С 1 января 2019 года в России стартовала мусорная реформа, и с тех пор только региональные операторы имеют право работать с ТКО (твердыми коммунальными отходами).
Буцаев отметил регионы, где мусорная реформа находится в стадии стагнации
Подборка наиболее важных документов по вопросу Мусорная реформа нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. В России 23 региона провалили мусорную реформу и не могут достичь плановых показателей федерального проекта, сообщил на своем сайте Российский экологический оператор (РЭО). Во время обсуждения разобрали и проблему появления мусора в тех местах, где профильные предприятия регулярно осуществляют вывоз.
Создание заводов по сортировке отходов
- Владимир Путин пообещал новую реформу "мусорного налога"
- Погибший в Петрозаводске студент перед смертью жаловался на одиночество
- Реформа закона об обращении с отходами
- Как возникла мусорная проблема?
Мусорная реформа: точка возврата
По ее словам, «надо разбираться на местах, почему так происходит». Проблемы, которые до сих пор не решены в этой сфере, обозначили и на расширенном заседании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. У главы комитета Дмитрия Кобылкина особую озабоченность вызвала эксплуатация так называемых временных объектов захоронения, на которые нет нужных документов.
Проблемы, которые до сих пор не решены в этой сфере, обозначили и на расширенном заседании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. У главы комитета Дмитрия Кобылкина особую озабоченность вызвала эксплуатация так называемых временных объектов захоронения, на которые нет нужных документов.
Самая непростая ситуация с организацией комплексной работы с отходами наблюдается в Новосибирской, Омской областях, Алтайском и Краснодарском краях.
Во время обсуждения разобрали и проблему появления мусора в тех местах, где профильные предприятия регулярно осуществляют вывоз. Ранее фиксировались случаи, когда на территории, обслуживаемой одной организацией, появляются ТКО от других подобных организаций. Выяснили, что некоторые компании из разных районов недобросовестно исполняют свои обязанности. Сваливают мусор, который должны вывезти, на площадках других организаций. Случаи были. Нужно с этим разбираться», - рассказал представитель одной из подрядных организаций. Говоря об этом Елена Лапушкина подчеркнула, что необходимо организовать встречу и пригласить на нее сотрудников правоохранительных органов.
Во время обсуждения будут продуманы шаги по усилению санкций для недобросовестных компаний-перевозчиков.
Первые итоги и первые проблемы С началом реформы в одних регионах появились новые баки и начался раздельный сбор отходов, в других мусоровозы оборудовали видеокамерами и GPS, а где-то впервые за долгие годы вообще начали вывозить отходы. До этого в окрестностях многих российских городов вырастали стихийные свалки и нелегальные полигоны, а в селах и деревнях мусорными контейнерами служили берега рек и овраги. Однако после начала реформы со всей страны посыпались жалобы. Больше всего вопросов у россиян вызвали возросшие суммы в платежках.
В некоторых регионах были выявлены ошибки в расчетах. Если раньше тарифы за вывоз мусора входили в жилищную услугу, то теперь это коммунальная услуга , поэтому жилищная, по идее, должна была уменьшиться. Но так произошло не везде: были случаи, когда тарифы дублировались. Региональные операторы ожидаемо столкнулись с ростом неплатежей. Есть у россиян претензии и к качеству услуг.
Где-то жителям плохо разъяснили суть преобразований, а где-то попросту не хватает баков для раздельного сбора. Так, в одном из поселков в Коми не появилась даже специальная площадка для мусора: люди оставляют отходы на околице, а региональный оператор по субботам их собирает. Все это тоже не способствует платежной дисциплине граждан. И это еще не все.
«Мусорную реформу» могут перенести
последние новости сегодня на Реформа в сфере обращения с отходами началась в России три года назад, за это время введены в эксплуатацию 187 предприятий по обработке мусора. Результаты мусорной реформы в России не были достигнуты в полном объеме, заявил в интервью РИА Новости глава комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Александр Двойных. В ответственном за реформу «Российском экологическом операторе» заявили РБК, что идет затягивание процесса.
