Право на разграничение континентального шельфа с прибрежным государством в этой связи можно реализовать без обращения в Комиссию для установления внешней границы континентального шельфа. Более ранний акт – международного характера – Конвенция ООН о морском праве 1982 г. в ст. 76 определяет континентальный шельф следующим образом. Если один и тот же континентальный шельф примыкает к территориям двух смежных государств, граница континентального шельфа определяется соглашением между ними. Москва не признает объявленные Соединенными Штатами в одностороннем порядке внешние границы континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, заявили в Министерстве иностранных дел РФ. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Читайте также
- Правила комментирования
- Request Rejected
- Вопросы и ответы юристов
- Власти США объявили о расширении континентального шельфа в Арктике
- Добро пожаловать!
Международно-правовой статус континентального шельфа
США, заявляя о расширении континентального шельфа за пределами 200 морских миль, действуют без какой-либо международно-правовой основы, а значит международное сообщество имеет полное право не признавать новые границы. Москва не признает объявленные Соединенными Штатами в одностороннем порядке внешние границы континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, заявили в Министерстве иностранных дел РФ. США, заявляя о расширении континентального шельфа за пределы 200 морских миль, действуют без какой-либо международно-правовой основы, а значит теперь в мире имеют полное право не признавать новые границы. «Такая опция действительно предусмотрена в международном праве, если государство докажет, что имеет место подводное продолжение материковой части за пределами 200 миль от исходных линий. Проблема континентального шельфа появилась в международном праве, когда выяснилось, что в недрах шельфа находятся значительные залежи минеральных ресурсов.
МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО. Конвенция ООН. Континентальный ШЕЛЬФ, Экономическая ЗОНА и прочее.
Такое решение США связано с желанием получить больший доступ к важнейшим ресурсам, которые необходимы для производства аккумуляторов для электрокаров. Эту отрасль Вашингтон считает ключевой для обеспечения национальной безопасности. Он отметил, что Запад стягивает военную инфраструктуру неподалеку от границ России.
В российском ведомстве заявляют, что односторонние шаги США не соответствуют установленным международным правом правилам и процедурам. Ранее американской стороне был направлен соответствующий демарш по двусторонней линии. Читайте по теме:.
Вот мы и установили такие правила.
Их суть в том, что в целях экологической безопасности для прохода по СМП допускаются торговые суда определённого ледового класса с нашей ледокольной и ледовой лоцманской проводкой. За что, конечно, надо платить. Регулятором процесса является Главное управление СМП Госкорпорации «Росатом», в чей адрес подаются соответствующие заявки. Ну и кто может сказать, глядя на карту выше, что мы «сдуру куда-то вляпались», получив на законных основаниях больше, чем когда-то могли? И это истина под номером три. Вот только статья 234 КМП-82 относится к торговым судам, а как же быть с военными кораблями и к ним приравненным?
Заходить можно, но осторожно Конвенция ООН по морскому праву гласит, что её положения, «касающиеся защиты и охраны морской среды не применяются к военным кораблям, к другим судам или летательным аппаратам, принадлежащим государству…», что закреплено в статье 236. На этом основании у некоторых стран, как правило, членов НАТО, иногда возникает желание продемонстрировать на Северном морском пути свой флаг, чему есть несколько препятствий. Во-первых - согласно Постановлению 1985 года проливы Карские Ворота, Шокальского, Вилькицкого, Санникова и Дмитрия Лаптева юридически отнесены к внутренним водам, то есть это территория нашего государства. Во-вторых - самостоятельное плавание в условиях Арктики тот ещё квест. Хорошо, если повезёт и по всему маршруту будет чистая от льдов вода, а если нет? Как-то в конце декабря 1996 года автору пришлось выводить свой ракетный подводный крейсер в море из порта Северодвинск, акваторию которого уже затянуло льдом толщиной до 8 сантиметров.
Задним ходом под турбинами вывел свой дредноут водоизмещением немногим меньше 30 тысяч тонн на середину, раскантовался, а вот лечь на створ не получается. Всем правым бортом упёрся в лёд, а время полной воды подходит к завершению. Дальше, даже если выйдешь на канал, то рискуешь посадить корабль на «брюхо». Ни работа турбин в раздрай, ни подруливающие устройства, ни продувание цистерн главного балласта, ни усилия двух буксиров по левому борту не помогали, пока один из них не начал ходить вдоль правого взад-вперёд, освобождая мне пространство от ледового плена. И это была не высокоширотная Арктика, а так - южный «курорт» Белого моря. Так что без ледоколов не обойтись, а у кого они есть?
