2 января 1959 года Советским Союзом был осуществлен запуск первой автоматической межпланетной станции Луна-1. Дескать, оттого все советские граждане — от дворника до Генсека не сомневался, что высадки американцев на Луну состоялись. Макет советской станции "Луна-9" в павильоне "Космос" ВДНХ СССР. /.
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
Первым человеком, высадившимся на Луну, стал астронавт Нил Армстронг. Затем было еще шесть запусков астронавтов к Луне. В рамках этих полетов также удалось доставить на Землю большое количество лунного грунта для проведения научных исследований. Американцы завершили свою лунную программу в конце 1972 года в рамках миссии «Аполлон-17». СССР в тот период преследовала полоса неудач. Ракет «Н-1» оказалась ненадежной, поэтому все время терпела аварии. Процесс разработки посадочного модуля затянулся.
После того, как стало ясно, что высадка американских космонавтов состоится ранее отложенной чем высадка советских космонавтов, указом президиума СССР агенту Горнист была поставлена задача во что бы то ни стало внедриться в западный экипаж, по возможности его возглавить, и вступить на поверхность Луны первым, скрывая на груди находившуюся в числе груза корабля миниатюрную копию Красного Знамени. Сегодня это свидетельство подвига старшего лейтенанта Льва Твердорукова, а также образец лунного грунта со вмонтированным микрочипом, содержавшим отчет о ходе миссии, можно увидеть в Мемориальном музее космонавтики на ВДНХ.
Не будем вдаваться в подробности давнего спора, была действительно высадка на Луне или вся эта «высадка» снята в павильонах Голливуда. Первый полет к Луне. Станция прошла в 5000 км от Луны, обнаружила отсутствие у нее магнитного поля, вышла на гелиоцентрическую орбиту вокруг Солнца , став первой искусственной планетой, которую назвали "Мечта". США повторили это лишь 3 марта 1959 года 1959 год. Первый в мире полет к Луне. Запомните эту дату студенты и не только - 14 сентября 1959 года человечество впервые достигло Луны. Сделал это советский космический корабль «Луна-2». Американцы Нил Армстронг высадились, даже если и высадились через десять лет после этого. Также во время полёта впервые в мире был на практике осуществлён гравитационный манёвр. А что в это время делали США? Станция не достигла Луны. Станция упала на обратную сторону Луны. Станция ушла на гелиоцентрическую орбиту, пролетев в 725 км мимо Луны. Станция упала в районе Моря Спокойствия. Наконец американцы - 28. Но вернемся в СССР. США смогли лишь повторить советское достижение — 30 мая 1966. Естественно, США опять позади, они повторяют советский опыт 10 августа1966 года 15 сентября 1968 — Зонд-5 первые живые существа степные черепахи облетевшие Луну на расстоянии 1950 км и вернулись на Землю 21 сентября 1968 года. Американцы все время пытались нас обогнать в луной эпопеи, но ничего не получалось неудача следовала за неудачей.
Запуск первого искусственного спутника Земли — «Спутника-1» 4 октября 1957 года — положил начало всему периоду «космической гонки». А 12 апреля 1961 Юрий Гагарин вошел в историю как первый человек в космосе, утвердив лидирующие позиции советской космической программы. Естественно, уязвленная национальная гордость американцев требовала реванша и они получили его 20 июля 1969 года, когда в ходе миссии корабля «Аполлон-11» Нил Армстронг ступил на поверхность Луны. Однако эта победа далась США весьма не дешево — общая стоимость программы «Аполлон» составила 25,4 миллиардов долларов. В тех деньгах. Сегодня это более 152 млрд долларов. Нюанс же в том, что Советский Союз потратил не сильно меньше. И как только новость о американском успехе разнеслась на весь мир — финансирование советской пилотируемой лунной программы сразу же стало сокращаться, руководство страны не хотело продолжать выделять такие ресурсы на достижение «позорного» второго места. Тут на космическую сцену и выкатывается первый советский луноход. Акт 2: луноход история создания Еще в самом начале «лунной гонки» Сергей Королев озаботился вопросом «как и на чем по Луне будут передвигаться космонавты». Такое ТЗ было не по силам гражданскому автомобилестроению, поэтому Королев обратился сначала в танковое КБ Кировского завода, а после — в московский Научный автотракторный институт, но в обоих учреждениях он получил отказ, местные конструкторы не рискнули взяться за создание столь специфичного агрегата. И только в конце 1963 года разработать основу будущего лунохода согласился Всесоюзный научно-исследовательский танковый и дизельный институт ВНИИ-100. Работы по созданию шасси новой машины были поручены отделу новых принципов движения под руководством Александра Леоновича Кемурджиана, позже ставшему основателем отечественной школы конструирования планетоходов. Закипела работа. Задачу по выбору типа шасси и способа передвижения осложнял тот факт, что точных данных о свойствах лунного грунта на тот момент еще не было. В научном мире была популярна гипотеза американского астронома Томаса Голда, что поверхность Луны покрыта толстым, от десятков до сотен метров, слоем рыхлой пыли, образовавшейся в ходе непрерывной бомбардировки поверхности спутника космическим мусором. Соответственно техника и космонавты могут просто завязнуть в ней, как в зыбучем песке. В связи с этим рассматривались самые разные типы движения: прыгоход, шагоход, шнекоход, перекатывание, кувыркание и даже ползание. Конец спорам положил сам Сергей Королев, придерживавшийся другой гипотезы — советского вулканолога Генриха Штейнберга — о том, что поверхность Луны достаточно твердая и больше напоминает пемзу. В октябре 1964 года он взял на себя ответственность и в рабочей записке постановил считать Луну твердой, что позволило конструкторам отринуть более экзотические механизмы и сконцентрироваться всего на двух: колесах и гусеницах. Два года спустя, 3 февраля 1966 года, советская межпланетная автоматическая станция «Луна-9» успешно совершила мягкую посадку на поверхность Луны и передала на Землю научные данные и первые снимки спутника, сделанные с его поверхности, полностью подтвердив верность принятого Королевым решения — Луна действительно оказалась твердой. К сожалению, сам Сергей Павлович этого так никогда и не узнает, — он трагически скончался от осложнений во время хирургической операции 14 января того же года, всего за три недели до приземления станции. Но это печальное обстоятельство не остановило первый луноход в СССР. Пока Кемурджиан занимался созданием шасси, разработка двигателя и технико-аппаратной начинки поначалу проводилась силами сотрудников самого КБ Королева.