О мусоре – начистоту: в «Единой России» обсудили ход мусорной реформы в Иркутской области
Если в Москве стоят контейнеры для раздельного сбора стекла, пластика и бумаги, то Сочи скоро может утонуть в мусоре из-за того, что там не могут найти места для строительства завода по его переработке, а в Якутии отходы с некоторых территорий вообще можно вывозить только по зимнику. На транспортировку и утилизацию бытовых...
Региональные операторы. Они являются практически мусоровозами, которые доставляют отходы с контейнерных площадок на полигоны, а не на незаконные свалки. В каждом регионе они выбираются на конкурсной основе на срок до 10 лет. Заключение договоров на вывоз твердых коммунальных отходов с другими организациями в нашей стране запрещено. Это компании, которые берут на себя ответственность за переработку вторичного сырья. Вторичное сырье в качестве основного компонента Одной из стратегических задач компании Danone является полный переход на перерабатываемую упаковку.
Одновременно с этим Danone увеличивает долю вторичного сырья. Особое внимание уделяется ПЭТ-пластику, который является самым распространенным компонентом различной упаковки. Переработанные гранулы Danone использует как в упаковочной пленке, так и в бутылках для молочной продукции. Промежуточные результаты «мусорной» реформы В 2020 году Счетная палата провела проверку и пришла к выводу, что «мусорная» реформа в России не была в полной мере реализована. Важно отметить, что к 2024 году в 15 регионах страны мощности полигонов будут полностью исчерпаны 5. Однако, в 2023 году Российский экологический оператор выделил некоторые достижения «мусорной» реформы. Во-первых, была введена расширенная ответственность производителей.
Во-вторых, был закреплен экологический сбор. В-третьих, в 2022 году с помощью лазерного сканирования полигонов были созданы 3D-модели мест хранения отходов. Так как мусорная реформа была делегирована регионам, то у каждого из них свои промежуточные показатели. В небольших городах инфраструктура слабо развита, мусороперерабатывающие комплексы здесь только планируются. Зато в крупных городах были достигнуты гораздо большие успехи. В 2022 году было начато проектирование 8 экопромышленных парков в Краснодарском, Приморском, Ставропольском краях, а также в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Челябинской областях. Недостаточно развитая инфраструктура Большинство мусороперерабатывающих комплексов либо только планируются к постройке, либо находятся на начальной стадии строительства.
Кроме того, Владимир Путин акцентировал внимание на экономической и экологической целесообразности создания предприятий для переработки мусора, отметив безопасность современных технологий для экологии и для людей. Более того, создание таких заводов сопровождается другими позитивными составляющими, среди которых — новые рабочие места, уровень зарплаты и т.
По результатам этого исследования обнаружилось, что в основном жители регионов жалуются на неприятный запах, постоянное превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере и выражают справедливое нежелание жить по соседству с мусорными свалками. По данным РБК, 3 февраля 2019 г. Предполагается, что мусорная реформа должна решить эту проблему. Как возникла мусорная проблема? Советская система обращения с мусором считалась одной из самых эффективных. Существовали пункты приема металлолома, макулатуры, стеклотары и др.
К тому же в то время отходов было меньше, так как продуктов массового потребления объективно было меньше. Да и состав отходов был другим, в том числе тара из пластика не была столь распространена. После распада СССР настала эпоха массового потребления, повлекшая стремительный рост количества отходов. Распространение получил пластик. Сбором вторсырья занимались уже реже. Строящееся государство было занято решением экономических проблем, а вопросами сбора и утилизации мусора на высоком уровне не занимались. Так стали появляться стихийные мусорные свалки, которые гнили и горели. До 2011 г.
