Новости где майя жили

Майя жили в каменном веке: имеется в виду, что основы металлургии этому продвинутому народу постичь так и не удалось. На территориях, где проживали народы майя, найдено огромное количество предметов, которые поражают современных исследователей. В исследовании, недавно опубликованном в журнале Ancient Mesoamerica, археологи сообщают об открытии огромного 2000-летнего поселения майя. Народ майя никуда не исчез, он отправился на полуостров Юкатан, где впоследствии возникли новые города, некоторые из которых просуществовали до прихода испанцев. Археологи розыскали потерянный город майя на юге полуострова Юкатан в Мексике, пишет ScienceAlert.

В Мексике археологи обнаружили потерянный город майя

Археологи удивлены найденным в джунглях древним городом цивилизации майя - МК На юге мексиканского штата Чьяпас живет племя лакандонов, являющихся прямыми потомками древнего индейского народа майя.
ТОП-10: Самые недавние открытия, связанные с древними тайнами народа майя Главная» Журнал кругосветки» Майя: где жили и куда исчезли.
В джунглях Мексики обнаружен затерянный город майя - Российская газета «Тикаль» на языке майя означает «место, где слышны голоса», ибо легенда этого народа говорила, что души бывших обитателей города, обязательно возвращаются туда, гдеони когда-то жили.

Археологи обнаружили на Юкатане затерянный город майя с архитектурой в стиле пуук

Церемониальный центр города майя был местом, где жила правящая элита и где выполнялись административные функции города наряду с религиозными церемониями. Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей. На территориях, где проживали народы майя, найдено огромное количество предметов, которые поражают современных исследователей.

10 разгаданных тайн цивилизации майя, которые невероятно удивят

Адмирал благодарил Бога за то, что ему удалось без всякого кровопролития увидеть товары и дары, которыми богаты окрестные земли. В составе груза находилась одежда из хлопка — рубахи без рукавов и выкрашенные «панталоны». Там же были деревянные дубинки и мечи с вделанными каменными лезвиями, медные топоры и колокольчики, глиняная посуда, деревянные и каменные барельефы, а также маленькие ножи, сделанные из прозрачного желтого камня. Испуганные пассажиры каноэ молча смотрели на испанцев, устроивших на судне настоящий обыск, и оживились лишь тогда, когда кто-то из обыскивающих швырнул на пол горсть какао-бобов — универсальное средство обмена в здешних краях, а по сути деньги. Изумлению и возмущению хозяев каноэ не было предела. Взяв только хлопковую одежду и несколько предметов в качестве сувениров, испанцы отпустили судно с миром, не забыв, правда, оставить у себя старика-лоцмана. Впоследствии, уже на гондурасском берегу, они отпустили и его. Эта короткая и довольно мирная сцена была самой первой встречей не только между испанцами и майя, но и между двумя цивилизациями — европейской и американской, причем самой «продвинутой». По сравнению с несчастными «дикими» индейцами Кубы и Эспаньолы, с которыми испанцы познакомились еще в 1492 году и которые, в общем-то, были обречены на вымирание и рабство, команда, пассажиры и груз того памятного каноэ несли все признаки совершенно иного общества. Хозяин судна, хорошо одетый торговец, командовавший двадцатью пятью закованными в цепи гребцами, был, скорее всего, родом из Шикаланго — большого торгового центра на побережье Мексиканского залива.

Сам он утверждал, что прибыл из страны по имени «Майям». Большинство товаров, скорее всего, происходило из Центральной Мексики — это касается медных топоров, колокольчиков и ножей из «прозрачного желтого камня», или обсидиана его еще называют вулканическим стеклом. Одежду из хлопка почти наверняка загрузили где-то на берегу Юкатана. Сразу Колумб не придал значения этому событию, однако много позже охотно рассказывал о нем своим друзьям как об одном из многочисленных курьезных происшествий, случившихся во время его путешествий. Понять Колумба можно: пребывая в заблуждении, что он добрался до Азии с «заднего двора», он и помыслить не мог, что наткнется на каких-то азиатов, перевозящих домашнюю утварь в утлых суденышках. Колумб был уверен, что когда-нибудь доберется до настоящих несметных богатств Азии! Да, конечно, кое-что из увиденного показалось необычным, но это совершенно не соответствовало тому, что он ожидал здесь встретить. Разочарованно вздохнув, великий мореплаватель повернул свои каравеллы обратно в Европу. Индеец наблюдает за прибытием испанского корабля к побережью Мексики Не прошло и девяти лет, как европейцы, твердо обосновавшиеся в Карибском море и основавшие главный город своей экспансии — Гавану, снова встретились с майя, причем в совершенно иных обстоятельствах.

В 1511 году возле Ямайки затонул корабль, на борту которого помимо остальных находился официальный представитель испанской короны по фамилии Вальдивия. Корабль шел из Дарьена территория современной Панамы на Эспаньолу. Официальному представителю и восемнадцати матросам удалось спастись. В критический момент они пересели в шлюпку, которая две недели беспомощно дрейфовала, пока ее не отнесло к берегам Юкатана. Ко времени высадки семь человек умерли, а оставшихся в живых майя взяли в плен. Вальдивию и еще четверых принесли в жертву богам, попросту съев. Остальных посадили в клетку, чтобы подготовить к новым жертвоприношениям. Сломав клетку, пленники совершили побег, но попали в рабство к другому касику вождю , враждовавшему с первым. В итоге выжили двое: Херонимо де Агиляр и Гонсало Герреро.

Причем Герреро породнился с местными жителями, женившись на дочери правителя Четумаля, а потом еще и возглавил сопротивление испанским завоевателям. Много позже, в 1535 году, во время вылазки майя на обосновавшихся в Гондурасе испанцев, нашли останки белого человека. Это был Герреро. Его спутанные волосы, серьги в носу, ушах и губах, а также полностью татуированное тело не вызывали сомнений, что это был именно он. Возможно, правдивую версию добровольного превращения этого испанца, в общем-то экстраординарной фигуры, в майя мы так никогда и не узнаем. Кстати, в послереволюционной Мексике из него сделали героя. Он до сих пор считается одним из основателей мексиканской нации, а его дети стали первыми метисами Нового Света. После этих двух случайных встреч цивилизаций последовала масштабная экспедиция 1517 года, предпринятая Франсиско Эрнандесом де Кордоба. Он возглавил флот из трех кораблей и направился на поиски новых земель и пленных, которыми можно было бы заменить на Кубе умерших от непосильного труда рабов.

