Новости. Звание Героя России присвоено летчику-испытателю первого класса Новосибирского авиационного завода им. В. П. Чкалова Валерию Поташову. Исторический полёт через Северный полюс Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова состоялся 18 июня 1937 года.
Первый в мире беспосадочный перелет через северный полюс, легендарный летчик Валерий Чкалов
В 1937 году Чкалов перелетел через Северный полюс по маршруту Москва — Ванкувер, после чего стал героем. Так он стал не просто народным героем, а реальной политической фигурой. О том, что у Чкалова могли быть какие-то "тёрки" с руководством страны, говорила его жена Ольга. Она рассказывала, что незадолго до гибели муж стал спать с револьвером под подушкой.
На её испуганные вопросы отвечал уклончиво: "Это на всякий случай". Во время его поездок по Горьковской области на него было совершено несколько покушений — какие-то люди бросались на него с ножом. За полгода до гибели он едва не разбился во время испытаний самолёта И-16 — не смог выпустить шасси.
На земле оказалось, что этому мешала кем-то вставленная в механизм отвёртка. А осенью 1938 года в отпуске в родном селе Василёве под Горьким ему подсунули хитрые охотничьи патроны, которые давали ложную осечку и выстреливали через несколько секунд после того, как охотник спускал курок. Расчёт был сделан на то, что горячий Чкалов начнёт проверять ружьё и убьёт себя.
Отказ Родные лётчика и сейчас верят, что покушались на него по приказу самого Сталина. Со времён первого дальнего перелёта Чкалова диктатор общался с ним по-дружески. Но дружба усатого горца стоила дорого.
За полгода до гибели он пригласил лётчика на Ближнюю дачу и там предложил посты наркома транспорта и наркома внутренних дел. Чкалов отказался. После этой встречи он перестал спать, понимая, что подписал себе приговор.
Он знал, что пост наркома внутренних дел Сталин ранее уже предлагал первому секретарю ЦК комсомола Александру Косареву. Отказ сотрудничать привёл к аресту и расстрелу чиновника. Но Чкалов не был чиновником — он был популярен, и убрать его следовало аккуратно, замаскировав убийство под авиакатастрофу.
Попытка спасти По некоторым данным, у Сталина появилась ещё одна причина убрать Чкалова. На лётчика положила глаз известная кремлёвская красавица — жена наркома внутренних дел Ежова Евгения Хаютина. Евгения Хаютина с дочерью Натальей.
В гостинице "Националь" она встречалась с Михаилом Шолоховым, и Сталин сам рекомендовал Ежову развестись с "падшей женщиной".
Если бы его можно было убрать, пилот посадил бы машину на брюхо. Кроме того, известно об отсутствии защищавших мотор от холода жалюзи. Чкалов даже уточнил, как так вышло, на что ему ответили: «Жалюзи не предусмотрены». По другой версии, кто-то срезал жалюзи накануне полета, и об этой неприятности пилот узнал уже в воздухе. Охота на самого известного летчика Небывалая популярность Чкалова породила массу слухов относительно его гибели, опровергнуть которые не удалось по сей день. С этого момента Валерий Чкалов стал не просто героем и отважным летчиком, но и влиятельным политиком. Во время поездок по Горьковской области на него было совершено несколько покушений, а за полгода до крушения И-180 Чкалов едва не разбился во время испытаний другого самолета из-за невыпущенного шасси. Впоследствии выяснилось, что выпустить шасси мешала отвертка, которую кто-то вставил в механизм.
Кому же мог «перейти дорогу» герой СССР и народный любимец? Родные Чкалова догадывались, что у него назрел конфликт со Сталиным. Жена пилота, Ольга Орехова, вспоминал а, что супруг старался держать при себе револьвер «на всякий случай». Проблемы начались после того, как Сталин предложил Чкалову пост наркома внутренних дел, а тот отказался, памятуя о судьбах людей, занимавших этот пост ранее. Была и другая, более личная причина, расправиться с легендарным пилотом.
В Киеве должны были сниматься основные непавильонные сцены.
Съемочной группе, несмотря на обещания киевского руководства, не было предоставлено вовремя необходимое оборудование — подъемный кран, тележка для съемочной камеры, автобус… Однако несмотря ни на что, съемки в Киеве закончились успешно. Ругали только погоду, которая тормозила процесс все лето, и организационные промахи. В самом Киеве снимали сцены «Авария», «Проезд Орджоникидзе» и другие. Днепр «исполнял роль» Волги для сцены «Берег Волги». На Киевской студии был отснят «Кабинет директора завода». После снимались эпизоды в одном из авиагородков Украины.
В экспедиции группа отсняла сорок процентов материала и вернулась в Ленинград, где за оставшиеся два месяца нужно было успеть все закончить. Но во время павильонных съемок на «Ленфильме» не обошлось без проблем. С опозданием было проведено застекление декорации. Очередной кран прибыл из другой экспедиции — съемок фильма «Фронтовые подруги» с задержкой и в поврежденном виде. Группа потребовала принять меры: наказать виновных, предоставить дополнительный ассистентский состав режиссеру, оператору и звукооператору для ускорения работы. Пример героизма Биографический фильм «Валерий Чкалов» Михаила Калатозова вышел на экраны 12 марта 1941 года и стал для нескольких поколений кинозрителей примером мужества и героизма.