Затем лицензии отменили. Функции по обращению с мусором перешли к мелким предпринимателям, которые для видимости имели договоры с лицензированными полигонами, а фактически вывозили мусор на несанкционированные свалки. Рост числа таких свалок, в том числе вблизи населенных пунктов, и спровоцировал людей в 2018—2019 гг. В чем суть мусорной реформы? Реформа стартовала с 1 января 2019 г. Цели реформы сводятся к 1 ликвидации несанкционированных свалок, 2 сокращению числа мусорных полигонов, 3 строительству комплексов по обработке и утилизации отходов, 4 увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов. Предполагается, что цели реформы будут достигнуты посредством 1 передачи всей цепочки обращения с мусором — от сбора до утилизации — под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, 2 жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, 3 раздельного сбора мусора, 4 строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, 5 ликвидации старых свалок. Кроме того, реформа призвана избавить страну от «мусорной мафии» и несанкционированных свалок в лесах и оврагах.
Планируется, что мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные комплексы. Стихийные мусорные свалки рядом с жилыми районами будут ликвидированы, земли будут восстановлены, и на месте бывших свалок будет создаваться городская инфраструктура. Кто должен платить за вывоз мусора по новой системе? Платить будут все: и жители многоквартирных домов, и дачники, и организации. Если у гражданина имеется в собственности несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только по тому, где он проживает. Стоимость услуги составит 120—130 рублей в месяц с человека.
Мусорная реформа в п. Центральном: много обещаний и мусора
Мусорная реформа в России движется, но не такими темпами, как ожидалось. В Московской области, при проведении мусорной реформы, был применён шоковый метод. Новости по тегу: Мусорная Реформа. В рамках «мусорной реформы» законодатели закрепили вывоз мусора в качестве обязательной коммунальной услуги и дали регионам отмашку действовать.
Мусорная реформа: ожидания и реальность
То, что финский региональный оператор не является коммерческой структурой, позволяет ему создать сбалансированную систему для всех участников рынка. Только при таком подходе можно создать эффективную систему обращения с отходами, для которой главным критерием становится показатель переработки отходов», — рассказал «Парламентской газете» депутат. В нашей стране, по мнению Атласова, пошли иным путем. Именно по этой причине до сих пор не создано полноценной системы обращения с отходами, которая бы демонстрировала высокий уровень утилизации. Чтобы российская система стала эффективной и соответствовала своей главной заявленной цели — кратному увеличению переработки отходов и вовлечению их во вторичный оборот, необходимо сделать так, чтобы приоритет в этой системе был в пользу перерабатывающего сектора», — заявил эксперт.
Однако введение мусорной реформы было отложено на федеральном уровне сначала на 1 ноября 2019 года, а затем и на 1 января 2020 года. Региональный министр ЖКХ подчеркивал готовность раньше перейти на новую систему, но в итоге было решено сделать это вместе с другими регионами с начала нового финансового года. Мусорная реформа в Красноярском крае В рамках разработки схемы Красноярский край поделили на 19 зон, обслуживанием которых должны были заняться 6 региональных операторов. Сам Красноярск с пригородами разделен на две технологические зоны — левобережную и правобережную. У каждой из них свой региональный оператор и разные тарифы.
В Красноярском крае наглядно проявилось преимущество конкурсного подхода к выбору регионального оператора. На этапе борьбы за контракт претенденты сами снижали собственные расценки, чтобы выйти победителем. Однако последнее слово осталось за министерством тарифной политики. Мусорная реформа в Башкортостане Башкирия поделена на 5 территориальных зон, для которых было выбрано 4 регоператора. Один из регоператоров должен обслуживать сразу 2 зоны. С этими организациями были заключены соглашения на 10-летний срок. Операторы прорабатывали договоренности с полигонами и мусороперерабатывающими предприятиями. Кроме этого, сделали свои производственные и инвестиционные программы, на основе которых в каждой из 5 зон утверждены тарифные ставки.