Первую остановку эскадра сделала у маленького островка неподалеку от северной оконечности Юкатана. После высадки и короткой стычки с местными жителями взорам конкистадоров открылись удивительный каменный дом и каменные же храмы, облицованные известняковой плиткой. Внутри одного из храмов авантюристы обнаружили такое огромное количество изображений женщин несомненно, храм был посвящен богине Иш-Чель[1] , что дали острову испанское название Исла-Мухерес Isla de Mujeres , то есть остров Женщин. Дальнейший их путь лежал на запад вдоль береговой линии Юкатана, и вскоре они достигли залива Кампече, где и бросили якоря в порту Чам-потон. И вновь непрошеные гости встретили яростное сопротивление, несмотря на то, что они обладали абсолютным превосходством в оружии: оно у испанцев было огнестрельным. Понеся неожиданно тяжелые потери убитыми и ранеными , испанцы были вынуждены ретироваться на свои корабли и взять курс на Кубу. Вскоре Эрнандес умер от ран, но перед смертью он успел рассказать о несметных богатствах, которыми изобиловали открытые земли. В доказательство он показал несколько золотых безделушек, отнятых у обитателей Исла-Мухерес. В воздухе впервые запахло наживой, а у благодарных слушателей загорелись глаза.

В следующем же году была снаряжена новая экспедиция, которой на этот раз командовал Хуан де Грихальва. Учитывая трагический провал прошлогодней авантюры, Грихальва привел к Юкатану куда больше вооруженных людей, чем несчастный Эрнандес. На первом же встреченном по пути острове это был Косумель — остров к юго-востоку от Юкатана вооруженные до зубов авантюристы не встретили никакого сопротивления — напуганные вторжением местные жители попросту разбежались. Пребывая в уверенности, что Юкатан всего лишь большой остров, отряд Грихальвы решил обогнуть его, продвигаясь на юг и с любопытством обозревая проплывающие мимо прибрежные города и деревни. Это, конечно, гипербола в типично испанском стиле, и, скорее всего, люди Грихальвы увидели город Тулум, скромные, но хорошо сохранившиеся здания которого и по сей день взирают с прибрежных холмов на проходящие в море корабли. Удостоверившись, что Юкатан вовсе не остров, флотилия повернула назад и встала на проторенный Эрнандесом путь — двинулась на север, а затем на запад и юг, в сторону Табаско, что на берегу Мексиканского залива. Добравшись до тех мест, путешественники установили доверительные отношения с местным населением и даже принялись обменивать дешевые стеклянные бусы на провиант и золотые изделия. Исчерпав запасы бус, искатели приключений снялись с якоря и продолжили свой путь вдоль Мексиканского залива. Проплывая мимо того места, где сейчас находится крупный порт Веракрус, они увидели, как от берега в их сторону направилась группа каноэ.

К удивлению Грихальвы и компании, в суденышках восседали очень даже не простые пассажиры. Это были местные вожди, украшенные перьями и увешанные сияющими золотыми украшениями. Пришельцев пригласили в гости, угостили индюшатиной, маисовыми лепешками и экзотическими фруктами. Несмотря на то, что в команде Грихальвы не было переводчика, ему все-таки удалось понять, что в той стороне, где садится солнце, находится какая-то огромная империя. Вскоре выяснилось, что гостеприимные ряженые вожди были ацтеками и, более того, являлись ни много ни мало посланниками ацтекского императора Монтесумы. После ужина Грихальву и его компанию проводили до стоявших на рейде каравелл, которые вскоре, подняв якоря и распустив паруса, устремились на север, к берегам безопасной Кубы. К тому моменту она уже успела стать испанской вотчиной и базой для дальнейшей экспансии конкистадоров в Месоамерике. Рассказы участников этой экспедиции, иногда приукрашенные, еще более распалили будущих завоевателей. Отдохнувшие и зализавшие свои раны после прошлых стычек с туземцами, конкистадоры ждали своего часа.

И этот час настал. Мы подошли к переломному моменту для всей истории не только обеих Америк, но и человеческой истории вообще. На небосводе взошла звезда Эрнана Кортеса, в 1519 году отправившегося к берегам Нового Света на 11 кораблях, с пятью сотнями солдат, сотней моряков, с пушками и лошадьми. Первой остановкой в его походе стал уже знакомый нам остров Косумель, и вновь его аборигены разбежались кто куда. Разграбив храмы и разбив множество идолов, испанцы тем не менее попытались установить с местными жителями и, в частности, с их правителем по имени Ах Наум Пат дружеские отношения. Очевидно, это удалось сделать, поскольку в последующие годы Косумель оставался надежным оплотом для дальнейшей колонизации Центральной и Южной Америки. Именно на этом острове Кортес услышал о двух выживших «бледнолицых», якобы «обретающихся» на большой земле с 1511 года. Используя различные способы, он попытался дать знать о себе им обоим, предложив присоединиться и «вернуться в цивилизацию». Удивительно, но послание было услышано.

Герреро от общения с земляками отказался, а Агиляру удалось добраться до Косумеля, где он «умилившись, преклонил колени и возблагодарил Господа, после чего спросил: верно ли, что сегодня среда! Оказалось, что его коленопреклонение случилось не в среду, а в воскресенье. Впоследствии экспедиция Кортеса обогнула полуостров, высадилась в прибрежном районе Табаско и наголову разбила недовольных и крайне негостеприимных местных жителей. Поверженные вожди тотчас выплатили победившим испанцам контрибуцию в виде золота, провизии и женщин. Среди «призов» оказалась девушка, которую испанцы нарекли доньей Мариной. Марине суждено было стать возлюбленной Кортеса и родить ему сына.

Оказалось, что насыщенный пигмент изготавливался из смеси растения индигофера полукустарниковая и редкого вида глины под названием аттапулгит или палыгорскит. Подземный мир майя Фото: Live Science В 2018 году аквалангист исследовал небольшую полость в подводном туннеле в районе полуострова Юкатан. Благодаря этому открытию у нас появился новый рекорд — самая длинная подводная пещера на планете.

