот праздник славян двадцатого марта, что приближается к нам в мерном ритме, заданным самой Природой. Весеннее Равноденствие, как важно надувая щеки, говорят ученые мужи. Появление Ярилы, Бога Молодого Солнца. Праздник Новолетия, как его праздновали до шестнадцатого века, говорят другие. Вот они, четыре настоящих славянских праздника, что связали единым смыслом годовой круг. И, погрузившись в этнографические записи, обнаружили мы еще четыре даты, что зовутся Стречами, и обнаружили Покровительство великих Богов за ними. Еще — нашли шестнадцать праздников Малых Богов, что живут здесь, вместе с нами, в Яви. Некоторые праздники славян Малых Богов нашлись очень легко. Например, 28 января повсеместно ставят угощение своему домашнему Духу — Домовому. А вот когда есть космическая возможность пообщаться с Дворовым, Лешим, или Духом Зимы, пришлось поискать!
Все получилось! Календарь славянских праздников нашей Волшебной Страны не претендует на полноту, зато имеет внутренний смысл, гармонию, подчиняясь великому кругу жизни. Нашлось в нём место для великих Богинь и Богов, нашлось место и для соседей по этому миру — Домовому, Лешему, Водяному, еще кое-кому. Праздники славян в волшебной стране Северной Сказки наполнились пониманием, последовательностью и, как нам кажется, хоть немного разобрались с тем, когда стоит открываться душой истинным, Природой данным праздникам. Герои наших северных сказок, благородные Люди, человечные Боги, Лукавые Духи, поют, смеются, водят хороводы, ведут обряды в соответствии с давним миропониманием наших предков. Правильных славянских праздников!
Праздник 9 марта — жаворонки, Сороки, заклички весны На следующий день после праздника Лады и Лели — 9 марта — у наших предков обычно приходились Сороки. Название это произошло от нескольких народных примет. Люди верили, что в этот день из Ирия на землю прилетают 40 видов птиц, а сорока вьет гнездо из 40 палочек. Кроме того, от дня Сорок до праздника Весенние деды когда наступает устойчивое тепло может выпасть 40 похолоданий. Этот день называли также Жаворонками. Считалось, что именно этой птичке боги вручают ключи от земли, которую она открывает от зимнего сна и приносит на своих крыльях настоящую теплую весну. А так как начало весны связывали с прилетом птиц, существовал обычай изображать возвращение птиц на землю. Славяне говорили, что жаворонок приносит весну на поля, ласточка — в дом, кукушка и соловей — в сады и рощи, горлица — в леса. К Сорокам во всех домах хозяйки выпекали булочки или печенье в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок. С этой обрядовой выпечкой ребятишки потом бегали по улицам, закликая весну: Вылети, гуля, горою, вынеси лето с собою! Испеченных пташек просили полететь за ключами, чтобы отпереть весну и лето и запереть зиму. Праздник 20 марта — день весеннего равноденствия или Новолетие 20 марта день снова равнялся с ночью, и славяне прославляли новое солнце и наступление нового лета, иначе говоря, теплые дни. Потому праздник и назывался Новолетием, он символизировал начало очередного возрождения природы. Волхвы проводили ритуальные обряды единения людей с солнцем, обретения ими новой энергии. Считалось, что прошедший обряд человек обретает частичку силы небесных богов и готовится таким образом к трудам грядущей крестьянской страды. В праздник Новолетия проводили также ритуал с ветками ивы, которые с приходом христианства заменила верба. Славяне верили, что ива воплощает собой большую жизненную силу, помогает от многих болезней и отгоняет от дома всякую нечисть. Освященные волхвами ветви ивы клали за покутье божницу , втыкали в стены в хлевах и конюшнях. А впервые выгоняя коров и лошадей на весенние пастбища, их благословляли ивой, чтобы животные не терялись и их не испортила нечистая сила.
