Матильда Феликсовна без обиняков упоминает об их с цесаревичем ребенке, зачатом, но так и не появившемся на свет в 1893 году. Очевидно, фотографии выдающейся балерины Матильды Феликсовны Кшесинской не передают вполне очарования этой незаурядной женщины.
Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых
Матильда Феликсовна Кшесинская в зимнем саду. Фаворитка трех великих князей, балерина Матильда Кшесинская не просто оставила след в истории России, а изменила ее навсегда. Вскоре ее отец Константин Севенард дал пресс-конференцию, раскрыв семейную тайну о том, что его бабушка, Целина Кшесинская, вероятнее всего, дочь императора и Матильды Феликсовны.
Она вам не Маля: как балерина Матильда Кшесинская изменила судьбу всей России
Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской – предмет, часто освещаемый в искусстве. Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской – предмет, часто освещаемый в искусстве. Читайте полную биографию балерины Матильды Кшесинской, 151 год со дня рождения которой исполняется 31 августа 2023 года. Гений русского балета Матильда Кшесинская прожила довольно насыщенную личную и творческую жизнь. Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета. Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета.
Муза царственных мужчин. Матильда Феликсовна Кшесинская.
Но Матильда Феликсовна была сильной женщиной и обладала великолепными деловыми качествами. Самой большой и самой известной любовью Матильды Кшесинской стал наследник российского престола Николай Второй. Но Матильда Феликсовна была сильной женщиной и обладала великолепными деловыми качествами. Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей.
Балерина Романовых
Как ей удалось выжить в кровавой революционной мясорубке, отметить 99-летие и стать нашей современницей? В 1890 году на выпускном балу в императорском театральном училище. Император Александр III и его семья были почетными гостями. После экзамена прошел обед с юными выпускницами. Царь самолично усадил сына Николая рядом с очаровательной 17-летней полячкой Матильдой Кшесинской с напутствием: «Слишком с ней не флиртуй». Но… Николай влюбился.
Он не пропускал ни одной возможности встретиться с Матильдой. Три года добивался ее расположения, ни долгосрочные путешествия в Европу и Японию, ни военные сборы, ни внимание искушенных придворных дам не могли заставить его забыть очаровательную девушку. Потом были свидания в доме родителей Кшесинской, и наконец будущий император купил своей возлюбленной особняк на Английском проспекте. Конечно, о браке между наследником и балериной не могло быть и речи, Николай это прекрасно понимал.
Одни считают, будто балерина осталась единственной любовью цесаревича до самой смерти. Другие же говорят, что никаких отношений и вовсе не было. Где же правда? Анатолий Сивов историк, преподаватель «История Матильды и Николая II за многие годы обросла огромным количеством различных домыслов. Их связь продлилась четыре года. Рассказываю, как загорелась страсть и чем всё закончилось». Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета. Неудивительно, что это искусство стало делом её жизни. С раннего возраста девочка быстро продвигалась в своём обучении. Уже в девять лет Матильда впервые выступила на сцене Мариинского театра, а затем стала его прима-балериной. Её техника, грация и эмоциональность вызывали восхищение зрителей. Устоять не смог и будущий император — Николай II. Первая встреча балерины и цесаревича Они впервые встретились 23 марта 1890 года на выпускном вечере театрального училища, где собралась вся царская семья. После спектакля влиятельные гости остались поужинать вместе с воспитанницами. Николай II сел за стол к Матильде. Именно в этот момент, согласно мемуарам балерины, между ними с цесаревичем возникло первое чувство. Среди историков существует мнение, что их рассадка была неслучайной. Вполне возможно, что к этому приложил руку сам император Александр III.