Когда в этот же район прибыла команда экспертов, к своему удивлению там они обнаружили целых 200 подводных локаций с древними артефактами. В 347-километровом лабиринте ученые нашли множество интересных вещей, включая также и майские алтари и горелки для благовоний, на которых был изображен Эк-Чуах Ek Chuah , бог торговли. Подобные ритуальные предметы дают основание полагать, что когда-то давно эта пещера относилась к так называемому загробному миру майя. Древняя культура верила, что пещеры и сеноты были вратами в потусторонний мир, откуда и произошло все человечество. Обнаруженные под водой артефакты сохранились просто прекрасно, и количество находок было поразительным. В системе подводных пещер Юкатана исследователям открывается уникальная возможность изучить происходившее здесь на протяжении последних 15000 лет, ведь все здесь сохранилось практически нетронутым из-за труднодоступности этого места. Кроме артефактов культуры майя в затопленных пещерах эксперты обнаружили останки вымерших во время ледникового периода медведей, прото-слонов, гигантских ленивцев и даже череп, который может принадлежать ранее неизвестному виду людей. Необычное развитие городов Фото: Smithsonian Magazine Когда город растет, застройки в нем становятся все более частыми и плотными, численность населения повышается, и людям приходится жить и работать во все более стесненных условиях. Исследователи всегда считали, что подобные обстоятельства побуждали к более активному обмену информацией и навыкам, позволяя обществу развиваться в ускоренных темпах.

Подобная тенденция наблюдалась уже не раз во многих культурах мира, существовавших на самых разных концах света и в самые разные исторические периоды. По какой-то причине цивилизация майя развивалась иным путем. Если один из ее городов начинал испытывать проблему перенаселенности, новые здания строили уже за пределами старого города, расширяя его территорию. Вместо того чтобы жить поближе друг к другу, горожане выбрали политику «пониженной плотности застройки». Эти коренные американцы явно избегали слишком тесного взаимодействия и предпочитали сдвигать границы своих городов дальше в лес. Похоже, что индейцы майя ценили свое личное пространство крайне высоко, но как же тогда быть с преимуществами плотных застроек, сулящих обычно научный и технологический прогресс? Как вы знаете, цивилизация майя обладала весьма развитыми знаниями во многих отраслях, так что просторные города им явно не помешали. Это буквально ломает все стереотипы. Вдобавок археологи даже не уверены в своих выводах об устройстве и менталитете общества майя, ведь не исключено, что они просто подошли к изучению руин не с той стороны.

Какой была жизнь простого индейца майя Фото: Live Science Большую часть общества майя представляли нижние сословия. Вопреки их численному превосходству все фрески и произведения искусства были почти полностью посвящены только элите и иллюстрациям их образа жизни. По этой же причине археологи почти ничего не знают о том, как проходили дни простых горожан, чей быт не попал в центр внимания художников и скульпторов древности. В 2009 году исследователи провели чистку одной из пирамид города-государства Калакмуль. На одной из ее стен была обнаружена фреска, которая к всеобщему удивлению описывала работу самых бедных горожан. Для неискушенных читателей такая находка может прозвучать довольно скучной, но для историков она стала настоящей сенсацией. У ученых появился редкий шанс узнать такие подробности жизни простых индейцев, как приготовление традиционных блюд, обработка листьев табака и питье из горшков. Каждую иллюстрацию сопровождали надписи, поясняющие, чем занимается конкретный персонаж фрески. Редкими оказались не только эти рисунки, но и иероглифы, ведь ученые впервые узнали, как выглядят в письменности майя такие слова, как «соль» и «маис» кукуруза.

С этой культурой связано и много других интригующих вещей, которые только сейчас начинают раскрывать нам тайны этого давно исчезнувшего народа. Руины древних храмов, пирамид и простых жилых кварталов помогают ученым понять, как было устроено это общество, и как правили его цари века тому назад. Предметы искусства рассказывают нам о быте майя, но некоторые находки настолько необычны, что ученые до сих пор не могут их классифицировать. Эта удивительная цивилизация оставила будущим поколениям американцев и всему миру еще множество загадок, которые не перестают пленять самые светлые умы научного сообщества. Шаг за шагом мы собираем эти головоломки, и в этой подборке вас ждут 10 самых недавних прорывов в области изучения народа майя. Монументы времен великой засухи Фото: phys. Именно в Белизе находятся знаменитые сеноты Кара Бланка Cara Blanca , неподалеку от которых покоятся руины 2 старинных строений — платформа рядом с самым глубоким сенотом и банный комплекс. Оба этих сооружения были построены примерно в 800-900 годах нашей эры, когда в этом регионе царила страшная засуха. В тот период пилигримы регулярно посещали сеноты Белиза, чтобы почтить бога дождя Чаака Chahk.

Команда экспертов планировала провести дополнительные поиски артефактов в районе фундамента у сенота и оценить ущерб, нанесенный бане грабителями. Вместо этого археологи узнали нечто совершенно новое об этом священном месте и его старинных руинах. Во время раскопок в районе одного из сенотов ученые наткнулись на еще одну платформу, которую не только никто не ожидал здесь найти, но и которая была старше первой на 200-300 лет. Это значит, что религиозные ритуалы у сенотов Кара Бланка проводились намного раньше, чем предполагали исследователи до этого открытия, а еще, судя по всему, в 600 годы этот район еще не страдал от засухи. Банный комплекс тоже преподнес ученым сюрприз. Оказалось, что поврежден он был совсем не грабителями, а самими индейцами майя, которые разобрали это строение перед своей миграцией. Лик Пакаля Великого Фото: sciencealеrt. Этот всеми любимый царь взошел на трон в нежном возрасте 12 лет в 615 году нашей эры и управлял своим народом до самой смерти - до 80 лет. В 2018 году археологи устроили раскопки в районе его дворца на юге Мексики и внезапно обнаружили очень редкий артефакт.

Дворец Пакаля — и без того настоящее инженерное чудо для тех лет с множеством сюрпризов, но когда исследователи добрались до рукотворных водостоков, они обнаружили там ранее неизвестный бассейн с сидениями. В этом же здании ученые обнаружили тайник с алебастровой маской реального размера. Впрочем, это была не та маска, которую надевали на лицо, а скорее интерьерное украшение. После сравнения находки с изображениями царя Пакаля эксперты пришли к выводу, что артефакт был слеплен явно по образу и подобию великого правителя майя. Маска была слеплена с уже пожилого мужчины, лицо которого покрывали морщины, что также свидетельствовало в пользу Пакаля, правившего древней цивилизацией до самых преклонных лет. Предположительно эта находка — первое обнаруженное учеными произведение искусства, изображающее Пакаля в последние годы его жизни. Влияние народа майя на окружающую среду Фото: sciencealеrt. У них, конечно же, не было пластика и выхлопных газов, просто потому что тогда еще не было таких технологий, но эта культура все же не особо берегла окружающую среду. В 2018 году исследователи сделали важное открытие, и помог им в этом ископаемый уголь, или точнее его отсутствие.

Оказывается, в свое время майя вырубили немало местных лесов. Им нужны были дрова для обогрева, поля для сельского хозяйства и площадки для строительства огромных пирамид и городов, а местные леса были главной помехой на их пути. Закат этой цивилизации пришелся примерно на 10 век нашей эры, и за последующие примерно 1100 лет тропические леса в этом районе восстановились, поэтому в наши дни руины древних городов буквально утопают в зарослях, но так было далеко не всегда.

