Навруз, в переводе с персидского означающий "новый день", или, как его еще называют в Афганистане, День крестьянина или День посадки саженцев, считается земледельческим праздником, происхождение которого связано с возникновением земледельческого календаря. Навруз – праздник весеннего равноденствия у персидских и тюркских народов, который традиционно отмечают 21 марта. Праздник Навруз в 2024 году отмечают во второй половине марта.
Навруз 2023: дата, история, где и как отмечают праздник
Официальное постановление: официальный статус Навруз приобрел в Ахеменидской империи, как религиозный праздник зороастризма. Но в праздник Навруза углеводно-белково-жировые излишества не самое главное украшение стола. Навруз – древнейший праздник восточных народов, символизирующий наступление весны, пробуждение природы и обновление жизни. Праздник Навруз отмечается в день весеннего равноденствия с 20 на 21 марта и является одним из самых древних на Земле, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Навруз: почему мусульмане Средней Азии празднуют языческий праздник
Значение праздника Новруз в истории и современности | "Наурыз, Навруз, Науруз, Невруз, Нуруз, Новруз – этот праздник прихода весны богат не только своими традициями, но и своими названиями. |
» История Навруза | Считается, что история праздника корнями уходит в далекое-далекое прошлое, впервые его начали отмечать иранские и тюркские народы. |
Навруз: почему мусульмане Средней Азии празднуют языческий праздник
После этого дня в течение следующих пяти дней продолжается празднование Навруза», - пишет Абурайхан Бируни. И поскольку народ увидел, как сияние солнца ярко отражалось на троне, назвал этот день Наврузом и стал праздновать его». Он же приводит другую легенду о Наврузе: «… говорят, что поскольку Сулаймон-бин-Довуд потерял свой перстень, он лишился царствования, но после сорока дней опять нашел свой перстень, и царствование возвратилось к нему, и птицы собрались вокруг. Иранцы говорили: «Навруз омад! Ясно, что эта легенда придумана семитами и не имеет никакого отношения к иранцам, ибо в X веке до нашей эры, когда царствовал Соломон, между иранцами и семитскими народами еще не сложились тесные политические и культурные связи.
Поэтому обновление его правления не могло быть праздником для иранцев, которое к тому же носило бы иранское название - Навруз. Обычаи таковы, что в этот день люди дарят друг другу подарки. Причина заключается в том, что именно в день Навруза по преданиям был обнаружен в Иране сахарный тростник. Сам Джамшид, однажды увидев тростник, из которого капала вода, попробовал ее, и она оказалась сладкой.
Он приказал, чтобы собрали сок этого тростника и из него изготовили сахар. Затем на пятый день месяца Фарвардин был приготовлен сахар. С тех пор так повелось, что люди в этот день стали дарить друг другу сладости… На шестой день месяца Фарвардин наступал Великий Навруз, который для царей Ирана стал считаться величайшим праздником. Иранцы верили, что Бог завершил творение мира в этот день.
Зороастрийцы говорят, что именно в Навруз Заратуштре удалось обратиться к Богу, и Кайхусрав поднялся в небо.
Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись! Стань крепким! Будь большим! Стань прямо! Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света. Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е. Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами.
Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков. Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия. В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв. Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т. Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К.
Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен». Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза. Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира. В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы. Науруз в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение. Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим. Для большинства народов Науруз -это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» независимо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавлялся год.
Уже с глубокой древности Науруз праздновался как всеобщий, а с укреплением государственности - это семейный праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками Лобачева Н. Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение. Несомненно, что, помимо иранских национальных компонентов, в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что с древнейших времен тюрки туранцы и иранцы имели самые непосредственные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня. В заключение необходимо отметить, что все попытки некоторых людей представить Науруз или другие неисламские праздники как мусульманские лишены какой-либо научной или исторической основы. Кроме того, согласно положениям исламского вероучения, делать это категорически запрещается. Подобные попытки оказывают негативное воздействие на саму идею универсальности ислам- ской религии, ее всеобщности, глобальности и представляют эту мировую религию в узких рамках своих национальных и племенных воззрений. Тем самым Науруз теряет свою сакральность царственного праздника и становится формой, оболочкой природного качества и народным театрализованным действием.