В Семик нарядно одетые девушки в зелёных венках заламывали берёзку. Они шли в лес, выбирали там подходящее деревце и украшали его ленточками, завивали длинные ветки кольцами или пригибали их к земле, сплетая с травой. Главная героиня праздника Семик на Руси была береза. Фото с сайта kelohouse. На Троицу вновь находили ту же берёзку, развивали её ветки, срубали деревце и торжественно несли его в селение — там вокруг него водили хороводы и пели. В Духов день понедельник после Троицы этот праздничный период заканчивался — берёзку топили в реке или разрывали её на части. Берёзовые ветки потом могли хранить как оберег во дворе и в хозяйственных помещениях. Кроме берёзки также могли топить, разрывать, хоронить Русалку или Кострому — набитую соломой куклу-девушку, которую перед этим шуточно отпевали и оплакивали ряженые женщины. Иван Купала Последним по-настоящему крупным праздником лета был Иванов день, Иван цветной 7 июля и примыкающая к нему Аграфена Купальница 6 июня. Начиная с Аграфены, можно купаться реках и озёрах — в честь этого совершали коллективные купания, а также парились в бане с вениками из свежей травы. Особенно полезным считалось умываться утренней росой и купаться на заре. Парни на Иванов день развлекались тем, что обливали всех встречных водой — особенно, конечно, девушек. Поскольку люди верили, что к Аграфене и Ивану Купале растения делаются наиболее целебными, в эти дни и ночи занимались заготовкой лекарственных трав и банных веников на весь год. Растениям в этот период приписывали волшебные свойства — говорили, что деревья и травы могут перемещаться и говорить друг с другом. Травы и коренья собирали как средства на все случаи — от болезней, от грозы, от ведьм, от воров. Главным магическим растением считался цветок папоротника, который будто бы появляется лишь несколько мгновений ночью на Ивана Купалу. Его стерегут черти, но, если его добыть, можно находить клады и исполнять любые желания. Иван Соколов «Ночь на Ивана Купалу», 1856. Вместо сна люди ели, пили, веселились и жгли большие костры, через которые прыгали сами и прогоняли свой скот — они верили, что огонь очищает от любого зла. В купальских кострах жгли одежду больных, считая, что это поможет им выздороветь. Как и в зимний солнцеворот, на Иванов день скатывали с горы горящее колесо. Другие летние праздники После Ивана Купалы вплоть до зимних святок таких масштабных праздников не было — из-за большого количества работы. В Петров день 12 июля провожали весну. Молодёжь ночевала в поле, карауля восход — считалось, что в этот день, как и на Пасху, солнце «играет». Об Ильином дне 2 августа говорили: «До обеда лето, после обеда осень». С этого дня больше нельзя было купаться. Илью-пророка побаивались, поскольку ассоциировали его с грозой и наделяли качествами дохристианского бога-громовника Перуна. Чтобы задобрить его, на Ильин день в церковь приносили баранью ногу и другие продукты. Последний пучок колосьев принято было оставлять на поле не сжатым — его часто загибали к земле и немного прикапывали — завивали бороду. Предполагалось, что, благодаря этому, поле сохранит способность давать урожай. Последний сжатый сноп зерна торжественно вносили в дом, наряжали, ставили под иконы и чествовали. Его хранили до Покрова, а затем скармливали скоту. В честь окончания жатвы на Успенье устраивали пиры — складчины. Осенние праздники Борис Кустодиев «Деревенский праздник», 1910. Фото с сайта muzei-mira. По старому стилю осень открывал Семён-день или Симеон летопроводец сейчас это 14 сентября — с него начинались свадебные недели, продолжавшиеся до Гурия 28 ноября. Существовал обычай хоронить на Семён-день мух и тараканов — для пойманных насекомых вырезали маленькие гробики из корнеплодов и устраивали им шуточное отпевание, после чего закапывали, надеясь таким образом от них избавится. Рождество Пресвятой Богородицы Рядом с днём осеннего равноденствия праздновали Рождество Богородицы, или Оспожинки 21 сентября. Это, по сути, был праздник урожая — его длительность и широта зависели от количества собранной еды: если её было много, праздновали до недели. На Оспожинки было принято ходить друг к другу в гости и заниматься взаимным угощением — в первую очередь, это предписывалось семьям, чьи дети недавно вступили в брак. Внуки отправлялись на несколько дней гостить у своих бабушек и дедушек. Покров Про Покров говорили: конец хороводам, начало посиделкам. РФ О Покрове мы уже упоминали в разделе о зимних праздниках. Про Покров говорили: Конец хороводам, начало посиделкам. С этого дня девушки начинали прясть — по понедельникам, средам и пятницам они собирались в специально нанятом для этого помещении, где к ним часто присоединялись парни. Помимо работы, на посиделках молодёжь общалась, ухаживала друг за другом и играла — целью вечёрок было знакомство для последующего брака. Кузьминки На Кузьминки день Косьмы и Дамиана, 14 ноября девушки вместе с парнями устраивали на посиделках пиршество под названием ссыпчина. Каждая девушка приносила из дома продукты, из которых они вместе готовили кашу. На Кузьминки устраивали шуточные похороны Кузьмы-Демьяна или Кузьки — соломенной куклы-парня, которую «женили» на одной из девушек, а потом выносили за околицу и растаскивали или сжигали. Почему славяне в праздники всё время кого-то «хоронили» Как видно, традиционные праздники состояли из очень похожих элементов — застолья, выпечки специального печенья, переодевания и бесчинств и др.
