Звание было учреждено непосредственно в честь первого полета человека в космос, совершенного советским гражданином Юрием Алексеевичем Гагариным на космическом корабле «Восток».
После Гагарина в космосе побывал 431 человек
Сколько длился полет Гагарина? Подробности космического полета Гагарина | В 1961 году в американской левой газете Daily Worker появилась сенсационная заметка о том, что первый полет в космос совершил вовсе не Гагарин, а В. Ильюшин. |
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос | После полёта Гагарин решил получить высшее образование и поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. |
Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов | РБК Стиль | Ровно 55 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком, который совершил полет в космос — на корабле «Восток-1» он облетел вокруг Земли. |
Сколько космонавтов в мире, как их называют, какие рекорды они поставили
Алан Шепард родился в семье кадрового офицера. В предвоенные годы перед второй мировой войной семье жилось трудно. Поэтому Алан только в 16 лет получил начальное образование. Но затем он ускоренным курсом получил среднее образование в академии Пинкертона, и в 1944 году, тоже ускоренно, окончил Военную академию США в Аннаполисе. Далее служба в военно-морском флоте и обучение профессии летчика. Работу Нил совмещал с учебой в средней школе, которую и окончил в 17 лет. Одновременно прошел обучение в городской авиашколе.
Сразу после школы Нил поступил в университет Пердью. Учебу ему оплачивало государство, так как в семье необходимых денег не было. Нил подписал с государством договор, по которому он через два года должен был прервать учебу в университете и три года отслужить в армии, а затем продолжить учебу. Условия договора он выполнил и через два года прервал учебу, и был призван на воинскую службу. Три года он служил летчиком в авиации ВМФ. Совершил 78 боевых вылетов в Корее.
Один раз он был сбит. Но все обошлось. Заработав несколько боевых наград, Нил вернулся в университет, который и окончил в 1955 году со степенью бакалавр. В возрасте 23-33 лет. Юрию Гагарину было 25 лет, когда ему предложили пройти медкомиссию для зачисления в отряд космонавтов. А в марте 1960 года он уже член первого отряда космонавтов Советского Союза.
Первые космонавты отбирались по принципу —крепчайшее здоровье и психологическая устойчивость при действиях в сложной обстановке. Первый полет человека планировался через 9 месяцев, в ноябре 1960 года, но неудачные испытательные пуски сдвинули этот срок на 5 месяцев. За это время первая шестерка космонавтов успела теоретически изучить корабль «Восток», методику и график самого полета. Каждый из них провел даже по одному практическому занятию внутри корабля, при котором конструкторы объяснили им, где и что расположено, что надо контролировать при полете. Алан Шепард после академии проходил службу на авианосцах, и в 1947 году, пройдя курс обучения, стал летчиком, затем летчиком-испытателем. За 13 лет службы летчиком он налетал более 8000 часов, из которых только на реактивных самолетах более 3700 часов.
Среди наших летчиков-космонавтов такого налет не имел никто. После университета Нил Армстронг стал работать летчиком-испытателем в летно-испытательном центре ВВС. Но военным он уже не был. Его главными качествами в профессии были чрезвычайное хладнокровие и спокойствие в самых напряженных моментах работы. В 1958 году он был отобран как кандидат ВВС для полета в космос, и уже в 1960 году на экспериментальном самолете «Х-15» пытался преодолеть высоту 100километров. Не получилось.
И в первый отряд НАСА он тоже не попал. Но уже в 1962 году при втором наборе его зачислили в астронавты в числе первых. Ему было 32 года и он налетал на самолетах 2500часов как летчик-испытатель. Юрий Гагарин совершил свой исторический полет в космос в возрасте 27 лет, 12 апреля 1961 года и продолжался 108 минут. Его полет для всего Человечества это святое Он был и остается Первым человеком побывавшим в космическом пространстве. Но ведь нельзя закрывать глаза на некоторые недоговоренности в освещении его полета, и тем более отбрасывать их.