Для решения этой задачи авиаконструктором А. Туполевым был разработан передовой на тот период самолёт АНТ-25. Постановлением Совета Труда и Обороны «О беспосадочном полете на самолете РД» от 14 июля 1936 года был утвержден экипаж в составе: командир — Валерий Чкалов, второй пилот — Георгий Байдуков, штурман — Александр Беляков. В 2 часа 45 минут 20 июля 1936 года стартовал знаменательный перелет по маршруту: Москва — остров Виктория — Земля Франца-Иосифа — бухта Тикси — Петропавловск-Камчатский — остров Удд.
Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс
Полёт из Москвы на Камчатку посвящён 85-летию беспосадочного перелёта экипажа Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Валерия Чкалова. На новом месте у В.П. Чкалов служба не сложилась. Очередной рискованный полет завершился аварией и поломкой машин его звена. В путь Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков отправились на АНТ-25 рано утром, в 4:05, с подмосковного аэродрома Щелково. РИА Новости/РИА Новости Cамолет Валерия Чкалова, совершивший беспосадочный перелет по маршруту Москва – Нордовый полюс, 20 июня 1936. Мало кто знает, что весной 1938 года в судьбе и карьере Валерия Чкалова мог произойти крутой поворот.
Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова
Также я встречался с механиком Прошляковым, который работал с Чкаловым — он также сказал, что пролета не было. Потом я встретился с Зархи, заведующим «Аэроклуба-Аэромузея», в котором занимался Чкалов — там тоже о полете ничего не слышали. Есть и другие компетентные мнения, что никакого полета не было. Правда, однажды зимой Чкалов, терпя бедствие на самолете, пролетел под железнодорожным мостом в окрестностях города, при этом самолет зацепился за опору, упал, а сам Чкалов ушиб голову. Надо сказать, что сама личность Чкалова была вознесена искусственно — просто он понравился Сталину.
Стране нужны были герои. Он не был высококлассным летчиком, много пил и погиб, в общем-то, от безрассудства: ему поставили задачу только подняться в воздух и приземлиться. А он полетел, нарушив приказ. Доказано, что накануне он хорошо выпил.
В газете «Петербургский дневник» в 2007 году вышла нашумевшая статья Александра Соловьева, бывшего директора Музея авиации Ленинграда. Соловьев также считает, что и сама особая роль в авиации Чкалова и его пролет под мостом — мифы. Он приводит множество документов о пьянстве, дисциплинарных взысканиях, судебных приговорах Военного трибунала. Факт пролета под мостом, пишет он, был придуман режиссером Калатозовым на съемках фильма «Валерий Чкалов».
Он, по рассказам, вспомнил, что слышал о таком полете какого-то летчика еще до революции. Среди бела дня на набережных всегда полно народа. Должно было быть множество очевидцев. Но их нет.
Ни одного!
Буду писать письмо Ворошилову». Для нас большой интерес представляют доводы и аргументы, изложенные в Чкаловым в этой кассационной жалобе, приводя которые он считал вынесенный в отношении него приговор необоснованным: «Прошу о пересмотре этого дела, или хотя бы т. На мой взгляд, тенденция, имеющаяся в армии, к максимальной осторожности в полетах неверна, в особенности в истребительской авиации.
Летчик-истребитель должен быть, на мой взгляд, смелым, с безусловным отсутствием боязни и осторожности в полетах. В противном случае, в воздушном бою с противником летчик, привыкший осторожно летать, больше будет думать о машине, чем о противнике. В результате чего безусловно будет сбит противником. Я прекрасно понимаю и знаю нашу бедность и потому необходимость сохранения материальной части дорогостоящий самолет , но в то же время не допускаю мысли о необходимости за счет сохранения ее — ухудшить боевую подготовку летчика-истребителя, учитывая и то обстоятельство, что будущая борьба с воздушным противником будет неравной с точки зрения разности качеств самолетов.
А эта точка зрения квалифицируется командованием «хулиганством», недисциплинированностью». Чкалов писал о том, что его действия неправильно квалифицированы «судом как халатное отношение и невнимательность в полете», доказывал, что «халатность и невнимательность в бреющем полете исключена совершенно, так как полет на очень малой высоте требует максимум внимательности и напряженности». Случившееся же объяснял тем, что «не учел наличия в этой местности проводов» и был переутомлен. Ульриху: «Признавая справедливость решения трибунала, признавшего виновность Чкалова, я считаю необходимым ходатайствовать о смягчении меры наказания в силу высших летных качеств т.
Чкалова, как одного из лучших истребителей…». Между тем, 10 декабря 1928 года военная коллегия под председательством Камерона оставил приговор в силе и 2 января Алкснис вновь направил Ульриху «ходатайство об амнистии тов. Свою просьбу Алкснис мотивировал следующим: «…тов. Чкалов принадлежит к числу тех не многочисленных исключительно решительных и смелых наших летчиков истребителей, которые нам крайне нужны будут в военное время как наши красные «ассы».
Горя законным желанием выжать из вверенной машины в воздухе все, что только от нее возможно, законным желанием совершенствоваться в технике пилотирования и стать виртуозом этого дела и имея достаточно «перца» для всего этого, тов. Чкалов иногда проделывает эволюцию в воздухе ниже установленных нашими уставами и инструкциями высот, в этом главным образом и заключается его не дисциплинированность, за которую его прямые начальники все время арестовывали и сажали и за что он попал под суд…». Чкалова во исполнение приговора военного трибунала заключили в Брянский исправдом. Отсидел он в нем по разным данным всего от 16 до 19 дней.