Key words: Nowruz, a spring festival, the Mayan calendar, the Sumerians, the ancient Indo-Aryans, calendar customs, Saki mounds, world religions, medieval, culture, civilization, Turks, Islam, Sogdians. Библиографический список «Авеста» в русских переводах 1861-1996. Абу-Рейхан аль-Бируни. Избранные произведения. Ташкент, 1957. Абусеитова М. История и культура малочисленных народов Казахстана. Алматы, 2001.
Антонова Е. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. Бернштам А. Бойс М. Зороастрийцы: верование и обычаи. М, 1987. Джарилгасинова Р. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии.
Дорошенко Е. Зороастрийцы в Иране. Елизаренкова Т. Кузьмина Е.
Мухаммад Алимчулов Навруз — первый день иранского календаря, начало весны, соответствующий дню Ормазд месяца Фарвардин перс. Само слово «навруз» переводится как «новый день». Отмечается он как день Навруз Новый год у иранских и тюркских народов. В этот день повсюду разжигают костры и перепрыгивают через пламя, что не редко приводит к ожогам, а иногда и к пожарам, известны случаи со смертельным исходом. Кстати, в самом Иране, где народ широко отмечает этот праздник, духовные лидеры, в том числе аятолла Хомейни, призывал не отмечать его как не соответствующий Исламу. Навруз был когда-то главным праздником огнепоклонников, календарь которых делился на два сезона, сменявших друг друга в дни весеннего и осеннего солнцестояния. По древней зороастрийской традиции эту ночь люди проводят с большим количеством огня и веселья.
В этот день друзья и родственники собираются за большим столом. Семейные посиделки длятся долго. Подарки на Навруз дарить не обязательно. Но многие люди все же хотят порадовать своих близких чем-то приятным. Это вполне соответствует духу праздника. Хорошим дополнением к любому подарку станут цветы, символизирующие весну и зарождение новой жизни. Люди ходят друг к другу в гости, устраивают веселые гулянья. В эти дни обязательно нужно выделить время для посещения пожилых родственников, чтобы получить их благословение. Во многих городах и селах в это время устраивают ярмарки. Посещая их, местные и приезжие могут поучаствовать в различных состязаниях, потанцевать и вкусно поесть. На таких ярмарках часто продают национальную выпечку и различные сувениры. Первую борозду, согласно старинному обряду, должен провести старейший член общины или семьи. Жители города в теплые весенние дни могут отправиться в парк или выехать на природу. Праздничный декор Для украшения помещений хозяйки используют веточки цветущих деревьев. Их раскладывают во всех жилых комнатах. На праздничный стол ставят весенние цветы. Это могут быть нарциссы, тюльпаны, крокусы. Составляя цветочные композиции, рекомендуется выбирать весенние цвета: белый, розовый, фиолетовый, зеленый. Традиционные блюда На праздничном столе можно увидеть большое количество еды. Чем больше различных яств подаст хозяйка, тем урожайнее и благополучнее будет следующий год. Главные блюда на столе — халиса и сумаляк. Они готовятся только на этот праздник.
Навруз – как празднуют самый древний Новый год?