Правильно - у нас. Чужие-то мы и не пустим - это тоже нашим законодательством предусмотрено. Что же касается действий кораблей, авиации и даже подводных лодок НАТО вблизи границы 12-мильной зоны наших территориальных вод, о чём негодуют те же источники вместе с «экспертами», то это обычная практика всех военных флотов мира. Помните, как в известном фильме Эльдара Рязанова: «И у меня привычка. Ты удираешь, а я догоняю». Приблизительно так и в этом случае - они к нам приходят, мы следим и противодействуем в рамках разумного, и наоборот.
Вот только у них в медийном пространстве вселенский шум поднимается, а у нас, как правило, тишина. Так что теперь делать - выходить из Конвенции или остаться? Вход бесплатный, а выход?
Максимальная мощность коры на хребте Ломоносова оценивается в 26 км, на поднятии Менделеева — в 33 км.
Установлена двухслойная структура кристаллической коры. На хребте Ломоносова мощности верхней до 7 км и нижней до 9 км коры соизмеримы. Мощность нижней коры до 18 км поднятия Менделеева превышает мощность его верхней коры до 7 км более чем в 2 раза, что соответствует моделям редуцированной континентальной коры. Таким образом, экспериментальные данные ГСЗ, МОВ, а также материалы морфоструктурного анализа рельефа дна и донного пробоотбора позволили сделать вывод о генетически континентальной коре указанных поднятий Амеразийского суббассейна.
Ключевым вопросом является характер сочленения хребта Ломоносова и поднятия Менделеева с прилегающими шельфами. Подобное утверждение достоверно не подтверждается экспериментальными сейсмическими данными и является одной из гипотез. В результате проведенной работы был построен глубинный сейсмический разрез через поднятие Менделеева в широтном направлении из котловины Подводников в Канадскую котловину. Выделено 7 сейсмических слоев и охарактеризовано поведение границы, которое позволяет сделать предположение о континентальной природе хребта Менделеева.
Концепция России при определении внешней границы расширенного континентального шельфа в Арктическом бассейне базируется на интерпретации хребта Ломоносова и поднятия Менделеева как естественного подводного продолжения материковой окраины Восточной Сибири. Cook and C. Carleton Eds. В 2002 г.
Карты позволяют решать многоотраслевые задачи и реализовывать национальные интересы России в Арктике. Одна из основных целей картографической съемки океанического дна — возможность научно аргументировать претензии России на расширенный континентальный шельф в Комиссии ООН. В 2001 г. Секретариат ООН 20 декабря 2001 г.
Совокупная площадь морского дна, на которое распространяются данные Представления, составляет 1,2 млн. Отдельного внимания требует категорическая рекомендация США отложить срок подачи Представления в Комиссию до 2010 г. В соответствии со ст. Подкомиссия сформулировала свои рекомендации Комиссии к 14 июня 2002 г.
В июне 2002 г. По результатам состоявшегося обсуждения был вынесен ряд общих рекомендаций, направленных РФ и Генеральному секретарю ООН. По предварительным результатам, Комиссия положительно восприняла Представление России относительно шельфа в Баренцевом море и рекомендовала продолжить переговоры с Норвегией о делимитации морской границы. Для получения рекомендаций в Беринговом море Комиссия рекомендовала ускорить процесс ратификации Соглашения 1990 г.
Для установления суверенных прав на анклав континентального шельфа площадью 56,4 тыс. Исходные линии отсчета континентального шельфа должны иметь исключительно российскую принадлежность и не должны начинаться от побережья спорного района, на который претендует Япония. До окончательного урегулирования вопроса о принадлежности островов Курильской гряды Россия не может использовать их в качестве исходных линий для отсчета ширины всех морских пространств, в том числе и континентального шельфа за пределами 200 миль. На XI сессии Комиссии России рекомендовано повторно уточнить данные Представления по расширенному шельфу Северного Ледовитого океана с необходимостью дополнительных обоснований.
В частности, одно из основных замечаний высказанных Комиссией, касалось геологической природы двух подводных поднятий в Северном Ледовитом океане — хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Другим серьезным замечанием Комиссии было отсутствие первичной информации о рельефе арктического дна. Без фактических батиметрических материалов в виде координат и оцифрованных значений невозможно оценить точность построения внешней границы континентального шельфа. По российским стандартам, связанным с оборонными интересами в Арктике, данная информация является секретной.
