Одним из первых и наиболее значимых его событий стал перенос на Новую сцену оперы «Псковитянка», которая теперь показывается с прологом «Боярыня Вера Шелога». События в опере «Псковитянка» связаны с походом войска Ивана Грозного на Псков.
"Псковитянка", опера Римского-Корсакова
Опера «Псковитянка» — первое произведение великого русского композитора Николая Римского-Корсакова по сюжету одноименной драмы Льва Мея. Речь в опере идет о временах объединения Руси в эпоху правления царя Иоанна Васильевича, который наводил порядок тяжелой, карающей рукой опричнины. Екатерина Щербаченко в роли Ольги и Алексей Тановицкий в роли Ивана Грозного на генеральной репетиции новой постановки оперы Римского-Корсакова «Псковитянка».
"Псковитянка", опера Римского-Корсакова
Опера «Псковитянка» на сцене Мариинского театра | Во второй половине апреля на новой сцене Мариинского театра прозвучат знаменитые духовные оперы Николая Римского-Корсакова. Одна из них — «Псковитянка». |
опера «Псковитянка» на сцене Мариинского театра - | Впервые она была исполнена Шаляпиным 12 декабря 1896 года в премьерном спектакле «Псковитянки» в Частной опере Саввы Мамонтова. |
Дом культуры «Маяк» опубликовал видеозапись оперы «Псковитянка» — Чертаново Южное | Опера «Псковитянка» 23 февраля 2024, Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена) в Москве — дата и место проведения, описание и программа. |
Опера «Псковитянка» в Мариинском театре | Первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакого "Псковитянка" спустя 135 лет вернулась на сцену, на которой ее впервые увидели зрители. |
Опера о женском подвиге Боярыня Вера Шелога. Псков (Мари Козлова) / Проза.ру | «Псковитянка» рассказывает о человеческих страстях, но время действия оперы относится к совершенно конкретному периоду русской истории. |
В Мариинском театре прошла премьера оперы «Псковитянка»
Для певца-актера - это кладезь. Это гигантские задачи - и петь и играть как драматический актер". О такой масштабной постановке, как в Пскове, во времена Римского-Корсакова и не мечтали. В спектакле участвуют 600 человек. Главные партии исполняют солисты Большого и Мариинки. Остальные роли играют артисты местного театра драмы. А еще в массовку приглашены несколько сотен человек.
Псковским десантникам пришлось не только переодеваться в стрельцов, но и впервые в жизни гримироваться. Играть в опере хотели многие, но повезло не всем. Специально для участия в спектакле в Псков привезли несколько десятков дрессированных лошадей. Они привычны к громким голосам и не пугаются выстрелов. Пока идут репетиции, животных держат в тени. Впрочем, солнце - главный враг всех артистов.
Тысяцкий, судья, псковские бояре, посадничьи сыновья, опричники, московские стрельцы, сенные девушки, народ. Время действия: 1570 год. Место действия: Псков; у Печёрского монастыря; у реки Медедни. Первое исполнение первой редакции: Петербург, 1 13 января 1873 года. Первое исполнение третьей окончательной редакции: Москва, 15 27 декабря 1898 года. Когда он задумал ее - в 1868 году, ему было 24 года. О первых импульсах к сочинению оперы сам композитор так рассказывает в «Летописи моей музыкальной жизни»: «Помню, как, сидя однажды у себя в квартире брата , я получил его записку с назначением дня отьезда в деревню в Кашинский уезд Тверской губернии.
Помню, как картина предстоящей поездки в глушь, вовнутрь Руси, мгновенно возбудила во мне прилив какой-то любви к русской народной жизни, к ее истории вообще и к «Псковитянке» в частности и как под впечатлением этих ощущений я присел к роялю и тотчас же сымпровизировал тему хора встречи царя Ивана с псковским народом среди сочинения «Антара» я уже подумывал в то вpемя и об опере ». Примечателен факт, что «Псковитянка» сочинялась Римским-Корсаковым в то же самое время, когда Мусоргский, будучи в близких отношениях с Римским-Корсаковым, сочинял своего «Бориса Годунова». А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению... В эту осень и зиму мы много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями.