Во всех статьях в интернете, и в открытой печати утверждается, что Гагарин первым совершил орбитальный космический полет, выполнив один оборот вокруг Земли. Даже весьма уважаемая мной «Википедия», в своей статье о Гагарине написала « Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10. Гагарина вновь, описывая хронику первого полета, сообщает, что космический корабль «Восток» свершил один оборот вокруг Земли с посадкой в начале второго витка.
И он решил оперативно проверить контакт. Инженеры со скоростью современных механиков «Формулы-1» сняли больше трех десятков гаек, подняли крышку, поправили нужный контакт и снова заперли люк.
Юрий Гагарин знал: что-то пошло не так. Но вопросов задавать не стал. Все это время он насвистывал песню: «Родина слышит, Родина знает». Полет в режиме автопилота До первого полета в космос было неясно, как организм человека отреагирует на экстремальные нагрузки: выдержит ли психика и сможет ли он остаться работоспособным в условиях невесомости. Чтобы минимизировать риск, полет решили проводить в полностью автоматическом режиме.
Космонавт мог взять управление только в случае отказа автоматики, но для этого ему требовался цифровой код. Некоторые врачи боялись, что во время полета пилот потеряет контроль над собой и захочет без необходимости включить ручной режим. Для перестраховки секретный код запечатали в специальный конверт и приклеили рядом с креслом космонавта. Психологи считали, что открыть его можно только в здравом рассудке. По воспоминаниям инструктора Марка Галлая, в конверте было спрятано число «125».
К счастью, вводить его Гагарину не потребовалось. Прощайте, товарищи» Первый космонавт не подозревал о том, что будет происходить с кораблем при входе в плотные слои атмосферы. Юрий Гагарин думал, что погибнет, когда по пути домой заметил в иллюминаторе полыхающий корпус капсулы «Востока». Из динамиков в центре управления полетом донеслось тревожное послание. Прощайте, товарищи», — громко прокричал Юрий Гагарин.
На самом деле никакой опасности для его жизни в тот момент не было. Пламя возникло в результате трения жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу.
Об одних годы спустя рассказали родные и коллеги Юрия Гагарина, другие стали понятны из рассекреченных документов. Мы выбрали восемь самых интересных. Босиком на «Восток» Знакомство Юрия Гагарина с космическим кораблем «Восток» произошло за девять месяцев до его запуска. В тот день главный конструктор СССР Сергей Королев, которого Гагарин впоследствии будет называть своим космическим отцом, встретился с шестью претендентами, отобранными для участия в историческом полете. Он показывал разные типы космических кораблей, рассказывал об их устройстве, а в самом конце остановился у двухметрового серебристого шара.
Им оказался «Восток». Юрий Гагарин вызвался первым: «Разрешите? Жест молодого летчика произвел впечатление на Сергея Королева. Он шепнул заместителю: «Этот, пожалуй, и полетит первым». Двадцать претендентов и два дублера Для первого полета в космос у Юрия Гагарина был не один, а два дублера. Сергей Королев не сомневался: кандидата нужно искать в рядах реактивной истребительной авиации. Отбирали здоровых мужчин до 30 лет, ростом не выше 170 см и весом до 70 кг.
Все эти требования были продиктованы размерами «Востока» и ограниченной ракетной мощностью. После собеседований и медицинских обследований из 3461 кандидата осталось 20 человек. Хотя последний был подготовлен лучше, считается, что Юрий Гагарин полетел первым из-за «благозвучного» имени и образцово-славянской внешности. Титова и Нелюбова назначили дублерами. Именно они провожали первого космонавта к стартовой площадке и были готовы полететь вместо него. Прощальное письмо Несмотря на успешные запуски с животными, никто точно не знал, что ждет первого космонавта на орбите. Многие члены государственной комиссии были уверены: они выбирают смертника.
