Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. 20 мая 1742 года штурман Семен Челюскин достиг северной оконечности полуострова Таймыр и открыл мыс, сто лет спустя получивший его имя.
Памятнику «Челюскинской эпопее» - быть
Челюскинцы: два маленьких эпизода большой героической эпопеи / Д. В. Амурский | 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, в Чукотском море завершилась операция по спасению участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». |
Арктическая эпопея: Северный морской путь начинали штурмовать из Архангельска | 90 лет назад, 16 июля 1933 года, началась героическая экспедиция под руководством Отто Шмидта. Поход на «Челюскине», зимовку во льдах и знаменитое спасение полярников впоследствии стали с гордостью называть «эпопеей». |
Битва за Арктику: эпизод первый — «Челюскин»
15 лет назад в сентябре 1989 года затонувший "Челюскин" нашел Сергей Мельникофф на гидрографическом судне "Дмитрий Лаптев". 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, в Чукотском море завершилась операция по спасению участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». 4 ноября 1933 года дрейфующие льды вынесли «Челюскин» в северную часть Берингова пролива.
90 ЛЕТ ЧЕЛЮСКИНСКОЙ ЭПОПЕЕ
Поэтому был разработан вариант похода, при котором «Челюскин» идёт, насколько возможно, своим ходом, а в случае больших ледовых препятствий призывает на помощь ледокол «Красин», — пишет Отто Юльевич. Штурман В. Павлов в книге «Поход «Челюскина» пишет: «10 августа в 4 часа 30 минут отошли от мурманской пристани. На борту судна 112 человек: 53 — экипаж, 29 — состав экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей. Запасы: угля 2995 тонн, воды 500 тонн, продовольствия на 18 месяцев и трёхгодичное снабжение для острова Врангеля». Кроме собственных экспедиционных грузов и угля, «Челюскин» взял на борт два разобранных дома для полярников острова Врангеля. Много места заняли бочки с горючим как для самолёта Ш-2, размещённого на корабле, так и для радиостанции на острове Врангеля. Позаботились и о том, чтобы у полярников было в пути свежее мясо: на борт погрузили 26 коров, четырёх поросят.
Баренцево море «Челюскин» прошёл, не встретив льдов. Вошли в Карское море. Тяжёлые льды ранили судно Отто Шмидт: «При первых же встречах со льдом в Карском море «Челюскин» получил повреждение в носовой части лопнул шпангоут, погнулась стрингера и т. Нам пришлось взять тысячу лишних тонн угля для «Красина». Наличие лишнего груза привело к тому, что более укреплённый, так называемый ледовый пояс обшивки оказался ниже ватерлинии, и пароход встречал лёд менее защищённой верхней частью. Эти повреждения показали, что мы не должны требовать от «Челюскина» слишком многого. Хотя он и построен с учётом северного плавания, но его крепления рассчитаны, очевидно, неправильно и во всяком случае недостаточно».
Воронин, капитан судна: «Челюскин», широкий и малосильный пароход, не мог, конечно, форсировать льды и выдерживать их напор. Но ещё вопрос, как бы повёл себя во льдах Чукотского моря даже настоящий ледокол? Уж очень тяжёлый лёд был там в 1933 году». Надо было поскорее избавиться от лишнего обременительного груза для «Красина». Он тоже находился в Карском море. Сблизились, команды быстро переместили 900 тонн «чёрного золота» из трюма в трюм. А вот к острову Врангеля приблизиться не удалось.
Дома в разобранном виде, инструменты, команда из 18 человек, провизия остались на корабле. Отто Шмидт решил: когда дойдут до мыса Челюскина, высадят строителей там и они создадут новую станцию полярников. Какое имя ей дать — решали сообща. Итог корабельного вече: раз девочка появилась на белый свет в Карском море — значит надо назвать её Кариной. С тех пор это имя его нет в святцах стало в СССР популярным. Плыла на корабле ещё и полуторагодовалая Аня — дочь супругов-полярников. Вместе с ними руководитель экспедиции поехал на берег — за 25 километров.
Там договорился об отправке части экипажа. На нартах удалось перевезти восемь человек, на борту осталось 105. Тем не менее руководитель экспедиции не удержался от восторга: «Всё-таки в одну навигацию мы достигли Берингова пролива! Вылетевшие на разведку лётчики не могли сказать ничего утешительного. До чистой воды расстояние было хотя и недалеко 20 км , но лёд был очень плотный». Зимовка на льдине Отто Шмидт призвал на помощь ледокол «Литке».
Тысяча лет успеха», представлены экспонаты, связанные с историей полярной экспедиции парохода «Челюскин». Мария Терехова Пароход «Челюскин» в Кольском заливе. Фото 1933 года Пароход «Челюскин», первоначально названный в честь сибирской реки Лены, был построен в Дании по советскому заказу в начале 1933 года.
На судно под командованием капитана В. Воронина и начальника экспедиции О.