Первый луноход
То, что первыми людьми на Луне оказались американцы, было для советского руководства, крайне неприятным фактом. Первой серьезной акцией главных конкурентов СССР становится первая высадка человека на Луну в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11», доставившей на Землю и первые пробы лунного грунта, однако так ли это на самом деле, читайте на нашем. Кстати, именно после приземления «Аполлона -11» на Луне Кондратюка реабилитировали в СССР.
Возвращение на Луну: как СССР покорял космос и что в этой сфере будет делать Россия
Королева и В. Глушко , а в 1974 г. Тогда же прекратили работу над проектированием обитаемой лунной колонии «Звезда» её планировали создать в 1980-е. Всё это требовало огромных денег и сил, и тратить их на второе место руководству страны и космической программы не хотелось. Средства направили на проектирование орбитальных станций и автоматизированных аппаратов. Изучение Луны, таким образом, полностью предоставили технике. После «Луны-16» ещё дважды советские станции забирали лунный грунт. В 1970 и 1973 гг.
Эти аппараты исследовали химический состав грунта и особенности ландшафта Луны, фотографировали её поверхность. Американцы тем временем продолжали высаживаться на естественный спутник Земли на «Аполлонах».
В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза.
Тогда космонавт сбросил давление внутри скафандра до запасного режима. Во время прохождения комиссии мы поднимались на высоту 14 тыс. Кому-то хватало одного часа, а кому-то нет.
На моих глазах азот закипел у моего товарища: у него раздулись руки, глаза провалились. Я знал, что со мной может произойти то же самое, но рискнул. И Леонову удалось втиснуться в шлюзовую камеру, но не ногами вперед, как положено по инструкции, а головой.
Однако головой вперед космонавт не мог попасть в спускаемый аппарат в правильном положении. Из-за физической нагрузки температура тела поднялась до 38 градусов, пульс подскочил до 162, а частота дыхания — до 31 в минуту. Пот так заливал лицо, что Леонов открыл забрало гермошлема, едва попав в корабль, не дожидаясь закрытия внутреннего люка.
Леонов сумел объяснить свои действия перед комиссией во время разбора полета: Ситуация случилась непредвиденная. У меня связь была открытая. Представляете, я бы сказал: «Не могу войти в корабль».
Вы бы тут же начали собирать комиссию. Вы юридически обязаны избрать председателя. Вы бы потом начали меня спрашивать, почему и как.
Время идет. Пошли бы потом совещаться, что делать, а я бы уже умер. Любая искра в электросистеме могла привести к взрыву.
На Земле запаниковали: воздуха для дыхания могло не хватить до посадки, которую на территории СССР можно было провести только после 16-го витка по орбите. И вновь космонавтам повезло: через 7 часов подача избыточного кислорода внезапно прекратилась, и все вошло в норму. Следующая неполадка в ходе этого полета была связана с отказом системы ориентации.
После отстрела шлюзовой камеры корабль начал вращаться, возникло много пыли и обломков. Автоматика не выстроила ориентацию, необходимую для включения тормозной установки. С Земли вынуждены были разрешить впервые в истории космонавтики совершить посадку в ручном режиме.
Из-за строения корабля «прицеливаться», сидя в кресле, было невозможно. Беляев вынужден был отстегнуться и, удерживаемый Леоновым, выстроил предпосадочную ориентацию. Беляеву удалось добраться до своего места за 22 секунды, но эта задержка послужила причиной перелета в 165 км.
В результате спускаемый аппарат совершил посадку в в тайге в 75 км от г. Березники в Пермской области. Королев, Келдыш и я сидели и ждали.