А у нас полеты — просто приятные прогулки. Так произошло и с Гагариным. В прессе утверждалось, что полёт был предварительно отработан до мелочей, не представлял никакого риска, и прошёл он как по маслу. Сегодня известно, что всё было далеко не так. Начну с того, что до полета Гагарина произошло несколько крупных катастроф с тяжелейшими последствиями. Одна из ракет взорвалась в 1960 году на стартовой площадке, что стоило жизни главкому Ракетных войск стратегического назначения маршалу Митрофану Неделину и большой группе специалистов-ракетчиков. Завершились неудачей два из семи полетов непилотируемых кораблей «Восток». В первом случае спускаемый аппарат остался на орбите, во втором — сгорел на обратном пути вместе с подопытными животными. Правда, два последних мартовских полета были успешными.
Более того, 25 марта успешно прошло катапультирование и приземление на парашюте манекена, имитировавшего экипированного космонавта. По техническим критериям, ракета считается надежной, если подряд было не менее восьми успешных запусков. Но по отношению к кораблю «Восток» этот стандарт явно не выдерживался. Всего три удачных полета из семи попыток — этого, конечно, было явно мало. Но американцы тоже готовили пилотируемый полет. И наши специалисты тревожились: вдруг обгонят? Не менее важным был вопрос, сохранит ли космонавт работоспособность в условиях полуторачасовой невесомости, эмоционального напряжения, «пребывания один на один с Вселенной». Некоторые специалисты, в том числе и весьма авторитетные, говорили о возможности помутнения рассудка космонавта. Конструкторы выбрали такую схему, при которой корабль должен был совершить полет полностью в автоматическом режиме.
Пилоту вообще не требовалось прикасаться к ручкам системы управления. Но как быть в случае отказа аппаратуры? Тут, понятно, пилот должен взять управление на себя. Для этого ему требовалось доказать, что он в ясном уме и твердой памяти. Система управления кораблем была «закрыта» от него кодовым замком. Космонавту необходимо было достать из бортовой документации запечатанный конверт, вскрыть его, прочитать код, состоящий из трех цифр, — 125, и набрать их на пульте. Только тогда включалось питание в системе ручного управления. В стремлении максимально подстраховаться конструкторы пошли еще дальше. По их замыслу, даже если бы отказал тормозной двигатель, все равно корабль должен был сам вернуться на Землю через 5-7 суток.
Орбита специально выбиралась очень низкой с таким расчетом, чтобы «Восток», задевая верхнюю атмосферу, постепенно замедляя скорость, вошел в плотные слои и совершил баллистический спуск. Правда, корабль при этом мог сесть и в океане, и в горах Южной Америки, и в Казахстане... Но все-таки «Восток» должен был вернуться в течение недели. Однако после старта стало ясно, что на этот аварийный вариант рассчитывать уже не приходится. Из-за ошибки прибора, измерявшего скорость, траектория «Востока» в апогее оказалась на 40 километров выше расчетной. И при отказе тормозного двигателя спуск корабля на Землю с такой высоты произошел бы только через 15-20 суток. Система жизнеобеспечения не была рассчитана на столь длительный срок. Иными словами, при таком варианте у Юрия Гагарина не оставалось ни одного шанса на спасение». Небывалые риски Гигантские риски представлял в ту пору сам старт, начиная с того момента, когда Гагарин занял место в кабине.
Самый ответственный этап — предстартовый отсчет времени и первые секунды подъема. В случае возникновения аварии на этом этапе например, пожара в ракете Гагарину предстояло катапультироваться на высоте всего несколько десятков метров. Риск был бы огромный: космонавт должен приземлиться рядом с еще не стартовавшей или немного поднявшейся и рухнувшей ракетой, взрыв которой, скорее всего, уничтожил бы и его, и спасателей. Забегая далеко вперёд, замечу, что на смену «Востокам» пришел корабль «Союз», оснащенный специальной системой аварийного спасения САС. И эта система действительно спасла жизнь двум космонавтам. Мгновенно включились двигатели САС, расположенные на вершине ракеты. Они подняли кабину с космонавтами ввысь и отвели спускаемый аппарат в сторону. Затем кабина плавно опустилась на достаточном удалении от пылающей ракеты. Страшно подумать, что было бы в подобной ситуации с Гагариным.
