Филипп Чижевский – российский дирижер, завоевавший любовь меломанов и признание профессионалов. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Questa Musica Филипп Чижевский – лауреат II Всероссийского конкурса хоровых дирижеров (2008, II премия). Филипп Чижевский — имя, наконец продлившее список дирижеров, на которых в Москве «правильно ходить», и переместившее Теодора Курентзиса и Владимира Юровского из разряда «молодых» в разряд «зрелых».
Филипп чижевский дирижер биография личная жизнь. Биография. Дирижер в вашем понимании - это кто
И "Ритуал" Альфреда Шнитке памяти погибших во Второй мировой войне, и в особенности "Озарения потустороннего" Оливье Мессиана российская премьера; этим сочинением мы завершим концерт. В тональность первого отделения вписывается и мировая премьера пьесы Юрия Каспарова "Остановилось время! Программа концерта «Другое пространство.
Филипп Чижевский создал ансамбль в 2008 году совместно с супругой Марией Грилихес.
С коллективом дирижер исполняет старинную музыку на исторических инструментах, представил множество премьер сочинений, провёл большое количество концертов в России и за рубежом. Концертные программы Филиппа Чижевского включены в афиши крупнейших московских концертных залов — Московской государственной академической филармонии, Большого зала Консерватории, Зала «Зарядье», Дома культуры «ГЭС-2». Филипп Чижевский выступал с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, в числе которых Госоркестр им.
С 2014 года маэстро является постоянным приглашенным дирижером Большого театра.
Это знаковое произведение и самому композитору открыло новый творческий путь, вступив на который он отринул часть своего прошлого опыта, как если бы укрепился в дороге к высшей цели творчества, которую ранее избрал для себя так чтимый Бетховиным Иоганн Себастьян Бах. Популярнейшие произведения великих композиторов прозвучат со всеми необходимыми музыкальными элементами, привычными слушателю, но смысловые акценты будут смещены с буквы на дух, который композиторы вложили в них. Главные партии в оркестре 5 декабря исполнят лауреаты международных конкурсов Леонид Железный скрипка и Александра Коренева клавесин.
Дирижеру Филиппу Чижевскому и его ансамблю предстоит переосмыслить музыку Моцарта. Фото агентства Moscow Nights Большой зал Московской консерватории, ул. Большая Никитская, 13 25 апреля в 19.
ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ
- Билеты на концерт «Брукнер+», Дирижер Филипп Чижевский
- Люблю гулять…
- ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ
- Московская консерватория - персоналии - Чижевский Филипп Иванович
- Время. Дыхание. Адреналин.
Филипп Чижевский: Игра должна быть опасной
Филипп Чижевский слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. Филипп Чижевский. Дирижер. Биография Спектакли Галерея Пресса Новости театра. Филипп Чижевский — о том, что значит быть дирижером, как выстраиваются отношения с оркестром и что общего между старинной и современной музыкой. Группа посвящена творчеству дирижёра Филиппа Чижевского и всему сопутствующему.
Филипп чижевский дирижер биография личная жизнь. Биография. Дирижер в вашем понимании - это кто
С оркестром Капеллы Чижевский участвовал в проведении Первого Всероссийского музыкального конкурса и был удостоен благодарности Министра культуры Российской Федерации. В 2013 году с ансамблем Questa Musica осуществил постановку «Истории солдата» И. Стравинского хореография Олега Глушкова. С 2014 года является дирижером Большого театра. Совместно со скрипачом Романом Минцем осуществил запись музыки Леонида Десятникова «Эскизы к закату» и «Русские сезоны». Является художественным руководителем II Международного фестиваля православного пения «Просветитель» о. В рамках V фестиваля актуальной музыки «Другое Пространство» совместно с В.
Возвращаясь к Брамсу, скажу, что его Второй фортепианный концерт — более виртуозный, а в Первом — больше интеллектуальной, внутренней духовной работы. К нему надо подходить с максимально очищенным сознанием. Здесь не выехать на пианистическом блеске. Это не музыка эффектов.
То же самое и у Брукнера. В целом вся программа — вдумчивая. Мы попытаемся посмотреть внутрь себя, поразмышлять, что с нами происходит, может быть, попробуем спроецировать какие-то идеи на нашу жизнь сегодня, если мы расцениваем музыку как спасательный круг, который помогает людям испытывать эмоции, чувствовать, задумываться. Мы хотим поговорить о душе, хоть ее у кого-то и нет. Душа есть? Я вдруг вспомнил другой жанр, но на самом деле — всё об одном. Балабанов показывает жуткий треш, но говорит о том же, что и композиторы: говорит о Боге, просто другим языком. МТ И в то же время в этой музыке сочетается несочетаемое. Про финал Третьей симфонии сам Брукнер говорил: «Смотрите, здесь, в этом доме — большой бал, а рядом, где-то за стеной, на смертном одре покоится великий человек». Он сталкивает разные темы друг с другом — точно так же, как эти события могут парадоксально сталкиваться в жизни.