Еще раз повторю — если это не измена, то что тогда измена? С корабля только были подняты по одному орудию калибров 203 мм, 152 мм, 107 мм и 37 мм причем их стволы и частично механизмы тоже были непригодны, но японцы рассчитывали их восстановить. В начале войны настроения были шапкозакидательские — вот щаз ка-ак всыплем этим мартышкам!!! Возможно Руднев поэтому и отдал приказ топить корабль на мелководье, рассчитывая на подъём после скорой победы. Proper для ironback 2 месяцев назад Ага-ага, если бы. Скорость хода Варяга была 17 узлов в номинале, при форсировании котлов — еще выше считается, что 22 узла. Крейсерские силы под командованием Сотокичи Уриу включали в себя один перворанговый крейсер, два крейсера 2-го ранга и три — 3-го. Итак, основной ударной силой японцев, конечно же, являлся крейсер 1-го ранга броненосный «Асама».
Однако крейсера 2-го класса бронепалубные «Нанива» и «Такачихо» были весьма древние сданы 1886 г. То есть ядро эскадры Уриу, можно сказать, не имело преимущества в скорости хода перед Варягом. Так вот — Варяг мог пойти на прорыв и убежать от эскадры Уриу, при этом нанести им существенные повреждения. Это довольно очевидно из рисунка боя. Разумеется, Руднев рассказывал сказки, что якобы уже через несколько лет службы «Варяг» не мог развить скорость свыше 14 узлов. Больше того — японские корабли 8 февраля 1904 года успешно высадили десант в Чемульпо, русские — им не препятствовали. Бой же состоялся на следующий день. Внимание, вопрос: а чего наши корабли сопли-то жевали? Для чего они тогда вообще стояли в Чемульпо? Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждён крейсер «Асама», «Чиода» получил повреждения; противник предположительно потерял около 30 человек убитыми.
Официальные японские источники и архивные документы не подтверждают ни попадания в японские корабли, ни каких-либо потерь, и тут не надо фантазий — японцы не были замечены в написании в рапортах откровенной липы, и если бы попадания были — они были бы зафиксированы самым тщательным образом потом чиниться же надо, это деньги, и немалые. В общем, Руднев — оказался свистун.
Единый реестр иностранных агентов: «Евразийская антимонопольная ассоциация»; Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС»; Региональная общественная правозащитная организация «Союз «Женщины Дона»; Автономная некоммерческая научноисследовательская организация «Центр социальной политики и гендерных исследований»; Региональная общественная организация в защиту демократических прав и свобод «ГОЛОС»; Некоммерческая организация Фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив»; Калининградская региональная общественная организация «Экозащита! Реалии»; Кавказ. Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д.
К 85-летию «челюскинской эпопеи»: Подвиг во льдах
первооткрывателя северной оконечности Азии. Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул.
Героическая эпопея «Челюскина»
«Челюскинская эпопея – трагедия, ставшая триумфом» | Недавно исполнилось 90 лет со дня отправления в первое и единственное плавание полуледокольного грузового парохода «Челюскин». |
Великая эпопея “Челюскина” – Русский Топ | "Челюскин" (первоначально назывался "Лена") – советский пароход, построенный в Дании по заказу СССР, предназначался для хождения между устьем Лены и РИА Новости, 13.02.2024. |
Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода
Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин» | началась героическая челюскинская эпопея! |
Памятнику «Челюскинской эпопее» - быть | В августе 1933 года «Челюскин» покинул Мурманск, чтобы взять курс на Владивосток. |
Тайна экспедиции «Челюскина» | Мытарства «Челюскина» продолжались до 13 февраля 1934 года, когда наступила развязка. |
Битва за Арктику: эпизод первый — «Челюскин» | 13 февраля 1934 года в Чукотском море произошла трагедия: огромный сухогруз "Челюскин", совершавший очередной рейс, в течение двух часов ушел под воду. |
90-летия окончания «челюскинской эпопеи» отметят в 2024 году | 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась челюскинская эпопея, когда советские лётчики совершили подвиг, спасая участников полярной экспедиции, находившихся на арктическом льду после крушения парохода «Челюскин». |
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
Они не боятся свидетелей и встреч с другими кораблями. Тайной остается только «начинка» одного из кораблей: вместо леса, продуктов и запаса угля в трюмах скрыт живой стройматериал. Нет исчезновения только что построенного корабля, нет многих проблем… Трудно представить, что вершители судеб избрали столь более уязвимый вариант, чем было возможно. Все это заставляет предположить, что этих проблем не было, потому что в составе экспедиции не было второго корабля. Приведенные выше сведения из архивов судостроителя свидетельствуют, что в 1933 г. Регистрационные книги английского Ллойда позволяют установить наличие только этого корабля.
К активному участию в поиске удалось привлечь коротковолновиков. По версии Белимова, большая группа классных радиолюбителей — коротковолновиков была на «Пижме» и им была отведена существенная роль. Начало 30-х годов было временем широкого увлечения коротковолновой связью. Многие сотни и тысячи радиолюбителей в СССР и за рубежом получали личные позывные и выходили в эфир. Почетным было установление большого числа связей, проводились соревнования среди коротковолновиков.