Но, слава Богу, старт прошёл штатно. Полёт проходил тоже в целом нормально, хотя если вникнуть, то, несомненно, в крайне жёстких условиях. При наборе скорости перегрузки возросли до 4 единиц вес Гагарина при этом увеличился с 70 почти до 300 килограммов. Специалисты, следившие за физическим состоянием пилота, зафиксировали, что его пульс участился с обычных 64 ударов в минуту до 150. Так быстро еще никто не летал. Впервые Гагарин испытал явление реальной невесомости. Всё это не могло не давить на психику. Но первый космонавт крепко держал себя в руках. Все 90 минут полёта он не только отвечал на вопросы специалистов ЦУПа, но и вёл бортовой журнал.
Он писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным графитным карандашом, чётко фиксируя всё, что видел и слышал. Стиль и почерк были идеальны, что свидетельствовало о спокойствии, уверенности космонавта и отсутствии в его душе малейшего страха. Проблемы начались на завершающем этапе. Вот как писал об этом впоследствии Гагарин в техническом отчёте: «В точно заданное время прошла... Я почувствовал, как заработала ТДУ тормозная двигательная установка — С. Через конструкцию ощущался небольшой шум. Я засек время включения ТДУ. Включение произошло резко. Время работы ТДУ составило точно 40 секунд.
Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок, и корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Все кружилось. То вижу Африку над Африкой произошло это , то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Разделения нет. Я знал, что, по расчету, это должно было произойти через 10—12 секунд после выключения ТДУ.
По моим ощущениям, больше прошло времени, но разделения нет...
Новости и события Российского исторического общества
43 года назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Первый полет в космос Юрия Гагарина мог остаться неучтенным из-за особенностей конструкции корабля «Восток». 12 апреля 1961 г.12 апреля 1961 г. Гагарин впервые в мире совершил полёт в космос – на космическом корабле «Восток», облетел земной шар за 1 ч 48 мин и благополучно вернулся на Землю.
Новости и события Российского исторического общества
Он закончил воздушно-инженерную академию имени Жуковского и получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт». В 1966 Юрий Алексеевич начал подготовку к новой звездной экспедиции. Теперь он был дублером Владимира Комарова. Однако на этот раз подняться над Землей ему не удалось. Судьба, как будто хранила его: из-за неисправности солнечной батареи второй полет был прерван, а Комаров погиб. Но и Гагарину был отпущен недолгий срок. Причины аварии точно не известны до сих пор. Кто-то говорит, что летчик потерял ориентацию в низких облаках, кто-то, что машина Гагарина попала в вихревой след самолета, пролетавшего рядом, кто-то, что все было подстроено недоброжелателями Юрия Алексеевича. Как бы там ни было, о космонавте скорбела вся страна.
Его именем были названы множество улиц и площадей, Гжатск был переименован в Гагарин. И до сих пор россияне гордятся своим великим соотечественником. Автор статьи: Павел Котов.
Первый космический полет Полет в космос на советском космическом корабле «Восток» был сопряжен с очень большими рисками. Запуск космического корабля готовился в огромной спешке. Многие важные системы судна продублированы не были. На корабле не было системы мягкой посадки, а также экстренного аварийного спасения. Поэтому шанс того, что космонавт погибнет еще до запуска ракеты был чрезвычайно велик. Юрий Гагарин перед стартом полета 12 апреля космический корабль взлетел с советского космодрома «Байконур».
Во время запуска с оборудованием судна возникли серьезные неполадки, поэтому оно поднялось на сотню километров выше, нежели было запланировано изначально. В случае, если бы тормозная система сработала некорректно, корабль возвращался бы больше месяца, тогда как пищи и воды на нем было запасено всего на десять дней. Полет Юрия Гагарина в космос Хотя проблем возникло множество, Гагарину удалось благополучно возвратиться на Землю. Космический аппарат приземлился с отклонением от заранее намеченного места. Космонавта доставили в ближайший поселок. Из него он связался с начальством по телефону, доложив об успешном приземлении. Полет был строго засекречен. Поэтому даже представителям советской прессы удалось узнать об этом грандиозном событии лишь на следующий день. Всемирная слава Когда о полете Гагарина стало уже известно широким массам, космонавт тут же стал звездой всемирной величины. Немалый вклад в это внес Хрущев , который настоял, чтобы в честь космонавта состоялось грандиозное чествование.