Майя, пожалуй, одна из самых продвинутых цивилизаций в истории. Они писали везде, в том числе и на построенных ими зданиях www.

Майя никогда не использовали сталь или железо в своем оружии. Обычно они предпочитали стеклянную и вулканическую породу.

Потомки древних майя: остались ли в Америке индейцы майя, и где они сейчас живут

В этот период процветали такие большие центры, как Исапа на Тихоокеанском побережье, где заметен переход от привнесенных элементов ольмекской культуры к тем элементам, которые в будущем образуют культуру майя. В это время майя продвигаются на запад, вытесняя местное население, по-видимому родственное ольмекам. Мексиканские археологи обнаружили захоронения с обезглавленными и расчленёнными телами на лестнице пирамиды майя.

МАЙЯ (Цивилизация)

Потомки майя - Цивилизации - майя - Паранормальные новости В начале 2010-х учёные нашли странные останки там, где жили индейцы майя: продолговатые черепа заставили многих заговорить об их инопланетном происхождении.
Археологи удивлены найденным в джунглях древним городом цивилизации майя - МК Это открытие проливает свет на людей, которые жили в шумных городах этого лесистого бассейна более 1000 лет.
МАЙЯ (Цивилизация) | Энциклопедия Кругосвет Также учёные доказали, что у майя были устойчивые сельскохозяйственные системы, которые позволяли им жить стабильно, без угрозы голода.

В тени джунглей: археологи обнаружили затерянные поселения древних майя

И это, пожалуй, один из крупнейших археологических объектов цивилизации майя в Центральной Америке. Именно это место стало вдохновителем, а потом нашло отражение в фильме Мела Гибсона «Апокалипсис». Поездка в Тикаль в финансовом плане довольно дорогое удовольствие, по сравнению с другими направлениями к руинам цивилизации Майя. Но сохранившиеся пирамиды, каменные королевские дворцы, картины и фрески стоят того, чтобы их увидеть. Кстати, будьте на чеку, в густых лесах, окружающих парк, водятся хищные ягуары. Этот крупный разрушенный город, судя по всему, был одним из Толланов — место почитания мифологического божества Кетцалькоатля пернатый змей. Об этом свидетельствуют изображения, найденные на стадионе для игры в мяч. Чичен-Ица известна большим разнообразием архитектурных стилей. Этот город был привлекателен для жителей, поскольку здесь имелось два глубоких сенота, обеспечивавших население водой круглый год. Один из таких природных колодцев — Священный сенот — место жертвоприношений и паломничества древних Майя.

Чичен-Ица очень популярна среди туристов, ежегодно ее посещают более 1,2 миллиона человек. Паленке, Мексика Этот майянский город процветал на юге Мексики в 7 веке до нашей эры. После падения город был надолго поглощен джунглями, прежде чем вновь открыт и превращен в знаменитое место археологических раскопок. Паленке расположен на реке Усумасинта в 130 км к югу от Сьюдад-дель-Кармен. Он значительно меньше Тикаля, но зато может похвастаться своей архитектурой, сохранившимися скульптурами и барельефами древних майя. Многочисленные иероглифические надписи на памятниках позволили экспертам восстановить большую часть истории Паленке. Остальная часть находится поблизости, но скрыта под землей, в зарослях густых джунглей. Калакмуль, Мексика Древние руины города Калакмуль скрыты в джунглях мексиканского штата Кампече. Это один из крупнейших городов майя.

На территории около 20 квадратных километров обнаружено более 6500 зданий. Самые большие пирамиды достигают высоты 50 метров и ширины основания в 140 метров. В классический период наблюдалась эпоха рассвета Калакмуля. В это время он находился в жестком соперничестве с Тикалем, это противостояние можно сравнить с выяснением политических амбиций двух сверхдержав. Получивший название Змеиное Королевство, Калакмуль распространил свое активное влияние в радиусе нескольких сотен километров. Об этом свидетельствуют характерные каменные эмблемы с изображением змеиной головы, найденные в небольших майянских деревнях.

Рядом с городом находится сенот — естественный карстовый провал, похожий на воронку. Его, скорее всего, использовали для ритуальных подношений богам. Археологи выделили свидетельства существования различных социальных классов. Мы, археологи, удивлены, потому что не ожидали найти столь хорошо сохранившийся памятник», — сказал Карлос Пераса, один из археологов, ведущих раскопки. Археологи раскопали 38 погребальных захоронений с подношениями в виде керамики, украшений из обсидиана и кремневых орудий. Была обнаружена новая антропологическая информация о жителях Сиола и их погребальных обычаях.