Доказательством установления двухсторонней связи было наличие в принятой информации позывного, принадлежащего пославшему сигнал. Ссылки на наличие сигналов бедствия от коротковолновиков, не принадлежавших «Челюскину», были приведены журналистами от третьих лиц уже после публикации версии «Пижмы». Каждый из них включал подробности, в точности повторяющие текст Белимова. Личного позывного на эту фамилию зарегистрировано не было. Это имя не встречается среди участников соревнований коротковолновиков в1930-33 гг.
Остановимся на некоторых менее существенных деталях рассказа Э. Белимова, плохо согласующихся с реальностью. Явная неувязка связана с названием корабля. Автор указывает, что на небольшой медной пластинке по-английски было написано примерно вот что: «Челюскин» спущен на воду 3 июня 1933 года». Фиксированная строителем дата спуска парохода на воду — 11 марта 1933г.
При спуске на воду пароход имел другое имя - «Лена». О втором корабле аналогичной информации вообще не приводится, хотя по сути очерка Белимова именно она была необходима. С математикой у филолога Белимова, по-видимому, дела обстояли неважно. Об этом, в частности, говорят следующие два эпизода. Он пишет: «Во встрече приняло участие пять человек: четверо мужчин и одна женщина».
И сразу вслед за этим говорит, что выступила мать Карины, а за ней и сама Карина. Уже после гибели «Челюскина» по версии Белимова новым домом для женщин и детей оказывается «Пижма»: «14 февраля вечером к правому борту "Пижмы" подкатили аэросани, сначала одни, а потом и вторые. Дверцы распахнулись, и оттуда горохом посыпались дети всех возрастов». И это притом, что на корабле были только две девочки, одной из которых было меньше 2 лет, а второй несколько месяцев. Документальный очерк, на форму которого претендует «Тайна экспедиции «Челюскина», требует точности в определении действующих лиц.
У Белимова нет ни одного человека с именем, отчеством и фамилией. Главный герой очерка, раскручивающий всю интригу парохода-призрака, так и остается Яковом Самойловичем без фамилии - человеком невысоким, плотным, с круглой головой, как это бывает у математиков. Можно было предположить, что автор не хочет раскрыть инкогнито, но очерк пишется в 90-е годы, и автор и его главный герой находятся в Израиле. Поэтому для этого не видно объективных оснований. В противоположность этому капитан «Пижмы» имеет только фамилию Чечкин без имени и отчества.
Попытка в составе северного флота найти такого капитана, водившего суда в 30-е годы, не дала результата. В некоторых эпизодах характер изложения материала в «Тайне экспедиции «Челюскина» подобен случаям изготовления фальшивых долларов с собственным портретом изготовителя. Челюскинец Ибрагим Факидов называет израильскую версию «выдумкой». Выпускник физико-механического факультета Ленинградского политехнического института, деканом которого был академик Иоффе, остался работать в институте научным сотрудником. В 1933 году И.
Факидова пригласили в состав научной экспедиции на "Челюскин". Скорые на клички челюскинцы в знак уважения прозвали молодого физика Фарадеем. В 2000 году И. Факидов возмущался: «Это какое-то колоссальное недоразумение! Ведь, если бы все было правдой, я, будучи на "Челюскине", не мог об этом не узнать.
У меня со всеми на корабле был тесный контакт: я был большим приятелем капитана и начальника экспедиции, знал каждого научного сотрудника и каждого матроса. Два корабля попали в переделку, и их до смерти ломает льдами, а они не знают друг друга - чушь какая-то! Последний участник экспедиции на «Челюскине» екатеринбургский профессор Ибрагим Гафурович Факидов, возглавлявший лабораторию электрических явлений в Свердловском институте физики металлов, скончался 5 марта 2004 года. Награждение челюскинцев имеет несколько любопытных особенностей. Наградили не участников экспедиции за выполнение каких-то заданий и научных исследований, а участников лагеря Шмидта, «за исключительное мужество, организованность и дисциплинированность, проявленные отрядом полярников во льдах Ледовитого океана в момент и после гибели парохода "Челюскин", обеспечившие сохранение жизни людей, сохранность научных материалов и имущества экспедиции, создавшие необходимые условия для оказания им помощи и спасения».
В списке нет восьми участников и специалистов, прошедших весь нелегкий основной путь во время экстремального плавания и работы, но не оказавшихся в числе зимовщиков на льдине. Все участники лагеря Шмидта — от руководителя экспедиции и капитана затонувшего корабля до плотников и уборщиков — были награждены одинаково — орденом Красной Звезды. Аналогично, всем летчикам, включенным первоначально в группу спасателей, были присвоены звания Героев Советского Союза, включая Сигизмунда Леваневского, который из-за аварии самолета не принимал непосредственного участия в спасении челюскинцев. Аналогично поступили с механиками самолетов, наградив их всех орденами Ленина. При этом пилот Ш-2 и его механик, обеспечивавшие авиационной поддержкой весь маршрут плавания и самостоятельно перелетевшие на материк, были награждены только как участники зимовки.
В связи с награждением С. Леваневского было высказано предположение, что он умышленно совершил как бы вынужденную посадку, чтобы не позволить американскому механику Клайду Армстеду увидеть корабль с заключенными. В этом варианте становится трудно объяснимым участие в полетах второго американского механика Левари Уильяма практически в тоже время вместе со Слепневым. По совету одной из участниц поиска Екатерины Коломиец, предполагавшей наличие своего родственника-церковнослужителя на «Пижме», мы связались в США с представителями Русской православной церкви за рубежом РПЦЗ. Нам не удалось получить дополнительной информации.