Видя, что работы над Н-1 затягиваются, свои проекты ракеты для полета на Луну предложили так же Янгель и Челомей. Последний хотел на основе УР-500 создать сверхтяжелую ракету УР-700 с грузоподъемностью до 225 т, стоимость которой была значительно меньше, чем у королёвской Н-1. Проект Челомея поддержал Глушко, пообещавший разработать двигатель для новой ракеты. Валентин Глушко — основоположник ракетного двигателестроения Глушко предложил в качестве топлива для нового двигателя РД-270, работы над которым начались 26 июня 1962 года, недавно синтезированный гептил [4] , работающий в паре с азотным тетроксидом АТ , благодаря чему такой двигатель был конструктивно проще других ЖРД [5]. Единственным его серьезным минусом была дороговизна компонентов топлива и их неэкологичность. Тем не менее, на стороне Челомея и Глушко на коллегии Минобщемаша выступил академик Келдыш, благодаря чему было получено добро на дальнейшую разработку двигателя РД-270, а, впоследствии, и ракеты УР-700. Задач подобного масштаба советская космонавтика до того еще не ставила — не смотря на то, что Челомей рассчитывал завершить проектирование ракеты-носителя за 4 года, после чего в 1965—1966 годах должны были состояться первые тестовые запуски, реально к моменту смерти Королёва проект так и не обрел материальное воплощение. Потребовалось сворачивание работ над ракетой Н-1, отмена запланированных запусков по программе «Восход» и объединение усилий сразу нескольких КБ, чтобы 27 июля 1967 года — вскоре после полета «Союза-1» — состоялся первый тестовый запуск прототипа будущего космического корабля ЛК-700. В чистом голубом небе хорошо было видно отделение первой ступени. Все три ступени ракеты сработали нормально, и в целом пуск прошел отлично: лунный корабль был успешно выведен на орбиту...
Только четвертый и пятый запуски, осуществленные, соответственно, 2 января и 10 марта 1968 года, закончились облетом спутника и, не смотря на то, что один из возвращаемых аппаратов из-за сбоя в системе навигации был подорван, чтобы избежать попадания на территорию иностранного государства, были признаны успешными, после чего начались испытания лунного корабля с космонавтами на борту. Лунный корабль Челомея принципиально отличался от разрабатываемого в ОКБ-1 проекта корабля «Союз 7К-ЛОК» — если по замыслу Королёва космонавт на окололунной орбите должен был через открытый космос перебираться из кабины в спускаемый аппарат, который бы доставил его на поверхность Луны, а после возвращения на орбиту точно так же возвращаться на корабль, то ЛК-700 был рассчитан на старт непосредственно с поверхности Луны, в связи с чем его называли не «спускаемым» а «возвращаемым». Многим такое решение казалось чрезвычайно смелым, однако оно позволяло значительно снизить риск гибели космонавта. Ракета УР-700 7 мая «Союз-4» вышел на околоземную орбиту — фактически, это был уже совершенно иной по конструкции корабль, чем предыдущие «Союзы», однако из-за того, что они относились к одной серии ЛК, старое название продолжало использоваться. Его командиром был Владимир Комаров, для которого этот полет стал вторым в карьере, а бортинженером — Пётр Колодин. Полет продолжался 4 дня — космонавты успешно проверили работу всех систем, а Колодин дважды вышел в открытый космос, однако при посадке отказала автоматика и Комарову пришлось сажать корабль в ручном режиме. По счастью, посадка прошла удачно — опыт Комарова позволил сохранить жизнь экипажу, не смотря на то, что «Союз-4» сел в нерасчетной точке. Успех миссии убедил Челомея в возможности переноса испытаний с околоземной орбиты на окололунную. Тестовые запуски в июне и июле показали надежность ракеты УР-700 — никаких внештатных ситуаций не наблюдалось и 10 сентября руководство решилось запустить в космос «Союз-5» с космонавтами Валентином Бондаренко и Ириной Соловьёвой, которая стала первой женщиной, вышедшей в открытый космос. Полет, в ходе которого тестировался в том числе и скафандр для предстоящей лунной высадки «Кречет», продолжался 10 суток, после чего состоялась «генеральная репетиция» высадки.