Мусоргский сочинял и оркестровал польский акт «Бориса Годунова» и народную картину «Под Кромами». Я оркестровал и заканчивал «Псковитянку»». Плоды дружбы этих двух великих композиторов хорошо известны - Мусоргский содействовал в создании либретто «Псковитянки», Римский-Корсаков - в продвижении «Бориса Годунова» на оперную сцену. Но, как оказалось, это стало лишь первой ее редакцией. Композитор многим остался неудовлетворен, и потребовалось еще пять лет, чтобы сделать вторую редакцию оперы. Но и она не принесла желаемого удовлетворения и не была поставлена на сцене; лишь отдельные ее номера были исполнены под фортепиано в кругу друзей композитора, которые, несмотря на собственное деятельное участие в этом исполнении — Мусоргский, например, спел партию боярина Шелоги - довольно сдержанно отнеслись к ней. И лишь третья редакция 1892 — в ней опера ставится по сей день — принесла композитору удовлетворение.
Но даже при этом он не перестал обдумывать весь план драмы. Так, уже в 1898 году он окончательно вычленяет из «Псковитянки» сюжетную линию, связанную с боярыней Верой Шелогой, и создает одноактную оперу «Вера Шелога», являющуюся теперь прологом к «Псковитянке». Увертюра Опера начинается с оркестровой увертюры, в которой намечен основной конфликт оперы. Сумрачно, настороженно звучит тема царя Ивана Грозного. Прогневали царя Ивана люди псковские, ждать им теперь грозы. Этой первой теме противостоит порывистая волевая мелодия песни Тучи. Стремительный поток прерывается широкой, как народная песня, темой Ольги.
В конце концов в борьбе этих образов побеждает тема царя. Действие первое. Картина первая Псков. Сад князя Юрия Токмакова, наместника царя в Пскове; направо боярские хоромы; налево - щелястый забор в соседний сад. На первом плане густoe дерево черемухи. Под ним стол и две скамьи. Вдали видны Кремль и часть Пскова.
Оживленное, радостное настроение. Здесь резвятся девушки - они играют в горелки. Две мамки - Власьевна и Перфильевна - сидят за столом и ведут между собой разговор. На скамейке по другую сторону сада, не принимая участия в игре, сидит Ольга, дочь князя Юрия Токмакова. Среди веселящихся девушек Стеша, подруга Ольги. Вскоре она предлагает кончить играть в горелки и отправиться собирать малину. Все соглашаются и уходят; Стеша увлекает за собой Ольгу.
Мамки остаются одни и беседуют; Перфильевна передает Власьевне слух о том, что Ольга-де не дочь князю - «повыше подымай». Власьевна не любит пустых разговоров и считает эту тему глупой. Другое дело - новости из Новгорода. Она рассказывает, что «царь Иван Васильевич на Новгород прогневаться изволил, пришел со всей опричниной». Он безжалостно карает виновных: по городу стон стоит, а на площади за день три тысячи народу казнено было. Их разговор происходит на фоне хора девушек, который звучит за сценой. Девушки возвращаются с ягодами.
Они просят Власьевну рассказать сказку. Та долго упирается, но в конце концов соглашается рассказать про царевну Ладу. Пока уговаривали Власьевну, Стеша успела шепнуть Ольге, что Туча, возлюбленный Ольги, сказал, что придет сегодня попозже и весть подаст Ольге. Та счастлива. Власьевна начинает сказку «Начинаетcя сказка приговором да присказкой». Вдруг за соседним забором раздается резкий свист. Это Михаил Михайло Туча, возлюбленный Ольги, пришел.
Власьевна испугалась громкого свиста и ругает Тучу. Девушки уходят в дом. Михаил Туча поет сначала за забором, потом забравшись на него чудесную протяжную песню Раскукуйся ты, кукушечка». На дворе становится совсем темно; из-за Кремля выплывает месяц. На звуки песни в сад выходит Ольга; она быстро идет по дорожке навстречу Туче; он же идет к ней. Звучит их любовный дуэт. Но оба они понимают, что Ольга не может принадлежать Туче - она просватана за другого, боярина Матуту.