Проведение тематических программ и празднование встречи первых перелетных птиц с детьми и подростками говорит о стремлении возродить этот православный обычай и познакомить детей с обрядами и традициями русского народа. Праздник «Сороки» отмечается согласно народному календарю восточных славян 22 марта, в день весеннего равноденствия. Само название праздника связано с днем памяти сорока севастийских мучеников, отмечаемым православной церковью.
Статьи по этнологии
Всякое обрядовое действие обретало в праздник особый смысл, и волхвы следили за соблюдением традиций. Первое полнолуние после Ярилина дня, например, считалось самым подходящим временем для зачатия ребенка. Волхвы считали, что именно тогда организм человека находился на подъеме, был полон небесной энергии и подготовлен к зачатию сильного, жизнеспособного потомства. И природа, в свою очередь, благотворно влияла на человека, всеми силами помогая ему в важном действе. В ночь перед праздником люди отправлялись к языческому капищу на торжественное славление. Волхвы разводили на жертвеннике ритуальный огонь, который поддерживали до восхода солнца. В эту ночь мужал Ярило — бог возрождения природы, плодовитости, весеннего солнца, и огонь символизировал это возмужание. Те, кто не мог отправиться на славление и оставался дома, должен был до утра поддерживать огонь в печи или жечь до утра свечу. Считалось добрым знаком, если хозяйка приносила с капища частицу жертвенного огня и обновляла пламя в домашнем очаге.
Утром люди снова собирались на капище, наряженные в праздничную одежду, оставаться в это время дома считалось дурной приметой. У жертвенников волхвы освящали крашенки для праздничного угощения и писанки. Крашенки — это вареные яйца, покрашенные природными красителями в один цвет. Крашенки ели за столом в Ярилин день, ими играли в обрядовые игры. Писанки — сырые яйца, разрисованные символическими узорами, они символизировали человеческий мир, который оплодотворяет небесная сила ради появления нового урожая и продолжения непрерывного творения мира. Писанки никогда не варили, их расписывали сырыми, чтобы не убить живую силу зарода. Различали три основных вида писанок: аграрные — с рисунками ростков, снопов и другой земледельческой тематики, погребальные — на них для усопших наносили символы богатства и изобилия, жертвенные — где для богов рисовали три мира с населяющими их существами. По окончании утреннего славлення все его участники братались, приветствовали друг друга и поздравляли с праздником.
Ссориться в такой день считалось недопустимым. Дома семьи угощались крашенками и другой освященной пищей.
Например, если попадется кольцо, то это предвещало скорое замужество. Если внутри монетка — то в текущем году в семье будет достаток. А завязанный в узел лоскуток — к рождению ребенка. В 2023 году праздник отмечают 4 июня С жаворонками также был связан специальный обряд, который назывался «кликанье весны». Испеченных птичек «сажали» на окна, деревья, а также на длинные прутья, украшенные ленточками, и несли на самую высокую горку, призывая весну словами: «Жаворонки, жаворонки, прилетите, теплу весну принесите».
Эти обрядовые песни назывались веснянками или закличками. С их помощью славяне «приглашали» весну в свои края. Повсеместно в таких обрядах участвовали и взрослые, и дети.