Челомею удалось доказать, что новая ракета отличается гораздо большей надежностью и мощностью по сравнению с предыдущими разработками — в результате Совет министров принял его предложение назначить первый пилотируемый полет на Луну корабля «Союз-7» на 2 апреля 1969 года. Первые люди на Луне Алексей Леонов выходит на лунную поверхность Старт состоялся в 10 часов 34 минут по московскому времени — все три ступени отработали в штатном режиме и уже на втором часу полета аппарат «Союз-7», разогнавшись до второй космической скорости, взял курс на Луну. В 14 часов 16 минут 5 апреля корабль достиг Луны — включился тормозной блок, начался выход на окололунную орбиту. На следующий день в 17 часов 07 минут произошло сбрасывание тормозного блока и возвращаемый аппарат приступил к снижению, постепенно убавляя давление газа в двигателе, чтобы обеспечить мягкую посадку. В течение всего пребывания экипажа на Луне они постоянно вели радиопереговоры с Байконуром — непосредственно во время высадки с космонавтами поддерживал связь Гагарин, что побудило Леонова произнести сразу после прилунения слова «Ну все, приехали! Около двух часов потребовалось космонавтам на подготовку к выходу на лунную поверхность и только в 19 часов 18 минут Леонов выбрался из кабины — 11 минут ушло на разгерметизацию шлюзового отсека, включение камеры на борту аппарата и спуск по лестнице, прежде чем нога человека впервые коснулась поверхности Луны на территории Океана Бурь. При этом Леонов, перефразируя знаменитую фразу Циолковского, произнес:«Человечество наконец-то шагнуло за пределы своей колыбели! Через 15 минут после того, как Леонов обеими ногами ступил на поверхность Луны, из кабины стал выбираться и Макаров. Скафандры «Кречет» были рассчитаны на 10 часов работы вне корабля, поэтому космонавтам приходилось действовать быстро — ими были проведены фотографирование места посадки возвращаемого аппарата, сборы образцов лунного грунта, установка советского флага, а так же вымпела из нержавеющей стали. Благодаря точной работе Леонова и Макарова при посадке, «Союз-7» прилунился примерно в 85 метрах от аппарата «Луноход-1» — после того, как основные цели экспедиции были выполнены, космонавты направились к нему, удалившись на максимальное расстояние от возвращаемого аппарата.
Всего на поверхности Луны космонавты пробыли 113 минут, после чего вернулись в кабину корабля. Лунный скафандр «Кречет» В 6 часов 16 минут 7 апреля экипаж произвел отделение посадочных приспособлений и запустил двигатель взлетного блока — через час возвращаемый аппарат вновь вышел на окололунную орбиту и начал облет Луны. К этому времени население Советского Союза уже праздновало очередной триумф отечественной космонавтики — ТАСС впервые объявило о запуске корабля к Луне еще 2 апреля, однако о целях его полета не сообщалось.
Победить именно колесному шасси позволил тот факт, что выход из строя одного или двух колес не помешает продолжению миссии, в то время как клин или сход гусеницы, легко устранимые на Земле, на Луне приведут к полной остановке движения. Акт 3: название первого лунохода и его конструкция Как не сложно заметить, выбирая между чрезмерной креативностью и кристальной ясностью наименований, чаще всего в Советском Союзе предпочтение отдавали именно последней. Не стал исключением и первый луноход на Луне, его так и назвали — «Луноход-1». После скрупулезной проработки всех деталей, конструкторы остановились на следующих ТТХ: Длина с раскрытой крышкой-батареей — 4,42 м.
Ширина по верхней части — 2,15м. Высота — 1,92 м. Масса — 756 кг, из которых всего 105 кг пришлось на шасси. Из научного оборудования на луноходе присутствовали: Две телекамеры — одна рабочая, вторая запасная и четыре панорамных телефотометра. Детектор радиации РВ-2Н для определения радиационного фона на поверхности Луны. Рентгеновский флуоресцентный спектрометр «РИФМА» для измерения интенсивности электромагнитного излучения. Рентгеновский телескоп РТ-1 для наблюдения за далекими звездами и галактиками. Одометр-пенетрометр ПрОП для слежением за пройденной дистанцией и определения характеристик лунного грунта.
Лазерный рефлектор ТЛ уголковый отражатель для точных измерений позиции лунохода и дистанции от Земли до Луны. Солнечная батарея вырабатывала до 1 кВт электричества для всего этого оборудования, а чтобы оно не замерзло во время лунной ночи а это две земных недели в корпус был встроен радиоизотопный источник тепла на основе полония-210. Акт 4: тестирование машин и подготовка экипажа Пока космический луноход обретал последние штрихи на кульманах конструкторов, инженеры-практики уже начали тестировать прототипы шасси, оборудования и устройств управления на Земле, параллельно с подготовкой экипажей водителей для будущего лунохода. Полигон для имитации лунной поверхности был оборудован в Крыму, под Симферополем. Вот как описывает его строительство заслуженный испытатель военной техники и один из водителей лунохода Вячеслав Довгань: «Убрали грунт, сделали ровную горизонтальную площадку, а затем привезли евпаторийский ракушечник и сделали горки. Камни привезли различные. Посыпали песком и даже покрасили в серо-черный цвет. Все это было сделано под руководством академика Виноградова.
Конечно, и солнце под Симферополем было очень хорошее, и тени» Кандидатов в группу управления луноходом отбирали с мая 1968 года из числа молодых офицеров систем космической связи, причем медкомиссия у них была такая же как и у космонавтов. Оценивали физическое состояние, выносливость, долговременную и оперативную память, умение ориентироваться в пространстве, способность быстро переключать внимание и адаптироваться в неизвестных условиях. Позже подключили и более специализированные тесты: цветоощущение, адаптивность зрения, способность одновременно осмыслять много данных. Из 40 кандидатов отбор прошли всего 14 человек, из которых сформировали два экипажа, помимо водителя включавших в себя: командира, штурмана, бортинженера и оператора антенны.