Сфера коммунальных услуг регулируется ФЗ-354 от 06. Мусорная реформа с 1 января 2019: что новое принесет нам программа? Модель вывоза и размещения мусорных отходов переработана полностью. На смену ЖКХ придут лицензированные региональные операторы. Сбор платы теперь будет производиться централизованно на счет компании. Тарифы устанавливаются региональными властями. В идеале компания-оператор должна взять на себя обязательства по контролю за полным циклом обращения ТКО. То есть обеспечить вывоз мусора плюс его захоронение или вторичную переработку. Меняется схема работ с бытовыми отходами. Их вывоз теперь считается отдельной услугой. В платежках эта строка называется «Обращение с ТКО». Оплата за услугу теперь начисляется по новым правилам. Закрываются полигоны с ТБО, не отвечающие требованиям и не внесенные в реестр. Все места складирования мусора должны быть приведены в соответствие с требованиями экологической безопасности и зарегистрированы. Цель мусорной реформы Законодатель с помощью реформирования мусорной отрасли пытается упорядочить систему работы с отходами. Сегодня вокруг населенных пунктов разрастаются свалки как официальные, так и несанкционированные. Лицензирование услуг по утилизации мусора должно решить проблему. Итогом реформы является наведение порядка в отрасли, пропаганда цивилизованного подхода при обращении с ТКО. Планируется открывать мусороперерабатывающие заводы, сокращать число свалок, бороться с незаконным выбросом мусора. Где мусорная реформа началась, а где отложена? Мусорная реформа в 2019 году вступила в действие с 1 января на всей территории России. Законодатель предусмотрел перенос сроков перехода на новую систему утилизации ТКО для некоторых регионов. Плавный переход необходим для приведения полигонов хранения ТБО в соответствие с законом. На 3 года откладывают начало в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. За этот срок вышеназванные города должны разработать порядок обращения с отходами. В период перехода вывоз мусора производят управляющие компании, они же и будут брать плату за услугу. Допускается использовать старые полигоны ТБО, которые не внесены в реестр. При отсутствии регионального оператора субъекту дается отсрочка на его выбор до 01. После этой даты изменения должны стартовать по всей стране. Порядок обращения с отходами определяют власти региона. Операторов может быть несколько, так, например, мусорная реформа в Московской области поделила регион на 7 зон, на каждой из них действует свой оператор. Этапы мусорной реформы Внедрение норм закона проходит в несколько этапов: Разработка местных схем обработки мусора.
Возможно, она присутствует в тарифе и снижает его??? Но пока тарифы выросли. Из юриспруденции известно, что право собственности состоит из трёх отдельных частей: - права владения, - права распоряжения, - права пользования. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 24. В соответствии со статьёй 136 Гражданского кодекса РФ, «плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений». Не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что собственник отходов, принудительно превращённый законодательством в потребителя услуг регионального оператора, совершенно точно лишается права распоряжения своими отходами по своему усмотрению. То есть, никто не может продать передать свои отходы, полностью или частично, никакому другому лицу, кроме регионального оператора или его законного представителя. Возможно восстановить право распоряжения своими отходами у собственников и дать им возможность самостоятельно накапливать и продавать вторичное сырьё, пользующееся спросом у переработчиков. Напомним, что это пластиковые бутылки и другая пластиковая тара, бумага, стекло, металлы. Малый и средний бизнес, развитие которого является приоритетной задачей государства, способен взять на себя эту работу и тем самым освободить региональных операторов для решения более сложных и дорогостоящих задач экологически безопасного сжигания, переработки и полигонного захоронения мусора. Независимый предварительный отбор наиболее коммерчески привлекательных фракций ТКО позволит развить истинно рыночные отношения в сфере сбора и переработки вторичных сырьевых ресурсов. Раздельно накопленные фракции ТКО следует включить в Федеральный классификационный каталог отходов в качестве отходов пятого класса опасности, для обращения с которыми не требуется получать лицензию. В результате будут достигнуты следующие цели: Население, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых образуются ТКО, получат возможность распоряжаться своей собственностью - утильными фракциями ТКО и продавать их на свободном рынке. Селективное накопление отходов будет проводиться более осмысленно и полно в ситуации, стимулируемой последующей прямой продажей накопленного вторсырья. Получит развитие и придёт в каждый дом малый и средний бизнес, работающий в сфере обращения с вторичными сырьевыми ресурсами. Региональные операторы при этом действительно потеряют некоторую часть своих доходов. Однако это даст им большой стимул к развитию глубокой переработки отходов, требующих больших инвестиций и создания крупных высокотехнологичных комплексов. Привлечение субъектов малого и среднего бизнеса к сбору вторичных компонентов непосредственно от населения и предприятий будет способствовать наибольшей полноте отбора таких фракций ТКО.