Калининым о его досрочном освобождении. Звездный час Чкалова настал только после его перехода на испытательную работу, где его воздушные пируэты вызывали не осуждение, а неподдельное восхищение. На параде 2 мая 1935 года он познакомился со Сталиным, который проявил к летчику благосклонность и дружеское расположение. Чкалов был официально признан летчиком-новатором, стал орденоносцем.
Поистине всенародная слава обрушилась на него после двух знаменитых перелетов. Когда они вошли в зал, он даже попросил своих помощников поднять его с инвалидной коляски. А потом сказал: «Никакая работа дипломатов не могла бы сделать и за десять лет того, что вы сделали своим перелетом для сближения народов»… Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на самолёте И-180 конструкции Н. Самолет этот создавался как скоростной одноместный истребитель, должен был заменить устаревавший И-16.
Полетное задание предписывало Чкалову совершить «первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей… по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м. В этот день резко похолодало — был мороз около 24 градусов. Сталину и В. Молотову, говорилось: «Самолет оторвался от земли после разбега, примерно в 200—250 метров и, набрав высоту 100—120 метров с виражом пошел на первый круг.
Далее полет продолжался на высоте 500—600 метров. Не доходя до аэродрома один-полутора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада Магистральная ул. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов.
При ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10—15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было.
Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут». На самом деле Чкалов жил еще, по разным данным, от 40 минут до двух часов. Так, по свидетельству бортмеханика А. Захарченко: «Валерий Павлович после падения жил еще два часа, и последними его словами были: «В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам».
И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В. Сразу после катастрофы были арестованы заместитель Поликарпова Д. Порай и др. В заключении указывалось, что Томашевич, Усачев, Беляйкин и Порай, являясь «выходцами из социально-чуждой среды», признались в том, что «будучи связаны между собой по работе, они знали о том, что нередко самолеты выпускались на испытания с серьезными дефектами и несмотря на это допускали их к опытным полетам, систематически покрывали преступную деятельность друг друга, граничащую с вредительством».
Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя, наряду с материалами дела, подробно установлена и описана Г. Байдуковым,[31] а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы,[32] старшей дочерью летчика В. Чкаловой, в написанной ею книге «Чкалов без грифа «секретно» и других публикациях.
Каганович подписал приказ, предписывающий закончить постройку самолета И-180 с мотором М-88 к 20 ноября того же года. Из документа также следовало, что в макете отсутствуют многие узлы, в частности мотора М-88, задерживается выпуск винта и др. Поликарпов, его заместитель Д. Томашевич[34] и Яровицкий составили служебную записку, из которой следовало, что на самолет поставили «нелетные» макетные крылья.
Через день тягу заменили на другую, — «усиленную», и тогда же опробовали. О каком запрещении идет речь? Берия составил секретную депешу в 3-х экземплярах и направил ее Сталину, Ворошилову и Молотову. Однако под натиском директора Усачева Яковлев подписал паспорт на крылья самолета, где отметил, что он разрешает полет на ограниченной скорости…».
Однако начальник Главка Беляйкин, как отмечалось в материалах дела, покрывая Усачева, Томашевича и Порая, обвинял «отдел технического контроля в необоснованной задержке допуска самолетов в опытные полеты» и «получив правительственное сообщение о запрещении полета, предложил нач. ОТК Яковлеву пропустить самолет с дефектами в опытный полет». Байдуков, входивший в состав первой комиссии, работавшей сразу после трагедии, а затем долгие годы занимавшийся исследованием обстоятельств и причин катастрофы, утверждал, что 10 декабря на летно-испытательной станции ЛИС еще не было программы испытаний, акта об устранении дефектов, и даже акта о приемке опытного образца И-180 от сборочных цехов завода его летно-испытательной станцией. Программа и новая дефектная ведомость появились только 11 декабря.
В ней насчитывалось 45 пунктов! Поликарпова Н. Лазаревым, заместителем главного конструктора Д. Яковлевым, старшим контрольным мастером завода Д.
Кобзевым, в частности, говорилось: «…Дефекты, указанные в прилагаемой дефектной ведомости от 11 декабря 1938 года, не могут служить препятствием для первого вылета. Тяга нормального газа, сломавшаяся во время рулежки 12. Порай и его заместитель по испытаниям А. Соловьев положили на стол директора завода Усачева официальную докладную о том, что«…программа земных испытаний самолет заказа «318» в большинстве своих пунктов к первому полету не выполнена, так как получена в 20 часов 13.
Этот документ, позже обнаруженный Г. Байдуковым, от членов комиссии скрыли. Как, впрочем, и некоторые другие документы. А летные испытания так и не отложили.
В этой связи уместно поставить вопрос — кто же так спешил? Многочисленными свидетельствами, документами, актами комиссий и материалами уголовного дела однозначно установлено, что прежде всего это был директор завода М. И сразу же издал свой собственный приказ о проведении первого испытательного полета 15 декабря. Оценка действиям М.