Несовершенство методологической базы, вызванное отсутствием практики в работе Комиссии, позволило дать лишь предварительные рекомендации, не являющиеся окончательными. Для России начался процесс согласования данных Представления. Одна из актуальных процедурных проблем в работе Комиссии — отсутствие сроков представления дополнительных данных и их согласования до получения окончательных рекомендаций. Процесс рассмотрения в Комиссии не ограничен по срокам и может значительно затянуться во времени.
Член Комиссии, автор «ирландской формулы» определения толщины осадочных пород Дж. Leiden; Boston, 2004.
Международно-правовой режим континентального шельфа
Но есть прибрежная полоса Арктики, которая, бесспорно, за нами. Я имею в виду, вдоль всей нашей страны, если с запада на восток. А вот в районе Берингова моря, Берингова пролива, конечно, американцы знают, какое это место. Мы им и так в своё время уступили, благодаря решению Шеварнадзе бездумному, большой шельф. Аппетит приходит во время еды.
Я думаю, что мы будем отстаивать свои интересы.
Россия как ответственный участник полностью следует ее положениям. А вот США до сих пор не ратифицировали этот документ и в каком-то смысле являются изгоем среди всех морских держав, отметил Константин Косачев. Ранее по теме:.
Как ранее сообщалось, США расширили претензии на континентальный шельф в Арктике на один миллион квадратных километров.
Косачев отметил, что речь идет о 200 морских регионах, большая часть которых приходится на Арктическую зону и Берингово море в районе штата Аляска. По его словам, притязания на континентальный шельф в Северном Ледовитом океане являются общей тенденцией в морской политике арктических стран.
Речь идет об опубликованном ранее заявлении Госдепартамента, которое содержит новую карту расширенного континентального шельфа с обозначением внешних границ зоны, на обладание суверенитетом над которой претендуют США. Bloomberg отмечает, что расширенный континентальный шельф занимает около 1 млн квадратных километров и преимущественно располагается в Арктике и Беринговом море. Этот район приобретает «все большее стратегическое значение», на него также претендуют Россия и Канада, добавляет Bloomberg.
Власти США объявили о расширении континентального шельфа в Арктике
С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. дополнительные доказательства в пользу континентальной природы прилегающих к шельфу геологических структур (хребет Ломоносова и хребет Менделеева) на дне Северного Ледовитого океана. Россия направила США в связи с нарушением международного права и присвоением части морского шельфа. продолжение сухопутной территории государства под водой. В американском внешнеполитическом ведомстве утверждают, что континентальный шельф является продолжением сухопутной территории США, вследствие чего страна, согласно международному праву. В американском внешнеполитическом ведомстве утверждают, что континентальный шельф является продолжением сухопутной территории США, вследствие чего страна, согласно международному праву.
В Совфеде заявили о праве мирового сообщества не признать новые границы США
Эта работа продолжается и сейчас», — отметил Косачёв. Как сообщало ИА Регнум, 24 декабря США расширили часть собственной территории континентального шельфа в Арктике, Мексиканском заливе и Атлантике на площадь, вдовое превышающую размеры Калифорнии. Одной из главных целей этого расширения назвали получение доступа к добыче минералов для дальнейшего использования их в производстве аккумуляторов для электромобилей. В Госдепе уточнили, что границы расширенного континентального шельфа США не создают территориальных споров с Россией, но потребуют урегулирования с Канадой и Японией. Глава комитета Госдумы по Арктике Николай Харитонов выразил мнение, что такие действия со стороны США могут привести к усилению напряжённости.
Анализ ст. Рассматриваемые участки, на которых может осуществляться деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых или геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых, осуществляемой по совмещённой лицензии, предоставляются пользователям без проведения аукциона по решению Правительства Российской Федерации.
Это условие также распространяется на участки недр федерального значения, расположенные на территории РФ и простирающиеся на её континентальный шельф. Потенциальные недропользователи участков недр, расположенных на континентальном шельфе РФ, в соответствии со ст. Участки недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации одновременно могут иметь статус участков недр федерального значения, содержащими газ. Рассмотрение заявок на получение права пользования рассматриваемыми в данной статье участками недр осуществляется в соответствии с процедурой, описанной в Положении, утверждённым Правительством РФ от 08. Данная процедура аналогична процедуре рассмотрения заявок на получение права пользование участками недр федерального значения, содержащими газ. Рациональное использование природных ресурсов континентального шельфа Понятие «рациональное использование природных ресурсов» означает воздействие на ресурсы, при котором они остаются стабильными или изменяются в заранее предусмотренном направлении и масштабе.