ФЧ Да-да. Кстати, в плясовой теме финала очень много русскости! И у Малера есть подобные мотивы. Где они могли это услышать?.. МТ Что вы скажете про музыку Адамса? В чем ее особенность? ФЧ Думаю, что он в своем творчестве смог аккумулировать разные стили и сделал это точно и изящно. Я бы сравнил такой подход с танцем афроамериканцев или с японскими мастерами единоборств: они делают небольшие движения, но в каждом из них — максимум энергии. Не стоит относить Адамса ни к минимализму, ни к постминимализму, ни к какому-либо другому музыкальному направлению. Он исследует стили на грани и получает кайф от микронесовпадений, от смещения.
Он играет с возможностью раздвинуть временные границы. Сочинение Tromba Lontana длится всего четыре минуты, но оно начинается из ниоткуда и уходит в никуда. Это проецирование бесконечности. МТ У Адамса в этом сочинении солируют две трубы. В Третьей симфонии Брукнера — тоже соло трубы. Есть ли в этом какая-то параллель? ФЧ Пожалуй, это можно соотнести, но я об этом не думал. Вообще, для Брукнера медные инструменты — особая каста. Это глас Божий.
Обилие страсти и живого чувства позволит развернуться молодой команде во всю мощь, а Филиппу Чижевскому — вступить в диалог с публикой о Бетховене. Это знаковое произведение и самому композитору открыло новый творческий путь, вступив на который он отринул часть своего прошлого опыта, как если бы укрепился в дороге к высшей цели творчества, которую ранее избрал для себя так чтимый Бетховиным Иоганн Себастьян Бах. Популярнейшие произведения великих композиторов прозвучат со всеми необходимыми музыкальными элементами, привычными слушателю, но смысловые акценты будут смещены с буквы на дух, который композиторы вложили в них.
Стравинского хореография Олега Глушкова. С 2014 года является дирижером Большого театра. Совместно со скрипачом Романом Минцем осуществил запись музыки Леонида Десятникова «Эскизы к закату» и «Русские сезоны». Является художественным руководителем II Международного фестиваля православного пения «Просветитель» о. В рамках V фестиваля актуальной музыки «Другое Пространство» совместно с В. Юровским и Ф.
Интервью с дирижером Филиппом Чижевским
«Музыка – это не музей»: интервью с дирижером Филиппом Чижевским | Филипп Иванович Чижевский — российский дирижер и педагог. Лауреат всероссийского конкурса дирижеров (2008). |
Московская консерватория - персоналии - Чижевский Филипп Иванович | Фото: из личного архива Филиппа Чижевского. Большой театр Филипп Чижевский Это мой город. |
Филипп Чижевский, Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова | Билеты на концерт «Брукнер+», Дирижер Филипп Чижевский продаются онлайн на сайте |
Филипп Чижевский: Игра должна быть опасной | Музыкальная жизнь | Программу представляет дирижер Филипп Чижевский, рассказавший Илье Овчинникову об отношениях новой музыки с музыкой барокко и о том, возможен ли абонемент «Весь Шёнберг». |
Оперная дива Евгения Бургойне и дирижер Филипп Чижевский рассказали о концерте в Бурятии | Филипп Чижевский – известный российский дирижёр нового поколения. |
Филипп Чижевский - Бинокль | Филипп Иванович Чижевский — российский дирижер и педагог. Лауреат всероссийского конкурса дирижеров (2008). |
Время. Дыхание. Адреналин. | Филипп Чижевский — лауреат премии «Золотая Маска» в номинации «лучший дирижёр в опере» и всероссийского конкурса дирижёров, приглашённый дирижёр Большого театра России, дирижёр Государственной академической симфонической капеллы России. |
Филипп чижевский дирижер биография личная жизнь. Биография. Дирижер в вашем понимании - это кто
© 2024, RUTUBE. Интервью с дирижером Филиппом Чижевским. 12+. Филипп Иванович Чижевский — российский дирижер и педагог. Лауреат всероссийского конкурса дирижеров (2008). Главная» Новости» Чижевский филипп дирижер афиша. Интервью с Филиппом Чижевским, ставшего в 2023 году самым востребованным в России дирижером, — о том, как исполнять барочную музыку и современную, чем Брукнер отличается от Малера, как работается с Константином Богомоловым, как работать в мире ограничений и. В Москве состоится концерт дирижера Филиппа Чижевского и его ансамбля Questa Musica.
