Людмила Улицкая: все последние Орловские новости на тему собраны здесь. Известная писательница Людмила Улицкая заявила, что ей симпатичен президент Украины Владимир Зеленский, и что она отправляет свои гонорары Киеву. Людмила Евгеньевна Улицкая – известная писательница и сценарист, первая женщина лауреат литературной премии «Русский Букер».
Любимица брянских либералов: «Я – еврейка. Русские в Крыму – это люди без корней»
В течение десятилетий для писателей действовали «социальные лифты», подняться по которым можно было только, если ты принимаешь некие правила игры. Улицкая, Гузель Яхина и многие другие появились с темой «расчесывания» национальных травм. Как такое могло произойти — этот вопрос, конечно, нужно задавать лицам, курирующим литературу, и конкретным издательствам», - говорит наш собеседник. Критик считает, что Улицкая с 2014 года занимала совершенно определенную позицию в отношении Украины, в ее книгах есть нападки на православную церковь, антисоветизм, попытки деконструировать отечественную историю, поэтому ее очередные заявления не являются чем-то неожиданным. И добавляет, что пранки Вована и Лексуса в каком-то смысле снимают «камень с души» российских либералов.
После получения диплома о высшем образовании в течение двух лет, до 1970 года, трудилась в Институте общей генетики Академии наук СССР. Затем работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, пьесы для детей, сценарии для радио, детского и кукольного театров, рецензировала постановки и переводила стихотворения с монгольского языка. Людмила Улицкая: к славе К публикации своих творений Улицкая пришла к концу восьмидесятых годов. А первая ее книга «Бедные родственники» была издана на французском языке во Франции.
Но популярность настигла Людмилу после того, как по ее произведениям были сняты фильмы «Сестрички Либерти» и «Женщина для всех» в 1990 и 1991 годах соответственно, а также после того, как в «Новом мире» напечатали повесть «Сонечка» в 1992 году.
Она рассказала, с кем общается в Берлине и тоскует ли по родине, а также поделилась своими соображениями о запрете ЛГБТ-пропаганды в России и риске получения статуса иноагента. О жизни в Германии и тоске по России У меня две основные подруги — это моя переводчица и моя редактор, с которыми мы вместе работаем уже 30 лет. Они с самого начала ко мне как-то присоединились в нашей общей работе. За 30 лет стали моими близкими личными подругами, потому что в это время росли наши дети, менялась жизнь. Поэтому я не чувствую себя в Берлине, в Германии одинокой.
Есть некоторое количество друзей, которые давно живут в Германии. Это не значит, что я не скучаю по дому, это не значит, что я не скучаю по Москве, по моим московским друзьям. Надо сказать, что я даже не уехала сама, меня вывез сын. Мы как-то с мужем еще размышляли, а тут приехал мой старший сын и сказал: «Быстренько собирайтесь, поехали». Он правильно на самом деле рассудил, хотя я очень скучаю по Москве, по дому, по некоторому количеству оставленных в Москве друзей. Вы знаете, я должна сказать, что я в большой степени все еще нахожусь дома.
Мне не хватает моего книжного шкафа, я пытаюсь сейчас какие-то книжечки добыть и поставить в пустой книжный шкаф. Мне на самом деле не хватает Москвы, не хватает моего московского окружения. Я попытаюсь на этом месте не буксовать, а как-то принимать жизнь такой, какая она есть. Здесь у меня есть некоторое количество друзей, возможно, что появятся и новые. В конце концов, ситуация, в которой оказалась я, далеко не худшая. Я знаю, что сегодня огромное количество беженцев, у которых нет дома, никаких возможностей к существованию.
Им гораздо хуже, и об этом я все время помню. Количество людей с русским языком, которые ходят по берлинским улицам, сегодня очень велико. Насколько я знаю, русские сейчас наводнили Европу, их достаточно много и в Париже, и в Сербии, и в Израиле. Что делать? Это нормальная человеческая реакция, в ней ничего патологического, опасного или безнравственного я не вижу. Это естественное желание человека сохранить свою жизнь, сохранить свою семью.
Мне кажется, что я уже получила это, в каком-то списке я уже была упомянута… Это не имеет никакого значения. Время так сильно изменилось: сегодня нажимаешь на кнопку, у тебя выскакивает ровно то, чего ты хочешь почитать. Поэтому я думаю, что это скорее рекламная акция для автора, чем запретительная мера. Поэтому не думаю, что они чего-то добьются этим, не думаю. Может быть, из библиотек изымут книжки… Все-таки моя молодость пришлась на те времена, когда каждая напечатанная на машинке или отксерокопированная, или привезенная с Запада книжка была на вес золота, и мы передавали ее с рук на руки и читали. Потом, когда эти книжки появились на прилавках, оказалось, что все, кому было это интересно, их уже прочитали, а те, кому это не интересно, их не прочитают никогда.
Поэтому все зависит от того, хотим мы получать информацию или нет. Сегодня информация гораздо более доступна, чем во времена моей молодости, поэтому хотим знать — будем знать. О том, возможно ли сегодня издание в Германии российских книг и авторов В Германии сто лет тому назад в Берлине было около 70 русских издательств — 70! Сегодня, конечно, такого нет, но тем не менее что-то будет, какая-то русская веточка будет, несомненно. Она, собственно говоря, уже и есть, она даже и была, потому что русскоязычная газета существовала.