А в Вашингтоне их принял лично президент страны Франклин Рузвельт. Значение этого события трудно переоценить как с точки зрения летного дела, так и развития советско-американских отношений. Ведь после Октябрьской революции США долгое время отказывались признавать молодое советское государство. За осуществление этого перелета летчики были награждены орденами Красного Знамени. Тогда протяженность маршрута составила 9374 км. Полет длился 56 часов 20 минут. Стараясь избежать падения на жилые постройки, летчик столкнулся с высоковольтной опорой. Через два часа он скончался в Боткинской больнице. Это был первый полет одномоторного истребителя-моноплана. Многие элементы конструкции были опытными и раньше не проходили проверку в воздухе.
Официальной версией авиакатастрофы считается отказ мотора. Спустя всего год разбился еще один опытный И-180 — лопнул маслорадиатор. Оба происшествия поставили крест на образце самолета.
Мотор — это сердце самолета. Если оно маломощно или работает с перебоями, пилотам грозит беда. Недаром летчики говорили: «При хорошем моторе и на палке улетишь». В 1934 году АНТ-25 успешно прошёл летные испытания. К 1935 году удалось построить два самолета.
Был утверждён экипаж одной машины: командиром корабля стал известный полярный лётчик Сигизмунд Леваневский, принимавший участие в спасении экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», вторым пилотом — слушатель академии ВВС имени Н. Жуковского лётчик Георгий Байдуков, штурманом — Виктор Левченко. В августе 1935 года экипаж Леваневского предпринял попытку долететь из Москвы до Сан-Франциско через Северный полюс. Этот полёт завершился неудачей. Через две тысячи километров, достигнув Кольского полуострова, двигатель машины забарахлил. При аварийной посадке на аэродроме в Кречевицах Новгородской области самолёт загорелся. Машину удалось спасти только благодаря оперативным действиям солдат из команды аэродромного обслуживания. Командир экипажа фактически обвинил создателей АНТ-25 во вредительстве.
Но у второго пилота Георгия Байдукова была иная точка зрения относительно надёжности машины. Он твёрдо заявил вождю, что самолёт готов к сверхдальним перелётам. Сталин не стал торопиться с выводами. Леваневский и Левченко были отправлены в Америку для поиска зарубежной машины, способной осуществить перелёт. Казалось, на АНТ-25 был поставлен крест. Однако через несколько недель Сталин вызвал Байдукова и спросил, кто из знакомых ему пилотов сможет осуществить рекордный полёт через Северный полюс. Байдуков понимал, что руководству страны нужен авторитетный, известный лётчик. Валерия Чкалова он знал лично по совместной работе в ВВС и был убеждён, что лучшей кандидатуры не найти.
Однако первая беседа Байдукова с Чкаловым закончилась неудачей. Чкалов отказался, так как считал себя лётчиком-истребителем и не имел опыта длительных полётов, в том числе по приборам. Тем не менее, Байдукову удалось уговорить Чкалова совершить аэродромный полёт на АНТ-25 в условиях февральской позёмки и плохой видимости. Сидя за его спиной, внимательно следил за его первым полетом. Чувствовался великий художник пилотирования. Ничего не скажешь — молодцы туполевцы! Так согласие Чкалова было получено. Долгое время ответа не было.
В начале июня 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков получили приглашение в Кремль. Там в личной беседе со Сталиным им был предложен новый маршрут: Москва — Петропавловск-Камчатский. Вождь так объяснил причину смены маршрута: «Полёт через полюс, конечно, дело важное, но сегодня нам чрезвычайно нужен беспосадочный полет из Москвы в Петропавловск-Камчатский.
Жуткая тайна гибели Валерия Чкалова. Кто хотел его убить?
На совещании у И. Все-таки один мотор... Эта знаменитая шутка и решила исход дела. Через несколько дней после этого с просьбой о беспосадочном перелете через Северный полюс к Сталину обратился и выздоровевший Михаил Громов, обосновав свое желание тем, что может побить рекорд дальности полета, и также получил согласие. Оба экипажа одновременно начали подготовку к перелету. Отважные герои всегда летят вперед Говоря о знаменитом перелете Чкалова, часто забывают о роли второго пилота — Георгия Байдукова. На разборе полетов у Сталина после первой неудачи в 1935 году Байдуков не поддержал Леваневского и отказался ехать с ним в США по распоряжению вождя для закупки необходимой для подготовки к перелету техники. По сути, он назвал приказ Сталина бессмысленным, причем в его присутствии. Для этого требовалось большое мужество, тем более что в это время отец летчика отбывал срок за вредительство.
Именно Байдуков уговорил Чкалова — любимца Сталина, принять участие в арктическом проекте. Этому предложению удивился даже сам Чкалов, заявив, что он типичный истребитель, с полярной авиацией не знаком, навигации не знает, слепому полету по приборам не обучен. Но Байдуков прямо сказал Чкалову, что его дело —добиться разрешения на полет и взлететь. Произошел уникальный случай: второй пилот выбрал себе командира. На пресловутом совещании 25 мая 1937 года членом своего экипажа Байдукова назвали одновременно и Чкалов, и Леваневский. После совещания, переговорив с Чкаловым, Байдуков предложил Леваневскому лететь на АНТ-25 командиром, ведь именно его все считали автором идеи трансполярного перелета в Америку. Но тот отказался. Так лучшим летчиком тех лет стал Чкалов.