В1542 году среди руин древнего города Тихоо испанцы основали будущую столицу Юкатана — Мериду. Дальше больше — в 1546 году Тутуль Шиу, правитель Мани самого могущественного государства того времени на северо-западе установил теплые отношения с испанцами и даже принял христианство. За ним последовали многие другие, и, даже несмотря на короткую вспышку сопротивления на востоке, к концу 1547 года вся северная часть полуострова была завоевана окончательно. Осев всерьез и надолго на завоеванных землях, испанцы — конкистадоры и просто поселяне — отнеслись к культуре порабощенных народов без всякого любопытства разве что в случае крайней административной необходимости. Куда больший интерес к искусству коренных жителей Америки неожиданно проявился за тысячи километров — в Старом Свете. Гуманисты, антиквары, схоласты и простые обыватели Европы XVI века, затаив дыхание, слушали романтические истории о покорении далеких, загадочных земель. Главную интригу создавали, конечно, многочисленные артефакты, подобные тем, что привез Монтехо. Текстиль, изделия из перьев, маски, инкрустированные бирюзой, орнаменты из золота — все это увидел и оценил Альбрехт Дюрер в 1520 году на выставке в Брюсселе. Я увидел среди них прекрасные произведения искусства, которые заставляют восхищаться утонченностью и гениальностью народов, населяющих неведомые земли». В эпоху Возрождения не только появился интерес к изучению классической античности, но и возникла мода на ее символику и артефакты. По всей Европе в парках, замках и дворцах принцев, аристократов и нуворишей поселились бесчисленные статуи Венер, Аполлонов и Гефестов. И вот нежданно-негаданно возникла Америка… Не мифология из бесконечно далеких времен, а вполне осязаемая, хотя и географически отдаленная, реальность. Теперь, на волне любопытства и моды на все необычное, среди сильных мира сего стало принято заводить нечто вроде «коллекции курьезов», или кабинета редкостей. Туда в кучу сваливали раковины, останки рептилий, камни-самоцветы, чучела экзотических животных, гигантские зубы — в общем, те предметы, которые трудно классифицировать, но которыми можно было похвастаться перед гостями. В бассейне Карибского моря в самом начале грабительского этапа в 1492-1520-е годы испанцы вели себя как грубые, алчные и жестокие пришельцы, прибывшие лишь для того, чтобы намыть золота и, превратившись в нуворишей, вернуться на родину. Считалось, что к местным жителям нужно относиться как к рабам или как к балласту. Либо они помогают намывать золото, либо мешают. Они грубые, жестокие и бесчувственные… у них нет ни ремесел, ни искусств, ни нормальных человеческих манер», — повествуется в одной из хроник. То есть, на средневековый взгляд завоевателей, это были полулюди-полуживотные, годные лишь для рабского труда; дикари, попрятавшиеся в густых лесах на задворках цивилизации. Тем не менее острая нужда в новых рабах и ресурсах гнала конкистадоров в глубь Месоамерики, где они, в конце концов, открыли для себя майя и ацтеков. К своему изумлению, здесь они столкнулись с высокоорганизованными обществами, строившими города, занимавшимися торговлей и сельским хозяйством и имевшими большинство атрибутов, характерных для настоящей государственности. Разумеется, среди конкистадоров находились люди вдумчивые, рассудительные и наблюдательные — такие, как, например, сам Кортес или Берналь Диас дель Кастильо — по сути летописец и хронист, старавшийся оставить для потомков описания всех перипетий, связанных с покорением Мексики. Оба не скрывали восхищения увиденным, особенно на первых порах. Их поразили и масштабы и развитость американской цивилизации. Многое им показалось необъяснимым и неописуемым, иногда даже не находилось слов, чтобы хоть как-то охарактеризовать увиденное. Поэтому не удивляйтесь моей манере изложения, так как я не всегда знаю, как описать все эти чудеса, которых мы раньше не видели, о которых мы ничего не слышали и о которых даже не помышляли в самых смелых мечтах», — написал Диас, впервые увидев Теночтитлан — огромный город, окруженный цепью высоких вулканов. Еще больший шок пришельцы испытали в самой столице: их не могли не поразить многочисленные дворцы, храмы, сложенные из кирпича и покрытые штукатуркой жилые дома; бесчисленные сады и каналы; рынки, где крестьяне обменивали плоды своего труда на изделия городских ремесленников. Взору испанцев открылась цивилизация, которая по блеску и масштабам не уступала европейской, а кое в чем даже превосходила. Но не только высокие стандарты развитого общества поразили непрошеных гостей. Привыкшие к средневековым жестокостям, дети немилосердной и несентиментальной эпохи, конкистадоры и на вновь открытых землях насаждали террор, а проще говоря, устроили настоящий геноцид покоренных коренных народов. Но даже они, чьи руки были по локоть в крови, содрогнулись, увидев в империи ацтеков и, в меньшей степени, на земле майя жуткие по иному не скажешь сакральные кровопускания и жертвоприношения. Берналь Диас впервые увидел эти кошмарные ритуалы, практикуемые среди майя Юкатана, еще будучи участником экспедиции Эрнандеса де Кордобы: Они приводили нас в огромные, выстроенные из блоков здания, которые были их храмами, посвященными каким-то богам. Стены этих храмов украшали изображения каких-то змей, пресмыкающихся и неких дьяволоподобных существ, видимо, их идолов. Перед стенами находились жертвенники, испачканные запекшейся кровью. У служивших в этих храмах жрецов были спутанные, косматые волосы со следами крови, отовсюду несся тошнотворный трупный запах. Как же объяснялись все эти жестокие традиции? Согласно фундаментальному учению христианской церкви, все люди произошли от Адама и Евы, а также от сыновей Ноя после Великого Потопа. Но откуда взялись эти американские общества? Произошли ли они от главной ветви человечества, перебравшись в Новый Свет в незапамятные времена, или же эти народы переселил сам дьявол, оторвав их от истинной веры и превратив в жалкую пародию на христиан? Происхождение и история экзотических народов стали источником не только академических, но и богословских споров в течение всего XVI столетия. Дело дошло до того, что в 1537 году папа Павел III в своей булле «Sublimis Deus» Вышний Бог официально декларировал, что американские индейцы — вполне разумные люди, и их нужно считать «настоящими людьми». Булла запрещала относиться к ним как к безмозглым животным, а также выказывала уверенность, что коренные жители Америки вполне способны приобщиться к цивилизованной жизни и стать частью христианского мира. По сути, папа через свою буллу рекомендовал и даже требовал не только установления в Америке новых экономических отношений читай: экономической эксплуатации , но и безусловного обращения в христианство целой части света. Для монахов-миссионеров, военных и администраторов насаждение веры было делом как богоугодным, так и сулящим быстрое продвижение по карьерной лестнице, а для людей с авантюрным складом души еще и новым захватывающим приключением. Крещение народов Америки преследовало грандиозную цель — основание на многолюдном континенте «Нового Иерусалима»; причем успех данного предприятия во многом компенсировал бы потери католицизма в борьбе с протестантизмом в Европе. Первыми в евангелизации Америки стали францисканцы. Встрепенувшийся после успешной испанской реконкисты орден, фаворит и любимец испанской короны и самого Кортеса, основал в 1524 году свою первую миссию в Мексике, в будущем Мехико. Францисканцы, энергичные, вооруженные тысячелетней убежденностью люди, нацелились на полную христианизацию мира до Второго Пришествия — события, обуславливающего их детерминистический взгляд на цикличность истории. Кстати, взгляд очень даже родственный воззрениям майя. Для того чтобы успешно выполнить свою задачу и покончить с индейской культурой, францисканцам предстояло изучить и понять традиции и верования народов, которые они хотели обратить в католическую веру. Наиболее известным францисканцем-миссионером, побывавшим среди ацтеков, являлся брат Бернардино де Саагун. Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики. В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс». Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты. Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны. Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда. Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги. Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору. Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости». Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом. В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни. Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником. И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания. В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным. Диего де Ланда. Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году. Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями. Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов. К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа. Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией. Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей. И еще: один из знатных людей майя, названный на испанский манер Гаспаром Антонио Чи, показал де Ланда написание некоторых иероглифов, которые впоследствии также послужат ключом к дешифровке письменных памятников майя. Де Ланда постарался точно охарактеризовать особенности общества майя, их социальную иерархию, роль жрецов, хранителей древних знаний и даже попытался заглянуть в прошлое этого народа. Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять. Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве. Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании. По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно. В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада».