52 года назад человек впервые вышел в космос. История Алексея Леонова
Контент доступен только автору оплаченного проекта Особенности высадки астронавтов на Луне Изучение особенностей и технических аспектов высадки астронавтов на поверхность Луны во время исторического полета. Контент доступен только автору оплаченного проекта Влияние первого полета на Луну на мировую науку и технику Анализ влияния исторического события - первого полета на Луну - на развитие мировой науки, техники, космической отрасли и технологий. Контент доступен только автору оплаченного проекта Значение первого полета на Луну для человечества Исследование значения и важности первого полета на Луну для человечества, его влияния на мировую историю, научные открытия и мировоззрение. Контент доступен только автору оплаченного проекта Перспективы дальнейших исследований космоса после высадки на Луну Анализ перспектив и направлений дальнейших исследований космоса после исторической высадки на Луну, возможные научные и технологические задачи. Контент доступен только автору оплаченного проекта Телескопические исследования Луны до первого полета Обзор истории телескопических исследований Луны до момента первого полета на ее поверхность, значимость полученных данных и открытий.
Напомним, что в ходе тогдашних трансляций Нил Армстронг, первый человек, ступая на Луну сказал свою знаменитую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Советский Союз же решил тогда сделать невозмутимую мину, показывая что, вроде как, и не принадлежит советская страна к просвещенному человечеству возможно, так было на самом деле , и не рвется праздновать его успех. При этом подчеркнем, что в московский телецентр в Останкино американская трансляция телерепортажа о высадке на Луне поступала. Так, одна из знаменитых дикторш советского периода некоторое время назад отвечая на вопрос, что больше всего запомнилось ей за карьеру, ответила: «это был момент, когда после работы смотрела в аппаратной телецентра техническую трансляцию высадки на Луну». Кто бы сомневался, что дикторше из времени ее пребывания в телецентре больше всего запомнились не моменты чтения унылых и обычно лживых выпусков новостей советского Гостелерадио, а кое-что погорячее. Интересно, что в отличие от СССР, в некоторых восточноевропейских соцстранах репортаж о высадке на Луне в прямом эфире передали.
Высадка на единственный естественный спутник земли сделала Нила Армстронга национальным героем США и мира. Однако мало кто знает, что за плечами астронавта были не только взлеты, но и падения. Бойскаут, летчик и студент Нил Олден Армстронг появился на свет 5 августа 1930 года в Огайо. Отец будущего астронавта работал аудитором на правительство штата, поэтому Армстронги часто переезжали. Кроме Нила в семье подрастали его младшие брат и сестра. В юности Нил Армстронг стал членом движения американских бойскаутов и даже достиг наивысшего ранга — Eagle Scout. Летные права молодой человек получил раньше, чем водительское удостоверение, не успев выпуститься из школы. Нил Армстронг станет вторым человеком в семье, окончившим вуз. Родители не могли оплатить учебу старшего сына и на помощь пришло государство. Власти согласились финансово поддержать юношу в получении образования, но с условием, что тот отслужит в армии три года. Близкие и сослуживцы отмечали хладнокровие Армстронга. От других его якобы отличала выдержка и неэмоциональность. Из-за этого он получил прозвище «Ледяной капитан». Сам Армстронг описывал себя как человека, глубоко преданного науке. По его словам, он был и остается инженером-ботаником, который неразлучен с карандашами и логарифмической линейкой. Впрочем, это не мешало ему в зрелом возрасте отнести себя к деистам — людям, признающим существование Бога и сотворение им мира, но отрицающим сверхъестественные явления.
В 13:46:59 московского времени с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя Молния-М, которая вывела на траекторию полета к Луне автоматическую межпланетную станцию «Луна-10». Масса спутника составила 240 килограмм, а сам спутник был оснащен научно-исследовательской аппаратурой.
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос
Проанализировав все данные со спутника, ученые пришли к выводу, что поле тяготения Луны несимметрично, а сам спутник имеет не шарообразную, а скорее грушевидную форму. Это открытие вызвало большой интерес ученых по всему свету. Кроме того, в результате исследования было окончательно определено соотношение масс Луны и Земли: оно составило 1 к 81,3. А установленные на борту спутника высокочувствительные магнитометры позволили сделать новые выводы о магнитном поле Луны. Измерения показали, что это поле значительно слабее земного и обусловлено влиянием солнечного излучения, космических лучей и периодического магнитного шлейфа Земли.
Кроме того, установленные на обшивке датчики позволили прийти к выводу, что вокруг Луны существует метеоритное облако из захваченных гравитационным полем частиц. А благодаря спектрометрам гамма-излучения ученые пришли к выводу, что основными породообразующими элементами лунной поверхности являются кислород, магний, алюминий и кремний.