Аналогичный запрос был сделан нашей корреспонденткой в кругах Московского патриархата — тоже с нулевым результатом. Участие Е. Коломиец и ее информация очень типичны для попыток восстановить истину по воспоминаниям. В первом письме она написала: «В моей семье из поколения в поколение передавалась история о прадеде, который был на "Пижме" в момент его крушения среди политзаключенных, он был православный священник, жил в Москве и, по словам, занимал высокий сан. В 1933 г.
Конкретность информации позволяла надеяться на нее как на путеводную нить. Однако в дальнейшем оказалось, что предание противоречит фактам. Через некоторое время в ответ на наши вопросы корреспондентка написала: «Я узнала такой факт, что двоюродный прадед был знаком с Кренкелем Э.
Благодаря выдержке, профессионализму и мужеству участников экспедиции под руководством О. Шмидта впервые в истории было спасено более 100 человек из совершенно невообразимой и по нынешним временам полярной дали. Ключевая роль выпала на долю авиаторов и радистов. Рисунки победителей конкурса: П.
Стараниями сотрудников музея, вологодских коллекционеров, а также художников, был оформлен и открыт для посещения специальный выставочный зал «Полярные Робинзоны». Представлены уникальные артефакты той поры: измерительные и навигационные приборы, карты, личные вещи полярников, радиостанция «ПР 4П», предметы их быта. К этой же дате был приурочен конкурс детского художественного творчества «Во льдах Арктики». В музее.
Неслучайно у нас здесь специальный столб с репродукторами вместо которых утюги.
И они говорят, как репродукторы». В экспозиции представлены личные вещи и фотографии челюскинцев. Выставка рекомендуется к посещению с детьми.
В этом не было ничего удивительного: если всем остальным пришлось добираться до Ванкарема издалека, преодолевая расстояния на пароходах или по воздуху, то его АНТ-4 — гражданский вариант бомбардировщика ТБ-1 — оказался в чукотском поселке Уэллен еще в конце декабря. Он прилетел сюда, чтобы быть наготове к эвакуации заболевших с «Челюскина» и других зазимовавших во льдах пароходов, а в итоге стал первым из всех, кому удалось не только найти лагерь невольных зимовщиков, но и совершить в нем посадку. Правда, для этого ему пришлось совершить в общей сложности тридцать с лишним полетов. Как вспоминал позднее сам летчик, вылеты на поиски лагеря челюскинцев то срывались из-за непогоды и отказывавшей на морозе техники, то оканчивались неудачей, и «5 марта я рассвирепел окончательно». Но именно в этот раз удача улыбнулась экипажу Анатолия Ляпидевского: вскоре после вылета из поселка Уэллен его летчик-наблюдатель сумел заметить стоящие на льду палатки и дощатые бараки. Сделав несколько кругов над лагерем и выяснив, что расчищенная для посадки площадка слишком мала, летчик решился садиться. И только высочайшее мастерство пилота помогло ему остановить машину в нескольких метрах от ледяных глыб.
Выгрузив на лед продовольствие для челюскинцев, аккумуляторы для их рации и инструменты, Ляпидевский принял на борт двенадцать женщин и двух девочек. В лагере решено было оставить только мужчин. Вскоре спасенные уже отогревались в домах Уэллена, а летчик докладывал начальству о необходимости перенести базу операции в Ванкарем, поближе к челюскинской льдине. Его поддержали, и 14 марта АНТ-4 Ляпидевского отправился туда с грузом бензина, но так и не добрался, совершив по пути вынужденную посадку из-за неисправности двигателя. Из-за этого летчик больше не смог принимать участие в спасательной экспедиции, хотя и вошел в ее историю как тот, кто первым сумел добраться до челюскинцев. Яранги и их обитатели вблизи аэродрома в поселке Ванкарем, который стал основной базой спасательной операции, апрель 1934 года Источник: loc. Два этих самолета, за штурвалами которых сидели летчики Николай Каманин и Василий Молоков, добрались до Ванкарема 7 апреля. Это стало финалом непростого пути, в который сводный отряд военных летчиков под командованием Каманина первоначально отправился из Владивостока в Анадырь на пароходе, а затем оттуда — по воздуху до Уэллена. Небольшие самолеты с трудом переносили тяжелые условия полета, и в итоге из пяти Р-2 и двух У-2 до места добралась только пара разведчиков, которые тут же включились в работу.
Информационный час «Знаменитая челюскинская эпопея» в Новобахтиаровском б/п
Однако мореплавателей, жаждавших новых открытий, и купцов, мечтавших о сверхприбылях, это не останавливало, и они предпринимали всё новые попытки. Для России открытие северного морского пути являлось стратегически важным: сухопутная дорога к дальневосточным окраинам занимала несколько лет. Неудивительно, что ещё с петровских времён чуть ли не каждое десятилетие на разведку пути сквозь льды отправлялись всё новые экспедиции. Мореплаватели наносили на карту всё больше северных островов, мысов и заливов, но доплыть из Архангельска да Камчатки у них не получалось. Первым решил эту задачу шведский географ Адольф Эрик Норденшёльд, которому в 1878—1879 годах удалось доплыть на парусно-паровой барке «Вега» от Скандинавии до Японии. Путь занял два года, и повторить его тогдашние коммерческие караваны ещё не могли.