Отношения по рациональному использованию природных ресурсов регулируются рядом международных документов, среди которых можно назвать Рамочную конвенцию ООН об изменении климата, Бухарестская Конвенция Конвенции о защите Чёрного моря от загрязнения и некоторые другие. Для обеспечения наиболее рационального использования континентального шельфа отечественное законодательство устанавливает нормы, направленные на охрану ресурсов и обеспечение необходимого уровня экологической безопасности в частности, это обеспечивается действующей системой лицензирования деятельности по разведке ресурсов континентального шельфа.
Что является залогом баланса интересов развитых и развивающихся стран, позволяющего мировому сообществу успешно регулировать различные виды деятельности в Мировом океане. Россия категорически отвергает избирательный подход США к использованию норм международного права с акцентом на свои права и полное игнорирование обязательств.
Москва, Зоя Осколкова Написать автору или сообщить новость Подписывайтесь на каналы.
Российская Федерация имеет большую протяженность береговой линии, соответственно, и морская территория, принадлежащая ей, весьма обширна. Определение С географической точки зрения континентальный шельф — это материковая территория, затопленная морем или океаном. Если более точно — это подводная часть суши, которая примыкает к ней и имеет сходное геологическое строение. С правовой точки зрения континентальный шельф представляет собой морское дно с его недрами, которое примыкает с одной стороны к берегу, а с другой достигает глубины не менее 200 метров.
В некоторых случаях глубина морского дна может достигать 500 метров и более, поскольку есть еще одно ограничение. Международным правом определено, при какой геологической подводной протяженности материка какую длину может иметь данный участок дна. Для всех государств, в распоряжении которых имеется континентальный шельф, граница проходит по изобате, или бровке, которая соединяет резкие перегибы морского дна. При этом территория может и не находится во владении определенного государства. Правовое определение Шельфы, используемые государствами, не совпадают по границам с территориальными водами.
В таком случае нормы международного права определяют, какая страна может использовать континентальный шельф. Кроме того, разработку, охрану и коммерческую деятельность, связанную с морским дном, определяют законы государства.
Денонсация Конвенции по морскому праву России не выгодна
Власти США объявили о расширении собственной части континентального шельфа в Арктике и Беринговом море. Континентальный шельф не является государственной территорией прибрежного государства. Другие государства также имеют определенные права в отношении континентального шельфа иностранного государства. США, заявляя о расширении континентального шельфа за пределами 200 морских миль, действуют без какой-либо международно-правовой основы, а значит международное сообщество имеет полное право не признавать новые границы. Отрасль права: Международное право.
Континентальный шельф: что сделали США и почему это не устраивает Россию
При этом агентство Bloomberg пишет, что на так называемый расширенный континентальный шельф претендуют также Канада и Россия. Эстевао Маханджане, член Комиссии ООН по границам континентального шельфа, заявил, что у него нет данных, что США обращались в организацию по поводу расширения шельфа. Она считает, что решение в одностороннем порядке определить границу своего континентального шельфа может вызвать конфликт с другими странами. Интерфакс: Одностороннее решение США о расширении границ морского шельфа противоречит конвенции ООН по морскому праву, Россия его не признает, заявил постоянный представитель России при Международном органе по морскому дну (МОМД) Сергей Петрович.
Комиссия ООН одобрила заявку России на морское дно Северного Ледовитого океана
Или мы против и вернёмся в XIX век? И ещё одна ремарка: границы российского сектора Арктики не являются государственной границей. Они объявлялись в 1926 году только лишь с той целью, чтобы закрепить суверенные права на земли и острова внутри этого пространства, в том числе и на те, которые могут быть открыты в будущем, но не на акваторию Северного Ледовитого океана. Так что в этом аспекте можно поставить точку, вернувшись к континентальному шельфу. Не сказать, что его поделили по-братски, но можно считать, что по совести. Как минимум наши интересы действительно не затрагиваются, и это будет видно из дальнейшего повествования, а как максимум — во всём должны разбираться специалисты, а не политики.