Историки указывают, что благодаря их покровительству карьера Матильды в русском балете была довольно безоблачной. Критики в своих рецензиях писали, что "Кшесинская хороша, как и всегда". Внебрачный сын Матильда Кшесинская с сыном Владимиром. В 1901 году она узнала, что беременна. Летом 1902 года у Кшесинской рождается мальчик. Дело в том, что признать ребёнка были готовы и Андрей Романов, и князь Сергей Михайлович. В итоге ребёнка сначала хотели записать как Сергеевича, однако, по невыясненным причинам, передумали. Он фигурирует в письмах Матильды как Андреевич. Имя дали в честь "деда" — Владимир. К слову, балерина хотела назвать Николаем, но передумала — решила, что рискует перегнуть палку. Бенефис Матильда пользовалась своими связями в открытую. Даже в собственных воспоминаниях балерина не скрывает, что, например, обратилась в обход всего начальства лично к министру Императорского двора барону Фредериксу, чтобы он разрешил ей устроить бенефис по случаю десяти лет на главной сцене страны. Дело в том, что такие подарки делали после 20 лет службы или перед уходом со сцены. А Матильде этот бенефис достался "за красивые глаза" или другие части тела. В 1904 году Кшесинская решает уйти из Императорского театра. Так как к тому моменту она считалась главной интриганкой например, распускала сплетни про приглашённых из-за границы балерин, распространяла множество слухов и про русских танцовщиц , то сопротивления не встретила. Выступив на собственном бенефисе, Матильда отдыхает всё лето в своём доме в Стрельне. Но в начале нового сезона получает предложение вернуться не в штат, а на "контрактной" основе. То есть за каждое выступление ей обязуются платить по 500 рублей более 250 тысяч рублей на современные деньги. Переезд До Февральской революции дом прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской являлся популярным салоном. Но в то же время оставаться там, где всё мне напоминало Ники, было ещё грустнее, — пишет она. В результате Матильда решила "утешиться" домиком, который по размерам больше раза в три. Новое жильё балерины заложили на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы. Обустройство комнат — по последнему слову моды, дизайн — от лучших петербургских специалистов. За полгода дом отстроили полностью, и к началу 1907 года балерина въехала в новый особняк. Отношение в театре к ней меняется кардинально. Если раньше доходило до того, что с балериной дирекция советовалась насчёт репертуара на год, то сейчас максимум, что ей дают, — эпизодические роли. Тогда Кшесинская отправляется в Париж, куда её позвали выступить. После этого — Лондон, снова Петербург. До переворота 1917 года, по сути, кардинальных перемен в жизни балерины не происходит. Отречение Николая II Матильда в своих воспоминаниях уверяет, что тревожные слухи начали распространяться по Петрограду с самого начала года. Военные уже в феврале предупреждали Кшесинскую, что нужно собрать самое необходимое и быть готовой покинуть Петроград, а то и Россию, в срочном порядке. С каждым часом становилось всё тревожнее и тревожнее.
Балетным стал также и брат Матильды - Иосиф. Вот в такой атмосфере мира театра и росла юная Малечка. Родители Матильды Кшесинской - мать Юлия Долинская и отец Феликс Кшесинский Сестра Матильды Кшесинской - Юлия - Кшесинская 1-я Сестра Матильды Кшесинской с отцом Феликсом Кшесинским во время одного из спектаклей В 8 лет она стала приходящей ученицей в Императорском театральном училище, а в 15 лет брала уроки у Христиана Иогансона, который стал ее учителем на долгие годы, даже после того, как она стала признанной артисткой балета. Юная Малечка... Но так ли это? На самом деле не совсем так - 23 марта 1890 года во время выпускного экзамена как раз и состоялась первая встреча будущего императора Николая II, юноши флегматичного и вялого, с веселой и жизнерадостной полячкой. Все произошло при одобрении членов царской семьи, начиная от императора Александра III, организовавшего это знакомство и заканчивая императрицей Марией Федоровной, которая все же хотела, чтобы ее сын стал... После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: "Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу". Наследник российского престола Николай Александрович Романов Матильда Кшесинская 1889 По-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Записки, письма и... Первым стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котором Матильда выгравировала две даты - 1890 и 1892 - первая встреча и первый приезд к ней домой. Император Николай II Но... Однако, как известно, разрешил ей обращаться к нему в письмах на "ты" и обещал помогать ей во всем, если ей потребуется помощь. Великий князь Сергей Михайлович Романов Но... Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила" - так написала позднее в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская. Она полюбила... И ничего нет удивительного, что ее карьера шла в гору. Она стала примой Мариинского театра и фактически весь репертуар был построен под нее. Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился наверх не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Но дадим слово свидетелям, особенно хорошо об этом написано у Владимира Аркадьевича Теляковского, директора императорских театров, в его "Воспоминаниях". Теляковского В. Теляковский "Воспоминания", Театральныей мемуары, Ленинград, 1965 "М. Кшесинская прекрасно танцевала и была также бесспорно выдающаяся русская балерина. Для Кшесинской... Кшесинская уже на тринадцатом году службы вышла по собственному желанию из состава балетной труппы. Силы свои она берегла для другой цели. Кшесинская была женщина бесспорно умная. Она отлично учитывала как сильные, так в особенности и слабые стороны мужчин, этих вечно ищущих Ромео, которые о женщинах говорят все, что им нравится, и из которых женщины делают все, что им, женщинам, хочется. Теляковский "Воспоминания", Театральныей мемуары, Ленинград, 1965 "Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать балет этот был «Тщетная предосторожность» , Кшесинская заявила: "- Не дам, это мой балет. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить»".
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь
Аппетиты Кшесинской постоянно возрастали-подарки,лошади,особняк… Однако у этой любви не было перспектив. Наследник понимал,что для трона нужен династический брак с особой королевских кровей. Пути Матильды и Николая II разошлись. Но он не забыл о своей бывшей пассии,часто посещал спектакли с её участием.