Традиции и обычаи День сорока мучеников богат на традиции и обычаи, дозволения и запреты. В этот день святое писание запрещало прогонять со двора птиц, тем более разрушать их гнёзда. По поверью, птицы защищают человеческое жильё от злых сил. В этот же день нельзя заниматься генеральной уборкой.
Рачительные хозяева должны дом прибрать заранее. Мокрые полы в этот день считались символом слёз, также нельзя было заниматься рукоделием и физическим трудом. Категорически не рекомендовалось давать деньги в долг на Жаворонки, так как они уже не вернутся. Нельзя было кормить птицу хлебом — примета утверждала, что тогда семья будет жить впроголодь. Девушкам в этот день нельзя было носить блестящие бусы — сорока заберёт их вместе с будущими женихами. Хозяева радовались ласточкам, если те вили гнездо в их дворе, так как издревле считалось, что это к достатку. Кроме запретов, существовали и рекомендуемые обычаи.
Например, в этот день весны надо обязательно печь сдобу в виде жаворонков, которые возвращаются из тёплых краёв вместе с ещё 39 породами птиц. А поскольку жаворонок всегда символизировал весну, печенье формовали именно в виде этой крошечной птички.
Считалось, что именно жаворонки на своих крыльях приносят весну. В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». По народному поверью «Жаворонок за собой сорок птиц привел». Но название «Сороки» появилось не только по числу прилетающих птиц, но и в память о сорока мучениках севастийских, казненных за веру, день поминания о которых приходится на 22 марта. В преддверии этого народного праздника симферопольская библиотека организовала для своих читателей, а также удаленных пользователей час весеннего настроения «Жаворонки, прилетите, весну-красну принесите». Во многих странах именно жаворонка считают первой весенней птицей, которая радуется солнцу и возвещает приход тепла. В старину жаворонка считали птицей небесной, «посланником Солнца», за вечное стремление ввысь, как в старину считали «к Богу», птицей, умеющей говорить с богами и просить хорошей погоды или дождя. Одна из легенд о происхождении жаворонка гласит о том, что Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку — Жаворонка.
Маршак «Жаворонок» , «Жаворонок полевой! Берестов «Жаворонок». В праздничный день 22 марта, чтобы приблизить приход весны, хозяйки пекли из пресного или кислого теста птичек — «жаворонков», их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печёных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник?
Славянский праздник день карны 7 апреля 7 апреля считается вторым днем молений уже умершим предкам, и соответственно особых празднований в этот день не было. На народе этот день прозвали «Сороки» и «Сорок сороков». Календарь праздников славян — шкатулка с драгоценными каменьями чародейных тайн иномирья. праздник наступающей весны: в этот день сорок птиц прилетает, день с ночью меряется.
Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник?
Например, если попадется кольцо, то это предвещало скорое замужество. Если внутри монетка — то в текущем году в семье будет достаток. А завязанный в узел лоскуток — к рождению ребенка. В 2023 году праздник отмечают 4 июня С жаворонками также был связан специальный обряд, который назывался «кликанье весны». Испеченных птичек «сажали» на окна, деревья, а также на длинные прутья, украшенные ленточками, и несли на самую высокую горку, призывая весну словами: «Жаворонки, жаворонки, прилетите, теплу весну принесите». Эти обрядовые песни назывались веснянками или закличками.
С их помощью славяне «приглашали» весну в свои края. Повсеместно в таких обрядах участвовали и взрослые, и дети.
С ее появлением в мире людей повсюду просыпалась природа, по-весеннему ярко светило солнце, звенели птичьи трели и расцветали первые цветы. Лелю славили как символ юной любви, весенней обновленной природы, щедрой и радостной новой жизни. Праздник 9 марта — жаворонки, Сороки, заклички весны На следующий день после праздника Лады и Лели — 9 марта — у наших предков обычно приходились Сороки.
Название это произошло от нескольких народных примет. Люди верили, что в этот день из Ирия на землю прилетают 40 видов птиц, а сорока вьет гнездо из 40 палочек. Кроме того, от дня Сорок до праздника Весенние деды когда наступает устойчивое тепло может выпасть 40 похолоданий. Этот день называли также Жаворонками. Считалось, что именно этой птичке боги вручают ключи от земли, которую она открывает от зимнего сна и приносит на своих крыльях настоящую теплую весну.