Есть, правда, одна деталь: разбираться необходимо с официальной заявкой в Комиссию по континентальному шельфу, подготовленной на основе проведённых научных исследований. У нас всё это есть, а у США? Утром заявка — вечером шельф… Согласно КМП-82, прибрежное государство вправе подать заявку на расширенный континентальный шельф не позднее чем через десять лет с момента её ратификации. Соответственно, у России этот срок истекал в 2007 году. Москва сумела организовать своевременное проведение необходимых изысканий и мероприятий, заявив свои интересы в 2001-м.
Но львиная доля времени уходит не только на научные поиски, но и на представление и согласование дополнительных материалов. Тем не менее официально Россия уже закрепила за собой суверенные права на дно и недра в Охотском море. Аналогичная работа продолжается и по Арктике. В феврале прошлого года на 57-й сессии Комиссия ООН признала обоснованность российского суверенитета на арктическом шельфе по заявке от 3 августа 2015 года с дополнениями, представленными 31 марта 2021 года, о чём говорится в подготовленном ею резюме. Следует отметить, что российскую заявку, помимо США, согласовали Дания Гренландия и Канада вербальные ноты соответственно от 7 октября и 30 ноября 2015 года.
С Норвегией вопрос разграничения морских пространств был решён двусторонним соглашением от 15 сентября 2010 года. Внешние границы расширенного континентального шельфа в Арктике, представленные Российской Федерацией. Одобрительные рекомендации получены по большинству представленных материалов о суверенных правах на морское дно и недра в Северном Ледовитом океане, кроме отдельных его участков. По ним рекомендовано внести частичный пересмотр, что и было сделано ещё раз в ушедшем году с учётом охвата Евразийского бассейна в районе хребта Гаккеля, котловин Нансена и Амундсена. Для рассмотрения и согласования дополнительных материалов а получилось так, что они стали затрагивать интересы Дании и Канады понадобится ещё время, но нам спешить некуда.
Главное уже сделано, а вот американцы только в начале пути. Шума из ничего по поводу их претензий было много, но незамеченным остался тот факт, что Госдепартамент разместил на своём портале так называемое резюме о проделанной работе объёмом в 100 страниц. Некоторые ресурсы утверждают, что Байден решил сделать это именно сейчас, в том числе якобы для получения дополнительных бонусов в связи с предстоящими выборами. Но позвольте, сбор морских геофизических данных проводился на протяжении почти двадцати лет. По заявленным регионам с 2003 по 2018 год состоялось 37 морских научных экспедиций общей продолжительностью 2,5 года.
Ещё пять лет ушло на обработку и оформление полученных научных сведений. Причём 45-й президент, по моему мнению, имел больше возможностей для объявления результатов, чем 46-й. При этом могу предположить, что Джо Байден об этом событии вряд ли знает. Ведь его комментариев на этот счёт не было совсем. Консультационную поддержку исследованиям оказывали бывшие и действующие члены Комиссии по границам континентального шельфа.
Всё это создаёт угрозу для Конвенции Организации объединённых наций по морскому праву и района в акватории, признанного мировым наследием человечества. Вследствии этого Россия предъявляет демарш Соединённым Штатам Америки и вправе в дальнейшем не признавать границы территориального шельфа страны.
Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства.
Взносы и отчисления вносятся ежегодно, начиная с шестого года т. Понравилась статья?
По его словам, притязания на континентальный шельф в Северном Ледовитом океане являются общей тенденцией в морской политике арктических стран. Вместе с тем «другие страны, прежде всего Россия, Канада и Дания, в течение года рассматривают свои претензии на арктический шельф Комиссией ООН по границам континентального шельфа», подчеркнул сенатор. Вице-спикер напомнил, что США до сих пор не пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву, а значит действуют вообще без какой-либо международно-правовой основы.
Арктику не отдадим. Россия не примет установление США новых границ своего морского шельфа
США, заявляя о расширении континентального шельфа за пределы 200 морских миль, действуют без какой-либо международно-правовой основы, а значит теперь в мире имеют полное право не признавать новые границы. Права прибрежного государства на его континентальный шельф, составляющий естественное продолжение его сухопутной территории, «существуют ipso facto и ab initio» (в силу факта и изначально). Министерство иностранных дел России не признало произошедшее в декабре 2023 года одностороннее расширение континентального шельфа США. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Министр обороны РФ Сергей Шойгу поделился впечатляющими новостями о победе наших военных в битве за Херсонское направление. Эстевао Маханджане, член Комиссии ООН по границам континентального шельфа, заявил, что у него нет данных, что США обращались в организацию по поводу расширения шельфа.