Следующая удачная попытка северного плавания вокруг Евразии состоялась только в 1932 году, когда советский арктический исследователь Отто Шмидт на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» добрался от Архангельска до Петропавловска-Камчатского. Путешествие оказалось сложным. Во льдах Чукотского моря корабль потерял винт, и до чистой воды ему удалось доплыть лишь под самодельными парусами. От Берингова пролива до Петропавловска «Сибирякова» довёл буксир. Тем не менее советское правительство сочло экспедицию удачной, и её было решено повторить на следующий год.
Отто Шмидт. Wikimedia Commons Новой экспедиции предстояло отправиться в путь на новеньком пароходе, спущенном со стапелей верфи в Копенгагене 11 марта 1933 года. Командовал кораблём капитан Владимир Воронин, который год назад стоял на мостике «Александра Сибирякова». На борту находились 112 человек. Помимо команды, каюты занимали учёные во главе с Отто Шмидтом и сотрудники полярной станции, плывшие на остров Врангеля на новую зимовку.
Кроме мужчин, на борту находилось несколько женщин и даже полуторагодовалая девочка, дочка начальника полярной станции Буйко. Уже через неделю на пути «Челюскина» стали попадаться льды. Воронин поднял вопрос о возвращении в Мурманск, но повреждение удалось ликвидировать силами команды, и «Челюскин» продолжил свой путь. Сплошные льды, встретившиеся на выходе из пролива Маточкин Шар, удалось преодолеть с помощью встреченного в тех водах ледокола. Рано утром 31 августа население «Челюскина» увеличилось: жена геодезиста Васильева родила дочь.
Так как счастливое событие произошло в водах Карского моря, девочку назвали Кариной. Через день, 1 сентября, экспедиция прошла мимо мыса Челюскин. Пароход плыл по Восточно-Сибирскому морю.
А для разгрузки угля и для сборки домиков на борт "Челюскина" взяли большую группу завербованных работников, в основной массе своей — деревенских мужиков, отправившихся на заработки. В списке награждённых Орденом Красной Звезды 20 апреля 1934 года они упоминаются как печники 3 человека и плотники 8 человек. На каждого из них "задним числом", на следующий день после церемонии награждения в Кремле, заполнялись анкеты. И вот плотник Фёдор Яковлевич Скворцов, подавший в поезде по дороге в Москву заявление о приёме в партию, написал в графе анкеты "Место работы и должность" следующее: "В экспедиции на "Челюскине" для постройки дачи Врангеля ". Трудно представить, чтобы двадцативосьмилетний ивановский крестьянин осмелился так шутить с официальными бумагами. Получается, что вольнонаёмные, завербованные в экспедицию, имели о её целях самые смутные представления. И даже лекции, которые читал им Отто Юльевич Шмидт во время долгой зимовки, не смогли как следует объяснить печникам и плотникам, зачем их взяли на борт "Челюскина".
Среди членов экспедиции был и Фёдор Павлович Решетников , которого все мы знаем, как автора картин " Прибыл на каникулы " и " Опять двойка ". Его взяли на борт " Челюскина " художником, поскольку и Владимир Иванович Воронин , капитан парохода, и Отто Юльевич Шмидт знали его ещё по экспедиции на " Сибирякове ".
Каманин командир лётного спасательного отряда, выделенного Особой Дальневосточной армией и В. Молоков входил в группу гражданских лётчиков на самолётах Р-5 и вывезли 5 человек, а Слепнёв после трёхдневного ремонта самолёта вернулся на базу, также взяв 5 человек. На льдину он больше не летал, а переправил вывезенного Молоковым больного Шмидта в Ном этим же рейсом на родину возвратились механики самолётов «Флестер». Самолёты Р-5 группы Каманина, доставленные по железной дороге, были 2 марта отправлены вместе с экипажами из Владивостока на Чукотку пароходом «Смоленск», однако из-за сложной ледовой обстановки дошли только до мыса Олюторского на Камчатке. В период 7—13 апреля они выполнили по 9 рейсов между базой и лагерем и вывезли соответственно 34 и 39 человек.
Для увеличения загрузки самолёта под крылом Р-5 прикрепляли по 2 фанерных футляра для грузовых парашютов, в которых лёжа мог размещаться человек. Молоков, летавший без штурмана, брал в двухместный самолёт до 6 пассажиров. Группа вылетела оттуда 17 марта. Сложный путь протяжённостью свыше 5000 км преодолели М. Водопьянов на П-5 гражданский вариант самолёта Р-5 и И. Доронин на ПС-3 и 12 апреля подключились к спасательным работам.
До сентября 1933 года пароход шел точно по маршруту даже с деформированным корпусом и пробоиной, полученной в Карском море. Роковыми для "Челюскина" стали чукотские льды.