Города характеризовались плотным заселением, что противоречит гипотезе, предполагающей, что ранние мезоамериканские населения были малонаселенными. Археологи также обнаружили свидетельства существования больших комплексов и пирамид в некоторых поселениях, которые указывают на то, что некоторые из них служили центрами для работы, отдыха и политической деятельности. Были найдены и площадки для игры в мяч и других видов спорта, распространенных среди древних майя.

Древний город майя нашли на дне озера в Гватемале

В Мексике археологи нашли руины древнего города майя с дворцами, пирамидами и площадями на строительной площадке будущего промышленного парка на полуострове Юкатан, сообщает The Guardian. Где жили народы майя? Майя населяли большую часть территории Центральной Америки, современной Мексики. На юге мексиканского штата Чьяпас живет племя лакандонов, являющихся прямыми потомками древнего индейского народа майя. На территориях, где проживали народы майя, найдено огромное количество предметов, которые поражают современных исследователей. На дне крупного озера в Гватемале под названием Атитлан группа ученых обнаружила затерянный город цивилизации майя. Кроме артефактов культуры майя в затопленных пещерах эксперты обнаружили останки вымерших во время ледникового периода медведей, прото-слонов, гигантских ленивцев и даже череп, который может принадлежать ранее неизвестному виду людей.

Потомки майя

Радарное сканирование Агуады, самой старой и самой большой структуры майя, когда-либо найденной. Масштабы комплекса просто огромны! Это не только самое раннее и крупнейшее церемониальное сооружение майя, но оно настолько велико, что занимает гораздо больше места, чем Великие пирамиды Гизы в Египте! Аэрофотоснимок главного плато Агуада Феникс. Технологии, с помощью которых было сделано открытие, с успехом используются в ряде областей, включая археологию.

Это позволяет учёным сэкономить время и силы, не путешествуя по труднодоступным местам в поисках памятников и сокровищ. Фактически это открытие было сделано ещё в 2017 году, но только сейчас учёные стали делиться деталями этой потрясающей находки. Часть участка Aguada Fenix, раскопанного Мелиной Гарсия. Самое древнее поселение майя, из известных на сегодня, датируется 950 годом до нашей эры.

Агуада Феникс может быть на пятьдесят лет старше. Чтобы прийти к этим выводам, археологи использовали лазерные и радиоуглеродные системы датирования. Местность, где был найден комплекс сооружений, находится не глубоко в джунглях. Это равнина, сегодня она густо заселена, но благодаря современной инновационной системе, стало возможным детально изучить всю подземную структуру комплекса.

Раскопки начались после детального изучения геоданных. После детального изучения геоданных, археологи начали раскопки этого места.

В городе были обнаружены несколько зданий, в том числе пирамидальные конструкции высотой 15 метров, каменные колонны и другие сооружения, расположенные в виде концентрических колец. Кроме того, в городе есть площадка для игры в мяч, которую, возможно, использовали для отдыха или религиозных целей. По словам археологов, город был важным местным центром между 250 и 1000 годами нашей эры, известной как классическая эпоха с точки зрения цивилизации майя. Ранее ИА Регнум сообщало, что в руинах на юго-востоке Мексики археологи обнаружили скульптуру возрастом около 1300 лет, изображающую голову бога кукурузы.

В городе обнаружили различные здания, в том числе несколько пирамидальных конструкций высотой 15 метров. Нашли также площадку, которую, возможно, использовали для отдыха или религиозных целей.

Беляев: - В том-то и дело, что как раз никуда не ушли. Потому что мы наблюдаем процесс, который у нас в 90-е годы тоже наблюдался, когда у нас был экономический кризис. Некоторые люди частично живут в городе, а ведут какое-то еще полусельское хозяйство. Для Москвы, для мегаполиса… Баченина: - Каждый четвертый. Беляев: - Но многие люди этим занимаются просто для души. А в 90-е годы это были существенный доход для многих семей. Баченина: - То есть можно провести аналогии, чтобы было понятно. Беляев: - Эта деурбанизация, люди начинают из городов потихоньку уходить, население падает. И мы видим это на археологических материалах, оно действительно сокращается. А потом уже, может быть, к социально-политическому кризису добавилась экология, начало засухи и т. Тут неожиданно выясняется, что и в сельской местности жить неудобно. И люди начинают вымирать от голода, от болезней. И на протяжении 150 лет население падает довольно быстро. Хотя были какие-то эмиграции, видимо, люди куда-то убегали совсем далеко. Думаю, современный человек способен представить, что такое город, потому что он обитает в городе, у него какое-то схематическое мышление работает. А здесь как представить правильно — так же, как у нас: вот город заканчивается и начинаются села, деревни? Беляев: - Урбанизм в древних обществах, в ранних цивилизациях всегда своеобразный. К нашему ближе какой-нибудь древневосточный, где города концентрированные, вот здесь стены и всё, город условно заканчивается есть, конечно, предместья. В мезоамерике не так, особенно у майя. Поскольку это все-таки тропические районы, там, с одной стороны, много пространств, с другой стороны, специфика земледелия такая — город расплывается. Есть центральная часть. Там ты сразу поймешь, что это город. В текстах майя они называют, что это высокий город. Там пирамиды, там дворцы, там площади, там поселения зажиточных горожан, все, что нужно для города — храмы, школы, училища. Баченина: - А как вы понимаете, что это школа? Беляев: - К сожалению, не так много данных. У нас есть два примера, исследованных археологами, специалистами по письменности майя, которые показывают, что это были училища или школы. Баченина: - А больницы были? Беляев: - С больницами сложно. Вот с училищами все-таки проще, потому что есть Чичен-Ица, город на севере Юкатана, одна из поздних столиц расцвет ее был в IX-X веках. Вот там было найдено… Его здание называли храмом, потому что оно такого не дворцового типа. И там внутри были найдены каменные таблички, которые были вмурованы в стены. И это были слоговые знаки письменности майя, которые были парами высечены. В одном случае был принцип — одна и та же гласная, а другой принцип был, видимо, какой-то другой. Это наглядное пособие. Школьники, видимо, сидели и смотрели на то, что прямо в стене вырублено. А второй пример был найден в 2012 году на севере Гватемалы, древний город Баашвиц. Там было училище для специалистов по астрономии и календарю. Потому что там на стенах были нарисованы разного рода таблицы — лунные, таблицы так называемых кратных видимо, для расчета сложных циклов и т. Тоже, видимо, сидели ученики и смотрели на эти наглядные пособия. Это важные элементы.