Они обдумывают разные варианты, как решить эту проблему: уехать ли ему, Туче, в Сибирь, чтобы там разбогатеть и тогда по праву соперничать с Матутой этот вариант Ольга отвергает - она не хочет расставаться со своим возлюбленным , пасть ли Ольге в ноги отцу и признаться ему в любви к Михайло Туче и, быть может, даже сознаться в том, что тайно приходила к нему на свидание? Что делать? Их дуэт кончается страстным объяснением друг другу в любви. На крыльце дома появляются князь Юрий Токмаков и боярин Матута; они как бы продолжают разговор, начатый еще в доме. Испуганная их появлением, Ольга отправляет Тучу прочь, а сама прячется в кустах. Князь и боярин спускаются в сад. У князя есть что сказать Матуте, и он намеревается это сделать в саду.
Князь Токмаков его успокаивает и удивляется, кем это Матута напуган. Матута опасается неожиданного прихода царя в Псков. Но князя другая дума заботит. Далее он говорит о том, что Ольга на самом деле его приемная дочь. Здесь предполагается знание слушателем содержания оперы « Вера Шелога », являющейся прологом к «Псковитянке». Вот ее краткое содержание ее сюжет - первое действие драмы Мея. У Веры, жены старого боярина Шелоги, гостит ее незамужняя сестра Надежда, невеста князя Токмакова.
Вера невесела: ее страшит возвращение мужа — за время его долгого отсутствия она родила дочь Ольгу. Однажды, гуляя с девушками у Печерского монастыря.
Иван Грозный подозревает всех в измене. Он замечает, как Ольга похожа на Веру Шелогу. Царь остается наедине с Токмаковым и тот рассказывает ему про Ольгу. Царь понимает кем девушка ему приходится. Действие третье. Ольга идет с девушками в монастырь на молитву. Но отстает, чтобы увидеться с Тучей. Влюбленные встречаются.
Ольга молит Тучу прибыть в Псков, чтобы царь его простил. Но Туча непреклонен. Ольгу и Тучу выслеживает Матута, который был оскорблен равнодушием девушки. Его холопы ранят Тучу, а Ольгу связывают и уносят. Матута ликует. Он хочет рассказать об измене Тучи царю. Ставка царя.
Охрана труда Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.
Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.
опера «Псковитянка» на сцене Мариинского театра
После довольно продолжительных хлопот Римский-Корсаков добился разрешения вывести на сцене Ивана Грозного, но текст в сцене веча пришлось подвергнуть некоторым изменениям. Встреченная в штыки консервативной критикой, «Псковитянка» имела большой успех у передовой части публики, особенно у студентов. Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи, и студенты-медики, говорят, орали в коридорах академии песню вольницы всласть К переделке оперы Римского-Корсакова побудило убеждение в том, что его композиторская техника была недостойна его «музыкальных идей и прекрасного сюжета». Законченная к концу 1878 года в партитуре вторая редакция «Псковитянки» снова не удовлетворила автора. В третий раз Римский-Корсаков вернулся к своему оперному первенцу в начале 90-х годов, почти через четверть века после первого обращения к «Псковитянке», — вернулся, обогащенный огромным творческим опытом. Крупнейший русский композитор, получивший всеобщее признание, автор « Майской ночи » и « Снегурочки », «Шехеразады» и «Испанского каприччио», по-новому подошел к своему юношескому произведению. Взяв за основу первую редакцию оперы и лишь частично используя материал второй редакции, Римский-Корсаков подверг пересмотру и тщательной переработке всю оперу.