Как отметил Мезюхо, то, что Улицкая не относится с симпатией к крымчанам и в целом к гражданам России, было понятно и раньше. Она ненавидит свою страну, при этом зарабатывает деньги именно в Российской Федерации. Радует то, что обнародованные откровения Улицкой позволят правоохранительным органам возбудить против неё уголовное производство, которое, я надеюсь, должно привести к реальному уголовному наказанию», — заявил политолог. Он добавил, что Министерству юстиции следовало бы провести проверку и установить причастных к экстремистской и террористической деятельности. По его словам, знаковым является и то, что Улицкая так негативно высказалась о крымчанах именно накануне десятой годовщины Крымской весны.
Три брака, два рака, плагиат и донаты ВСУ: жизнь Людмилы Улицкой среди русских «варваров»
новости Челябинска. Людмила Улицкая стала членом жюри в международной премии Яна Михальского. Людмила Улицкая — все новости о персоне на сайте издания Писательница Людмила Улицкая, уехавшая из России в Германию после начала вооруженного конфликта на Украине, стала гостьей программы RTVI "Хроники нового мира".
ЛЮДМИЛА УЛИЦКАЯ О СЕМЬЕ, ЖИЗНИ, ЕВРЕЙСКОМ ХАРАКТЕРЕ И ОБ ИЗРАИЛЕ
Судьба писательницы Людмилы Улицкой, история развода, который помог ей стать писательницей и понять, в чём ценность жизни. это антисоветская и антироссийская российская писательница, идеологическая гомосексуалистка. Судьба писательницы Людмилы Улицкой, история развода, который помог ей стать писательницей и понять, в чём ценность жизни.
Любимица брянских либералов: «Я – еврейка. Русские в Крыму – это люди без корней»
Людмилу в те годы как раз уволили с работы, и она находилась в поиске себя. Тем не менее, от второго мужа Людмилы родила 2 сыновей — Алексей и Петр. Первый сын стал успешным предпринимателей, а второй пошел в творчество. Он играл в джазе, а сейчас трудится синхронистом.
Сначала Людмила в браке занимала вторую роль, так как была домохозяйкой, а муж являлся знаменитым ученым. Но позднее, когда она занялась творческой деятельностью, супруги отдалились друг от друга, и брак постепенно распался. Сейчас бывшие супруги общаются, ведь них есть два общих внука от старшего сына, а недавно родилась дочь у младшего.
Бабушка и дедушка души не чают в детях. Улицкая еще и наверстывает упущенное. А также она планирует сделать 4 книги по «Детскому проекту», в которых будет рассказываться о доброте, взаимоуважении и дружелюбии по отношению к окружающим.
После второго развода Людмила потеряла работу, как известно. И вот в театре она встретилась со скульптором Андреем Красулиным. В браке с ним детей нет, но зато пара живет вместе до сих пор.
Интересные факты К теперешней власти в стране Улицкая настроена весьма оппозиционно. Например, она считает, что Россия сегодня объявила культуре, гуманизму и идее свободной личности войну. И это несмотря на то, что данные ценности цивилизация вырабатывала на протяжении всей истории.
Улицкая же критиковала и действия российских властей в Украине в 2014 году. В 2018 году Людмилу объявили персоной нон-грата в Азербайджане. А все потому, что она посетила Карабах.
По формулировке властей «грубо нарушила закон, посетив оккупированные территории». Людмила про себя говорит, что нигде не успевает. Она хоть и старается идти в ногу со временем, но все делает позднее.
Например: Водительские права получила в 45 лет. Писать книги начала только в 50 лет. А ПК освоила вообще лишь в 55-летнем возрасте.
Людмила Улицкая сейчас Сейчас Людмила Улицкая с наслаждением осваивает новые уголки в своей профессии, но политическая ситуация не располагает к этому. Кстати, по поводу теперешнего положения она ясно высказала свою позицию в программе «Скажи Гордеевой». Насколько публикация полезна?
Я его придумала, он висит где-то в воздухе, но напишет его уже кто-нибудь другой, не я. Мне 75 лет, времени объективно мало. Это не половина жизни у меня впереди, и не треть, а маленький кусочек остался. Поэтому я хотела бы какие-то маленькие задания себе давать и — даю, и выполняю. Я очень радуюсь. Мне по-прежнему интересно и нравится работать. Но роман — это четыре года ты ни о чем другом думать не можешь — и во сне думаешь. Наяву разговариваешь с кем-то абсолютно о других вещах и все равно об этом думаешь. Он тебя съедает полностью.
Я не умею по-другому работать. Другие — могут. Например, Борис Акунин в ответ на вопрос как он работает, недавно гениально ответил: два часа утром. Я, конечно, не поверила: за два часа просто нельзя столько произвести. Но вообще, какая должна быть внутренняя дисциплина, чтобы со всем своим творческим вдохновением в два часа уложиться?! Значит — решила я — во все остальное время он думает! А у меня, видимо, просто меньше мощности, я так не могу. Когда я пишу большую книжку, я там с потрохами, целиком, а в жизни меня нет. Хорошо, если этого люди не замечают, потому что я, находясь физически с ними, вообще-то отсутствую.