А так как начало весны связывали с прилетом птиц, существовал обычай изображать возвращение птиц на землю. Славяне говорили, что жаворонок приносит весну на поля, ласточка — в дом, кукушка и соловей — в сады и рощи, горлица — в леса. К Сорокам во всех домах хозяйки выпекали булочки или печенье в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок. С этой обрядовой выпечкой ребятишки потом бегали по улицам, закликая весну: Вылети, гуля, горою, вынеси лето с собою! Испеченных пташек просили полететь за ключами, чтобы отпереть весну и лето и запереть зиму.
Праздник 20 марта — день весеннего равноденствия или Новолетие 20 марта день снова равнялся с ночью, и славяне прославляли новое солнце и наступление нового лета, иначе говоря, теплые дни. Потому праздник и назывался Новолетием, он символизировал начало очередного возрождения природы. Волхвы проводили ритуальные обряды единения людей с солнцем, обретения ими новой энергии. Считалось, что прошедший обряд человек обретает частичку силы небесных богов и готовится таким образом к трудам грядущей крестьянской страды. В праздник Новолетия проводили также ритуал с ветками ивы, которые с приходом христианства заменила верба.
Славяне верили, что ива воплощает собой большую жизненную силу, помогает от многих болезней и отгоняет от дома всякую нечисть.
Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.
Приметы На Сороки день с ночью мерится, равняется. Во что Сороки, во то и Петровки. Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло. Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней. Слышится гром — к голодному году. Теплый ветер сулит дождливое лето. Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
С наступлением 3 часа ночи над замерзшим озером разлился яркий свет, растопивший льды. Над головами 39 оставшихся мучеников появились сияющие терновые венцы. Аглаий уверовал в Христа, присоединился к другим воинам.
К утру, вернувшиеся проверить исполнение казни Агриколай и Лисий нашли 39 мучеников и их нового сторонника живыми. От ярости и бессилия их обрекли на дальнейшую смерть, усилив страдания тем, что перебили голени молотами. Но даже после этого, до последнего вздоха, христиане прославляли Господа.
Чтобы уничтожить память о стойкости Сорока мучеников, их останки повелели полностью уничтожить через сожжение. Оставшиеся кости сбросили в реку. Но спустя 3 дня после смерти они явились во сне Петру, епископу Севастийскому.
Ему было велено извлечь кости из реки. Вместе с верными сторонниками он отправился к воде, где легко обнаружил искомые реликвии, ведь они сияли, словно звезды. Обретенную святыню погребли по христианскому обычаю.
А слава о 40 Севастийских мучениках была сохранена в веках. Их причислили к лику святых. В 1230 году, 9 марта по старому стилю, царь Иван II Асень из Болгарии вступил в бой с армией противника и одержал победу.
Свои военные успехи он отнес к заступничеству со стороны 40 Севастийских мучеников. В знак памяти и благодарности он воздвиг на месте битвы храм в их честь. Традиции празднования Основная традиция праздника в день Сорока сороков заключается для христиан в посещении особой службы.
Литургия в честь 40 мучеников проходит в торжественной обстановке. Но есть у этого дня и другие традиции, признанные в народе. Ведь его еще называют Сороками.
Праздник Сороки - возрождение традиций
Общественная служба новостей узнала о том, что можно и чего нельзя делать 22 марта 2023 года в Сорокин день. В народе 22 марта считался одним из великих праздников. В этот день близкие военнослужащих молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их сыновья, мужья и братья благополучно закончили военную службу. В народе 22 марта издавна считают днём второй встречи весны. День памяти Сорока севастийских мучеников в православии считается день всех православных мужчин, по аналогии с Днем жен-мироносиц (отмечается в мае), который считается праздником православных женщин.