Дирижер Филипп Чижевский исполнил великую ораторию Генделя "Мессия" в Московской филармонии
Филипп Чижевский. Дирижер. Финальный концерт пройдет под управлением Филиппа Чижевского. Дирижер впервые представит на сцене театра масштабную симфоническую программу. Филипп Чижевский – российский дирижер, завоевавший любовь меломанов и признание профессионалов. Филипп Чижевский — молодой динамичный музыкант, всегда неожиданный аранжировщик, способный открыть для слушателя новые грани хорошо знакомых произведений, если не сказать их суть.
Это мой город: дирижер Большого театра Филипп Чижевский
Филипп Чижевский биография, фото, спектакли. Режиссер, музыкант | Филипп Иванович Чижевский — российский дирижер и педагог. Лауреат всероссийского конкурса дирижеров (2008). |
Оперная дива Евгения Бургойне и дирижер Филипп Чижевский рассказали о концерте в Бурятии | Филипп Чижевский — известный российский дирижер. |
Это мой город: дирижер Большого театра Филипп Чижевский
И "Ритуал" Альфреда Шнитке памяти погибших во Второй мировой войне, и в особенности "Озарения потустороннего" Оливье Мессиана российская премьера; этим сочинением мы завершим концерт. В тональность первого отделения вписывается и мировая премьера пьесы Юрия Каспарова "Остановилось время! Программа концерта «Другое пространство.
Преподаватель МГК имени П. Чайковского Кафедра оперно-симфонического дирижирования. Дирижер Государственной академической симфонической капеллы России. Основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Questa Musica. Филипп Чижевский создал ансамбль в 2008 году совместно с супругой Марией Грилихес.
С Евгенией мы не были знакомы раньше. Всё случилось сегодня, благодаря Наталье. Это была её инициатива, её выбор солистки для нашего проекта.
И я думаю, очень удачно получилось. Были ли какие-то недопонимания между Вами? Филипп: Первая репетиция прошла спокойно и, в хорошем плане, расслабленно, без напряжения.
Думаю, что мы правильно двигаемся. Музыканты подготовлены, и наша солистка Евгения также в подготовленном состоянии. Репетиционный процесс идёт нормально, всё в порядке.
Все совместные моменты уже оговорили. Ещё одной репетиции перед концертом будет достаточно. Евгения: Вообще это моя первая работа с российскими музыкантами.
Всё, что происходит вокруг, мне очень нравится. Между творческими людьми барьеров в общении практически не бывает. Мы общаемся с помощью какого-то необъяснимого языка, языка музыки.
И это впечатляет. Мария: Репертуар мы формировали совместно с Евгенией. Большая переписка между нами продолжалась месяцами.
Она присылала свои предложения по интернету, мы вместе искали ноты, формировали программу. Филипп: Программа очень интересна и разнообразна. Публика сможет услышать отличия, стилистические особенности, присущие, скажем, только английскому барокко.
К слову, оно стилистически близко к французскому. Известно, что в 17-18 веках Франция была законодательницей мод, в том числе и в музыке. Поэтому между Англией и Францией в музыке очень много общего в плане украшений, мелодических аспектов.
То есть всех основных представителей музыкального барокко Италии, Франции и Англии. В чём отличие их звучания от современных?
А потом — в тяжелый момент — ты вспомнишь и скажешь сам себе: а вот смотри, ведь было тогда хорошо. Про карму я бы сказал, что для меня это диалог с собой. Когда ты молишься, ты произносишь слова внутри — это нахождение в постоянном диалоге. С собой и Богом. Я не ставлю себе какие-то жёсткие рамки, человек слаб, нас такими сделала природа. Мы можем становиться лучше или хуже только по отношению к себе.
Каждый человек уникален, индивидуален, нас великое множество. И каждый отдельный неповторимый росток. Общайся с собой, пытайся находить интерес в этом общении, и тогда тебе не будет скучно. С музыкой, без музыки, на природе, в каменных джунглях. Кто-то это называет стремлением к абсолюту. Идёшь от машины к концертному залу, у тебя тяжёлая сумка с партитурами, а сверху еще льет дождь. А если серьезно, то раздражение — это нормально. Это эмоция, которая проходит, и наступает спокойствие.
Спокойствие проходит, наступает возбуждение. Самое главное — твоё отношение к этому раздражению в данный момент. Всё надо проживать: в этот момент ты находишься в собственной полноте. Она тебя обогащает изнутри и снаружи. Мне даже интересно, когда меня что-то раздражает. Значит ты чувствуешь. И классно, что это так. Без промедления отвечаю, что ничего.
Мне кажется, что как оно сложилось, так сложилось. Я за все благодарен. Всё на своём месте. Искренне в этом убеждён. Господь сам выстраивает человеческую жизнь таким образом, как это полезно для того или иного человека. Сел в тюрьму, дали пожизненное заключение — значит, этому человеку так полезно. Другой вышел из подъезда, ему кирпич упал на голову — возможно, таким образом его оградили от каких-то нехороших поступков, которые он мог бы сделать. Заключается в том, что, допустим, через 24 часа человек умрёт, закончит свое существование в этом теле.