А отсутствовать я больше не хочу, хочу посмотреть по сторонам, порадоваться жизни, сколько осталось. Это «радование» ко мне не так уж давно пришло: я в молодые годы была большой мизантроп, мне всё не нравилось, все не нравились, и только с годами, благодаря отчасти раку, который я пережила и, слава богу, выскочила, у меня сейчас совершенно изменилось отношение к проживанию дня, минуты, часа. И радость от этого проживания. И я должна была это сделать. Потому что при полном ощущении, что ничего сделать нельзя, есть еще ощущение, что ничего не делать хуже. Вот и полезла. Ничего особенного не произошло: Пушкинское метро от меня в 10 минутах, доехала, постояла 15-20 минут, это имело абсолютно нулевой эффект. Даже интересно, до какой степени прохожие не обращали внимания на эту маленькую группку старых придурков. Покрепче духом, в том числе?
Просто так сложилось конкретно в этот раз. Во мне нет никакого ворчания, мне нравится и ваше поколение и те два, что за вами выросли. Самое существенное — мы, в нашем поколении, друг без друга просто не выживали. Жизнь была так устроена, что для того, чтобы пойти к врачу, надо было попросить подружку с посидеть с ребенком. Для того, чтобы достать билет в Ленинград, надо было позвонить двоюродной сестре твоей знакомой, чтобы она тебе билет купила. Быт был чрезвычайно сложен: я приходила в мясную лавку в подвал, где у меня был знакомый мясник, и всегда покупала шесть кусков мяса: Раде, Наташе, Тане, Диане, Ире, — потому что я не каждый день туда ходила, да и ни черта не было. Эти шесть кусков мяса я притаскивала домой, и дальше шла раздача. Социальность была гораздо выше, чем сейчас. И степень зависимости — дружеской, любовной — была гораздо более высокая, чем в теперешней жизни.
Сейчас все по-другому. Вы друг за друга держитесь только по личному выбору, никакой бытовой надобности нет: можно позвонить и вызвать бебиситера к ребенку, мясо — на дом, мужа — на час холодильник починить, да что угодно. А я не хочу выходить из привычного своего мира и прежних отношений. Это создает невероятный жизненный комфорт: я чувствую себя окруженной Великой китайской стеной друзей. Это на эмпатии все работает. В этом ничего плохого нет. Вот когда человек не может позвонить по телефону в Скорую помощь, и к нему не приедут помогать, спасать, лечить — это плохо. Как ты думаешь, мне управиться самой или все-таки звать врача? Вокруг меня есть люди, которым я абсолютно доверяю и передоверяю решение многих своих вопросов.
И они решаются вручную, с затратой огромного количества усилий, что позволяет мне испытывать дикое удовольствие. А это чрезвычайно важная вещь — чувствовать себя включённым в социум положительным образом. Я считаю, что все эти похорошения — на самом деле декорации дурного вкуса. Успокойся, это городу нужно: это пространство для гуляния, эти сияющие тротуары скользкие — все имеет гораздо более благообразный вид, чем пятьдесят лет назад». Я думаю, что здесь большое значение имеет то, что называется в биологии импринтинг: первые картинки, первые запахи, первые ощущения, зрительные образы — все то, что с нами остаётся навсегда и что нам нравится на протяжении всей жизни. Именно поэтому так много людей вспоминает о своем тяжелом детстве с умилением — это было время открытия мира и счастья. И это осталось внутри, в виде отпечатка. Тут я ничем не отличаюсь. Москва моей памяти — другая.
Знаешь, я недавно шла от метро Пушкина к памятнику Юрию Долгорукому, под хвостом которого был устроен некий балаган, где я должна была выступать. Маршрут этот я знаю 70 лет. У господина в каждой руке было по девочке. Девочки мне казались довольно невзрачными, но, когда они выросли, оказалось, что господином был Александр Вертинский, а девочками — две его дочки: Настя и Марианна. Рядом со школой помню аптеку, которая стояла на том месте, где сейчас новый Пушкинский сквер. Я помню, как памятник Пушкину стоял на другой стороне, напротив себя нынешнего. Я иду дальше и узнаю каждый дом, в котором у меня были друзья. Все это выглядит иначе, да и все умерли, никого нет. Но я помню их поименно.
Например, Витя Новацкий в Малом Гнездниковском переулке, к которому ходили все театральные люди, художники, музыканты, потому что не было человека, который лучше бы знал культуру авангарда и театр. Его квартира в знаменитом доме Нирнзее — тайна мекка московской интеллигенции. В соседнем доме жила Мария Сергеевна Павлова, когда-то — секретарь дирекции Малого театра, еще до того — актриса. Фамилия ее девичья — Муханова. Если дешифровать, то выйдет, что Мухан — это как Набоков или Шахновский, как вся русская знать, произошедшая из татарских корней триста лет назад. Это всё их потомки. Они здесь родились, выросли, умерли. Это все — город. Он живет и стареет вместе со своей историей.