Кроме Нила в семье подрастали его младшие брат и сестра. В юности Нил Армстронг стал членом движения американских бойскаутов и даже достиг наивысшего ранга — Eagle Scout. Летные права молодой человек получил раньше, чем водительское удостоверение, не успев выпуститься из школы. Нил Армстронг станет вторым человеком в семье, окончившим вуз. Родители не могли оплатить учебу старшего сына и на помощь пришло государство. Власти согласились финансово поддержать юношу в получении образования, но с условием, что тот отслужит в армии три года. Близкие и сослуживцы отмечали хладнокровие Армстронга. От других его якобы отличала выдержка и неэмоциональность.
Из-за этого он получил прозвище «Ледяной капитан». Сам Армстронг описывал себя как человека, глубоко преданного науке. По его словам, он был и остается инженером-ботаником, который неразлучен с карандашами и логарифмической линейкой. Впрочем, это не мешало ему в зрелом возрасте отнести себя к деистам — людям, признающим существование Бога и сотворение им мира, но отрицающим сверхъестественные явления. Поклонники Армстронга со всего мира не раз зададутся вопросом, мол, как видевший космическую пустоту человек может верить в существование Бога? А пока это обычный американский парень, который хочет получить техническое образование и стать летчиком. Нил Армстронг описывал себя как инженера-"ботаника». Нила отправили воевать.
Впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли с помощью бортового магнитометра.
Были осуществлены первые прямые измерения параметров солнечного ветра. Успешно проведен эксперимент по созданию искусственной кометы — ее оранжевый свет земляне могли наблюдать несколько минут. Установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля. Это, безусловно, выдающиеся научные достижения. Не говоря уже о том, что «Луна-1» — первый аппарат, который достиг второй космической скорости, преодолел притяжение Земли и стал искусственным спутником Солнца. Позже, в сентябре 1959 году зонд «Луна-2» достиг поверхности Луны, совершив жесткую посадку. А 4 октября к Луне была запущена третья станция. Благодаря полученным снимкам ученые узнали, что «невидимая» сторона гористая, в отличие от той, которая повернута к Земле. Полеты первых автоматических станций к Луне — выдающееся достижение отечественной космонавтики.
Всего через два года после запуска на околоземную орбиту первого искусственного спутника Земли, советским ученым и конструкторам удалось решить принципиально новую задачу — вывести автоматический аппарат на траекторию полета по гелиоцентрической орбите. Чтобы станция стала первой искусственной планетой, ей требовалось достичь скорости, превышающей вторую космическую, и преодолеть земное тяготение. Эта задача была выполнена благодаря созданию мошной ракеты-носителя, оснащенной высокоэффективной двигательной установкой и усовершенствованной системой управления. Сложность проблемы создания ракетного комплекса такого класса иллюстрируется теми трудностями, которые возникли у американских специалистов на аналогичном этапе космических исследований.
Ракета продержалась в воздухе всего 69 секунд и погибла из-за неисправности силовой установки первой ступени. Второй пуск, состоялся 3 июня и завершился ещё более фатально. Фактически ракета погибла ещё при старте в результате взрыва одного из двигателей. При этом был практически полностью уничтожен стартовый стол. Проблема была явно слишком серьёзная, что не позволяло решить её в разумные сроки.
На анализ причин катастрофы, доработку ракеты и строительство новой стартовой позиции ушло почти 2 год. К тому моменту лунная гонка Советским Союзом была полностью проиграна. Авария ракеты Н-1 в ходе второго испытательного пуска. Видно срабатывание системы аварийного спасения в верхней части ракеты. В качестве полезной нагрузки на ракету был установлен макет лунного корабля. В 1971 и 1972 году были предприняты ещё два испытательных пуска Н-1, но они также закончились провалом и оба ещё на этапе работы первой ступени. В 1973 году был подготовлен 5-й запуск ракеты Н-1. Но пуск был отменён и остаётся только гадать, насколько он мог быть удачным. Она представляла собой уже готовую УР-500 с прикрепляемыми по бокам блоками новой первой ступени.
Каждый такой блок имел создаваемый в КБ Глушко двигатель РД-270 с тягой в 630 тонн это более чем в 4 раза больше мощности двигателей, устанавливаемых на Н-1. Кроме того, блоки Челомеевской ракеты создавались на заводах-изготовителях и легко доставлялись на Байконур, где происходила лишь их стыковка. Для Н-1 же на Байконуре был возведён фактически целый завод, где происходила постройка блоков ракеты — из-за огромных размеров их попросту невозможно было доставить на место. Более простая ракета, создаваемая на основе уже хорошо отработанных и испытанных компонентов, очевидно, имела куда больше шансов на успех, нежели Н-1.
Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции
На долгом пути человека к звездам ровно 57 лет назад произошло событие — мало заметное, но очень значимое — советская автономная межпланетная станция «Луна — 1» первой из земных космических аппаратов достигла «окрестностей» Луны. Большинство из первых советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для изучения Луны, не выполнили свою задачу: успешными оказались только запуски «Луны-1», «Луны-2» и «Луны-3». СССР был первым на Луне: открытие советских учёных в 60-х годах. «Аполлон», была ответом на успехи в космосе Советского Союза. Первый советский зонд «Луна-15» разбился при посадке, последующие попытки провалились из-за проблем с ракетоносителями. Следующая высадка человека на Луну в рамках разрабатываемой NASA программы «Артемида» состоится не ранее 2025 года — пока что новый лунный корабль «Орион» совершил один испытательный полет без экипажа на борту и готовится к первому пилотируемому облету.