Трудно описать его славу в СССР после легендарного перелета. Это как если бы Гагарин после первого витка вокруг Земли еще слетал бы и на Марс. Между тем в своем кругу летчики иногда подначивали Байдукова: «Скажи, ну зачем ты возил Чкалова в Америку? Сам Байдуков в этот полет изначально был приглашен Леваневским как один из лучших в стране мастеров слепого полета. Он мог часами вести самолет в облаках по приборам, выдерживать курс, терпеть болтанку, не теряя пространственной ориентации. Далеко не все летчики это умели. К примеру, Чкалов такими навыками не обладал, и каждый раз, когда самолет приближался к стене очередного циклона, он звал второго пилота. А поскольку плохая погода была на протяжении почти всего перелета, то и пилотировать самолет в этих тяжелых условиях в основном пришлось Байдукову.
Недаром после посадки в Америке, которую тот осуществил после 13-часовой бессонной вахты, командир экипажа назвал его трехжильным. Конечно, Чкалов и сам был талантливым летчиком. Именно он является автором фигур высшего пилотажа, таких как «восходящий штопор» и «замедленная бочка». Перед рекордным перелетом он хорошо изучил АНТ-25, поверил в эту машину, много тренировался на ней. В отличие от высокомерного Леваневского, который не снисходил до общения с механиками, Чкалов любил поговорить с ними, следил за подготовкой самолета и не спал ночами, когда инженеры регулировали мотор. Мастер высшего пилотажа, Чкалов не раз спасал самолеты. Чего стоит одна только его посадка в неблагоприятных погодных условиях на узкую, каменистую косу острова Удд ныне — остров Чкалова при перелете на Дальний Восток в 1936 году. Даже гений штурвала Байдуков побоялся тогда вести машину на бреющем полете над штормовым морем.
В другой раз у самолета Чкалова во время тренировочного полета порвался стальной трос системы уборки шасси. Одну из стоек удалось вытянуть в посадочное положение вручную. Но вторую заклинило намертво. И Чкалов ухитрился посадить махину с 34-метровыми крыльями на однулевую «ногу». Позже выяснилось, что механик забыл в лебедке сверло. Взлет на таком самолете как АНТ-25 представлял собой задачу непростую. Поскольку у него был только один винт, его вращение ничем не компенсировалось, и машину на взлетной полосе постоянно уводило в сторону. Даже на истребителе контролировать такой увод непросто, а на тяжелой машине для этого требовалась мгновенная реакция, физические усилия и большое мастерство.
Малейшее уклонение от прямолинейного разбега приводило к катастрофе. Чкалов ранним утром 18 июня 1937 года не просто поднял перегруженную на тонну машину, но еще и умудрился помахать в иллюминатор провожающим. Нельзя не отметить и роль штурмана Александра Белякова. В экипаже его называли профессором, так как он был не только начальником штурманской кафедры Военно-воздушной академии им. Жуковского, но и педантом в работе. Роль штурмана в трансполярном перелете огромна: полет происходил надо льдами, при непредсказуемой погоде, без всяких ориентиров. В условиях, когда магнитный компас не работает, штурман ориентировался по солнечному компасу, что требовало постоянного наблюдения и большой концентрации. На пути экипажа Чкалова встретились четыре циклона, которые приходилось пробивать, обходить или перелетать на высоте до 6 км с неоптимальным расходом топлива.
Над Канадой пришлось и вовсе отклониться от прямолинейного маршрута, перемахнуть Скалистые горы и далее двигаться к югу над океаном вдоль берега. У Чкалова пошла из носа и ушей кровь и заболела нога, так что он не мог управлять самолетом. За штурвал сел Байдуков. Кислород для дыхания кончался, его остатки отдали Байдукову, а Чкалов с Беляковым, экономя дыхание, без движения лежали на полу. Но АНТ-25 с героическим экипажем на борту упорно стремился к цели. Самолет несколько раз обледеневал. Особо опасным оказалось так называемое фарфоровое обледенение, длившееся порядка 16 часов. Уйти от него выше облаков не удалось, и Байдуков пошел вниз.
И тут наступил самый страшный момент перелета. Байдуков практически пикировал, убрав до предела обороты мотора. Двигатель остыл, из-за чего замерзла дренажная трубка расширительного бачка системы охлаждения. Давление паров в нем возросло, пробив ледяную пробку, но вместе с паром выплеснулось и много воды.
Ворошилов назначил комиссию по расследованию причин катастрофы. Михаил Громов был членом этой комиссии. Мнение ее было единым: винт остановился из-за переохлаждения мотора. Кроме того, комиссия прямо указала, что «гибель т.
Прошло довольно много лет, вспоминал Громов. Уже после войны меня и конструктора мотора снова вызвали для объяснения причин гибели Чкалова и выявления виновных. Мы снова, как и тогда, подтвердили свое мнение, что если говорить о виновных, то винить можно только конструктора самолета Н. Поликарпова и самого В. В выводах комиссии говорилось, что «Поликарпов был ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха, в частности, отсутствовали жалюзи, регулирующие охлаждение мотора. Чкалов был ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок.
Усачев М. Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить». Вопросы, вопросы, вопросы… Это происшествие, равно как и его последствия по-прежнему вызывает массу вопросов едва ли не мистического характера. Не удивительно, что в том числе имела место версия о том, что к аварии И-180 и его дальнейшей судьбе приложили руку не то инопланетяне, не то вообще какие-то потусторонние силы. Понятно, что с потусторонним в те времена было все, мягко говоря, не очень, но посудите сами. Сразу после катастрофы были арестованы заместитель Поликарпова Д. Усачев, начальник главка Наркомата авиационной промышленности С. Порай и многие другие.