При этом ряд сцен и симфонических картин был написан заново. Лишь в третьей окончательной редакции «Псковитянки» Римский-Корсаков достиг желанного равновесия между глубоким содержанием и цельной, законченной формой, придав опере вместе с тем полное стилистическое единство. В 1898 году композитор подверг некоторой доработке пролог к опере по первому действию драмы Мея. Основные части — колыбельная и рассказ Веры Шелоги — были дополнены небольшими новыми сценами разговор Надежды с Власьевной, речитативы. Так возникла одноактная опера «Вера Шелога», являющаяся одновременно прологом к опере «Псковитянка». Музыкальные образы "Псковитянки" и "Веры Шелоги" Первая опера гениального русского композитора «Псковитянка» занимает в творчестве Римского-Корсакова особое место.
В большинстве своих лучших опер композитор обращался к народной сказке, легенде, фантастике. Кроме того, «Псковитянка» — единственная из опер Римского-Корсакова , в которой на широком историческом и бытовом фоне показан социальный конфликт. Если в других операх Римского-Корсакова преобладают спокойные, светлые картины народной жизни, связанные со старинными обрядами, играми, отношением людей к природе, — то здесь, в «Псковитянке», взят переломный исторический момент в жизни страны. В связи с этим народные сцены построены очень напряженно, драматично; народ живет и действует не как единый монолитный оперный хор, а как возбужденная, многоликая, многоголосая толпа. Особенно выделяется в этом смысле сцена на вече, напоминающая хоровые народные сцены в «Борисе Годунове» Мусоргского. Подобно Мусоргскому, Римский-Корсаков стремился в сцене веча к реалистической обрисовке народной массы.
Волею судеб оказывается, что Ольга — дочь самого Иоанна Грозного, на пиру царь узнает ее и ради одного этого решается не трогать Псков. Однако возлюбленный Ольги, Михайло Туча, оказывается среди мятежников, не захотевших подчиняться воле царя. Ольга почти уговорила Иоанна Грозного помиловать восставших, но тут небольшой отряд во главе с Тучей идет к царским покоям, опричники подчиняются приказу уничтожить их, но под перекрестный огонь попадает и Ольга, погибающая в этом маленьком бою.
Начало в 19:00. Программа Опера «Псковитянка». Фото: mariinsky. Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.
Все его стихотворные драмы основаны на документах. Но историческая драма всегда сочетается у него с романтической линией. В центре трех опер, о которых мы рассказываем сейчас, — три пленительных женских образа, три невесты: Ольга, Марфа, Сервилия.
Это трагические образы, героини погибают. В каждой из трех опер так или иначе выражена трагедия любви и власти. Поэтому в оформлении выставочного зала использовали два цвета: черный, цвет трагедии, и золотой, цвет власти. Выставка уместилась в одном зале. Но экспозиция насыщенная. Их видели даже не все сотрудники Театрального музея, — говорит Наталья Костенко. Кроме того, свои раритеты для выставки предоставили Театральная библиотека и рукописный отдел библиотеки Санкт-Петербургской консерватории. В одной из витрин лежит том сочинений Льва Мея, открытый на словах из оперы «Псковитянка» «Войти иль нет?
«Псковитянка» из Мариинки, или Цирк зажигает огни! (07.05.08)
Тем самым, эта постановка перекинула мост между нашими предками и нами. Мы стали понимать, что, в принципе, все ценности те же самые, эмоции мы испытываем одинаковые. Эти седые стены Псковского Кремля, величественный Троицкий собор — для каждого из солистов представляется небывалым счастьем поучаствовать в таком спектакле. Все очень старались, и самое главное, что публика благодарила нас горячими овациями, что свидетельствует несомненному успеху. Мне кажется, неслучайным требование настоящего времени, когда мы должны обнаружить ту взаимосвязь между историей и культурой нашей страны, и дать возможность всем псковичам и гостям города услышать эту замечательную музыку гениальной оперы Римского-Корсакова.
Я убежден, что многие из них, приходя потом в Кремль, будут совершенно её по-другому воспринимать. Это уже становится частью истории современного слушателя. Ну а нам, артистам, всегда очень ответственно приезжать на такие масштабные спектакли. Нынешняя «Псковитянка» не одноразовая акция, имеющая в будущем естественное продолжение: кто-то заболеет оперой, а кто-то окунется головой в историю, а кто-то и вообще задумается о бренности нашей жизни».