Первым покорителем Луны был гражданин СССР
«Авантюристы». Почему в СССР не верили, что американцы высадятся на Луне? | У американцев был шанс стать первыми в лунной гонке, но они не приняли во внимание сообщение ЦРУ о двух успешный запусках огромной ракеты Н1, не поверили, что русским удастся так быстро отправить человека к Луне. |
Человечество вечно будет лететь на Луну: СССР начал первым | У американцев был шанс стать первыми в лунной гонке, но они не приняли во внимание сообщение ЦРУ о двух успешный запусках огромной ракеты Н1, не поверили, что русским удастся так быстро отправить человека к Луне. |
Первые на Луне: как СССР получил титул «лунной державы» | СССР был первым на Луне: открытие советских учёных в 60-х годах. |
В СССР осуществлен запуск первого искусственного спутника Луны
Тем не менее первым на поверхности Луны оказался советский космический аппарат «Луна-2», спроектированный в легендарном ОКБ-1. У американцев был шанс стать первыми в лунной гонке, но они не приняли во внимание сообщение ЦРУ о двух успешный запусках огромной ракеты Н1, не поверили, что русским удастся так быстро отправить человека к Луне. А технической трансляцией репортаж о высадке на Луне был назван в СССР потому, что для масс советских телезрителей начальством в СССР не предназначался. Первым из корабля в открытый космос вышел советский летчик-космонавт Алексей Леонов, а первой в мире женщиной-космонавтом оказалась Валентина Терешкова. Но первым человеком, ступившим на поверхность Луны, в 1969-м был Нил Армстронг (США) — этим ознаменовался успех космической программы «Аполлон».
Как провалилась секретная советская миссия «Луна-15»
Борман, уйдёт с околоземной орбиты. И вдруг приходит сообщение, что включён маршевый двигатель и корабль взял курс на Луну. Мишин медленно встал, встряхнулся, словно сбрасывая с себя какой-то тяжкий груз, подошёл к двери, ещё раз взглянул на экран — «Аполлон-8» уже стартовал к Луне — и вышел, резко хлопнув дверью. Мне показалось, что именно в этот момент в нашей лунной программе была поставлена финальная точка… А в мае 69-го состоялась «генеральная репетиция» высадки на Луну. Юджин Сернан числился в экипаже «Аполлона-10» пилотом лунной кабины. Он имитировал посадку на Луну, приблизившись к ней на расстояние всего в 15 км. Наблюдая за маневрами лунной кабины, я подумал: а вдруг он решит посадить её на поверхность?!
Юджин Сернан. Фото: Public Domain Позже, когда удалось встретиться с Юджином Сернаном, я поделился с ним своими ощущениями. Он рассмеялся: — Если бы у меня была возможность оттуда взлететь, я наверняка попробовал бы… В канун старта «Аполлона-11» мне довелось побеседовать с обоими легендарными астронавтами — Фрэнком Борманом и Юджином Сернаном. Фрэнк Борман прилетел в Москву. Мы беседовали в гостинице «Советская». Я спросил его: — На 16 июля намечен старт «Аполлона-11».
Какова вероятность, что уже в июле человек будет на Луне? Статья по теме Участвуют ли белорусы в программе по высадке людей на Луне? Астронавт ответил так: — В Америке все убеждены, что полёт «Аполлона-11» пройдёт успешно. Но специалисты прекрасно понимают, что могут возникнуть любые трудности. Мы, те, кто непосредственно связан с программой «Аполлон», более осторожны. Если по каким-либо причинам высадка на Луне в июле не состоится, то мы предпримем ещё две попытки — в сентябре и декабре.
Через две недели я встретился в Хельсинки с Юджином Сернаном. Рассказы двоих астронавтов объединил и передал в Москву в день старта «Аполлона-11». Борман: «Все трое начали тренироваться после нас. Нейл Армстронг успел окончить университет, несколько лет прослужил в частях ВМФ. Из морской авиации перешёл в лётчики-испытатели. Он довольно много летал на самолёте Х-15, который поднимался к границе космоса.
У этого самолёта ракетный двигатель, он способен развить колоссальную для авиации скорость. Испытания Х-15 чрезвычайно сложны и опасны, но Армстронг провёл их блестяще». Фото: Public Domain Ю. Сернан: «В 1966 г. Армстронг стал командиром «Джемини-8». Почти 11 часов провёл в космосе, но затем корабль был посажен из-за неполадок.
Среди астронавтов Армстронг пользуется большим авторитетом. Он немногословен, но если говорит, то всегда убедительно. Он замкнутый, но прямой человек. Его жена Джанет считает Нейла великим молчальником. Она говорит: «Молчание — это обычный стиль его беседы. Если он кивает головой или просто улыбается, это уже оживлённая беседа.