Самого Поликарпова не тронули, поскольку, как утверждали очевидцы, так приказал Сталин. Однако после гибели Чкалова удачливая до той поры судьба конструктора круто переменилась. И-180 словно прокляли. На втором экземпляре самолета 5 сентября 1939 года погиб летчик-испытатель Томас Сузи. Уже в процессе внедрения И-180 в серийное производство, средь бела дня 26 мая 1940 года на ровном месте капотирует опытнейший летчик Степан Супрун. Спустя немногим более месяца, 5 июля, летчик НИИ ВВС Афанасий Прошаков, исчерпав все свои возможности по усмирению штопорящего вверх ногами И-180, спасается на парашюте. Масштаб фигуры Валерия Чкалова, конечно, впечатляет — личный друг и протеже Сталина, общенародная, мировая знаменитость, рекордсмен, увешенный с ног до головы орденами и наградами. Кроме того, как сказал один из его соотечественников, «в его дерзновенной, мятущейся личности сошлись многие потрясающие качества русской загадочной души, которая во все времена была непостижима для иностранцев».
Неудивительно, что память о нём сохранилась не только в официальных документах и пыльных архивах, но и в названных в честь него объектах культуры, архитектуры и памятников. В его честь названы 2 города, 2 села, 4 посёлка, район в Екатеринбурге, 6 микрорайонов в 6 городах России. Имя Чкалова носят 1778 проспектов, улиц и переулков в 43 городах России и в 22 городах за рубежом; 12 учебных заведений страны; 4 станции метро и 1 железнодорожная станция; 1 воинская часть; 4 предприятия; один остров; один горный пик в Дагестане; один астероид; 4 дворца культуры; 1 теплоход и 1 самолёт. В Москве ему установлены две мемориальные доски. В различных городах страны и за рубежом лётчику поставлены 32 памятника. В Санкт-Петербурге их 2, а в Нижнем Новгороде — 3.
Экипаж Громова поставили перед фактом, что вместо него из Москвы в Америку через Северный полюс полетит другой летчик — Сигизмунд Леваневский. Леваневский родился в польской дворянской семье, однако, когда большевики пришли к власти, немедля встал на их сторону, приняв участие в Октябрьской революции и Гражданской войне. Леваневский также стал одним из первых героев Советского Союза после спасения челюскинцев, хотя ему самому из-за аварии самолета не довелось спасти ни одного из потерпевших бедствие моряков. Кроме того, поляка знали и любили в Америке. Ведь в 1933 года имен он спас американского летчика Джеймса Маттерна, который совершил аварийную посадку в районе Анадыря во время своей попытки кругосветного перелета. Неудивительно, что Леваневский пользовался покровительством Сталина. Стоит отметить, что выбранный маршрут Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был не самым удачным. В суровых условиях Арктики не работает большинство навигационных приборов, да и самолет может легко обледенеть. Однако обнаруженная неисправность в маслопроводе испугала летчика, и Леваневский отправился назад. В дальнейшем выяснилось, что масла в баке было достаточно, даже более чем, и именно из-за избыточности оно начало выплескиваться наружу. Так или иначе, после завершения полета экипажу и конструктору пришлось отвечать Сталину о причинах неудачи. Леваневский раскритиковал не только АНТ-25, но и его создателя Туполева. За конструктора и его детище вступился второй пилот Георгий Байдуков. Сталин был давним приятелем Чкалова и разрешил ему полет. Однако пока вождь решил повременить с Америкой и предложил новому экипажу слетать на Дальний Восток.
Всегда прислушивающийся к мастеровитому летчику Сталин дал добро, но скорректировал маршрут — вместо США пунктом назначения стал Петропавловск-Камчатский. Экипаж под руководством Чкалова пролетели 9375 км за 56 часов без пересадки. Необорудованная для посадки песчаная коса острова стала местом посадки самолета. Чкалов снискал любовь всего советского народа, ему был вручен личный самолет марки У-2. Но в основе всех героических свершений Валерия Чкалова была вовсе не жажда званий, наград, рукопожатий. Он бросал вызов трудностям. Он любил небо, самолет, Родину. Он хотел показать мощь всей советского авиапрома и отвагу не лично свою, а всего народа. В ходе подготовки перелета были введены в строй радиостанции по Северному морскому пути. В случае опасности ледоколы и пароходы Северного флота должны были оказать помощь членам команды. В США и Канаде подготовили радиостанции для приема сообщений с борта советского самолета. Подготовка к полету 18 июня 1937 года в 4 часа 15 минут АНТ-25 стартовал из аэродрома в Подмосковье, который теперь носит название Чкаловский. Помимо главного пилота, на борту самолета находились: второй пилот Г. Байдуков и штурман А. На пути команду подстерегало немало сложностей. Через 5 часов полета команда обнаружила утечку топлива, но капитан не стал возвращать машину обратно. Через какое-то время утечка прекратилась. Вторая проблема заключалась в плохой видимости. Навигационное оборудование было минимальным: секстант, хронометр и солнечный указатель. Благодаря опыту и мастерству экипажа, самолет не сбился с намеченного пути даже в условиях полного отсутствия видимости. Маршрут полета Третья проблема состояла в отрицательной температуре на борту машины. Греться пилоты могли сугубо за счет теплой одежды. Четвертая — в недостатке провизии. Чтобы взять больше топлива, экипаж снизил количество провизии до минимума: вместо положенных 350 кг — всего 100 кг съестных запасов. На всем пути следования был риск обледенения лопастей и элементов самолета. Уже над европейской частью, встретившись с циклоном, пришлось использовать антиобледенитель винта. С угрозой обледенения боролись путем регулирования высоты полета — то поднимались над облаками, то спускались ниже их. Система охлаждения очень быстро вышла из строя. Это могло в любую минуту спровоцировать отказ двигателя. Чкалов Несмотря на все сложности, уже через сутки команда добралась до Северного полюса. Не оправдались прогнозы, что высота облачности в центральной части полярного бассейна будет на уровне 3—5 тыс. На канадской территории приходилось поднимать машину до 5750 км и выполнять полет при полном отсутствии видимости. Обледеневшую машину постоянно трясло. Приходилось снижать обороты двигателя до минимальных значений. Тут подстегала еще одна опасность — Скалистые горы. Приходилось подниматься до уровня более 6 тысяч км и управлять машиной практически вслепую. Постепенно заканчивался кислород. За бортом было -20 градусов.
Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова
Кроме того, незадолго до полета, придя в ангар, Громов обнаружил, что мотор с его самолета сняли и переставили на машину Чкалова. Дом-музей Чкалова в Чкаловске и несколько занятных историй из жизни великого летчика. Мало кто знает, что весной 1938 года в судьбе и карьере Валерия Чкалова мог произойти крутой поворот.
"Последний полёт Валерия Чкалова"
До полетов Чкалова и Громова в мировой авиации господствовала Франция, которой принадлежали все самые значимые рекорды, в том числе по дальности беспосадочных. Мы очень рады совершить полет через северный полюс из Москвы в Ванкувер. Это был высочайший пик в жизни Валерия Чкалова. 15 декабря 1938 года во время испытательного полёта на новом истребителе И-180 погиб Герой Советского Союза Валерий Чкалов. Легендарный полёт Чкаловского экипажа 10 лет назад наши лётчики повторили на военном самолёте конструкции Сухого – Су-30. Это – связь поколений в единой истории России. Биография летчика Валерия Чкалова: личная жизнь, создание семьи, жена, рождение детей, сын. Биография летчика Валерия Чкалова: личная жизнь, создание семьи, жена, рождение детей, сын.
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь
Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова — РТ на русском | В 2022 году, на очередном заседании клуба «Чкалов» была предложена и одобрена программа «Полет Чкалова на Кубу»! |
Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс | Дом-музей Чкалова в Чкаловске и несколько занятных историй из жизни великого летчика. |
Воздушный первопроходец Валерий Чкалов | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов | Мы очень рады совершить полет через северный полюс из Москвы в Ванкувер. Это был высочайший пик в жизни Валерия Чкалова. |
«Гордый сокол» России: 85 лет перелёту экипажа В. Чкалова из Москвы на Дальний Восток
Экипаж под командованием прославленного лётчика СССР а преследовал амбициозную цель: впервые в истории «соединить» континенты по кратчайшему пути – через. Новости. Жизнь в полёте. Весной 1937 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в Правительство с просьбой разрешить перелет по маршруту Москва-Северный полюс-Америка.
Женщина раздора. Почему Сталина подозревают в гибели легендарного лётчика Чкалова
Нужно отметить, что конструкторами было сделано очень много для снижения массы аппарата и для увеличения подъемной тяги. За счет глубокой модернизации самолет Чкалова весил всего лишь 4,2 тоны, поэтому данная машина могла поднимать топливный запас в 6 тонн, что значительно увеличило дальность полета. Для лучшей аэродинамики аппарата конструкторы разместили все топливо в кессонах крыльев. В случае аварийной ситуации над открытыми акваториями машина имела возможность приводняться, что повысило безопасность экипажа. Чтобы пилоты не потерялись при очень дальних перелетах, на самолет Чкалова было установлены самые качественные и надежные аэронавигационные приборы. Также установили мощную радиосистему для связи с землей. На это время машина самолет Чкалова по праву можно считаться самой совершенной машиной в мире, поскольку до этого подобный перелет не удалось осуществить еще никому. По возвращению на родину пилотов на аэродроме встречал сам Сталин. За проделанный путь весь экипаж Чкаловского корабля был удостоен высокой награды Героя Советского Союза. Чкалову посмертно также была присвоена Золотая Звезда, которую вручили его наследникам только в 2004 году. Что касается самого легендарного самолета Чкалова, то он существует и на данный момент как музейный экспонат.
Не так давно Нижегородский авиазавод произвел ремонт и восстановительные работы данного аппарата.
Для решения этой задачи авиаконструктором А. Туполевым был разработан передовой на тот период самолёт АНТ-25. Постановлением Совета Труда и Обороны «О беспосадочном полете на самолете РД» от 14 июля 1936 года был утвержден экипаж в составе: командир — Валерий Чкалов, второй пилот — Георгий Байдуков, штурман — Александр Беляков.
В 2 часа 45 минут 20 июля 1936 года стартовал знаменательный перелет по маршруту: Москва — остров Виктория — Земля Франца-Иосифа — бухта Тикси — Петропавловск-Камчатский — остров Удд.