Произошло это через день после полета. Через месяц космонавт отправился с «Миссией мира» в тур по двадцати с лишним странам. Во время этой поездки космонавт проявил личную харизму, зарекомендовав себя в качестве обаятельного, тактичного молодого человека. Это позволило укрепить положительный образ Советского Союза. Юрий Гагарин в «Миссии мира» В течение нескольких следующих лет Гагарин занимался, главным образом, общественной деятельностью, практически, оставив летную службу. Он внес ощутимый вклад в процесс популяризации космонавтики, мечтал оказаться в составе лунного космического экипажа. Получив звание майора, он поступил на учебу в инженерную военно-воздушную академию. Через месяц после окончания этой академии Юрий Гагарин погиб. Личная жизнь Личная жизнь первого космонавта была счастливой и безоблачной. Со своей будущей супругой Юрий Гагарин познакомился до того, как стал членом отряда космонавтов.
Валентина Горячева была медиком, она являлась сотрудницей Центра управления полетами. В 1959 году у Гагариных родилась дочка Лена, а за месяц до полета Юрия в космос у него появилась вторая дочь — Галя. Юрий обожал дочек. Как и они, он очень любил животных. В доме космонавта жили цыплята, утки, лань, белка. Валентина поначалу была недовольна этим увлечением зоопарком, однако впоследствии смирилась с ним. Юрий Гагарин и его жена Валентина Горячева Став взрослыми, дочери Гагариных подарили своей маме двух внуков. Елена родила дочь Екатерину, а Галя — сына Юрия. Екатерина впоследствии стала искусствоведом. Юрий решил связать биографию с государственным управлением.
После смерти супруга Валентина Гагарина замуж больше не вышла. Гибель Погиб Юрий Гагарин весной 1968 г.
С 1963 года был заместителем начальника ЦПК по летно-космической подготовке и начальником отдела летно-космической подготовки, а также дублером космонавта корабля «Союз-1» — Владимира Комарова. И сегодня люди помнят его обаятельную улыбку. Фактически он стал визитной карточкой страны и послом мира. Но он мечтал о небе. И полеты были возобновлены. Он стремился восстановить свою квалификацию летчика-истребителя. Оба летчика погибли.
Но сам я пока в это не верю.
Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества — коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю.
Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то еще в детстве прочитал слова В. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать.
Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. Письмо тогда не потребовалось. Его передадут жене первого космонавта Земли через 7 лет, после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб Гагарин. Перед первой отправкой Гагарина в космос было записано три обращения «первого космонавта к советскому народу». Первое записал сам Гагарин, остальные два — Титов и Нелюбов. Три вида информационных сообщений подготовило и агентство ТАСС. В одном говорилось о первом успешном полете человека в космос, второе было написано на случай неудачной посадки космонавта, третьем сообщалось о катастрофе.
После Гагарина в космосе побывал 431 человек
Полет советского человека в космос совершен во Имя Мира, прогресса, счастья людей. В 2024 году, 12 апреля, Россия празднует первый полёт человека в Космос, который совершил Юрий Алексеевич Гагарин 63 года назад, а также День космонавтики. Юрий Алексеевич Гагарин — советский летчик-космонавт, первый человек совершивший полет в Космос, обладатель ордена Героя Советского Союза, почётный гражданин многих стран.
Юрий Гагарин
После первого полета человека в космос, сопровождавшегося проблемами как при подготовке, так и во время выполнения, Юрий Гагарин обрел всемирную славу и побывал с официальными визитами более чем в 30 зарубежных странах. Полет советского человека в космос совершен во Имя Мира, прогресса, счастья людей. После полёта в космос Гагарин был награждён чёрной «Волгой» с номерами 12-04 ЮАГ (дата полёта и инициалы космонавта).