Если он говорит «да», значит, беседа приняла бурный характер. Если же он говорит «нет», это значит, что он ожесточённо спорит». Джанет с юмором замечает, что Нейлу потребовалось три года, чтобы пригласить её на свидание, а когда он сделал предложение, то она сразу согласилась, ибо опасалась, что повторения этой фразы придётся ждать ещё несколько лет…» О двух других членах экипажа «Аполлона-11» у обоих астронавтов было единодушное мнение: Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин - прекрасные специалисты, опытные астронавты и тоже немногословны. Впрочем, об Эдвине Олдрине Сернан сказал так: «Это наиболее образованный астронавт. Степень доктора технических наук сама за себя говорит. Большинство телерепортажей из космоса будет вести он.
Еще пять кораблей Л1 и два корабля модификации Л1С не удалось вывести в космос вследствие аварий ракет-носителей "Протон" и Н-1 на этапе выведения. В декабре 1968 года США выиграли облетный этап "лунной гонки", после чего реализация программы Л1 затормозилась. В октябре 1970 года был совершен последний беспилотный полет корабля "Союз-7К-Л1", и программу окончательно закрыли.
Высадка на Луну Советское руководство также ставило задачу выполнить первую в миру высадку на Луну. Лунно-посадочная программа Н1-Л3 развернулась в 1966 году и намного отставала от американской из-за проблем с носителем. Первые четыре испытательных запуска новой сверхтяжелой ракеты-носителя Н-1 оказались неудачными.
В мае 1974 года дальнейшие работы с носителем Н-1 и вся программа Н1-Л3 были завершены. Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров.
После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника. На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли.
Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту. По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована.
Масса спутника составила 240 килограмм, а сам спутник был оснащен научно-исследовательской аппаратурой. За это время было совершено 460 оборотов вокруг Луны и произошло 219 сеансов радиосвязи спутника с Землей, во время которых была получена информация о гравитационном и магнитном полях Луны, магнитном шлейфе Земли, а также некоторые данные о химическом составе и радиоактивности поверхностных пород Луны.
Это был рекордный для своего времени и продуктивный с научной точки зрения полет. Впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли с помощью бортового магнитометра. Были осуществлены первые прямые измерения параметров солнечного ветра. Успешно проведен эксперимент по созданию искусственной кометы — ее оранжевый свет земляне могли наблюдать несколько минут.
Установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля. Это, безусловно, выдающиеся научные достижения. Не говоря уже о том, что «Луна-1» — первый аппарат, который достиг второй космической скорости, преодолел притяжение Земли и стал искусственным спутником Солнца. Позже, в сентябре 1959 году зонд «Луна-2» достиг поверхности Луны, совершив жесткую посадку. А 4 октября к Луне была запущена третья станция. Благодаря полученным снимкам ученые узнали, что «невидимая» сторона гористая, в отличие от той, которая повернута к Земле. Полеты первых автоматических станций к Луне — выдающееся достижение отечественной космонавтики. Всего через два года после запуска на околоземную орбиту первого искусственного спутника Земли, советским ученым и конструкторам удалось решить принципиально новую задачу — вывести автоматический аппарат на траекторию полета по гелиоцентрической орбите.
Чтобы станция стала первой искусственной планетой, ей требовалось достичь скорости, превышающей вторую космическую, и преодолеть земное тяготение. Эта задача была выполнена благодаря созданию мошной ракеты-носителя, оснащенной высокоэффективной двигательной установкой и усовершенствованной системой управления.
Космические мифы: нулевые космонавты и Гагарин на Луне
58 лет назад советская автоматическая станция «Луна-9» первой в истории совершила мягкую посадку на поверхность естественного спутника Земли. Следующая высадка человека на Луну в рамках разрабатываемой NASA программы «Артемида» состоится не ранее 2025 года — пока что новый лунный корабль «Орион» совершил один испытательный полет без экипажа на борту и готовится к первому пилотируемому облету. Советская лунная станция «Луна-24» совершила мягкую посадку на спутник Земли 46 лет назад, 18 августа 1976 года. Но первым человеком, ступившим на поверхность Луны, в 1969-м был Нил Армстронг (США) — этим ознаменовался успех космической программы «Аполлон». То, что первыми людьми на Луне оказались американцы, было для советского руководства, крайне неприятным фактом. По версии «Человека на Луне», Нил Армстронг отправляется на Луну вовсе не из патриотических побуждений, но из-за переживаний о смерти дочери.
"Лунная гонка" СССР и США
Тайны «Мечты». Как Советский Союз целился в Луну | Советская лунная станция «Луна-24» совершила мягкую посадку на спутник Земли 46 лет назад, 18 августа 1976 года. |
Кто был первым на Луне и как надо летать в космос? | 3 апреля 1966 года мир облетела новость – СССР вывел на орбиту Луны первый искусственный спутник. |
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну | Космонавты СССР на Луне, пропавшие космонавты СССР, первый советский космонавт в плену у Пекина и другие любопытные версии. |
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы - ТАСС | Советская хроника: В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту! |