Примечательно, что постановка «Псковитянки» Римского-Корсакова приурочена сразу к нескольким важным датам: 1107-летию со дня основания города и 66-летней годовщины его освобождения от фашистских оккупантов. Безусловно, опера связана с Псковом еще и самим сюжетом.
Опера «Псковитянка» — постановка Большого театра, но для масштабности здесь, помимо хора, солистов, оркестра, привлекли военнослужащих, а еще простых псковичей они в роли посадских мужиков и участников исторических клубов с целой конницей. Павел Медведев, член клуба «Рыцарское копье»: «Наша боевая задача — скакать, скакать и скакать, и с ней мы будем справляться». И все здесь — под открытым небом: и гримерки, и сама сцена. Хотя сцены как таковой нет, есть реальное место действия, ведь нога Ивана Грозного здесь уже однажды ступала. Бас Алексей Тановицкий говорит эти слова, имея в виду себя, а не своего героя. Алексей Тановицкий: «Входить в образ Ивана Грозного здесь — это совершенно другое, нежели это делать в театре». Когда артисты уже в костюмах и в гриме, все вокруг перестает казаться каким-то закулисьем. Но солнце сменяет луна — и звучит третий звонок.
Появляется народ. Гонец из Новгорода - Юшко Велебин, появляется на площади. Появляется Михайло Туча и посадские дети. Гонец рассказывает, как Иван Грозный казнил многих в Новгороде и теперь движется к Пскову. Князь Юрий Токмаков хочет задобрить царя, а Михаил Туча наоборот требует дать отпор. Туча уезжает со своим отрядом в леса и звонит колокол, который говорит о приближении царя. Действие второе. У дома князя появляется Ольга и Власьевна. Ольга хочет поскорее увидеть царя, что пугает Власьевну.
В город въезжает царь. Народ кланяется ему. Комната в доме князя Токмакова. В его доме происходит встреча с царем. Иван Грозный подозревает всех в измене. Он замечает, как Ольга похожа на Веру Шелогу.
У Токмакова есть приемная дочь, и это крайне важная сюжетная линия постановки. Волею судеб оказывается, что Ольга — дочь самого Иоанна Грозного, на пиру царь узнает ее и ради одного этого решается не трогать Псков. Однако возлюбленный Ольги, Михайло Туча, оказывается среди мятежников, не захотевших подчиняться воле царя.
Гергиев поставит оперу в Псковском кремле
На днях в исторической панораме Псковского Кремля состоялась постановка оперы Римского-Корсакова «Псковитянка». В Мариинском и Большом театрах к 180-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова прозвучит опера «Псковитянка». На сцене Мариинского театра спектакль пройдет 18 февраля. Псковитянка Мариинский театр возобновляет одну из сценических версий оперы Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка». Это постановка 1952 года, режиссёром которой являлся Е. Опера «Псковитянка» в Псковском Кремле. 23 июля 2010 г. (73 фото). 22 июля в Псковском Кремле состоялась постановка оперы Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка».
Псковитянка (Римский-Корсаков)
В Мариинском театре к праздничной дате и в преддверии Дня города пройдет серия показов спектакля в постановке Юрия Смекалова — 28 , 29 апреля в 12:00 и 19:00 и 1 мая в 14:00 и 19:30. Для зрителей перед спектаклем в день первого показа будет организована творческая встреча, в которой примут участие наследники композитора Олег и Ирина Глиэр, и. Показ самой знаменитой оперы композитора состоится 24 апреля на новой сцене.