Старый, стареющий город, сохраняющий свои сюжеты — это органично. Сегодняшняя Москва не наследует никакому своему прошлому. На всем небольшом отрезке моего пути я нашла не изменившимся только Елисеевский магазин. Внутри, кажется, даже лампы висят те же самые. Остальное — молодится и бесконечно обновляется, боясь застыть даже на секунду. Гонится за ускользающей молодостью. Никогда еще не было такого тренда быть молодым — от увлечений до одежды. Всегда была возрастная одежда и пожилые люди и одевались, и вели себя определенным образом. Сегодня все хотят быть молодыми.
И у многих, кстати, получается. Важно понимать, что все перемены, произошедшие на протяжении последних семидесяти лет, то есть одной жизни человека, это невообразимые перемены для биографии города. И единственное, о чем бы я просила своих более молодых современников — пишите! Пишите, пишите, потому что все, что сегодня в Москве еще есть, через следующие семьдесят лет окажется восхитительно волнующим свидетельством из прошлого для ваших детей и внуков. Стало больше света. Но, когда я выезжаю на Третье кольцо, у меня ощущение, что я нигде. Я не понимаю, что это за город, где он, на каком континенте, в какой точке мира — такое среднее место. Почему ты смеешься? Конечно, я понимаю, что Москва не Питер, у нее нет такого острого характера и архитектурно выраженного лица.
Но существует понятие — образ города. И образ Москвы, всегда очень скромный, на самом деле, сегодня изменился не каким-то естественным образом, а по придумке архитекторов и градостроителей. Мне это не нравится, но я с этим соглашаюсь: окей, так стало удобнее.
За пару десятилетий до того, как я поступила в музыкальное училище, там разгорелся грандиозный скандал. Старший преподаватель, уважаемый человек, влюбился в очаровательную семнадцатилетнюю студентку и ушёл от жены, с которой они прожили больше сорока лет. Надо ли говорить какой это был удар для уже немолодой женщины! Сначала она пыталась поговорить с девушкой, убеждала в том, что она ещё очень молода, что она ещё будет счастлива, а с пожилым человеком ей будет трудно...
Улицкую признали на Западе. Ее первый сборник рассказов «Бедные люди» напечатали во Франции. Наверное, это и предопределило все следующее. Критики не приемлет, иронии не понимает. Оптимальное амплуа - быть тамадой на свадьбе врага. Там она желает молодоженам не размножаться и поет «Как отвратительны в России вечера». Любимая шарманка Улицкой - про то, что Россия отстала от Европы на 150 лет аргумент: когда в Лондоне открыли метро, у нас только отменили крепостное право ; что россияне - это результат отрицательной селекции, проводимой в сталинские времена. Подчеркивая, что ничего не понимает в политике, Людмила Евгеньевна много и охотно о ней говорит. И все чаще попадает в глупые ситуации. В интервью украинскому Гордону генетик Улицкая не стала возражать против существования «гена рабства», которым ведущий активно интересовался. А однажды во время выступления на фестивале «Антоновские яблоки» на полном серьезе рассказала, как ее греет мысль, что скоро все закончится. Ведь, как рассчитал один ее знакомый из Израиля, мир в ближайшее время рухнет. Памятен скандал Улицкой со Львом Данилкиным. Выпустив книгу «Зеленый шатер», писательница смертельно разобиделась на критика, посмевшего очень лайтово спросить о передергивании фактов. Мол, почему в ее романной оптике диссидентское движение важнее полета Гагарина в космос. Если бы в любой другой стране мира она взялась вот так портить праздник - ее бы зафукали. Но наша «отрицательная селекция» воспринимает потоки на ура. Просит подписать книжки. Тема сисек В свое время Самуил Лурье назвал прозу Улицкой сильно декольтированной Токаревой и приводил уморительные примеры вроде: «Провожая любимую женщину в абортарий, он мотал головой, как ужаленный конь». Тема сисек в творчестве Людмилы Евгеньевны и впрямь раскрыта неплохо. Правда, очень часто все, что касается физической близости, густо полито определенной субстанцией. А то, что было - это «случка», «спаривание», «сношение», зажимание в темном углу и хаотичные телодвижения, - после непременно порождает чувство вины, омерзение и психологическую травму. Некоторое время назад Улицкую обвиняли в пропаганде педофилии. По ее инициативе некий «Институт толерантности» разработал проект «Другой, другие о других». В книгах, рекомендованных для воспитательной работы с семиклассниками, рассказывалось про традицию гомосексуальных браков в африканских племенах, и сообщалось, что педофилия на Черном континенте - это норма. Тогда по поводу книг покричали и забыли. Хотя, кажется, эта тема в творчестве нашей героини - неслучайная.
В Крыму призвали провести проверку высказываний Улицкой
Боюсь, что надо освободиться от любви, чтобы увидеть истинную картину. Тут именно Настя, которая глубоко проработала тему привязанности в ее буддийском аспекте, поймет, что я имею в виду. Это я по поводу «любви без привязанности». Она последовательно и спокойно добивается намеченного. Она умеет ждать результата, и это ее колоссальное преимущество.
Улицкая — один из немногих серьезных русских авторов, кто хочет успеха, хочет разговаривать с большим количеством людей. Просто ей важно говорить о том, что она считает принципиальным. Она и стратег, и тактик. Зная, что я жестко отзывался о ее ранней прозе, она не объявила мне войны, а затаилась и постепенно приручила… Она всегда хочет получить того, кто ее отверг.