В 1914 году она в последний раз исполнила в присутствии императора свой знаменитый «Русский танец». Не желая, чтобы кто-нибудь видел ее страдания, она заперлась дома и почти не выходила. Из-за траура спектаклей в Мариинке практически не было, и Кшесинская приняла приглашение антрепренера Рауля Гюнцбурга уехать на гастроли в Монте-Карло.
Гастроли прошли с большим успехом. В апреле Матильда с отцом выступали в Варшаве. Здесь прекрасно помнили Феликса Кшесинского, и на выступлениях семейного дуэта публика буквально неистовствовала.
Из воспоминаний современников: "У нее не было многих качеств, присущих ее современницам и соперницам по сцене: ни красоты Тамары Карсавиной и Веры Трефиловой, ни утонченности и легкости гениальной Анны Павловой. Кшесинская была небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой, затянутой в корсет талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами. Но она обладала неисчерпаемой энергией, пикантностью, затмевающим всех блеском, шиком, несомненной женственностью и непреодолимым обаянием.
У нее были превосходные, очень красивые зубы, которые Матильда постоянно демонстрировала в сияющей улыбке. Несомненными козырями были и врожденный практицизм, сила воли, удачливость и фантастическая работоспособность. Но во имя безопасности во время революции одна из её преданных подруг сожгла эти письма.
Об этом Кшесинская узнала лишь через 10 лет… Количество поклонников Кшесинской постоянно росло. В список её камер-пажей входили князь Никита Трубецкой,князь Джамбакуриани-Орбелиани,офицер лейб-гвардии конного полка Борис Гартман,красавец гусар Николай Скалон и многие другие. Однажды вечером после спектакля Кшесинская давала у себя торжественный обед.
В начале своей карьеры испытала сильное влияние искусства Вирджинии Цукки. Не знаю, к чему это привело бы, если бы появление на нашей сцене Цукки сразу не изменило бы моего настроения, открыв мне смысл и значение нашего искусства", - писала она в своих воспоминаниях. После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица». В 1896 году получила статус прима-балерины императорских театров - очевидно, благодаря своим связям при дворе, так как главный балетмейстер Петипа не поддерживал её выдвижение на самый верх балетной иерархии. Чтобы дополнить мягкую пластику и выразительные руки, свойственные русской балетной школе, отчётливой и виртуозной техникой ног, которой в совершенстве владела итальянская школа, начиная с 1898 года брала частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти.
Первая среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд — трюк, которым до этого русскую публику удивляли только итальянки, в частности, Эмма Бессон и Пьерина Леньяни. Неудивительно, что, возвращая в репертуар свои популярные балеты, Мариус Петипа при их возобновлении зачастую видоизменял хореографический текст главных партий в расчёте на физические способности балерины и её сильную технику. Хотя имя Кшесинской часто занимало первые строчки афиш, её имя не связано с постановками великих балетов из списка классического балетного наследия. Специально для неё было поставлено лишь несколько спектаклей, и все они не оставили особого следа в истории русского балета. В «Пробуждении Флоры», показанном в 1894 году в Петергофе специально по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича, и затем оставшемся в репертуаре театра, ей была отведена главная партия богини Флоры.
Для бенефиса балерины в Эрмитажном театре в 1900 году Мариусом Петипа были поставлены «Арлекинада» и «Времена года». В том же году балетмейстер возобновил специально для неё «Баядерку», исчезнувшую со сцены после ухода Вазем. Участвовала в летних спектаклях Красносельского театра, где, например, в 1900 году танцевала полонез с Ольгой Преображенской, Александром Ширяевым и другими артистами и классическое pas de deux Льва Иванова с Николаем Легатом. Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей Аспиччия, Эсмеральда. Будучи академической балериной, она тем не менее участвовала в постановках хореографа-новатора Михаила Фокина «Эвника» 1907 , «Бабочки» 1912 , «Эрос» 1915.
В 1904 году Кшесинская уволилась из театра по собственному желанию, и после полагающегося прощального бенефиса с ней был заключён контракт на разовые выступления — сначала с оплатой по 500 руб. Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни, которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года. При ней стала сходить на нет практика приглашения знаменитых гастролёрш. Балерина славилась умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции. Некоторым образом именно она послужила причиной ухода из театра князя Волконского: отказавшись восстанавливать для Кшесинской старинный балет «Катарина, дочь разбойника», он был вынужден подать в отставку с поста директора Императорских театров.
Согласно воспоминаниям самой балерины, видимым поводом к конфликту послужили фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго».