22 марта в народном календаре отмечаются Сороки — рассказываем про традиции и атрибуты праздника
Выпекают такое печенье минут двадцать при температуре примерно 180 градусов. Готовое печенье нужно сбрызнуть водой и дать ему «отдохнуть» под чистым полотенцем. Печенье давали детям со словами: «Жаворонки прилетели, на головушку сели». Дети печенье не только ели, но и крошили птицам, произнося речитативы-заклички, приманивающие весну. Для защиты от утренних заморозков хозяйки на Сороки также пекли по сорок маленьких ржаных колобков, которые в течение сорока дней бросали из окон птицам. Что нельзя делать 22 марта Поскольку Сороки — это большой церковный праздник, на Руси в этот день под запретом была любая работа, в том числе по дому и огороду. Тем более, что в поле еще выходить рано, а всю готовку хозяйки старались закончить накануне. Как и в другие дни Великого поста, на Сорок сороков под строжайшим запретом ссоры, споры, ругань, злые мысли. Считалось, что все дурное приманивает беду.
Также в этот день старались не ругать детей и не запрещать им шумные игры и забавы. Кроме того, в этот праздник нельзя было сидеть дома, иначе весна могла пройти стороной. Приметы на Сороки Если на Сороки тепло — хорошая погода простоит сорок дней.
В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки». Согласно народному календарю, в этот день зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется — равняется наступает равноденствие.
Жаворонками куликами, тетёрками также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику. История Дата получила свое название в честь сорока Севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших мученическую смерть. Все они были родом из Каппадокии и служили в римском войске. Военачальник потребовал, чтобы христиане вместе с остальными солдатами принесли жертву языческим богам. После отказа их подвергли пыткам, а потом раздели и заставили стоять в покрытом льдом озере в течение ночи. К утру один из воинов не выдержал — и побежал к теплой бане.
Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан. Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались, и приказал всем перебить колени, а затем казнить.
Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Поскольку обычно он выпадает на период Великого поста, в этот день верующие получают некоторые послабления в пищевых ограничениях.
В церкви обязательно служится литургия преждеосвященных Даров. История возникновения Память о 40 Севастийских мучениках сохранена в веках, как и их имена. Эти воины-христиане получили право на свободу вероисповедания от императора Константина Великого в начале IV века. Но там, где языческие обычаи все еще были сильны, гонения на последователей Спасителя продолжались. В провинции Армения, находившейся в то время на просторах современной Турции, располагался город Севастия. Его жители противились новым верованиям, сохраняя верность язычеству.
Особенно усердствовал в этом военачальник по имени Агриколай. Чтобы проверить своих воинов, суровой зимой 320 года он повелел своим подчиненным, исповедовавшим христианство, принести жертвы идолам, отрекаясь от новой веры. Многие согласились на это, но нашлось в гарнизоне Севастии 40 смельчаков, отказавшихся поклоняться истуканам. Ни уговорами, ни посулами, ни угрозами не удалось Агриколаю нарушить их твердый обет. Сорок воинов заключили в тюрьму, где они всю ночь совершали молитвы, и стали свидетелями чудесного знамения. С небес раздался глас, возвестивший о том, что: «претерпевший до конца — спасется».
Спустя неделю Севастию посетил знатный сановник по имени Лисий, также исповедовавший язычество. Он повелел приговорить 40 воинов к побиванию камнями. И здесь было явлено первое чудо. Все брошенные камни летели мимо цели, не затрагивая христианских верующих. В эту же ночь воинам было явлено новое небесное знамение о грядущем чудесном воскрешении всех верующих. Это лишь укрепило их в вере.
На следующее утро воинам-христианам была назначена новая казнь. Их отвели на замерзшее озеро близ Севастии, заставили обнажиться, а затем войти в ледяную воду.
Приметы и запреты народного праздника «Сороки», отмечаемого ежегодно 22 марта
Но наши предки не беспокоились об астрономической безупречности и отмечали наступление весны всегда 22 марта, придумав для этого особый праздник — Сороки или Жаворонки. Почему Сороки? В православном календаре на 22 марта по новому и 9 марта по старому стилю выпадал День памяти сорока мучеников севастийских. Неизвестными путями в народном сознании соединилось число христианских воинов, замученных однополчанами-римлянами в Турции сорок и название повсеместно распространенной птицы сорока. Так праздник возвращения перелетных птиц получил имя птицы оседлой. Интересный факт. Сорока — самая умная из птиц, утверждают ученые.