Она не так проста, как хочет казаться. Она сердечна, но в этом сердце есть место и холоду. Кроме прочего, у нее есть жизненная сверхзадача, которая выходит за рамки литературы: она участвует в обустройстве мира в той мере, в которой может. Это малая мера, это, если хотите, обустройство обочины мира, куда можно спрятаться от его ужасов.
Вокруг нее много людей, но она всегда разговаривает с конкретным человеком — через книжку, в личном общении, в редких интервью. Она умная, обаятельная и смелая». Очень давно усвоила, что неважно, как к тебе относится человек. Важно, как ты к нему относишься.
Никто меня не обязан любить. Но по существу — я об этом не думала никогда — Архангельский прав: я завоевала себе аудиторию, которой не было. Но задачи такой я не ставила. Более того, и об успехе никогда не думала.
Мне всегда был гораздо более важен не результат, а процесс. Но и его принимаю: последние годы даже от самых близких и любимых людей слышу: ты жесткая. Раньше совсем не умела. Это трудно.
Я уже согласна не нравиться. Это в молодости хочется всем нравиться. Однако приятно, что кажусь смелой.
Папа Людочки — Евгений Улицкий до 89 года являлся признанным в своих кругах доктором наук. Он ввел множество новшеств, рационализатор, изобретатель и автор произведений, посвященных современным технологиям. Евгений Улицкий — знаменитый в Советском Союзе ученый, прославившийся в сфере сельхоз технологий. Мама — Марианна в девичестве Гинзбург — также человек науки. Она до войны и после нее работала в НИИ детских болезней. По образованию Марианна Борисовна биохимик. Отцы родителей Людочки — Яков Улицкий и Борис Гинзбург были сначала арестованы, а потом репрессированы.
В Москве Людочка и выросла. Детство и юность Школу будущая писательница закончила с отличием, ведь не зря же ее окружали ученые-родители. Людочка была хоть и единственным ребенком у четырех взрослых, особенно ее не баловали. Поэтому все время она посвящала учебе. А после выпуска решила пойти в МГУ по стопам матери на биофак. Именно здесь Люду, по словам будущей писательницы, научили мыслить, созерцать и видеть. Ее наставник — выдающийся ученый-генетик Владимир Эфраимсон — стал для юной Улицкой примером безупречной репутации и нравственности. А получив диплом, Люда пошла в НИИ общей генетики. Карьера Карьера Люды началась с трагедии. В 70-м ее уволили из НИИ.
Причина сегодня кажется глупой, а на тот момент поступок Улицкой приравнивался к страшному преступлению — перепечатка СамИздат. Наказывали не только за перепечатку, но и за чтение, так что Людмила считает, что легко отделалась. Некоторое время она не работала, перебиваясь мелкими заработками. Но в те времена такое не приветствовалось, а потому Улицкая попыталась вернуться к профессии, но поняла, что та пропала. Тяга к науке исчезла вообще, а к генетике в частности. И тут на помощь пришла подруга, трудившаяся художником в Камерном еврейском театре. Начало творческого пути Подружка свела Люду с Шерлингом — знаменитым деятелем, предложившим будущей писательнице начать трудиться в КЕТе. Ее должность по-простому называлась завлит. Суть работы сводилась к созданию очерков, рецензированию и написанию сценариев для детских постановок. В общем, здесь будущая сценаристка и нашла себя.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Людмила Улицкая — известная российская писательница, переводчица и сценарист, автор произведений «Зеленый шатер», «Лестница Якова», «Сонечка», «Казус Кукоцкого», вела на телеканале «Культура» программу «Актуальное кино с Людмилой Улицкой». Она родилась 21 февраля 1943 года в башкирском Давлеканово. После обострения российско-украинского конфликта в 2022 году она покинула Россию, заявив о своем несогласии с действиями властей и армии. В январе 2024 года она стала жертвой пранкеров, в беседе с которыми призналась, что гонорары с продажи ее книг, в том числе в России, идут на помощь Украине. В ноябре прошлого года ее уже пытались обвинить в финансировании ВСУ за то, что она подписала экземпляр книги «Слово Ново.
Выход» и подарила ее галеристу Марату Гельману признан в РФ СМИ — иностранным агентом в 2021 году , который потом собирал деньги в поддержку «Легиона "Свобода России"» террористическая организация, деятельность запрещена на территории РФ.
Постоянство в нелюбви Людмила Улицкая. С юности она дружила с известной поэтессой и правозащитницей Натальей Горбаневской, была близка с диссидентами. В советское время ни в каких громких скандалах она замешана не была, за исключением того самого увольнения из Института генетики, последовавшего за тем, что была уличена в перепечатывании самиздата.
По словам Людмилы Улицкой, при Сталине она прожила всего 10 лет, но при этом прекрасно помнит то время, как ощущение «невероятной духоты», чувствовавшееся, словно «тебя закатали в асфальт». Позже она стала искать возможность подняться, чтобы этим самым асфальтом не дышать. Для неё вертикалью опоры стало христианство, а власть она всегда не любила, только приспосабливалась, дабы та её не ломала. В постсоветское время Людмила Улицкая обрела репутацию «совести отечественной оппозиционной интеллигенции», на неё равнялись все те, кто считал своим долгом бороться с властью.
Причём утверждала, будто это общемировая тенденция и отрицательная сторона демократии. О себе же она с гордостью говорила, что у неё высшее образование «в третьем поколении». И соглашалась с тем, что она — русская писательница, хотя и признавала: Москву она давно разлюбила. Там она почти 15 лет назад даже купила квартиру, в доме, который построен на месте, где раньше стояла Берлинская стена.
Именно туда и уехала Людмила Улицкая после событий февраля 2022 года. По словам писательницы, решение об отъезде за неё принял старший сын, просто приехал, велел собираться и вскоре перевёз в Берлин. После её отъезда её книги стали убирать с видных мест в московских магазинах, но из продаж они не исчезли. В интервью, которое дала Людмила Улицкая осенью 2022 года, она призналась, что ни с кем из уехавших в ту волну эмиграции она не общается, ей вполне хватало друзей, живущих в Германии уже не одно десятилетие.
До этого у них уже был опыт зарубежной жизни. Старший Алексей окончил Колумбийский университет, а потом сам вернулся в Россию, где ему было интересно работать по специальности. А вот младшего, Петра, она забрала сама, потому что образование он так и не получил, зато подсел на наркотики, и ей пришлось буквально волевым усилием изымать его из той среды, в которой он оказался.
Людмила Улицкая — биография, карьера и личная жизнь
В «Редакции Елены Шубиной» вышла новая книга прозаика, драматурга, сценариста, лауреата национальных литературных премий «Русский Букер», «Большая книга», «Проза года» Людмилы Улицкой. Протоиерей Алексий Уминский, Людмила Улицкая и Нюта Федермессер. новости Пскова. Людмила Улицкая — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Живущий, как и Улицкая, сейчас в Берлине Андрей Шашков поговорил с живым классиком о том, почему она уехала именно сюда, чего ей больше всего не хватает из прошлой, московской жизни и как она переживает новости последних месяцев.
Людмила Улицкая
- Людмила Улицкая*: что о ней говорят
- Людмила Улицкая: к славе
- Людмила Улицкая — биография
- Людмила Улицкая
- Кто такая Людмила Улицкая, которая переводит Украине гонорары от своих книг - Толк 01.02.2024
Издательство АСТ прекратило выплаты писательнице Улицкой за поддержку Украины
Соображение не новое, но когда видишь разгроханную землю и живых мальчиков, которые могут сегодня-завтра убить или умереть, хочется кричать: «Вы с ума сошли, остановитесь! И немного поплакали. Свежий пример — «Марш матерей», во многом благодаря которому две девочки, сидевшие в СИЗО по делу «Нового величия», оказались дома. Мне кажется важным, что женщины, пришедшие на этот марш, объединились не из-за единства политических взглядов, а на том просто основании, что они — женщины, мамы. И вышли за своих детей.
Таких, мне кажется, не остановить ничем. Это — новая для России сила. Как у Пастернака: «Что сравнится с женскою силою? Как она безумно смела!
С 1904 года в России не было и трех лет, когда бы не убивали мужчин: начиная с русско-японской войны — война и репрессии, репрессии и война. За эти сто лет, из-за постоянной убыли лучших, сильных, храбрых, погибающих в войнах и конфликтах мужчин, вышло так, что женщины в России оказались гораздо более высокого качества и самих их — больше. Пока мужчины гибли в войнах и лагерях, на женские плечи падали все традиционные женские заботы плюс заботы по содержанию и защите семьи, которые обычно несут мужчины. В этом смысле западная феминистическая повестка у нас совершенно ожидаемо не была понята: она не состыковывалась с потребностями российских женщин.
Западным феминисткам хотелось, чтобы женщины, так же, как и мужчины, работали, принимали участие в общественной, социальной и рабочей жизни. А наши женщины, замученные двойной нагрузкой, мечтали как раз иметь положение, против которого на Западе так протестовали. Впервые я столкнулась с этим, на грани комического, непониманием в 80-е, когда американские феминистки приехали в СССР и стали говорить о том, что их волнует, а наши их вообще не поняли. Те феминистки требовали разрешить аборты там они были запрещены , настаивая на свободе женщины заводить ребенка, когда она хочет, а русские девочки сидели и кивали: «Да-да, аборт — это ужасно, обезболивания никакого, просто по живому дерут».
Вопросы и ответы были прямо перпендикулярны другу, а проблемы практически ни в чем не совпадали: одних беспокоило одно, других — другое. Но вообще я не сторонник феминистических идей, хотя и получила несколько лет назад премию имени Симоны де Бовуар. На награждении я оказалась в компании ярых феминисток, жутко агрессивных, — не самая приятная для меня компания. Женщины по всему миру объединяются и выступают против вещей, которые прежде считались в порядке вещей и даже воспринимались как, например, завоевания сексуальной революции.