Погода была лётной. В 12:58 Чкалов взлетел, уверенно набрал высоту в 100—120 метров и совершил круг над аэродромом, а затем набрал высоту в 500 метров и пошёл на второй круг. О том, что случилось дальше, рассказывали очевидцы с земли. За 500 метров до аэродрома на высоте 100 метров самолёт неожиданно завалился влево и скрылся за строениями. Как позже выяснит экспертная комиссия, у И-180 в очередной раз заглох двигатель. Чкалов до последнего старался сберечь машину и увести её от жилых домов. Но лётчику не повезло: И-180 зацепился за провода, развернулся и врезался в дровяной сарай.
Чкалова буквально вырвало из кабины вместе с сиденьем. Падая, он ударился головой об арматуру, торчавшую из земли. Рабочие автобазы тут же отправили его в больницу, но врачи помочь уже не могли. Герою было только 34 года. На следующий день после трагедии арестовали 60 человек, имевших отношение к подготовке самолёта. Начала работу спецкомиссия, и уже через два дня после гибели лётчика на стол наркому Ворошилову лёг доклад, по которому причиной катастрофы были признаны техническая неисправность двигателя И-180 и мороз. Но Ворошилов нашёл выводы комиссии слабыми. А через полгода в наркомате обороны был издан приказ, по которому вся вина за катастрофу возлагалась на лихача Чкалова, ведь вопреки инструкции он пошёл на второй круг.
Сам виноват? Исчезнувшие жалюзи Исследователи из фильма "Охота на Чкалова" выяснили, что 2 декабря Чкалов лично осмотрел истребитель, но обнаруженные неполадки не позволили ему подняться в воздух. Ситуация повторилась 12 декабря. Полёт опять перенесли, а затем разрешили, но с условием, что пилот не будет убирать шасси — оно было заблокировано. Но была и ещё одна неисправность, из-за которой двигатель И-180 мог остановиться, — отсутствие жалюзи, защищавших мотор от холода. По одной версии, они даже не были предусмотрены. По другой — их кто-то срезал перед полётом. Чкалов увидел, что жалюзи нет, и даже спросил техников, сколько времени потребуется для их установки.
АНТ-25, совершивший первый полет в 1933 году, была машиной экспериментальной, «сырой», и для осуществления рекордных перелетов его еще предстояло довести до ума. Полет продолжался 75 часов, за которые АНТ-25 преодолел 12 411 км. Но главное — полет проводился по замкнутому маршруту, то есть фактически летчики не удалялись на критичное расстояние от базы, совершая, образно говоря, «круги по стадиону». Самой же престижной категорией среди рекордов на дальность считался полет по прямой линии. Ради достижения результата в этом виде, собственно, и строился АНТ-25. Неудача Сигизмунда Леваневского. Встал вопрос об осуществлении рекордного полета на дальность по прямой линии. Среди вариантов были перелеты Москва — Австралия, Хабаровск — Марокко.
Самым перспективным в плане шансов на успех выглядел маршрут Москва — Южная Америка, предложенный Михаилом Громовым. У варианта Громова был только один, но очень серьезный минус — требовалось согласование права на пролет с целым рядом стран, и отказ даже одной из них мог разрушить все планы. Однако летчик Сигизмунд Леваневский предлагает амбициозный, хотя и крайне рискованный вариант — перелет через Северный полюс в Америку. Советский лидер Иосиф Сталин, благоволивший Леваневскому, одобряет его план. Ему отдают АНТ-25, а сам перелет назначают на август 1935 года. Однако через 2000 км в кабину стало протекать масло. Леваневский принял решение прекратить полет и лечь на обратный курс. АНТ-25 сел под Новгородом.
Как выяснилось, протечка масла была вызвана тем, что его налили слишком много, и оно начало пениться. Ничего фатального в этом не было, но Леваневский объявил АНТ-25 ненадежной машиной, и отказался в дальнейшем летать на самолетах Туполева, объявив конструктора «вредителем». Андрею Туполеву эти заявления Леваневского стоили сердечного приступа. Москва — остров Удд. Но после отказа Леваневского ему нужен был первый пилот в экипаже. Байдукову удалось уговорить стать им своего друга, одного из лучших летчиков-испытателей в стране Валерия Чкалова. Третьим членов нового экипажа стал штурман Александр Беляков.
80 лет триумфальному полету Чкалова
Имя Валерия Чкалова известно каждому, без сомнения любой с уверенностью ответит, что это знаменитый советский летчик-испытатель, совершивший первый беспересадочный полет из. 15 декабря 1938 года во время испытательного полёта на новом истребителе И-180 погиб Герой Советского Союза Валерий Чкалов. Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. Теорию полёта (аэродинамику боевого самолёта МиГ-15бис) на третьем аэр. и на аэр. Ровно 85 лет назад, 15 декабря 1938 года, Валерий Чкалов трагически погиб при проведении первого испытательного полета на новом истребителе И-180. Почему Сталина подозревают в гибели легендарного лётчика Чкалова.
85 лет назад состоялся легендарный полет Байдукова-Чкалова-Белякова
Самолет Чкалова - ЦАГИ-25 (АНТ). | В конце 1938 года состоялся первый полет нового истребителя Николая Поликарпова И-180 и последний для Валерия Чкалова — 15 декабря летчик погиб. |
Помним чкаловский полет | Нижегородская правда | Гибель Чкалова Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. |