Три года обещаний. Как власти Кубани проводят мусорную реформу, которая идет только на словах
Член Комитета Госсовета Республики Татарстан по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Николай Атласов провал «мусорной реформы» связывает с концептуальной ошибкой. По его мнению, инициаторы мусорной реформы в России за основу взяли финскую модель. Но там региональный оператор подчинен муниципалитетам и его деятельность не носит коммерческого характера. То, что финский региональный оператор не является коммерческой структурой, позволяет ему создать сбалансированную систему для всех участников рынка. Только при таком подходе можно создать эффективную систему обращения с отходами, для которой главным критерием становится показатель переработки отходов», — рассказал «Парламентской газете» депутат.
В 2021 году количество учтенных твердых коммунальных отходов превысило 48 млн т. Это то, что выбросили люди. А если посчитать вместе с производственными отходами, то это 8,5 млрд т. На сегодня объектов для размещения, утилизации, сортировки и обработки таких объемов у нас недостаточно. Необходимо создавать новые, современные объекты инфраструктуры. А главное — прекратить эксплуатацию несанкционированных свалок и полигонов, которые исчерпали мощность.
Например, в Омске до начала мусорной реформы было накоплено мусора столько, что можно было забить 4 тыс. Но сегодня там реализуется масштабный проект по строительству комплексов по переработке отходов и нормальных полигонов. И самое главное, что идет рекультивация земель. Пока нет нормального института утилизатора, проблему с мусором мы не решим. Как это повлияет на бизнес и может ли привести к экологическим рискам Тем не менее стоит задача к 2030 году снизить захоронение отходов вдвое и достичь стопроцентной сортировки отходов. А ручных сортировок у нас очень много.
В стране запрещены к захоронению стекло, бумага, металл, дерево. Но отсутствие нормальной инфраструктуры порождает проблемы. Постоянная болевая точка — Краснодарский край. Это обусловлено многими причинами, в частности турпотоком, который не учитывается в территориальной схеме. Все мы платим за мусор дома, но когда приезжаем на отдых, то не оплачиваем коммунальный платеж. И, соответственно, объем образованных отходов не учитывается в общей территориальной схеме.
Белореченский полигон переполнен, полигон под Новороссийском исчерпал свою мощность. На пределе своих возможностей и полигон в Темрюке. Также тяжелая ситуация с мусором в Калмыкии, Ингушетии, Дагестане, Новосибирске. На Чукотке нет ни одного отвечающего требованиям объекта, который можно было бы назвать полигоном. При этом надо понимать, что еще и население зачастую против таких объектов.
На территории Московской области образуется 4,1 млн. Соглашением между правительствами Москвы и Московской области предусмотрено поступление на объекты Московской области до 3,4 млн.
Общий объем поступающих на объекты области ТКО составляет до 7,5 млн. А остальное складируются на территориях КПО на временное хранение, ожидая своей утилизации на мусоросжигательных заводах. К тому же перспективы их эксплуатации и соблюдения технологии вызывают опасения граждан и экспертного сообщества. Но учитывая мощности строящихся заводов, процент отбора при сортировке и накопившиеся «хвосты» за четыре года реформы в Московской области, с уверенностью можно сказать, что КПО фактически превратились в новые полигоны, взамен закрытых. Отсюда постоянные жалобы граждан на неприятные запахи и загрязнение водных объектов. Так в Алексинском карьере, находящемся практически в черте города Клин, высота горы мусора за полтора года значительно выросла, системы дегазации и очистки фильтрата не справляются. С аналогичными проблемами сталкиваются граждане проживающие поблизости и других КПО.