Нужно прожить эти 24 часа таким образом, будто бы это на самом деле последние часы в жизни. Как бы Вы играли в такую игру? В Америке — в тех штатах, где смертная казнь — перед смертью есть последний ужин. Приговоренные могут себе заказать все что угодно. Кто-то заказывает пудинг, стакан молока, вино. Здесь больше, чем такой заказ: 24 часа. Их можно прожить, ничего не меняя, как обычный день. Вспомнил, как моя старшая дочь ей 16 как-то говорит: давай, папа, поболтаем.
Спросила: а что для тебя самое страшное в жизни? Я ответил: не успеть покаяться перед смертью. Если бы мне сказали, у тебя есть 24 часа, я бы попробовал примириться со всеми, с собой, покаяться. По крайней мере я бы попытался. Без игры в 24 часа? Так устроен человек. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Мы зачастую задумываемся только в тяжелые моменты.
Человек идёт ставить свечку, чтобы всё наладилось и Бог ему помог. Когда у нас все хорошо, мы беззаботны. Вот рассказ по теме вопроса. Как я уже говорил, летом у меня был поход на полуостров Канин. В целом сложная логистическая история. Из Архангельска мы 4 часа на маленьком самолёте летели в Шойну. Потом нас ещё двое суток забрасывали на огромных вездеходах. Мы должны были делать по 20 километров в день в условиях полного бездорожья.
Так вот: у нас сложилась ситуация, когда я понял, что велика вероятность того, что мы больше отсюда не вернёмся вообще. Так получилось, что мы остались без навигации: упал в воду телефон. Остались только советские карты современных карт той местности нет.
Филипп Чижевский — сообщество поклонников
То, что было год назад, может быть не очень созвучно сегодня. Что такое вообще концерт? Это трансформация, некий переход. Мы этот переход можем ощутить только в этой атмосфере концерта. Если нет хотя бы одной составляющей, то есть зритель-исполнитель-композитор, как минимум, эффект уже не тот. Зритель дает энергию, которая необходима исполнителям. Во времена пандемии и онлайн-концертов ощущения были другие.
Да, артист стоит на сцене, играет музыку, его снимает камера, это транслируется. Он знает, что у него большая аудитория, естественно, больше, чем в концертном зале.
Первые два выступления состоятся 27 и 28 апреля в Стамбуле, в зале Tim Show Center. А заключительный концерт тура пройдет 30 апреля в концертном зале Президентского симфонического оркестра CSO Ada Ankara — на закрытии 38-го Международного музыкального фестиваля в Анкаре, являющегося одним из крупнейших событий в Турции в области классической музыки и неизменно привлекающего внимание большого числа туристов и жителей Анкары. В Анкаре солировать будет известный пианист, лауреат более двадцати международных конкурсов Андрей Коробейников, с которым БСО им. Чайковского связывает длительная дружба: концерты оркестра с участием Андрея Коробейникова проходили в крупнейших залах России, Великобритании, Германии, Австрии, Нидерландов, Словакии и других стран.
Довольно рано стал здесь работать.
Потом появилась семья. Люблю гулять… В Нескучном саду. Там прошло мое детство. Китай-город, Бульварное кольцо. Патриаршие пруды. Мой любимый район… Сейчас мы живем в Левшинском переулке. Там хорошо.
Люблю старую и тихую Москву. Мой нелюбимый район… Не хотел бы говорить из-за уважения к людям, которые там живут.
Сейчас мы уже приступили к работе и много репетируем, в программе концерта — «Реквием» Моцарта. Я не знаю ни одного человека на планете Земля, который был бы не знаком с этой музыкой и кого она могла бы оставить равнодушным.
Важно вместе со зрителем испытать те чувства, которые композитор испытывал, когда писал музыку, и те трансформации пережить, и вспомнить всякие легенды, которые вокруг этого сочинения ходят. Я учился в Хоровом училище Свешникова в Москве, это был, по-моему, первый мой концерт во «взрослом» детском хоре мальчиков лет в восемь. Концерт был в Большом зале консерватории. Мы пели наизусть, нас очень долго готовили.
Затем я играл его неоднократно: и в скрипичном варианте, и на аутентичных инструментах, и на современных инструментах, и с большим хором, и с ансамблем — каждый раз по-разному. Каждый раз, когда я прикасаюсь к этой музыке, я пытаюсь заново прожить ее. В принципе, это мое кредо — стараться открывать партитуру с чистого листа для себя и делать актуальной, играть так, как чувствуешь именно сейчас.