Археологи представили миру ранее неизвестный 1500-летний город майя

Были найдены и площадки для игры в мяч и других видов спорта, распространенных среди древних майя. Майя, жившие на территории Гватемалы, также строили каналы и резервуары, которые хранили воду для ее последующего использования в засушливые периоды.

И хотя племена долгое время считали безобидными, мирно существовавшими земледельцами, позже историки пришли к выводу, что это мнение — ошибочное. Население постоянно враждовало друг с другом и своими соседями. Когда зародилась цивилизация Историки до сих пор спорят о том, когда именно зародилась цивилизация майя. Но известно точно, что эти народы проживают на Юкатане более сорока веков.

Наиболее ранние археологические находки культуры датированы вторым тысячелетием до нашей эры. Считается, что майяская цивилизация появилась в промежутке от 7000 до 2000 годов до нашей эры, когда охотники и собиратели начали создавать поселения. Майянская цивилизация зародилась между 7000 и 2000 годами до нашей эры. Кроме этого они выращивали бобы, кабачки и другие овощи. Постепенно племена начали возводить города, совершенствовать их, придумали системы очистки воды, развивали военное искусство и не только. Как погибла загадочная цивилизация Быстрое сокращение населения началось еще в девятом веке, а к середине десятого майя перестали строить сооружения из камня.

Жители начали покидать города, а придуманные ими системы водоснабжения — приходить в упадок.

Если не было дождей то люди оказывались в серьезной опасности. Таким образом, единственным источником воды для Тикаля в период засухи служили эти резервуары. Археологи по-прежнему нуждаются в подтверждении того, что в этих местах происходили сильные засухи. В архиве метеорологических отчетов прошлых лет в Мехико содержалась интересная информация. Оказывается, в прошлом веке здесь была сильная засуха, можно даже сказать страшная засуха. С 1902 по 1904 гг. Просто повезло, что метеосводки тех лет сохранились до наших дней. Теория засухи Данные, найденные в архиве, служат доказательством того, что в этих местах происходили сильные засухи, значит, можно предположить, что аналогичные бедствия могли произойти и в то время, когда исчезли Майя. Но одна губительная засуха за 100 лет еще не подтверждала теорию.

Чтобы больше узнать об истории Мексики, приходится обращаться в национальный архив, где собрана уникальная коллекция рукописных книг, часть из которых датирована XVI веком. Через несколько месяцев кропотливых поисков были обнаружены отчеты о страшных засухах, случившихся в провинции Юкатан в районе, который когда-то был плотно заселен народом Майя. Отчеты, которые хранятся в архивах, были составлены испанскими колонизаторами для начальства в Мехико и Мадриде. Например, в одном из них содержится просьба от властей Юкатана помочь продовольствием. В 1795 году почти весь урожай погиб. У крестьян не было зерна и люди боялись умереть голодной смертью, как уже неоднократно происходило в прошлом. Теперь можно было не сомневаться, что это был правильный путь. Документальные свидетельства засухи прошлых лет найдены, и вряд ли можно отыскать сведения о климате в IX веке. Теперь можно продолжить исследования, но в совершенно другой области в метеорологии. Поэтому я начал собирать данные об изменении климата на нашей планете и пытался узнать, что происходило в мире в то время, когда погиб народ Майя.

Первые результаты появились во время изучения климата Европы. В руки попали документы с заголовком "Дендрохронология и флуктуация ледяного фронта на севере Швеции". Документ содержал важную информацию. Изучая кольца на деревьях, ученые выяснили, что 1200 лет назад как раз в то время, когда исчезли Майя, в Швеции наступил чрезвычайно холодный период. Но можете ли похолодание в Европе вызвать засуху в Центральной Америке, специалисты сомневались. Какая может быть связь между похолоданием и засухой? Оказалось, что этот вопрос недостаточно изучен. Кажется, я был первым из жителей Техаса, кто всерьез задумался об этом. Мне даже сказали, что большинство метеорологов сочтут эту проблему в изрядной степени надуманной. Понимаете, я дошел до этого интуитивно, я прислушиваюсь к своему внутреннему голосу и уверен, что между засухой и похолоданием имеется связь" - Дик Гилл.

Он решил, что климат Европы и Центральной Америки связаны определенной областью высокого давления, которое находится где-то в Северной Атлантике. Задача оказалась не из легких. Изучив метеосводки только за XX век, на что ушло порядка двух лет, Дик Гилл сделал настоящее открытие. Области высокого давления обычно ассоциируется со спокойной устойчивой погодой, в Северной Атлантике имеются такие области, одна из них уже длительное время находится возле Европы. А в Арктике зафиксирована необычно низкая температура". Исследователь установил, что между изменениями климата в разных частях существует взаимосвязь. Подтвердит ли это версию о засухе? В этом ему поспособствовали специалисты по компьютерному моделированию. Для этого не нужно мерзнуть на полюсе или потеть в тропиках, имеется уникальная возможность моделировать климат на земле". Специалисты определяют как можно сместить область дождей из Центральной Америки и вызвать засуху.

Модулируя похолодание на Севере, компьютер выдает поразительные результаты. Зона дождей смещается к Югу и не достигает Центральной Америки, в результате происходит засуха. Таким образом, было получено очередное доказательство того, что именно засуха уничтожила индейцев Майя. Эта теория нашла подтверждение в неожиданном месте на Северном Полюсе.

Он представляет собой геологическую область, связанную общими грунтовыми водами и расположенную на полуострове Юкатан на территории современных Мексики север и Гватемалы юг. На территории этого бассейна расположены руины древних поселений майя, окружавших крупнейшую метрополию Эль-Мирадор на севере Гватемалы и город Калакмуль на юге Мексики. Эта область представляла собой идеальный район для заселения, считают ученые. Она объединяла возвышенности, на которых можно строить поселения из местного известняка, и низменности, часто заболоченные, пригодные для сельского хозяйства. Карта бассейна Мирадор — Калакмуль. Изображение: Richard D.

Hansen et al. Лазерные импульсы лидара способны проникать даже сквозь самую плотную растительность и воспроизводить особенности рельефа и построек. Ученые составили комплексную карту территории, основанную на времени, которое требуется свету для возвращения к приемнику. Погрешность съемки составила менее 15 см по горизонтали и 30 см по вертикали, а цифровые модели рельефа и местности, построенные учеными, описывают всю территорию, окружающую Эль-Мирадор, с разрешением 0,5 м. Что показало сканирование? Лазерное сканирование выявило 60 тыс. Здания и сооружения объединены в 964 поселения: 775 из них расположены на территории южной низменности бассейна, а еще 189 — в окружающем ее карстовом хребте.