Хороша была и Ольга Терентьева в титульной партии — голос соответствует задачам лирико-драматического амплуа, у певицы приятный тембр, крайне подходящий в данном случае славянский, ровный по всему диапазону голос, уверенные верхние ноты. Из исполнителей нецентральных партий просто необходимо выделить Андрея Фетисова, чей посадник Токмаков был значителен и голосист, пожалуй, не меньше Артамонова-Грозного. В целом исполнение прошло на большом подъеме. Что можно поставить в явную заслугу интерпретации, так это факт, что при явном приоритете симфонического начала в опере не потерялись певцы, более того, очень ярко, не побоюсь этого слова, пленительно прозвучали любовные дуэты Ольги и Михайлы, лишний раз дав почувствовать публике, каким глубоким лириком был Римский-Корсаков в лучших страницах своего творчества. Компенсация за «Летучую мышь» Единственной сценической премьерой фестиваля, но зато уже второй за сезон, явилась оперетта Жака Оффенбаха «Званный ужин с итальянцами», которую давали в паре с одноактной оперой Пуччини «Джанни Скикки», премьерной продукцией позапрошлого сезона. О проблемах в интерпретации не самых ходовых названий русского оперного репертуара мы уже сказали. Но в освоении жанра оперетты перед отечественным музыкальным театром стоят куда большие проблемы: последние постановки, например, «Летучей мыши» в той же «Новой опере» и в Большом театре выявили это в полной мере. К сожалению не блещет достижениями в плане вкуса и стиля и театр, непосредственно «ответственный» в Москве за этот жанр: «Московская оперетта» год от года все больше скатывается к уровню мюзик-холла с гламурными, пустыми по сути постановками и микрофонным вокалом.
В то же время и оперные театры, где вокал, в целом, казалось бы, на месте, не справляются в большинстве случаев с этим отнюдь «нелегким» легким жанром. Новую постановку редкой для русской сцены оперетты первого классика жанра осуществил вновь, как и в случае с «Джанни Скикки», Геннадий Шапошников, «вписавший» ее в прежние пламенно-красные декорации Виктора Герасименко.
После премьеры самый популярный хор из оперы — песню псковской вольницы — можно было часто услышать в стенах Университета и Медико-хирургической академии. Мнения же критиков разделились. Оппоненты «Могучей кучки» оперу, посвященную автором «дорогому мне музыкальному кружку», в основном критиковали. Сочувствующие же Римскому-Корсакову рецензенты «Псковитянку» в целом похвалили.
В репертуаре театра опера продержалась почти два года, после чего была снята и в дальнейшем в первой редакции нигде не ставилась. Премьера «Псковитянки» в третьей редакции состоялась уже в другую эпоху, когда в Мариинском театре активно действовал Федор Шаляпин. Он и выступил в роли Ивана Грозного. Впервые она была исполнена Шаляпиным 12 декабря 1896 года в премьерном спектакле «Псковитянки» в Частной опере Саввы Мамонтова.
Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В Англии состоялась премьера "Псковитянки" Римского-Корсакова
Замысел «Псковитянки» возник у композитора в 1868 году, премьера в первой редакции состоялась на сцене Мариинского театра 1 января 1873 года. Затем последовали вторая редакция 1876—1877 , не отданная композитором на сцену и не изданная, и третья, окончательная 1891—1894. Премьера оперы прошла с большим воодушевлением и вызвала успех.
В третий раз Римский-Корсаков вернулся к своему оперному первенцу в начале 90-х годов, почти через четверть века после первого обращения к «Псковитянке», — вернулся, обогащенный огромным творческим опытом. Крупнейший русский композитор, получивший всеобщее признание, автор « Майской ночи » и « Снегурочки », «Шехеразады» и «Испанского каприччио», по-новому подошел к своему юношескому произведению. Взяв за основу первую редакцию оперы и лишь частично используя материал второй редакции, Римский-Корсаков подверг пересмотру и тщательной переработке всю оперу. При этом ряд сцен и симфонических картин был написан заново. Лишь в третьей окончательной редакции «Псковитянки» Римский-Корсаков достиг желанного равновесия между глубоким содержанием и цельной, законченной формой, придав опере вместе с тем полное стилистическое единство. В 1898 году композитор подверг некоторой доработке пролог к опере по первому действию драмы Мея.