Идею раздельного сбора рекламировали как благую цель: приучить наших граждан культуре обращения с отходами и облегчить отбор фракций для повторного использования для производства новой продукции. Для этого установили синие контейнеры, в которые, сознательные граждане складывают стекло, пластик, бумагу и т. Все это собирает специальная машина с синей раскраской и везет на специальный участок для дальнейшей сортировки. Граждане в домашних условиях никогда не смогут разделить свой мусор по полезным фракциям или их жилье превратится в сортировочную станцию, а мусор правильно не разделенный по фракциям подлежит полному циклу обработки. Но из-за логистических издержек отдаленность КПО от мест сбора отходов спецмашины с раздельным мусором разгружаются на мусороперегрузочных станциях, где раздельно собранный мусор подчас смешивается с обычными ТКО, загружается в большие бункера и отправляется на КПО. К тому же предприятия, работающие на вторсырье, закупают не загрязнённые отходы производства и потребления у хозяйствующих субъектов, что приводит к снижению у региональных операторов объема ТКО поступающего на Комплексы переработки.
Также в СССР состав отходов был экологичнее, так как тара из искусственных материалов практически не использовалась. Приемный пункт вторсырья в СССР После распада Союза возникло две проблемы: На рынок хлынуло большое количество продуктов, потребляющихся массово. Объем отходов начал неизбежно расти. Значительно сократилось число пунктов по приему вторсырья. Государству пришлось все внимание тратить на решение проблем в экономике.. В правящих кругах не рассматривались вопросы по хранению и утилизации мусора. По всей стране массово начали возникать стихийные свалки, на которых отходы не только гнили, но и горели. До 2011 года мусор собирали и утилизировали организации, имеющие особую лицензию. Затем эту обязанность переложили на мелких предпринимателей. Они заключали договора с лицензированными полигонами, однако фактически отходы вывозились несанкционированно. Такие свалки стали расти вблизи городов, что спровоцировало протесты и сделало необходимым проведение мусорной реформы в России. Какие законы затронула реформа Изменения коснулись 89 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Разработкой новой стратегии утилизации ТКО занималось Минприроды. В Федеральный закон внесли несколько поправок, затрагивающих: порядок обращения с ТКО и схему его оборота; ценообразование на услуги по утилизации отходов; организацию конкурса, в результате которого определялась региональная компания-оператор. В чем смысл мусорной реформы Реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами в России имела несколько целей: ликвидировать несанкционированные свалки; сократить количество действующих мусорных полигонов; построить современные комплексы, обрабатывающие и утилизирующие отходы; увеличить долю мусора, который можно переработать и использовать повторно. Анонс мусорной реформы Чтобы реализовать реформу, пришлось: передать все полномочия по контролю за обращением с мусором региональным компаниям-операторам, которые должны быть определены в результате конкурса; ввести жесткий мониторинг за процессом сдачи отходов предприятий; собирать мусор, разделяя его на виды; начать строительство станций по сортировке отходов и утилизирующих предприятий;; ликвидировать имеющиеся свалки, расположенные вблизи городов. Также планировалось прекратить деятельность «мусорной мафии» и восстановить землю под бывшими свалками. Этапы реформы разработать схемы по региональной обработке отходов; провести конкурс по отбору компании-оператора; рассчитать и защитить тарифы для формирования цен на вывоз и утилизацию отходов; запустить строительство предприятий, перерабатывающих мусор. Власти в 2018 году информировали регионы о необходимости в подготовке к реформе.
Названы причины проблем с мусором в городах России
Региональные операторы заявили, что благодаря мусорной реформе будет невыгодно сваливать отходы в лесу — ведь за это никто не заплатит. К 2024 году в России должны построить около 200 комплексов по переработке мусора. Промежуточные итоги «мусорной» реформы В 2020 году Счетная палата провела проверку и констатировала, что «мусорная» реформа в России так полноценно и не заработала.