Намертво вмерзший в льдину пароход еще несколько месяцев дрейфовал в Чукотском море. На дрейфующей льдине в условиях арктической зимы оказались 104 человека. Среди них и новорожденная девочка. Имя дочке геодезиста Васильева — Карина — дали в честь Карского моря, где она родилась. Так написано и в паспорте. Стелили какие-то фанеры, мешки всякие, теплые вещи. Мама говорит отцу, что что-то под нами трещит. Нет, что-то ничего не трещит, все нормально.
Великая эпопея “Челюскина”
Пароход, на трудных участках сопровождаемый ледоколами, дошёл до Берингова пролива, но ледяная обстановка не позволила выйти на чистую воду. Вместе со льдами «Челюскин» дрейфовал по Чукотскому морю почти пять месяцев, пока не был раздавлен напирающими торосами 13 февраля. Предусмотрительно выгруженное продовольствие, горючее и строительные материалы позволили челюскинцам разбить ледяной лагерь. Была установлена радиосвязь и начата спасательная операция: челюскинцев эвакуировали по воздуху. В течение трёх месяцев было совершено 24 авиарейса, последний человек покинул льдину 13 апреля 1934 года.
А также о лётчиках, совершивших несколько рейсов, чтобы спасти челюскинцев, и в честь которых была учреждена высшая степень отличия в СССР — Герой Советского Союза.
В честь челюскинцев в СССР был назван ряд географических объектов, улиц, парков.
Пахомов, видимо, просто не рискнул произнести вслух… Суда Северо-Восточной экспедиции, добравшись до устья Колымы 4 сентября 1932 года, в самых сложных условиях успели перебросить на берег только половину своих грузов, поставив тем самым строителей колымского социализма в отчаянное положение. Часть плавсредств с людьми при этом была унесена в море. Эти события так подействовали на Евгенова, что он заболел и был отправлен на материк. Приняв командование, Бочек, так и не сумевший завершить разгрузку, сделал попытку увести суда из грозившего им ледового плена, но у Колючинской губы Чукотка им все же пришлось зазимовать. Во льду экспедиционные суда, в том числе и флагман ледорез «Литке», получили значительные повреждения, требовавшие серьезного ремонта.
Осенью 1933 года ситуация практически повторилась. Морякам «Литке», избитый корпус которого протекал во многих местах, оставалось лишь, напрягая все силы, спасать от подобной участи транспортные суда. В общем, к тому моменту, когда «Челюскину» потребовалась срочная помощь, ледорез находился в плачевном состоянии, а его команда была совершенно измотана. В ледяных объятиях В течение месяца поврежденный «Челюскин» от мыса Сердце-Камень из последних сил проталкивался сквозь льды, порой дрейфуя вместе с ними. Теперь судно настолько приблизилось к Берингову проливу, что капитан Воронин, по его словам, «был уверен, что между мысом Дежнева и островом Диомида нас выжмет в Берингово море». Тем временем пароходы очередной колымской экспедиции «Свердловск» и «Лейтенант Шмидт», несколько дней назад находившиеся от Берингова пролива гораздо дальше «Челюскина», 1 ноября по вскрывшейся прибрежной полынье благополучно его миновали.
Такая перспектива выглядела вполне реальной и для «Челюскина», находившегося во льду дальше от берега. Спустя 3 дня «Челюскин», продрейфовав мимо мыса Дежнева, одолел весь Северный морской путь, пусть даже на последних милях — исключительно по воле ветров и течений. В отличие от «Сибирякова» винт у него был цел, хотя и вморожен в лед. Как писал в дневнике капитан Воронин, «Челюскину»… оставалось три четверти мили до чистой воды… В тот же день 4 ноября получили радиограмму от командования Северо-Восточной полярной экспедиции на ледорезе «Литке», предлагавшего нам помощь… Зная крепость окружающих нас льдов, тогдашнее состояние «Литке» он ежесуточно принимал внутрь корпуса до двухсот тонн воды, с откачкой которой едва справлялись его водоотливные средства , я отказался от помощи». Спустя 10 дней «Челюскин» оказался уже у мыса Хоп на Аляске, откуда на борт «Литке» была передана запоздалая просьба о помощи. Моряки ледореза предприняли все возможное — вдоль ледовой кромки они подошли к «Челюскину» на 25 миль, но были остановлены тяжелым канадским паком — непроходимым многолетним льдом.
Шмидту и Воронину ничего не оставалось, как решать, что делать в случае гибели спасателя, и отпустили «Литке»… Теперь участь «Челюскина» целиком зависела от поведения льда. Поставив неподалеку от судна палатку с приборами для наблюдений за его подвижками, И. Факидов, инженер-физик экспедиции, спросил у своего коллеги П. Расса: — Может быть, я зря устанавливаюсь? Недалеко от судна странный гул и визгливые скрипы. Происходили такие пертурбации близко — уверен, что от «Челюскина» не осталось бы и следа… 6 февраля.
Полынья возле кормы расходится. Как бы не унесло мою палатку! Кругом лед трещит. Если ветер усилится — «Челюскин» будет сжат. Лед сегодня ведет себя беспокойно… Не знаю, что ожидает нас в эту ночь. Жизнь, как на вулкане или открытых позициях».