Livescience: цивилизация майя никуда не исчезала, их потомки живут до сих пор

самый загадочный аспект исторической науки. Еще в 1517 году латиноамериканские высокообразованные представители поразили. В этот период процветали такие большие центры, как Исапа на Тихоокеанском побережье, где заметен переход от привнесенных элементов ольмекской культуры к тем элементам, которые в будущем образуют культуру майя. Живут современные потомки древних майя на первый взгляд плоховато.

Главное сегодня

  • 20+ интригующих фактов о народе майя, о которых интеллигентно умолчали школьные учителя
  • В Гватемале обнаружили затерянные города майя: Наука: Наука и техника:
  • Прибыли из Сибири и основали свыше 1 000 городов в американских джунглях
  • Племена майя: история, цивилизация, исчезновение, религия и жертвоприношение

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: достижения и исчезновение

Возросшие потребности в сельскохозяйственной продукции заставляли земледельцев осушать болота и применять террасное земледелие в холмистой местности, например по берегам Рио-Бек. В поздний классический период из состава сложившихся городов-государств начали выделяться новые города. Так, город Химбаль вышел из-под контроля Тикаля, что языком иероглифов возвещено на архитектурных сооружениях. В рассматриваемый период пика своего развития достигает майяская эпиграфика, однако содержание надписей на монументах меняется. Если раньше преобладали сообщения о жизненном пути правителей с датами рождения, женитьбы, восшествия на престол, смерти, то теперь основное внимание уделяется войнам, завоеваниям, захватам пленников для жертвоприношений. К 850 многие города на юге низинной зоны были покинуты. Полностью прекращается строительство в Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор не ясны. Упадок этих городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием, эпидемией или экологическим кризисом. Центр развития майяской цивилизации перемещается на север полуострова Юкатан и западное нагорье — области, воспринявшие несколько волн мексиканских культурных влияний.

Эти пышные города превзошли прежние высотой зданий, многокомнатными дворцами, более высокими и широкими ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по камню и мозаичными фризами, огромными площадками для игры в мяч. Майяская игра в мяч. Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в Месоамерике еще за две тысячи лет до н. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости — она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами. Участвовали в игре только мужчины, разделенные на две команды, которые включали от одного до четырех человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп. Площадки для игры в мяч состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между которыми располагалось игровое поле, подобное широкой мощеной аллее.

Такие стадионы сооружались в каждом городе, а в Эль-Тахине их насчитывалось одиннадцать. По-видимому, здесь находился спортивный и церемониальный центр, где проводились широкомасштабные состязания. Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву. Проигравших, связанных вместе, скатывали по лестницам пирамид, и они разбивались насмерть. Последние города майя. Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху 950—1500 , просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 в. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками ок. Название города образовано от майяских слов «чи» «рот» и «ица» «стена» , но его архитектура в т. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах.

Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период 1200—1450 Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты — например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями. Календарь древних майя. В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления — т.

Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием «тун», разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет катун. Двадцать катунов то есть четыре века составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени — 260-дневный и 365-дневный годовые циклы.

Чтобы найти древний город Октомун, археологам пришлось углубиться в мексиканские джунгли на 60 километров. Путь явно был нелегким, потому что в тропических лесах не только высокая влажность и температура воздуха, но и много опасных животных. Например, в густых джунглях полуострова Юкатан водятся ягуары и пумы, а также другие хищные создания. Джунгли полуострова Юкатан Результатом рискованной экспедиции было обнаружение руин древнего поселения, площадь которой достигала 500 000 квадратных метров. Ученые под руководством археолога Ивана Шпрайца заранее подозревали, что в лесах что-то есть — на это указывали фотографии, сделанные с большой высоты. В частности, обнаружить город удалось благодаря технологии LIDAR — специальное устройство испускает лазерные лучи, на основе отражений которых можно судить о том, какие объекты могут прятаться за деревьями.

Вид на город Окомтун сверху — фотография была сделана при помощи лидара Читайте также: Календарь майя оказался гораздо старше, чем считалось раньше Окомтун — древний город цивилизации майя Дойдя до точки назначения, ученые увидели множество колонн, в честь которых найденный город и получил свое название. Исследователи не исключают, что на колоннах держались верхние этажи зданий, то есть город Окомтун мог быть многоуровневым. По расчетам ученых, высота некоторых пирамид могла достигать 15 метров. Многие постройки города Майя полностью разрушены и находятся под землей.

Вероятное назначение этого места - сбор сообщества для проведения религиозных церемоний майя. Найденные предметы предполагают ритуальное назначение этого места. В то время как более поздние сооружения, такие как знаменитые пирамиды, сделаны из камня, этот памятник сделан из земли и глины.

Также не было никаких признаков статуй людей с высоким статусом, что говорит о том, что культура майя была более коммунальной в начале своей истории, а позднее развивалась в более иерархическое общество. Учёные предполагают, что это открытие изменит историю Центральной Америки. Майя были мезоамериканской цивилизацией, которая охватила несколько коренных культур из Мексики и Центральной Америки до появления испанцев в 16 веке. Они никогда не были объединённой империей, а скорее состояли из нескольких городов-государств в Белизе, Мексике, Сальвадоре, Гватемале и Гондурасе. Разные города-государства сражались или заключали союзы в разные моменты времени, но все они обладали определёнными общими культурными чертами. Это включает большой опыт в медицине и астрономии, а также их невероятно сложный календарь. В начале периода майя, когда эта структура была построена, цивилизация была в основном сельскохозяйственной, выращивала маниоку, кукурузу, тыкву и бобы.

Это было примерно в то же время, когда цивилизация ольмеков была хорошо развита и майя переняли некоторые их определённые культурные и религиозные черты. Также сложный календарь и система чисел тоже были переняты у ольмеков, что могло стимулировать изменения в обществе майя. На раннем этапе своего развития общество майя было не столь иерархично. Это открытие существенно изменит историю Центральной Америки, потому что кажется, что в его свете этого общество майя по своему происхождению не будет теперь таким уж неравным, каким оно было на более поздних стадиях своего развития. По мнению ученых, тот факт, что подобные структуры были построены ранее, чем считалось до этого, может означать, что между людьми в обществе майя существовали некие неразрывные связи, которые невозможно представить в сильно иерархическом обществе.

Чтобы добраться до города, учёным пришлось пройти 60 километров по джунглям. Об этом месте археологи узнали благодаря современным технологиям: они просканировали территорию при помощи лидара — технологии для измерения расстояния, где используется отражение лазерных лучей от поверхности. В городе обнаружили различные здания, в том числе несколько пирамидальных конструкций высотой 15 метров.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий