Еврейский музей и центр толерантности — это культурно-образовательный проект об истории и людях, которые ее время своей работы мы изменили подход. С 19 октября 2022 по 19 февраля 2023 года в Москве в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Мир как беспредметность.
В Еврейском музее открывается персональная выставка Алексея Бегака
Там можно увидеть сотню произведений искусства, среди которых есть произведения Рембрандта и современных художников, а также множество интерактивных зон с разной тематикой. Экспозицию про бухарских евреев создали благодаря сотрудничеству Еврейского музея и центра толерантности с Музеем истории евреев в России. Там можно узнать о традициях, быте, культуре бухарских евреев, увидеть их одежду, религиозные артефакты, исторические документы, а также декор традиционных домов Бухары и Самарканда на стыке 19-20 веков.
Впервые данный выставочный проект в его оригинальной версии был показан в арт-галерее Ельцин Центра. Московская версия существенно дополнена и расширена, в том числе графикой из Третьяковской галереи, супрематистским фарфором из Государственного Эрмитажа и Музея-усадьбы «Кусково», живописью из Витебского областного краеведческого музея. Еврейский музей и центр толерантности Работа Марка Шагала «Вид в сад Интерьер на даче » 1917 года была предоставлена на выставку Музеем-квартирой И. Бродского Кстати, Государственная Третьяковская галерея предоставила на выставку скандально пострадавшую в декабре 2021 года работу Анны Лепорской «Три фигуры» — это ее первое появление на публике после проведенной реставрации.
Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» Торжественные речи по случаю открытия произнесли генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода, исполнительный директор Кристина Краснянская и главный куратор Мария Гадас.
Она представляет собой изображения людей, переживших Холокост, пишет газета "Культура" сегодня, 18 февраля. Проект "Лонка" назван в честь Элеоноры Насс, уменьшительно-ласкательное имя — Лонка, женщины, прошедшей Холокост. Ее дочь, фоторепортер Рина Кастельнуово, и ее муж и коллега Джим Холландер, кинули клич к фотографам всей земли: сделать портреты выживших жертв Холокоста и записать их воспоминания. К проекту на сегодня примкнули более 300 авторов из 30 стран мира. Именно их работы представлены в Еврейском музее.
Новые выставки Еврейского музея
4 марта 2024 года в Еврейском музее и центре толерантности прошел предпоказ главного выставочного проекта весны «Еврейский авангард. Архитектурное решение пространства выставки в Еврейском музее предполагает несколько направлений движения зрителя, ведущих к центру экспозиции, сформированному как аллюзия на роман «Замок». Еврейский музей и центр толерантности — музей, посвящённый еврейской культуре и религиозной традиции, истории жизни и расселения евреев, истории евреев в России. В Еврейском музее и центре толерантности в Москве открылась выставка «Мир как беспредметность.
Мистическая загадка – ключ к выставке
- Форма поиска
- Еврейский музей и Политех представили совместную выставку о науке и искусстве
- Миниатюрные работы великих русских художников покажут на выставке в Еврейском музее
- Вселенные Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой: гид по выставке «Снег на траве» | Точка Арт
- В Еврейском музее откроется выставка миниатюрных работ великих русских художников
Кафка как искусство: в Еврейском музее прошел закрытый показ выставки
В 2021 году в рамках партнерства нашего музея со школой Avant-Garde LAB ее студенты провели кропотливую и продуктивную работу в фондах музея «Новый Иерусалим». Результатом этой работы стала концепция выставки, которую нам непременно захотелось претворить в жизнь. Исследовав достаточно сложный пласт искусства с молодыми специалистами и старшеклассниками, заручившись поддержкой всех наших партнеров, мы вместе представляем сегодня посетителям новую выставку-лабораторию. Для творцов этой эпохи, к которым, безусловно, принадлежат и герои этой выставки, стремление опередить своё время было сколь искренним, столь и невозможным порывом к абсолюту. Но именно этот настойчивый, а порой отчаянный поиск выхода за устоявшиеся рамки искусства обусловил множественность и разнообразие стилей и течений, давших мощнейший импульс для развития мировой культуры. Поколение молодых советских художников, чьи работы представлены на выставке, принадлежало к разным изобразительным школам, действовавшим в 1920—30-е годы.
Хотя и в более поздний военный и послевоенный периоды многие из этих художников продолжали свои поиски, несмотря на всевозможные трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. В 1920-х они активно включались в художественную жизнь молодой Страны Советов, искали признания коллег, размышляли о содержании и задачах нового искусства. Вместе с тем часть вещей изначально создавалась для немногих зрителей или вовсе для себя: лирические пейзажи, городские виды, полотна на религиозные темы, непарадные автопортреты и портреты друзей. Эти произведения составляют параллельную художественную реальность, заметно контрастирующую с официальной линией, построенной на идее воспроизводства соцреалистического канона. Команда кураторов выставки Avant-Garde LAB 5 Разнообразие стилей и взглядов на новую действительность, уникальность индивидуальных путей и поиски выразительных средств соединяются в оригинальный портрет эпохи, написанный героями выставки.
Однако важно подчеркнуть, что это не столько хроника, сколько совокупность личных историй, и через них проступают контуры невидимого искусства времени, в которое довелось жить этим художникам. Разнородные работы необходимо воспринимать как личные комментарии авторов по поводу важных для них тем, таких как повседневность, общество и люди вокруг, поиск места в профессии и мире. Они не дают прямых ответов, но ставят важные вопросы.
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Ученый в своем кабинете Фауст », 1652 г. Пушкина, Государственный музей Востока, Музей архитектуры имени А. Щусева, Stella Art Foundation, а также частными коллекционерами. Политехнический музей предоставил ключевые экспонаты для разных разделов выставки. Это редкие и ценные приборы, не менее сложные в создании, чем произведения изобразительного искусства. Мастера прошлого уделяли немало внимания и эстетической красоте предметов.
Гости смогут увидеть телескоп XVIII века, солнечный микроскоп XIX века, складные солнечные часы и единственный уцелевший до наших дней регистрир — прибор для записи сейсмических вертикальных колебаний. Также на выставке представлены экспонаты Политехнического, которые помогали изучать и демонстрировать действие законов оптики. Среди них двояковыпуклые линзы, призма полного внутреннего отражения и ахроматическая призма Адольфа Фердинанда Вайнхольда. Яркие примеры соприкосновения науки и искусства — переносная камера-обскура и камера-люцида из коллекции Политехнического. Посетители смогут разобраться, как художники прошлого рисовали картины с помощью этих приспособлений, изобретенных учеными.
Препарирование искусства Казимир Малевич считал, что подлинное искусство — бесформенно, оно должно не фиксировать предметы реального мира, а творить новую реальность. В супрематизме главным элементом живописи был цвет — авторы использовали его так, чтобы не вызывать у зрителя ассоциаций с существующими объектами. На снимках художники похожи на медицинских работников больше, чем на людей искусства. Выйти за пределы холста Малевич предчувствовал, что наступает эпоха массовой культуры и совсем скоро искусство поставят на поток. Супрематисты вышли за пределы холста и начали создавать предметы быта. В экспозиции есть фарфоровые чашки, тарелки, столовые комплекты, украшенные узнаваемыми геометрическими фигурами. Ученики Казимира Малевича меняют стиль. Сам Малевич обращается к изображению людей: мадонн и венер он не пишет, его героями становятся безликие крестьяне. В Еврейском музее полотно экспонируется под защитным стеклом. Интересно, что сама Лепорская когда-то тоже подрисовывала этим фигурам глаза — чтобы избежать обвинений в формализме.
Он обозначается цветом, который называется умбра. Малейший подмес делает его грязным. Умбра связана с действием. Этот цвет — как переход к следующему эпизоду с Быком. Цвет почти исчезает. Весь эпизод пронизан траурной гаммой. Траурная тема в музыке, траурный колорит. Новый эпизод вспыхивает солнцем. Появляется Петух. Самый цветовой персонаж. Он на светлом, ультрамариново-голубоватом фоне. И вновь обратимся к символике: синий цвет… — символ всего духовного. В отличие от красного цвета, синий настраивает большинство людей на задумчивость. Заканчивается фильм синей ночью и светом из окна избушки. Юрий Норштейн, Франческа Ярбусова «Медведь и заяц». Конечно, меня удивляло, как она наизусть могла нарисовать всю флору-фауну. Собаку, лягушку, мотылька — это она знает абсолютно, как Леонардо. Но более всего поражен был тем, насколько не похожей ни на кого другого она была. Абсолютная естественность, никакого жеманства. Она сохранила свою органичность и по сей день». Зал 5: Цапля и журавль Норштейн рассказывает, что фильм «Цапля и журавль» начался именно со звука. Звука камыша. В нем есть что-то дикое, пугающее. Такое настораживающее дрожание… И этот звук, он буквально прошивал будущий фильм. Хотя тогда еще не было никакого конкретного представления об этой картине. Простой и незамысловатый, он выражает всю нелепость, непоследовательность, весь страх и хаос жизни. Два существа — Цапля и Журавль — не могут поладить друг с другом и обрести счастье, только потому что каждый из них, боясь показаться слабым и уязвленным, пытается подчеркнуть свою независимость и превосходство. История не зоологическая, а человеческая. История, которая требует опыт не творческий — жизненный. Юрий Норштейн вспоминает: «Финал Цапли и журавля — почти автобиографический. Летом 1969 года на даче я крепко поругался с тещей: не поделили с ней поле воспитания нашего с Франческой сына. На воспитание детей у нас с Евгенией Иоганесовной прямо противоположные взгляды. Я придерживаюсь презумпции свободы детей, и поэтому оставлял Боре пространство для самостоятельности. Мы не должны спеленывать жизнь ребенка, но мы обязаны охранить его «над пропастью во ржи». Боре пришла мысль подмести пол. Он вооружился веником и привел его в движение, схожее с представлением об уборке помещения. Но теща пришла ему на помощь, отобрала веник. Я попросил ее возвратить орудие уборки законному владельцу. Теща возразила, что Боря только развезет сор по полу. Я заметил, что надо ребенку дать жить самому. Теща отпасовала мне подачу за право владения своим внуком. Наша перепалка закончилась ее пафосным заявлением: «Как вы со мной разговариваете? Я старая, больная женщина! Юрий Норштейн. Боря подметал пол, заедая свой труд жареной холодной картошкой, обнаруженной им на сковородке, Франя глядела на меня умоляюще, а я провожал взглядом тещу. Утром незаметно подкрался и зашуршал летний дождь, Франя сунула мне зонтик, который, надо сказать, я терпеть не могу, впрочем, как и шляпу, подтяжки или галстук. Я пошел на электричку дачным проселком. Кто жил на дачах, знает, что такое размытая дождями дорога. Потоки воды прорыли в глине свои каньоны. Кое-где остатки травы. Прыгаешь с островка на островок, стараясь удержать равновесие. Пройти в дождь до электрички — особое искусство. Упражняясь в этом виде творчества, я чапаю под зонтиком и вижу навстречу мне под дождем знакомую фигурку в плаще, голова повязана платком, на ногах туфельки. В этих условиях казаться грациозной — особый дар. Но у Евгении Иоганесовны это недурно получалось. Когда мы поравнялись, я сунул ей в руку зонтик и пошел дальше. Я представил, как Евгения Иоганесовна оглядела себя в зеркало и осталась собой вполне довольна. Сочиняя финал, я вспомнил эту историю с зонтиком. Мне хотелось в конце фильма дать ощущение бесконечности происходящего, когда есть только горизонт.
Планы музеев на 2024 год. Какие выставки нас ждут в Еврейском музее и центре толерантности?
Выставка работ Юлии Косульниковой в Еврейском музее и центре толерантности будет работать до 15 марта 2024 года. Наука и искусство", который Еврейский музей и центр толерантности почти год готовил вместе с Политехническим музеем, продолжает цикл семейных выставок, начатый проектом "Играем с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович" в 2019 году. На выставке представлен в копии плакат об открытии московских музеев-усадеб, зафиксировавший важное направление внутренней государственной политики.
«Анна Франк. Дневники холокоста»: в Еврейском музее и центре толерантности открылась новая выставка
Состоявшийся 20 июня в Еврейском музее и центре толерантности вернисаж персональной выставки Семёна Файбисовича «Разгуляй. Музей «Еврейский музей и центр толерантности» по адресу Москва, улица Образцова, 11, стр. 1А, метро Марьина Роща — купить билет, +7 495 645 05 50. Выставку организовали Еврейский и Политехнический музеи. Коллекции Экскурсии О музее Горские евреи. Наука и искусство", который Еврейский музей и центр толерантности почти год готовил вместе с Политехническим музеем, продолжает цикл семейных выставок, начатый проектом "Играем с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович" в 2019 году. То есть все рыбы, которые находятся в этой инсталляции, нарисованы великими художниками", – говорит директор по развитию детских программ Еврейского музея и центра толерантности, куратор выставки Ирина Дворецкая.
Новые выставки Еврейского музея
Карта миграции На огромном интерактивном столе отображается история миграции евреев. Этот экспонат можно и нужно трогать руками. Прикасаясь к определённым частям карты, вы сможете узнать о жизни еврейских общин в каждой конкретной стране. Штетл В этой части экспозиции воссоздано типичное еврейское местечко царской России с его приземистыми домиками, обязательным рынком, синагогой и религиозной школой хедер. На огромные, в два человеческих роста, витрины проецируются уникальные кадры из жизни евреев того времени.
В зале расположены сенсорные столики, сидя за которыми можно узнать о проблемах, волновавших умы евреев того времени. Революция Данная часть посвящена революции в России , Гражданской войне и участии в ней евреев. Одновременно рассказывается о Бальфурской декларации 1917 года, которая дала основания верить в скорое образование национального государства в Палестине. Советский Союз Зал имеет символичное оформление, на его потолке смонтирована пятиконечная красная звезда, под ней на экранах возникают кадры того времени, а также биографии евреев выдающихся личностей эпохи — ученых, политиков, деятелей культуры.
Великая Отечественная война и Холокост На огромных экранах демонстрируются кадры хроники, фотографии и интервью с ветеранами, участниками партизанского движения , бывшими узниками гетто и фашистских концлагерей. Главная роль здесь отводится воспоминаниям [3]. Мемориал Это место скорби, здесь можно зажечь свечу в память о погибших во время Холокоста и Второй мировой войны , в тёмном помещении на стене наподобие звезд каждую секунду возникают и удаляются в небесное пространство имена людей. Послевоенное время В этой части экспозиции можно узнать об установившемся в СССР антисемитизме , « деле врачей », шестидневной войне и Моше Даяне , движении « отказников », эмиграции и иных событиях, определявших сознание советских евреев в то время.
Один из интереснейших элементов экспозиции — воссозданная кухня советской « хрущевки », в которой на установленных голограммах разыгрываются жизненные ситуации 60-70-х годов. От перестройки до наших дней Последняя часть музея посвящена периоду становления новой России, который оказался одним из самых благоприятных для российского еврейства.
Изображение проецировалось на бумагу — живописцам оставалось обводить контуры объекта почти как на раскраске. Без легкого головокружения это будет непросто повторить с картиной Вазарели.
Подобными иллюзиями представители оп-арта доводили посетителей выставок до тошноты. Как и американский офтальмолог, создатель особого кабинета — комнаты Эймса. Она кажется зрителю идеально ровной, но на самом деле стены пол и потолок находятся под наклоном. Из-за этого в одной части человек кажется великаном, но стоит перейти в другой угол, и он становится карликом.
Оптическую иллюзию и сейчас используют в кино для создания спецэффектов. В мультимедийном аквариуме проплывает Летящая рыба Шагала и кальмар из мозаики в Помпеи. Их можно раскрасить, отсканировать и отправить в плавание.
В пресс-службе Еврейского музея Москвы пояснили, что обе выставки пользовались такой популярностью, что было принято решение об их продлении. Экспозиция «На языке правил и исключений. Наука и искусство» будет открыта до 10 сентября, а «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» — до 16-го.
Оптическую иллюзию и сейчас используют в кино для создания спецэффектов. В мультимедийном аквариуме проплывает Летящая рыба Шагала и кальмар из мозаики в Помпеи. Их можно раскрасить, отсканировать и отправить в плавание.
То есть все рыбы, которые находятся в этой инсталляции, нарисованы великими художниками", — говорит директор по развитию детских программ Еврейского музея и центра толерантности, куратор выставки Ирина Дворецкая. И перерисованы детьми. Выставка — проект для всей семьи, поэтому экспонаты здесь расположены ниже, чем обычно.
Так рассмотреть их сможет каждый. Этим выставка с названием "На языке правил и исключений" точно нарушает привычные музейные каноны. В каком-то смысле всегда есть место исключению, чему-то экстраординарному и в такие моменты происходит открытие", — считает главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Гадас.