В поэме «Шахнаме» начало празднования навруза связывается с началом царствования Шаха Джамшида (отсюда часто употребляемое название праздника среди заратуштрийцев — «Джамшиди Навруз» и традиция коронации Шахов в этот праздник). Что за праздник Наурыз в Казахстане: когда отмечается, история и традиции, что символизирует, как его празднуют сегодня. История праздника восходит к одной из древнейших религий мира – зороастризму, Навруз упоминается в священной книге зороастрийцев – Авесте. Навру́з, также Новруз (от пехл. «nōg rōz» — «новый день»), Нооруз и Наурыз — праздник прихода весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских. В этом году Наурыз – национальный праздник – совпал с оразой, а последняя – праздник религиозный. Стоит заметить, что в СССР с 1925 года по 1991 год официально празднование Наурыза было запрещено. Навруз является государственным праздником в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Грузии, Албании, Киргизии, Македонии, Турции, Казахстане и национальным праздником в Дагестане, Татарстане, Башкирии.
Навруз - история и традиции праздника
В сельской местности после празднования первого дня Навруза обычно начинаются полевые работы. Первую борозду проводит самый уважаемый и старейший член сельской общины.
Народы Средней Азии и Кавказа приносят сэмэни — побеги проросшей пшеницы, символизирующие жизнь, богатство, здоровье и благополучие. В праздничном концерте, состоящем из национальных песен и танцев разных народов, принимают участие профессиональные и самодеятельные артисты и творческие коллективы. Собравшихся приветствуют почетные гости — представители республиканской власти, духовенства. В разные годы праздник проводился на площади им.
Салавата Юлаева, в саду им. Аксакова, в парке им. Якутова, в парке «Кашкадан», на площади у Дворца спорта. С 2019 года республиканский праздник «Навруз» было решено проводить на площадке агропарка «ЕврАзия» в микрорайоне Затон. Это место планировалось сделать традиционной площадкой для проведения Навруза в Уфе. Однако, в 2020 году планам по проведению праздника помешала объявленная в связи с пандемией коронавируса самоизоляция.
В 2019 году в рамках празднования Навруза провели Первый Чемпионат г. Уфы по плову. Было заготовлено 10 казанов по 100 литров. На улице на глазах у гостей готовили самаркандский, таджикский, узбекский, бухарский, азербайджанский плов. Каждый плов имел свой фирменный секрет, с желающими делились рецептами. Жюри оценивало плов по номинациям: «Самый ароматный плов», «Самый рассыпчатый плов», «Самый старинный рецепт», «Плов зрительских симпатий», «Плов журналистских симпатий», «Самая оригинальная подача», «Самый весенний плов», «Плов «Навруз» — 2019», «Самый мужской плов», «Плов Дружбы народов».
Кроме того, гостям провели мастер-класс по приготовлению национального узбекского блюда «сумаляк». Национальное блюдо среднеазиатских народов представляет собой солодовую халву. Сумаляк готовить не быстро, почти 10 часов. Варят его из сока пророщенных зерен пшеницы с добавлением сахара и муки. В давние времена сумаляк готовили перед посевными работами, чтобы урожай был богатым. Считается, что сладость из проросшей пшеницы придаёт человеку сил, как физических, так и духовных.
Навруз — день весеннего равноденствия, праздник первого дня весны и обновления природы. Происхождение праздника уходит корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Он отмечается как начало нового года более чем 300 миллионами жителей во всем мире и празднуется более 3000 лет на Балканах, на Ближнем Востоке, на Кавказе, в Центральной Азии, в бассейне Черного моря и в других регионах. Навруз играет значительную роль в укреплении связей между народами на основе взаимного уважения и идеалов мира и добрососедства.
Стол, который накрывают хозяйки для празднования Навруза, требует особого внимания. Чтобы встречать гостей, женщины подготавливали хафт-син и хафт-шин. Первый из них состоит из семи составляющих, каждая из которых обязательно должен начинаться с буквы «С». Второй, хафт-шин, также заключается в семи блюдах. В этот раз они называются на букву «Ш», согласно персидскому алфавиту. Каждое из них имеет растительное происхождение. Среди обязательных атрибутов застолья выделим свечи, крашеные яйца и зеркало. Все перечисленные предметы символизируют важные для семьи вещи. Так, свеча должна оберегать людей от злых духов. Зеркало и яйца у мусульман свидетельствуют о прощании со старым годом и приветствии следующих 12 месяцев. Какие народы и страны празднуют Навруз Байрам? Навруз Байрам, также известный как Праздник весны или Новый год по солнечному календарю, празднуется во многих странах, причем не только мусульманскими народами. Хотя Навруз имеет особое значение в исламских культурах, его корни уходят в доисламские времена, и он широко отмечается среди различных этнических и религиозных групп. Страны и регионы, где Навруз празднуется особенно широко и торжественно: Иран. Здесь Навруз имеет статус главного национального праздника, и его празднование сопровождается многочисленными традициями, включая особое застолье с характерными блюдами.