Основные части — колыбельная и рассказ Веры Шелоги — были дополнены небольшими новыми сценами разговор Надежды с Власьевной, речитативы. Так возникла одноактная опера «Вера Шелога», являющаяся одновременно прологом к опере «Псковитянка». Музыкальные образы "Псковитянки" и "Веры Шелоги" Первая опера гениального русского композитора «Псковитянка» занимает в творчестве Римского-Корсакова особое место. В большинстве своих лучших опер композитор обращался к народной сказке, легенде, фантастике. Кроме того, «Псковитянка» — единственная из опер Римского-Корсакова , в которой на широком историческом и бытовом фоне показан социальный конфликт. Если в других операх Римского-Корсакова преобладают спокойные, светлые картины народной жизни, связанные со старинными обрядами, играми, отношением людей к природе, — то здесь, в «Псковитянке», взят переломный исторический момент в жизни страны. В связи с этим народные сцены построены очень напряженно, драматично; народ живет и действует не как единый монолитный оперный хор, а как возбужденная, многоликая, многоголосая толпа. Особенно выделяется в этом смысле сцена на вече, напоминающая хоровые народные сцены в «Борисе Годунове» Мусоргского.
Подобно Мусоргскому, Римский-Корсаков стремился в сцене веча к реалистической обрисовке народной массы. Хор разделен на группы, спорящие между собой, возбужденно реагирующие на слова Токмакова, Тучи и новгородского гонца. В сцене встречи царя Ивана большой хор народа выражает присущие всем чувства томительного ожидания и трепета перед грозным царем. Замечательный по глубине и выразительности заключительный хор, служащий как бы эпилогом оперы, сильно отличается от предыдущих хоровых сцен. Здесь хор является не просто живым действующим лицом — толпой собравшихся на площади жителей Пскова.
В ней надо сразу показать характер царя, дать почувствовать его жуткое нутро». Интонация была найдена, и образ Грозного в трактовке Шаляпина до сих пор считается непревзойденным.
Говорили, что Шаляпин заколдовал эту оперу. После него певцам было трудно выходить на сцену, публика неизбежно сравнивала всех исполнителей с ним. На выставке есть несколько эскизов декораций и костюмов замечательной театральной художницы Софьи Юнович, которые она создала к «Царской невесте», поставленной в Кировском ныне Мариинском театре в 1966 году. Юнович сделала волшебный спектакль. Он до сих пор не устарел. Как вспоминают очевидцы, первый акт вызывал недоумение, второй возмущение, а в четвертом акте все уже понимали, что это гениально. Писали, что именно благодаря работе художника опера, которую прежде трактовали как бытовую драму, обрела величие трагедии.
На выставке демонстрируется эскиз костюма Марфы — прозрачный, нежный, неземной. Если «Псковитянку» и «Царскую невесту» поклонники оперного искусства знают хорошо, то третья «героиня» выставки — опера «Сервилия» считается падчерицей в семье опер Римского-Корсакова.
У Токмакова есть приемная дочь, и это крайне важная сюжетная линия постановки. Волею судеб оказывается, что Ольга — дочь самого Иоанна Грозного, на пиру царь узнает ее и ради одного этого решается не трогать Псков. Однако возлюбленный Ольги, Михайло Туча, оказывается среди мятежников, не захотевших подчиняться воле царя.
опера «Псковитянка» на сцене Мариинского театра
Первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакого "Псковитянка" спустя 135 лет вернулась на сцену, на которой ее впервые увидели зрители. Написанная молодым автором «Псковитянка» произвела большое впечатление прежде всего на молодежь. Опера полюбилась петербургскому студенчеству. Премьера оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка» состоялась на музыкальном фестивале Grange Park Opera неподалёку от Лондона. Опера в 3-х действиях, музыка Н. Римского-Корсакова, издание "Василий Бессель и К°", 1901 г. Опера Псковитянка в Мариинском театре. Русский костюм в опере "Псковитянка" был представлен во всей красе: сарафаны и кокошники пестрели всеми красками.