Прямо начиная с дела Вайнштейна, которое было своего рода спусковым крючком всей этой кампании. Знаешь, люди, которые в кино или театре немного побывали со стороны кулис, прекрасно знают, что режиссеры и продюсеры от баб отбиваются: молодые или немолодые актрисы в своем страстном желании получить роль обычно ни перед чем не останавливаются и готовы на все. И уж я не знаю, какая здесь пропорция между негодяями-мужчинами, которые жаждут воспользоваться девичьей слабостью и желанием построить карьеру, и женщинами, готовыми глотку перерезать себе, подружкам и конкуренткам, для того, чтобы получить роль и оказаться в удачном месте. Я все-таки немножко в театре постояла и кое-что знаю про него, мне вся эта история смехотворна.
Речь про индустрию украшения женщины. Все настроено на то, чтобы женщина с каждым годом становилась все более привлекательной и сексапильной. Мода заточена на этот сексапильный облик как раз с 60-х годов прошлого века, о которых ты говоришь как о времени сексуальной революции. Знаешь, что было ее символом?
Конечно, была. Кожаная, из кожаного дивана лично мною сооружённая: я содрала старую обшивку и сделала себе кожаную мини-юбку, первую у нас в округе. Но не в этом дело. Дело в том, что эти голенькие ножки, которые открывает мини-юбка до сих пор находятся в противофазе с теми, которые прикрывают шароварами или длинными платьями адепты другого культурного кода.
Есть совершенно гениальный эпизод у Стриндберга: начало XX века, муж умирает от желания развестись, так как семейная жизнь не складывается. Но вот он спускается к завтраку, чтобы сообщить жене о скором разводе, они садятся и тут… она делает одно-единственное движение: слегка приподнимает юбку так, что становится видна часть ноги, крошечный кусочек — где-то внизу около ступни. Он смотрит на эту ножку и понимает, что развестись он не может. Я думаю, очень полезно смотреть, как изменилась за XX век вся эта гендерная история.
Хотя глобально две важные стратегии по-прежнему живы и правят миром. Фото: Майк Борисов — Какие? Вторая — в русле маховика индустрии красоты. Она направлена на то, чтобы женщина выглядела все более и более сексуально привлекательной, зовущей — взять хотя бы то, сколько женщины тратят денег, сил и времени на косметику, одевание, белье; я тут видела бюстгальтеры за полторы тысячи евро, прямо обалдела.
Согласно этой стратегии, максимально продемонстрировавшая себя женщина — косметика, отсутствие одежд — как будто говорит: вы на меня обратите внимание, а я уж сама выберу, кто мне из вас понравится. Эти две стратегии абсолютно противоречат друг другу. Но кажется, победила та, при которой женщина — выбирает. Ведь выбирает она, по сути, из тех, кто выбрал ее.
Но все это прекрасно сочетается: с одной стороны феминистки суровы и жаждут равноправия, с другой — им хочется быть выбранными. Здесь масса дико смешных вещей, но вот тебе актуальная проблема культурной антропологии: как в этих новых обстоятельствах растить детей, девочек, например? Как их ориентировать? Покупать им белорозовые платьица или спортивные костюмы?
Кроссовки или лакированные туфельки? Например, мою внучку Марьяну ее мама всегда наряжала очень по-девчачьи, но теперь она подросла и я вижу, как сама она выбирает моду, исключающую половую или сексуальную маркировку: джинсы, кроссовки. Да и мы все вокруг стали носить одинаковые куртки с капюшонами. Если и есть отличие — так в том, на какую сторону пуговицы застегиваются.
Я так и одеваюсь. Мама моя приходила в ужас, когда я надевала свою кожаную мини-юбку, сверху — купленную в комиссионном магазине защитного цвета армейскую американскую рубашку, подпоясывалась и вставала на 15-сантиметровые шпильки. Я считала, что очень круто одета. Я шла по улице и на меня оборачивались, но мама хваталась за голову.
А потом как-то все утихло. Я очень спокойно теперь одеваюсь, хотя и не надеваю на себя ничего случайного. И есть, разумеется, вещи, которые я не надену никогда. Я пару раз его надела, очень была собой довольна, а потом — повесила в шкаф и оно провисело до тех пор, пока я не отдала его какой-то более молодой или более озабоченной нарядами подружке.
Меня лет 20 тому назад впервые в жизни пригласили на прием во французское посольство. И все мои подруги забегали: кто-то несет туфли, кто-то — брошку, колготки какие-то суперские. Мой муж смотрит на всю эту суету и говорит: «Люся, это они должны одеваться, те, для которых написан дресс-код. А мы — художники.
Мы можем ходить в том, в чем нам хочется». Андрей, конечно, гений. Эта фраза меня раз и навсегда освободила от идеи, что я надену то, что мне не нравится вместо того, в чем мне удобно и комфортно. Маленькое черное платье?
Да никогда в жизни! И меня это и не волнует, и не беспокоит. Идея всеобщего политкорректного равенства, которая во всей этой истории постоянно вылезает, мои скромные шансы совершенно уничтожила: русскоязычной женщине-писательнице Нобелевскую премию уже дали, это была Светлана Алексиевич. И я ее от души поздравила.
Ее награда полностью избавила меня от беспокойства и я, наконец, смогла освободившись от некоторой нервозности — все время ведь протекала какая-то информация и я знала, что где-то там в каких-то списках моя фамилия фигурировала — выдохнуть. Но ты понимаешь еще в чем штука, весь мир — это повсюду, не только в России — совершенно неправильно оценивает значение Нобелевской премии в области литературы. Когда эту премию получила Алексиевич, то в России писатели просто попадали в обморок и впали в негодование: «Как это так! Ей дали, а Набокову не дали!