У сорок существуют сложные социальные ритуалы, включая выражение печали, и это единственная птица, способная узнавать себя в зеркале. Другие животные уважают интеллектуальную мощь сороки: если она стрекочет, сообщая о замеченных в лесу охотниках, то ее сигнал воспринимают не только остальные птицы, но и млекопетающие, в том числе и крупные хищники, даже медведи!
Печенье называлось жаворонки в честь главных вестников весны. Рецепт печенья жаворонки Тесто делали дрожжевое, его следовало сделать упругим, хорошо вымешанным. Пекли на растительном масле ради праздника строгости Великого поста немного смягчались , сверху смазывали сладким крепким чаем, чтобы печенье хорошо зарумянилось. Для теста брали два килограмма муки, 50 грамм дрожжей, 250 грамм растительного масла, стакан сахара, пол-литра воды, немного соли, горсть изюма. Тесто тщательно вымешивали, потом раскатывали в жгут, который делили ровно на сорок частей. Каждый кусочек жгута сворачивали в виде птички, формировали клювик и хвостик. Глазки делали из изюминок. Готовое печенье клали на смазанный растительным маслом противень и оставляли минут на двадцать, чтобы тесто немного поднялось.
Потом смазывали печенье сладким крепким чаем и ставили в духовку или в печь. Выпекают такое печенье минут двадцать при температуре примерно 180 градусов. Готовое печенье нужно сбрызнуть водой и дать ему «отдохнуть» под чистым полотенцем. Печенье давали детям со словами: «Жаворонки прилетели, на головушку сели».
Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья в середине песни , что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?
У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». В Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговоривая: «Пусть я буду здоров, как кизил! В этот день молодые, прожившие совместно менее года — «младенци», в своём доме принимают гостей, которые приносят подарки, калачи оладьи из пшеничной муки, помазанные мёдом, стараются помочь советом и хвалят молодых. Калачи символизирует ладную и сладкую жизнь супругов. Хозяева показывают, своё мастерство и ловкость, как умеют принимать гостей, вести беседу.
Все женщины в этот день пекут 40 калачей, но первые отдают молодым, и лишь затем детям. Поговорки и приметы Вторая встреча весны. Сколько проталинок, столько жаворонков.
Также люди рассеивали мак по огороду, рассчитывая на большой урожай. На праздник варили похлебку из гороха и готовили пирожки с гороховой начинкой. Неотъемлемым блюдом на столе были вареники с маком.
Необходимо сходить в церковь на праздник, чтобы поставить 40 свечей. Христиане молятся и благодарят Господа, просят его защитить от болезней и прочих проблем. Обязательно нужно ударить 40 поклонов. Хозяюшкам необходимо испечь ровно 40 булочек, которые выполнены в форме птиц. Это сороки или жаворонки, которые символизируют возвращение перелетных птиц из дальних стран в родные края. Нередко птичек нанизывали на камыш, чтобы запечь их в русской печи.
Булочки размещали по саду или угощали знакомых, чтобы домашний скот никогда не болел. Каждая девушка должна разорвать 40 нитей. Также нужно ломать деревянные плашки в количестве 40 штук. Благодаря этому зима быстрее уйдет, а весна вступит в свои полноценные права. Считается, что в это время сорока начинает строить гнездо. Если не тревожить птицу, то она станет оберегом для людей, проживающих в доме.
22 марта — Сороки. История праздника, традиции, приметы
Поэтому в народе так любят праздник Сорока Севастийских мучеников, до конца выдержавших все мучения и принявших смерть, чтобы не предать Христа. Из-за того что 22 марта совместило в себе церковный праздник, второй день после весеннего равноденствия и язычество, существует несколько народных примет. Но сакральная тайна славянского праздника открывается не тогда, когда народ по объявлению о массовых гуляниях повалил праздновать, а, напротив, в особые, священные волшебные дни — даже если про них никто не вспомнил. В этот день в Краснинском краеведческом музее прошло мероприятие «Сороки – весенний праздник птиц» из цикла «Праздники народного календаря». Сердечно приглашаем всех на праздник «Сороки», где Вы познакомитесь с весенними закличками, поиграете в народные игры, испечете постное печенье «Жаворонки» по традиционным рецептам. День сорока мучеников – один из важнейших церковных праздников – ежегодно отмечают 22 марта.