В 2008-11 — художественный руководитель и дирижер хора Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных, преподаватель по специальности «дирижирование». Дирижер – Филипп Чижевский" по лучшим ценам, мероприятие будет проходить в Консерватории им. Чайковского, смотрите афишу и расписание. Дирижер — Филипп Чижевский. Трансляция завершилась 30 октября 2023. Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя. Открывая цикл барочных концертов в Зале им. Чайковского, дирижер Филипп Чижевский и его команда Questa Musica исполнили великую ораторию Генделя "Мессия". С 2016 года Филипп Чижевский сотрудничает с Tokio New Sity Orchestra (Япония, Токио). Дирижёр ансамбля, Филипп Чижевский двукратно удостоен театральной премии «Золотая Маска», является лауреатом музыкальной премии BRAVO, имеет множество дипломов и наград.
Содержание
- Подписаться на нашу рассылку
- Новости и пресса
- Содержание
- Филипп Чижевский - Персоны - Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича
- Ансамбль Questa Musica. Дирижер — Филипп Чижевский
- Оперная дива Евгения Бургойне и дирижер Филипп Чижевский рассказали о концерте в Бурятии
Дирижер Филипп Чижевский исполнил великую ораторию Генделя "Мессия" в Московской филармонии
Калинина и оперно-симфоническое дирижирование класс Народного артиста России, профессора В. Показать полностью.
Знакомили нас с музыкой щедро. Все, что они преподносили, мы принимали сами, либо не принимали.
Вероятно, отсюда ноги и растут. В Московской консерватории совершенно удивительные лекции по музыке Баха, вообще, в целом по музыке эпохи барокко читал Михаил Александрович Сапонов. Он давал нам диски, разные записи. Я тогда стал серьезно интересоваться именно исторически-информированным исполнительством, еще задолго до того, как у нас с женой появился коллектив — Questa Musica это было в 2008 году.
Примерно тогда же я стал интересоваться и тем, что пишут сейчас, у меня появилось много друзей-композиторов. В Москву стали часто приезжать большие мастера. Их стали приглашать концертные организации. Помню «Страсти по Матфею» с Филиппом Херревеге в Большом зале консерватории, я тогда был студентом второго, наверное, курса.
А дальше у нас появился коллектив, и мы стали пробовать себя в разных камерных жанрах. А камерная музыка — это зачастую либо барокко, либо современные опусы. То есть романтический репертуар ты небольшим составом вряд ли сможешь сделать, за исключением каких-то миниатюр. Для меня сочетание разных эпох — сродни контрастному душу: прочищает сосуды.
Когда ты из старой музыки окунаешься в новую, ты смотришь на нее так же пристально. Потому что в старых партитурах мало информации как таковой. Соответственно, ту информацию, что есть — ты стараешься буквально под лупой рассматривать. И вот с таким же щепетильным подходом ты исполняешь музыку более позднюю, которая хорошо сочетается с чем-то ренессансным.
Когда ты проделываешь больше исследовательской работы, результат получается точнее. Это касается и инструментального, и вокального искусства. Филипп Чижевский. Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии Для чего нужен дирижер?
Нет, ни в коем случае. Объясню, почему. Музыка — это не музей. Аутентисты зачастую занимаются музеем.
Это мне не близко. Они изучили музыкальные трактаты, и у них есть свое представление, видение, своя интерпретация этих текстов — о темпах, украшениях, агогике и так далее. Но я склоняюсь к тому, что те интерпретационные метаморфозы, которые произошли с интересующими аутентистов сочинениями сквозь века, включая двадцатый — оттуда тоже можно что-то взять, учитывая опыт предшественников. Вот это мой путь, и мне он близок.
Пока мне интересно взять сочинение Пёрселла мы будем делать в следующем сезоне «Королеву фей» и интерпретировать его через призму XXI века, но с атрибутами того времени, в котором творил Пёрселл. Повторюсь, названные вами аутентисты для меня не дирижерские ориентиры, а специалисты довольно узкого профиля, которые досконально знают то, чем занимаются по большей части это старинная музыка, хотя некоторые из них дирижируют и венскими классиками, и романтиками , и, наверное, отдают себе отчет в том, что, может быть, они недостаточно компетентны в какой-то более поздней музыке. Потому что дирижер барочного оркестра он также может быть и скрипачом, и клавесинистом — это несколько иной принцип управления. Для чего нужен дирижер?
Для того, что музыканты не могут сделать без него. Раз, два, три, четыре или раз, два, три — сложнее ничего в ранней музыке нет. То есть это какое-то дыхание, действительно, то, что музыканты не могут сделать без тебя: какие-то странные, сложные экзерсисы, нуждающиеся в дополнительном показе. Поэтому дирижер — как рассказчик.
Те мастера, которых вы назвали — они выступают именно как рассказчики, историки-ученые, которые обучают музыкантов тому, как надо, например, сыграть ту или иную трель. Но что отличает профессию дирижера от профессии исследователя, учителя? Я склоняюсь к тому, что дирижер как таковой — это человек, который может встать за пульт и добиться результата без слов. Быть убедительным с точки зрения жестов.