То есть, эта премия за идеалы человечества, она не про литературу, строго говоря. В отличие, например, от Букеровской английской премии — вот она про литературу. И список букеровских лауреатов — это всегда совершенно точно литературный факт. Хотя и там есть нюансы: гораздо важнее попасть в шорт-лист, чем получить первую премию.
Но когда речь заходит о первом месте, начинаются колоссальные интриги. Так в Англии, так и у нас. И то, что я трижды была в шорт-листе русского Букера, для меня гораздо ценнее, чем то, что однажды я ее получила. Людмила Улицкая.
Мне дали ее лет пятнадцать тому назад, когда на стенах Будапешта еще были видны шрамы от выстрелов, сделанных во время подавления восстания 56-го года. Но город дал мне — русскому еврею — свою премию. Для меня это значило полную победу культуры над политикой. А у самой меня складывается грустное ощущение, что я не догоняю.
Но, на самом деле, все упирается в то, что в жизни каждого из нас всегда есть задача. Иногда мы не отдаем себе отчёт в том, в чем она состоит. Но чаще начинаем отвечать прежде, чем успеваем понять и принять этот вызов. В моем случае, я совершенно точно знаю, что написала все свои большие книги.
В ее книгах, как правило, встречаются определенные типажи, как в комедии дель арте: нежные надмирные девы часто страдающие ментальными недугами , пошлые мещане, витальные яркие дамы с талантом и сексуальным потенциалом, злобные старухи и полоумные нищенки. Чаще героинями становятся женщины — то ли они интереснее автору, то ли присматриваться к ним проще, сложно сказать. Однако, читая «Мое второе имя», ловишь себя на дежавю: вот тень героини напоминает уже читанное, скажем, в сборнике «Девочки». Но это не обидно, если читатель ждет не новых историй, а чудесных воспоминаний. Впрочем, сборник «Мое второе имя» не оторван от горестей дня сегодняшнего. Неслучайно последняя новелла названа «Семь концов света», в ней несколько историй о вымирании человечества, как в последнем сне Раскольникова перед его духовным возрождением.
И причины страшного мора у Улицкой — разные, в том числе и по вине человека. Например, врач изобретает вирус-убийцу, поражающий женщин, чтобы отомстить жене и дочке. А кончаются эти эсхатологические истории словами: «Все умерли», а перед этим наступает очищение мира, обновление природы, но все это видит только Господь Бог. И только Творцу ведомо, где истина, о которой упоминает автор в новелле «Химия»: «К вечеру пятницы во все концы планеты летели сообщения о подлом и хитром нападении врага. Как полагали американцы, напали русские. Русские были уверены, что это происки американцев».
После получения диплома о высшем образовании в течение двух лет, до 1970 года, трудилась в Институте общей генетики Академии наук СССР. Затем работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, пьесы для детей, сценарии для радио, детского и кукольного театров, рецензировала постановки и переводила стихотворения с монгольского языка. Людмила Улицкая: к славе К публикации своих творений Улицкая пришла к концу восьмидесятых годов. А первая ее книга «Бедные родственники» была издана на французском языке во Франции. Но популярность настигла Людмилу после того, как по ее произведениям были сняты фильмы «Сестрички Либерти» и «Женщина для всех» в 1990 и 1991 годах соответственно, а также после того, как в «Новом мире» напечатали повесть «Сонечка» в 1992 году.
Дедушки по матери и отцовской линии, подверглись репрессии. В 1946 г. Сдала вступительные экзамены в МГУ на кафедру биологии, отделение генетики. Профессию молодая девушка выбрала совсем нетворческую.
Папа Евгений Яковлевич Улицкий — доктор технических наук, написал серию изданий, предназначенных для сельского хозяйства и механики. В 1970 г. На переписи такой книги была уличена Людмила Улицкая и уволена с формулировкой «уволилась по собственному желанию». Со слов самой писательницы, после увольнения она больше не посещала государственную работу. Будущая писательница исполняла обязанности завлитом отделения Камерного еврейского музыкального театра. Сама создавала эссе, сценарии для детской, кукольной сцены, делала поэтические пересказы с монгольского языка, рецензировала пьесы. Людмила Улицкая — творчество, книги, награды Помимо основного труда, переводила на русский язык монгольские поэтические сочинения, что было большой редкостью. Деятельность, которая требовала созидательного подхода, полёта фантазии, развития навыков видения мира в красках и гармонии подсказала будущему лауреату писать свои собственные работы. В 1980-х годах её литературная проза начала издаваться в печатных изданиях.
До успеха в писательском деле Людмила Улицкая проявилась как киносценарист. Фильмы «Женщина для всех», «Сестрички Либерти» дали дальнейший толчок в литературном развитии. В 1993 г. В 1994 г. Книга признана лучшим иностранным изданием, в переводе на французский язык. Италия подарила награду им. Джузеппе Ачерби. Людмила Улицкая издала более 10 собраний литературных трудов, которые были переведены на 30 языков мира.