Катастрофа Из воспоминаний Воронина о событиях, происходивших сутки спустя: «В 13 часов 20 минут при пурге и 30-ти градусном морозе начался сильный напор торосов. Инженер Расс подошел ко мне: — Капитан, — сказал он. Идет высокий вал… прямо на нас. В эту же минуту судно заскрипело. Лед начал сжимать корпус… — Конец, — сказал я себе. Штурман Марков: «Челюскин» вздрогнул и быстро пошел назад, сопровождаемый скрипом и шорохом льда.
Наблюдая движение судна, я ощущал за него боль. Я знал: что-то большое, страшное, хотя еще не осознанное полностью, должно сейчас произойти. Грохот гигантских торосов нарастал. Ледяная гряда, меняя профиль, обняла нас полукольцом. Она безжалостно смыкала эти объятья. Так же внезапно «Челюскин» остановился.
Град металлических ударов пробежал по корпусу. Где-то ломался металл… Разгрузка корабля развернулась. Одни выгружали радиоаппаратуру; другие — меховую одежду, камельки, трубы, палатки, войлок, третьи — фанеру, кирпич, глину, песок и многое другое. Выгрузка продовольствия шла своим чередом. Судно садится на нос. Сжатие льда прекратилось.
Через открытые двери кают можно было видеть разорванный борт… Вода бурно разливается по твиндекам. Судно заметно уходило из-под ног. Вот-вот вода хлынет на палубу… Последняя команда капитана: «Все на лед! Покинуть судно!.. Матусевич со своими людьми старался замедлить гибель судна в машинном отделении: «Оглушающий треск разрушающегося левого борта заполнил помещение. Заклепки, срезанные с листов обшивки корпуса, со свистом пролетая над головами, падали на металлические площадки… Натиском льда, продавившего борт, был сдвинут паровой котел и сорвана дымовая труба… Пар с шипеньем и свистом заполнил помещение… Свет везде погас…» Свои заботы были и у буфетчика В.
Лепихина: «Посуда, подумал я, посуда! Ведь на льду посуды не будет, из чего есть станем? Что ребята скажут?! Развязка была близка… Гидрограф П. Хмызников вспоминал: «Судно сильно дергается носом вниз. На палубу спардека из открытой двери пассажирского помещения хлынула вода.
Корма идет вверх… Десятка полтора людей с кормовой части корабля прыгают на лед. Я прыгаю за ними и отбегаю от судна. Быстро вздымается над водой корма, по ее палубе катятся бочки, оставшийся груз. Оголяются руль, винты. Грохот, треск, гул ломающегося дерева и металла… — Дальше от судна! Сейчас будет водоворот!
Людская волна, хлынувшая было вперед, подалась назад. Белая шапка всплывающих льдин. Они кружатся, перевертываются… Волна спадает. Опрокинутые шлюпки. Хаос обломков. Первое, что сделали на льду,— устроили перекличку.
Не хватало завхоза Бориса Могилевича — на глазах у многих он был сбит бочкой, покатившейся по палубе, и ушел вместе с судном в ледяную пучину… Спасти любой ценой И Шмидт, и Воронин, после гибели судна в смятении ожидавшие реакции из Москвы, конечно, не могли не знать, какой пропагандистский резонанс не так давно вызвали операция по спасению экипажа дирижабля «Италия» и зимний поход ледокола «Красин» по голодающим новоземельским становищам… Кроме того, 4 года назад в этих же местах пилот Галышев уже вывозил пассажиров с зазимовавшего парохода «Ставрополь», а Слепнев вел успешные поиски пропавших без вести американских авиаторов. Но только «высочайший» вердикт избавил их от сомнений и страха. Операция по спасению «героевчелюскинцев» разрабатывалась специальной комиссией во главе с зам. Куйбышевым, получившей от Сталина карт-бланш, и осуществлялась с поистине глобальным размахом. По железной дороге во Владивосток были отправлены разобранные дирижабли, которые предполагалось перебросить на Чукотку морем.
А также о лётчиках, совершивших несколько рейсов, чтобы спасти челюскинцев, и в честь которых была учреждена высшая степень отличия в СССР — Герой Советского Союза.
В честь челюскинцев в СССР был назван ряд географических объектов, улиц, парков.
Челюскинская эпопея: подвиг, который нельзя отменить
13 февраля 1934 года «Челюскин» сильно сжало льдами, в течение двух часов после того, как треснули листы обшивки, пароход затонул. Эпопея парохода «Челюскин» стала одним из самых ярких примеров того, какую роль может и должна играть авиация в освоении высоких широт. Челюскинская эпопея 10 августа 1933 из Мурманска вышел грузо-пассажирский пароход «Челюскин» с заданием пройти за одну навигацию Северный морской путь и выйти через Берингов пролив в Тихий океан. Так 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов.
Стране нужен Север
- Эпопея «Челюскина» . 100 великих загадок истории флота [с иллюстрациями; litres]
- «Челюскинская эпопея – трагедия, ставшая триумфом»
- Подвиг челюскинцев
- Челюскинская эпопея | это... Что такое Челюскинская эпопея?