Допустим, генеральная репетиция и концерт: ты должен смочь встать за пульт и продирижировать, чтобы ты был понятен большому количеству музыкантов, чтобы в каких-то вещах, где ты действительно нужен а это поздний репертуар — Малер или Стравинский , ты был понятен и убедителен. Вот, собственно, это и есть дирижирование. На самом деле, возвращаясь к вашему вопросу о разных стилистических предпочтениях в музыке: для меня вся музыка современна. Каждое сочинение, которое мы берем, его написал наш современник.
XV век, XXI — неважно. Что же касается трактовок аутентистами более поздней музыки, то порой встречаются убедительные. Франсуа Ксавье Рот, который играет ранний французский репертуар Рамо, Люлли и так далее , прекрасно сделал «Весну священную» Стравинского на инструментах начала XX века. Марк Минковски блестяще записал «Фантастическую симфонию» Берлиоза на исторических инструментах.
Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии Романтика аутентизма Существует и другая точка зрения: аутентисты, занимающиеся старинной музыкой, неспособны по-настоящему понять романтиков и сыграть их должным образом. Мне и самому их трактовки романтической музыки, за редкими исключениями, не кажутся безупречными. Там на диске, по-моему, «Кориолан» еще. Видимо, сделали «Кориолан», чтобы добить до полного диска.
Хотя это неправильно. Так же, как неправильно, что должно быть два отделения по 45, условно. Если ты исполняешь сочинение 10 минут, но оно очень насыщенное, то у тебя весь концерт может идти 10 минут. Или человек пришел на это сочинение, послушал эти 10 минут, и достаточно.
Трактовки романтического репертуара… Вообще, романтическая эпоха — она, на самом деле, до сих пор находится в каком-то таком флере неясностей. Потому что очень много событий происходило. Вот даже в плане строя — ранний романтический строй, поздний романтический строй, модификации, которые происходили с инструментами, тот путь, который проделала музыка за XIX век — он, в принципе, во многом схож с тем, что произошло в XX веке. Просто скорости набирали обороты, поэтому XX век — совсем стремительный.
Но XIX век не менее стремителен, если в этом покопаться конкретно, потому что XIX век — это и Шёнберг в том числе, его «Просветленная ночь» — позднеромантическое сочинение. Как играть Брамса, Шумана, Шуберта — большой вопрос… Весь этот маркетинг, связанный с инструментами… Если ты хочешь быть модным, то ты должен играть на новых дудках. Ну было такое, действительно. Как сейчас: если ты хочешь выйти на Патрики, у тебя должен быть Айфон последней модели.
Я очень грубо говорю. То есть, условно, Шуберта, допустим, ранние симфонии — их совершенно спокойно можно играть в тридцатом строе, но если хочешь быть в тренде, то играй в тридцать пятом и немножко на других дудках. На это, соответственно, нужно потратиться, но ты будешь модным. А в чем для Вас принципиальная разница в исполнении си-минорной Мессы Баха и симфоний Бетховена?
Какой интересный вопрос. Принципиальная… Я сначала подумал сказать про эмоцию какого-то другого порядка. Для меня, наверное, важна внеконфессиональность Баха, он ведь вне религии находится, но когда слышишь баховскую музыку, для тебя перестает существовать вопрос, а есть ли Бог. Причем у меня есть друзья, знакомые, которые… Один товарищ у меня есть — язычник, и когда мы общаемся на тему Баха, он не отрицает существование Бога.
У Баха ультраэмоциональная музыка, зачастую она более эмоциональна, чем в самых кульминационных и разухабистых моментах у Бетховена. Поэтому для меня финал Девятой симфонии — ничуть не сильнее по эмоции, чем переход от Crucifixus к Et resurrexit в Мессе си-минор. Так что какой-то принципиальной разницы для меня нет. Не покривлю душой, если скажу так.
В последнее время вы все активнее беретесь за романтическую музыку. Опять вернусь к той теме. Вы сами довольны своими трактовками Брукнера и Малера? Эти композиторы для меня очень естественны, я их чувствую так же, как… Скажем, я люблю в походы ходить.
Редко получается, но тем не менее. Допустим, на Эльбрус забираешься, идешь этот долгий путь… Вот это брукнеровское построение. Или опера Рихарда Вагнера без антракта, которую мы сейчас делали имею в виду «Летучего голландца». Малера я дирижировал в Московской филармонии, Четвертую симфонию — сейчас бы я, наверное, какие-то вещи по-другому сделал.
Что было хорошо вчера, сегодня плохо. Ну не то чтобы плохо — иначе. Я сторонник такого подхода. Не слушаю свои записи.