Попытка не увенчалась успехом. Более того, Дягилев был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину. Личная жизнь и Романовы Жизнь Считается, что с 1892 по 1894 год она была любовницей цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещает её выступления, их отношения развиваются стремительно, хоть все и осознают, что роман не имеет счастливого конца. С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где они встречались без всяких помех. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…", — написала Матильда Кшесинская в своём дневнике. Причиной разрыва отношений с будущим Николаем II стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года.
В семье его называли просто "Вова", а фамилию он получил "Красинский". В 1925 году Матильда перешла из католицизма в православие с именем Мария. Эмиграция В феврале 1917 года Кшесинская вместе с сыном вынуждена скитаться по чужим квартирам, лишившись роскошной недвижимости — особняка, превратившегося в "главный штаб ленинцев", и дачи. Она решает ехать в Кисловодск к князю Андрею Владимировичу в надежде в скором времени вернуться домой.
Небольшая спальня девушек находилась рядом с кабинетом отца. Дневник Николая фиксировал хронологию любовных свиданий: «отправился к М. К… Я был счастлив до крайности». И вновь записи, уже более откровенные: «25 января 1893 г. Вечером полетел к моей М.
Нахожусь под впечатлением её — перо трясётся в руке». В 12 час. Хорошо поболтали, посмеялись и повозились». Особняк М. Кшесинской со стороны Кронверкского проспекта. Источник: «Дилетант» Разумеется, связь наследника с балериной не осталась незамеченной. Хозяйка известного великосветского салона на Исаакиевской площади Александра Богданович поспешила занести в дневник пикантную петербургскую новость: «Она Кшесинская. Она всем и каждому хвалится своими отношениями с ним». Она живет у родителей, которые устраняются и притворяются, что ничего не знают».
Императрица Мария Фёдоровна вначале была настроена против сближения сына с «танцоркой». Историк балета Денис Лешков в биографическом очерке о Кшесинской приводит любопытные подробности о «репрессиях» императрицы. В один прекрасный день к отцу Матильды явился некий флигель-адъютант и от имени матери-императрицы категорически предложил ему под каким-либо благовидным предлогом не принимать в дом цесаревича. Император же вообще не придал всей этой любовной истории особого значения. Позднее смягчилась и императрица, не сомневаясь, что ее «Ники» достаточно серьёзен и ответствен, чтобы позволить своему увлечению зайти слишком далеко. И «репрессии» прекратились. Особняк для влюблённых Чтобы несколько разрядить обстановку, Матильда решила жить самостоятельно. В конце зимы 1893 года Кшесинская стала хозяйкой небольшого уютного особняка на Английском проспекте, дом 18. Особняк был двухэтажный, прекрасно обустроенный, имел небольшой сад, обнесённый высоким забором.
По стечению обстоятельств, одним из прежних владельцев дома был дядя императора Александра III, великий князь Константин Николаевич, который, оставив законную супругу, открыто жил здесь со своей гражданской женой балериной Анной Кузнецовой. Николай побывал на новоселье у сестёр Кшесинских и остался доволен новым домом: «20 февраля. Суббота, — пишет он в дневнике. Они переехали в новое жилище — уютный домик-особняк в два этажа. Комнаты отделаны очень хорошо и просто, но надо ещё пополнить кое-что. Очень приятно иметь отдельное хозяйство и быть независимым. Засиделись опять до 4 час.
Кшесинская, Матильда Феликсовна
Несмотря на то, что эта книга мемуаров писалась совместно с ее мужем Великим Князем Андреем Владимировичем, в ней Матильда Феликсовна довольно откровенно рассказывает о своем романе с Наследником. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Фаворитка трех великих князей, балерина Матильда Кшесинская не просто оставила след в истории России, а изменила ее навсегда. Гений русского балета Матильда Кшесинская прожила довольно насыщенную личную и творческую жизнь. Далее в нашем сообществе мы продолжим рассказ о представителях древнего российского дворянского рода Севенардов-Кшесинских, самой известной из которых была Матильда Феликсовна Кшесинская.
Личная жизнь Матильды Кшесинской
- Она вам не Маля: как балерина Матильда Кшесинская изменила судьбу всей России
- Женские судьбы. Матильда Ксешинская (Алина Алексеева-Маркезин) / Проза.ру
- «Первая звезда русского балета»
- Самые известные любовники выдающейся танцовщицы Матильды Кшесинской - Российская газета
Биография Кшесинской Матильды
Матильда Кшесинская в эмиграции начала полностью новую жизнь. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская) родилась 31 августа 1872 года в семье артистов балета. Матильда Феликсовна Кшесинская в зимнем саду. Отношения Николая II и Матильды Кшесинской начались и закончились в то время, когда он не был еще ни императором, ни супругом, ни тем более святым. Матильда Феликсовна Кшесинская — это имя прославленной балерины до революции.