Значение праздника Новруз в истории и современности
Факт празднования Новруза в древности нашел свое отражение и в лучших образцах литературы Востока. Об истории праздника и его необычных традициях «Азия-Плюс» рассказал ученый-востоковед Сафар Абдулло. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Навруз, в переводе с персидского означающий "новый день", или, как его еще называют в Афганистане, День крестьянина или День посадки саженцев, считается земледельческим праздником, происхождение которого связано с возникновением земледельческого календаря. Навруз – праздник весны и наступления Нового года по астрономическому солнечному календарю, иранские и тюркские народы отмечают 21 марта 20.03.2018, Sputnik Грузия.
Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз
О весеннем празднике «Навруз» на русском языке | является одним из самых главных и любимых праздников в Азербайджане. |
Праздник весны «Новруз-байрам» | "Наурыз мейрамы", в соответствии с которым 22 марта был объявлен праздничным днем. |
Навруз в Таджикистане: история и традиции праздника
В сентябре 2009 г. В Москве Навруз в общегородском формате празднуется ежегодно с 2006 года. Участниками праздника Навруз становятся москвичи, жители других регионов России, а также иностранные граждане, в том числе трудовые мигранты из Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, временно находящиеся в Москве. Организаторы: национальные общественные объединения и национально-культурные автономии в городе Москве при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Учитывая межрегиональный и международный характер праздника — в подготовке его мероприятий принимают участие ряд полномочных и постоянных представительств субъектов Российской Федерации и посольств зарубежных стран в Российской Федерации.
У мусульман есть свои великие праздники, такие как Ураза-байрам и Курбан-байрам, которые и стоит отмечать, а следование зоорострийским традициям никак не стыкуется с Исламом. Кроме того многие действия, совершаемые во время празднования Навруза, противоречат нормам Ислама.
Например, перепрыгивать через огонь, при этом считая, что смываются грехи. Распитие спиртных напитков и народные гуляния, где мужчины и женщины веселятся вместе, тоже из Навруза. Такие действия запрещены в Исламе. Соответственно, Навруз, например, не празднуется арабами в Ираке и Сирии. В Турции с 1925 года по 1991 год празднование Навруза было запрещено официально.
Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: "В самые древние-давние времена и по сегодняшние жители Междуречья Сир-Дарьи и Аму-Дарьи собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь". Считается, что происхождение праздника - древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры Зороастр, Зардушт. Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза - это священная книга зороастризма "Авеста". Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах" небо, вода, земля, растения, животные и человек. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца. Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 366 дней, а лунный - 354 355 дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед. Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов.
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.
Что такое Навруз (Новруз), который отмечают 21 марта
Навруз, в переводе с персидского означающий "новый день", или, как его еще называют в Афганистане, День крестьянина или День посадки саженцев, считается земледельческим праздником, происхождение которого связано с возникновением земледельческого календаря. Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение. Наурыз — древнейший народный праздник, который привязан к сезонным изменениям в природе. Навруз символизирует наступление нового года по солнечному календарю. novruz3 В турецкую Анатолию праздник Новруз, отмечаемый в день весеннего равноденствиия, принесли султаны сельджуков. История праздника восходит к одной из древнейших религий мира – зороастризму, Навруз упоминается в священной книге зороастрийцев – Авесте.