Раньше у меня была такая привычка, а в последние годы не слушаю. Наверное, после карантина перестал это делать. То есть меня перестало интересовать то, что я уже сделал. Поэтому мне сложно ответить, доволен ли я.
Сейчас, на сегодняшний момент, я, наверно, отвечу, что нет, недоволен, поскольку я что-то сделал бы по-другому. Но какие-то вещи, безусловно, произошли, и я уверен, что они были неплохие, и, может быть, мне их не удастся повторить так же, но это и не нужно. Фото из личного архива Бессловесный интеллект Вы сказали о дирижерской профессии, которая в идеале для вас, если я правильно понял, профессия без слов. Да, наверное.
Тогда не могу не спросить о Геннадии Рождественском и Владимире Юровском, которые славились и славятся своими прологами к концертам. Насколько этот опыт для вас важен? Это другое. Рождественский как раз был за то, чтобы ничего не говорить.
Когда он репетировал, он практически ничего не говорил. У него были репетиции, когда он сказал «здравствуйте» и «встретимся на концерте» или «спасибо большое, до завтра». А «Истории с оркестром»? Но это же не репетиционный процесс.
Это лишняя возможность поблистать эрудицией и рассказать… Даже не поблистать, а сделать какие-то свои мысли, суждения, знания достоянием общественности. Но это не имеет отношения к дирижерской профессии. Это как раз их другая сторона, другой их талант. Вам близок этот талант?
Вы не хотели бы этим заниматься? Я не люблю говорить со сцены и не чувствую в этом никакой необходимости. Для меня это два разных жанра. Я с удовольствием поговорю о музыке и о сочинении, и, допустим, даже если я чем-то хочу поделиться, пусть это будет другой день и встреча со зрителем, какое-то общение в другом формате.
Но я бы совершенно четко эти моменты разграничивал, потому что если ты играешь концерт, то ты должен быть сконцентрирован только на этом, иначе ты недоговариваешь в музыке. Я не представляю, честно, — как это, долго говорить, потом поворачиваться и дирижировать, для меня эти вещи несовместимы. Но при этом… Хорошо, задам такой вопрос: современный дирижер обязан быть интеллектуалом? Да, сто процентов.
Несовременный дирижер тоже. В принципе, эта профессия — почему она выкристаллизовалась? Это ведь не только когда человек повернулся спиной к залу, и музыка стала чуть сложнее, и нужно показать, где вступает флейта, а где кларнет. Безусловно, интеллектуализм дирижера — путь облегчить репетиционный процесс.
Сократить репетиционное время, когда ты оптимизируешь то, что думают музыканты, потому что современный дирижер должен быть и психологом, и слышащим человеком. Не «я сказал, и будет так», а «мы подумали, высказались, и я принял решение». Вот это, наверное, ближе. Да, ты должен принимать решение, но ты и музыкантов должен слышать.
Поэтому, когда я репетирую с оркестром, я часто задаю вопрос музыкантам, что они думают по тому или иному поводу. Не всегда получаю ответ, но вижу в глазах заинтересованность, и меня это подкупает. А потом, допустим, в антракте ко мне подходят, и начинается дискуссия, я всегда с удовольствием беседую. Почему дирижер должен быть интеллектуалом?
Та внутренняя подготовка, которая ведется до выхода к пульту — это, собственно, основной путь, когда у тебя складывается сочинение, и ты уже должен быть готов выступать с ним перед публикой. Репетиционный процесс — три, четыре репетиции, или восемь, неважно, в зависимости от сложности — это уже финиш, когда ты доводишь сочинение до конца в своей голове. Безусловно, в этот момент ты можешь от чего-то отказаться, а к чему-то, наоборот, прийти, что-то тебе музыканты подсказывают своей игрой — у меня такое часто бывает. Интеллектуальная база безусловно важна.
Должен ли я знать контекст, иметь представление о том, что происходило в музыке, не только американской, до этого сочинения? Наверное, да.
Тогда публика принимала эту музыку точно так же, даже ещё более критично и с неким протестом.
Сейчас же для нас это классика. Филипп: Мы играем как старинных, так и современных композиторов, включая ультрасовременных. Делаем это очень открыто.
Стараемся привнести дух XXI века и в ту музыку, которая была написана три-четыре века назад, но, безусловно, учитывая опыт прошлых поколений и стилистические особенности исполнительства той эпохи. Но мы никогда не говорим: нужно играть так, а не иначе. Мы не замыкаемся, а создаём эмоциональный выплеск и развиваемся дальше.
Последующим поколениям судить, правильно мы поступали или нет, и им искать другие пути решения. Хотелось бы продолжить сотрудничество с российскими музыкантами, но боюсь, что пока у меня не хватит на это времени. Мария: 2014 год будет насыщен английской музыкой, так как это год культуры Великобритании в России.