90-летия окончания «челюскинской эпопеи» отметят в 2024 году
Но крепкий корпус и умелый экипаж еще не гарантия длительной жизни. Именно так сложилась судьба знаменитого «Челюскина». Новенькое судно, специально разработанное советскими конструкторами и построенное датскими кораблестроителями для плавания в северных широтах, утонуло, затертое льдами, менее чем через год после постройки. Челюскинская эпопея — яркая вспышка в советской истории. В ней завязаны тесным узлом самые разные и противоречивые события, действия, поступки и эмоции. Кто только не пытался развязать этот узел по отдельным ниточкам, но до сих пор экспедиция окутана завесой тайны, вокруг нее множатся слухи и домыслы, правдивые версии и выдумки. Вкратце официальная версия событий следующая. Вышедший из Ленинграда 16 июля 1933 года «Челюскин» с экспедицией под руководством О.
Она называется «Не сдадимся». В 1934 году пароход «Челюскин» попал в плен арктических льдов. Бедствие тогда сплотило всю страну. Больше 100 человек дрейфовали на льдине в ожидании помощи.
Презентация на встрече. Как взрослыми жителями города, так и молодежью, студентами и школьниками. Выставка вызвала неподдельный интерес. Одно дело "смотреть картинки и тексты в интернете", другое - потрогать артефакты и подержать документы своими руками, - сказала посетительница Наталья Романова организаторам. Одним из челюскинцев был земляк, вологжанин Борис Александрович Кукушкин, награжденный как и радист Э. Кренкель, орденом Красной Звезды. Он же перед этим участвовал в легендарном походе "Сибирякова", за что был отмечен правительством орденом Трудового Красного Знамени. Сейчас ведется поиск его родственников".
В 1933 г. Главное управление Севморпути получало новые машины, но до самого конца года на всем протяжении арктического побережья, от Кольского полуострова до Чукотки, на многие тысячи километров, их общее число составляло менее двух десятков. Когда летающая лодка находилась в Хабаровске, Леваневский получил правительственное задание — отправиться на помощь американскому пилоту-рекордсмену Джимми Маттерну, совершавшему кругосветный перелет и разбившему самолет на Чукотке. Спустя год Леваневский об этом написал так: «Пришлось… срочно вылететь. Второго пилота я списал. Когда у нас бывали трудности, этот пилот страшно ныл. Да к тому же человек недавно женился и очень скучал по жене. Новым вторым пилотом в экипаж вошел Федор Куканов, известный Леваневскому по севастопольской Высшей школе морских летчиков. Леваневский с Кукановым вылетают из Хабаровска в Анадырь. Спустя шесть дней в Анадыре Леваневский, по его словам, опять выгоняет из экипажа второго пилота, дав ему не менее убийственную характеристику, а на его место берет очередного, третьего по счету второго пилота, которого тоже позже... Но мы не будем забегать вперед. А лучше, наоборот, отмотаем немного назад и рассмотрим подробней историю дальних перелетов Леваневского, за которые он получил свой первый орден. Эти перелеты подверглись изрядной мифологизации; мы же попытаемся посмотреть, что происходило в действительности. Сигизмунд Александрович Леваневский был человеком очень незаурядным. Все знали, что он любимец Сталина. Но никто не знал, как, когда и почему он приобрел такой статус. Первая достоверная встреча вождя и пилота произошла в 1934 г. Годом раньше, весной 1933 г. Ранее Леваневский служил в Красной Армии, был инструктором в Высшей школе морских летчиков, но его демобилизовали. В партии не состоял, происхождение и биографию имел, с точки зрения большевистской идеологии, очень сомнительные. В книжке «Как мы спасали челюскинцев» он объяснит это так: «Я давно хотел вступить в партию, но мне мешала моя мнительность: еще скажут — примазывается, приспосабливается. Дело в том, что моя мать, брат, сестра живут за границей. Они уехали туда в начале 1919 года. А отец умер, когда мне было 8 лет. Он был дворником»[4]. Дворник умер и оставил семье квартиру в центре Петербурга, часть которой они сдавали и на эти деньги жили. Позже, когда Леваневский попал в когорту первых героев Советского Союза, при этом не эвакуировав ни одного челюскинца, ему пытались создать героическую предысторию, и он сам тоже приложил к этому руку. Многодневные перелеты Севастополь — Хабаровск, Хабаровск — Анадырь, полет на остров Врангеля были поданы как уникальные, совершенные впервые, открывающие новые маршруты. Об этом же писала и пресса. Но это было не совсем так. Леваневский в своих записках не сообщает имен коллег, с кем именно он летел. Просто: «Я вылетел, я осмотрел мотор, я начал сокращать маршрут». Или: «Мой экипаж состоял из 4 человек. Летнаб приехал из Ленинграда. Второго пилота я списал». Между тем по документам, газетным статьям и свидетельствам современников можно совершенно точно установить состав экипажа. Например, кто был «первым» вторым пилотом, который «ныл», «слюняво скучал по жене» и которому Герой дал напутствие: «Ты больше не летай, старайся в другом месте приспособиться».