У нас очень много программ, которые попали в рамки этого года. Будет музыка старинных английских композиторов: Джона Блоу, Пёрселла, Генделя. Наш ансамбль ведь не только инструментальный, но и вокальный.
Будем выступать отдельно, также будут общие концерты. Из крупных совместных проектов с вокальной частью готовитсяоратория "Мессия", которую мы сыграем в консерватории на Пасху. Тогда, кстати, и была премьера — на Пасху 1741 года.
Кроме этого, в наши планы входит приглашение солистов из Великобритании. Культурный центр Великобритании в Москве обещал нам с этим помочь. Что публика увидит из современных проектов ансамбля?
Мария: В этом сезоне мы повторим оперу "Франциск" современного композитора Сергея Невского. К слову, эта постановка получила четыре номинации на "Золотую маску". Одной из них удостоен и Филипп Чижевский за лучшую работу дирижёра.
Опера повествует о последних днях Франциска Ассизского, католического святого, символизирующего идеал аскетизма и смирения. Также планируется повторение "Истории солдата" Стравинского в постановке нашего друга, удивительного хореографа Олега Глушкова. Тем, кто не успел посмотреть постановку в прошлом сезоне, удастся посмотреть в этом.
Как здесь себя чувствуете, в настоящей сибирской зиме?
Концерт — некая трансформация: изменения для всех участников представления. Когда осознаешь это, то можно говорить, что играешь для вечности. Кто-то находит ресурс в уединении. Канадский пианист Глен Гульд ушёл в затворничество, когда ему было около 30. Он просто работал в студии в Торонто и перестал играть на публике. Когда я просыпаюсь, у меня есть некий ритуал — набор ежедневных занятий, которые я делаю утром.
Это меня заряжает, даёт настройку на день, запускает внутренние процессы. Про эмоции. На репетициях никогда не происходит того, что на концерте. Я не требую эмоции, которая появится во время выступления. Поэтому концерт очень сильно отличается от репетиции. Я делаю первый шаг, выхожу на сцену, начинается музыка. А далее как компьютерный квест.
Я не играю в компьютерные игры, но мне кажется, что эти процессы похожи, когда ты первый раз проходишь какой-то уровень, там, возможно, появится какой-то монстр или ты должен увернуться от летящего на тебя предмета. Это адреналин, который мы должны испытывать в момент исполнения. Музыка должна быть опасной. И когда ты исполняешь музыку, ты должен чувствовать эту опасность, у тебя должен быть задор. Если музыка не заводит — займись каким-то другим делом. Оно в работе дирижёра очень важно. Вы как-то отдельно работаете с дыханием?
Так что музыкой я начал заниматься раньше, чем говорить. Пение это и есть дыхание. Все, что связано с речью, тоже дыхание. Дыхание музыки. Когда певец спел первую арию в опере, он должен понимать, что у него впереди ещё большое количество музыкальных фрагментов, это только начало. Но беречь себя нельзя ни в коем случае! Каждая нота должна умирать после взятия.
Скрипка издаёт звук, певец спел ноту, — она исчезла. И в таком виде больше никогда не повторится. Так же, как выдох. Я выдохнул. Больше такого выдоха никогда не будет. Планета дышит, Вселенная дышит, галактики дышат: так можно продолжать бесконечно. Слово «дыхание» можно употреблять касательно очень многих вещей.
Дыхание музыки, дыхание фразы. Ты находишься на сцене и дышишь по-разному в зависимости от того, какая музыка. Твоё дыхание может сбиваться, и это тоже будет созвучно музыке. Оно может быть ровным, плавным, текучим, либо ты можешь чувствовать, что у тебя сейчас сердце разорвётся. Возможно, это ритм? Музыкальное время понятие очень условное. Везде есть ритм.
В организме циркулирует кровь в определённом ритме. А ты можешь сидеть спокойно, замерев — внешне будучи безжизненным. В Улан-Удэ есть монах Пандидо Хамбо-лама Даши-Доржо Итегелов, который почти 100 лет назад вошёл в состояние самадхи — это близко к клинической смерти. У него до сих по идут физиологические процессы, которые фиксируют специалисты. Ритм если говорить про музыку, есть везде. Даже если это линеарная музыка. Григорианский хорал: такая музыка тоже обладает внутренней организацией.
В сильных, слабых долях музыки можно найти пластику. Ритм — неотъемлемая составляющая любых процессов во Вселенной. Земля, музыка, растёт дерево, бурлит река — во всём есть ритм. О подобном я думал, когда находился на природе где не бывал человек. Прошлым летом я ходил с моим другом-композитором Алексеем Сысоевым на Канин — полуостров между Баренцевом и Белым морем. Рукотворная музыка там не нужна, там и так всё прекрасно звучит. Возвращаясь к времени и вечности.
Когда с музыкой общаешься «на ты», она тебе больше раскрывается. С Брукнером, Малером «на ты».